Конституционное право зарубежных стран


НазваниеКонституционное право зарубежных стран
страница1/4
Дата публикации17.06.2013
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
Конституционное право зарубежных стран.

Новикова Наталья Александровна

  1. Введение в конституционное право зарубежных стран.

Предмет конституционного права – является международно-признанные доктрины, концепции и принципы, общие для КП развитых стран, а также КП отдельных стран. Важность данной науки состоит в том, что КП в каждой стране является ведущей и основополагающей отраслью национальной системы права. КП закрепляет основные принципы народного суверенитета, прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом. КП устанавливает национально-территориальную организацию власти, а также организацию, формы и механизмы осуществления власти. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти является принцип разделения властей.

КП – основная отрасль права государства, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих основы конституционного строя, конституционный статус личности, форму правления и форму государственного устройства, организацию и компетенцию и порядок деятельности органов государственной власти и местного управления, а так же избирательное право и избирательную систему.

Данные определение носит описательный характер и не является всеобъемлющим. Имеет своей целью дать перечень основных предметов правового регулирования.

КП подразделяется на отдельные институты, которые представляют собой совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения. Сами институты состоят из конституционных норм, которые определяют правовое регулирование конкретных общественных отношений. Предметом правового регулирования таки норм всегда являются определенные группы общественных отношений, которые складываются в процессе осуществления государственной власти. Субъектами конституционно-правовых отношений являются: государство, органы законодательной и исполнительной власти, органы конституционного контроля, субъекты федерации, органы местного управления и самоуправления, депутаты представительных учреждений, граждане и подданные, общественные объединения и некоторые другие институты гражданского общества. Характерной особенностью конституционно-правовых отношений является то, что в них всегда принимают участие публичные субъекты.

Основным источником КП всегда являются Конституции, но они частно содержат только общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни. В силу этого к числу важнейших источников К относятся следующие:

  1. ^ Конституционные законы: они не являются составными частями К, но при этом регулируют важнейшие государственно-правовые законы. Как правило, следующие: законы об избирательном праве, о политических партиях, о полномочиях правительства и отдельных органах государственной власти, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения.

  2. ^ Органические законы: принимаются на основе бланкетных норм, которые содержатся в К.

  3. Обычные законы, принимаемые парламентом: такие законы не изменяют общих принципов, заложенных К, но при этом осуществляет правовое регулирование конституционных положений. Более распространены такие законы в странах третьего мира.

  4. ^ Нормативные акты правительств и глав государств: в современном мире эти акты могут серьезно изменять порядок применения К. В частности, это могут быть указы о введении чрезвычайного положения, которые сопровождаются прекращения действия конституционных прав и свобод личности.

  5. ^ Обычаи (англо-саксонская правовая система).

II. Понятие и сущность Конституции.

Сам термин Конституция был известен в древнем Риме. Так назывались акты императора, которые имели высшую юридическую силу. Но при этом могли приниматься по любым вопросам правового регулирования. Современное значения термин К приобрёл в хоже буржуахных революций. В то время в К нормах буржуазия видела гарантию стабильности государственного и общественного строя, а также своего участия в осуществлении государственной власти. Первыми буржуазными конституциями стали К США 1787 г. и К Франции 1791 г. эти К положили основу концепции конституционализма, под которым понималось правление ограниченное К. фактически, эта концепция была выведена из идей естественного права. При этом считалось, что К устанавливает не только пределы гос. власти, но и процедуры осуществления властных функций.

Понятие К имеет 2 смысла:

  1. Юридическая К, под которой понимается основной закон государства, который закрепляет основные конституционно-правовые нормы.

В целом, юр. К представляет собой документ, предписывающий то, что должно быть. Вместе с тем, в ходе практического применения предписания юр. К могут меняться и дополняться. Другие источники КП могут содержать нормы, которые будут существенно отличаться от норм юр. К. такой реальный порядок осуществления гос. власти называется фактической Конституцией. Фактическая и юр. К могут совпадать. Фактическая К, как правило, отходит от юр. К, при чем, как право, так и влево. Приведение положений факт. К в соответствие с положениями юр. К и наоборот достигается путем принятия поправок к тексту К либо толкования К органами конституционного контроля. В настоящее время насчитывается более 200 действующих К. Наиболее старыми являются К США 1787 г., Норвегии 1814 г., Бельгии 1831 г., Люксембурга 1868 г. особо бурным процесс издания К был в XX в. Сразу после окончания II М.В. Именно в этом период были приняты или существенно изменены К подавляющего числа стран мира.

Каждая из ныне действующих К всегда обладает специфическими и индивидуальными чертами. Вместе с тем всем К присуще общие совпадающие черты:

  • Все К в той или иной форме, провозглашают лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины, как старые, так новые К.

  • Все к в той или иной форме закрепляют институт собственности. Исторически все эти нормы восходят к французской декларации прав человека и гражданина 1789 г.

  • В К обычно воспроизводятся и закрепляются принципы теории разделения властей. При чем в некоторых К этот принцип четко сформулирован в статьях, а в некоторых концепция не выражена четко, но при этом она подразумевается.

  • Все К в обязательном порядке устанавливают и закрепляют форму правления государства (республика или монархия).

  • К устанавливает и закрепляет форму гос. устройства.

  • Все К в той или иной форме провозглашают и устанавливают права и свободы гражданина. Обычно в самом тексте К содержаться соответствующая глава или раздел. В новейших К правовое положение личности разработано с техникой юр. точки зрения со множеством правовых деталей. Существуют К в основном тексте К отсутствуют разделы о правах и свободах личности, при этом эти нормы либо принимаются в качестве поправок в К, либо содержаться в дополнительных органических законах.

  • Все К определяю принципы организации системы гос. власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. Одновременно в К устанавливаются основы регулирования наиболее важных полит. процессов в государстве. В большинстве К мира в настоящее время получили закрепление институт конституционного надзора, нормы, регулирующие внешнюю политику государства.

В науке КП неоднократно предпринимались попытки классифицировать К по различным основаниям. Они подразделяются на унитарные и федеративные, демократические и реакционные, постоянные и временные. Наиболее старой классификацией является классификация по способу объективирования., т.е. по тому, как объективно выражена воля учредителя К. исходя из этого принципа К подразделяются на писаные и неписанные.

^ Писаные Конституции составляются в виде единого документа построенного по определенной системы. Как правило, структура следующая:

  • Преамбула (содержит торжественную формулу провозглашения К, цели ее принятия). По общему правилу преамбул не носит нормативного зарактера и ее положения считаются чисто декларативными, за исключением тех, оторые являются отсылочными нормами;

  • Основной конституционные текст: подразделяется на асти, главы, разделы, статьи;

  • Переходные положения: как правило, содержаться отсылки к прежним К, провозглашаются основные правила вступления этой К в юр. силу;

  • Сопроводительные приложения: в них конкретизируются и уточняются общие положения по определенным вопросам.

В некоторых случаях может состоять из нескольких документов сведенных в определенную систему.

^ Неписанные Конституции представляют собой редкое исключение. В целом, такая К закрепляет се конституционно-правовые нормы, но при этом ее предписания содержаться в огромном числе источников права, обладающих различной юр. силой. Т.о. форма объективирования неписанной К не определена. В настоящее время принимается в 2 государствах мира: Великобритания и Новая Зеландия.

III. Порядок принятие и изменения К.

Право на принятие К является проявлением учредительной власти и осуществляется одним из 3 способов:

  1. Принятие избирательным корпусом;

  2. Принятие представительным учреждением: В новейшей политической практике широко распространено. Вся процедура принятия новой К осуществляется представительным учреждением и создаваемыми и. Постоянно действующее (парламент) либо специально создаваемое (учр. собрание.) Часто этот способ применятся в совокупности с 1 способом

  3. Принятием исполнительной властью: октроирование «дарование».

Способы могут приниматься в чистом виде, так и в различного рода сочетаниях. Способы принятия К нельзя считать чисто техническим вопросом, это всегда вопрос политический, т.к. он определяет характер К. В теории принятие К путем референдума в наибольшей степени соответствует концепции народного суверенитета. На практике, конституционный референдум как правило, не отражает реальную волю народа. Связано с 2 особенностями:

  • Во-первых, К представляет собой сложный правовой документ, понимание которого требует достаточно высокой правовой культуры. Вместе с тем, уровень правовой культуры населения не высок, поэтому большинство не в состоянии понять текст К.

  • Во-вторых, на референдуме граждане могут голосовать либо «за», либо «против» предложенного документа в целом. Не могут определить своего собственного отношения к отдельным статьям.

Принятие изб. Корпусом складывается: разрабатывается проект К (занимается этим спец. конст. комитет), окончательное одобрение и вступление К в силу.

По способу изменения и дополнения К бывают: жесткие и гибкие.

Жесткие К изменяются и дополняются в особом порядке, более сложно чем тот, чем принят для обычной законодательной процедуры. К изменяется в том же порядке, в каком она была принята. В некоторых К прямо указывается какие нормы не могут быть предметом пересмотра.

Гибкая К: изменяются и дополняются, что и обычные законы. Характерно для неписаных К.

^ Политические режимы в зарубежных странах.

Научный анализ государства не возможен без учета тех средств и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Этот набор средств и методов называется политический режим. В настоящее время в науке конституционного права понятия гос. и полит. режимов, как правило различаются. Под гос. режимом обычно понимают формы, методы и способы осуществления гос. власти. Полит. режим рассматривается как более широкое понятие, при этом под ним понимается функциональная характеристика всей полит. системы, которая определяется методами и способами осуществления полит. власти, которая помимо гос. включает в себя власть партийную и общественную.

Термин полит. режим широко применяется во французской полит. науке. В частности крупнейший фр. политолог Морис Дюверже включает в полит. режим следующие элементы:

  • Правительственную власть

  • Избрание правительственных органов

  • Структура правительства

  • Ограничение власти правительства

Жорж Бюрдо (фр. политолог) приравнивает полит. режим к полит. системе.

В англо-саксонской политической науке понятие полит. режима не встречается, а понятие гос. режим не имеет строго-определенного содержания.

На всем протяжении своего существования зарубежные государства прибегали к двум основным методам властвования. При этом эти методы на различных этапах могли осуществляться как в чистом виде, так и в сочетании своих различных элементов:

  • Демократический: является исторической категорией, которая уже в античном мире противопоставлялась тирании .Характерно, что режим существовал всегда даже в период феодализма. После победы буржуазных революций демократия применяется повсеместно, но при этом она до сих пор не стала универсальным методом осуществления гос. власти. демократическое правление возможно лишь тогда, когда соответствующий общ экономический строй пользуется активной роли пассивной поддержкой основной массы населения страны. При исследовании демократии следует выделять три ее существенные стороны:

  1. Демократия представляет собой определённую форму государства, в котором правление по воле большинства предполагает наличие учреждений, с помощью которых эта воля формулируется в виде законов. Первоначальной гос. формой демократии была непосредственной или прямая демократия, которая зародилась в античных городах-государствах. В настоящее время непосредственная демократия в общегосударственных масштабах не применяется нигде, но она сохраняется в трех кантонах Швейцарии. В некоторых странах действуют отдельных институты непосредственной демократии. Современная демократия в первую очередь является представительной - это означает, что воля большинства в центре и на местах формируется и выражается центральными и местными представительными учреждениями.

  2. Демократия представляет собой полит. режим, т.е. определённый метод осуществления гос. власти. при этом для демократии как полит. режима, характерны следующие существенные признаки:

- наличие центральных и местных представительных учреждений, которые формируются на основе всеобщих выборов и наделены реальными полномочиями;

- реальное осуществление свободных выборов;

- законность и легальное существование различных партий, профсоюзных и общественных организаций;

- реальные возможности для деятельности оппозиционных партий.

Данные признаки позволяют оценить наличие или отсутствие реального демократического режима. Абсолютно все конституции зарубежных стран принятые после 2 МВ, декларируют полит. режим в виде демократии. Но при этом реальное наличие демократии нельзя констатировать с полной уверенностью.

  1. Демократия предполагает провозглашения равноправия, т.е. предоставления всем гражданам юридически одинакового правового положения вне зависимости от различного рода личностных характеристик.

  • Авторитарный: Ведущей характерной чертой всех не демократических полит. режимов является применение авторитарных методов властвования. Как показывает полит. практика отказ от демократии и переход к авторитаризму могут осуществляться по-разному, в зависимости от конкретных социально-экономических и политических условий в стране.

^ Авторитарное решение правящей элиты – в этом случае элита осуществляет ряд мероприятий. В результате которых резко ограничивается свобода полит. партий, вводится репрессионная юстиция, сокращается сфера применения демократических прав и свобод и осуществляется гонение на инакомыслящих.

^ Путч (военный переворот).

Авторитарный режим характеризуется отсутствием одного или нескольких признаков демократического режима. При этом крайне формой авторитаризма является тоталитаризм. В данном случае государство проникает во все сферы жизни общества и осуществляет контроль не только над действиями, но и над мыслями человека. При тоталитаризме происходит

- Открытое нарушение демократических прав и свобод.

- Запрещение оппозиционных полит. партий и общественных организаций.

- Слияние гос. аппарата с монополиями.

- Милитаризация гос. аппарата.

- Увеличение полномочий исполнительных органов государства. Не применяется принцип разделения властей.

Крайняя форма тоталитаризма является фашизм. При фашизме происходит открытого террористического режима, который сопровождается соц. демагогией, возводимой в ранг официальной идеологии государства. при этом особое полит. значение приобретает глава государства. установление фашизма при формальном сохранении республиканской формы правления сопровождается резким увеличением фактических полномочий главы государства, при этом происходит отказ от его выборности. При сохранении монархической формы правлении, монарх становится номинальной фигурой, по скольку вся полнота гос. власти сосредотачивается в руках главы правительства, который одновременно выполняет роль регента при монархе. При фашизме парламент либо полностью упраздняется, либо вырождается в номинальный орган, лишенный каких либо полномочий.

^ Партийные системы зарубежных стран.

«Партия» происходит от латинского слова «часть», что применительно к полит. системе означает группу единомышленников, имеющих одну общую цель. С усилением роли партии они стали рассматриваться как соц. механизм, доктрина и организационная структура которого служат достижению определённых политических целей. Высокая роль полит. партий характерна для стран с демократическим режимом. В таких странах присутствует многопартийность, социальной основой которой является само общество , состоящее из различных соц. групп, которая в итоге может быть представлена на полит. арене своей партии. многопартийные системы традиционно подразделяются на следующие основные группы:

  1. ^ Многопартийная система без монопольно-господствующей партии. В данном случае ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства.

  2. ^ С монопольно-господствующей партией. Есть одна партия, которая занимает абсолютное большинство в парламенте.

  3. Двухпартийная система. Данном случае на полит. арене господствуют две главные партии, которые попеременно сменяют друг друга у власти.

В зарубежных странах действуют различные полит. партии, которые традиционно различаются по своим социально-экономическим установкам. Все ныне существующие партии можно условно разделить на группы:

Консервативные: выступают за ограниченное гос. регулирование в сфере экономики и соц. сфере. Так же консервативных установок они придерживаются в сфере гражданских и полит. свобод.

Либеральные: сторонники свободной торговли, развития конкуренции внутреннего рынка. Высшая ценность – гражданские и полит. права и свободы.

Социал-демократические: отстаивают усиление гос. вмешательства в экономику, включая частичную национализацию и финансирование соц. программ за счет увеличения прогрессивных налогов. Основное внимание – соц. защита населения.

^ Зеленые: ключевой вопрос – охрана окружающей среды, отказ от ядерного оружия, борьба за всеобщий мир.

Левые радикалы: они представлены коммунистическими партиями и независимы социалистическими партиями. Защита прав трудящихся и антимилитаризм.

Кране-правые: среди них выделяются неофашистские партии, националистические партии, партии, для которых характерно сочетание националистической идеологии и протеста против политики правительств социалистов. Для этих партий характерны призывы к установлению рыночной экономики. Выступают против европейской интеграции, против легализации абортов, и против признания прав сексуальных меньшинств. Часто в основу таких партий входят религиозные идеи.

Регионалистские: разнообразные партии, которые выступают за децентрализацию государства и предоставление регионам автономии. Приоритетными для них являются проблемы региональной политики и защит прав этнических меньшинств.

Партии-машины: некоторые полит. парии не имеют специальных идеологических программ и ставят перед собой задачу добиться успехов на выборах.

От полит. партий следует отличать группы давления, которые создаются для оказания давления на гос. органы в целях принятия конкретных полит. решений.

Функции политический партий:

Одновременно характеризуют их место в полит. системе.

  1. Они выступают средством борьбы между отдельными соперничающими группами за обладание правительственной властью в центре и на местах.

  2. Они принимают участие в формировании и деятельности всех звеньев гос. аппарата.

  3. Они принимают прямое или опосредованное участие в разработке, формировании и осуществлении внутри и внешнеполитического курса государства.

  4. Они осуществляют идеологическую функцию, в частности пропагандируют ценности, которые доминируют в обществе.

Организационная структура партий зависит от целого ряда факторов, в числе которых находятся исторические особенности их формирования. В целом существую два метода построения партий.

  1. Организационно-оформленные партии, которые имеют централизованный партийный аппарат, состоящий из партийных функционеров, которые рассматривают свою полит. деятельность, как профессиональную. В этих партиях существуют организационная связь между партией и ее членами, которые получают партийные билеты, платят партийные взносы, подчиняются всем дисциплинарным требованиям партии. Такие партии стояться на принципах бюрократического централизма.

  2. Организационно-неоформленные партии: отсутствует институт официального членства, и лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Отсутствие оф. Членства в партиях этого типа компенсируется наличием разветвленного аппарата профессиональных партийных чиновников, которые представляет собой основное средство осуществления партийной политики.

^ Избирательное право.

Понятие избирательного права.

Одним из элементов демократии являются выборы различного рода, в т.ч. выборы центральных и местных представительных учреждений. Фактически выборы можно определить как создание представительных учреждений правоспособными гражданами по средствам голосования за кандидата выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами. Как правило, выборы подразделяются на прямые и непрямые.

Выборы считаются прямыми в том случае, если закон предусматривает возможность избирателей непосредственно выразить свое отношение к кандидатам по средствам подачи голосов.

В целом непрямые выборы подразделяются на косвенные и многостепенные. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, создаваемой специально для выборов. Выполнив эту задачу, коллегия выборщиков распускается. При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется постоянно действующим представительным учреждением, для которого избрание другого органа или должностного лица – это одно их полномочий входящих в компетенцию.

Выборы проводятся в установленные законом сроки. При этом в президентских республиках, там, где глава государства не имеет права роспуска парламента, парламентские выборы проводятся в строго установленные сроки через определенные промежутки времени.

В парламентарных республиках и монархиях парламентские выборы подразделяются на очередные и внеочередные. Очередные проводятся по истечению срока полномочий общенационального представительного органа. Внеочередные проводятся в случе роспуска парламента главой государства.

^ Дополнительные выборы возможны при любой системе, и они проводятся тогда, когда в силу каких либо обстоятельств открывается вакансия в парламенте.

В науке конституционного права термин «избирательное право» в зависимости от конкретных обстоятельств предполагает различное содержание и понимается строго дифференцированно. В целом выделяется два основных понятия данного термина:

  1. Под избирательным правом понимается – институт конституционного права, состоящий из правовых норм, которые регулируют порядок предоставления гражданам права участвовать в выборах.

  2. Субъективное избирательное право, т.е. право каждого конкретного гражданина стать участником конституционно-правового отношения, возникающего при выборах.

В настоящее время конституции большинства стран провозглашают всеобщее избирательное право, которое, тем не менее, ограничивается рядом цензов.

  1. Возрастной: это установленное законом требование, согласно которому право учувствовать в выборах предоставляется лишь по достижению определенного возраста. В большинстве стран в настоящее время возрастной ценз на выборах для предоставления активного избирательного права составляет 18 лет;

  2. Оседлости: представляет собой требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определённого времени;

  3. Имущественный: как правило, в настоящее время, он применяется только для предоставления пассивного избирательного права в единичных государствах, проявляется в требованиях уплаты избирательного залога;

  4. Половой: только в арабских государствах;

  5. Моральный.

Пассивное избирательное право может ограничиться:

  1. Цензом неизбираемости, ограничение возможности баллотироваться в качестве кандидата. При этом различают абсолютную неизбираемость и относительную.

  2. ^ Несовместимость должностей – лица избранные или назначенные на определенную должность не в праве баллотироваться на другую должность в течение срока полномочий по первой должности.

В демократических государствах избирательное право считается формально равным -это означает во-первых, предоставление каждому избирателю равного количества голосов по сравнению с другими. Все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, фактически это означает, что избирательные округа по численности должны быть одинаковыми. Фактически принцип равенства избирательного права искажается. Во-первых, происходит неравная «нарезка» избирательных округов. Во-вторых, это плюральный вотум – означает, что по отдельным категориям избирателей предоставляется большее количество голосов, чем обычным избирателям.

^ Организация и порядок проведения выборов.

Обычно выборы объявляются указом глав государства, в котором указывается срок, когда должна быть начата и окончена избирательная кампания. Издание подобного указа – это как правило конституционная обязанность главы государства за неисполнение которой он может понести ответственность. Если глава государства не выполняет обязанность, то национальным законодательном всегда предусмотрен факультативный субъект издания подобного акта.

Выборы всегда проводятся по избирательным округам, которые на основании закона учреждаются центральным правительством либо органами власти субъекта федерации. Если от округа избирается один депутат, то такой округ называется одномандатным. Если избирается несколько депутатов, то округ называется многомандатным. Избирательные округа подразделяются на избирательные участки, представляющие собой территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам проводится регистрация избирателей. Для осуществления действий, связанных с изб.кампанией учреждаются органы по проведению выборов на которые возлагается обязанность проведения регистрации избирателей, составление избирательных списков, регистрации кандидатов, проведение голосования, подсчет голосов, определение результатов выборов голосования.

В разных странах такие органы могут быть специально созданными или данные полномочия могут возлагаться на муниципалитеты или органы внутренних дел.

Один их важнейших регистрация избирателя и составление избирательных списков. В целом практика знает две системы регистрации избирателей.

  1. Постоянная, где избиратель один раз регистрируется и больше не обязан являться регистрации. Исправления в такие списки вводятся в случае смерти избирателя или при смене места жительства или фамилии. В избирательных списках неизбежно накапливаются «мертвые души», которые в итоге дают возможность манипулировать с нарезкой избирательного округа.

  2. Периодическая, при ней старые изб. списки аннулируются в установленные законом сроки и избиратели обязаны регистрироваться заново.

Сам по себе избирательный список является важным документом, т.к. он определяет круг участников голосования и удостоверят право гражданина на участии в голосовании. В связи с тем, чем больше необходимых реквизитов имеет изб. список, тем больше затруднена регистрация избирателей.

Следующим этапом изб. кампании является выдвижении кандидата на должность. В настоящее время существует множество способ выдвижения кандидатов, которые условно можно свести к трем вариантам:

  1. Для регистрации в качестве кандидата необходимо подать в надлежащий орган заявление, подписанное самим кандидатом. В большинстве стран требуется, чтобы данное заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей.

  2. Выдвижение кандидатов осуществляется по средствам официального представления от имени партии или путем подачи петиции, подписанным определенным числом избирателей.

  3. Праймериз или первичные выборы, кандидатов избирают.

В любом случае кандидаты могут выдвигаться политическими партиями. В этом случае законодательство предусматривает дополнительные условия и правила. Выдвижение кандидатом, как правило, сопровождается рядом дополнительных требований. Как правило, предъявляется одно из двух: внесение избирательного залога или предоставление доказательств в поддержке данного кандидата определенных числом избирателей.

Голосование. Важно, что подача голосов за выдвинутых кандидатов осуществляется лично. Законодательство отдельных государств допускает голосование по почте, по доверенности, голосование представителей за неграмотных и больных. Сам акт голосования законодательством большинства стран рассматривается как субъективное право избирателей, к которым он имеет право распорядиться по своему усмотрению. Вместе с тем, во многих стран введено обязательное голосование, законодательство этих стран рассматривает голосование как гражданский долг и за его нарушение предусматривает различного рода санкции.

Процедура голосования строится на принципе тайного голосования, т.е. порядок подачи голосов организован таким образом, что избиратель свое волеизъявление изолированно от других избирателей. Факт голосования с технической стороны осуществляется по средствам подачи бюллетеня. Вместе с тем бюллетень может быть заменен машиной для голосования.

Исход выборов часто зависит от качества проведения избирательной кампании. Кандидаты в ходе агитирования тратят значительные денежные средства. В связи с этим для формального уравнивания кандидатов во многих странах приняты законы, которые ограничивают избирательные TC. Они предусматривают обязанность кандидатов указывать имена лиц, которые предоставили им на проведение выборов денежных средств.

Избирательные системы.

Важное значение для формирования и функционирования полит. систем общества имеют изб. системы, от характера которых во многом зависит состав представительных учреждений, а также исход выборов должностных лиц. В целом изб система представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Все изб. системы можно разделить на 2 группы:

  1. Мажоритарные. Согласно правилам мажоритарной изб. системы избранным по изб. округу считается тот кандидат или список кандидатов, который получил установленное большинство голосов. Различают 3 вида мажоритарной системы.

  1. ^ Мажоритарная система абсолютного большинства. В соответствии с данной системой для избрания требуется получить более половины поданных по округу голосов. Первым недостатком такой изб. системы состоит в том, что голоса поданные за кандидатов, потерпевшие поражение, фактически пропадают, т.е. избиратели проголосовавшие за этих кандидатов не будут иметь своих представителей. Такая система выгодна только крупным партиям, т.к. малые партии фактически не имеют шансов на успех. Такая изб. система не результативна, т.е. в случае, если ни один кандидат не наберет абсолютного большинства голосов, то выборы будут не состоявшимися. Для того, чтобы избежать признание выборов несостоявшимися может состояться перебаллотировка, либо несколько туров выборов.

  2. ^ Мажоритарная система относительного большинства. В большинстве стран применятся на местных выборах. Избранным считается кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Достоинство этой системы это ее результативность. Данная система обычно обеспечивает стабильность правительства

  3. ^ Мажоритарная система квалифицированного большинства. Кандидат должен набрать установленное в законе число голосов, но не абсолютное большинство.

  1. Пропорциональные. Главное отличие от мажоритарной – это то, что пропорциональная система строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Может применяться только при выборах по партийным спискам.

При такой системе после того, как избиратели выразили свою волю, должна быть определена избирательная квота – наименьшее число голосов необходимое для избрания одного депутата. В настоящее время применяется 3 метода определения изб. квоты:

  1. ^ Метод Томаса Хэра. Квота определяется по средствам деления общего числа поданных по округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. В дальнейшем распределение мандатов между партиями производится путем деления полученных голосов на квоту. Сколько паз квота уложится я в количестве полученной в партии голосов, столько мандатов партия и получит. Недостаток данной системы состоит в том, что она не позволяет распределить сразу все мандаты. В связи с чем необходимо применять дополнительный способ распределения оставшихся мандатов согласно методу наибольших остатков. Т.е. оставшиеся мандаты передаются партиям, которые имеют наибольшие остатки неиспользованных голосов, образовавшиеся при первом распределении.

  2. ^ Метод Друппа. Метод предполагает определение квоты путем деления общего числа поданных голосов на количество мандатов +1. Если данная коррекция «+1» не позволяет распределить все мандаты, то производится большая коррекция до тех пор, пока не будет получена квота, позволяющая распределить все мандаты без остатка.

  3. ^ Метод Д’Ондта. Метод наибольшей средней. Метод предполагает, что число голосов, полученное каждой партией, делится последовательно на ряд чисел. Деление производится до того числа, сколько распределяется мандатов. Полученные частные по степени убывания расставляются в ряд, состоящий из n чисел, где n = общему числу замещаемых мандатов. Последнее n-ое частное будет составлять изб. квоту.

Особой разновидностью пропорциональной системы является система единого передаваемого голоса. Она применяется в Индии, Австралии, Ирландии, Мальте. Согласно этой системе каждый избиратель имеет 1 голос. Получив бюллетень, он проставляет напротив имен кандидатов свои предпочтения, указывая соответствующими цифрами, кого он желает видеть на посту в первую очередь и так далее. По окончании голосования, подсчитываются первые предпочтения, подученные каждым кандидатом. Далее определяется квота по система Друппа. Если кто-либо из кандидатов при подсчете первых предпочтений набрал квоту, то он считается избранным. Полученные им избыточные голоса по первому предпочтению распределяются между остальными кандидатами пропорционально количеству голосов, полученных этими кандидатами по второму предпочтению.

При пропорциональной системе также возникает проблема распределения мандатов внутрипартийного списка. Применяется 2 правила:

  1. ^ Правило связанных списков. Порядок расположения кандидатов в списке определяется самой партией.

  2. Правило свободных списков. Избиратель голосует за весь список целиком и кроме того проставляет напротив фамилий кандидатов свои предпочтения.

В настоящее время крайне редко используется только один вид изб. системы. Как правило изб. системы считаются смешанными, возможно сочетание в любых вариантов.

Референдум. Представляет собой институт прямой непосредственной демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. И в выборах, и в референдуме участвуют избиратели. Основное отличие – объект волеизъявления избирателей. При референдуме этим объектом является не кандидат, а определенный вопрос. Как правило, это какой-либо законопроект, поправка к Конституции, какая-либо проблема, касающаяся внутриполитического курса страны. Второе отличие состоит в том, что результаты референдума могут определены только на основе мажоритарной системы. Референдум фактически представляет собой обращение к изб. корпусу для окончательного решения какого-либо вопроса. Это обращение может исходить, как от президента или главы государства, так и от самого изб. корпуса . Особой разновидностью референдума является плебисцит – это опрос населения о полит судьбе территории, на которой это население проживает. Родиной референдума считают Швейцарию, хотя некоторые считают, что он зародился во Франции.

Конституционное право предусматривает различные формы референдумов и различные формы их применения. Общепринятыми считается деление референдумов на конституционные и законодательные. Они различаются на административные, на которых решаются вопросы управленческого характеры, референдумы по международно-правовым вопросам; и консультативные, используется для одобрения принятых решений. Подразделяются на обязательные (те референдумы, необходимость проведение которых предусмотрено Конституцией) и факультативные.

  1   2   3   4

Похожие:

Конституционное право зарубежных стран iconВопросы к экзамену по курсу «конституционное право зарубежных стран» (для студентов до)
Термины «Государственное право» и «Конституционное право». Предмет конституционного права
Конституционное право зарубежных стран iconВопросы для подготовки к экзамену
Конституционное право зарубежных стран как отрасль права. Источники конституционного права зарубежных стран
Конституционное право зарубежных стран iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «конституционное право...
Республики Казахстан и конституционного строя зарубежных стран, правам и свободам человека и гражданина в Республике Казахстан и...
Конституционное право зарубежных стран iconКурсовая работа на тему: Правовой статус личности в Российской Федерации...
Правовой статус личности в Российской Федерации по дисциплине: Конституционное право зарубежных стран
Конституционное право зарубежных стран iconЗаконодательный процесс и другие формы работы парламентов
Конституционное право зарубежных стран как наука: понятие, предмет, система и методы, основные направления развития
Конституционное право зарубежных стран iconЛитература Автономов А. С. Конституционное (государ­ственное) право...
Основной Закон Германии 1949 г.: структура, содержание, порядок принятия и изменения
Конституционное право зарубежных стран iconКонституционное (государственное) право зарубежных стран
Формы правления, политического режима и политико-территориальной организации (устройства) государства. На примере США и Соединенного...
Конституционное право зарубежных стран icon01 Конституционное право зарубежных стран: понятие сущность
Все они содержатся в различных правовых актах: конституциях, законах, декретах президента и т д. Констит право любой зарубеж страны...
Конституционное право зарубежных стран iconКонституционное право зарубежных стран
Кп устанавливает национально-территориальную организацию власти, а также организацию, формы и механизмы осуществления власти. При...
Конституционное право зарубежных стран icon«Конституционное право зарубежных стран» для слушателей ипк и пк...
Автор-составитель: зав кафедрой истории и теории права юридического факультета уо «Витебский госуниверситет имени П. М. Машерова»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница