Программа Д. А. Медведева Ожидаемые результаты Исторический опыт борьбы с коррупцией Коррупция в России до 1917 года Коррупция при государственно-бюрократическом социализме


Скачать 411.29 Kb.
НазваниеПрограмма Д. А. Медведева Ожидаемые результаты Исторический опыт борьбы с коррупцией Коррупция в России до 1917 года Коррупция при государственно-бюрократическом социализме
страница1/4
Дата публикации01.04.2013
Размер411.29 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Право > Программа
  1   2   3   4
1. Проблемы коррупции в современной России

1.1. Коррупция в эпоху выхода России из социализма

1.2. Современная ситуация с коррупцией в России

1.3. Программа Д. А. Медведева

1.4. Ожидаемые результаты

2. Исторический опыт борьбы с коррупцией

2.1. Коррупция в России до 1917 года

2.2. Коррупция при государственно-бюрократическом социализме

2.3. Проблема коррупции за рубежом

3. О теории коррупции в постиндустриальном обществе

3.1. О понятии и сущности коррупции

3.2. Основы коррупции

3.3. Результаты и следствия коррупции

3.4. О научном подходе к борьбе с коррупцией
В ежегодном послании в ноябре 2009 года президент Д. А. Медведев среди важных проблем России назвал борьбу с коррупцией.

Президент, безусловно, логичен. Если главная задача России — вперед, то одним из главных инструментов модернизации должно стать — наряду с рынком и конкуренцией — государство.

Чтобы быть эффективным, государство должно бороться с одной из самых тяжелых своих болезней — коррупцией.

Без активного противодействия коррупции нельзя реализовать призыв «Россия — вперед».

Но для успеха активного противодействия коррупции — желание — это важное, но только первое условие. Второе — это наличие научной теории современной коррупции — и в мире, и в России. Третье — это реализация выводов теории на практике.

Предлагаемый материал посвящен проблемам теории коррупции.
1. Проблемы коррупции в современной России
1.1. Коррупция в эпоху выхода России из социализма

Выход России из государственно-бюрократического социализма оказался осложнен тем, что не было четкости в главном вопросек чему мы должны перейти.

Несостоятельной оказалась концепция М. С. Горбачева о том, что мы переходим к обновленному, гуманному, демократическому социализму.

Фактический подход Б. Н. Ельцина, состоявший в том, что мы переходим, точнее, возвращаемся к капитализму,— не соответствовал реалиям ХХ века.

В ХХ веке в развитых странах мира утверждался новый, постиндустриальный строй. Однако понимания того, что Россия переходит именно к постиндустриализму — не было.

Другая проблема выхода России из социализма состояла в том, что в силу ряда объективных и субъективных причин в России был реализован худший из возможных вариантов выхода из социализма — номенклатурно-олигархический.

Такой выход из социализма осуществляется путем захвата в переходный период номенклатурой и ее доверенными олигархами и государственной собственности, и государственной власти. Захват по самой своей природе не может не сопровождаться коррупцией.

Конечно, борьбе с коррупцией внимание в России уделялось.

В феврале 1992 года в МВД России создали главк, в числе основных задач которого была борьба с коррупцией.

В апреле 1992 года был издан указ президента РФ Б. Н. Ельцина «О борьбе с коррупцией».

Но сразу же проблема коррупции стала одним из инструментов внутренней борьбы в верхних слоях российской номенклатуры и во всей российской бюрократии.

Вице-президент А. В. Руцкой объявил, что у него накоплены целые чемоданы материалов по коррупции.

А российские депутаты в декабре 1992 года приняли постановление «О борьбе с коррупцией», а в 1993 году — закон «О борьбе с коррупцией». Ни то, ни другое президент Ельцин не подписал.

В 1995 году уже Федеральное собрание приняло проект закона «О борьбе с коррупцией». Его тоже не подписал Ельцин. И новый вариант этого закона в 1997 году опять был отклонен Президентом.

В свою очередь президент предложил свой вариант борьбы с коррупцией. В 1997 году Б. Н. Ельцин подписал Указ о декларации госслужащими сведений о доходах и имуществе. А в 1998 году он подписал Закон Федерального собрания о контроле за соответствием крупных расходов доходам физических лиц.

Характерно, что непрерывно менялись те, кто имел самое первоочередное отношение к коррупции. Менялись прокуроры. Министры внутренних дел. Руководители Госкомитета по имуществу. Так, только с ноября 1991 года по август 1997 года председателями Госкомитета были Малей, Чубайс, Поливанов, Беляев, Казаков, Кох. За пять лет — шесть министров.

В 2003 году при президенте В. В. Путине был образован Совет по борьбе с коррупцией.

В 2004 году Россия ратифицировала конвенцию ООН об уголовной ответственности за коррупцию.
^ 1.2. Современная ситуация с коррупцией в России

Несмотря на всевозможные законы, указы и смену министров ситуация с коррупцией не улучшалась.

По данным Бориса Руденко (в журнале «Наука и жизнь»), в стоимости каждого квадратного метра жилья, возводимого в стране, коррупционная составляющая достигла 30%.

Из каждого рубля, который тратит российский гражданин на покупку продуктов питания, не менее 20 копеек — одна пятая — поступают многочисленным проверяющим.

Когда продавцы Черкизовского рынка перемещались на новое место, то за получение торговой точки они должны были заплатить 40 тысяч долларов и еще сотни тысяч рублей выплачивать ежегодно налом.

Камеры наружного наблюдения не смогли хорошо заснять многие преступления, в том числе и против Политковской, так как качество съемок оказывалось низким. Зато в карманах чиновников, проводивших тендеры на покупку этих камер, осели выделенные на создание наружного наблюдения миллиарды рублей.

По возрасту я часто покупаю лекарства. И бросается в глаза следующее. Только за два последних месяца — как только начались проверки поставщиков и продавцов лекарств — цена на ряд лекарств сразу снизилась на 25–30%. Кому шли эти проценты раньше?

Только за последний год на учет было поставлено 50 тысяч сотрудников МВД, совершивших правонарушения. А 2 тысячи были привлечены к уголовной ответственности.

Но по прежнему, на глазах у всех, чиновники, получая невысокие зарплаты, разъезжают на дорогих авто, строят дачи, ежегодно ездят отдыхать на дорогие курорты мира.

Актуальность проблемы коррупции связана и с ситуацией в республиках Северного Кавказа. Многомиллиардные вложения в Чечне, Ингушетии, Дагестане проконтролировать трудно. А теперь к ним добавились деньги для Абхазии и Южной Осетии.

Не меньше коррупционных опасностей несет предстоящая Олимпиада.

Но самое главное — научно-техническое обновление. Именно оно наиболее важно для будущего России. Именно в него направляются главные инвестиции. Но именно в этой сфере, с ее расходами на фундаментальные теоретические исследования, с долговременными и неопределенными по результатам научными программами, с конкурирующими друг с другом предложениями ученых, исследователей и конструкторов — очень легко ошибиться даже при самых добрых намерениях. Ну а с желающими «кормиться» бороться особенно трудно именно в этой сфере.

По уровню коррупция Россию ставят рядом с самыми одиозными государствами Африки и Азии, причем ее рейтинг падал из года в год.
^ 1.3. Программа Д. А. Медведева

Перед президентом Медведевым проблема встала ребром.

С одной стороны, для модернизации России необходимы многомиллиардные инвестиции.

А с другой — нет гарантий, что их не разворуют. Или не вывезут за рубеж. Или вложат не туда и не так.

Чтобы использовать российское государство для модернизации России, надо противодействовать разъедающей его коррупции.

И 19 мая 2008 года президент Медведев подписал указ «О мерах по предотвращению коррупции». А 31 июля 2008 года утвердил «Национальный план противодействия коррупции».

Что предполагается противопоставить коррупции?

Первый заслон — и готовность, и желание наказывать. Надо привлекать. И разбираться. И сажать. Это твердо заявил президент.

Но главным становится тот заслон, который вводил еще Ельцин,— декларации о доходах и имуществе. И своих. И ближних родственников.

^ Но что такое ближние родственники?

Способ трактовки знаком: ведь еще памятен опыт НКВД в части определения членов семей врагов народа (ЧС).

Теперь, правда, оговорено: проживающие совместно.

Но что такое совместно? В квартире? В данном доме? В одном городе? Если отселить сына — о нем можно не писать в декларации?

А что такое совместно по времени — это месяц, год? Год назад или три года в прошлом?

А как обеспечить правдивость сведений о той же жене? Она по закону не обязана отчитываться передо мной — есть ли у нее «своя», секретная от меня, сберкнижка. Тем более не обязан отчитываться перед отцом сын. А как быть с эмансипацией женщин? В Финляндии теперь только 14% жен имеют общий счет с мужьями. И каждая четвертая жена — по опросам — скрывает от мужа цены покупаемых вещей.

А если у родственников есть свой бизнес? Как быть с защищаемой Законом коммерческой тайной. Или родственники должны быть на моем иждивении? И вообще, как быть со свободами и правами человека?

Далее, если члены семьи станут доступны для проверок, то ведь остаются другие. Остается вариант «^ Иды Геркулановны из Харькова» как «хранителя» скрытых «сбережений» в знаменитой сцене «Мастера и Маргариты».

Далее, за что будет должен отвечать чиновник? За 100 тысяч? За 1 миллион? В течение года? Полученные в течение 10 лет?

Все не регламентировано. Везде остается усмотрение. Усмотрение кого?

Начальника, которому сдал декларацию? А если начальник «в деле» с потенциальным коррупционером?

Спецорганизации со спецштатом сотрудников? А как уберечь их? И во что они обойдутся, если их оплачивать так, чтобы они тряслись за свое место и не реагировали на посулы?

А расходы? Нынешний президент распорядился: сдавать подарки дороже 3 тысяч рублей. Первый же опыт Тувы показал: затраты на оценщиков подарков, на их прием, на помещения для хранения, дороже стоимости подарков.

Еще. ^ Кого проверять? Всех? Кого-то по выбору? Кто будет составлять список?

Вспомним эпоху Брежнева. Рекомендовали не разбирать анонимки. Но все же оставили право райкома или горкома в особых случаях — разбирать. А что считать «особым» — решали они сами. Если я не нравлюсь — разбирали. Больше: сами писали на меня и сами разбирали.

Теперь вопрос о выборе объекта проверки тоже остается за начальством. Значит, именно его надо его лизать и ублажать. А надежнее всего — ввести «в дело». Еще лучше — иметь организованную группу, способную и «достать» начальство и держать в узде «нарушителей конвенции». Словом, мафию.

При честном анализе неизбежен вывод: такая борьба с коррупцией создает мотивы для подкупа и начальников, и контролеров.

Коррупцию, как отвергаемый элемент госмашины, собираются лечить методом, способствующим расширению коррупции.

И все потому, что остался произвол.
^ 1.4. Ожидаемые результаты

Но помимо этого, так сказать первичного уровня анализа, есть и более глубокий.

Ведь идея декларации проста: выявить и наказать. Страх наказания — главный инструмент. Но могут ли вообще карательные силовые меры пресечь то, что стимулируется всей системой жизни? Подход наказаний применялся тысячи лет. Даже руки отрубали. А коррупция все живет.

Далее. Есть коррупция, которая охватывает не область прямых доходов и имущества.

Помню, как академик Д. М. Гвишиани, создававший тогда Международный институт прикладного и системного анализа, сказал мне: с утра до вечера отбиваюсь от просьб в части ДОР, ЖОР и ЛОР. Взять в штат. И, видя мое недоумение, пояснил: ДОРы — это дочери ответственных работников, ЖОРы — это жены ответственных работников, ЛОРы — это любовницы ответственных работников.

В какие декларации о доходах все это — явно относящееся к коррупции — попадет?

Или вот еще один аспект борьбы с коррупцией. В. В. Жириновский требует начать с московских чиновников и наказать их, так как считает, что в Москве — самая большая коррупция. Это дело суда — наказывать.

Но есть и другой аспект: именно в Москве создана экономика, которая содержит себя сама и которая не сосет из бюджета страны, не висит на нем.

Именно в Москве наиболее высоки доходы у работающих и наиболее высокие выплаты по программам социальной поддержки.

Борьба с коррупцией, к которой призывает В. В. Жириновский,— это борьба без учета экономических и социальных результатов.

Любой экономист знает, что нельзя анализировать издержки без учета эффективности.

В советское время такая борьба с нарушениями выливалась в борьбу с любым новаторством, не вмещавшимися в советские нормы.

Возродить подход советского времени, что фактически предлагает Жириновский — значит прийти к советскому же тупику.

Не буду продолжать. Сделаю вывод.

^ Предлагаемые меры борьбы с коррупцией выльются в борьбу внутри бюрократии, в самоедство начальства.

Итогом такого самоедства становится появление победившей и после этого никому, кроме себя, не подконтрольной, группы. А она — лучшая база для коррупции.

Предлагаемый путь борьбы станет, поэтому, базой разгрома одной части коррупции и укрепления другой части коррупции. Или — основой нового витка новых видов коррупции.

Такая борьба с коррупцией очень по душе новому слою номенклатуры и бюрократии, который приходит к власти после очередных выборов, который гол как сокол, который жаден, который хочет «отоварить» свою победу. Он уничтожит одну часть коррупционеров, захватив их собственность, он заставит поделиться с собой собственностью и доходами вторую часть коррупционеров, он сделает своими партнерами и союзниками третью часть коррупционеров. И начнется новый цикл.

Если мы признаем, что борьба с коррупцией необходима, что без нее нельзя иметь ни эффективного государственного механизма, ни настоящего рынка и конкуренции, ни демократии и свободы — мы должны по новому осмыслить всю проблему коррупции.

Мы должны создать теоретическую, научную базу — теорию коррупции в современном постиндустриальном обществе.

Для этого полезно рассмотреть некоторые уроки прошлого.
2. Исторический опыт борьбы с коррупцией
^ 2.1. Коррупция в России до 1917 года

Первый «пласт» анализа опыта России — мнение русского народа, выраженное в пословицах и поговорках.

Вот десяток пословиц.

Перед богом ставь свечку, перед судьею мешок!

В суд ногой — в карман рукой.

Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода принос.

Всяк подьячий любит калач горячий.

Подсунуть барашка в бумажке.

С переднего крыльца отказ, а с заднего — милости просим!

На то даны руки, чтоб брать.

Сухая ложка рот дерет.

Возьми на калачи, да только дело не волочи!

Неподмазанное колесо скрыпит.

Комментарии, как говорят, излишни.

Второй «пласт» анализа — русская литература.

Среди первых литературных памятников русской культуре — рассказ «Шемякин суд», в котором главный герой — взяточник-судья.

Фамусов у Грибоедова предельно откровенен: «При мне служащие чужие очень редки. Все больше сестрины, свояченицы детки».

Квартального Держиморду гоголевский городничий ругал не за сами взятки — это нормально, а за их величину: «Не по чину берешь!».

В «Войне и мире» князь Андрей в приемной Кутузова встречает Бориса и сразу начинает разговор с ним — несмотря на присутствующих в приемной генералов. Толстой пишет: «Борис в ту же минуту ясно понял, что он предвидел прежде, именно то, что в армии, кроме той субординации и дисциплины, которые написаны в уставе — была другая, более существенная субординация, та, которая заставляет этого заслуженного с багровым лицом генерала почтительно дожидаться, в то время как князь Андрей для своего удовольствия находит более удобным разговаривать с прапорщиком Друбецким». И Лев Николаевич пишет: «Более чем когда-нибудь Борис решил служить вперед не той писанной в уставе, а по этой неписанной субординации». Неписанная субординации, выделенная Толстым,— это типичная форма коррупции.

Третий «пласт» анализа — практика российского государственного управления.

В первом своде законодательства Древней Руси «Русская Правда» Ярослав Мудрый рекомендовал такое обеспечение судей, которое бы делало их неподкупными. Так, «вырику» (тогдашний судья) полагалось в день по 2 курицы, по 1 хлебу, в среду и пятницу по сыру и т. д.

В «Судебнике» Ивана III уже фигурирует взятка, называемая посул,— и наказания за нее.

Система обеспечения бюрократии в Московской Руси более чем символично называлась кормлением. Местная власть напрямую жила за счет тех, кто ей подчинялся. Позитивное в кормлении то, что власть понимала: чтобы платить властям, население само должно что-то иметь. Отрицательное — произвол. Споры шли и вокруг нормативов кормления и вокруг нарушителей этих оговоренных норм.

Петр I — как одну из основ своих реформ — упразднил кормление и установил, что чиновник получает жалованье не от населения, а от него, из казны царя. А царь собирает налоги сам прямо в свою казну.

Петр ввел понятие «мздоимство» — взятка за исполнение обязанностей, предусмотренных законом и покрытых жалованием. И «лихоимство» — получение взяток за действия с нарушением законов.

Петр упразднил «местничество» и ввел «Табель о рангах». Тем самым он упорядочил всю систему кадровой службы. Но администраторы Петра стали наживаться на поставках и парусов для флота, и сукна для армии. И в русском лексиконе появился термин «казнокрадство». А среди наших пословиц такие: «Казна на поживу дана» и «Мы у матушки России детки, она наша матка — ее и сосем».

Но было бы глубочайшей ошибкой не видеть того, что при всей российской коррупции, романовская Россия просуществовала три сотни лет. Непрерывно расширялась. Охватила 1/6 часть земного шара. И это — при отсутствии и демократии, и контроля со стороны печати. Без эффективного администрирования такое было бы невозможно. Значит, государство Романовых сумело сочетать взяточничество и эффективность.

Чрезвычайно важно выявить, что же было препятствием коррупции в российском государстве.

Первая линия противодействия — опытные, выдающиеся администраторы. Для них, разумеется, успех был главным, а доходы, важная, но уже следующая сторона успеха.

Царская эпоха дала нам достаточно примеров выдающихся администраторов: боярин Ордин-Нащекин при Алексее, Меншиков при Петре, Потемкин при Екатерине, Сперанский и Аракчеев при Александре I, «красные бюрократы» при Александре Освободителе, Витте и Столыпин при Николае II.

Первое лицо государства считало «своей вотчиной» всю страну. И в коррупции царь не участвовал. Не случайно Николай I говорил сыну — Александру: «Во всей империи не воруем только мы двое». Более того, царь имел право наказывать. Немедленно. На месте преступления. Известна знаменитая палка Петра, которой он бил поставщиков-махинаторов и даже самого Меншикова — за коррупцию. Далее, царь слал ревизоров — они по его «именным указам» — ездили по России. У царя была система «глаз» и «ушей» «внизу»: в лице жандармов. Главной задачей жандармов был не столько контроль за народом, сколько за администрацией.

Далее — это сама система государственной службы с весомым жалованием, с гарантированным повышением через каждые три года в звании, с солидной пенсией. Все это в глазах чиновников сталкивало взятки и стремление держаться именно за службу.

Следующее — дворянство. Более или менее высокие чины могли занимать только дворяне. Если у способного работать чиновника не было дворянства, оно при его выдвижении присваивалось: и именное, и потомственное. Потомственное дворянство выслужили и отец Федора Достоевского, и отец Ленина Илья Ульянов. А у дворян был кодекс нравственного поведения, кодекс чести.

Несомненный вклад вносила и православная религия с ее воспитанием страха перед грехами и обязательной божьей карой за них.

Но надо признать три урока российской истории.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа Д. А. Медведева Ожидаемые результаты Исторический опыт борьбы с коррупцией Коррупция в России до 1917 года Коррупция при государственно-бюрократическом социализме icon"Правоохранительные органы должны повернуться лицом к населению"
Теги: Политика, Комментарии, Путин, Россия, Дмитрий Медведев, коррупция, в россии, недвижимость, закон, Сергей Степашин, борьба с...
Программа Д. А. Медведева Ожидаемые результаты Исторический опыт борьбы с коррупцией Коррупция в России до 1917 года Коррупция при государственно-бюрократическом социализме iconП. А. Кабанов политическая коррупция в россии: понятие, сущность, причины, предупреждение
К 12 Кабанов П. А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение: Монография. – Нижнекамск: Нижнекамский...
Программа Д. А. Медведева Ожидаемые результаты Исторический опыт борьбы с коррупцией Коррупция в России до 1917 года Коррупция при государственно-бюрократическом социализме iconУрок №29 пз 21 тема: противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации
Единственного, однозначного определения понятия «коррупция» в настоящее время не существует. Это связано как со сложностью самого...
Программа Д. А. Медведева Ожидаемые результаты Исторический опыт борьбы с коррупцией Коррупция в России до 1917 года Коррупция при государственно-бюрократическом социализме iconДоклад путин. Коррупция москва 2011 год
Десятилетие правления Владимира Путина в наибольшей степени ас­социируется с двумя крайне негативными для страны явлениями — необычайно...
Программа Д. А. Медведева Ожидаемые результаты Исторический опыт борьбы с коррупцией Коррупция в России до 1917 года Коррупция при государственно-бюрократическом социализме iconЮрий Чайка признал, что борьба с коррупцией в России фактически провалилась
России фактически провалилась, признал вчера генеральный прокурор Юрий Чайка на отчетном совещании ведомства. Эксперты готовы согласиться...
Программа Д. А. Медведева Ожидаемые результаты Исторический опыт борьбы с коррупцией Коррупция в России до 1917 года Коррупция при государственно-бюрократическом социализме iconД. А. Медведеву Председателю правительства
Рабочая группа по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти, действующая на общественных началах при Государственной Думе Российской...
Программа Д. А. Медведева Ожидаемые результаты Исторический опыт борьбы с коррупцией Коррупция в России до 1917 года Коррупция при государственно-бюрократическом социализме iconВстреча Дмитрия Медведева со сторонниками
Медведев обсудил со своими сторонниками наиболее актуальные вопросы развития политической системы, инновационной экономики, инвестиционного...
Программа Д. А. Медведева Ожидаемые результаты Исторический опыт борьбы с коррупцией Коррупция в России до 1917 года Коррупция при государственно-бюрократическом социализме iconПрограмма спецкурса владивосток, 2005 Программа спецкурса «Проблемы...
В приложении к программе содержится более полный список источников. Данный список не полностью соответствует требованиям госта, поэтому...
Программа Д. А. Медведева Ожидаемые результаты Исторический опыт борьбы с коррупцией Коррупция в России до 1917 года Коррупция при государственно-бюрократическом социализме iconПрограмма социалистической партии «Высший финансовый мир»
Россию в государство будущего с первым в мире уровнем и качеством жизни человека, государства, в котором полностью исчезнут, будут...
Программа Д. А. Медведева Ожидаемые результаты Исторический опыт борьбы с коррупцией Коррупция в России до 1917 года Коррупция при государственно-бюрократическом социализме iconПрограмма «Развитие торговли в городе Череповце в 2012-2016 годах»
Ожидаемые результаты муниципальной программы и целевые индикаторы (показатели эффективности реализации программы)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница