Правовые основы деятельности в области стандартизации в РФ обеспечиваются фз «О техническом регулировании» (2002 г.), и фз «О защите прав потребителей» (1992


Скачать 414.04 Kb.
НазваниеПравовые основы деятельности в области стандартизации в РФ обеспечиваются фз «О техническом регулировании» (2002 г.), и фз «О защите прав потребителей» (1992
страница1/4
Дата публикации14.06.2013
Размер414.04 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4




СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РФ
Правовые основы деятельности в области стандартизации в РФ обеспечиваются ФЗ «О техническом регулировании» (2002 г.), и ФЗ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией (ISO);
Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации (ГОСТ);
Стандарт иностранного государства - стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства (DIN);
Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
Предварительный национальный стандарт - документ в области стандартизации, который утвержден национальным органом Российской Федерации по стандартизации и срок действия которого ограничен;
Свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов;
Свод правил иностранного государства - свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства;
Региональный свод правил - свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации;
Региональная организация по стандартизации - организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции;
Цели стандартизации

 

Целями стандартизации являются:

  1. повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

  2. обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

  3. содействие соблюдению требований технических регламентов (установление обязательных норм и требований);

  4. создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

 

Принципы стандартизации

 

Стандартизация осуществляется на основании системности и перспективности работ в соответствии с принципами:

  1. добровольного применения документов в области стандартизации;

  2. максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

  3. применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо РФ в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

  4. недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

  5. недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

  6. обеспечения условий для единообразного применения стандартов.


Основными функциями стандартизации являются: экономическая и информационная.
Документы в области стандартизации

 

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

  1. национальные стандарты (ГОСТ Р);

  2. правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации (ПР, Р);

  3. применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОК);

  4. стандарты организаций (СТП);

  5. своды правил;

  6. международные стандарты (ИСО, МЭК, ИСО/МЭК), региональные стандарты (ГОСТ), региональные своды правил, стандарты иностранных государств (DIN) и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов ;

  7. надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

  8. предварительные национальные стандарты.

 

Национальный орган РФ по стандартизации, технические комитеты по стандартизации
Национальный орган РФ по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации):

  1. утверждает национальные стандарты и предварительные национальные стандарты;

  2. принимает программу разработки национальных стандартов;

  3. организует экспертизу проектов национальных стандартов, а также стандартов и сводов правил, представляемых на регистрацию;

  4. организует проведение экспертизы проектов предварительных национальных стандартов, а в случае, если технический комитет по стандартизации не создан, проводит экспертизу проектов предварительных национальных стандартов;

  5. организует проведение мониторинга и оценки применения предварительных национальных стандартов в порядке, установленном национальным органом по стандартизации;

  6. обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

  7. осуществляет учет документов в области стандартизации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

  8. создает технические комитеты по стандартизации, утверждает положение о них и координирует их деятельность;

  9. организует официальное опубликование и распространение национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;

  10. участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов РФ при их принятии;

  11. утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

  12. представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;

  13. обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к документам в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятых технических регламентов и осуществления оценки соответствия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 статьи 44 настоящего Федерального закона;

  14. предоставляет информацию и документы в области стандартизации в соответствии с обязательствами РФ, вытекающими из международных договоров РФ в сфере технического регулирования;

  15. регистрирует в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;

  16. принимает на учет надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.


Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ). В течение ряда лет аналогичные функции в области строительства выполнял ^ ГОССТРОЙ РФ.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.

Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми. Технические комитеты по стандартизации осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них.

Участники работ по стандартизации, а также национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил образуют национальную систему стандартизации.
Национальный стандарт и предварительный национальный стандарт применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Правила разработки и утверждения национальных стандартов

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

3. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления.

4. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

7. Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. Срок проведения экспертизы проекта национального стандарта не может быть более чем девяносто дней с даты поступления указанного проекта в технический комитет по стандартизации.

8. На основании указанных в пункте 7 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации осуществляет подготовку мотивированного предложения об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Данное предложение принимается на заседании технического комитета по стандартизации
  1   2   3   4

Похожие:

Правовые основы деятельности в области стандартизации в РФ обеспечиваются фз «О техническом регулировании» (2002 г.), и фз «О защите прав потребителей» (1992 iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Защита прав потребителей»
Защита прав потребителей органами власти субъектов Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты...
Правовые основы деятельности в области стандартизации в РФ обеспечиваются фз «О техническом регулировании» (2002 г.), и фз «О защите прав потребителей» (1992 iconБезопасность лазерной аппаратуры
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Правовые основы деятельности в области стандартизации в РФ обеспечиваются фз «О техническом регулировании» (2002 г.), и фз «О защите прав потребителей» (1992 iconФормулярный комитет при президиуме рамн стандарт
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Правовые основы деятельности в области стандартизации в РФ обеспечиваются фз «О техническом регулировании» (2002 г.), и фз «О защите прав потребителей» (1992 iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Феде­ральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Правовые основы деятельности в области стандартизации в РФ обеспечиваются фз «О техническом регулировании» (2002 г.), и фз «О защите прав потребителей» (1992 iconИ защите их прав
Настоящий федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством устанавливает основы...
Правовые основы деятельности в области стандартизации в РФ обеспечиваются фз «О техническом регулировании» (2002 г.), и фз «О защите прав потребителей» (1992 iconНациональный стандарт российской федерации топливо дизельное евро
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Правовые основы деятельности в области стандартизации в РФ обеспечиваются фз «О техническом регулировании» (2002 г.), и фз «О защите прав потребителей» (1992 iconЗакон РФ от 07. 02. 1992 n 2300-1 (ред от 25. 06. 2012) "О защите прав потребителей"
Законе: потребитель гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары...
Правовые основы деятельности в области стандартизации в РФ обеспечиваются фз «О техническом регулировании» (2002 г.), и фз «О защите прав потребителей» (1992 iconЗакон РФ от 07. 02. 1992 n 2300-1 (ред от 25. 06. 2012) "О защите прав потребителей"
Законе: потребитель гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары...
Правовые основы деятельности в области стандартизации в РФ обеспечиваются фз «О техническом регулировании» (2002 г.), и фз «О защите прав потребителей» (1992 iconЗакон РФ от 07. 02. 1992 n 2300-1 (ред от 28. 07. 2012) "О защите прав потребителей"
Законе: потребитель гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары...
Правовые основы деятельности в области стандартизации в РФ обеспечиваются фз «О техническом регулировании» (2002 г.), и фз «О защите прав потребителей» (1992 iconЗакон РФ от 07. 02. 1992 n 2300-1 (ред от 25. 06. 2012) "О защите прав потребителей"
Законе: потребитель гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница