Иерей Василий Вершинский (г. Минусинск Красноярского края) Православный взгляд на кремацию


Скачать 90.63 Kb.
НазваниеИерей Василий Вершинский (г. Минусинск Красноярского края) Православный взгляд на кремацию
Дата публикации31.03.2013
Размер90.63 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
Иерей Василий Вершинский (г. Минусинск Красноярского края)

Православный взгляд на кремацию

Кремация – очередная проблема, которая сегодня стоит перед Православной Церковью. Прагматизм человеческого ума в очередной раз «облегчая» жизнь общества наносит удар по вековым традициям Церкви. Данный доклад имеет цель ознакомить общество с существующей проблемой и отстоять нежелательность практики кремирования.

В ходе последнего заседания президиума Межсоборного присутствия, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 21 ноября 2012 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в московском Даниловом монастыре, среди прочих вопросов повестки дня рассматривался список тем, которые в будущем необходимо исследовать комиссиям Межсоборного присутствия. Одним из таких вопросов - отношение к кремацииi.

Кремация (от лат. cremare — жечь, сжигать) - процесс сожжения тел почивших людей. Обычно проводится в качестве обряда перед погребением. Осуществляется в крематории. По современным европейским правилам, после кремации прах умершего помещается в погребальную урну, и затем может быть захоронен различным путём. Кремация была распространена уже в древние времена. Первобытные люди предавали огню тело умершего, для того чтобы обеспечить защиту души в загробном мире.

В Европе кремация широко использовалась в Древней Греции. Греки считали, что сжигание поможет усопшему в загробном мире. Затем эта традиция была перенесена в Древний Рим. Там кремированные останки стали хранить в особых местах — колумбариях. Язычники, почитая тело темницей души, старались избавиться от плоти. По смерти тело, как ничтожный элемент уничтожается. С распространением христианства кремация уступила место погребению в землю. К 400 г. Р. Х. большинство народов Европы приняло крещение и отказалось от кремации. В 785 году, под угрозой смертной казни, Карл Великий запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет.

Возрождение кремации произошло в Европе во второй половине XVIII века. В России первый крематорий появился до революции во Владивостоке для погребения японцев. В Советской России первый крематорий был открыт в декабре 1920 года в Петрограде.

Отношение к кремации традиционных религиозных взглядов следующее: Буддизм, антропология которого предполагает необходимость избавиться от тела, разрешает кремацию. Ислам и иудаизм категорически и бескомпромиссно ее отрицают.

Законодательство Российской Федерации дозволяет кремацию. «Каждый гражданин имеет право на выбор, каким образом быть погребённым» гласит Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» 1996 г.ii

Каков взгляд Православной Церковь на кремацию? Христианство всегда выступало за погребение тел в земле. Правила Вселенских и Поместных соборов не освещают вопрос допустимости кремации. Нет прямых запретов и в Священном Писании. Однако, отсутствие запрета в авторитетных источниках для Православной Церкви не является дозволением практики кремирования тел. Косвенно каждый может обратиться к апостольским словам: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 17). Это место свидетельствует против всякого разрушения тела. Если подойти к вопросу с канонической стороны, то надо сказать, что в Церкви далеко не всякий богослужебный чин и не всякая правовая норма установлены особым законоположительным постановлением. Св. Василий Великий в 87 правиле говорит, что обычай в Церкви имеет силу закона. В другом правиле (91) Василий Великий пишет: “Из догматов и проповеданий, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне”iii. Но и те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. Например кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостолы или Евангелие, но и прежде и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению таинства, приняв их из неизложенного в Писание учения. Седьмое правило VII Вселенского собора содержит постановление в соответствии с которым, неписанные церковные законы, хранящиеся в вековых обычаях имеют силу равную писанным.

Богословская оценка кремации. Сотворенный человек есть определенная ипостась-лицо, отличающаяся от любой другой сущности. И ипостась человека не определяется и не заключается только в душе, но распространяется на все его существо. Чрезвычайно важно свидетельство святого Иустина Мученика и Философа, который говорит, что человеком не называется что-либо одно из двух – либо душа, либо тело, но «только существо, состоящее из соединений того и другого, называется человеком»iv. Это значит, что тело не есть тюрьма для души, как считали различные идеологические и философские течения древности, но одно из существенных составляющих ипостаси человека. Душа присутствует в теле своей энергией, оживотворяет тело. Иллюстрацией отмеченного, являются погребальные стихиры преп. Иоанна Дамаскина, в которых упоминается бездушное тело, находящееся во гробе со следующей характеристикой: «по образу Божию». «И вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида»v. То есть мертвое тело продолжает называться образом Божиим, что указывает на тесную связь между душой и телом. Тело не может быть образом Божиим, поэтому можно смело отнести слова эти к душе, которая находится в некоторой связи с телом. Крепкий союз между душой и телом виден и в том обстоятельстве, что спасение человека не относится только к душе, но распространяется на всего человека, который состоит из души и тела. Все богослужение и таинства Церкви обращены ко всему человеку: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 23). Но даже после разделения души от тела ипостась не разрушается. Хотя душа отделяется от тела, но ипостась остается неразделенной. Эту богословскую истину мы можем увидеть на примере одного важного положения. Душа, отделившись от тела, сохраняет воспоминания о нем. Это мы можем увидеть из текста тропаря канона Великой субботы: «Ад, Слове, срет Тя огорчися, человека зря обожена, уязвлена ранами, и всесильнодетеляvi». Здесь говориться, что ад увидел Слово Божие, имеющее раны, но всесильное. А из тропоря «Во гробе плотски» мы знаем, что в аду Господь пребывал «с душею яко Бог», но к чему тогда отнести слова тропаря канона Великой субботы о ранах Бога? К Божеству? – неуместно, остается к душе, что еще раз подчеркивает неразрывную связь души и тела.

Понятно, что с разделением тела от души не разрушается ипостась человека. Душа, несмотря на свое отделение от тела и распадение самого тела на части, узнает эти части и не отдаляется от них. Святой Григорий Нисский говорит, что душа признает эти части и приводится в те места, где находятся останки для признания частей всего тела. Следовательно, душа и после отделения от тела знает и узнает элементы и части тела, так что силою и энергией Божией вновь опять войдет в свое тело, и так произойдет воскресение мертвых тел. Очень показательно пророчество пророка Иезекииля, которое описывает это чудесное воскресение тел (Иез. 37: 1–14). Таким образом, откровенная истина, как она выражена в Священном Писании и в святоотеческих текстах, убеждает, что существует теснейшая связь между душою и телом и что, несмотря на разделение души от тела, не разрушается и не исчезает ипостась человека, но душа знает и признает члены своего тела, и, конечно, целое тело, преображенное и обновленное, воскреснет во втором пришествии Христа.

Следует обратить внимание на практику почитания святых мощей, которая основана на уверенности в теснейшую связь души и тела после смерти. Древние христиане питали безграничное уважение к мощам святых, которые, подвергаемые мучениям, возможно и сжигались. Останки собирали из огня, помещали их с великим благоговением в особых местах и поклонялись им. Почитаются и даже малые частицы, потому что и «в разделенном теле благодать нераздельно пребывает».

Церковь не может согласиться с кремацией мертвых и благословить на нее своих чад, потому что уважает человеческое тело, считает его храмом Духа Святого, одной из частей человеческой ипостаси. Осознавая то, что, несмотря на отделение души, единство ипостаси остается, такое действие может расцениваться как насилие над природой, поскольку естественным является разложение тела. Мы не можем принять кремацию тел, потому что те, кто соглашается на нее, возможно, тем самым исповедуют платонические и древние философские взгляды, рассматривающие тело как узилище для души, или что тело не воскреснет, или что оно сосуд наслаждений, который должно отсечь и презреть, чтобы спаслась душа. Так скрытно в согласии на кремацию таится пренебрежение к телу, неверие в воскресение мертвых, возможно учение о переселении душ или вообще отрицание существование души после смерти. Конечно, Бог воскресит и воссоздаст тело и из пепла, поскольку во втором пришествии все люди воскреснут: и те, кто пострадали от гонений, и те, кто были съедены зверями или сгорели от огня. Но то, что имеет для нас значение, – это та идея, которая стоит за принятием практики кремации тел.

Канонический аспект, основанный на анализе чинопоследования погребения, также исключает возможность кремации. В последовании отпевания прямо указывается, что по окончании последнего тело предается земле: “И тако вземше мощи отходим ко гробу последующым всем людем, предыдущем же священником… И полагаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь перст лопатою, крестовидно мещеть сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней… и тако покрывают, яко обычно гроб”vii. Весь чин церковного отпевания построен на погребение умершего христианина в земле, во исполнение изреченного Богом Адаму суда, “земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем”. “Приидите убо, целуйте бывшаго вмале с нами, предается бо гробу, камением покрыватся, во тму вселяется, с мертвым погребается”. Вид умершего и его погребение должны служить нашему поучению: “Видяще предлежаща мертва образ восприимем вси конечнаго часа: сей бо отходит, яко травва посечеся, вретищем повиваем, землею покрываем”… (Стихиры из последования отпевания). Служба погребения тесно связана с присутствием человеческого тела, а не пепла. Все тропари говорят об усопшем, а не об испепеленном, о теле, которое находится перед нами, о последнем лобзании и т.д. Как же можно совершать погребение без тела?

Учение о Боговоплощении – краеугольной истины православного вероучения, внушает недоверие к практике кремации. Непочтительное отношение к телу усопшего через сожжение его останков подрывает авторитет высокого достоинства человеческого тела, которое есть храм Божий.

Приведенные рассуждения богословского и канонического характера исключают кремацию. Для более ясной картины следует обратиться к аргументам сторонников внедряемой практики. Декларация Международной медицинской конференции 1869 года гласит, что кремация – это средство «сохранения здоровья и земли для живых людей»viii. Очевидна узость данного подхода. Эгоистическая окраска приведенной формулировки подчеркивает пропаганду потребительских интересов. Страхи по поводу возможной заразы от останков усопших - это своего рода духовная болезнь, потому что погребение - это Богом установленный порядок, поэтому никаких заразных явлений с ним не связано. Господь сказал Адаму: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19).

Кремация приобретает популярность в силу того, что современная цивилизация развивается в сторону максимального упрощения жизни, максимального удовлетворения страсти к комфорту при минимизации затраченной энергии. Рост спроса на кремацию связан, в первую очередь, с финансовыми соображениями. Дело в том, что в больших городах кремация дешевле полноценного погребения. Во-вторых, рост указанного спроса связан с определенной модой. В третьих, многие считают удобнее подхоронить  урну в могилу родственников и не обременять себя посещением могил в разных частях одного кладбища. Однако, для православного христианина, очевидно, что все эти аргументы не могут и не должны перевесить чашу весов «за» кремацию. Главный привлекательный момент отражен в самом названии, появляющемся в поисковой системе интернета: «Похороны эконом-класса». В этой связи хотелось бы напомнить слова старца Паисия Святогорца, который не давал каких-то богословских догматических опровержений практики кремации. Он в основном указывал на нравственный урон, наносимый душе христиан, отмечая, что кремация есть, прежде всего, проявление неуважения к предкам. «Неужели нельзя найти немного земли для кладбищ? Как глубоко люди врываются в землю, добывая уголь! Пусть и для останков сделают какое-нибудь большое хранилище и хоронят их там все вместе».

Следует отметить, что данный вопрос уже решался Православной Церковью на епархиальном уровне. В октябре 2011 года в Берлине состоялось совместное пастырское совещание двух епархий Русской Церкви в Германии, которое установило недопустимость кремации. Единственная традиционная форма православного погребения — это предание тела земле. Исключительные случаи должны быть переданы для рассмотрения на епархиальном уровне.

Очевидно, что вышеприведенные аргументы должны решить вопрос в пользу недопустимости кремации согласно духу учения Православной Церкви.

Факт возможности отпевания православными священниками кремированных останков не является аргументом позволяющим кремацию. В этом случае Церковь допускает возможность отпевания по икономии, хотя и не перестает свидетельствовать о духовном повреждении, разрыве с библейской и церковной традицией.

Библиографические сведения

i http://www.patriarchia.ru/db/text/2637643.html

ii http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133395

iii Василий Великий, свт.Творения с исправлен.пер. Московской Духовной Академии. 1911, Т. 1 Стр. 831-832.

iv Иустин Философ, Мученик. Апология. http://www.pravlib.ru/iustin_apologia.htm

v Последование мертвенное мирских тел. Требник в двух частях. М., Синодальная типография. 1906., стр. 130.

vi http://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/post7sb_pln.shtml

vii Последование мертвенное мирских тел. Требник в двух частях. М., Синодальная типография. 1906., стр. 126.

viii http://www.crematory.ru/basic.html


Похожие:

Иерей Василий Вершинский (г. Минусинск Красноярского края) Православный взгляд на кремацию iconДоклад о положении молодёжи Красноярского края в 2011 г
Численность детей с овз, обучающихся в образовательных учреждениях Красноярского края
Иерей Василий Вершинский (г. Минусинск Красноярского края) Православный взгляд на кремацию iconРаспоряжение
Постановлением Правительства Красноярского края от 30. 11. 2010 n 602-п "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации...
Иерей Василий Вершинский (г. Минусинск Красноярского края) Православный взгляд на кремацию iconЗаконодательное собрание красноярского края закон красноярского края...
Выгул собак на территориях парков, скверов, учреждений здравоохранения, детских дошкольных и образовательных учреждений и прилегающих...
Иерей Василий Вершинский (г. Минусинск Красноярского края) Православный взгляд на кремацию iconКрасноярский городской совет депутатов решение
На основании статьи 28 Устава города Красноярска, руководствуясь Законом Красноярского края от 14. 02. 2007 №21-5803 «О гражданской...
Иерей Василий Вершинский (г. Минусинск Красноярского края) Православный взгляд на кремацию iconО проведении краевой интенсивной школы
Краевой молодежный Медиацентр кгбоу дод «Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников» при поддержке министерства образования...
Иерей Василий Вершинский (г. Минусинск Красноярского края) Православный взгляд на кремацию iconИстория красноярского городского клуба спелеологов
Наш клуб, как отдельная организация, был образован в январе 2003 года. Его создали члены Красноярского краевого клуба спелеологов:...
Иерей Василий Вершинский (г. Минусинск Красноярского края) Православный взгляд на кремацию iconКраевое агентство детских общественных инициатив красноярского краевого...
Красноярского края в рамках долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства...
Иерей Василий Вершинский (г. Минусинск Красноярского края) Православный взгляд на кремацию iconКраевое агентство детских общественных инициатив красноярского краевого...
Красноярского края в рамках долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства...
Иерей Василий Вершинский (г. Минусинск Красноярского края) Православный взгляд на кремацию iconДействий красноярского края в интересах детей на 2012 2017 годы

Иерей Василий Вершинский (г. Минусинск Красноярского края) Православный взгляд на кремацию iconПредварительный список участников IV форума молодых педагогов Красноярского края

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница