Вопросы к учебному занятию: Античное общество и античные государства (Рим, Греция)


НазваниеВопросы к учебному занятию: Античное общество и античные государства (Рим, Греция)
страница1/6
Дата публикации28.05.2013
Размер0.74 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4   5   6
Лекция № 5. Античные государства (Греко-римская античная цивилизация)

Вопросы к учебному занятию:

  1. Античное общество и античные государства (Рим, Греция).

  2. Образование Афинского государства. Основные этапы становления: от общинного строя до рабовладельческой демократической республики.

  3. Возникновение римского государства.

Актуальность темы:

Изучение зарождения и развития общественных отношений и формы государственного устройства, характерных для античного мира, традиционно начинается с анализа становления и эволюции общества и государства в Древних Афинах и заканчивается Древним Римом.

Исторические, первыми на территории Европы политическими обществами, сложившимися в странах Средиземноморья во II-I тыс. до н.э. являются как раз Древняя Греция и Древний Рим.

В первую очередь цивилизации Древнего Рима и Древней Греции, положили начало всей государственности и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного мира.

^ 1. Античное общество и античные государства (Рим, Греция)

Античное общество и античное государство по сравнению с Древним Востоком представляли новый этап общей человеческой истории и имели отличительные от Востока характерные черты, заключавшиеся в:

  1. особенностях общественно-юридического быта: индивидуальная собственность (на Востоке – государственная), ярко выраженный рабовладельческий уклад хозяйства (на Востоке рабовладение проявлялось незначительно).

  2. Большая роль морских путей, стимулировавших экономические усилия народов. Античный мир, подобно Древневосточному, являлся Морской цивилизацией, с раннего времени связанной военно-торговыми отношениями (Древний Восток – речная цивилизация).

  3. Большое развитие в отличие от Древнего Востока в Античном мире получило денежное хозяйство, финансовые системы и военная политика.

  4. В отличие от «мирного» пути создания государственности в Древнем Востоке (восточная деспотия), развитие государственных форм античных государств проходило на фоне колонизации земель (военная демократия).

  5. Особый тип государственности, более высокий, чем древневосточная. Государство, построенное на принципах народовластия и гражданской свободы, соединенных с особым общественно-полисным строем. Высокая степень вовлеченности граждан в политическую и правовую систему, чем это было на Древнем Востоке.

  6. Именно на территории Древнего Рима и Древней Греции выработались политические и юридические формы, впоследствии определившие мировое развитие. (Институт гражданства, форма государства – демократическая республика – в Древней Греции; Система римского права – в Древнем Риме).

^ 2. Образование Афинского государства. Основные этапы становления: от общинного строя до рабовладельческой демократической республики

Государство возникало в Древней Греции дважды и дважды проходило путь от родовой общины до возникновения протогосударств. Надо отметить, что возникновение государственности на данной территории представляет собой «идеальный» характер. Это единственные государства, которые прошли весь путь от первобытного общества до возникновения рабовладельческого (являющимся также «чистым») государства.

Почему возникало два раза?

^ 1 период возникновения – Крито-Микенская цивилизация

1) Древнейшая в Европе цивилизация сформировалась на острове Крит в первой половине II тыс. до н.э. Около двух столетий длившаяся война между отдельными племенами (которые населяли остров уже 500 лет), закончилась победой одного из них, с раннеполитическим центром в г. Кносса. В городе был построен город-дворец (знаменитый лабиринт царя Миноса) занимавший всю территорию города – 16 тыс.кв.м. А также на данной территории активно происходило социальное расслоение общества. Первые зачатки протогосударства – Критское царство.

2) Примерно с сер. XV в. до н.э. Критское царство завоевывается племенами ахейцев из континентальной Эллады. В результате этого образуется временный единый государственно-политический союз нескольких народов. Общественная власть носит родоплеменной характер, но формируется ранняя общественная власть. – Минойское царство.

3) Минойское царство (XII-XI в. до н.э.) представляло собой типичное протогосударство, схожее с древневосточным. Почему схожее? Основа Минойского протогосударства практически такая же как и у государств Древнего Востока – распределительное хозяйство с принудительным трудом населения и в меньшей степени рабов. Глава царства – был и верховным жрецом. Сложилась прослойка богатой знати (из царского клана), связанная с жреческими функциями и раздачей общественно-государственных запасов. Минойское государство представляло собой теократию (подобно Египту раннего царства).

4) Территория исторической Эллады (Греции) заселялась с III тыс. до н.э. племенами, не имевшими ничего этнически общего с позднейшими греками. Послезавоевания (колонизации) территорий на острове Крит, ахейцы двинулись на Элладу. Ахейцы уже представляли собой общество с родовым укладом, но более развитой надобщинной администрацией (чем у Древнего Востока).

5) В процессе завоевание крито-эгейского мира у ахейцев активизировалось становление протогосударства. Центром такого протогосударства стал г. Микены (на юге Греции). Образовалось Микенское царство (втор.пол. II тыс. до н.э.). На территории Греции, жившие там племена изначально (до завоевания и колонизацией их ахейцами) имели свои национальные черты политического и общественного. Но вторжение ахейцев на данную территорию со своей протогосударственной организацией общества вытеснило родное устройство. Теперь во главе каждого клана-племени становится вождь – басилевс, одновременно является жрецом. Объединение кланов руководит Совет вождей, делящий власть с народным собранием. Вожди наследую в клане свои полномочия.

6) Исторической кульминацией тенденции к государственно-политическому объединению ахейских племен стала знаменитая Троянская война в XIII в. до н.э., известная по памятникам греческого эпоса – поэмам Гомера. Это было и время начала упадка крито-микенской цивилизации: вечная дележка за власть, внутренние и внешние междоусобицы, разобщенность племен.

7) С севера в Грецию вторгаются Дорийцы XIII-XII вв. до н.э. (по своим нравам и обычаям не имеющие ничего общего с организацией культуры и общества в Древней Греции). Вторжение продолжается до XI в. до н.э. Дорийцы окончательно раздавили ахейскую цивилизацию и крито-микенскую культуру. Именно Дорийцы считаются основателями новой греческой цивилизации и государственности.

^ 2-й период – собственно образование Афинского государства

Надо сказать, что до Македонской империи Греция не была единым государством и состояла из множества самостоятельных городов-полисов. В VIII-VII вв. до н.э. возникают Афины, Коринф, Мегары, Спарта, Фивы. Мы поговорим о возникновении самых крупных и исторически важных городах-полисах – Афинах и Спарте.

В своем развитии Афинское государство проходит 4 этапа:

- XI-IX вв. до.н.э. – предполисный «гомеровский» период или «темные» века», характеризовавшийся господством родоплеменных отношений;

- VIII- начало V вв. до н.э. – архаический период, в ходе которого шло формирование полисного типа общества и государства;

- V в. до н.э. – классический период, характеризующийся расцветом Афин (рабовладельческого демократического государства);

- V-IV вв. до н.э. – кризис афинской демократии, завершающийся заключением Афин в состав Македонской Империи.

а) Гомеровский период, темные века

С древнейших времен территорию Аттики заселяли четыре крупных племени (в том числе и Афины). Согласно преданию, такое деление было произведено царем Ионом. Существовала родовая организация. Каждая община была изолирована и производила самое необходимое сама: продукты, земледелие, скотоводство, простейшая утварь, одежда, орудия труда, элементарное оружие.

Административно территориальные единицы:

  1. Семьи (кланы)

  2. Семьи объединялись в роды (30 семей в каждом роде).

  3. Роды объединялись во фратрии (по 30 родов в каждой фратрии). Было три фратрии.

  4. Фратрии объединялись в филы (племена).

Таким образом Древнюю Аттику заселяли 10 800 семей. Такое деление имело большое значение и сохранялось на протяжении многих веков. Данное деление составляло основу политической (по фратриям и филам народ собирался на сходы для обсуждения важных вопросов) и военной (по фратриям и филам строилось ополчение во время походов) организации общины.

^ Структура надобщинной (политической) организации:

1) Глава филы – басилевс (верховный военачальник, верховный судья и жрец общины). Во главе фратрии стоял фратриарх. Не совсем ясным до сих пор остается вопрос преемственности басилевса (после смерти басилевса власть могла перейти к его сыну или другим родственникам, но иногда переходила к другому роду. Важную роль играла власть авторитета (личные достоинства кандидата). Получается что на данном этапе развития Афинского государства власть басилевса еще не устоялась окончательно.

2) В своей деятельности басилевс опирался на Совет старейшин. Со стоял Совет из представителей знатных родов. Его члены назывались – геронтами. Басилевс постоянно с ними советуется и без из их одобрения не принимает ни одного решения.

3) Свободные общинники (боеспособные мужчины каждого племени) входили в состав Народного собрания, где обсуждались разного рода текущие дела общины. Каждый свободный человек связан кровным родством с родовой общиной, пользуется всеми правами на территории своего племени. По жребию (клеру) свободный общинник получал надел земли (так и называлось – клер), он обрабатывает землю, имеет свою долю урожая. Потеря земельного участка была в то время равносильна изгнанию из рода. Добыча после очередного военного похода делилась между его участниками, никакой общей казны не было.

Общественный строй:

  1. Басилевс Афин.

  2. Аристы – зажиточная родовая знать (аристократия).

  3. Обезземелившиеся – феты (батраки). Они вынуждены были идти на службу под покровительство более сильных и состоятельных людей. Существовала форма наемного договора: Фет нанимался на год за определенную плату. Часто Фета ставили на одну ступень с рабами, так как по социальному положения они мало отличались друг от друга. Феты могли стать ремесленниками, матросами. Многие из фетов становились бродягами, нищими (особенно пожилые люди).

  4. Метанасы – вышедшие из общины, следовательно, вышедшие из-под власти басилевса.

  5. Рабы, патриархальное рабство.

Население Аттики становилось все более разнородным, четких определенных социальных групп еще не существовало. Власть басилевса все больше ослабевала, под его началом стало находиться все меньше людей, эта должность отживает свой век. А власти, которая могла подчинить своему авторитету все население, еще не было. Ни Совет старейшин, ни Народное собрание не могли взять на себя эту функцию.

б) Архаический период (реформы Тесея)

В XI в. до н.э. афинский басилевс Тесей отодвигает на второй план общинные органы управления, то есть басилевсе и Совет старейшин. Синойкизм – объединение четырех племен Аттики в единый народ. Собственно образование государства.

Органы политической власти:

  1. Басилевса заменяет коллегия архонтов (осуществляли непосредственное управление, административную и судебную власть).

  2. Вместо Совета старейшин - ареопаг (высшая власть). Комплектовался из архонтов, отслуживших свой срок.

  3. Полемарх – военачальник, военный специалист из ряда аристократии.

  4. Фесмофеты – осуществляли судебные функции (выносящие постановления).

Тесей был у афинян не только политическим, но и социальным реформатором, так он первый разделил всю массу народа на первоначальные сословия.

Общественный строй при Тесее:

  1. Эвпатриды – родственники вождей, пользующиеся наследственным правом участия в совете полиса, начало формирования которого положил также Тесей. Это были дети «славных отцов», аристократическая каста людей, за которыми признано прямое происхождение по мужской линии от основателей полиса.

  2. Геоморы – крестьяне с мелкими наделами земли, продолжавшие жить в сельской местности.

  3. Демиурги – ремесленники, которые уже концентрируются в более крупных поселениях и городах.

Геоморы и демиурги являлись классическими представителя демоса.

Данное расслоение общества на классы охарактеризовал окончание существования традиционного общинного строя. Афинский народ встал на путь перехода к цивилизации с хозяйством индивидуальной семьи, господством частной собственности и разделением общества на более четкие социальные группы по имущественному признаку.

Родовая знать составляла небольшую группу населения. Но и она впоследствии стала расслаиваться. Группы аристократов:

- Всадники - полноправные аристократы (сражающиеся на колесницах). Они делились на более богатых – пентакосиомедимны (получали 500 медимнов зерна в год) (только они могли занимать высшие должности в государстве) и на более бедных.

- Зевгиты (младший аристократ). Были ограничены в правах, потому что их земельный надел позволял приобрести лишь тяжелое вооружение.

Таким образом, возможность занятия высших государственных должностей ограничивалась даже для аристократов.

Но в скором времени в слоях населения (фетами, мелкими аристократами, разорившимися) нарастает недовольство своей жизнью. Положение данной группы населения стало невыносимым. Доходило до того, что хозяин просто не плати Фету за работу. Возможно хозяин хотел удержать работника у себя на следующий срок или продать за долги в рабство (ведь в то время гарантий личной свободы не было).

Такой произвол приводил к концентрации земли в руках богатой аристократии. В демос входили не только разорившиеся крестьяне, но и зажиточные крестьяне, купцы, судовладельцы, которых также такой порядок веще перестал удовлетворять (интересы их не совпадали с интересами родовой знати).

Среди крестьян начинается брожение: они требуют передела земли, отмены процентных долгов и долговой кабалы. Более обеспеченные демосы (даже иногда будучи более богатыми, чем родовая знать, но не имевшие данного титула) стали добиваться политического преобладания и власти наравне с аристократией. Их цель – лишить эвпатридов их привилегий в пользу тех, кто не имел знатного происхождения, но не уступал им в экономических возможностях.

^ Рождение города-полиса

Что же повлияло на становление и послужило причиной становления города-государства в Аттике?

1) Природные условия, а именно ландшафт, который сначала благоприятствовал изолированному существованию общин, но затем вследствие экономического развития и роста населения привел к усилению борьбы за условия жизни, а главное – за землю, что и привело к объединению племен вокруг укрепленного центра (Афин).

2) Экономический прогресс. Связь с мореплаванием. Города стали основываться на побережьях, перешейках. Города втянулись в торговлю, становились более богатыми, и, следовательно, стали прочнее укреплять свои границы.

3) Защита от внешних посягательств (постоянные угрозы).

4) Крушение крито-микенских дворцов, которое избавило от своего гнета сельские общины, и которые отдалили вмешательство восточной деспотии в греческие дела.

Таким образом, появление полиса было событием, к которому шел народ в процессе долгого развития, событием закономерным и своевременным, обусловленным естественными причинами.

в) Классический период (расцвет рабовладельческой демократической республики в Афинах)

Реформы Солона

К VI в. до н.э. обстановка в афинском обществе накалилась до предела. Сельское население стало радикально настроенным в отношении своего положения и положения знатной аристократии. «В то время, - говорит Плутарх, - резкое неравенство между бедными и богатыми дошло до высшей степени, и государство было совершенно расшатано кризисом. Весь народ был в долгу у богатых». В ответ готовилась революция. Недовольное население составило союз по устранению старых порядков. Главные требования:

- освободить должников;

- произвести раздел земли;

- осуществить государственный переворот.

Появилась острая необходимость немедленных и эффективных преобразованиях, а главное – необходимость в человеке, который смог бы провести данную реформу.

В 594 г. архонтом был избран Солон, принадлежавший к одному из лучших аристократических родов. Солон стал состоятельным человеком благодаря торговым путешествиям, которые помимо принесения доходов, расширили его кругозор и дали возможность ознакомиться с устройством других государств.

Плутарх говорит, что «наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлении и в то же время не угнетен нуждою как бедные, стали просить взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам…».

Афиняне любили Солона: богатые – как человека зажиточного, бедные – как честного.

Цель реформы Солона – найти компромисс между демосом и знатью.

Что же сделал Солон в период своего правления:

  1. Отмена долгов и долгового рабства для афинян, введение земельного максимума, ограничение ссудного процента, возврат заложенных земель, возврат проданных за границу рабов-афинян на родину.

  2. Деление афинян по годовому доходу на 4 разряда:

1-й разряд: пентанакосиомедимны – служили в кавалерии и имели исключительное право занимать посты архонтов и заседать в ареопаге (самые богатые);

2-й разряд: всадники, служившие в кавалерии и имевшие право занимать прочие должности (простые богатые);

3-й разряд: зевгиды, служившие в гоплитах (тяжеловооруженная пехота) – могли занимать низшие посты;

4-й разряд: феты – служили во вспомогательных силах, участвовали только в народном собрании и суде.

  1. Создание Совета 400-сот (было 4 племени в Аттике). В него избирались по 100 представителей от первых трех разрядов от каждой филы. Совет готовил повестку дня и проекты решений народных собраний.

  2. Создание коллегии судей – гелиэи, включавшей лиц из всех разрядов.

Такой раздел населения по имущественному цензу был очень важен для развития рыночных отношений. Теперь любой человек независимо от происхождения мог повышать свой социальный статус, повышая уровень своего благосостояния. Свободная конкуренция привела к более интенсивному товарно-денежному обороту, что повысило не только уровень жизни отдельных граждан, но и уровень благосостояния государства в целом.

Значение реформ Солона:

  1. Практически отменены привилегии аристократии.

  2. Отмена долгового рабства – сложение классического рабовладения.

  3. При определении социального статуса знатность уступала богатству.

  4. Организовался новый тип управления – демократия (народовластие).

В действительности, борьба аристократии за власть даже в период правления Солона продолжалась. После 594 г. и уже через 33 года такая борьба привела страну к тирании, что удалось избежать Солону.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Вопросы к учебному занятию: Античное общество и античные государства (Рим, Греция) iconВопросы к учебному занятию: Разнообразие форм перехода к государственности средних веков
Лекция № Государства западной и Центральной Европы (Европейская феодальная христианская цивилизация)
Вопросы к учебному занятию: Античное общество и античные государства (Рим, Греция) iconЛекция №17. Государства Азии (XX в.) Вопросы к учебному занятию:...
Деформация государственной системы периода «культурной революции». Конституция 1982 года
Вопросы к учебному занятию: Античное общество и античные государства (Рим, Греция) iconЛекция № Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию:...
Будучи самой продолжительной, не имела развитых социальных предпосылок для своего возникновения. Становление первобытно-общинного...
Вопросы к учебному занятию: Античное общество и античные государства (Рим, Греция) iconВопросы к учебному занятию: Предмет и методология науки игпзс
Лекция № Предмет, периодизация и историография истории государства и права зарубежных стран (игпзс)
Вопросы к учебному занятию: Античное общество и античные государства (Рим, Греция) iconВопросы к учебному занятию: Революции XVII-XVIII вв и их роль в формировании права нового типа
Он протекал эволюционно и более плавно, чем соответствующие процессы в сфере политики и государства, где они нередко принимали форму...
Вопросы к учебному занятию: Античное общество и античные государства (Рим, Греция) iconГосударства Азии Нового времени (Япония XIX в.) Вопросы к учебному...
Изменения в общественном и государственном строе Японии XIX в. Антифеодальные реформы в Японии
Вопросы к учебному занятию: Античное общество и античные государства (Рим, Греция) iconГосударства Европы Нового времени Вопросы к учебному занятию
Экономическая структура капитализма вырастала из экономической структуры феодализма. Возникновение класса наемных рабочих стало возможным...
Вопросы к учебному занятию: Античное общество и античные государства (Рим, Греция) iconВопросы к учебному занятию: Сравнительная характеристика развития...
Лекция № Средневековые государства Востока (Средневековые азиатские цивилизации)
Вопросы к учебному занятию: Античное общество и античные государства (Рим, Греция) iconГосударства Западной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию
Правовое и социальное государство, о котором без особой надежды говорилось еще в прошлом веке, нашло себе признание в ряде ведущих...
Вопросы к учебному занятию: Античное общество и античные государства (Рим, Греция) iconВосточной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию:...
Лекция №15. Государства Центральной и Юго-Восточной Европы Новейшего времени (XX в.)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница