История науки и техники конспект лекций Омск


НазваниеИстория науки и техники конспект лекций Омск
страница1/6
Дата публикации03.04.2013
Размер0.82 Mb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Право > Конспект
  1   2   3   4   5   6


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»


В. В. Офицеров


ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Конспект лекций

Омск

Издательство ОмГТУ

2008
УДК 001(09)+62(09) (075)

ББК 72.3+3 я73

О 91

Рецензенты:

В.И. Матюхин, канд. техн. наук, доц. СибАДИ;

Б.И. Калмин, канд. техн. наук, доц. СибАДИ.

Офицеров, В.В.

О 91 История науки и техники: конспект лекций / В.В. Офицеров. – Омск:
Изд-во ОмГТУ, 2008. 56 с.

Рассматриваются основные этапы развития научного и технического становления нашей цивилизации. Интервал обзора основных научно-технических достижений ограничен XVI–XXI вв., Учебное пособие соответствует требованиям государственного стандарта по специальности и рабочей программе. Изложенный материал призван способствовать развитию понимания того бесценного вклада в развитие науки и техники, который оставили светлые умы XVI–XIX вв. для прогресса и достижений науки XXI столетия.

Конспект лекций предназначен для студентов специальности 070601 «Дизайн», 032401 «Реклама» очной, заочной и дистанционной формы обучения. Может быть полезен студентам других специальностей, изучающих вопросы научно-технического развития современной цивилизации.

^ Печатается по решению редакционно-издательского совета ОмГТУ.

УДК 001(09)+62(09) (075)

ББК 72.3+3 я73

© Омский государственный

технический университет, 2008



ВВЕДЕНИЕ
По общепринятому определению наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая си­стематизация объективных знаний о действи­тельности; одна из форм общественного сознания. Она включает как деятельность по получению нового знания, так и её результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира, обозначение отдельных отраслей научного зна­ния. Непосредственные цели науки – описание, объяс­нение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов.

Система наук условно делится на ес­тественные, общественные и технические науки. Наука неизбежно связана с философией, идеологией и политикой того общественного строя, в котором она развивается, что предопределяет важную мировоззренческую роль естественных наук. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями обществ, практики, начала складываться с XIV–XVII вв. и в ходе исторического развития превратилась в производительную силу и важнейший социальный институт, оказы­вающий значительное влияние на все сферы общества.

Объём научной деятельности с XVII в. удваива­ется примерно каждые 10–15 лет (рост от­крытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению её струк­туры, принципов познания, категорий и мето­дов, а также форм её организации. Для науки харак­терно диалектическое сочетание процессов её диф­ференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

В условиях научно-технической революции сложилась единая система «наука – техника – производство», в которой науке при­надлежит ведущая роль. В современном мире сформировался термин «информационный бум», свидетельствующий о лавинообразном росте информации. В различных отраслях науки и техники объем поступающей информации, разумеется, колеблется в широком диапазоне. Полиграфия в этом отношении представляет наглядный пример структурного и идеологического преобразования производства, связанный с внедрением компьютерных технологий, лазерной и микропроцессорной техники.

Исторически сложившееся понятие «техника» (от греч. techne – искусство, мастерство), определяется как совокупность средств, создавае­мых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение – полная или частич­ная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. Нередко термин «техника» употребляют также для совокупной характе­ристики навыков и приёмов, используемых в каком-либо деле или в искусстве (например, техника делопроизводства, техника игры на фортепьяно).

Различают технику произ­водственную, в т. ч. энергетические машины, ме­ханизмы, инструменты, аппаратуру управления машинами и технологическими процессами, произ­водственные здания и сооружения, средства транс­порта, связи и т. д., и непроизводственную (быто­вая, коммунальная, научных исследований, образования и культуры, военная, медицинская, спортивная и др. техника). Современная техника. характеризуется : ускорением темпов её модернизации, созда­нием новых техн. средств, стандартизацией и унификацией, интенсивным развитием энер­гетики (в т. ч. ядерной), радиоэлектроники, широким использованием средств автоматики, телемеханики, ЭВМ и др.

Философское понимание термина «история» (от греч. historia – рассказ о про­шедшем, об узнанном) трактуется как процесс изучения развития природы и общества в целом и в частных приложениях. Например, история развитие науки и техники, позволяет создать общую картину развития современной технической цивилизации, осознать масштабы преобразований в развитии общественных и производственных отношений, оценить вклад предшествующих поколений в создание современной науки и техники.

Описание прошлого и современного состояния науки и техники позволяет осознать культуру исторического развития человечества. Исторический характер развития современной цивилизации показывает, что опыт прошлых поколений в поисках философской, научной или технической истины безусловно отражается на достижениях потомков практически во всех сферах деятельности.

Историческим сведениям о населении Земли, истокам познания в области естествознания, этики и эстетики, начал геометрии, и попыткам понять природу вещей современный научный мир обязан трудам древних философов. Пусть наивные, с нашей современной точки зрения, описания природы вещей явились толчком для понимания более высокого уровня научного мировоззрения.

Научная революция XVII в. раскрыла таланты новых исследователей, среди которых такие светила науки как Г. Галилей, И. Кеплер, Ф. Бекон, И. Ньютон, Г.В. Лейбниц и другие. Работы этих ученых заложили фундамент будущих открытий, позволили добиться новых достижений в европейской науке XVIII–XX вв.

^ 1. НАУКА И ТЕХНИКА В ПЕРИОД

ПЕРЕХОДА ОТ КУСТАРНОГО РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА

К НАЧАЛАМ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА



    1. Формирование трудовых объединений


Первыми товаропроизводителями, обеспечивающими поставку на рынки различных изделий, в которых нуждалось население, были кустари-одиночки. Кустарное производство – это мелкое домашнее товарное производство или децентрализованная (раздаточная) мануфактура, которая, конечно, не могло обеспечить полные потребности жителей в товарах.

Мелким товарным производством, практически штучным, занимались кустари-одиночки, или ремесленники. Ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий, господствовавшее до появления крупной машинной индустрии (а затем частично сохранившееся наряду с ней). По мере увеличения спроса на различные товары и изделия ремесленники начинали развивать свои мастерские, расширять производство, используя наемных работников или объединяясь в совместные предприятия. Так постепенно возникали цеховые объединения.

Цех – это союз ремесленников одной или родст­венных специальностей в средневековом ев­ропейском городе. Средневековые города рождались и росли как центры ремесла и торговли. Общие интересы подталкивали мастеров к созданию союзов, полу­чивших название «цех».

Первые цехи появились почти одновременно с самими городами: в Италии – уже в X в. Важную роль играли и це­хи, связанные с обработкой металлов и дерева: цехи кузнецов, столяров, плотников и т.п.

Схожие объединения – гильдии – создавали куп­цы, а в Англии гильдиями назывались и собственно цехи.

К XIV–XV вв. цехи достигли наивысшего рас­цвета. Перед этим цеховым мастерам пришлось вы­держать нелёгкую борьбу за доступ к городскому управлению. «Вечные подмастерья», недовольные хозяевами, стали чаще покидать своих мастеров, менять место работы, перебираться из города в город. Для того чтобы совместно бороться за улучшение условий труда, подмастерья объединялись в свои собственные союзы – братства. Во многих городах такие союзы запрещались.

Несомненно, цех был важным завоеванием Средне­вековья, цеховая организация ремесла была зна­чительным шагом вперёд в совершенствовании про­изводства.

Но в последние столетия Средних веков, запрещая всякие новшества и изобретения, цехи стали тормозить его развитие. На смену им шла мануфактура с её разделением труда и новым уров­нем техники. Впереди была фабричная эпоха, когда слово «цех» приобрело новый смысл. Так стали на­зывать отделения фабрик и заводов.

Вопросы к разделу


  1. Основная характеристика термина «наука».

  2. Основная характеристика термина «техника».

  3. Философская трактование термина «история».

  4. Что представляло собой кустарное производство?

  5. Как определить понятие «ремесленничество»?

  6. Чем занимались кустари-одиночки?

  7. В чем состояли недостатки ремесленного производства?

  8. Основные понятия об образовании цехов.

  9. Почему возникла потребность образования цехов?

  10. Кто руководил цехами?

  11. Чем занимались цеховые работники XIV–XVII вв.

  12. Какие отрасли производства развивались благодаря цеховым формированиям?

  13. Кто был основным потребителем цеховой продукции?

  14. Кто создавал гильдии?

  15. Основные достоинства цехов.

  16. Нравственный кодекс цехов и гильдий XIV–XVII вв.

  17. Роль цехов и гильдий в развитии науки, техники и общества в целом.

  18. Роль цехов в формировании фабрично-цеховых образований.

  19. Конкуренция в условиях цехового производства.



    1. Средневековые школы и университеты


Раннее средневековье иногда называют «тёмны­ми веками». Переход от античности к сред­невековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры.

^ Монастырские и церковные школы представля­ли собой самые первые учебные заведения средне­вековья. И хотя христианская церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней об­разованности (в первую очередь – латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связы­вавшая разные эпохи.

Низшие церковные школы готовили в основном приходских священников. Платное обучение велось на латинском языке. Школу посещали дети феода­лов, богатых горожан, зажиточных крестьян. Учёба начиналась с зубрёжки молитв и псалмов (религи­озных песнопений). Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молит­вы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописные книги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было еще далеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивали наиболее употребительные слова и вы­ражения, не вникая в их смысл. Не мудрено, что далеко не все, научившиеся читать латинские текс­ты, далёкие от разговорной речи, могли понимать прочитанное. Зато вся эта премудрость вколачива­лась в сознание учеников с помощью розги.

Около трёх лет требовалось для обучения пись­му. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже). Кроме чтения и письма, они учились изображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умноже­ния, тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами католического веро­учения.

Более крупные школы, дававшие образование посерьёзней, возникали обычно при епископских кафедрах. В них, согласно сохранившейся римской традиции, изучали так называемые «семь свобод­ных искусств» (грамматику, риторику, диалекти­ку, арифметику, геометрию, астрономию и музы­ку). Система свободных искусств включала два уровня. Начальный состоял из грамматики, рито­рики, диалектики. Высший образовывали все ос­тавшиеся свободные искусства. Диалектика (так тогда именовалось искусство мыслить, названное впоследствии логи­кой) учила не только рассуждать и делать выводы, но и находить в речи противника положения, про­тиворечащие учению церкви, и опровергать их. Уроки арифметики знакомили со сложением и вы­читанием, в меньшей степени – с умножением и делением (написание чисел римскими цифрами сильно затрудняло их). В курсе геометрии сообщались и географи­ческие сведения, часто фантастические и нелепые (Земля – блин, плавающий в воде, Иерусалим – пуп земли и т.п.). Потом изучали астрономию. Знакомились с созвездиями, наблюдали движение планет, Солнца, Луны, звёзд, но объясняли, что светила обращаются вокруг Земли по разным сложным путям. Астрономия должна была помочь вычислить сроки наступ­ления церковных праздников. Занимаясь музыкой, ученики пели в церковном хоре. Обучение нередко растягивалось на 12–13 лет.

С XI в. число церковных школ росло. Немного позднее стремительное развитие городов приводит к появлению светских городских частных и муни­ципальных (т.е. находящихся в ведении городского совета) школ. Растущим городам и крепнущим государствам требовалось всё больше образованных людей. Нуж­ны были судьи и чиновники, врачи и учителя. К образованию всё чаще приобщалась знать.

Пришёл черёд образования высших школ – университетов. Они возникали либо на основе быв­ших кафедральных (епископальных) школ Занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать италь­янского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. На латыни общались студенты и между собой.

В Парижский университет входило около 7 тыс. преподавателей и студентов, а помимо них членами союза являлись книготорговцы, переписчики рукописей, изготови­тели пергамента, перьев, чернильного порошка, ап­текари и т.д. Парижскому университету независимость от светских властей была дарована в 1200 г. гра­мотой короля Филиппа II Августа.

Преподаватели университетов создавали объеди­нения по предметам – факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избира­ли ректора – руководителя университета. Средне­вековая высшая школа имела обычно три факуль­тета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала 5–6 лет, то будущего филосо­фа-богослова – целых 15. Но прежде чем поступить на один из трёх основных факультетов, студент дол­жен был закончить подготовительный – артисти­ческий факультет (на нём изучали уже упомянутые «семь свободных искусств»; «артис» по-латыни – «искусство»).

На занятиях студенты слушали и за­писывали лекции (по-латыни – «чтение») профес­соров и магистров. Учёность преподавателя прояв­лялась в его умении разъяснить прочитанное, свя­зать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. По­мимо лекций проводились диспуты – споры по за­ранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.

В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия – уже 79. Наиболее громкой славой пользовались Па­рижский, Болонский, Кембриджский, Оксфорд­ский, Пражский, Краковский. Многие из них су­ществуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

История науки и техники конспект лекций Омск iconТемы практических занятий тема 1: методологические основы истории...
Роль Средневековых университетов и академий наук в возникновении экспериментальной науки
История науки и техники конспект лекций Омск iconМетодические указания по выполнению творческой работы по учебной...
В процессе освоения учебного курса «История науки и техники» Вам предстоит выполнить творческую работу на одну из предложенных ниже...
История науки и техники конспект лекций Омск iconКонспект лекций «Ильин А. А. Акушерство и гинекология. Конспект лекций»
Конспект лекций предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче зачетов и экзаменов. Книга включает в себя полный...
История науки и техники конспект лекций Омск iconКафедра истории   примерная тестовая база учебной дисциплины
Тестовая база охватывает все разделы учебного курса «История науки и техники». Рекомендована преподавателям, читающим курс «История...
История науки и техники конспект лекций Омск iconКонспект лекций для студентов направления 070104 «Морской и речной транспорт»
Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту
История науки и техники конспект лекций Омск iconКраткий конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения...
Психология труда. Краткий конспект лекций /Сост. М. Д. Лапина – Мариуполь, 2004, 34 с
История науки и техники конспект лекций Омск iconКонспект лекций по дисциплине "инвестирование"
Конспект лекций по дисциплине «Инвестирование» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Сост.: В. М. Гридасов...
История науки и техники конспект лекций Омск iconКонспект лекций Киров 2010 удк 681. 332
Теория автоматов (часть I). Конспект лекций /Киров, Вятский государственный университет, 2010, 56с
История науки и техники конспект лекций Омск iconКомпьютерная графика и web дизайн Конспект лекций Днепропетровск
Конспект лекций по дисциплине “Компьютерная графика и web дизайн” содержит теоретические сведения для подготовки к зачету. В конспекте...
История науки и техники конспект лекций Омск iconИстория науки и ее рациональные реконструкции введение «Философия...
Действительно, в силу автономии внутренней (но не внешней) истории внешняя история не имеет существенного значения для понимания...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница