История политических и правовых учений


Скачать 192.21 Kb.
НазваниеИстория политических и правовых учений
Дата публикации02.04.2013
Размер192.21 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
История политических и правовых учений

Античная Греция - (5 век до нашей эры). Учения связанно с дискуссией, которую он вел с софистами («Человек мерило всех вещей»). Сократ считал, что есть некая истина (справедливость) и она обязательна для всех. Справедливость отождествлялось с правом, с этикой. Сократ предлагал метод диалектики (беседы). Был сторонником народовластия. Был одним из первых, кто максимально развил идею законности. Он считал, что любой закон, принятый в надлежащем порядке, необходимо исполнять, даже если этот закон будет не справедлив. Закон - этетическая ценность, закон надо исполнять потому что, кто не исполняет закон, тот плохой человек, его не уважают и изгоняют из города.
Платон. Идеальное государство - это то государство, которое могло, было бы быть. Он первый утопист. Мир делится на 2 части
- мир идей (идеальная модель всего что существует)
- мир вещей (материальный)
первичный мир идей.
Справедливость - когда каждый занимается своим делом и не вмешиваться вдела других.
Идеальное государство должно воплотить данную идею справедливость. Главный принцип – единообразия. Государство должно воспитывать своих граждан. В государстве не что не должно было отвлекать людей от работы (недолжно быть праздников, нет людей свободных профессий).
Он был против богатства. Богатство нарушает принцип единства.
Предназначение человека определяется с рождения. Государство занимается воспитанием людей.
Всё население делится на три группы:
философы (ОНИ ПРАВЯТ ГОСУДАРСТВОМ, ОНИ РАЗУМНЫ)
воины (ДОЛЖНЫ ЗАЩИЩАТЬ ГОСУДАСТВО)
ремесленники (ПРОИЗВОДИТЕЛИ, ЗАНИМАЮТСЯ ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ, ОБЕСПЕЧИВАЮТ СЕБЯ И ДРУГИЕ 2 СЛОЯ)

Форма государства. Циклическая смена.
Формы государства.
Считал, что самым лучшим государством является аристократия ( правление немногих лучших в интересах всех). Не различает монархию и аристократию.
В силу порчи человеческих нравов не одна из форм государства не может существовать долго. Аристократия сменится на тимократию (власть воинов).
Тимократия сменяется олигархией (правление немногих людей в своих собственных интересах). Олигархию сменяет демократия (народ свергает олигархию и решает править сами). - Это прямая противоположность идеальному государству Платона. Все занимаются не своим делом и мешают другим. Демократия законно сменяется тиранией ( выберут демагога - который красиво говорит, но ничего не делает, наделяют его абсолютной властью), Тирания – это не государство ( это квазигосударство). Нет постоянства в законах. Тиран что бы доказать свою легитимность, начинает приближать к себе самых лучших людей и делится с ними властью, лучшие люди свергают тирана и устанавливается аристократия.
Идеальное государство – недостигаемый идеал, которого можно достичь, но оно долго не проживёт. Стабильное государство можно создать, если объединить все лучшие элементы всех существующих государств.
По мнению Платона в идеальном государстве, должно проживать 5040 граждан (мужчин). Эти 5040 человек должны быть поделены на 4 сословия ( первые 2 сословия – были бы более богатые, чем другие два). Государство должно заботиться о том, что бы бедных не было. Первые два сословия (богатые) должны учувствовать в политической жизни общества. Два других были бы ВПРАВЕ учувствовать в политической жизни. Главный орган управления народ собрание, но реальной властью не обладало, оно лишь формулировало другие органы (в которых каждое сословие делегировало по 90 человек).

Совет 360

– он формировал Совет 54 (избирались самые именитые, знатные люди)

– он у своего состава избирал 10 самых мудрых, пожилых людей. Они должны реально решать все вопросы государства.
Аристотель.
(«Политика», «Афинская политика»).
Аристотель критиковал идеальное государство Платона за его единообразие. Государство – это институт социальный, состоит из людей, которые любознательны и стремятся к многообразию. Разделимы государства на законные и незаконные. У каждой законной формы есть свой антипод.
1 - ое законное государство – монархия - тирания (антипод)
аристократия (несколько человек) – олигархия в интересах всех на основании закона
полития (умеренная демократия) идеальное государство – демократия (охлократия) – нет законов

Полития должна соединять все лучшие элементы.
Закон золотой середины – истина всегда между крайностями.
В политии нет богатых и бедных, господствует средний класс. Управляет народное собрание, которые избирают лучших, которые правят в интересах всех. Государство появилось естественным путём. Государство часть человеческой природы.
Государство высшая форма человеческого общения (политическое общение).
Государство отличается наличием политической власти. Низшая форма политического общения – семья (форма власти подчинения).
Несколько семей объединяются в селении. Люди учатся договариваться с равными. Несколько селений, общаясь между собой, образуют государство.

Древне – Римская политико – правовая мысль.
Мыслителей было мало.
Первый римский мыслитель Марк Туллий Цицерон (2 – 1 вв. до н.э.) – оратор, практикующий юрист.
Он воспринял традицию Аристотеля. Работы: «о государстве», «о законах».
Пытался обосновать существование государства.
«Государство – дело народа»
Народ – это объединения людей на основе общих интересов и права. Отсюда выводится первое представление о правах.
Появление государства вызвано, тем, что у людей имеются потребности жить сообща. Выступал против договорной идеи возникновения государства: технически создать договор между всеми гражданами невозможно. Государство рассматривал как форму общения между людьми. На первое место в этом общении ставит семью. Приоритет частных отношений над публичными.
Собственность главнейшее право человека. Предназначение государства – защита собственности. Появление государства с одной стороны – естественной, с другой стороны – божественное. Из этого следуют, что государство должно быть основано на разумности и справедливости.

Лучшее государство это то государство, где правят наиболее разумные люди. В таком государстве у представителей власти нет страстей, гнева, и они не поступают необдуманно.
Форма правления (от лучшей к худшей):
- монархия (царская власть)
- аристократия (власть оптиматов)
- демократия (власть народа)

Лучшее государство должно объединять все самые лучшие элементы, существующие в формах правления:
благоволение (святость) – монархия
мудрость – аристократия
свобода демократия
Эти формы правления неустойчивы.
Выделяет естественное право и связывает его с разумностью и справедливостью. Закон должен соответствовать этим принципам. Истинный закон – разумное положение, соответствует природе, распространяется на всех людей, предотвращает преступления и не распространяется на честных людей.

Политико – правовые мысли римских стоиков.
Идея предопределения (всё известно заранее)
Марк Аврелий Антонин (император)
Сенека
Эпиктет
Общая идея – идея равенства всех людей.
Сенека отстаивал идею духовной свободы. Разум поработить невозможно, только тело. Человек всегда остаётся личностью. Это первый шаг к признанию правосубьектности.
Все люди одинаковы в своей несвободе – все одинаково зависят от судьбы.
Государство имеет божественную природу.
Есть 2 государства:
1. Состоит из богов и людей, территория весь мир
2. Случайное, то, к которому человека принесла судьба.

Самый известный представитель стоицизма, заложил идею.
Эпиктет – проповедовал идею нравственной свободы, есть идея покорности судьбе. Осуждает человеческие пороки: рабство и богатство.
Марк Аврелий Антонин (2в до н.э.)
Наилучшие государство – это, где все равны пред законом. Он создавал законы, но и сам их исполнял.
Царь должен чтить свободу своих подданных все люди, будучи разумными, существовали равными.
Заложил основу для будущего римского гражданства.
Идея 2х градов:
град разума – люди повинуются своему разуму, разумному человеку законы не нужны, они и так поступают справедливо.
град земной – неразумные, нужны законы.

Учение римских юристов о праве и государстве.
Юриспруденция возникла приблизительно 300г. до н.э.
Первый известный юрист Гней Флавий.
В 3 в. До н.э. Тиберий Карунканий набрал первых учеников и обучил их юриспруденции. Они занимались проблемами юридической техники и проблемами толкования права.
Норму нужно истолковать так, как это сделал бы самый справедливый законодатель. Расцвет римской юриспруденции 2-3 в н.э. ( Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин).
В 3 в. н.э. были объединены труды юристов. Главное – идея справедливости. Закон должен соответствовать праву, а право отождествляться со справедливостью. Общие понятие выводилось от частного. Осторожно относились к общим определениям юридической техники.
Пытались оперировать не определениями, а принципами.
Правило – кратное выражение того, что есть.
Не из правила выводится право, а из существующего права – правило (Павел).
Главное достижение – формирование позитивного право. Появилось представление о системе позитивного права. Самая известная классификация Ульпиана:
- публичное право
- частное право
Эти критерии считаются классическими.
Публичное определяет статус римского государства.
Частное призвано регулировать интересы частных лиц.
Частное право делится на 3 части:
- естественное (всеобщая справедливость)
- право народов
- цивильное право civil us
Естественное право часто связывали с природой. Право народов имеет естественное начало. Право – искусство добра и справедливости (Цельс).


Средневековая политико – правовая мысль.
( 5 в. – 15 в.)
Политико – правовая мысль была религиозной. Христианство впервые признало право выбора, Чистилище усилило идею выбора.
Представление о выборе рождает представление, о некоторых правах человека.
Средневековье направлено на человека, личность.
Св. Августин (Блаженный, Аврелий) – 4 -5 вв.
Работы: «Исповедь», «О Граде Божьем».
Основывался на философии Платона.
Человек по своей сущности греховен.
2 вида людей:
- граждане Града Божьего
- Граждане Града земного
Люди, хоть и рождаются греховными, они все равно остаются замыслом Божьим. Поэтому они обладают позитивными и негативными качествами.
Выбор:
либо жить по человеку
либо жить по Богу


Град Божий – символичное наименование Христианской Церкви.
Град земной – земное государство
Государство также греховно, наказание для человечества.
Церковь выше, чем государство.
Для государя предназначение – гражданином Града Божьего.
(должен подчиняться Папе Римскому). - не христианское.
Все государства делаться:
тиранические
не тиранические
С тираничным государством можно бороться. Бороться, но только с санкцией Церкви.
Народ не имеет право свергать правителя, так как власть дана ему от Бога.
Самая лучшая форма правления – монархия. Это устройство подобно божественному устройству Грех – это причина преступления. Преступление должно быть наказано.
Если закон Божий, есть закон земной.
По земному закону живут грешники.
Фома Аквинский (13 в.)
Ввел в научный оборот политические труды Аристотеля.
Человек должен поступать разумно, главное разум.
Бога можно доказать логически. Всё можно доказать.
Воспринял метод диалектики.
Выделил классификацию законов (права), их иерархию.
Высший закон: - вечный (сам замысел Божий) понять его человек не в состоянии, так как сравнится, с Богом не может. Он постоянен, неизменен, всеобщий. Человек создан по образу и подобию Божьему, следовательно, он может познать часть этого закона. Эту часть он назвал естественным правом.
Источник совокупный человеческий разум. Бог даровал людям частицу вечного закона – Библия - божественный закон.
Позитивные законы издаются земными государями. Надо чтобы все законы друг другу соответствовали.
Жан Баден (конец 16 в.)
Впервые ввел в оборот понятие «государственный суверенитет». Сформировал признаки суверенитета.
Главный труд – «6 книг о республике».
Отстаивал идею абсолютной монархии, а республика определялась как государство. Республикой именовал монархию.
Воспринимал, идею Аристотеля – продолжатель Фомы Аквинского.
Основная ячейка общества – семья.
Отстаивал идею патриархального государства. Глава семьи - прообраз главы государства.
Государство возникло путём договора. Договор заключается индивидуумами.
Цель договора – обеспечение внешнего благоденствия. Государство должно обеспечить счастье людей и защитить их от внешней агрессии. Людям нужно благосостояние и безопасность ( она важнее политических прав).
Государство происходит по воле Бога. Познание Бога заключается в том, что бы познать природу, которую он создал.
Суверенитет - абсолютная и постоянная власть величия, высшая власть повелевает.
Независимость государственной власти внутри его и вне. Идея возникла как независимость от власти Папы Римского.
Признаки суверенитета:
1. Издание общеобязательных правил поведения
2. Решение вопросов войны и мира
3. Действие в качестве высшего суда
4. Право назначить всех должностных лиц государства
5. Помилование
Суверенитет – неделимость власти.
Истинная форма правления - абсолютная монархия. Монарх, который теряет часть власти, отдает часть суверенитета, и государство не может считаться целым.
Монарх должен руководствоваться божественным и естественным законом.
Суверенитет - власть хозяйская. Монарх вправе передать суверенитет любому лицу, так же как собственник вправе передать имущество другому.
Монарх не должен вмешиваться в дела семьи, не должен вводить налоги без согласия собственников.
Различает право и закон. Право – это справедливость, а закон – это приказ.
Закон – это те нормы, которые обеспечиваются принудительной властью государства.
У Бадена суверен – это монарх, а монарх – олицетворят государство.
Н .Макиавелли.
Отделил теологию от политологии. Пытался разработать методику обоснования государства.
Ввел понятие государство. Обосновал абсолютную монархию. У Макиавелли находили зачатки позитивизма. Государь всегда прав, победителей не судят.

Новое время

.Характеризуется тем, что формируется современное представление о государстве и праве. Появилось 2 точки зрения:
- естественно правовая
- позитивная
Попытки дать прикладное обоснование государству и праву.
Г. Гроций – Один из основателей ново временной теории естественного права. Родоначальник международного права.
Основные труда: «О праве войны и мира».
Считал, что в до государственном состоянии не существовала власти, но право уже было.
Это называлось естественным состоянием. Люди повиновались предписаниям естественного права. Естественное право - источник – человеческий разум. Последователь деизма – не отрицалось существование Бога как первопричины, но далее мир развивался по законам, которые Бог сформировал.
Выделялось несколько видов права:
1.Воле установленное
божественная
право народов

С появление государства возникло позитивное право.
2. Естественное право – оно противопоставляется воле установленному. Оно вечный и неизменимый закон. Законы природы - открыты человеческим разумам. Сущность естественного права – она состоит в ом, что бы предоставлять другим то, что им уже принадлежит и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности.
Естественное право отождествляется с разумной справедливостью.
Человеку свойственна общительность, люди стремятся жить вместе это первая ступень к созданию государства.
Недостатки естественного права – отсутствие санкций - выход - создание государства.
Цель обеспечить естественные права, создание санкций.
Государство появилось после заключения общественного договора. Оно не имеет право ограничивать естественные права человека. Гроций отстаивал республиканскую форму правления.
Государство – суверенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.
Главный признак государства – суверенитет (внешний)
Международного права в отношениях между другими государствами нет и не может быть позитивных предписаний, так как все государства равны и обладают в равной мере суверенитетом.
В международном праве главным является естественное право. Это право требует от государства, что бы они жили в мире. Но естественное право является наличие права мира и права войны.
Главной задачей Гроция – разработка принципов войны. Выделяет справедливые и несправедливые воины.
Т. Гоббс (16 – 17 вв.)
Главная работа «Левиафан». До государства существовало естественное состояние. Действовало естественное право (у каждого было право на всё). Стремились реализовать своё право, человек нарушил право всех других, следовательно, это повлекло войну всех против всех. Война усугубилась отрицательной человеческой природой.
Эта война логично должна была завершиться самоуничтожением, но это не произошло так как человек разумен – боится смерти.
Человеку свойственен инстинкт самосохранения. Разум заставляет людей искать выход из войны всех против всех. Выход находится в естественном законе.
1. Закон - надо найти выход из войны
2. Найти причину войны, нужно отказаться от права на всё
3. Для того, что бы отказаться от права на всё, нужно заключить договор и создать государство. По этому договору люди передают все свои права государству ради самосохранения. Государство превращается в единственного управомоченного субъекта, у подданных остаются только обязанности. Государство уподобляется библейскому Левиафану. Государство получает право вмешиваться во все сферы человеческой жизни.
Гоббс обосновал абсолютную монархию. Расторгнуть договор можно, когда монарх задумал уничтожить народ, монарха можно уничтожить, свергнуть.
Суверенитет принадлежит исключительно монарху. Позитивное право не может противоречить естественному , так как ему не может противоречить государству.
Дж. Локк.
Считался основоположником современного либерализма.
Основал форму правления в Великобритании, которая сложилась после «Славной революции». Сторонники теории естественного права и общественного договора. До государства люди жили в догосударственном естественном состоянии ( люди руководствуются исключительно естественным законом). Недостаток естественного закона – он ничем не обеспечен соответственно права людей в естественном состоянии ни как не защищены, есть только один способ – самозащита.
2 этапа естественного состояния:
- полное равенство
- появление собственности
Собственность одно из самых главных естественных прав. В естественном состоянии люди не имеют возможности исполнять предписания всех естественных законов. Люди заключают договор и создают государство, оно создаётся для реализации тех естественных прав, которые не могут быть реализованы в естественном состоянии, следовательно, по договору государству предаются только эти права, а большая часть остаётся людям. Сфера вмешательства государства – обеспечивает безопасность и юрисдикцию (наказания виновных).

Государство в рамках ночного стража.
Современный создатель теории разделения властей.
Государство подобно человеку, есть несколько причин:
- человек может принимать решение, следовательно, в государстве должна быть законодательная власть;
- человек может исполнять принятые решения, следовательно в государстве должна быть исполнительная власть;
- человек может общаться с другими людьми, следовательно федеративная власть, отвечающая за международные отношения;

Смысл разделения властей – недопущение узурпирования власти.
Каждая власть должна заниматься своим делом и не вмешиваться в дела других. Обосновал идею вмешиваться в дела других. Обосновал идею неотъемлемых прав человека. Договор можно разрушить, если государство нарушает неотъемлемые права человека.

Б. Спиноза (16в.) Сторонник идеи деизма (Бог создал всё, а далее развивается самостоятельно).
Люди жили в догосударственном естественном состоянии. Была война всех против всех (это проявление человеческой сущности). В человеке борется два начала:
- разумное (оно позитивно)
- страстное
Люди подвержены аффектам, если их не сдерживать, то они будут преобладать.
Разум заставляет искать способы выхода из войны. Этот способ - найти первопричину. Люди заключают договор, следовательно, создают государство. Лучшее государство – то где, законы принимаются большими собраниями, которые выбирает народ. Самое плохое – абсолютная монархия.
Монарх тоже человек, его не чего не удерживает. Война будет продолжаться, цель государства реализована не будет.
Обосновал наличие одного неотъемлемого права, в которое государство не может вмешиваться свобода мысли.
Внёс некоторый вклад в международное право. Все естественные права характерны только для разумных людей (которые живут в западной Европе) – остальных можно завоёвывать, обосновал колониальные захваты.

Французское просвещение.
Вольтер - Главная идея – идея просвещённой монархии (философ на троне ).
Главная цель монархии – воспитание и просвещение своих подданных.
Выступал за просвещение подданных, даруем им часть естественных «прав» и защищает их (свобода слова, печати, собственности, вероисповедания собраний).
Людей делили на две части
-просвещённые (дворовые)
-чернь
Выступал против религии, но не выступал против церкви как института. Церковь, религии нужна, что бы обуздать чернь. Против любых революций и любых народных волнений.

Ш. Монтескье. «О духе законов».
Основатель конституционализма. Создал теорию разделения властей, системы сдержек и противовесов.
Для каждого народа свойственна своя конституция. У каждого свой дух закона. Один народ не может навязать свою конституцию другому народу.
Дух законов выводиться из климатических, географических и иных неизменённых условий.
Неизменное начало - законы природы.
все государства делиться на 3 группы:
- южные
- северные
- умеренные
Южные отличаются жарким климатом – плородными почвами ( люди ленивы, или ничего не надо, у них все есть). Такому государству свойственна деспотия. Главный конституционный признак - страх, а главный закон - власть первого министра. Властитель – южный человек предпочитает делить власть, вместо того, что бы работать.
Так же государство всегда политически нестабильно.
Северные страны – с большой территорий, там холодно, неплодородные почвы (люди постоянно трудиться).Демократии быть не может, так как некогда заниматься политикой. Лучшая форма государства – монархия.
Монарх осознаёт общие интересы, действует в общих интересах, но сам управлять большим государством не в состоянии, следовательно, вынужден делиться властью с лучшими людями государства (дворянами).
Дворян отличает честь. И этот главный конституционный принцип. Это позволяет контролировать монархов, не позволяя становиться тирании. Основной закон, – который определяет привилегии дворян.

Умеренные государства – Западная Европа, там умеренный климат, умеренная плодородная почва, следовательно, люди работают, но есть время, что бы заниматься политикой. Этим отличается античная демократия от европейской.
Главный принцип – доблесть. Главный закон – избирательное право. Так как люди не имеют возможности постоянно контролировать власть, нужно создать систему такого контроля ( система разделения властей, основанная на системе сдержек и противовесов.)
Обосновал необходимость существования 3х ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной).
У каждой из ветвей должны быть полномочия, которые позволяют контролировать другие ветви власти.
Ж.-Ж. Руссо «об общественном договоре» (18 в).
Ввел понятие народного суверенитета. Идея обратной связи между народом и властью ( народ может избрать любое лицо и может его заменить). Отрицал теорию разделения властей. Родоначальник ленивых людей.
До государства люди пребывали в естественном состоянии (2 этапа)
- всеобщее равенство (золотой век человечества) – нет частной собственности, каждый имел то, что ему нужно, войны всех против всех не было
- появляется собственность – начинается вражда богатых и бедных.
Эта война самая жестокая – направленна на уничтожение. Люди приходят к выводу о необходимости заключения общественного договора и создания государства. Государство хитроумная выдумка богатых, они ввели в заблуждение бедных и заставили заключить договор.
По этому договору богатые пришли к власти, настало институализация богатства, следовательно, богатые стали ещё богаче, бедные ещё беднее.
Здесь имеется порок воли, следовательно, договор ничтожен. Бедные вправе в любое время расторгнуть договор (все свержении власти насильственное).
После свержения власти, народ имеет право заключить новый договор, но уже на равной основе и создать справедливое государство. Идея государства строиться на том, что суверенитет принадлежит народу.
Ни один закон не может быть принят без одобрения народа. Одобрение – это когда закон принимается каждым индивидам, составляющим народ.
Рассматривал государство с философской точки зрения проблемы целого и части.
Закон вступает в силу после одобрения его целым, а если часть не одобрила, то возникает коллизия (раскол).
Пути решения – большинство всегда имеет право переубеждать меньшинство, доказав правоту, но если не получиться, то ради сохранения целого (государства) у большинства уничтожить право меньшинства.
Форма правления не важна, так как у органов государства нет никаких прав – суверенитет принадлежит народу – народ в любое время вправе уничтожить любого представителя власти.

С. Пуфендорф. Один из создателей идеи полицейского государства.
Сторонник идеи общественного договора и естественного права. Естественное право – университет, свод правил жизни в обществе. Стремление и объединение народного естественного права. Без общества мы не можем и жить, не сохранить наш род.
В естественном состоянии существует война всех против всех. С увеличением численности населения я возрастает неуверенность в обеспечении естественного прав, а так же страх того что эти права будут нарушаться. Отсюда выводиться необходимость создания государства.
Государство продукт соглашения всех людей.
Было 2 общественных договора
- договор между индивидуумами о создании государства (предмет договора – формирование органов)
- декретум (договор между органами и индивидами, наделяя органы полномочиями)
Государство система органов власти.
Самое лучшее государство, по его мнению, абсолютная процветающая монархия. Монархия в большей степени может реализовать цель государства (народ обязан обеспечить подчинение монарху, а монарх обеспечить благосостояние и безопасность).
Ради благосостояния и безопасности можно ограничивать любые политические права.
Наличие политических прав – залог того , что безопасность и благополучие не окажется под угрозой. Государство должно быть светлым, но есть сферы, которые государство ограничивать не должно (свобода вероисповедания, право собственности).

Э. Кант Начало классической немецкой философии. Учения Канта – это учение идеалистическое (позитивный идеализм).
Общество живёт по объективным законам, они выводятся из сущности человеческого разума. В мире должно править нечто постоянное. Постоянство в основе всего человеческого – нравственный закон (категорический императив).
Этот закон не может быть изменён и внешними обстоятельствами.
2 нравственных постулата
- поступай, так что бы модель твоего поведения могла быть и принципом всеобщего законодательства.
- поступай, так что бы ты относился к человеку, и в своём лице и в лице другого, как к цели, и никогда как к средству.

Категорический императив – часть практического разума, но четкого определения дать не может. Считал, что право и мораль имеет общественные источники (это разум) и то и другое выводятся из требования категорического императива.
Источник – совокупный разум всех людей, взятых в историческом развитии.
Он отождествляет это право с культурой. Этим объясняется то, что некоторые нормы одновременно являются и нормами права и нормами морали, но они по разному обеспечиваются Право у Канта совпадает с законом. Разработал концепцию свободы воли (саморазвитие человека). Каждый человек свободен в том, что он сам для себя выбирает варианты поведения. Идеальная форма государства – монархия. Необходимость государства объясняется необходимостью обеспечения прав граждан. Благо государства – состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права (конституция – реально существующие отношения в обществе),

Гегель «Философия права»
Считается создателем современной диалектики (истина рождается в борьбе противоположностей «ТЕЗИС» +»АНТИТЕЗИС» = «СИСТЕЗ»)
Считается основателем современного позитивизма. Отрицал идею естественного права. Считал её римско – правовой.
Право и закон едины.
Право – система правовых норм.
Право – царство на реализацию свободы. Право каждого это мера его свободы. Этапы развития права рассматривал отдельно от этапов развития государства.
Вершина развития права – нравственность. Нормы морали совпадают с нормами права.

К. Маркс
Рассматривал и разрабатывал теорию формации. Смена одной формации на другую происходит при противоречии между производительными и производственными отношениями (революция). Производительные силы развиваются, производственные отношения – консервативны.
Право – надстройка к базису (экономические отношения). Государство появилось после формирования собственности. Разделение труда – первая революция. Государство - это механизм для подавления одного класса другим.
Первая формация - рабовладельчес5ая.
Этому государству соответствует рабовладельческое право, суть – обеспечь привлечение владельцев и закрепить отношения рабовладельцев.
право обеспечивает государство.
С развитием производительных сил, возникает ситуация когда рабовладельцу становиться невыгодно эксплуатировать рабов.
Рабовладельцем именуется феодальной формацией.
Господствующий класс – феодалы, подчинённый – крестьянин. Развитие орудий труда в процессе революции привело к капиталистической формации. Создаётся капиталистическое государство и капиталистическое право. Эта формация нужна для закрепления положений капиталистов. Капиталистический формализм сменяется коммунистическим, если:
1 орудия труда, достигнут настолько высокого уровня, который позволит людям иметь всё, что они хотят.
2 если у сознания людей исчезнет собственность.
Кельзин (1881 – 1973) «Чистая теория права»
Был сторонником нормативитского позитивизма (отрицает естественное право, говорит о норме права).
Социальный позитивизм – законы должны соответствовать общественным отношениям, которые сложились в государстве. Право необходимо освободить от всех чуждых ему элементов.
Юриспруденцию отделить от философии права, социологии. Юриспруденция не может ответить на вопрос что такое справедливость. Предмет теории права - нормы законодательства. Право изучает элементы правовых норм, взаимоотношения правовых норм, правопорядок в целом, взаимодействие различных правопорядков.
Юрист не должен размышлять от философии. Цель теории права – снабдить юриста механизмом с помощью которого он сможет понимать и описывать действующее право.
Выводит понятие чистой (основной нормы ) права – это как первая Конституция первопричина всего права.
Бентам Иеремия английский политико – правовой мыслитель. Создатель утилитаризма (польза). – смысл человеческой жизни в том, что бы прожить её с максимальной пользой. Польза – спокойное существование человека, на что бы он не обречен (дополнительные обязанности) имеет возможность реализовывать свои желания. Любой человек стремиться к добру. Добро лучше, чем зло, но проблема в том, что без зла обойтись не возможно. Любой закон - это зло, так как он ограничивает человека, но закон - меньшее зло, чем беззаконие.
Люди должны стремиться к идее законности. Цель государства. Государство это механизм, с помощью которого меньшее зло устраняет большее зло и это способствует спокойному человеческому существованию.
Сформулировал принцип пропорциональности. Впервые занялся техникой оформления, формулирования охранительных норм.
Он изучал истину наказания (они не должны быть слишком жестокими). Институт наказания не достигает ни одной цели, которые должны преследовать уголовно – правовые нормы.
Наказание должно быть неотвратимо. Главный принцип исполнения наказания гуманизм.
Беккариа Чезаре – первым выступил против жесткой системы наказания. Главная цель наказания – предупредить дальнейшее совершение преступления. Против того, что бы главным смыслом наказания была кара. При увеличении наказания - преступность становиться организованной. Наказание должно быть соразмерно содеянному. Преступник боится наказания как такового, а не его жестокости.
Де Токвиль – теория эголютаризма (равенство, свобода). Изучал правовую систему США ( труд «Демократия в Америке». Американская система – эталон демократически выстроенного государства. Он исследовал проблему революционного преобразования. Свобода должна быть во всём.

Похожие:

История политических и правовых учений iconДягтерева Алла Максимовна Учебники: «История политических и правовых учений» В. С. Нерсесянц
Программа по курсу истории политических и правовых учений + Учебно-методический комплекс
История политических и правовых учений icon§ История политических и правовых учений: междисциплинарные связи,...
Вых учений – юридическая наука и учебная дисциплина исторического профиля. В то же время, как и юриспруденция в целом, она относится...
История политических и правовых учений iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история политических...
Учебный курс «История политических и правовых учений» предусмотрен для студентов 4 курса дневного отделения, 5 курса вечернего отделения,...
История политических и правовых учений iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессинального образования
История политических и правовых учений iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессинального образования
История политических и правовых учений iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессинального образования
История политических и правовых учений iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессинального образования
История политических и правовых учений iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Возникновение теории «естественного права». Гуго Гроций, Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк
История политических и правовых учений iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Основные черты политико-правовой мысли России в период средневековья (ХI хvii вв.)
История политических и правовых учений iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Влияние идей христианства на развитие политико-правовой мысли средневековой Европы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница