Закона Украины «О милиции»




Скачать 147.73 Kb.
НазваниеЗакона Украины «О милиции»
Дата публикации27.03.2013
Размер147.73 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Право > Закон

  1. Условия и пределы применения мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 12 Закона Украины «О милиции»).

  2. Применение мер физического воздействия.

  3. Виды специальных спецсредств.



Милиция имеет право применять меры физического воздействия, в том числе приемы рукопашного боя, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных Законом Украи­ны «О милиции».

Применению силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать предупреж­дение о намерении их использования, если позволяют обстоятельства. Без предупреждения физическая сила, специальные средства и оружие могут применяться, если возникла непосредственная угроза жизни или здоровью граждан либо работников милиции.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие к женщинам с явными признаками беременности, лицам пожилого возраста или с выраженными признаками инвалидности и малолетним, КРОМЕ СЛУЧАЕВ совершения ими группового нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, работников милиции, либо вооруженного нападения или вооружен­ного сопротивления.

В случае невозможности избежать применения силы она не должна превышать меру, необходимую для исполнения возложенных на милицию обязанностей, и должна сводится к минимуму возможности причине­ния ущерба здоровью правонарушителей и других граждан. При причинении ущерба милиция обеспечивает оказание необходимой помощи пострадавшим в кратчайший срок.

^ О применении физической силы, специальных средств принуждения работник милиции рапортом доводит до сведения непосредственного начальника.

О ранении или смерти, происшедших вследствие применения физического воздействия и специальных средств, а также обо всех случаях применения оружия работник милиции обязан немедленно и письменно сообщить своему начальнику для уведомления прокурора.

^ Превышение полномочий по применению силы, в том числе специальных средств и оружия, влечет ответственность, установленную законом.

КОММЕНТАРИЙ:

Чтобы применение силы было правомерным, необходимо наличие правового и фактического основа­ний применения силы, взятых в совокупности.

Правовое основание - наличие состава правонарушения в действиях, а фактическое - необходимость немедленного его прекращения с применением силы.

Работник милиции не будет нести ответственности, предусмотренной уголовным законодательством, за нанесение ущерба лицу, если его действия по применению силы отвечали требованиям законодательства,. которое регламентирует действия в состоянии необходимой обороны (ст. 15 УК Украины). Для этого необ­ходимо:

· чтобы посягательство было социально опасным, то есть таким, которое касается интересов, которые охраняются законом;

посягательство должно быть явным, то есть, происходить в пределах какого-нибудь времени. Оно начинается с момента непосредственной реальной угрозы его выполнения и заканчивается в ту минуту, когда прекращено защитой или остановлено самим лицом, которое посягает;

· посягательство может быть реальным, то есть существующим объективно, а не только в представле­нии того, кто защищается;

· ущерб должен наноситься только тому, кто посягает или задерживается, а не посторонним лицам;

· оборона допускается только в случаях, если необходимо защитить интересы граждан, общества или государства;

· защита не должна превышать пределов необходимости.

К НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЕ приравнивается действия по задержанию лица, которое совершило нападение, и доставление его соответствующим органам власти.

Сотрудник милиции предупреждает лицо, против которого имеет намерение применить силу, если считает, что обстановка позволяет это сделать без ущерба для достижения цели применения силы.

Предупреждение о намерении применения силы подается голосом. Обнаружение оружия является предупреждением о его применении на поражение правонарушителя (ст. 15') и не требует какого-нибудь дополнительного предупреждения (выстрелом вверх, голосом).

Предупреждая о применении силы, сотрудник милиции должен, если позволяют обстоятельства, дать лицу, которое посягает, время для выполнения его требований.

В случае непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан (то есть, такой, которая может немед­ленно перерасти в посягательство на их жизнь и здоровье) сила применяется без предупреждения.

Предупреждение не делается и тогда, если вследствие несвоевременного применения или неприменения силы могут наступить тяжкие последствия (гибель людей, взрыв, пожар, катастрофа на железнодорожном транспорте). В таких случаях преступник не может не осознавать, что его преступные деяния могут быть прекращены с нанесением ему ущерба, вплоть до физического уничтожения (смерти).

К категории женщин с явными признаками беременности относятся:

· лица женского пола, которые по объективным признакам воспринимаются работником милиции как беременные.

К лицам пожилого возраста относятся:

· лица, которые воспринимаются работником милиции такими, что вследствие возрастных изменений не в состоянии создавать угрозу для жизни и здоровья граждан и работников милиции.

Лицами с явными признаками инвалидности являются:

· такие, вследствие отсутствия или повреждения какого-нибудь органа, потери его функций не могут создавать угрозу для жизни и здоровья граждан.

Малолетние:

· закон не разъясняет, каких граждан следует считать малолетними. Учитывая процессы, которые ускоряют развитие молодежи, лицами, которые по причине малолетнего возраста не могут создавать угрозу для жизни и здоровья, считаются такие, которые воспринимаются работником милиции как лица, не достиг­шие 14-летнего возраста.

Применение силы к этой категории лиц может быть осуществлено в следующих случаях:

· при нападении с применением оружия или группового нападения (то есть, нападающих не менее 2-х);

· при вооруженном сопротивлении.

Выполнение возложенных на милицию обязанностей с применением силы допускается только в тех случаях, если ненасильственные меры исчерпаны и не принесли положительного результата, или если обстоя­тельства свидетельствуют о том, что ненасильственные меры положительного результата не дадут.

Нанесение телесных повреждений, причинение смерти не является целью применения силы. Целью ее применения должно быть прекращение преступного посягательства, задержание лица, которое его соверши­ло, или предупреждение опасных последствий, которые угрожают жизни и здоровью граждан.

В случаях, когда ситуация все-таки заставляет работника милиции действовать силовыми методами, он должен стремиться в меру возможного прекратить посягательство или осуществить задержание путем причинения имущественного, а не физического ущерба.

Если работник милиции вынужден стрелять в человека, он должен стремиться сохранить ему жизнь.

В то же время, при наличии оснований для применения силы допускается причинение лицу, которое задерживается, какого-нибудь ущерба, вплоть до лишения жизни.

Поэтому, работник милиции, который применил, например, огнестрельное оружие (в соответствии со всеми требованиями закона), и стремился, но не смог избежать смерти лица (например, стрелял по ногам, но попал в жизненно важные органы), не несет за это ни какой юридической ответственности.

Минимальная возможность причинения ущерба- это такой минимальный ущерб, без которого выпол­нение возложенных на милицию задач невозможно. В некоторых случаях причинение смерти и будет таким минимальным ущербом, который может предотвратить более серьезные последствия. Так, работник мили­ции не будет нести ответственность за убийство с табельного оружия преступника, который угрожает рас­правой заложнику или взрывом гранаты, которая находится в его руке.

Работник милиции обязан в случаях, если он причинил ущерб гражданину, оказать ему необходимую помощь. Речь идет, в первую очередь, об оказании доврачебной помощи. Она может быть оказана в виде остановки кровотечения, вызова скорой медицинской помощи или доставлении лица, которое пострадало, в медицинское учреждение.

Помощь должна быть оказана всем лицам, которые пострадали в результате применения силы (тем, которые посягают, задерживаются, посторонним лицам), независимо от того, правомерно или неправомерно была применена сила. Неоказание помощи работником милиции таким лицам влечет за собой дисциплинар­ную и уголовную ответственность в соответствии со ст. 112 УК Украины.

Вместе с тем, оказывая помощь лицам, которые посягают или задерживаются, работник милиции должен придерживаться мер безопасности для того, чтобы смог предупредить неожиданное нападение с их стороны. Необходимо осмотреть их одежду и вещи, изъять оружие и предметы, которые могут быть исполь­зованы в качестве оружия.

Во всех случаях применения специальных средств и физической силы работник, который их применил, докладывает об обстоятельствах и последствиях их применения рапортом непосредственному начальнику. Несмотря на то, что в законе не указано, в течение которого времени работник милиции должен уведомить начальника, понятно, что он должен подать рапорт после окончания службы, если это не было сделано во время службы.

В рапорте должно быть отражено:

· основания применения спецередств, физической силы;

· обстоятельства их применения (место, время, присутствие людей на месте происшествия, количество работников милиции, которые применили силу);

· правонарушение, которое совершило лицо;

· вид и интенсивность спецередств, которые применялись против лиц;

· сведения о лицах, против которых была применена сила, последствия ее применения;

· данные о возможных свидетелях;

· помощь, оказанная потерпевшим.

Работник милиции своим рапортом, основываясь на конкретных обстоятельствах дела, по существу, должен доказать, что обстоятельства давали ему право применять физическое воздействие и спецередства.

В случаях, если в результате применения физического воздействия, специальных средств было причи­нено ранение или смерть, а также во всех случаях применения оружия, кроме выполнения требований, изложенных в п. 5 ст. 12 Закона Украины «О милиции» (письменное сообщение непосредственному начальнику), немедленно в кратчайшие сроки должно быть сообщено об этом происшествии прокурору. Если невозможно непосредственно сообщить ему через начальника, это должно быть сделано через дежурного. Это обусловлено тем, что представители прокуратуры, которым подследственны уголовные дела о преступ­лениях, совершенные работниками милиции, должны иметь возможность своевременно прибыть на место происшествия для его осмотра. Сообщают прокурору, как правило, по телефону.

Работник милиции, который применил силу, не несет за свои действия ответственности даже при нанесении гражданам ущерба, если он действовал в соответствии с Законом.

Уголовная ответственность сотрудника милиции наступает в случаях, если он:

• использовал физическое воздействие, спецсредства, огнестрельное оружие для совершения преступ­ления (в соответствии со статьями УК Украины);

• нарушил требования Закона о необходимой обороне и крайней необходимости.

Превышение пределов необходимой обороны считается превышением полномочий по применению силы.

Если действия работника милиции не подпадают ни под одну статью УК Украины, но при применении физического воздействия, спецсредств, огнестрельного оружия он нарушил требования ст. 12/15 Закона Украины «О милиции», он должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Превышение полно­мочий в отношении применения силы устанавливается во время служебного расследования.
II.

(ст. 13 Закона Украины «О милиции»).

Работники милиции имеют право применять меры физического воздействия, в том числе приемы рукопашного боя, для пресечения правонарушений, преодоления противодействия законным действиям милиции, если другие способы не обеспечили исполнения возложенных на нее обязанностей.
КОММЕНТАРИЙ:

Под мерами физического воздействия следует понимать действия сотрудника милиции, которые подразумевают использование мускульной силы и механического воздействия на какой-либо орган, часть тела или весь организм правонарушителя без помощи специальных средств и огнестрельного оружия с целью пресечения правонарушения, задержания правонарушителя и предотвращения опасности, которая угрожает жизни и здоровью граждан.

«Искусство рукопашного боя содержит в себе все методы и приемы индивидуальной самозащиты и нападения, основа которых базируется на практическом изучении и научном анализе реального боя и его обстоятельств». (Ознобишин Н.Н. Искусство рукопашного боя. - М., 1930. - С. 7).

В соответствии с этим определением к приемам рукопашного боя следует относить броски, удары, захваты, приемы освобождения от них, приемы обыска и конвоирования, блоки, уходы с линии атаки и др.

Закон разрешает применять меры физического воздействия в таких случаях:

• для пресечения правонарушения;

• для преодоления противодействия законным требованиям сотрудников милиции.

Противодействие законным требованиям сотрудника милиции, выраженное в любой форме, является правонарушением, поэтому, такие действия являются составной частью случаев, указанных в п. 1.

Кроме того, физическая сила может быть использована в случаях:

• преодоление препятствий при преследовании правонарушителя:

• открытия доступа к закрытым помещениям и территориям (при наличии законных оснований);

• удержания правонарушителей;

• доставки правонарушителя в соответствующие органы власти;

• для устранения угрозы жизни и здоровью граждан (в том числе работников милиции), которая возникла вследствие стихийного бедствия, аварии, нападения животных и т.д.

Применение мер физического воздействия будет правомерным только в тех случаях, если обстановка свидетельствует о том, что ненасильственные действия не будут эффективными для выполнения задач, возложенных на милицию.

Применение мер физического воздействия к правонарушителю может быть совмещение как с психоло­гическим воздействием, так и без него.

Вид метода физического воздействия и интенсивность его применения определяется каждым сотрудни­ком милиции самостоятельно, исходя из оценки обстановки, которая сложилась.

В случаях, если есть основания к применению огнестрельного оружия сотрудник милиции может использовать любые методы физического воздействия, даже те, вследствие которых возможно причинение смерти. При иных обстоятельствах применение мер физического воздействия должно носить оборонитель­ный сдерживающий характер, направленный на осуществление контроля за действиями правонарушителя.
^ Применение специальных средств.

(ст. 14 Закона Украины «О милиции»).

Правовой основой применения специальных средств являются:

Закон Украины «О милиции» от 20.12.90 г.; «Правила применения специальных средств при охране общественного порядка в Украине», утвержденные постановлением Совета Министров Украины от 27.02.91 г.; Основы исправительно-трудового законодательства Украины.

Наручники, резиновые палки, средства связывания, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего действия, приспособления для открытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные и транспортные средства, а также использование служебных собак применяется в случаях, когда использованы и не дели желаемых результатов все другие формы предуп­редительного воздействия на правонарушителей, для:

защиты граждан и самозащиты работников органов и учреждений внутренних дел от нападения и других действий, создающих угрозу их жизни или здоровью;

пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;

отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства, или их освобож­дения в случае захвата;

задержания и доставки в милицию или другое служебное помещение лиц, совершивших правонару­шения, а также для конвоирования и содержания лиц, задержанных и подвергнутых аресту, взятых под стражу, если указанные выше лица оказывают сопротивление работникам милиции или если имеются осно­вания считать, что они могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

пресечения массового захвата земли и других действий, которые могут привести к столкновению групп населения, а также действий, парализующих работу транспорта, жизнедеятельность населенных пунктов, посягающих на общественное спокойствие, жизнь и здоровье людей;

пресечения сопротивления работнику милиции и другим лицам, исполняющим служебные или обще­ственные обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;

освобождения заложников.
КОММЕНТАРИИ:

Вид специального средства, время начала, и интенсивность его применения определяются с учетом обстановки) которая сложилась, характера правонарушения и личности правонарушителя.

Полный перечень специальных средств, а также правила их применения устанавливаются Кабинетом Министров Украины по рекомендации Министерства охраны здоровья Украины и Генеральной прокурату­ры Украины и публикуются в средствах массовой информации.

Правовой основой применения специальных средств являются:

• Закон Украины «О милиции» от 20.12.90 г.;

• Государственная программа борьбы с преступностью, утвержденная постановлением ВС Украины от 25.06.93 г.;

• Указ Президента Украины «О неотложных мерах по усилению борьбы с преступностью» от 21.07.94 г.;

• Правила применения специальных средств при охране общественного порядка в Украине утвержден­ные Постановлением Советом Министров УССР от 27.02.91 г.;

• отдельные ведомственные инструкции.

Использованию спецсредств, за исключением необходимости отражения неожиданного нападения на работника милиции и освобождения заложников, должно предшествовать предупреждение о намерении их применения. Предупреждение может быть сделано голосом, а при значительном расстоянии или обращении к большой группе людей - через громкоговорящие установки, усилители речи, желательно родным языком лиц, против которых будут использоваться спецсредства, и на украинском и русском языках не менее чем 2 раза с предоставлением времени, достаточного для прекращения правонарушения. Вид спецсредства, время начала, и интенсивность его применения определяется с учетом обстановки, которая сложилась, характера правонарушения и личности правонарушителя.

Решение о применении спецсредств принимает служебное лицо, ответственное за обеспечение обще­ственного порядка или руководитель конкретной операции. Работники милиции, которые действуют инди­видуально, принимают такие решения самостоятельно. О применении этих средств они в письменной форме докладывают непосредственному начальнику, указывая:

• когда, где, против кого, при каких обстоятельствах применялись спецсредства, последствия их приме­нения.

О ранении или смерти, которые случились вследствие применения спецсредств, работник милиции обязан немедленно в письменной форме доложить непосредственному начальнику для сообщения прокурору.

Начальник органа или учреждения внутренних дел, командир части внутренних войск ставит в извест­ность вышестоящего руководителя. При необходимости информируются руководители органов местной власти.

В каждом случае, после применения спецсредств, работники обязаны в кратчайшие сроки обеспечить оказание потерпевшим необходимой помощи, сообщив врачам и медучреждениям, какое средство применено в каждом конкретном случае.
^ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ:

• к женщинам с явными признаками беременности, лицам пожилого возраста или с выраженными признаками инвалидности и малолетним, кроме случаев совершения ими группового нападения, которое реально угрожает жизни и здоровью людей, работников милиции, или вооруженного нападения или воору­женного сопротивления;

• в помещениях и на земельных участках, которые закреплены за дипломатическими, консульскими и др. представительствами иностранных государств, за исключением случаев, если от главы дипломатического или другого соответствующего представительства поступит просьба применить указанные средства против правонарушителей;

• в помещениях или производствах, связанных с производством взрывных или легковоспламеняющих­ся веществ, в детских и лечебных учреждениях.

После применения спецсредств осуществляется осмотр помещений и местности с целью выявления потерпевших, возможных возгораний, повреждений объектов жизнеобеспечения, а также специальных средств, которые не сработали, а при необходимости - дегазация.

Светозвуковые средства отвлекающего действия (светозвуковая граната «Заря», светозвуковое устрой­ство «Пламя») применяются на расстоянии не ближе 2-х метров от человека.

Водометы применяются для рассредоточения участников массовых беспорядков при температуре атмосферного воздуха не ниже 0° С.

При применении слезоточивых веществ ЗАПРЕЩАЕТСЯ прицельная стрельба по правонарушителям, разбрасывание и отстрел гранат в толпу, повторное их применение в пределах зон поражения в период действия этих веществ.

«Черемуха - 1», «Черемуха - 4», «Черемуха - 12», «Сирень - 3» и «Облако» применяются только на открытой местности.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ нанесение ударов палкой резиновой по:

• голове:

• шее;

• ключичной области;

• животу;

• половым органам.

НАРУЧНИКИ: предназначены для использования с целью ограничения физического сопротивле­ния правонарушителей:

• БР,БР-С. Масса-400 гр.
ПРИ ПРИМЕНЕНИИ НЕОБХОДИМО НЕ РЕЖЕ ЧЕМ ОДИН РАЗ В 2 ЧАСА ПРОВЕРЯТЬ ФИКСАЦИЮ ЗАМКОВ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закона Украины «О милиции» iconТелефон "горячей линии" Департамента гаи мвд украины (044) 272-46-59...
Ст. 5 При обращении к гражданину работник милиции обязан назвать свою фамилию, звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение....

Закона Украины «О милиции» iconЗакона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-i "О милиции" и Федерального...
Не указывается условие защиты прав и свобод граждан "от преступных и иных противоправных посягательств"

Закона Украины «О милиции» iconМинистру доходов и сборов Украины председателю гнс украины Клименко А. В
Жалоба №3 140213 председателю гнсу – министру доходов и сборов Украины личный прием граждан согласно графика и положений ст. 22 Закона...

Закона Украины «О милиции» iconОпыт показывает, что сотрудники милиции, когда останавливают граждан,...
Отники милиции, которых мы видим каждый день, могут задержать каждого из нас. Чтобы избежать возможных неприятных последствий этого,...

Закона Украины «О милиции» icon20 октября 2007 г в 18. 00 Мамедов Равиль Махмудович, гражданин республики...
На неоднократные замечания Сидорова П. П. и Сидоровой А. С. не реагировал. На шум обратили внимание экипаж гнр овд «Тропарево-Никулино»...

Закона Украины «О милиции» iconПриказ от 16 сентября 2002 г. N 900 о мерах по совершенствованию...
Реализация органами внутренних дел мер, направленных на коренное улучшение деятельности участковых уполномоченных милиции, способствовали...

Закона Украины «О милиции» iconГосударственный комитет статистики Украины
Официальный сайт Верховной Рады Украины. Новости Верховной Рады Украины. Ход пленарных заседаний. Поисковый сервер по законодательству...

Закона Украины «О милиции» iconК вам внезапно пришли органы опеки, что делать?
Закона о милиции, в жилые помещения при наличии достаточных данных, что там совершено или совершается преступление (например, ребенок...

Закона Украины «О милиции» iconВолеизъявление гражданина украины
Я, нижеподписавшийся гражданин Украины, настоящим призываю, все полномочные ветви местной и государственной власти немедленно ввести...

Закона Украины «О милиции» iconПрезиденту Украины Януковичу Виктору Федоровичу Обращение Уважаемый Виктор Федорович!
Мы, граждане Украины, обращаемся к Вам с просьбой более детально изучить возможные катастрофические и необратимые последствия, сопровождающие...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
userdocs.ru
Главная страница