Учебно-методический комплекс курса Для специальности 050711 «Социальная педагогика»


НазваниеУчебно-методический комплекс курса Для специальности 050711 «Социальная педагогика»
страница1/6
Дата публикации31.03.2013
Размер1.14 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра социальной педагогики

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методический комплекс курса

Для специальности 050711 – «Социальная педагогика»



Пермь

пгпу

2008
УДК 37 (09)(075.8)

ББК Ч 33 я 73

И 907
Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Пермского государственного педагогического университета Л.А.Косолапова

Автор-составитель:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Пермского государственного педагогического университета Н.А.Гангнус




И 907

^ История педагогики и образования: учеб.-метод. комплекс курса для специальности 050711 – «Социальная педагогика» / авт.-сост. Н.А.Гангнус; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 68 с.


Учебно-методический комплекс дисциплины «История педагогики и образования» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 050711 «Социальная педагогика», утвержденного 31 января 2005г. Дисциплина входит в ­­­федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.

Адресовано студентам, обучающимся по специальности «Социальная педагогика».


УДК 37 (09)(075.8)

ББК Ч 33 я 73

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета


© Гангнус Н.А., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2008


СОДЕРЖАНИЕ


I.


Рабочая программа дисциплины

4

1.

Цели и задачи изучения дисциплины

4

2.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

4

3.

Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

5




3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

5




3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

6

4.

Содержание курса

12

5.

Темы практических и семинарских занятий

23

6.

Тематика рефератов

34

7.

Примерная тематика курсовых работ с методическими рекомендациями

36

8.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

39




8.1. Рекомендуемая литература

39




8.2 Материально-техническое и информационное обеспечение

40




8.3.Методические указания студентам по выполнению самостоятельных работ, их содержание

41




8.5 Методические рекомендации преподавателю

48

II.

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций дисциплины

51

III.

Приложение

58



^ I. Рабочая программа дисциплины
Программа составлена на основе рекомендованной примерной программы по истории образования и педагогической мысли д.п.н профессора МГПУ Андреевой И.Н. доцентом кафедры социальной педагогики ПГПУ Гангнус Н.А.


  1. Цели и задачи изучения дисциплины


Цель курса - обеспечить развитие основ историко-педагогической культуры студентов, их педагогического мировоззрения и педагогического мышления. Знакомство с мировым педагогическим наследием должно способствовать (задачи курса):

- формированию у студентов представлений о предпосылках, условиях, факторах, движущих силах и тенденциях развития историко-педагогического процесса; об источниках и методах изучения и понимания педагогических феноменов прошлого и настоящего;

- уточнению и обогащению имеющихся у студентов представлений о сущности, возможностях и границах образования, о путях и средствах его осуществления, об условиях их эффективности, о способах постановки и решения проблем воспитания и обучения новых поколений в различные исторические эпохи;

- выработке у студентов системы педагогических ценностей, умения ориентироваться в разнообразных подходах к постановке целей и организации образования, соотносить их с различными представлениями о природе человека, общества, с нравственными и эстетическими идеалами.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Изучение истории педагогики и образования должно дать ответ на такие важнейшие вопросы, как:

1) как, когда и почему возникали, развивались и трансформировались различные подходы к образованию и способы их реализации;

2) чем объяснялись причины успехов и неудач любых педагогических начинаний;

3) какие средства воспитания и обучения и при каких условиях оправдывали себя, а какие оказывались малоэффективными;

4) как и почему утвердились современные подходы к образованию; какие историко-педагогические традиции они выражают.
^ В результате изучения курса студент должен:
Знать:

● основные понятия «цивилизация», «педагогическая система», «педагогическая концепция», «педагогические взгляды», «историко-педагогический факт», «историко-педагогическое описание», авторов и их основные произведения;
● задачи школ в древнейших государствах Ближнего Востока (Египет, государства Месопотамии, Иудея), общие и специфические особенности образования в Индии и Китая в эпоху средневековья, просвещения, второй половине XVII-XX вв.;
● авторские идеи и концепции различных представителей в эпоху античности, средневековья, нового времени;

● авторские идеи и концепции отечественных представителей с древнейший времен до начала XXI в.
Уметь:

● ориентироваться в разнообразных подходах к постановке целей и организации образования, соотносить их с различными представлениями о природе человека, общества, с нравственными и эстетическими идеалами.
Иметь представление:
● о возникновении и историческом развитии педагогической мысли и практики образования;
● о наиболее влиятельных педагогических традициях;
● о проблемах воспитания и обучения подрастающих поколений, подходы к постановке и решению которых могли как совпадать, так и существенно различаться на протяжении веков и тысячелетий у народов Запада и Востока.
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля
^ 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

(сокращенная образовательная программа)

№№ семестров

5,6

5,6

^ Аудиторные занятия:

100

16

  • Лекции

48

12

  • Семинарские и практические занятия

52

4

^ Самостоятельная работа

100

184

ВСЕГО часов на дисциплину

200

200







Контрольная работа, №5

Виды итогового контроля (экзамен, зачет, №№ семестров)

Зачёт, № 5

Экзамен, № 6

Экзамен, № 6


^ 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения – очная

^ Раздел I. История педагогики как наука и учебный предмет.



Тема


Трудоемкость

Всего аудит

Из них

Сам.

Лекции

Семин

Лабор

1

Введение в курс «История образования и педагогической мысли»

2

2

1

_

_

2

2

Происхождение воспитания. Характер воспитания в первобытнообщинном обществе

2

2

1

_

_

2

^ Раздел II. Школа и воспитание в Древнем Мире.

1

Образовательные системы древневосточной цивилизации

2

2

2

2

_

4

2

Образование и педагогическая мысль в античном мире

8

8

4

4

_

4

3

Воспитание у восточных славян в VI-IX вв.

1

1

1

_

_

1

^ Раздел III. Воспитание и школа в эпоху средневековья.

1

Развитие педагогических идей и образования на Ближнем и Среднем Востоке в VII - XVII вв.

4

4

2

2

_

2

2

Идеалы христианского воспитания в эпоху раннего средневековья в Западной Европе

2

2

_

2

_

4

3

Западно-европейские системы образования в VI - XIV вв.

6

6

4

2

_

4

4

Рыцарское воспитание в средневековую эпоху

1

1

_

1

_

1

5

Педагогическая мысль эпохи Возрождения

3

3

2

1

_

2

6

Организация просвещения в Киевской Руси в X-XIII вв.

2

2

_

2

_

4

7

Эволюция образования в Русском государстве в XIV-XVII столетиях

2

2

_

2

_

4

^ Раздел IV. Развитие идей гуманистического воспитания в педагогической мысли Западной Европы нового времени.

1

Педагогическая система Я.А. Коменского.

4

4

2

2

_

2

2

Теория свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Д. Локка.

2

2

1

1

_

2

3

Становление массовой школы в странах Запада и Северной Америки к концу XIX века.

2

2

1

1

_

2

^ Раздел V. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке. Дворянско-государственная педагогика.

1

Становление светской государственной школы в России в XVIII в. Народное просвещение.

2

2

1

1

_

4

2

Педагогическая мысль в России в XVIII в.

2

2

1

1




4

^ Раздел VI. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX веке (до 90-х гг.)

1

Развитие школы в 19 веке. Педагогическая теория и практика И.Г. Песталоцци, И. Гербарта, А. Дистервега.

6

6

4

2

_

2

2

Ф. Фрёбель и развитие теории и практики дошкольного воспитания

2

2

_

2

_

1

^ Раздел VII. Развитие системы образования и педагогической мысли в России в XIX в.

1

Развитие школы и становление школьной системы в 19 веке.

4

4

4

_

_

4

2

Российская педагогическая мысль первой половины XIX в.: педагогические идеи западников и славянофилов

2

2

_

2

_

4

3

Закрытые учебные заведения в России XIX - начала ХХ вв. (институты благородных девиц, кадетские корпуса, дворянские институты, лицеи и др.)

2

2

_

2

_

2

4

Общественная педагогика в России во второй половине XIX в.

4

4

_

4

_

4

^ Раздел VIII. Реформаторская педагогика в Западной Европе и Америке в конце XIX - начале ХХ в.

1

Движение за реформу школьного дела в конце 19 века

4

4

4

_

_

4

2

Развитие теории «свободного воспитания» в педагогической мысли Западной Европы рубежа XIX-ХХ вв. (Э. Кей, Г. Шарелльман, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт, Лакомб, М. Монтессори)

2

2

_

2

_

4

3

«Социальная педагогика» Г. Кершенштейнера и П. Наторпа Экспериментальная педагогика (Э. Мейман, В.А. Лай) Прагматическая педагогика (Д. Дьюи).

2

2

_

2

_

4

^ Раздел IX. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами (1918-1939 гг.)

1

Развитие школы и становление школьной системы

2

2

2

_

_

2

2

Теория и практика работы зарубежных опытных учебно-воспитательных учреждений конца XIX-ХХ вв.

2

2

_

2

_

4

^ Раздел X. Развитие школы и педагогики в СССР в период с Октябрьского переворота до окончания Великой Отечественной войны (1917-1945 гг.)

1

Поиски путей построения новой системы народного образования после Февральской революции. Создание концепции Единой Трудовой школы.

2

2

1

1




1

2

Школа и педагогическая мысль в СССР в 30-х г.г. XX века.

1

1

_

1




1

3

Специфика народного образования во время II мировой войны.

1

1

1

_




1

^ Раздел XI. Западная педагогика XX в.

1

Гуманистические тенденции развития образования в условиях социально-политической борьбы и экономических катаклизмов.

Развитие традиций реформаторской педагогики и новых школ.

4

4

2

2

_

2

2

Педагогика и образование в годы второй мировой войны. Проблема перехода от «поддерживающего обучения» к «традиционному обучению». Создание условий для самоактуализации и самореализации личности как главная задача образования.

3

3

2

1

_

2

3

Тенденции и противоречия развития массового образования на Западе во второй половине 20 века.

2

2

1

1

_

2

^ Раздел XII. Школа и педагогика в СССР после второй мировой войны.

1

Школа и педагогика в СССР с 1945 до конца 50-х годов.

Школа и педагогика в 60-80 годы.

4

4

2

2




4

2

Инновационные поиски в образовании в конце ХХ в., начале XXI века. Россия – Запад, анализ последних документов об образовании.

4

4

2

2




4




ИТОГО

100 ч.

100 ч.

48 ч.

52 ч.




100ч.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методический комплекс курса Для специальности 050711 «Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов 2 курса специальности...
Экономическая теория: учебно-методический комплекс для студентов 2 курса специальности «гму» /сост. Е. Н. Кононова. Самара: изд-во...
Учебно-методический комплекс курса Для специальности 050711 «Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по...
Учебно-методический комплекс курса Для специальности 050711 «Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по...
Учебно-методический комплекс курса Для специальности 050711 «Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс «Экономика» Для студентов вечерней формы...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями фгос впо по специальности 030900 – Юриспруденция (квалификация...
Учебно-методический комплекс курса Для специальности 050711 «Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов факультета среднего профессионального образования
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего специального...
Учебно-методический комплекс курса Для специальности 050711 «Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс Квалификация преступлений блок «Дисциплины специализации»
Учебно-методический комплекс составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс курса Для специальности 050711 «Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс Ростов-на-Дону 2012 Южно-российский...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специализирующихся по криминалистическому циклу
Учебно-методический комплекс курса Для специальности 050711 «Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс курса Для специальности 050711 «Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Жилищное право» разработан...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой гражданского права юридического факультета юфу (Протокол № от )
Учебно-методический комплекс курса Для специальности 050711 «Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины студента по дисциплине «Термодинамика и теплотехника»
Учебно – методический комплекс по дисциплине «Термодинамика и теплотехника» для студентов Казнту имени К. И. Сатпаева по специальности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница