29. Архитектура здания Петропавловского собора в Петропавловской крепости в г. Санкт-Петербурге


Скачать 187.83 Kb.
Название29. Архитектура здания Петропавловского собора в Петропавловской крепости в г. Санкт-Петербурге
Дата публикации01.04.2013
Размер187.83 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы

29. Архитектура здания Петропавловского собора в Петропавловской крепости в г. Санкт-Петербурге.


Петропа́вловский собо́р (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.

Возведён в 1712—1733 годах архитектором Доменико Трезини, на месте одноимённой деревянной церкви (1703—1704). До 1859 года — кафедральный.

Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером  Ха́рманом ван Бо́лосом. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. В интерьере помещены копии трофейных знамён (подлинники находятся в Эрмитаже).

Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722—1726 году в Москве (архитектор И. П. Зарудный, резьба — Трофим Иванов, Иван Телега; иконы — М. А. Меркурьев, Ф. Артемьев), лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи — Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие.

В 1756—1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера ^ Б. Оорта Краса из Голландии. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. Повреждённую фигуру ангела в 1830 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

В 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский иП. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции.

^ Царские врата в Петропавловском соборе

В 1864—1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875—1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны; В 1905 году был проведен ремонт колокольного карильона и повешены новые колокола. Всего колоколов 103. В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей.

В 1954 году здание передано Музею истории города.

С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение.

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\29 план крепости.jpg

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\29 план.gifd:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\29 объем.jpg

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\29 фасад.jpg

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\29 купол.jpg


^

30. Архитектура здания Сената в Московском кремле.


Сена́тский дворе́ц — здание на территории Московского Кремля, построенное по проекту русского архитектора Матвея Казакова в 1776—1787 годах. Дворец выполнен по заказу императрицы Екатерины Великой в характерном для того времени неоклассическом стиле. По первоначальной задумке здание должно было служить резиденцией высшего органа государственной власти Российской империи — Правительствующего сената, откуда и получило своё название. За время своего существования его стены увидели немало государственных деятелей и вмещали различные органы государственной власти. В наше время Сенатский дворец является «рабочей резиденцией президента Российской Федерации».

Сенатский дворец явился крупнейшим воплощённым проектом Казакова. Согласно задумке архитектора здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы.

Дворец имеет треугольную форму, вписываясь, таким образом в пространство, ограниченное кремлёвской стеной, Арсеналом и бывшим Чудовым монастырём. Заключённая внутри сооружения полость разделена на три части двумя поперечными корпусами. Во внутренний двор здания со стороны Сенатской площади ведёт триумфальная въездная арка с ионическим четырёхколонным портиком и фронтоном, над которой располагается купол овального зала. В углублении внутреннего двора находится главный композиционный центр сооружения — купольный зал сената. Это один из обширнейших круглых залов Москвы. Прежде он предназначался для дворянских собраний и называется Белым или Екатерининским. Сегодня он продолжается выполнять свою функцию — здесь проходят все главные официальные мероприятия с участием президента. В Екатерининский зал ведет Шохинская лестница. Ее основание украшают два торшера, а пролеты - скульптуры богини правосудия. Лестница отделана мрамором и гранитом, перила - ценными породами дерева. Высота зала до купола — 29 м. В простенках между колоннами установлено 18 горельефных панно работы скульптора Д. Замораева. В аллегорической форме они отражают государственную деятельность Екатерины II, прославляют законность, правосудие, просвещение — идеалы передовых людей того времени.
d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\30 план.jpg

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\30 фасад.jpg

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\30 объем 2.jpg

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\30 объем.jpg
d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\30 лестница.jpg

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\30 объем 3.jpg

^

31. Архитектура здания церкви Архангела Гавриила («Меншиковой башни») в г. Москва.


Ме́ншикова ба́шня, Це́рковь Арха́нгела Гаврии́ла на Чи́стых пруда́х в Москве — православный храм в честь Архангела Гавриила; памятник барокко в Басманном районе (Архангельский переулок, 15а).

Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве, Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь функционировала только летом, зимой службы проводились неподалёку, в церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782—1806 гг.

Первая церковь во имя архангела Гавриила на этом месте была впервые упомянута в записях переписи 1551 года. К 1657 она была перестроена в камне, и была увеличена в 1679. Двадцать лет позже влиятельный государственный деятель Александр Меншиков консолидировал земельные участки к югу от современных Чистых прудов. Церковь Архангела Гавриила стала домовой церковью его семьи, которая проживала в соседнем квартале с запада, на месте нынешнего Центрального почтамта.

В 1701 году Меншиков отремонтировал старую церковь, а в 1704 году — приказал снести. Меншиков поручил общее руководство строительством Ивану Зарудному. Доменико Трезини. Новая церковь была структурно завершена к 1707 году, высота составила 81 метр и сравнилась с высотой колокольни Ивана Великого. Здание первоначально имело пять уровней (каменный неф, квадратную башню и три нижних восьмиугольных уровня; два верхних восьмиугольника были построены из дерева). В 1708 башня приобрела 50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30-метровым шпилем с ангелом в форме флюгера. Первоначальное здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII веке.

В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, раздробив деревянные потолки и уничтожив интерьеры нефов (частично). Боковые алтари, однако, выжили и продолжают действовать, в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773—1779 башня была восстановлена масоном Г.З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным куполом в форме золотой еловой шишки. Вазы по углам первого восьмиугольника, установленные в 1770-х, заменили собой утраченные статуи 1723 года; позднее вазы регулярно менялись, нынешние выполнены из бетона. Окна восьмиугольных сводов были заполнены кирпичом, что делает монтаж колоколов невозможным. С другой стороны, оригиналы скульптурной отделки этого периода были практически утрачены (современная скульптура состоит, в основном, из цементных копий).d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\31 объем.jpg

В 1806 к церкви Архангела Гавриила была пристроена колокольня с приделом во имя Феодора Стратилата. В настоящее время только в этом приделе и совершается богослужение. Архангельская же церковь остаётся только как памятник времён Императора Петра».

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\31 фасад.jpgd:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\31 объем 2.jpgd:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\31 объем 3.jpgd:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\31 фасад 2.jpg

^

32. Архитектура здания дворца А.Д. Меншикова в г. Санкт-Петербурге.


Меншиковский дворец — построенный для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова дворец в стиле Петровского барокко, первое каменное здание Санкт-Петербурга. Проект воплощён в жизнь стараниями приглашённых зодчих Джиованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шеделя.

Строительство дворца началось в мае 1710 года. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года.

Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь остров от Большой до Малой Невы. На ее территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница.

В 1727 году князь Меншиков был обвинен в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Березов. Его дворец поступил в казну.

В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного Шляхетского корпуса (с 1800 года Кадетский), и уже в 1731 году здание и весь огромный земельный участок были переданы в пользование Кадетскому корпусу. Вскоре на территории был выстроен комплекс новых зданий (дома 1,3,5 по Кадетской линии).

Позже главный, невский фасад дворца был изменен и получил более упрощенный облик. Вместо мансардной кровли появилась двускатная, вместо центрального аттика со скульптурами — лучковый фронтон. В работах по перестройке дворца под нужды Кадетского корпуса во второй половине XVIII века участвовали Иван СтаровВасилий БаженовЮрий Фельтен.

В советское время во дворце располагалось Военно-политическое училище им. Энгельса. В 1966 году было принято решение придать зданию первоначальный облик. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа. С этого времени там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени. До нашего времени от Меншиковской усадьбы сохранился только дворец.

Интерьер

Для отделки использовались самые дорогие и современные материалы, некоторые из которых привозились из-за границы, а некоторые изготавливались русскими мастерами. Большой парадный вестибюль отличается своим торжественным и нарядным обликом. В петровское время на первом этаже здания располагались некоторые служебные помещения и мастерские, обслуживающие князя. Второй этаж занимала княжеская семья. Помимо роскошных покоев, на этаже располагались парадные залыгалереи и анфилады.

Экстерьер

Дворец представляет собой яркий пример петровского барокко. Главный фасад здания эффектно подчёркнут пилястрами с каменными капителями и завершается аттиком, в то время, как боковые ризалиты - вычурными фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями. Венчает строение высокая Мансарда «с изломом». Парадная акцентирована портиком из деревянных колонн, искусно имитирующих камень или мрамор. Над портиком — лоджия для оркестра, из года в год встречавшего прибывавших по Неве гостей. После постройки боковых двухэтажных флигелей и садовых строений, здание в плане стало замкнутым четырёхугольником.d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\32 интерьер.jpg


d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\32 фасад 2.jpgd:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\32 объем.jpgd:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\32 фасад.jpg

^

33. Архитектура здания Зимнего дворца в г. Санкт-Петербурге


Зимний дворец в Санкт-Петербурге — бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 17541762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах.

Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме.

Первый Зимний дворец – 1711 г.; второй Зимний дворец – 1718 г.; третий Зимний дворец – 1732-1735 гг.; четвертый Зимний дворец – 1755 г.(уничтожен в 1762 г.); пятый Зимний дворец – 1754-1762 г.

Архитектура. Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к НевеАдмиралтейству и Дворцовой площади (длина по фасаду со стороны Невы 137 метров, со стороны Адмиралтейства 106 метров, высота 23,5 метра, около 1050 помещений). Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда.

В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли).

^ Колорит фасадов и кровли. За все время существования дворца, он множество раз перекрашивался.

За шестьдесят пять лет у общественности и властей города сложился определённый стереотип в восприятии колористической гаммы дворца, однако по мнению научных сотрудников Эрмитажа, существующее в настоящее время колористическое решение фасадов не соответствует художественному образу дворца, в связи с чем предлагается воссоздание цветового решения фасадов, максимально приближенной к объёмно-пространственной композиции дворца, созданной Бартоломео Растрелли.

Размеры. Здание дворца имеет 1080 комнат, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные), а его различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия. Высота здания составляет 22 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше.

^ Общее впечатление. В наружном облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в его нарядном, праздничном виде, в пышной декорировке его фасадов, раскрывается художественно-композиционный замысел Растрелли — глубокая архитектурная связь этого здания с городом на Неве, ставшим столицей Российской империи, со всем характером окружающего городского пейзажа, сохраняющаяся и в наши дни.

Своеобразие. Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892—1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен). «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\33 главный фасад.jpg

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\33 главный фасад 2.jpg

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\33 птичий полет.jpg

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\33 план.gif

^

34. Архитектура здания Петровского дворца под г. Москва.


Петро́вский путево́й (подъездно́й) дворе́ц на Тверском тракте (ныне Ленинградский проспект Москвы) — путевой дворец на въезде в Москву со стороны Петербурга; образец русской неоготической архитектуры.

^ Построен по приказу Екатерины II в 1776—1780-х годах в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву (отсюда его название — «путевой») на подъездах к Москве по проекту архитектора Матвея Казакова. Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю. Позади дворца находится сохранившаяся часть Петровского парка, разбитого в начале XIX века.

Кубический трёхэтажный объём дворца, увенчанный куполом с довольно высоким световым барабаном, был окружён двумя обширными дворами — парадным со стороны Петербургской дороги (по его периметру были размещены корпуса для приезжающих, помещения военного караула и кухня) и внутренним с противоположной стороны, где располагался небольшой садик. К его стенам примыкали с северо-запада и юго-востока ещё два небольших хозяйственных двора с конюшнями, казармами для солдат, погребами и сараями. Все сооружения строились из кирпича с применением белокаменных и керамических деталей. С внешней стороны вокруг дворца была устроена глубокая канава, края которой были обложены дёрном; через неё были перекинуты каменные мостики. Таким приёмом традиционно выделялась русская помещичья усадьба XVIII столетия, а вообще традиция обведения жилого дома, усадьбы бороздой в качестве способа уберечься от тёмных сил, восходит ко временам язычества.

Наружные декоративные работы были закончены в октябре 1778-го года. Интересно, что керамический декор фасадов был ярко и натуралистично раскрашен, также, как были раскрашены гирлянды, роги изобилия и наружные стены. Купол был крыт белой жестью, для кровель широко применялась красная черепица, а слуховые окна и крыши над лестничными клетками главного зала были покрыты черепицей, имитировавшей позолоту. Строительство дворца было окончено в 1779-м году.

Надо сказать, что Петровский Путевой дворец был прямо-таки соткан из разных символов. Здесь были и пирамиды - знак славы и памяти, и роги изобилия, символизирующие богатство, великодушие, щедрость и всяческие земные блага, и два рога, крестообразно пересекающиеся - символ чрезвычайного изобилия и богатства. Именно такие роги изобилия обрамляли овальные окна главного фасада дворца, и имеются там и сейчас.

Другие декоративные детали — шары, звёзды, зубцы — скорее всего не несли конкретного символического содержания, а являлись средствами создания характерного образа крепостной ("турецкой") архитектуры. 
d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\34 объем.jpg


d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\34 план.jpg


d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\34 фасад 2.jpg

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\34 фасад.jpg

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\34 элемент 2.jpgd:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\34 элемент.jpg

^

35. Архитектура здания Мраморного дворца в г. Санкт-Петербурге.


 Мраморный дворец, архитектурный памятник второй половины XVIII века, оценивался современниками как "единственный в своем роде". Построенный на месте Почтового двора петровского времени, он стал великолепным завершением парадной Дворцовой набережной Невы. Строительство дворца было поручено придворному архитектору итальянского происхождения Антонио Ринальди (1709-1794) и продолжалось 17 лет с 1768 по 1785 гг. Во внешней и внутренней отделке дворца использовались различные виды естественного камня – гранит, разноцветные мраморы (специалисты насчитывают семь сортов мрамора греческих, итальянских, уральских, карельских и сибирских пород), что придало дворцу неповторимое своеобразие и дало ему впоследствии имя "Мраморный".

Здание имеет в плане П-образную форму с традиционным для дворцов парадным двором и главным входом в его глубине. Вход выделен четырьмя коринфскими полуколоннами и аттиком. В Мараморном дворце Ринальди применил более строгие формы, чем в своих ораниенбаумских постройках. Фасад, выходящий на улицу Халтурина, как и аналогичный фасад, выходящий на Неву, расчленен системой плоскостно трактованных коринфских пилястр большого ордера, завершенных сильно профилированным карнизом и аттиком. Общей строгости и некоторой замкнутости дворца, выделяющей его из соседних зданий, способствует и облицовка гранитом в первом этаже и мрамором в остальных двух, чем и вызванно название дворца. Мрамор был широко применен и во внутренней отделке дворца, сохранившейся до настоящего времени в своем первоначальном виде на большой парадной лестнице и частично в Мраморном зале. В 1994 году перед дворцом установлена конная статуя Александра III, созданная скульптором П.Трубецким.

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\35 фасад на реку.jpg
d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\35 фасад с садика.jpg

d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\35 фасад.jpg


d:\house on mars\312\история искусств\2 семестр\картинки\35 объем.jpg

Похожие:

29. Архитектура здания Петропавловского собора в Петропавловской крепости в г. Санкт-Петербурге icon30. 12. 12 – 03. 01. 13 (5 дней / 4 ночи)
Петропавловской крепости (без посещения Петропавловского собора). Петропавловская крепость – Государственный музей истории Санкт-Петербурга....
29. Архитектура здания Петропавловского собора в Петропавловской крепости в г. Санкт-Петербурге icon«мир путешествий»
Обзорная экскурсия по городу с посещением Казанского Собора и территории Петропавловской крепости (Исаакиевская площадь, Медный всадник,...
29. Архитектура здания Петропавловского собора в Петропавловской крепости в г. Санкт-Петербурге iconСанкт-Петербургский Международный фестиваль
Соборной площади Петропавловской крепости великой оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя» открывается Санкт-Петербургский международный...
29. Архитектура здания Петропавловского собора в Петропавловской крепости в г. Санкт-Петербурге iconОоо «СаяныЭкоТур»
Петербурга (на автобусе). Обед. Экскурсия в музей «Петропавловская крепость» первое сооружение города. Посещение Петропавловского...
29. Архитектура здания Петропавловского собора в Петропавловской крепости в г. Санкт-Петербурге iconГосударственный музей истории Санкт-Петербурга Фонд культурно-просветительских программ
Петропавловской крепости открывается постоянная выставка «Коллекция фарфора и стекла xviii–ххi веков» из фонда керамики и стекла...
29. Архитектура здания Петропавловского собора в Петропавловской крепости в г. Санкт-Петербурге iconПостановление от 20 сентября 2012 года n 1002 о порядке взаимодействия...
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12. 05. 2010 n 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" Правительство...
29. Архитектура здания Петропавловского собора в Петропавловской крепости в г. Санкт-Петербурге icon1 Искусство Древнего мира до н э
Архитектура. Рельеф. Скульптура Др. Царства и её связь с заупокойным культом. Живопись. Фаюмские портреты. Каноны изображения. Жанры...
29. Архитектура здания Петропавловского собора в Петропавловской крепости в г. Санкт-Петербурге icon«мир путешествий»
Зимний Дворец, а также Спас-на-Крови, Марсово поле. Далее экскурсия ведет к Петропавловской крепости и Авроре. Также Вы увидите домик...
29. Архитектура здания Петропавловского собора в Петропавловской крепости в г. Санкт-Петербурге icon«мир путешествий»
Зимний Дворец, а также Спас-на-Крови, Марсово поле. Далее экскурсия ведет к Петропавловской крепости и Авроре. Также Вы увидите домик...
29. Архитектура здания Петропавловского собора в Петропавловской крепости в г. Санкт-Петербурге icon160000, Россия, Вологда, Пушкинская, 41 Тел./факс (8172) 56-06-85, 56-06-69
Невой”. Знакомство с историей создания Санкт-Петербурга, осмотр архитектурных ансамблей парадного центра: стрелка Васильевского острова,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница