4. Контрреформы Александра iii 


Скачать 274.41 Kb.
Название4. Контрреформы Александра iii 
Дата публикации02.06.2013
Размер274.41 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы


4. Контрреформы Александра III 
4.1 Образование 
Новый министр народного образования И.Д. Делянов делал все возможное, чтобы ограничить само «народное образование». Получив поддержку Делянова, обер-прокурор Синода Победоносцев по правилам 13 июня 1884 г. подчинил церковному ведению «школы грамоты» - низшие начальные учебные заведения. Победоносцев неоднократно замахивался и на земские школы, но у правительства хватило все же мудрости оставить их в покое. Здесь необходимо вспомнить, что земская школа – школа, существовавшая при земских органах самоуправления, - была по качеству обучения и по материальному обеспечению лучшей в России начальной школой, в то время как церковноприходские школы часто влачили самое жалкое существование. Передача земской школы в ведение Святейшего Синода могло похоронить систему начального образования для простого народа. 
Другая мера коснулась гимназий. Министр внутренних дел Толстой еще в бытность свою главой народного образования сделал немало, чтобы ввести классическое образование и становить между гимназическим начальством и учениками полицейские отношения. Однако доступ в гимназии (хотя бы теоретически) по-прежнему оставался открыт даже для выходцев из самых низов. Делянов быстро восполнил «пробелы», оставленные его предшественниками. 5 июня 1887 г. был издан циркуляр, печально известный как «Циркуляр о кухаркиных детях». Им предписывалось ограничить доступ в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». «Каждый сверчок знай свой шесток» - так расценила общественность «заботу» правительства об образовании народа. Само же правительство исходило из убеждения, что для народа образование «сверх меры» не только не полезно, но и вредно и способно «развратить» подрастающее поколение. 
Толстой и Делянов убедили императора, что следует вплотную заняться и университетами, где угнездилась «революционная зараза». 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, который уничтожил традиционное для всего образованного мира университетское самоуправление. И преподаватели, и студенты попали в зависимость от чиновников – попечителей учебных округов. Хуже всего пришлось студентам. Они не только лишились возможности слушать лекции прекрасных профессоров, которые покинули университеты, но и вынуждены были платить намного больше за свое обучение, а поступление в университет и получение стипендии определялись главным образом политической благонадежностью. В случае неповиновения начальству студент быстро оказывался за стенами университета и по всеобщей воинской повинности его ждала служба в армии в качестве рядового. Тогда же в России была введена обязательная форма для студентов. Форма была красивой, нравилась девушкам-гимназисткам, демонстрировала принадлежность молодого человека к престижной социальной группе. Но введение ее диктовалось чисто утилитарными соображениями: при каких-либо «сборищах», митингах, уличных беспорядках по форме очень легко было отличить студента в толпе людей. 
Консервативный публицист М.Н.Катков в «Московских ведомостях» приветствовал новый университетский устав как символ поворота правительственной политики. Если, как считал Катков, либеральный устав 1863 г. был «началом системы упразднения государственной власти», то устав 1884 г. ознаменовал ее возрождение. «Итак, господа, - возвещал Катков, - встаньте, правительство идет, правительство возвращается!» 
Университетский устав 1884 года похоронил автономию университетов, введенную Александром II, и отдал всю внутривузовскую жизнь под контроль правительственных чиновников. Согласно этому уставу, политически неблагонадежные, хотя бы и с мировым именем, ученые изгонялись из университетов (как это случилось, например, с М.М. Ковалевским, С.А. Муромцевым, В.И. Семевским, В.С. Соловьевым, Ф.Г. Мищенко, И.И. Дитятиным, О.Ф. Миллером, Ф.Ф. Эрисманом), либо их выживали (как Д.И. Менделеева, И.И. Мечникова, А.С. Пескова). 
4.2 Печать 
По временным правилам от 27 августа 1882 г. правительство создавало специальный контрольный орган, ведавший прессой, - Особое совещание четырех министров (внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода). По этим новым Правилам, во-первых, вводилось такое положение, что те органы печати, которые были временно приостановлены после трех предостережений, могли вновь начать выходить исключительно только под особого рода предварительной цензурой, именно: для газет устанавливалось, что каждая подвергшаяся этой каре газета вновь может выходить только с таким условием, чтобы каждый ее номер накануне выхода в свет, не позже 11 часов вечера, представлялся в цензуру. Это, разумеется, было почти совершенно неосуществимо для ежедневных газет, потому что газеты, на обязанности которых лежит именно сообщать самые последние новости, печатаются ночью, вплоть до самого момента рассылки, и, таким образом, не могут быть готовы к 11 часам вечера накануне или же должны поступаться новизной сведений. Поэтому, как только это правило было применено к «Голосу» Краевского и «Стране» Полонского, которые выходили в Петербурге и являлись тогда наиболее резкими либеральными газетами, то этим газетам пришлось прекратить свое существование. Вторым правилом, которое было вновь введено, являлось учреждение особого ареопага из четырех министров: министра народного просвещения, министра внутренних дел, министра юстиции и обер-прокурора Святейшего Синода, которым предоставлялось право в случае обнаружения вредного направления какого-нибудь журнала или газеты навсегда прекращать это издание, причем они могли вместе с тем и совершенно лишать права также навсегда редактора этой газеты или журнала издавать какие бы то ни было органы печати. 
С особенной строгостью применялись к журналам и газетам, в особенности в первые годы толстовского режима, все те драконовские меры, которые устанавливались и новым и прежним законодательством о печати. Так, на органы-печати сыпались такие кары, как лишение права печатать объявления, как многочисленные предостережения, которые вели в конце концов к приостановке и затем, по новому закону, к отдаче под предварительную цензуру, как лишение права розничной продажи, что больно било газеты в экономическом отношении. Очень скоро применен был и новый способ окончательного прекращения журнала по решению четырех министров: именно таким образом были прекращены «Отечественные записки» с января 1884 г. и некоторые другие либеральные органы печати того времени. 
В конце толстовского режима, именно в 80-х годах, в последние два-три года жизни Толстого число таких кар значительно уменьшилось, и можно было, как замечает К.К.Арсеньев, даже подумать, что это являлось симптомом смягчения режима; но такое уменьшение числа кар на деле, как объясняет тот же историк цензуры, зависело от того, что не на кого и не за что было их налагать, так как значительное число либеральных зависимых органов печати было или совершенно прекращено, или поставлено в такое положение, что они не смели пикнуть, и в случаях сомнения сами редакторы наперед объяснялись с цензорами и выторговывали себе ту небольшую область свободы, которая им представлялась самою цензурою. В таких обстоятельствах выжили в этот трудный момент лишь немногие из либеральных органов печати, как, например, «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости», которые, впрочем, постоянно чувствовали над собой дамоклов меч, и их существование висело также все это время на ниточке. 
4.3 Суд 
Не отвечал представлениям правительства о сильной центральной власти и независимый суд, учрежденный уставами 1864 г. «Судебная республика», по определению М.Н. Каткова, или «безобразие судов», как считал сам государь, были для либерального общества символом общественной и частной независимости. Правительство не устраивала «непокорность» судов, случаи, когда судебные учреждения, даже вопреки законам, выгораживали государственных преступников (как в нашумевшем случае с революционеркой В.З асулич, совершившей покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и при очевидной уголовной квалификации ее деяния оправданной судом присяжных в 1878 г.). Более всего раздражал администрацию тот дух свободы, который царил в новом суде. Но ни прежний министр юстиции Д.Н. Набоков, ни новый (с1885 г.) министр А.Н. Манасеин не провели судебной контрреформы по примеру земской и городской, так как понимали, что без эффективного суда невозможно само существование государства. Суд эпохи «Великих реформ» подвергся только частичным ограничениям: везде, за исключением шести крупных годов и столиц, был упразднен мировой суд (впрочем, его эффективность и так оставляла желать лучшего), ограничивалась гласность судебного процесса, повышался ценз для присяжных, из ведения общих судов изъяли политические дела, Сенат получил более реальные права увольнять с должности судей-правонарушителей. 
4.4 Крестьянство 
На первом плане стоял вопрос об облегчении положения тех крестьян, которые уже раньше перешли на выкуп, т.е. вопрос о понижении выкупных платежей. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи. 
Был разработан и проведен ряд мер, направленных к борьбе с крестьянским малоземельем. В этом отношении следует указать три главные меры: во-первых, учреждение Крестьянского банка, при помощи которого крестьяне могли бы иметь дешевый кредит для покупки земель; во-вторых, облегчение аренды казенных земель и оброчных статей, которые отдавались или могли отдаваться в аренду, и, наконец, в-третьих, урегулирование поселений. 
Было постановлено, что Крестьянский банк должен помогать крестьянам независимо от того, какие крестьяне и в каком размере покупают землю. 
В 1884 г. в правилах об аренде казенных земель сказано, что по закону земли отдавались в 12-летнюю аренду и притом без торгов могли их брать только те крестьяне, которые живут не далее 12 верст от арендуемой оброчной статьи. 
Что касается до переселенческого вопроса, который стал в это время заявлять о себе в довольно острых формах, то следует заметить, что были утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889). 
Следует упомянуть о тех законах по рабочему вопросу, которые были изданы начиная с 1882 г. Впервые русское правительство стало с этого времени на путь защиты – если не всех рабочих, то, по крайней мере, малолетних и женщин – от произвола фабрикантов. Законом 1882 г. впервые ограничена была продолжительность рабочего времени малолетних и женщин и более или менее поставлены под контроль правительственных отраслей условия их работы, а для надзора за исполнением этих постановлений были учреждены первые должности фабричных инспекторов. 
Однако эти меры в целом не улучшили благосостояния крестьянского населения. 
^ 4.5 Земская и городская контрреформы 
Были проведены в 1890 и 1892 гг. 
Инициатором земской контрреформы был Д.А.Толстой. Эта контрреформа обеспечила преобладание дворян в земских учреждениях, вдвое сокращала число избирателей по городской курии, ограничивала выборное представительство для крестьян. В губернских земских собраниях число дворян возросло до 90 %, а в губернских земских управах – до 94%. Деятельность земских учреждений ставилась под полный контроль губернатора. Председатель и члены земских управ стали считаться состоящими на государственной службе. Для выборов в земства устанавливались сословные курии, изменялся состав земских собраний за счет назначаемых сверху представителей. Губернатор получал право приостанавливать исполнение решений земских собраний. 
Укреплению «государственного элемента» служила и городская контрреформа. Она устраняла от участия в городском самоуправлении городские низы, значительно повышая имущественный ценз. В Петербурге и Москве в выборах могло участвовать менее одного процента населения. Были города, где число гласных городской думы равнялось числу участвовавших в выборах. Городские думы контролировались губернскими властями. Городская контрреформа находилась в вопиющем противоречии с проходившим процессом бурной урбанизации. Уменьшилось число гласных городских Дум, усилился административный контроль над ними (теперь выборные представители городского самоуправления стали считаться государственными служащими), уменьшился круг вопросов, подлежавших компетенции дум. 
Таким образом, контрреформа в сфере местного управления и суда привели к усилению контроля над выборной властью со стороны государства, увеличению в них дворянского представительства, нарушению принципов выборности и всесословности в их деятельности. 

Личность Александра III

1 марта 1881 года, после убийства террористами императора Александра

II, на престол вступил его сын Александр III. Александр III короновался 15

марта 1881 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Царствование сына совершенно не походило на правление отца, которого

Александр III ничем не напоминал даже внешне. Покойный государь был красив,

обладал изысканными манерами, природной добротой и мягкостью в личных

отношениях. Новый император, по воспоминаниям крупного политического

деятеля С.Ю.Витте, «походил на большого русского мужика из центральных

губерний, ему больше всего подошёл был костюм: полушубок, поддёвка и лапти…

он не был красив, по манерам был скорее более или менее медвежатый; был

очень большого роста, причём при всей своей комплекции он не был особенно

силён и мускулист, а скорее был несколько толст и жирен»

Александр Александрович ни в детстве, ни в ранней юности не

рассчитывал на российскую корону. Законный наследник престола – его старший

брат Николай Александрович – скончался на 22-м году жизни от туберкулёза (в

некоторых источниках – от чахотки) Александр Александрович стал цесаревичем

в 20-летнем возрасте, т.е. будучи уже вполне сформировавшимся человеком.

В отличие от отца Александр III не был храбрым человеком. Боясь

покушений, он удалился в Гатчину, во дворец своего прадеда Павла I ,

спланированный как старинный замок, окруженный рвами и защищенный

сторожевыми башнями (за что получил прозвище “Гатчинский пленник”.)

Выросший в офицерской среде, Александр не получил образования которое

подобает иметь будущему императору. Оставляли желать лучшего и особенности

воспитания юноши. Александр III был надменным и грубым, к людям он

относился как к подчиненным ему солдатам. В своё время у его отца были

великолепные наставники, в том числе и известный русский поэт

В.А.Жуковский, стремившийся к тому, чтобы из его питомца вырос всесторонне

образованный, гуманный государь, заботящийся о благоденствии народа.

Духовным наставником Александра III был теоретик самодержавия, обер-

прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, который первое время после

восшествия на престол своего воспитанника был самым влиятельным лицом в

правительстве.

«Император Александр III, - писал Витте, - был совершенно

обыкновенного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего, ниже средних

способностей, ниже среднего образования…» Недостатки, впрочем, своеобразно

возмещались упрямством, а также силой и твёрдостью его характера. Эти

качества дали о себе знать в первые же месяцы правления.

В мощной фигуре Александра III присутствовала самодержавная

царственность. Физически он был чрезвычайно силен: ломал подковы, гнул

серебряные рубли. Характер был у него спокойный, уравновешенный, очень

твердый, в редких случаях он колебался. И все же для государственного

деятеля важнее ум и образованность, недостаток которых отмечает

С. Ю. Витте – апологет самодержавия, заподозрить которого в сокрытии правды

о царе очень трудно.

Казалось бы, данных успешно руководить Россией у царя было не так

много.

Однако Александр III имел одно необычное для русских императоров свойство:

он не завидовал чужому уму, приближал к себе и ставил на важнейшие

государственные посты талантливых, неординарных людей (например, министры

финансов Н.Х. Бунге (с 1881 по 1886 гг.), И.А. Вышнеградский (с 1888 по

1892 гг.), С.Ю. Витте (с 1892 по 1903 гг.), позднее – председатель Комитета

министров).

По сравнению с другими императорами Александр III не отличался

гипертрофированным интересом к армии, он стремился уберечь страну от войн.

В течение его 13-летнего царствования Россия не участвовала ни в одной

войне. Исключением был первый и последний в правлении этого царя военный

эпизод – победа генерала А. В. Комарова над афганцами в сражении при р.

Кушке (1885 г.).

Никто из императоров ХIХ века не отличался такой приверженностью ко

всему русскому, как Александр III. Это проявлялось и во внешнем облике:

русская одежда, борода, заправленные в сапоги брюки. Подчеркнутая любовь к

русскому сочеталась в нем с неприязнью к “инородцам” – полякам, финнам,

евреям, армянам и представителям других национальностей. Стремление

подчеркнуть все русское распространялось на экономическую политику, которая

носила протекционистский характер, способствуя росту национальной

промышленности и торговли.

Не особенно церемонился Александр III на дипломатическом поле в

отношениях с другими странами. Характерен такой эпизод. Однажды в Гатчине

во время рыбной ловли, которую царь очень любил, дипломат одной из великих

держав добивался срочного свидания с ним. После того как об этом доложили

Александру III, он ответил: “Когда русский царь удит рыбу, Европа может

подождать»

Новая политика императора

Новый правительственный курс видимым образом отличался от

реформаторской деятельности Александра II и его ближайшего окружения –

либерально настроенных министров. На смену последним пришли Д.А.Толстой,

К.П.Победоносцев, С.Г.Строганов, В.П.Мещерский, ставший ближайшим

советником Александра III. Это были люди с иным складом ума, другими

взглядами на пути развития России и роль государства. Подобная замена

ключевых фигур в правительстве означала решительный отход от прежнего курса

правления.

Предыдущий, реформаторский, период прошёл под знаком модернизации

общественного строя России. Предпринимались попытки хотя бы частично

привести его в соответствие с требованием времени, с западноевропейским

опытом предоставления гражданских свобод. Наступившая эпоха предпочитала

сверять время по собственным историческим часам. Именно в этот период

благодаря трудам Победоносцева (1827-1907), одного из влиятельнейших

деятелей нового царствования, приобретает наиболее законченные и

совершенные черты российская государственная идеология, отстаивающая

незыблемость самодержавия.

Основная причина резкой смены правительственного курса в начале 80-х

гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности Александра

III и его сподвижников. Решающую роль сыграла напряжённая

внутриполитическая обстановка, вызванная террористической деятельностью

народовольцев, и прежде всего убийством Александра II. Гибель императора

произвела на страну ошеломляющее впечатление. Александр II стал не только

царем - освободителем, но и царём – мучеником. Воспоминания о цареубийстве

предопределили отношение к революционным и либеральным силам не только со

стороны власть имущих, но и большей части просвещенного общества,

настроенного на необходимость «наведения порядка».

Продолжать начатый отцом курс будущий император был не расположен уже

при восшествии на престол, хотя на второй день после гибели отца, собрав

высшие чины и свиту, сказал: «Я принимаю венец с решимостью. Буду пытаться

следовать отцу моему и закончить дело, начатое им. Если бы Всевышний и не

судил мне ту же участь, как ему, то, надеюся, вы будете моему сыну также

верны, как моему отцу».

В депешах, отправленных 4 марта русским послам при иностранных дворах,

было сказано, что «государь император посвятит себя прежде всего делу

внутреннего государственного развития, тесно связанному с успехами

гражданственности и вопросами экономическими и социальными, составляющими

нынче предмет особых забот всех правительств».

В обществе о новом государе сложилось представление как о человеке

либеральных взглядов, не чуждом и конституционных идей. Это поддерживало

надежды на продолжение и развитие тех начинаний, с которыми Александр II

вернулся в последний год царствования. Однако этим надеждам не суждено было

осуществиться.

Первые шаги Александра III на троне были крайне осторожными. Новый

самодержец как бы выжидал и оценивал расстановку сил в правительственных

верхах. Заседание Совета министров 8 и 21 марта с участием великих князей,

посвященное обсуждению проектов Лорис-Меликова продемонстрировало заметное

преобладание сторонников преобразований. Однако Александр III, интуитивно

осознавая ту опасность для своей единоличной власти, которая исходила от

замыслов конституционных реформ, отложил их выполнение.

В первые месяцы царствования Александр III проводил политику

лавирования между двумя противостоящими политическими группировками –

«либеральной» и «охранительной» (возглавляли их соответственно М.Т.Лорис-

Меликов, А.А.Абаза, Д.А.Милютин - с одной стороны, К.П.Победоносцев - с

другой) – Александр III склонился в пользу последней. Уже в марте был

«похоронен» конституционный проект министра внутренних дел М.Т.Лорис-

Меликова, предполагавший введение общероссийского представительного органа.

(Александр II дал согласие рассмотреть проект за несколько часов до своей

трагической гибели.)

Характерна резолюция Александра III на проекте Конституции: “Слава

богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан, и весь

этот фантастический проект был отвергнут”1. Новый царь питал отвращение ко

всяким сколько-нибудь прогрессивным движениям века. Поэтому суть внутренней

политики Александра III содержала постепенный возврат к старому: укрепление

сословного строя и самодержавия.

В опубликованном 29 апреля 1881 г. царском манифесте, составленном

К.П.Победоносцевым, заявлялось о решимости «стать бодро на дело правления,

с верою в силу и истину самодержавной власти», которую император призван

«утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений»

Формулировались основные принципы внешней и внутренней политики: сохранять

порядок и крепкую власть, соблюдать справедливость и экономию, возвратится

к исконно русским началам и повсеместно обеспечивать исконно русские

интересы. С конституционными мечтаниями было покончено. В России повеяло

холодом.

Из писем К.П.Победоносцева Александру III: «В нынешнее смутное время у

всех добрых людей душа в крайнем смущении, в болезни…Душа у всех объята

страхом, - боятся больше всего именно этого коренного зла, конституции…,

которой русская душа не понимает… Это гибулль России и Ваша; это ясно для

меня как день… Время тажкое, я не успокоюсь, покуда здесь ещё остаются и

граф Лорис-Меликов, и Абаза, и великий князь Константин Николаевич. Дай

Бог, чтобы они ушли и разъехались как можно скорее[1]»

На следующий день после опубликования манифеста в знак протеста начали

подавать в отставку министры-либералы прежнего царствования – М.Т. Лорис-

Меликов, военный министр Д. А. Милютин, министр финансов А. А. Абоза.

Вскоре Александр III в письме к брату Владимиру сформулировал свое

политическое кредо: “Я никогда не допущу ограничения самодержавной власти,

которую нахожу нужной и полезной для России”

Первые мероприятия правительства Александра III подтвердили решимость

властей твёрдо проводить провозглашённый “охранительный» курс: 14 августа

1881 г. было принято «Положение о мерах к охранению государственной

безопасности и общественного спокойствия». Теперь в любой губернии

разрешалось вводить чрезвычайное положение «для водворения спокойствия и

искоренения крамолы». Любого её жителя могли подвергнуть аресту, сослать

без суда на пять лет, предать военному суду. Но так как шкалы чрезвычайных

ситуаций не существовало, то в губерниях начался беспредел. Увеличиваются

штаты отдельного корпуса жандармов, создаются новые охранные отделения, а в

1882 г. – секретная полиция. Губернаторы получили право закрывать органы

печати, торговые и промышленные предприятия, учебные заведения;

приостанавливать деятельность земств и городских дум. Изданное как

«временное», сроком на три года, это «Положение» постоянно возобновлялась и

действовало вплоть до

1917 г.

В условиях развивающегося капитализма Александр III, выражая интересы

наиболее консервативных кругов дворянства, сохранял помещичий уклад жизни.

Однако в области экономической политики император вынужден был считаться с

ростом капиталистических элементов в стране. Александр III, потрясенный

смертью отца, стремился всякими способами ограничивать влияние

революционных группировок в стране.

Основными направлениями деятельности нового правительства были

“искоренение крамолы” и успокоение общественности. Особая роль в укреплении

и охранении режима отводилось Департаменту полиции, деятельность которого

приобрела невиданный размах после назначения на пост его директора В.К.

Плеве, а затем И.Н. Друнова. В 1882 г. политический розыск в России

возглавил подполковник Отдельного корпуса жандармов Г.П. Судейкин. Этот

умный, предприимчивый и честолюбивый чиновник тщательно изучил опыт работы

тайной полиции европейских стран. На посту инспектора секретной полиции и

начальника Петербургского охранного отделения он создал в России

продуманную систему политического сыска, основанную на провокаторской

деятельности, шпионаже и шантаже.

Помимо официальных полицейских органов в марте 1881 г. возникла

своеобразная тайная общественная организация для защиты императора и борьбы

с революционным террором – “Священная дружина”. Она была создана с ведома

Александра III и объединяла более 700 представителей высшей знати, сановной

бюрократии, генералов и др. Среди них были братья царя, министр двора И. В.

Воронцов-Дашков, граф П. А. Шувалов, С. Ю. Витте. При помощи собственной

агентуры, а также шпионажа и провокаций “Дружина” пыталась дезорганизовать

действия революционных организаций изнутри. Вскоре ее активная, но

непрофессиональная деятельность стала мешать работе Департамента полиции. А

к концу 1881 г. Александр III осознав опасность этого “добровольного”

карательного органа, подрывавшего авторитет власти и ее монополию на

репрессии, велел распустить “Священную дружину”.

Всю намеченную программу контрреформ царизму провести не удалось. Оно

не могло не считаться с реальным положением дел в деревне, с развитием

новых капиталистических отношений в экономике. Так, в 1881 г. был утвержден

закон об обязательном выкупе временнообязанных крестьян, значительно

понижены выкупные платежи, отменялась подушная подать. Под влиянием роста

рабочего движения в 1881 г. правительство издает закон по рабочему вопросу.

Экономическая политика имела буржуазный характер.



^ Рассмотрим теперь подробнее наиболее крупные контрреформы:

ЗЕМСТВО

В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало

возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и

независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних

была сведена на нет ещё на исходе XVII в.

По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880

г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать

большую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%).

Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю

того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений)

понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще

потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из

среды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскими

обществами участвовать в выборах.

Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило

земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это

перечёркивало главную идею земства – независимость от органов

государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления.

Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность

участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима)

людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге

сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этих

мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому

земству («земле», «люду») – противостояние, уходящее в самую глубь

российской истории.

^ ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и

земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами

государственного самоуправления, и расширить сферу правительственных

полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный

ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число

избирателей в Москве, например, сократилось в три раза.

Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и

управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской

администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать

официально избранного городского голову – председателя городской думы.

Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское

самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной

службы.

СУД

Судебная реформа России – наиболее удачное детище отстраненных от

власти реформаторов – не потерпела в это время каких-либо значительных

изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако

в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась:

публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда

присяжных были изъяты все дела а насильственных действиях против

должностных лиц.

Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые

судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между

крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они

только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе.

Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности

которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным

цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение

согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные

вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную

администрацию.

ОБРАЗОВАНИЕ

Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства,

рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российские

университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый

университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован

университетский суд, запрещены любые студенческие объединения.

Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в

должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь

руководил государственный чиновник – попечитель учебного округа: он

назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал

правом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать

за преподавателем. Государство не забыло напомнить студентам и об

«обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию для

лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный срок

военной службы увеличен.

Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования

графу И.Д.Делянову (1818-1897), министру народного просвещения с 1882 г.,

принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных

детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии

и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговых

лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве

одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из

среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения

сокращался приём лиц еврейской национальности. Каких-либо реальных

последствий циркуляр, впрочем, так и не возымел, оставшись в истории

российского образования примером исключительной ограниченности

государственных чиновников.

1884 год был ознаменован введением нового университетского устава –

военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса. С отставкой

министра внутренних дел графа Н.И.Игнатьева (1882 г.) и назначением на этот

пост графа Д.А.Толстого начался период открытой реакции.

ПЕЧАТЬ

Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882

г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными).

Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать

издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности.

Редакция обязывалась раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию

властей. Усилилась цензура.

В соответствии с новым законодательством в 1884 г. прекратил

существование ненавистный правительству журнал «Отечественные записки»,

редактором которого был М.Е.Салтыков-Щедрин. Зато процветала газета

М.Н.Каткова (1818-1887) «Московские ведомости». Именно на 80-е гг.

приходится заключительный период деятельности этого известного русского

публициста, в своё время слывшего либералом и много сделавшего для

расширения круг дозволенных к обсуждению в печати вопросов. Но с середины

60-х гг., а особенно после установления нового правительственного курса при

Александре III, Катков немало способствовал усилению охранительного духа и

нетерпимости в стане власть имущих.

Обладая тонким публицистическим талантом и репутацией либерала, он

сумел заронить в умы своих читателей сомнение в необходимости продолжения

реформ, объявленных им в целом как «неудачные»: «Ещё несколько месяцев,

быть может, недель прежнего режима, - писал он по случаю манифеста 29

апреля 1881 г., - и крушение было бы неизбежно»[2]

Таким образом, уже к середине 80-х гг. сложилась реакционная концепция

контрреформ, которая основывалась на традиционных догмах:

а) божественное происхождение самодержавия и божественный промысел как

основа его политики, противопоставляющиеся планам политических реформ;

б) полная централизация власти;

в) осуждение земского и городского самоуправления, как не соответствующие

условиям русской жизни;

г) шовинизм; интересы дворянства рассматривались в традиционном понимании

(в качестве типичной фигуры представлялся помещик- крепостник).

ВЫВОД

Все мероприятия, проводимые в противовес предыдущим реформам, обладали

одной общей ярко выраженной чертой. Государство, построенное по принципу

пирамиды, вершиной которой является императорский трон, стремилось ничего

не оставлять вне своего контроля. Отсюда и всегдашнее стремление властей

повсюду иметь за всем следящего и всем руководящего «государева чиновника –

будь то губернатор, земский начальник, цензор или попечитель учебного

округа. Это стало итогом развития российской самодержавной

государственности, достигшей при Александре III своей вершины.

Не следует думать, что ужесточение контроля со стороны государства

было следствием недобрых намерений людей, озабоченных лишь тем, чтобы

удержать власть в своих руках. Напротив, представление о сильной

государственной власти как единственном условии самосохранения общества

исходило от деятелей, искренне заботившихся о спокойствии и благе России.

Одним из них был Победоносцев, всесильный обер-прокурор Синода, детально

разработавший идею русской национальной государственности.

Победоносцев считал, что западные парламентарные демократии изначально

порочны, ибо постоянно обсуждают, толкуют и изменяют государственный закон

в угоду времени, а так же интересам тех или иных групп людей. Между тем

такие интересы могут быть временными, к тому же они не всегда совпадают с

интересами всего народа. Идея же российского самодержавной

государственности, освящённой самой Церковью, предполагает, с точки зрения

Победоносцева, лишь один вариант толкования государственных законов –

заботу о благе и спокойствии народа. Собственно закон своим первоначальным

источником имеет, как писал Победоносцев, «жизнь народа и её хозяйственные

условия». Изначальное содержание закона, не облачённое в слова, несёт в

себе народ. Формулирует же закон и следит за его исполнением государство.

Именно оно – в силу священной природы царской власти – исходит при

толковании законов из единственно правильной, никем не оспариваемой точки

зрения. В этом и состоит, по мнению Победоносцева, главное преимущество

российского государственного устройства перед западным. Российская

государственность воплощает в себе идею совершенной государственной власти,

которая охраняет благо народа и в своей законодательной деятельности

исходит из реальных условий народной жизни.

Правительство Александра III считало, что реформа должна лишь

следовать за жизнью, а не менять её. Приверженцы охранительного курса

полагали, что Россия ещё не готова к тем преобразованиям, которые проводил

в жизнь Александр II. Поэтому 80-е – начало 90-х гг. ХIXв. Запомнились

современникам как пора выжидания, затишья, «болезненного спокойствия».

«Болезненного» потому, что Россия требовала продолжения реформ.

Проводимые в «жизненных интересах народа» контрреформы оказались

бессильными перед самим течением жизни: она брала своё. Земская

контрреформа не остановила земского движения, но настроила значительную

часть земцев против самодержавия. Увеличенный избирательный ценз при

проведении городской реформы стал ещё одним стимулом для деловых людей,

чтобы задуматься о повышении уровня своих доходов. Это в свою очередь

способствовало развитию городской экономики, усилению городской буржуазии,

требующей от самодержавия предоставления ей всё новых и новых прав.

Контрреформы в сфере образования также дали результат, прямо

противоположный ожидаемому: в университетах усилился дух свободомыслия. Не

имели успеха и мероприятия правительства в области печати: количество

изданий в России год от года увеличивалось. Росло и число желающих вставить

где-нибудь свою статейку – за всем не уследишь, как бы не мечтали об этом

сторонники российской державности.

Реальные итоги контрреформ в полной мере дали знать о себе тяжелейшими

социальными потрясениями в начале XX в. Однако в последние годы ХIХ в., на

исходе царствования главного «контрреформатора» Александра III, власти

предержащие могли быть довольны: основные цели, намеченные в царском

манифесте 1881 г., казались достигнутыми или близкими к достижению.

Самодержавие находилось в зените, территория империи увеличивалась за счёт

завершившегося присоединения среднеазиатских земель, международное

положении России упрочилось, а внутренний мир, хоть и прозрачный, всё же

поддерживался. И лишь два крупных события омрачили последние годы

царствования Александра III. Они приподняли завесу над реальным положением

вещей в империи. Неурожай и голод 1891 г., а также последовавшая вскоре

эпидемия холеры обнаружили неспособность государства справляться с

результатами стихийных бедствий, страшную и безысходную нищету народа.

«Неподвижные газетчики на углах, без выкриков, без движений, неуклюже

приросшие к тротуарам, узкие пролётки с маленькой откидной скамеечкой для

третьего, и, одно к одному, - девяностые годы, - вспоминал Мандельштам, -

слагаются из картин разорванных, но внутренне связанных тихим убожеством и

болезненной, обречённой провинциальностью умирающей жизни». Забудутся

конкретные исторические имена, канут в лету издававшиеся указы, но два

последних десятилетия XIX в. останутся в памяти потомков как эпоха,

обладавшая особым историческим ароматом, своим, пусть еле слышным в мировой

истории, «шумом» («Шум времени»- такое название дал своим воспоминаниям

О.Э.Мандельштам.)[3]

Однако спокойствие и тишина уходящего века не означали молчания,

некоего исторического провала, упадка. Жизнь вопреки диктуемым ей правилам,

продолжалась, заставляя каждого совершать собственный неповторимый выбор.

Прислушаться к тишине этой эпохи стоит хотя бы потому, что именно в

последние десятилетия XIX столетия росли и воспитывались люди, которые в

недалёком будущем станут вершителями судеб России.

Александр III скончался осенью 1894 года от болезни почек, усилившейся

из-за ушибов, полученных во время железнодорожной катастрофы под Харьковом,

и постоянного неумеренного употребления спиртного. Он похоронен в

Петропавловском соборе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

История России с древности до наших дней / Под ред. М. Н. Зуева.

– М., 1994.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993.

Энциклопедия Т.5 «История России и её ближайших соседей» Ч.2./ Под

ред.Аксёнова – М., «Аванта+», 1997 г.

Хрестоматия по истории Отечества XIX – начало XX вв. – Л.М.Ляшенко, М,

«Рекорд», 1997 г.

Похожие:

4. Контрреформы Александра iii  icon№35. 1 марта 1881 г от рук народовольцев погиб император Александр...
Александр III и его контрреформы обеспечили России мирную и спокойную эпоху без войн и внутренних смут, но и зародили в россиянах...
4. Контрреформы Александра iii  iconСвятой благоверный великий князь Александр Невский
Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III большое Гнездо. Мать св. Александра,...
4. Контрреформы Александра iii  iconКурсовая работа студента III курса Коваль Александра Сергеевна
Охватывают всей системы. Схема
4. Контрреформы Александра iii  iconАкутуальность темы: стоит ли считать правление Александра III одним...
П. А. Зайончинский,В. А. Твардовская:"Тупость и упрямство в нём уживались с усидчивостью и трудолюбием"
4. Контрреформы Александра iii  iconВопрос История становления адвокатуры с 1864 г до 1917 г. Контрреформы....

4. Контрреформы Александра iii  iconВопросы для экзамена по истории россии для студентов III курса основные...
Основные черты внутренней политики Александра I в начале XIX века. Характеристика реформы
4. Контрреформы Александра iii  iconВ музее-заповеднике «Гатчина» открыли Фрейлинскую и Гардеробную
С 23 ноября на постоянной выставке «Семья Александра III в Гатчинском дворце» появился новый раздел «Фрейлинская и Гардеробная комнаты»....
4. Контрреформы Александра iii  iconИсторическая обстановка в 1870-1890 годы Александр II
Его правление закончилось, когда император погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля» 1 (13)...
4. Контрреформы Александра iii  iconВеликие реформы Александра II
В дворянской историографии (С. Татищев, А. Шумахер) личность самого Александра II и в целом вся его реформаторская деятельность идеализировались,...
4. Контрреформы Александра iii  iconВ 1988 году, в Ленинграде, у троих одноклассников Михаила «Горшка»...
Ленинграде, у троих одноклассников Михаила «Горшка» Горшенёва, Александра «Поручика» Щиголева и Александра «Балу» Балунова возникла...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница