Активный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр Семинар №2


Скачать 105.08 Kb.
НазваниеАктивный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр Семинар №2
Дата публикации05.07.2013
Размер105.08 Kb.
ТипКраткое содержание
userdocs.ru > Право > Краткое содержание

2011-- 2012 КазГАСА Политология Джаныкулова С.К





Казахская головная архитектурно-строительная академия

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
«Политология» ФОГП, для всех специальностей

2 кредита 3 семестр

Семинар №2 «Основные этапы становления и развития политической науки» 2011-12 уч.год

Ассоц. проф., Джаныкулова Сауле Калиевна



.

Краткое содержание [1,6]

1. Политическая мысль Древнего Востока. Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока. В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.

Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами. Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными представлениями. В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания. Политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства ("ремесла") управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах разрабатывались не столько теоретические обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления власти. Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Преобладание в политических учениях практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практики вопросы (например, происхождение государства и права, их историческое развитие) оставались без решения либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло религиозно-мифологическое сознание. Социально-политические теории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.

^ 2. Политическая мысль Древней Греции. Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. Выдающуюся роль в истории формировании этого опыта сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики.
Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу его познания и объяснения.
Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:

* ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;
* период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;
* период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.

.На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения. Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования раннеклассовых обществ и государств. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами. но и в их отношениях к людям, во всём порядке, формах и правилах земной общественной жизни. Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции. К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. В своих кратких изречениях (гномах) эти мудрецы сформулировали уже вполне рациональные и светские по своему духу этические и политические сентенции, максимымирской практической мудрости

С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на филосовских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления "лучших" - умственной и нравственной элиты.. Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают все управляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших. У Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В этом смысле общество, полис, законодательство созданы искусственно, а не даны по природе. Софисты не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Принципиальным критиком софистов был Сократ. Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

^ 3.Политические учения Средневековья и Эпохи Возрождения. В средние века (5-15 вв.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого являлась христианская церковь. Это мировоззрение исходит из того, что все сущее возникло по воле Бога и изменения в обществе вызываются Богом, чтобы покарать или вознаграждать людей. В работе “О граде Божьем” один из наиболее видных мыслителей средневековья, Аврелий Августин (354-430), изложил основы христианской политической доктрины. Не менее авторитетным богословом был Фома Аквинский (1225-1274). Он исходил из того, что государственная власть происходит от Бога и поэтому должна быть подчинена духовной власти. Политология как практическая наука. Родоначальником политической науки считается итальянский философ и социолог Н. Макиавелли (1469-1527), поскольку именно он в своих трактатах “Государь” (1513 г.) и “Размышления о первой декаде Тита Ливия” (1520 г.) первым сформулировал предмет и метод политологии. Н. Макиавелли в течение 14 лет (1498-1512) работал секретарем правительства Итальянской республики (Совета десяти) и наблюдал политику изнутри. Н. Макиавелли обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т.д.). Он считал, что политика имеет собственную логику, которую определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и служит предметом политической науки. Он изучал политику как социальную реальностью. Наилучшей формой государства Н. Макиавелли считал смешанную, то есть умеренную республику, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало),аристократии (мудрость и добродетельное правление лучших) и демократии (свобода и участие народа в управлении).
Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участник и политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, по Н. Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике.

^ 4. Политичуские идеи европейского Просвещения. Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии. Честь одного из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит Вольтеру (1694–1778) – великому французскому мыслителю и литератору. Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие – пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости. Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел прежде всего в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность. Шарль Луи Монтескье (1689–1755)– один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. Тремя основными его произведениями являются «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) и, наконец, итог двадцатилетнего труда– «О духе законов» (1748). Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней,– политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности. Жан-Жак Руссо (1712–1778)– один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений. Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета.
^ 5.Социально-политические идеи и течения 19-20 веков :либерализм, консерватизм, марксизм. Либерализм сформировался в конце XVII—XVIII вв. как идеология восходящего класса буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В его истоках лежат работы Ш.Л. Монтескье, Д.Локка, Т.Гоббса, А.Смита, Т.Джефферсона, Дж.С. Милля и др. В фундамент либерализма заложен принцип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам, ответственности личности как перед самой собой, так и перед обществом, признание права на самореализацию всех людей. Поэтому либерализм во всех его разновидностях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимость ко взглядам и убеждениям других людей.

Оппонентом либерализма на протяжении длительного периода истории выступает консерватизм. Либерализм был знаменем буржуазных революций, потрясших страны Европы в XVIII—начале XIX веков. Консерватизм возник как антиреволюционная феодально-клерикальная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных Богом порядков. Создателями идеологии консерватизма являются английский мыслитель и политик Э.Берк, французские общественные деятели Ж. де Местр и Л.Бональд.
Контрольные вопросы: [1,6]


  1. Политико-правовые учения Древнего Востока.

  2. Этапы развития политико-правовой мысли в Древней Греции.

  3. Наиболее видные мыслители средневековья и Эпохи Возрождения.

  4. Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность.



^
Глоссарий [1,6]




  1. трактат-

это научное сочинение.Философский термин.

аңсар

treatise

2.провосудие-

Дуятельность судебных органов.

әділеттік
сот төрелігі
әділ сот

human rights

3.автономия-

право самостоятельного осуществления государственной власти или управления , предоставленное констетуцией какой-н. части Гос-ва.

автономия
отауел

autonomy

4.Аристократия-

Высший родовитый слой Дворянства.

аристократия
ақсүйектер
бекзат

Aristokration


5.Оппонент-

Лицо которое оппонируеткому-н.


оппонент
қарсы сөйлеуші

opponent, critic


6.Либерализм-

Идеологическое и политическое течение , объеденяющих сторонников демократических свобод.

либерализм

liberalism

7. Консерватизм-

Консервативные убеждения.

ескішілдік
кертартпалық
консерватизм
сақтанымпаздық
ескілік

conservatism


^ Задание СРС (срок сдачи 1 неделя) [1,6]

1 Реферат. Тема: «Проблемы государства в странах Древнего Востока (Китай, Индия)».
Задание СРСП [1,6]

Ответить на вопросы:


  1. Какое получило название эпоха от пришествия ариев до образования первых государств (VI в. до н.э.)

Эпоха получило название ведийской по имени древнейших письменных памятников (веды).

Эпоха получило название житейской.

Эпоха получило название мифологической, т.к. главное политическое место в сознании людей занимали мифы.

Эпоха получило название теоретической, т.к. подчинялись теории.

Эпоха получило название Ариевская.


  1. Кто, по священному учению евреев, получил от Бога законы еврейского народа?

Получены Моисеем прямо от Бога

Получены Еврейским народом

Получен Монахом

Получен Богиней еврейской

Получен младенцем.


  1. Какая богиня в соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян олицетворяет правду, справедливость и правосудие

Маат

Саат

Богат

Мехрап

Гера
4.Кто написал работу “О граде Божьем”

Аврелий Августин

Гераклит

Т.Гоббс

А.Смит

Л.Бональд
5.В каких веках сформировался либерализм?

в конце 17— 18 вв

в начале 16-17 вв.

в середине 18 вв

в конце 19 вв.

в 16-17 вв.
Литература:
1.Политология: Учебник под ред. В.Н.Лавриненко -М., 2009.

2.Политология.Курс лекций:Учебное пособие /науч.редак.А.А.Радугин -М.,2008.

3. Соловьёв А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2008.

. 4. Байдельдинов Л.А. Политология. Алматы, 2003.

.5. Грязнов А.Г. и др. Курс политологии. Учебник. М., 2002.

6.Смагулов Е.М. Основы политологии. Учебник. Астана, 2001



Похожие:

Активный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр Семинар №2 iconАктивный раздаточный материал «политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр
Семинар №8 «Государство как основной институт политической систкмы» 2011-12 уч год
Активный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр Семинар №2 iconАктивный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей...
Под политическими технологиями можно понимать действия, повышающие эффективность политических групп и организаций, участвующих в...
Активный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр Семинар №2 iconАктивный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей...
Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических...
Активный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр Семинар №2 iconАктивный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр
Политические партии и общественно политические движения как институты политической системы, их отличительные особенности
Активный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр Семинар №2 iconАктивный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 5 семестр
Республика Казахстан как светское, правовое, социальное, демократическое государство и как субъект международных отношений
Активный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр Семинар №2 iconАктивный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр
Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной...
Активный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр Семинар №2 iconАктивный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей...
В среде политологов принято считать, что объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной...
Активный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр Семинар №2 iconАктивный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр
Необходимо отметить, что в современном обществе идет процесс стирания различий между классами и все большую роль играют внутриклассовые,...
Активный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр Семинар №2 iconАктивный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей...
Специфическая особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. В совокупности политических...
Активный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр Семинар №2 iconАктивный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр
Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества является исходным для всех современных социальных я политических...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница