Князья.  Важнейшие вопросы решались на народных собраниях вечевых сходках ( вече)


Скачать 254.84 Kb.
НазваниеКнязья.  Важнейшие вопросы решались на народных собраниях вечевых сходках ( вече)
Дата публикации30.03.2013
Размер254.84 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
1.ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

Первые свидетельства о славянах: обособились из индоевропейской общности в сер 2 тыс до н. э. Прародина – территория от Одера до Карпат. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к 1 тыс н.э., о них сообщают греческие, римские, арабские источники. В эпоху Великого переселения народов (4-6 в.в.) славяне освоили Европу. Они жили в лесной и лесостепной зоне, вели оседлый образ жизни, земледельческое хозяйство. Славянский мир взаимодействовал с готами, с кочевыми народами степи.

Восточные славяне в 6-9 веках.

   Расселение:

занимали территорию от Карпатских гор до средней Оки. Осваивали Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими  и балтийскими племенами. В этот время славяне объединяются в племенные союзы, каждое племя состояло из родов. Поляне жили по среднему течению Днепра,на северо- восток от них расположились северяне, в районе верхней Волги жили кривичи, у озера Ильмень –ильменские словене, по реке Припять дреговичи,  древляне. К югу от реки Буг –бужане и волыняне. Между Днепром и Южным Бугом тиверцы. По реке Сожь –радимичи.

 Хозяйство: основным занятием восточных славян было земледелие (подсечно-огневое, перелог). Основными орудиями труда были соха, деревянный плуг, топор, мотыга. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернотерками. С земледелием тесно связано скотоводство. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот. Тягловая сила – волы, лошади.  Промыслы: рыболовство, охота, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел).

 Жили славяне общинами, сначала родовой, потом соседской. Это определяло уклад и характерные черты жизни. Хозяйства имели натуральный характер (производили все для собственного потребления). С появлением излишков развивается обмен ( продукты земледелия на ремесленные товары).

   Появляются города как центры ремесла, торговли, обмена, опорные пункты власти, обороны. Города строились на торговых путях. Историки считают, что в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов ( Киев, Новгород, Суздаль, Смоленск, Муром  …) Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходках (вече).Существовало ополчение, дружина. Собирали полюдье (сбор дани с подвластных племен).

Верования – древние славяне были язычниками.Славянские боги олицетворяли силы природы и отражали общественные отношения. Перун –бог грома, войны. Сварог –бог огня.Велес – покровитель скота. Мокошь –оберегала женскую часть хозяйства. Верили в духов –леший, русалки, домовой. Обряды и праздники связаны с земледелием. Отмечали рождение, свадьбы. Почитали предков. Поклонялись явлениям природы.

 

^ 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО IХ – НАЧАЛА XII ВВ.

Государство на Руси сложилось в результате политического объединения двух центров восточных славян, Новгорода и Киева. С уверенностью о таком слиянии можно говорить лишь после 862 г. Но еще задолго до прихода в Киев дружинников Рюрика здесь существовало полусамостоятельное протогосударственное образование, номинально подчиненное хазарам. Поднепровским славянам были присущи элементы государственности: они платили дань-налог в обмен на безопасность и торговые привилегии, подчинялись надплеменным нормам права и структурам власти. Историки допускают, что доаскольдово государство в Киеве и держава Рюрика возникли независимо друг от друга и почти одновременно. При их слиянии экономическое и политическое преимущество оказалось на стороне Киева. Он был центром самого развитого племени восточных славян — полян, к тому же добровольно подчинившихся пришельцам с севера. Киев являлся старым узловым пунктом торгово-экономических связей восточных и западных стран. Наконец, от Киева открывалась дорога на Царьград.

Русь не была исключением в обширном мире славянства, который в VIII—X вв. затронул процесс образования государств. В 70-е годы VII в. произошло политическое объединение славян на Дунае, положившее начало Болгарскому государству. В VIII столетии возникла Сербия. В первой половине IX в. на левом притоке Дуная, реке Мораве, образовался Великоморавский союз чешских, словацких и моравских племен, просуществовавший всего полвека до вторжения венгров. На части его территории в верховьях реки Эльбы (славянской Лабы) сложилось Чешское государство. В середине Х в. в бассейнах рек Вислы и Варты возник союз племен, ставший ядром Польского государства. В том же столетии появилась и Хорватия.

Процесс образования государств у славян шел двояким путем: либо путем подчинения одному племенному союзу (Великая Моравия, Русь, Чехия, Польша), либо в пределах одного союза княжеств (Сербия, Хорватия, Словения). И лишь Болгарское государство оформилось путем объединения славянского союза племенных княжеств с инноэтнической общностью — протоболгарами, народом тюркского происхождения. Общей чертой для всех славянских государств, за исключением областей к югу от Дуная, отвоеванных славянами у Византии, было то, что они складывались в зоне, не входившей в ареал распространения античной цивилизации. Поэтому весь строй жизни и отношений формировался у славян неспешно, с большой долей своеобразия, как принято говорить «бессинтезным путем».

Для Руси в первую очередь имела значение специфика ее геополитической ситуации: давление степных кочевых народов, агрессивные устремления соседних развитых европейских государств, относительно слабые культурные контакты с ними, ограниченность выхода к морским торговым путям. Постепенно Русь превращалась в «оборонное общество». Подвижность общественной жизни, связанная с частыми перемещениями людей, нашествиями кочевников, колонизацией далеких окраин, предопределила преобладание идущих сверху вертикальных политических связей. Если в средневековой Европе государственная власть была слабой и обществу самому приходилось решать свои проблемы, то на Руси, наоборот, государство постепенно превращалось в верховного законодателя общественной жизни. Здесь слабее, чем в Западной Европе, шел процесс дифференциации по социальному и профессиональному признакам, медленнее развивались товарно-денежные отношения. Горизонтальные общественно-политические связи не могли укорениться здесь и по другой важной причине. Военные расходы государства при ограниченных людских и материальных ресурсах тяжким бременем ложились на население. Именно на Руси оформилось понятие «половник», ибо норма эксплуатации трудового люда часто доходила до 50%. Сказывался также характер местности, не позволявший иметь разветвленную систему коммуникаций. Освоение территории в зоне рискованного земледелия приучало русского человека довольствоваться элементарными технологиями и выработала у него «непосредственно-природный умственный взгляд». В этих условиях замедленно формировалось и правосознание, изначально отторгавшее идею о том, что приложение труда к земле может выступать основой собственности на нее и продукты ее обработки.

Итак, государственная власть на Руси выступала с самого начала как мощная организующая сила, не привыкшая встречать серьезного сопротивления своим начинаниям со стороны общества. Эto предопределило ее пристрастие к спрямленным действиям произвола и насилия. Сказался здесь и фактор иноземного происхождения правящей прослойки. И хотя варяги этнически смешивались со славянами, однако изначально существовавшее разделение на управляющих и управляемых не только закрепилось, но даже углубилось в ходе династических столкновений. Выходцы из Скандинавии сыграли активную роль в формировании изоляционистски настроенного господствующего слоя страны, хотя и не составляли его большинства. Государь на Руси не привык нуждаться в правовом обеспечении своей деятельности, поэтому идея законности и правопорядка не превратилась в общезначимую ценность. Взгляд на страну как на великокняжескую вотчину не позволял укорениться и понятию собственности даже в среде узкого круга приближенных к князю лиц

^ 1.1 Эпоха первых киевских князей

О существовании Древнерусского государства можно говорить с момента взятия Киева Олегом в 882 г. До этого справедливее утверждать о наличии начал государственности у восточных славян. Первый период развития раннефеодального государства Киевская Русь охватывает время от Олега до Святослава, примерно столетие — с 80-х годов IX в. до начала единодержавного правления Владимира Святославовича, до 980 г. По словам В.О. Ключевского, «своим мечом первые киевские князья очертили довольно широкий круг земель, политическим центром которых был Киев».

На этом этапе Русь была объединена только механически, с помощью военной силы. Она не имела устойчивых границ. Власть киевского князя держалась на острие меча, удачливости, личной силе и уме «первого среди равных». В летописной легенде о призвании варягов его функции определялись следующим образом: «володеть и судить по праву». Киевский князь являлся военным предводителем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани. С IX в. он носил двойной титул: «каган» («верховный предводитель» у тюркских народов) и «князь». Его принятие символизировало независимость Руси от Хазарии и подчеркивало верховенство киевского князя над князьями крупных племенных союзов, именовавших себя «светлыми» и «великими».

Основу политического строя Киевской Руси составлял дуализм княжеской и вечевой власти. Вече — народное собрание — ограничивало княжескую власть элементами общественного самоуправления. Народные старейшины — «старцы градские» — являлись полноправными участниками княжеской думы. Компетенция веча включала избрание и призвание князя, заключение мира и объявление войны, составление договора (ряда) с князем, контроль над княжеской администрацией и судопроизводством. Однако состав веча, порядок его созыва, ход совещаний и способы выработки вечевых постановлений — все было предоставлено случаю. Фактически вече могло играть конструктивную роль только в чрезвычайных ситуациях. В обычное время его функции исполнялись князем, который наряду с вече и независимо от него обладал правом законодательной инициативы. Отсутствие определенного порядка отношений между вечем и князем открывало простор для их частых столкновений и лишало государственную жизнь устойчивости.

Наряду с вечем продолжало иметь значение народное ополчение — вои — еще один пережиток родовой старины. Оно формировалось большими торговыми городами, которые имели военное устроение. Каждый из таких городов образовывал отдельный полк, называвшийся тысячей и подразделявшийся на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий. Сотнями и десятками командовали выборные сотские и десятские. Выборные командиры составляли военное управление города и принадлежавшей ему области. Весь старшинский состав летопись называет «старцами градскими». Вооруженные города активно участвовали в военных предприятиях князя наравне с его дружиной.

Еще один правительственный орган Киевского государства — княжеская (дружиннаядума — не занимала самостоятельного места в политической структуре. Ее значение всецело определялось положением дружинного слоя. Дружинники жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем, делили с ним военную добычу и дань. По всем вопросам князь держал с ними совет.

^ Княжеская дружина делилась на старшую и младшую. Первая состояла из княжих мужей, или бояр, вторая — из детских, или отроков. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля приводит три этимологии слова «боярин»: от «бои», «бить», «воевода»; от «боляре», «болеющие о ком-то», «заботящиеся»; от «болий», «больший». Бояре помогали князьям в делах правления и начальствовали над княжескими полками в военное время. Древнейшее собирательное название младшей дружины — «гриди» (от скандинавского grid — «дворовая прислуга») — заместилось позже словами «двор» и «слуги» (отсюда впоследствии — «дворянство». Гриди, или отроки, чадь, детские, служили на княжеском дворе и участвовали в военных походах под началом бояр, получая от князя жалование. Вместе со «старцами градскими» они составляли правящий военный класс раннефеодального общества. На начальном этапе развития государства он в значительной своей части оставался пришлым, назывался русью и резко отличался от славянского простонародья.

Правовое и идеологическое сознание Руси еще питалось нормами племенных устоев. Закон бытовал в устной форме. Продолжала действовать кровная месть. Византийский писатель Х в. Лев Диакон в рассказе о болгарском походе Святослава говорит, что русские в его время имели обыкновение решать взаимные распри «кровью и убийством». Некоторые нормы обычного права были включены в договоры Руси с Византией 911 и 944 гг. Согласно им, за удар мечом или другим оружием, нанесенный русским греку или греком русскому, полагалось денежное взыскание «по закону русскому». В нем трудно различимы составные его элементы: варяжский и славянский. Так, в соблюдении мира клялись славянскими богами. Вместе с тем в управление и право варяги внесли ряд своих административных и юридических понятий; ябетник (судебный исполнитель), тиун (управитель княжеской вотчины), гридь (слуга), вира (денежный штраф за убийство).
^ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ХII -ХIII ВВ

В XII в. Русь вступает в период феодальной раздробленности. Это был исторически закономерный этап развития феодального общества, через который прошли и страны Западной Европы. К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств и земель. Следует обратить внимание на хронологические рамки периода. Тенденция к феодальной раздробленности проявилась еще в XI в., но условно принято считать началом раздробленности Киевской Руси смерть князя Мстислава Владимировича в 1132 г. В XIII в. процесс феодальной раздробленности не прекратился, однако завоевания русских княжеств монголо-татарами существенно отразилось на нем, что позволяет период зависимости выделить в самостоятельный этап.
Одной их главных причин раздробленности Древнерусского государства (как и других феодальных государств) явился бурный рост производительных сил общества? прогресс сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы. Подъем ремесла и торговли ускорил развитие новых городских центров. В XII–XIII вв. насчитывалось уже около 300 городов. Окраинные молодые города часто своим богатством затмевали столицу. Усложнялась социальная структура русского общества? крупное боярство, торговцы, ремесленники, городские низы, крестьяне. В этот период не только князья, но и бояре обзаводились земельными владениями – вотчинами, что прочно привязывало их к местным центрам и местным князям.
Киев терял свою роль в жизни русских земель, что не было предопределено, а обуславливалось конкретно-историческими событиями. Благодаря крестовым походам Запад проложил себе новые торговые пути на Восток, что сказалось на старых посреднических торговых центрах, в том числе и на Киеве. Нашествие половцев затруднило движение торговых караванов в Константинополь и крымские города. Половцы постоянно опустошали земли Южной Руси, население стало искать более спокойных мест для жительства. Таковыми являлись внешнеполитические причины.
К внутренним политическим причинам, способствовавшим раздробленности русских земель, следует отнести, во-первых, порядок наследования великокняжеского престола и, во-вторых, княжеские усобицы по поводу Киевского стола. Первое выступило в роли своеобразной предпосылки раздробленности. Со времен Ярослава Владимировича старший получал Киевский стол, а другие дети – разные земли во владениях. Постепенно каждое княжество получило свою династию. Сложилась так называемая удельная система. Но традиционно княжеский род сохранил память о престиже Киева – «матери городов русских», что провоцировало местных князей стремиться к обладанию Киевским престолом.
Среди полутора десятков государственных образований, сложившихся на территории Руси, наиболее крупными были? Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Турово-Пинское, Смоленское, Новгородское. 
Эти государства при значительной пестроте экономических условий по политическому устройству можно разделить на два основных вида? феодальные монархии и феодальные республики (Новгород, Псков).
Галицко-Волынское княжество занимало обширную территорию – от границ земель пруссов и литовцев до Дуная и от Буга до Закарпатья. Это был край с плодородными землями, богатыми лесами, многочисленными городами. Здесь проходили многочисленные торговые пути? в Центральную и Западную Европу, в Балтию, на Восток. Это способствовало экономическому росту и усилению политического влияния княжества. До конца XII в. Галицкое и Волынское княжества существовали раздельно. Их объединение произошло в 1199 г., когда князю Роману Мстиславовичу удалось подавить сепаратизм местной боярской знати. На короткое время он занял Киевский престол (1203 г.), приняв титул великого князя. В Галицко-Волынском княжестве боярская знать была экономически сильной, и после смерти Романа в 1205 г. началась борьба боярских группировок за власть. Ослаблением политического единства воспользовались польские и венгерские феодалы. Сыну Романа Даниилу (1238–1264 гг.) пришлось выдержать длительную борьбу и добиться восстановления независимости и политического единства Галицко-Волынского княжества в 1238 г. Во время его правления Галицко-Волынское княжество достигло своего расцвета. Были построены новые города (Холм, Львов и др.), значительно расширились торговые и политические связи с соседними странами. Галицко-Волынское княжество было разорено в 1240 г. монголо-татарами, а в XIV в. территория княжество попала под власть Польши, Литвы и Венгрии.
Ростово- или Владимиро-Суздальская земля располагалась в междуречье Оки и Волги, граничила с Рязанским, Черниговским, Смоленским княжествами и Новгородской землей. До IX в. в крае жили восточно-финно-угорские племена (меря, весь, мурома), которые слились со славянами (вятичами и кривичами). В крае было много лесов, которые служили защитой от внешних врагов и основой многих промыслов. Население занималось земледелием, рыбной ловлей, добычей соли, бортничеством, боровым промыслом. В городе и селе были развиты ремесла. Обилие рек способствовало развитию торговли. Важнейший торговый путь проходил по реке Волге. Усилившийся приток переселенцев из Новгородской и Смоленской, а затем из южных земель в конце XI в. способствовал быстрому развитию Ростово-Суздальской земли.
Политическое обособление края от Киева произошло при князе Юрии Долгоруком (1125–1157 гг.). Этот князь положил начало местной династии. Юрий Долгорукий боролся, с одной стороны, за расширение границ своего княжества, а с другой – за великокняжеский Киевский престол, который захватил в 1155 г. С именем этого князя связано основание Москвы (1147 г.).
Расцвет Северо-восточной Руси связывают с деятельностью Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.) и Всеволода Юрьевича (1176–1212 гг.). Андрей Боголюбский являл собой образец динамичного феодального правителя. Он был храбрым полководцем, целеустремленным и жестоким государственным деятелем, властолюбивым человеком. Андрей перенес столицу во Владимир-на-Клязьме. В своих действиях он опирался на зависимых от него служилых феодалов-дворян, мало считаясь с боярами и братьями-князьями. Его политика была направлена на укрепление авторитета Владимиро-Суздальского княжества. Он первый присвоил себе титул великого князя всей Руси. Самовластие князя порождало заговоры, в результате одного из них Андрей Боголюбский был убит (1174 г.). После двухлетней феодальной усобицы престол занял Всеволод, получивший прозвище Большое Гнездо. Он продолжил политику расширения влияния Северо-восточной Руси. Но после смерти Всеволода Юрьевича само Владимирское княжество распалось на семь образований, причем владимирский князь стал первым среди равных князей Северо-восточной Руси. 
Самым богатым городом на Руси в XII в. был Новгород. Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана да верховья реки Волги и от Прибалтики до Урала. Особенности этой земли определились рано. Отдаленность ее от Киева привела к тому, что Новгород не являлся предметом княжеских распрей. Борьба князей за уделы позволили Новгороду сохранить свою независимость. Неплодородные почвы и неэффективность земледелия обусловили высокий уровень развития ремесла и торговли.
В Новгородской республике сложился особый общественно-политический строй. Для Новгорода характерно было призвание князя на престол. Князь был, прежде всего, военачальником, исполнял представительные функции, был символом единства новгородских земель. Его права и обязанности были оговорены в ряде (договоре) между князем и городом, причем город мог прогнать князя в любой момент. Такое положение сложилось после восстания горожан в 1136 г. Новгород прогнал князя, отделился от Киева и стал боярской республикой.
Высшим органом власти в Новгороде номинально являлось вече – собрание владельцев городских усадеб, т.е. свободных и самостоятельных граждан. Вече принимало решения по вопросам войны и мира, утверждало уставы и законы, заключало договоры с князьями. Вече являлось верховным судом республики. Вече выбирало правителей города? посадника, тысяцкого, архиепископа. Посадник управлял городом, судил население и контролировал деятельность князя. Тысяцкий возглавлял городское ополчение и ведал торговыми делами. Архиепископ являлся главой церкви, хранителем эталонов мер весов, скреплял печатью договоры с иностранцами.
Однако, несмотря на большую роль веча в жизни Новгорода, власть в республике фактически принадлежала верхушке боярства и купечества. Новгородское боярство являлось кастовым, т.е. боярином можно было только родиться. Богатство бояр шло от их участия в дележе государственных доходов, ростовщичества и эксплуатации ремесленников, живших на их усадьбах.
Новгород вел постоянную борьбу за независимость против соседних княжеств, стремящихся подчинить себе богатый город. Он являлся торговым, политическим и военным форпостом на северо-западных рубежах страны.
Таким образом, в XII в. Древнерусское государство вступило в период феодальной раздробленности. По результатам этот процесс был двойственным.
С одной стороны, раздвинулись границы русских земель, развились производительные силы. Натуральное хозяйство сосуществовало со специализированным ремесленным производством, которое разнообразилось и совершенствовалось. Городская культура достигла своего апогея. Ценности духовной культуры, утвердившиеся в социальных верхах, проникли в массы, отразившись в быте, хозяйствах, преданиях.
С другой стороны, междоусобицы проходили исключительно на русских территориях. Для борьбы с соперником русские князья нередко приглашали степняков. И кто бы ни победил, погибало русское население, сжигались русские города и села. Усобицы приводили к запущению освоенных плодородных земель и к ослаблению военной мощи русских княжеств. Поэтому в сознание русских людей идея единения воспринималась как благо, а раздор – зло.
В период феодальной раздробленности возросла роль православной церкви, которая выступала идеологическим и организационным скрепом русских земель.
Как отмечают историки, распад русских земель никогда не был полным, всегда сохранялись предпосылки для их будущего объединения (общие религия, язык, право, традиции, ментальность, экономические связи).

^ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ В IХ –ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕХIII ВВ.

Древнейший период существования русской культуры представить полно и однозначно достаточно сложно из-за отсутствия точных документальных сведений. Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу первого тысячелетия н.э. К vi в. Произошло выделение восточной ветви славян, сумевших создать основы того государства, которое имело высокоразвитую культуру уже к 862 г. - моменту начала княжения в новгороде рюрика, основателя династии рюриковичей. Новгородский период является важнейшим этапом в культуре дохристианской руси, временем начала становления древнерусской государственности. Происхождение рюрика остается спорным. На основе “норманнской концепции” он являлся варяжским князем, приглашенным на княжение из-за неспособности русских князей справиться с междоусобицей: “земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, придите княжить и владеть нами...”. Концепция эта сформировалась в xviii в. Усилиями находившихся на службе в россии немецких историков и во многих отношениях представляется неубедительной и алогичной. Тогда же, в xviii в., сформировалась и “славянская концепция” происхождения рюриковичей, которую активно поддержал м. В. Ломоносов. Согласно этой точки зрения рюрик являлся западнославянским князем, прямым потомком легендарного новгородского правителя гостомысла, который и выступил с инициативой пригласить на княжение в новгород сына своей младшей дочери из-за отсутствия преемников по мужской линии. В рамках данного учебного пособия не представляется возможным рассмотреть подробно ни одну из концепций. Напомним только, что памятник тысячелетию россии был поставлен в новгороде в 1862 г.

При изучении новгородского периода истории русской культуры ограничимся лишь теми сведениями, которые представляются безусловными.

Известно, что уже задолго до начала киевского периода на западе русь называли гардарикой - древнескандинавское название руси, в переводе означающее “страна городов и замков”. Она занимала место на перекрёстке различных торговых и культурных путей как с востока на запад, так и с севера на юг, из “варяг в греки”. Д. С. Лихачев даже предложил называть древнюю русь не евразией, а скандивизантией, подчёркивая тем самым преимущественную роль византии в культурно - экономическом состоянии государства. Доподлинно известно, что русь уже тогда была государством с рыночной экономикой, ведущим активную внешнюю торговлю, в отличие от западноевропейских феодаль-ных государств, экономика которых основывалась на “натуральном хозяйстве”. То, что стало характерным для западной европы лишь в готический период средневековья, на руси просматривалось гораздо раньше: активизация городской культуры, массовое, изысканное, хотя и деревянное, градостроительство, дощатые мостовые, обилие общественных мест (рынки, торговые ряды, постоялые дворы, ремесленные мастерские и т.д.), большое количество ремёсел и народных промыслов, продуктами которых велась активная торговля. По многим показателям древняя русь в ix-x вв. Уступала лишь византии и арабскому халифату, значительно опережая империю каролингов и другие западноевропейские территориальные образования.

Известно, что чрезвычайно разнообразной была и народная культура дохристианской руси. К сожалению, в рамках этого издания невозможно осветить споры вокруг загадочной "велесовой книги”, древнейшей из сохранившихся литературных произведений древних славян, предположительно написанной новгородскими волхвами в ix в. И содержащей существенные сведения о дохристианской культуре руси. Некоторые ученые-слависты считают это произведение фальсифика-цией, другие - не менее рьяно и аргументированно отстаивают его подлинность. Бесспорно то, что с незапамятных времен развивалась на руси народная устная поэзия: заговоры, заклинания, песнопения (охотничьи, пастушеские, земледельческие, воинские, свадебные, поминальные и т.д.), пословицы, поговорки, сказки. Особое место в устном народном творчестве занимали “старимы” - былинный эпос. Несомненно, что к моменту перенесения вещим олегом столицы из новгорода в киев (приблизительно 882 г.) Культура древней руси уже имела вполне своеобразные и весьма существенные формы.

Для мировоззрения древних славян был характерен антропотеокос-мизм, т.е. Нерасчлененность сфер человеческого, божественного и природного. Для них мир был никем не созданным вечным живым огнём, мерно потухающим и вновь загорающимся. Свято верили в духов, населявших окружающий мир и сопровождавших человека от его рождения до смерти. Сильна была и вера в непрерывную борьбу в природе светлых и темных сил. Подтверждение этому находили в

Круговороте времен года. Его исходной точкой было наступление нового года - рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян название “коляда”. Для новогоднего гаданья об урожае использовались особые сосуды - чары. На них часто изображали 12 различных рисунков, составлявших замкнутый круг - символ 12 месяцев. В день весеннего равноденствия справляли обряд похорон марены -в славянской мифологии - божества, воплощающего смерть. Весна начиналась циклом праздников, посвященных солнцу. На масленицу провожали соломенное чучело зимы, жгли просмоленное колесо -символ солнца, пекли блины - еще один солнечный символ. Прилет птиц отмечали приготовлением обрядового печенья, “жаворонков”. Лето встречали в русальную неделю веселыми свадьбами с песнями в честь лады и леля - покровителей любви. 

^ БОРЬБА РУСИ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ В ХIII В.

XIII в. стал временем тяжких испытаний для русского народа и его нарождающейся государственности. Географически расположенная на стыке Европы и Азии, Русь оказалась одновременно меж двух огней. С севера продолжались попытки захвата русских городов и земель потомками варягов – шведами. Положение еще более усугубилось с появлением на западных границах немецких рыцарей, развернувших активную военно-колонизационную деятельность в Прибалтике. А с восточных степей тем временем накатывалась новая волна кочевников – монголо-татар, врагов более страшных, сильных и жестоких, нежели их предшественники – печенеги и половцы.

^ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ В ХIV- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХV ВЕКОВ.

Первоначально казалось, что наибольшие шансы стать центром объединения Русских земель имела Галицко-Волынская Русь, так как это княжество доминировало в политической жизни домонгольской Руси наряду с Владимиро-Суздальским. Оно мало пострадало от монголо-татарского нашествия и долгое время находилось в относительной независимости от Орды.
   Однако ряд неблагоприятных факторов подрывал могущество княжества. Это и сильная аристократическая оппозиция княжеской власти, которая существовала в княжестве, и большие затраты на войны, которые Даниил Галицкий вынужден был вести, чтобы сохранить княжеский титул. Сказывалось также постоянного давление, которое испытывало княжество со стороны западных соседей.
   Другим центром объединения могло стать Великое княжество Литовское, возникшее в XIII в., которое объединило значительную часть Русских земель. Объединение шло различными путями: соглашение с русскими князьями и боярством, заключение династических браков, ведение завоевательных войн. Однако после заключения уний с Польшей (1385, 1401, 1413) и принятия католичества (1387) Литва все больше подпадала под польское влияние, а в ее Русских землях усилились национальные и религиозные противоречия.
   Москва не имела безоговорочных шансов на главенство. Обычно, говоря о причинах возвышения Москвы, называют удобство ее географического положения, естественную защиту границ княжества, удобное расположение на торговых путях, плодородные земли и пр. Но многие из этих факторов могут быть поставлены под сомнение. Так, А.А.Зимин утверждает, что с точки зрения развития торговли Москва имела гораздо менее удобное положение, чем стоявшие на Волге Тверь, Галич, Кострома, Ярославль. Московское княжество уступало многим своим соседям в природных ресурсах, количество плодородной пашни и запасов леса были ограничены. А.А.Зимин считает, что тезис о защищенности московских рубежей также можно поставить под сомнение.
  В борьбе со своими соперниками московские князья одержали верх потому, что вели более гибкую и, как оказалось, дальновидную политику в отношении Орды, привлекли на свою сторону митрополита всея Руси. К тому же Москва пользовалась выгодами особенной заселенности своего края - итогом миграций населения, искавшего в московском залесье более защищенные места проживания. У московских князей никогда не оказывалось много детей и укоренилось правило наделять перед смертью старших сыновей большим уделом. Так отчасти умерялись отрицательные следствия бытующей политической традиции семейных разделов наследственной территории княжества. Кроме того, политическое значение старейшего князя усиливалось принадлежащим ему правом “знать Орду”, т.е. сноситься с ханом, чеканить монету и др. Но без организации противоборства с татарами и Куликовской победы, сделавшей Москву символом национальной независимости, все эти предпосылки едва ли приобрели бы новое качество.
   Соперничество Москвы и Твери началось в годы правления Юрия Даниловича. Оба княжества возникли в XIII в. Тверское в 1247 г. получил младший брат А.Невского Ярослав, Московское - в 7276 г. младший сын А.Невского Даниил. Ярослав и Даниил стали родоначальниками тверской и московской княжеских династий. Род А.Невского был ослаблен многократными разделами отчины и внутренними распрями. Старшие сыновья его умерли, и ярлык на Владимирское великое княжение Орда передала в род Ярослава Тверского. Какую роль в управлении Русью играл ярлык на княжение?
   В отношении Орды Тверь проводила более независимую политику, чем другие княжества. Помимо собственных средств, тверские князья располагали ресурсами Владимирского великого княжества. Москва значительно отставала от Твери, и ее князья, не рассчитывая одолеть тверичей своими силами, возлагали надежды на Орду. Князь Юрий Данилович (1303 - 1325) в течение двух лет жил в Сарае, прежде чем добился своего. Женившись на сестре хана Узбека Кончаке, он получил ярлык на великокняжеский стол. Тверской князь Михаил отказался подчиниться воле ордынцев, разбил дружину Юрия и захватил в плен Кончаку. Вскоре Кончака умерла, а Юрий Данилович обвинил тверского князя в том, что тот ее отравил. Михаил Тверской был вызван в Орду и там казнен. В 1318 г. Юрий занял Владимир и княжил том до 1324 г., когда был заколот в Орде сыном погибшего тверского князя. Оцените тактику, избранную тверскими и московскими князьями в борьбе за великое княжение. Какими способами правители двух княжеств добивались поставленных целей?
   Юрию Даниловичу наследовал его брат Иван I Данилович Калита (1325 - 1340). При нем борьба между Москвой и Тверью разгорелась с новой силой. В 7327 г. в Твери вспыхнуло восстание против ордынцев. В чем была причина восстания? Иван Калита принял активное участие в подавлении народного движения, вместе с ордынским войском пойдя на Тверь. В результате последовавшего погрома Тверская земля на несколько десятилетий оказалась вне политического процесса на Руси.Новый виток конфликта начинается с конца 60-х годов XIV в. Он связан с борьбой великого князя Дмитрия Ивановича (1359 - 1389) с тверским князем Михаилом Александровичем, вступившим в союз с великим князем литовским Ольгердом (1345 - 1377). Ольгерд, стремившийся к распространению своей власти на Северо-Восточную Русь, понимал, что достичь этого возможно, лишь покорив Москву. Тверской же князь Михаил рассчитывал на помощь своего зятя Ольгерда в борьбе с Москвою. Подумайте, имело ли Тверское княжество во второй половине XIV в. шансы на установление первенства на Руси. Обоснуйте свою точку зрения.
   В 1368 г. князь Дмитрий пригласил в Москву тверского князя Михаила. Прибывшего тверича бросили в тюрьму, а затем продиктовали условия мира. Тотчас по возвращении в Тверь Михаил обратился за помощью в Литву. Вскоре Ольгерд вторгся в пределы Московского княжества (так называемая “первая литовщина”). Литовский князь разбил передовой отряд Дмитрия и неожиданно появился под стенами Москвы. Спасли столицу Московского княжества белокаменные стены, строительство которых было завершено незадолго до этого. Три дня стоял Ольгерд под стенами Москвы, разграбил окрестности и ушел в Литву.
   Ответ московского князя не заставил себя ждать. Дмитрий нанес ответный удар, разорив Тверские земли.
   В 1370 г. Ольгерд вновь напал на Москву {“другая литовщина”). Дмитрий Иванович вновь укрылся за стенами белокаменного города, но на этот раз для удара в тыл Ольгерду было собрано войско под командованием союзника Дмитрия, Владимира Серпуховского. Опасаясь разгрома своего войска, Ольгерд подписал с Москвой перемирие.
   Тверской князь попытался действовать через Орду, прося себе ярлык на великое княжение, но и здесь его постигла неудача. Почему, получив ярлык в Орде, Михаил Тверской не сумел им воспользоваться?
   Летом 7372 г. Ольгерд, вняв просьбам Михаила, опять пошел на Москву. И снова было заключено перемирие, крупное сражение так и не состоялось. В 1375 г. Михаил вновь добился в Орде ярлыка на великое княжение. В ответ Дмитрий Иванович во главе московских войск и военных сил, собравшихся из многих русских земель, осадил Тверь. Тверской князь был вынужден отказаться от претензий на великое княжение, признать старейшинство московского князя, обязаться не вступать без его ведома в сношения с Ордой и Литвой, помогать московскому князю в борьбе с его врагами. Подобные же договоры о признании старейшинства московского князя были заключены Дмитрием с рязанским и другими князьями.
   С объединением в единое целое “Великого княжения Владимирского” с Московским княжеством Москва утвердила за собой роль и значение территориального и национального центра формировавшегося Русского государства. Еще при Дмитрии Ивановиче к Москве были присоединены Дмитров, Стародуб, Углич, Кострома, обширные территории в Заволжье, в районе Белоозера и ряд верхнеокских мелких княжеств. Успехи Москвы в государственно-политическом объединении русских земель были закреплены не только Куликовской победой, но и победой над коалицией удельных князей, пытавшихся в ходе развязанной ими во второй четверти XV в. феодальной войны восстановить рушившиеся порядки феодальной раздробленности.
   Ярлык ордынского правителя Едигея великому князю Василию I: “От Едигея поклон Василъю да и много поклонов. Как те поклоны придут к тебе, царев ярлык: слышанъе учинилось таковое, что неправо у тебя чинят в городах, послы царевы и купцы из Орды к вам приезжают, а вы послов и купцов на смех поднимаете, великую обиду и истому им чините - это недобро. А прежде вы улусом были царевым, и страх держали, и пошлины платили, и послов царевых чтили, и купцов держали без истомы и без обиды. Как царь Темир-Котлуй сел на царство, а ты улусу своему государем стал, с того времени у царя в Орде не бывал, царя в очи не видел и князей его, ни бояр своих, ни иного кого не присылал, ни сына, ни брата, ни с каким словом. А потом Шадибек восемь лет царствовал, и у него ты также не бывал и никого не присылал, и Шадибеково царство также минуло. А ныне Булат-Салтан сел на царство, и уже третий год царствует. Также ты сам не бывал, ни брата своего не присылал, ни боярина. И мы улуса твоего сами своим очами не видели, только слухом слышали. А что твои грамоты к нам в Орду присылал, то все лгал: что собирал в твоей державе с двух сох по рублю, куда то серебро девал? Было бы добро, если бы дань была отдана по старине и правде ”.

Похожие:

Князья.  Важнейшие вопросы решались на народных собраниях вечевых сходках ( вече) iconБилет №1 Вопрос №1
Они жили соседскими общинами. Такая община получила название-вервь. Выделилась родоплеменная знать-князья и старейшины. Князья окружали...
Князья.  Важнейшие вопросы решались на народных собраниях вечевых сходках ( вече) iconУсваивают важнейшие звуковые понятия, отвечают на вопросы что это?
Усваивают важнейшие звуковые понятия, отвечают на вопросы (что это? По предметным картинкам), составляют предложения по картинкам...
Князья.  Важнейшие вопросы решались на народных собраниях вечевых сходках ( вече) icon«психиатрия и наркология»
Предмет и задачи психиатрии, важнейшие этапы ее развития. Важнейшие принципы организации службы в рб
Князья.  Важнейшие вопросы решались на народных собраниях вечевых сходках ( вече) iconВопросы к экзамену
Образование Древнерусского государства. Норманнская теория. Первые русские князья
Князья.  Важнейшие вопросы решались на народных собраниях вечевых сходках ( вече) iconЛощадь Небесного Спокойствия Тяньаньмынь
С западной стороны на площадь Тяньаньмэнь выходит Дом народных собраний, в котором работает высший законодательный орган Китайской...
Князья.  Важнейшие вопросы решались на народных собраниях вечевых сходках ( вече) iconНачальник управления культуры, спорта и молодежной политики
Кемеровское молодежное вече (далее – Вече) – это конкурс молодежных инициатив и социально-значимых проектов в сфере гражданско-патриотического...
Князья.  Важнейшие вопросы решались на народных собраниях вечевых сходках ( вече) iconПервая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии
Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы количественные. Со всей справедливостью М. Крюнегель (2) констатирует,...
Князья.  Важнейшие вопросы решались на народных собраниях вечевых сходках ( вече) iconАнализ романа шестидесятые год
Появляется особый интерес к произведениям, ставящим острые политические, философские и исторические вопросы. В свете исторического...
Князья.  Важнейшие вопросы решались на народных собраниях вечевых сходках ( вече) icon3. Переговоры о месте постоянных гуляний. Финансовые вопросы.     слушали:  
Максим Санников: Мы можем называть наше собрание Ассамблеей, вече, народным собранием. Проводим его в самом демократичном формате....
Князья.  Важнейшие вопросы решались на народных собраниях вечевых сходках ( вече) iconФормирование советской государственности Совет Народных Комиссаров
Снк сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II всероссийским съездом Советов рабочих,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница