От греч politike общественные, государственные дела и logos учение, слово. Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с


НазваниеОт греч politike общественные, государственные дела и logos учение, слово. Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с
страница1/7
Дата публикации08.07.2013
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Понятия.

Политология (от греч. politike — общественные, государственные дела и logos — учение, слово). Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с возникновением первых государств. Первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка. С V в. до н.э. формируется рациональный взгляд на политику, появляются первые политические концепции. Первыми теоретиками политики были Конфуций, Платон, Аристотель. Они видели цель политики в достижении высшего блага человека и государства. Значительный вклад в развитие политической мысли внесли многие выдающиеся деятели древности и более позднего времени, однако в те времена политология еще не выделилась как самостоятельная наука. Политические исследования развивались в рамках таких наук, как философия, юриспруденция, история. В период Возрождения самыми известными мыслителями по проблемам власти и политики были Н. Макиавелли и Г. Гроцци. В век Просвещения к вопросам сущности государства и функционирования правительства обращались такие мыслители, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. Как самостоятельная научная дисциплина политология сложилась в конце XIX — начале XX в. Это стало возможно в результате развития публичной политики, утверждения парламентаризма, разделения властей, формирования партий и избирательных систем. В XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину завершился, выделились ее важнейшие национальные школы и направления. Активизации политических исследований способствовало создание в 1949 г. Международной ассоциации политической науки, которая действует и сегодня. В настоящее время ведутся споры о круге охватываемых ею проблем. Даже название этой области знания является дискуссионным. Наряду с понятием «политология» широко употребляются термины «политическая наука» или «политические науки». Сложность предмета политологии обусловлена многоплановостью объекта политологического знания. Сфера политики, политические отношения, институты и процессы изучаются не только политологией, но и другими социальными и гуманитарными науками. Следовательно, политология выступает как интегративная наука о политике во всех ее проявлениях, включая политическую социологию, политическую философию, политическую географию, политическую психологию и т.д. Политология предстает как междисциплинарная сфера социального знания, где в центре находится особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властью, государством и государственным устройством, институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность сообщества. Категория власти наиболее полно выражает сущность и содержание политики. Своеобразие политологии заключается в том, что все социально-политические явления и процессы она рассматривает через призму политической власти. Природа политической власти сложна. Любая власть имеет свои цели, зафиксированные в политической идеологии, а также функции, которые проявляются в определенных направлениях деятельности. Власть структурирована (политические системы), имеет способы осуществления (политические режимы) и т.д. В XX в. основной вклад в развитие политологии внесли западные теоретики: Т. Парсонс, Д. Истон, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Р. Даль, Г. Алмонд, Э. Кембелл и др. В СССР политология как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Ситуация начала меняться со второй половины 80-х гг. XX в. по мере демократизации общества и трансформации политической системы. В настоящее время признан статус политологии как отрасли научных знаний и учебной дисциплины.

  • Абсентеизм (от лат. absens, absentis — отсутствующий) — 1) уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах в представительные органы государственной власти; 2) уклонение граждан от участия в политической жизни общества, аполитичность. Политический абсентеизм не означает полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, может быть исправным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента и т.п. Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Вот почему абсентеизм как массовое явление отсутствует в тоталитарных обществах, где население практически поголовно участвует в той или иной форме политической деятельности. Однозначной оценки абсентеизма нет. С одной стороны, он свидетельствует, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой — является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям. Абсентеизм следует отличать от сознательно занимаемой позиции неучастия в выборах, политической жизни в знак протеста против действий властей.

  • ^ Авторитарный режим* — вид политического режима. Его отличает концентрация в руках одного человека или одного государственного органа практически всей государственной власти, что снижает роль других государственных учреждений, политических институтов, прежде всего представительных органов власти. В странах с авторитарным режимом свобода и автономия граждан ограничены рамками неполитической сферы, граждане не допускаются к процессам управления государством, а формирование политической элиты осуществляется путем назначений сверху. Политическая оппозиция и независимые средства массовой информации отсутствуют. Для такого режима характерно наличие авторитарного лидера, вождя, обладающего огромными полномочиями и сильным влиянием на массы.

  • Аристократия (от греч. aristos — лучший и- kra — власть) — форма правления в государстве и социальный слой, осуществляющий в нем власть. В Античности правление аристократии считалось наилучшим как власть достойных, компетентных людей (ученые, философы и т.п.), в отличие от тирании, охлократии (власть толпы), тимократии (власть корыстных людей). В Новое время наряду со сторонниками аристократии, появляются теории, где аристократия выступает в качестве смешанной формы правления (конституционная монархия). В определенных условиях аристократия может выступать как гарант от узурпации власти. В Англии носителем аристократического принципа считалась палата лордов — верхняя палата парламента. Аристократические республики существовали в античной Спарте, средневековых Генуе, Венеции, Пскове, Новгороде.

  • ^ Борьба политическая — вид политического взаимодействия, в котором люди демонстрируют свои притязания на одни и те же ресурсы власти, на одни и те же позиции в политической иерархии, на право влиять на массы, в том числе путем распространения определенных политических ценностей. В политической борьбе противопоставляются интересы политических сил с целью достижения определенных политических результатов. Политическая борьба — это неотъемлемое свойство политики. Чем сложнее структура отношений политической власти (см. Власть политическая), тем разнообразнее формы политической борьбы, в которую вовлекаются не отдельные политические деятели, а партии, организации, социальные группы. Причина этого заключается в том, что цели политической борьбы практически невозможно реализовать в одиночку, требуется поддержка масс или организаций. Политическая борьба в обществе может разворачиваться в двух основных видах. Первый — это конкурентная или реформистская борьба, основанная на постепенном, поэтапном удовлетворении социально-политических требований различных групп общества, когда противоречия преодолеваются ненасильственными методами. Результат такой работы более предсказуем, легче прогнозируется. Она характерна для стабильных обществ и разворачивается главным образом в виде конкуренции, соперничества между политическими субъектами в борьбе за престижные позиции в политической иерархии, за влияние на массы, за право распоряжаться ресурсами. Конкурентная борьба отличается тем, что ее участники ориентируются на сложившиеся в обществе нормы и правила, регулирующие порядок достижения поставленной ими цели. По своим целям конкурентная политическая борьба в обществе может быть разнообразной: борьба между политическими партиями за влияние на массы, борьба фракций в парламенте за внесение поправок в законопроект, борьба между правительством и депутатами парламента при обсуждении законов и т.д. Но главной особенностью конкурентной политической борьбы является стремление ее участников действовать в соответствии с политическим нормативным порядком, с законом. Вот почему конкурентная политическая борьба никогда не ведет к разрушению политической системы общества. Вторым видом политической борьбы являются политические конфликты (см. Конфликт политический), выливающиеся в открытое противостояние сторон, сопровождающиеся агрессивными действиями вплоть до вооруженных столкновений. Такая борьба может принимать самые ожесточенные, революционные формы, когда противоположные политические силы-антагонисты с помощью жестких, решительных средств стараются радикально и кардинально сменить существующую общественную систему и систему власти. Эта борьба идет с нарушением цивилизованных способов решения политических и иных проблем, проблематична по результатам, обременительна для народа. Следует иметь в виду, что политическая борьба приобретает более ожесточенный характер там, где властные интересы реализуются на фоне экономического неблагополучия общества, где не существует укорененности демократических способов деятельности политических сил.

  • Бюрократия (от франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) — 1) чиновничество, государственные служащие, осуществляющие функции административного управления, делопроизводства в государственных учреждениях; 2) система управления, осуществляемая учреждениями с явно выраженным разделением функций, четкими нормами и правилами, формализованным характером отношений и иерархической структурой. Термин «бюрократия» был введен для уничижительного обозначения исполнительной власти, в этом смысле он используется и по сей день. В научный оборот термин вошел благодаря трудам М. Вебера, который обратил внимание на то, что в бюрократических организациях возможна рациональная деятельность, т.е. четкое разделение функций, иерархическая система отношений и контроль за деятельностью чиновника, подчинение работы формальным правилам, а не личным симпатиям чиновника. При демократии возрастает возможность осуществлять профессиональный отбор претендентов на государственную службу и контролировать их деятельность. Вебер связывал становление бюрократии в буржуазном обществе как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей. Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации (патриархальная, патерналистская), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна, а следовательно, и эффективна. По его мнению, идеальная бюрократия должна строиться с соблюдением таких принципов: назначения производятся по результатам тестирования, а не по протекции; принятие решений опирается не на индивидуальное мнение, а на соблюдение установленных правил и процедур; строится по иерархическому принципу, каждый бюрократ занимает строго определенное место в цепочке управления; должна обладать необходимым уровнем компетентности. Бюрократия пронизывает все основные учреждения современного общества, начиная от государственного управления, экономики и кончая образованием и церковью.

  • Власть — социальное взаимодействие, отношение между индивидами или группами, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида м ли группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями. Того, кто осуществляет власть, называют субъектом власти, а тот, в отношении кого осуществляется, кто подчиняется, объектом власти. Важной особенностью властного взаимодействия является принуждение (или угроза принуждения), к которому прибегает субъект власти, реализующий свои цели. В основе отношений между объектом и субъектом власти лежит неравенство в обладании ресурсами власти, внутренние причины, мотивы, побуждающие их к вступлению во властное взаимодействие. Способы осуществления власти могут быть разнообразными: от насильственного, основанного на применении физической силы, до «мягкого», где подчинение достигается за счет внутренних психологических мотивов: авторитета субъекта власти и др. В обществе существуют различные виды властных отношений: в семье, в организации, в группе. Особыми видами власти являются политическая власть {см. Власть политическая) и государственная власть.

  • ^ Власть политическая* — особый вид властных отношений в обществе, отличающийся тем, что в его орбиту вовлекаются все члены общества. Политическая власть существует только в обществе. Возникновение и развитие ее неразрывно связаны с возникновением и развитием государства как особой системы органов и учреждений, осуществляющих управление страной и обладающих для этого необходимыми ресурсами власти, в том числе правом на применение насилия. На ранних ступенях развития общества отношения политической власти были достаточно однородными. Князья в Киевской Руси сами правили, сами вершили суд, сами возглавляли войско, сами отправлялись со своей дружиной на полюдье (сбор дани). Внутри правящей группы не существовало специализации по выполняемым функциям. Однако чем дальше развивалось общество, тем сложнее становились отношения власти. Возникают качественно новые политические институты: всеобщего избирательного права, политических партий, общественных организаций и групп давления и т.п. Назначение этих институтов заключается в согласовании интересов различных социальных групп, в упорядочивании их взаимодействия. Политическая власть в современном обществе включает в себя большое количество различных организаций, каждая из которых выполняет свои задачи. Исчезает даже однозначность в определении субъекта власти. Регулярные выборы, референдумы, узаконенная практика давления на государственные структуры деформируют картину политической власти. В современном обществе субъект власти оказывается функционально разделенным.

  • Выборы* — механизм, посредством которого взгляды граждан страны воплощаются в политические действия. Роль выборов многогранна. Они обеспечивают суверенитет общества, наделяя граждан высшей политической властью в государстве, позволяют людям участвовать в реализации политических решений, например в подборе высших чиновников и парламентариев, и определении содержания государственной политики. Выборы — это тот механизм, который обеспечивает подотчетность власти. Они являются характерной особенностью демократического устройства общества. Это основной связующий элемент между властью и гражданами, служащий барометром общественных настроений. Основная функция выборов в демократическом обществе заключается в определении людей, которые будут управлять страной. Выборы, таким образом, являются важнейшим элементом участия граждан в политическом управлении.

  • Глобализация — процесс интеграции государств в разных областях деятельности. Развивается благодаря появлению новых коммуникационных технологий: Интернет, спутниковое телевидение. Важным аспектом глобализации является возрастающая интеграция мировых экономик, чему способствует легкость перемещения товаров и капитала через национальные границы (см. Международная валютно-финансовая система, Международная торговля, Мировое хозяйство и др.). Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис экономики одной страны или группы стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть оказывается бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов. Примером является расширяющееся Европейское экономическое сообщество.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

От греч politike общественные, государственные дела и logos учение, слово. Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с iconПринципы конституционного судопроизводства
Ятельности судьи кс выступают в личном качестве и не представляют государственные и общественные органы, политические партии и движения,...
От греч politike общественные, государственные дела и logos учение, слово. Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с iconТезисы лекции
Предметом социологии выступают социальные закономерности человеческих взаимоотношений. Термин «социология» – производное от двух...
От греч politike общественные, государственные дела и logos учение, слово. Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с iconЛекция №1 «социология»
«Социология» производное от двух слов: латинского societas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение. Следовательно...
От греч politike общественные, государственные дела и logos учение, слово. Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с iconЛекция тема: «введение в дерматологию. История развития дерматологии....
Кожные и венерические болезни, иначе эта специальность называется дермато-венерология. Она состоит из 2-х частей. Первая – Дерматология...
От греч politike общественные, государственные дела и logos учение, слово. Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с iconОсновные этапы развития микробиологии и иммунологии. Работы Пастера,...
Микробиология (от греч mikros – малый, bios – жизнь, logos учение) – наука, изучающая организмы, неразличимые невооруженной оптикой...
От греч politike общественные, государственные дела и logos учение, слово. Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с icon1. История открытия планеты Меркурий Большинство планет Солнечной...
Большинство планет Солнечной системы было открыто в глубокой древности. С тех пор их регулярно наблюдали. Меркурий, Венера, Марс,...
От греч politike общественные, государственные дела и logos учение, слово. Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с iconВоз­можность — это будущее в настоящем, это то, чего не сущест­вует...
Издавна существует воззре­ние, согласно которому все в природе устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее...
От греч politike общественные, государственные дела и logos учение, слово. Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с iconЕ. Ф. Писарева Карма или закон
Ещё в глубокой древности, в священных индусских Писаниях был дан ключ к раскрытию наиболее трудных загадок человеческой жизни. По...
От греч politike общественные, государственные дела и logos учение, слово. Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с iconОфициально – деловой стиль речи
Слово «стиль» происходит от греч stilos – «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один...
От греч politike общественные, государственные дела и logos учение, слово. Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с iconВопрос Предмет экономической науки: Термин "экономика" (от греч oikos...
Термин "экономика" (от греч oikos дом, хозяйство) ввел Аристотель, который обозначил таким образом учение о ведении домашнего хозяйства....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница