Экономическая и административная ответственность


Скачать 155.4 Kb.
НазваниеЭкономическая и административная ответственность
Дата публикации05.07.2013
Размер155.4 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
КСР №1

  1. Экономическая и административная ответственность

Административная ответственность представляет собой применение административных взысканий за совершение административного правонарушения. Она выражается в применении государственными органами и их должностными лицами власти мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях -и к организациям за нарушение законности.

Административная ответственность имеет специфические особенности:

1. Устанавливать административную ответственность могут только органы законодательной, а в пределах своей компетенции - и органы исполнительной власти.

2. Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим м:еры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).

3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов.

4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность. Правонарушитель должен претерпеть нежелательные последствия морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждения совершения в дальнейшем административных правонарушений. В результате привлечения к административной ответственности на правонарушителя оказывается воздействие в виде государственного осуждения, осуществляемого уполномоченным органом, возлагающим взыскание.

Административной ответственности присущ всеобщий характер, который проявляется в следующем: 1) во всеобщей обязательности правил для всех граждан, несоблюдение которых влечет административную ответственность; 2) ответственность возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

Виды административной ответственности

Предупреждение - вид взыскания, преследующий целью моральное осуждение правонарушителя. Предупреждение, как правило, производится в письменной форме и применяется за неосторожные правонарушения, совершаемые лицом впервые.

Административный штраф - это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной денежной сумме. Величина штрафа может устанавливаться: 1) кратно минимальному размеру оплаты труда; 2) кратно стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества; 3) фиксированной денежной суммой.

Конфискация - это принудительное безвозмездное отчуждение в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершенного правонарушения (например, конфискация таможенным органом предмета, провоз которого через границу запрещен).

Лишение специальных прав представляет собой взыскание, направленное на права, которые предоставлены лицу компетентным органом власти. Правонарушитель может быть лишен следующих прав: управления транспортным средством; охоты; эксплуатации радиоэлектронных устройств.

Исправительные работы представляют собой удержание в доход государства сумм из заработка нарушителя. Удержание устанавливается в процентном отношении (но не более 20 %) к заработной плате и производится в течение некоторого периода.

Административный арест - кратковременное (не более 15 суток) лишение свободы, применяемое за наиболее опасные правонарушения. Данное взыскание налагается судом.

^ Экономическая ответственность

Экономическая ответственность – это установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений.

Экономическая санкция – установленная актами законодательства мера государственного принуждения, имеющая характер имущественного и (или) неимущественного воздействия и применяемая к субъекту предпринимательской деятельности за совершение экономических правонарушений.


  1. ^ Ответственность в сфере налоговых правоотношений

Административная ответственность
К разновидностям административной ответственности присущи следующие признаки:

1)адм ответственность – мера государственного воздействия (принуждения)

2)наступает при совершении правонарушения и наличии вины

3)состоит в применении к правонарушителю определенных санкций

4)санкции строго определены законом

Н.п.а.: КоАП, ПИКоАП.

Субъекты – физ. лица и юр. лица.

Нарушения налогового законодательства:

1)нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган

2)осуществление деятельности организациями без постановки на учет в налоговый орган

3)нарушение плательщиком установленного срока предоставления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке

4)нарушение срока предоставления налоговой декларации

5)нарушение порядка открытия счета плательщику

6)неуплата или не полная уплата плательщиком налогов, сборов, пошлин и т.д.

Само правонарушение характеризуется наличием следующих признаков:

1)наличие факта поведения субъекта

2)противоправность

3)виновность

4)совершено дееспособным лицом

Административное взыскание может быть наложено в следующие сроки (ст.7.6 КоАП):

1)за совершение разового правонарушения – не позднее 2 месяцев со дня его совершения

2)за совершение длящегося правонарушения – в течении 2 месяцев с момента его обнаружения или окончания

3)за совершение правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и иных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения – не позднее 3 лет с момента их совершения и 6 месяцев со дня обнаружения

Они закреплены в ст.7.4 КоАП.

Лицо, совершившее правонарушение может быть освобождено от ответственности по следующим основанием:

1)вследствии малозначительности (ст.8.2 КоАП)

2)при наличии смягчающих обстоятельств для физ. лиц (7.2, 8.3 КоАП)

А)добровольное возмещениеп или устранение причиненного ущерба

Б)предотвращение лицом последствий

В)совершение правонарушений под влиянием угрозы, принуждения

Г)в силу материальной или служебной зависимости

3)физ. лицо заболело слабоумием или иным психическим расстройством (8.6 КоАП)

Органы, ведущие адм процесс:

1)налоговый орган (д.л.)

2)от имени налогового органа вправе рассматривать дела министр по налогам и сборам и его зам., начальник инспекции по налогам и сборам и его зам.

При рассмотрении дел от адм правонарушениях, руководитель налогового органа обязан выяснить:

1)было ли фактически совершено правонарушение

2)виновно ли конкретное физ. или юр. лицо в совершении правонарушения

3)подлежат ли фактической ответственности другие физ. и юр. лица

4)наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств

5)наличие вреда и т.д.

По результатам рассмотрения дела, руководитель налогового органа выносит постановление.

При одновременном рассмотрении налоговым органом нескольких протоколов, составленных в отношении одного юр.лица, по каждому протоколу выносится отдельное постановление о наложении административного взыскания.

Постановление о наложении адм взыскания объявляется немедленно по окончании рассмотрении дела, копия постановления под роспись вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. В случаи отсутствия лица при рассмотрении дела, копия высылается заказным письмом в течении 3 суток.

Жалобы на действия д.л. могут быть поданы в течении срока ведения адм процесса вышестоящему д.л. налогового органа, в вышестоящий налоговый орган и в прокуратуру или суд.

Жалоба рассматривается в 5дневный срок со дня ее поступления.

При рассмотрении жалобы может быть принято решение о полном или частичном ее удовлетворении с отменой или изменением обжалуемого решения либо об отказе в удовлетворении жалобы. Решение по жалобе является окончательным.

Постановление о наложении адм взыскания подлежит исполнению после вступления его в законную силу. Постановление о наложении адм взыскания, вынесенное руководителем налогового органа или его зам. Обращается к исполнению на основании ст. 13.1 – 15.5 ПИКоАП. Постановление о наложении адм взыскания не подлежит исполнению, если оно не было приведено к исполнению в течении 3 месяцев со дня вступления его в законную силу. Постановление о наложении адм взыскания в виде штрафа исполняется д.л. налогового органа, вынесшего постановление. Штраф должен быть уплачен физ. лицом и и.п. не позднее 1 месяца со дня вступления постановления в законную силу, юридическим лицам – не позднее 15 дней. В случаи обжалования такого постановления – не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения. Если юр. лицо или и.п. не уплатили штраф добровольно в установленный срок, то налоговый орган направляет копию постановления в банк для взыскания со счетов.

Исполнение постановления о наложении адм взыскания оканчивается проставлением в нем отметки об исполнении.
^ Уголовная ответственность

Налоговый орган при установлении в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступлений, по делам о которых предварительное следствие или дознание производится органами финансовых расследований составляет акт проверки и выносит по нему решение о применении экономических санкций или в 10дневный срок со дня вынесения решения направляет его и материалы проверки в орган финансовых расследований. При наличии жалобы на решение о рпименении экономических санкций, а также в случаи привлечения физ. лица или и.п., д.л. юр. лица к административной ответственности в орган финансовых расследований направляются жалоба на решение, решение по результатам рассмотрения жалобы, постановление по делу об административном правонарушении. К подследственности органов финансовых расследований относится:

1)об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности

2)о причинении ущерба в крупном или особо крупном размере в результате уклонения от уплаты сумм налогов, сборов, пошлин путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы, уклонение от предоставления налоговой декларации или внесения в нее заведомо ложных сведений

Решение и материалы проверки за подписью начальника налогового органа или его зам. Направляются в орган финансовых расследований с сопроводительным письмом, в котором указывается:

1)наименование проверяемого юр. лица

2)юридический адрес

3)характер выявленных нарушений

4)какие требования законодательства не были соблюдены

5)должность, ФИО лица, действия которого повлекло нарушение или несоблюдение законодательства

К сопроводительному письму прилагается акт проверки, документы, регламентирующие должностные обязанности лиц, действия которых повлекли нарушения законодательства. Материалы дела об адм правонарушении направляется, подлинники бухгалтерских, финансовых и производственно-хозяйственных документов. Также прилагаются возражения по акту проверки и заключения по результатам их рассмотрения.

К письму прилагаются объяснения лиц по факты выявленных нарушений.

По мотивированному запросу органов финанс расследований налоговый орган обязан в 5дневный срок предоставить имеющиеся дополнительные материалы. При обнаружении налоговым органом фактов, указывающих на признаки преступлений, отнесенных законодательством к подследственности органов финансовых расследований по вопросам, не относящихся к компетенции налоговых органов и в силу этого не подлежащих указанию в акте проверки, то налоговый орган направляет в орган финансовых расследований сообщение о преступлении в письменной форме. К данному сообщению могут прилагаться док-ва. В целях обеспечения оперативности и повышению эффективности работы по рассмотрению материалов о нарушении законодательства, налоговый орган до передачи данных материалов может организовать предварительное ознакомление с ними сотрудников органов финансовых расследований. По результатам предварительного ознакомления с материалами проверки, сотрудник ОФР при необходимости дает рекомендацию налоговому органу по доработке и оформлению материалов проверки для направления в ОФР. О принятом решении ОФР в течении 10 дней со дня принятия решения по поступившему сообщению направляет в налоговый орган уведомление с приложением копии соответствующего постановления и с разъяснением прав и порядка ознакомления с материалами дела, а также с порядком обжалования принятого решения.

^ Экономическая ответственность

Основополагающим нормативным актом, регламентирующим применение экономической ответственности к субъектам хозяйствования Республики Беларусь, является Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденныйУказом Президента Республики Беларусь от 6 декабря 2001 г. № 722 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (далее – Порядок).

Согласно Порядку экономическая ответственность – это установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений. Кроме того, в Порядке дано определение понятия экономической санкции. Экономическая санкция – установленная актами законодательства мера государственного принуждения, имеющая характер имущественного и (или) неимущественного воздействия и применяемая к субъекту предпринимательской деятельности за совершение экономических правонарушений.

Основным законодательным актом, который предусматривает санкции за нарушение налогового законодательства, является Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (далее – Закон).

На практике наиболее часто встречаются следующие виды экономических санкций:

·10 % причитающихся сумм налогов, взыскиваемые при отсутствии учета прибыли (дохода) или ведении этого учета с нарушением установленного порядка, а также при непредставлении, несвоевременном представлении налоговым органам отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, платежных документов в учреждения банков на взнос платежей в бюджет;

·штраф, взимаемый за сокрытие, занижение объектов налогообложения, в трехкратном размере общей суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения (п. 5 ст. 9 Закона). Следует иметь ввиду, что данная редакция п. 5 ст. 9 Закона действует с 13 января 2000 г. Ранее же в случае сокрытия, занижения прибыли или дохода по отчету (балансу) в доход бюджета взыскивалась вся сумма сокрытой прибыли или дохода. В случае же сокрытия, занижения других объектов налогообложения (кроме прибыли или дохода) в доход бюджета взыскивалась сумма налога за сокрытый объект налогообложения и штраф в удвоенном размере этой суммы.

·Пунктом 24 Порядка предусмотрено, что экономические санкции применяются к субъектам предпринимательской деятельности за правонарушения, совершенные по истечении 10 дней после вступления в силу соответствующих актов законодательства, устанавливающих экономическую ответственность. Акты законодательства, смягчающие или отменяющие ответственность за экономические правонарушения, имеют обратную силу, т.е. распространяются на правонарушения, совершенные до вступления этих актов в законную силу, за которые не были применены экономические санкции. Акты законодательства, устанавливающие или усиливающие ответственность за экономические правонарушения, обратной силы не имеют. То есть в случае применения экономических санкций за нарушение, совершенное до 13 января 2000 г., следует руководствоваться старой редакцией Закона, а после этой даты – новой редакцией. Но в случае, если экономические санкции, рассчитанные по новой редакции, будут менее рассчитанных по старой, так же следует руководствоваться новой редакцией Закона (закон имеет обратную силу);

·взыскание доходов, полученных при осуществлении запрещенной деятельности;

·взыскание дохода и штрафа в размере дохода, полученного от деятельности, на занятие которой требуется получение специального разрешения (лицензии), осуществляемой без такого разрешения (лицензии).

В соответствии с п. 27 Порядка к субъекту предпринимательской деятельности не могут быть применены экономические санкции, если истекли следующие сроки:

·2 года со дня совершения правонарушения;

·3 месяца со дня обнаружения правонарушения.


  1. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Статья 11.1. Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства

1. Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин.

Статья 11.2. Нарушение установленного порядка осуществления валютных операций

1. Скупка, продажа, обмен иностранной валюты, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) или государственной регистрации, а равно иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте –

влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

2. Осуществление индивидуальным предпринимателем, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Национального банка Республики Беларусь, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до ста базовых величин.

3. Осуществление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без регистрации либо уведомления в случае, когда в соответствии с законодательством требуются такие регистрация или уведомление, –

влечет наложение штрафа в размере десяти базовых величин.

Статья 11.3. Нарушение законодательства об обязательной продаже иностранной валюты

1. Несвоевременная обязательная продажа иностранной валюты –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в размере до одного процента от непроданной валюты за каждый день просрочки, но не свыше суммы непроданных валютных средств.

2. Необоснованное занижение суммы валютных средств, подлежащих обязательной продаже, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в размере необоснованно заниженных валютных средств.


  1. Ответственность плательщиков за нарушение законодательства о ценообразовании

Статья 12.9. Нарушение порядка осуществления торговой посреднической деятельности

1. Исключена.

2. Нарушение продавцом (поставщиком) и (или) покупателем установленного порядка оформления договора на осуществление торговой посреднической деятельности –

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до десяти процентов суммы договора.

3. Нарушение установленного законодательством порядка продажи (поставки) и мены товаров производителем, а также нарушение установленного порядка поставки сырья и материалов, страной происхождения которых является Республика Беларусь, для переработки на давальческих условиях –

влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до ста процентов от стоимости товаров (сырья, материалов).

4. Несоблюдение требований законодательства к ценообразованию при реализации на территории Республики Беларусь товаров (сырья, материалов), приобретенных для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку и не использованных для этих целей, а равно приобретенных для вывоза из Республики Беларусь, –влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (сырья, материалов), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (сырья, материалов) по ценам, установленным в соответствии с законодательством.

5. Исключена.

6. Непоставка товаров в соответствии с установленными Советом Министров Республики Беларусь квотами при выполнении покупателем условий договоров купли-продажи –

влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до пятидесяти процентов от стоимости непоставленных товаров.

7. Иные нарушения порядка осуществления торговой посреднической деятельности –

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.


Похожие:

Экономическая и административная ответственность icon1. Административная ответственность и ее отличие от других видов...
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю...
Экономическая и административная ответственность icon1. Понятие и особенности административной ответственности § Понятие...
Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения
Экономическая и административная ответственность iconЗаконодательством субъектов РФ и нпа органов местного самоуправления
Административная ответственность за экологические правонарушения устанавливается…
Экономическая и административная ответственность iconВопросы по курсу «основы права»
Административная ответственность: понятие, основные черты и отграничение от других видов юридической ответственности
Экономическая и административная ответственность iconОсновные понятия и нормы административного права
Административная ответственность — вид юридиче­ской ответственности, наступающей за совершение адми­нистративного проступка
Экономическая и административная ответственность iconСеминар 11. Содержание и особенности трудовых отношений
Семинар 14. Административные правонарушения и административная ответственность
Экономическая и административная ответственность iconЛекция 7 Юридическая ответственность план понятие социальной ответственности...
Термин «ответственность» достаточно многообразен. Так, говорят о чувстве ответственности и ответственном поведении. Можно повысить...
Экономическая и административная ответственность iconЗаконодательстве определяется как: устойчивое функционирование естественных экологических систем
Административная ответственность за экологические правонарушения устанавливается: федеральным законодательством и законодательством...
Экономическая и административная ответственность iconГлава
Административная ответственность должностных лиц — это применение государственными органами, представителями власти и должностными...
Экономическая и административная ответственность iconРешение Год Тема: Административное правонарушение и административная ответственность
Специальными субъектами административного правонарушения выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей; иностранные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница