Восточно-Сибирская академия образования


Скачать 67.92 Kb.
НазваниеВосточно-Сибирская академия образования
Дата публикации06.07.2013
Размер67.92 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
Восточно-Сибирская академия образования:

«Возьмёмся за руки, друзья!»
1. Некритериальность «критериев» эффективности вузов:
а) К оценке качества образовательной деятельности вуза балл по ЕГЭ (не ниже 60) никакого отношения не имеет. Он – результат образовательной деятельности школы – и то при условии, что содержание заданий ЕГЭ корректны по форме и соответствуют реальному содержанию образовательного процесса.

Применительно к вузу он может свидетельствовать лишь об уровне знаний абитуриентов, ориентированных на получение определенной профессиональной квалификации.

С позиций формальной логики можно было бы полагать, что о качестве образования в вузе должны свидетельствовать результаты государственной аттестации выпускников. Но, во-первых, сама укоренившаяся система аттестации выпускников требует радикального обновления, поскольку в нынешнем виде её осуществляют те, кто учит. Снижается критичность в оценке знаний и навыков выпускников. Следовало бы, вероятно, привлекать к государственной аттестации не только представителей потребительской стороны, но и различных общественных и заинтересованных формирований.

Во-вторых, и такой подход не совсем в ладу со здравым смыслом, поскольку он в оценочной части может свидетельствовать только об уровне знаний выпускника и овладений им профессиональными навыками. Для объективной оценки качества образовательного процесса в вузе необходимы результаты измерения знаний абитуриента «на входе» в вуз и на «выходе» из него.

б) Оценка качества научной деятельности профессорско-преподавательского состава сводится к денежному эквиваленту, равному 50 тыс. руб. на штатного сотрудника. Такой подход исключает заинтересованность в теоретических исследованиях, ориентированных на «длинный» период финансового измерения. Кроме того, что особенно странно, «…данные, которые показали вузы, проходя мониторинг, датируются мартом 2011 года» - т.е. без учета реального показателя по году [корр. официозной «Российской газеты» М. Агранович «Доживём до февраля» от 13.11.2012 г.]

в) Оценка международной деятельности вуза базируется на показателе – доле иностранных граждан в совокупной численности студентов. Причём (что особенно странно и в политическом отношении, мягко говоря, не совсем грамотно!) к этой категории выпускников не отнесены граждане из суверенных стран ближнего зарубежья.

г) Инфраструктурное обеспечение образовательного процесса: не менее 11 кв. м. на студента. Прежде всего – почему единый «критерий» для вузов различных профилей: технических, гуманитарных, культуры и искусства, аграрных, медицинских… Не абсурд ли, когда недостаток пары-тройки кв. см. на одного студента может быть решающим фактором при определении судьбы вуза?

Наконец, сомнительная состоятельность выбранных критериев оценки заключается в заложенном в них значительном риске статистической погрешности. Анализ на основе показателей одного года не корректен, т.к.:

- не отражает динамики развития вуза;

- не учитывает особых обстоятельств, в которых может оказаться вуз (пример ВСГАО, вынужденный в 2011 г. половину года бороться за своё сохранение, а вторую половину – готовить и осуществлять процедуру выборов нового ректора).

^ 2. Мониторинг – свидетельство вражды слова и дела

Нет сомнений, мониторинг необходим. Содержание государственной политики в области образования помимо всего заключается в повышении его качества. Таким образом, упор – на оценку качества деятельности, а не на формальные свойства субъекта образовательной и научной деятельности, коим вуз и является. Поскольку мониторинг – наблюдение, постоянное отслеживание, то, как обозначить процедуру аккредитации вуза и ставшей традиционной фронтальной проверки, проводимыми Рособнадзором раз в три года. Таким образом, мониторинг – то ли недоверие результатам надзора в образовании собственно министерской структуре, то ли при его осуществлении преследовалось иная цель, нежели та, которую сформулировал зам. министра образования и науки РФ: «У нас есть цель сделать максимальное количество вузов эффективными» (см. Российская газета. – 2012. – 6.11).

Если первое, то кто оценит «эффективность» самого то ли министерства, то ли надзорного органа, которые столь неэффективно тратят средства на различные выездные проверки вузов?

^ 3. Мониторинг: пир ликвидаторов или взрывотехники от образования:

По состоянию на начало 1990-х г. 104 педагогических вуза входили в компетенцию Министерства просвещения России. После объединения министерства с госкомитетом науки и образования на их основе нынешнего министерства образования и науки 60 педагогических вузов были ликвидированы.

По результатам мониторинга из 44 пока сохранившихся вузов признаны неэффективными 31. Таким образом, пока имеют право на существование 12 педвузов. Если столь чудовищная динамика сохранится, то профессиональное высшее педагогическое образование как таковое будет ликвидировано. (По авторитетному заключению члена-корреспондетна РАО, директора Центра образования № 109 Е. Ямбурга «Слияние педагогических институтов с классическими университетами … привело к сокращению часов, отводимых на психолого-педагогические дисциплины и минимизации стажировок. Но такой подход равнозначен лишению будущих врачей клинической практики.» – Новая газета. – 2012. – 02.11).

^ 4. Мониторинг по Иркутску – свидетельство так и не сформировавшейся корпоративности иркутских вузов

Конец июня 2011 г.: попытка коллектива ВСГАО, добившегося к тому времени отмены приказа Минобра о назначении внешнего управляющего, инициировать единение вузов по предотвращении волюнтаристских действий в отношении иркутских вузов впредь не нашла отклика в большей части вузов. Протестный митинг остался, по-преимуществу, одиночным действом коллектива академии. Это можно было бы воспринимать как неблагоприятное стечение обстоятельств (завершение сессии, начало летних отпусков), если бы не некоторые, мягко говоря, досадные факты. Глава Совета ректоров вузов г. Иркутска и Иркутской области в интервью официозному органу российских властей делится сокровенным: перевести вузы педагогического, медицинского, аграрного профилей на региональный уровень финансирования/ см. Российская газета. -2012. – 2.11.2012.. Ректор одного из «обиженных», т.е. признанных неэффективными вузов на вопрос: не намерен ли возглавляемый им вуз «объединиться с ректорами вузов…?» дал как минимум странный в этой ситуации ответ: «Пока нет…», не менее странным образом поясняя ответ: «…критерии (мониторинга) совершенно не учитывают специфику вуза» - Пятница. -2012. -№44.

Следуя этой логике и учитывая, что каждый вуз может найти свою специфику – сущностную, профессиональную, территориальную и прочее, то, наверное стоит забыть и о Совете ректоров Иркутска и о самом Союзе ректоров России. Кстати, ректор СПбГУП А. Запесоцкий «людоедское поведение» ряда вузов расценивает «как опасное перерождение ректорского корпуса» и констатирует прискорбный факт: «Ректорского сообщества в стране, увы, больше не существует» /Российская газета. – 2012. – 13.11/.

^ 5. Странная избирательность мониторинга: бей своих, чтобы чужие боялись!

Из полуторы тысячи российских вузов, государственных – чуть более пятиста. Если, как утверждается Минобрнауки, цель мониторинга – повышение эффективности вузов, а следовательно, качества высшего образования, то возникает вопрос: а почему Министерство не интересует качество образования в коммерческих вузах, не подвергнутых мониторингу? Говорит ли это об обозначившемся выборе Министерства или о результате лоббирования со стороны денежных дельцов от образования, уже добившихся выделения для них бюджетных мест? И как с фактически обозначенной исключительностью коммерческих вузов соотносится предоставление им государственных лицензий на образовательную деятельность? Наверное, есть логика в утверждении: мониторинг обязателен для всех вузов, действующих на основании лицензий. В противном случае будет ли уместным теоретически предположить: будущее высшего профессионального образования в Иркутске – за … САПЭУ?

^ 6. Мониторинг и «… ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!»

Эффективность вуза как элемента системы образования во многом зависит от скорости его реагирования на изменения самой системы. Те изменения, которыми так насыщены последние два десятилетия, инициированны в большинстве своём нашим учредителем – Министерством образования и науки РФ. В соответствии с динамикой изменений коллектив ВСГАО:

- одним из первых пришёл к двухуровневой системе подготовки: бакалавриат – магистратура;

- явился единственным в первой пятерке вузов страны педагогическим вузом, перешедшим на новую систему финансирования;

- стал первым и оставался единственным в течение двух последних лет вузом, пришедшим к рациональному и разумному соотношению фондов оплаты труда преподавателей 60% и обслуживающего персонала 40%;

- одним из первых и пока немногих из педвузов страны и вузов области, сформировавший эффективную, мобильную управляемую внутреннюю структуру. Произошло сокращение факультетов и кафедр в результате их объединения. Действует отлаженный механизм корректировки численного соотношения профессорско-преподавательского и студенческого коллективов (ныне на 1 преподавателя приходится примерно 23 студента приведенного контингента);

- оперативно реагируя на потребности области:

• не только сохранил, но и увеличил бюджетный набор в «лихие девяностые», когда большинство вузов спешно «перескакивали» на коммерческую основу подготовки. Если бюджетный набор в начале 1990-х гг. составлял примерно 800 человек, то ныне – более 1000 человек;

• живо откликался на потребности школ области в кадрах, которые до середины 1990-х гг. не готовил. За полтора десятка лет, приступив к подготовке учителей физической культуры, рисования, иностранных языков, школьных психологов, преподавателей основ безопасности жизнедеятельности, ВСГАО готовит ныне учителей по полному перечню специалистов школьного и среднего специального образования.

- безусловно следуя требованиям времени к качеству организации и инфраструктурному обеспечению процесса подготовки кадров не только не растерял, но и расширил, модернизировав материально-техническую базу подготовки;

- открыл и обеспечил качественное функционирование одного из самых благополучных среди филиалов других вузов – филиал в г. Усть-Илимске, что значительно смягчило остроту проблемы занятости молодёжи в северной части нашей области….

В связи с этим вопрос: а кто выиграет от присоединения ВСГАО с её способностью и динамичностью в качестве ведомой к засидевшемуся на старте классическому университету?

Похожие:

Восточно-Сибирская академия образования iconПрезиденту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу
Обращаются к Вам студенты Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Восточно-Сибирская академия образования iconДепутату Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации всех созывов
Обращаются к Вам студенты Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Восточно-Сибирская академия образования iconОбязательный минимум номенклатуры по физической географии России-8класс
Восточно-Европейская iiозера, реки, водохранилища(моря) iiiзападно-Сибирская низ
Восточно-Сибирская академия образования iconФгоу впо «сибирская академия государственной службы»
...
Восточно-Сибирская академия образования iconСибирская психология сегодня
С 34 Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Вып. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 410 с
Восточно-Сибирская академия образования iconСибирская государствення автомобильно-дорожная академия
Схема конструкторский документ, на котором показаны в виде условных изображений или обозначений составные части изделия и связи между...
Восточно-Сибирская академия образования iconФедеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: кафедра...
С 41 Социальная экология: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 280 с
Восточно-Сибирская академия образования iconСибирская язва (anthrax, pustula maligna)
Сибирская язва (синонимы: злокачественный карбункул; anthrax — англ.; Mihbrand — нем.; charbon, anthrax carbon — франц.) — острая...
Восточно-Сибирская академия образования iconФедерального государственного образовательного бюджетного учреждения...
Высшего профессионального образования «российская академия правосудия» (г. Краснодар)
Восточно-Сибирская академия образования iconЗаседание Представителей общественных палат Иркутской области и г....
Министерством образования рф, учитывая его параметры, не соотносим с самим понятием «эффективность деятельности». Включение всгао...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница