Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административное право Российской Федерации»


НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Административное право Российской Федерации»
страница1/5
Дата публикации03.04.2013
Размер0.98 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Кафедра теории государства и права


Агеев Александр Александрович


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Административное право Российской Федерации»

Специальность: 030501 «Юриспруденция»


УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом факультета

протокол №____

«___» ___________ 2009 г.

Декан юридического факультета ___________ А.Г. Егоров

РЕКОМЕНДОВАНО

кафедрой теории государства и права

протокол №____

«___» ____________ 2009 г.

Зав. кафедрой теории государства и права

____________ И.В. Ростовщиков

Волгоград 2009 г.

Автор-составитель:

^
Агеев Александр Александрович

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административное право Российской Федерации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 Юриспруденция (ГОС №260 гум/СП от 27.03.00 г.).


Дисциплина входит в федеральный / региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических / математических и естественнонаучных / общепрофессиональных дисциплин / специальных дисциплин / дисциплин специализации и является обязательной для изучения / изучается по выбору / факультативный цикл.

СОДЕРЖАНИЕ




стр.

Рабочая программа учебной дисциплины……………………………………




^ Методические рекомендации по изучению дисциплины

для студентов……………………………………………………………………..



  • Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины…………………………………………………………..



  • Описание последовательности действий студента, или «сценарий изучения дисциплины»…………………………………………………………



  • Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса……………………………………………………………………….



  • Рекомендации по работе с литературой………………………………………




  • Советы по подготовке к зачету……………………………………………….




  • Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий……………………………………………………………...



Учебно-методические материалы (УММ)…………………………………….




  1. Лекции




  • Методические указания для преподавателей, читающих лекции…………..




  • Опорный конспект лекций……………………………………………………..




2. Практические занятия:




  • План проведения занятий, краткие теоретические и УММ по каждой теме, вопросы, выносимые на обсуждение, список литературы по каждой теме




  • Тексты ситуаций для анализа, заданий, задач……………………………….




  • Методические указания для преподавателей, ведущих практические (семинарские) занятия………………………………………………………….




^ 3. Словарь терминов




4. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля:




  • Примерные темы рефератов, эссе……………………………………………..




  • Варианты контрольных работ…………………………………………………




  • Тесты ……………………………………………………………………………




  • Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………..




  • Тематика курсовых, дипломных работ ……………………………………….




^ Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине





Рабочая программа учебной дисциплины

«Административное право Российской Федерации»






Название темы, наименование вопросов, изучаемых на лекциях по теме


Кол-во часов, лекции


Практические занятия


Литература


Форма контроля

1.

Государственное управление и административное право.

  1. Понятие государственного управления. Особенности общественного и местного самоуправления.

  2. Административное право как отрасль права. Отграничение административного права от других отраслей права.

  3. Механизм административно-правового регулирования (административный метод).

  4. Административно-правовые нормы и правоотношения. Источники административного права.

  5. Наука административного права. Предмет, задачи и система курса “Административное право”.


8 (озо-4)


4 (озо-4)




Опрос

2.

Субъекты административного права.

  1. Граждане, иностранцы и лица без гражданства как субъекты административного права.

  2. Органы исполнительной власти как субъекты административного права

  3. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Полномочия Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных органов управления.

4. Государственные и муниципальные служащие как субъекты административного права.


12 (озо-4)


6 (озо-4)




Опрос

3.

Административно-правовые формы и методы государственного управления.

  1. Понятие административно-правовых форм и их классификация.

  2. Понятие административно-правовых методов и их классификация.

  3. Административно-правовые акты управления: понятие и их юридическое значение; виды актов управления; действие их во времени и пространстве.

  4. Порядок подготовки, принятия и вступления их в силу. Требования, предъявляемые к актам управления; порядок отмены, изменения и приостановления актов.


6 (озо-4)


4 (озо-4)




Контрольная работа

4.

Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении.

  1. Сущность и виды обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

  2. Формы и методы контроля Президента РФ и представительных органов.

  3. Контроль органов исполнительной власти (внешний и внутренний). Административный надзор, осуществляемый Госинспекциями.

  4. Судебный контроль конституционного, Верховного, Арбитражного и других судов за законностью в государственном управлении.

  5. Финансовый контроль (КРУ, аудиторы).

  6. Общий надзор прокуратуры: методы надзора и юридические формы реагирования на нарушения законности.

  7. Общественный контроль и роль предложений. Заявлений, жалоб граждан в обеспечении законности в государственном управлении.


8(озо-4)


3




Тест

5.

Административно-правовое регулирование в сфере межотраслевого управления.

  1. Понятие и виды межотраслевого управления.

  2. Особенности государственного управления в области экономики, финансов, кредитов.

  3. Административно-правовое регулирование иных видов межотраслевого управления (налоговая служба, антимонопольный комитет, внешние экономические связи, таможенная служба, охрана окружающей природной среды).

  4. Административно-правовые основы обеспечения безопасности и чрезвычайного положения.


4


4




опрос

6.

Административно-правовое регулирование управления оборонной и государственной безопасностью.

  1. Система и полномочия государственных органов управления в области обороны.

  2. Всеобщая воинская обязанность, особенности комплектования Вооруженных Сил России; правовые акты органов военного управления и особенности военно-административных правонарушений.

  3. Система и полномочия органов управления в области охраны государственной безопасности. Внешняя разведка.

  4. Охрана государственной границы, государственной и служебной тайны.

  5. Государственная охрана высших органов государственной власти и их должностных лиц.


2


2




опрос

7.

Административно-правовое регулирование внутренними делами.

  1. Система и правовое положение органов управления внутренними делами. Система органов управления внутренних войск МВД России.

  2. Милиция и ее органы управления. Криминальная местная милиция.

  3. Прохождение службы в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России.

  4. Обеспечение общественной безопасности (патрульно-постовая служба, дорожного движения, разрешительной системы, пожарной охраны).


4


4




Контрольная работа

8.

Административно-правовое регулирование управления образованием, наукой, культурой

  1. Система органов управления наукой. Научные учреждения и сообщества.

  2. Основы законодательства РФ о культуре. Система органов управления культурой.

  3. Организация издательского дела.

  4. Задачи и функции комитета кинематографии.


4


4




опрос


9.

Динамика и перспективы развития административно-правового регулирования.

  1. Особенности развития российского административного права.

  2. Современное состояние и тенденции развития административно-правовых отношений в РФ.


4


4






^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Следует учитывать, что часть курса изучается студентом самостоятельно.

Подготовка современного специалиста предполагает, что в стенах вуза он овладеет методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования. Это определяет важность активизации его самостоятельной работы. С целью организации данного вида учебных занятий необходимо в первую очередь использовать материал лекций и семинаров. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями.

Самостоятельная работа формирует творче­скую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, способность вычленять главное, совершенствует приемы обобщенного мышления.

Самостоятельно изучается рекомендуемая литература, проводится работа с библиотечными фондами и электронными источниками информации, историко-психологической литературой, статьями из научных юридических журналов. Реферируя и конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, студенты глубже понимают вопросы курса.

Вниманию студентов предлагаются список литературы, контрольные вопросы и задания. По желанию студенты по интересующим вопросам могут написать рефераты, предварительно согласовав тему с преподавателем. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов для составления докладов. Требования к оформлению докладов и рефератов указаны в рабочей программе.

Лекции по Административному праву, как и другим юридическим дисциплинам, есть форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении основных теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме.

Одно из основных назначений лекций по административному праву состоит не только в получении необходимых знаний, но и в организации самостоятельной работы студентов.

Работать самостоятельно студент должен до лекции, во время лекции и после нее.

^ Подготовка студента к лекции. Восприятие лекции тем эффективнее, чем больше студент подготовлен к ней. Для этого совсем неплохо, во-первых, ознакомиться с вопросами темы по действующей программе учебного курса, и, по возможности, самому выделить основные, главные из них, во-вторых, постараться прочитать что-нибудь по теме, хотя бы соответствующую главу учебника (учебного пособия).

^ Работа студента на лекции. Важно сразу же психологически настроить себя на нужный лад, на внимательную работу в ходе лекции. Для этого надо подготовить тетрадь для ведения конспекта, другие необходимые материалы. Относительно конспектирования лекций нет единого мнения. Одни считают, что записи на лекциях должны ограничиваться фиксацией выводов, правил, закономерностей; другие, напротив, полагают, что записывать следует более подробно; мнение третьих сводится к тому, что вообще нет необходимости конспектировать лекцию, ибо у студента, который конспектирует, действует лишь слух, а мышление не работает.

Записывание лекции способствует лучшему ее усвоению, запоминанию. Процесс записи дольше поддерживает внимание и трудоспособность на лекции. Конспектирование лекций служит средством развития умственных способностей человека (мобилизует внимание, активизирует восприятие, мышление), вырабатывает умение в короткой и сжатой форме излагать мысли, развивает навыки литературного изложения, повышает культуру речи.

В лекции нередко сообщаются такие факты, научные данные, выводы и обобщения, которые еще не отражены в учебнике, не описаны систематически в научной юридической литературе. Новый научный материал может встретиться в различных научных источниках (статья, рецензиях, монографиях). В лекции же он обобщается, приводится в систему. Вот почему важно записывать лекцию. Наконец, конспект лекции – это опора для памяти, материал для подготовки к семинарским занятиям, к зачету, экзамену, а после окончания учебы – это полезный архив слушателя.

Конспектируя лекции, необходимо понять излагаемый материал. Даже дословное механическое записывание лекции без достаточного ее понимания пользы не принесет.

Конспект должен отражать основное содержание лекции, записанной своими словами, кратко, сжато и вместе с тем полно. Точно следует записывать определения, названия законодательных актов, выводы.

Лектор интонацией голоса, манерой изложения материала выделяет важное, основное, помогая тем самым студентам отделить главное от второстепенного. В тех случаях, когда лектор диктует (повторяет) отдельные положения, их следует обязательно записывать.

Важно фиксировать в конспекте и то, что преподаватель пишет на доске (схемы, графики, формулы и т.д.).

Записи в контексте должны быть расчлененными, графически четкими. В них должны быть заголовки, подзаголовки, абзацы, широкие поля, на которых студент может в процессе конспектирования записывать свои мысли, вопросы, свое отношение к излагаемому материалу.

^ Работа студента после лекции. Работу над конспектом следует продолжить и после лекции. Немаловажное значение имеет упорядочение записей лекции, которое заключается в определенной доработке конспекта – дополнении, исправлении новых терминов и т.д. Следует это делать систематически, в процессе работы над учебной монографической литературой.

Наконец, доработка конспектов заключается в освоении записей, схем, рисунков, сделанных в ходе лекции не всегда четко и точно.

Систематическая работа студентов над конспектами лекций (некоторые обращаются к ним только при подготовке к семинарским занятиям, зачету или экзамену) обеспечит им приобретение прочных и твердых знаний.

Целесообразно перед каждой новой лекцией просматривать записи предыдущей лекции.

Лекционный курс по настоящему учебному курсу имеет свою логику построения и развития. Эту логику постичь трудно или даже просто невозможно, если лекции будут посещаться студентами нерегулярно, с пропусками. Если лекция пропущена, то обязательно нужно восполнить образовавшийся пробел активной самостоятельной работой, акцентируя внимание на изучении тех вопросов, которые освещались в лекции. В этом случае возможно обращение за помощью к лектору на консультации, к коллегам-студентам.

Семинары – один из самых эффективных видов учебных занятий по административному праву, на которых студенты учатся творчески работать аргументировать и отстаивать свои мысли перед аудиторией, овладевать культурой речи, ораторским искусством, являются также действенной формой активизации самостоятельной работы студентов, формой ее учета и контроля.

^ Подготовка студентов к семинару. Основное в подготовке и проведении семинаров – это самостоятельная работа студента над изучением темы семинара. Семинарские занятия проводятся по специальным планам – заданиям, которые содержатся в учебных книжках и материалах, подготовленных на кафедре. Студент обязан точно знать план семинара либо конкретное задание к нему. В плане-задании семинарского занятия содержатся основные вопросы, выносимые на обсуждение, формулируются цели занятия и даются краткие методические указания по подготовке каждого вопроса, выполненного задания. Как правило, на семинаре обсуждаются узловые вопросы темы, однако там могут быть и такие, которые не были предметом рассмотрения в лекции. Могут быть и специальные задания к той или иной теме семинара, например, прочитать какую-нибудь книгу или ее раздел, статью для обсуждения на занятии. План-задание дополняется списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к семинарам, либо вести все записи (конспекты лекций и записи к семинарам) в одной тетради, предназначенной для изучения налоговой системы.

При подготовке к семинарам следует чаще обращаться к справочной литературе, полнее использовать консультации (групповые и индивидуальные, устные и письменные) с преподавателями, которые читают лекции и проводят семинары.

Таким образом, в процессе подготовке к семинарскому занятию рекомендуется:

ознакомиться с вопросами плана,

прочитать конспект лекции по изучаемой теме,

прочитать соответствующие главы учебников,

просмотреть перечень научных источников, предлагаемых в планах семинарских занятий, выбрав несколько из них для углубленного изучения данной темы,

ознакомиться с позицией авторов изучаемых произведений, законспектировать основные положения их концепций. Особое внимание следует уделить источникам, рекомендуемым преподавателем на лекции и семинарском занятии,

подготовить план ответа на каждый вопрос семинара. При этом должен быть использован как материал, полученный на лекции, так и почерпнутый из дополнительных литературных источников. Необходимо обратить внимание на дискуссионные вопросы изучаемой темы. Студент должен аргументировать высказываемую позицию, привести ссылки на труды ученых, обосновать собственный взгляд на проблему,

выучить определения понятий, составляющих основу данной темы.

^ Участие студента в работе семинара. Семинарское занятие открывается обычно вступительным словом преподавателя – руководителя семинара (3-5 минут). Затем выступают с небольшими 8-10 минутными докладами студенты. Докладчики (выступающие) назначаются руководителем семинара здесь же на занятии (как правило, из числа желающих). Доклады делаются устно, разрешается обращаться к записям (конспекту, выпискам из книг), к тексту Конституции Российской Федерации, законов и др. Однако нужно избегать сплошного чтения написанного текста. Следует стремиться к выражению мыслей своими словами, путем свободной устной речи. Не допускается зачитывание конспекта лекций. Докладчику задаются вопросы. После ответов на них желающие вносят коррективы и дополнения (до 5 минут). Руководитель семинара может вызывать студентов для ответов на отдельные вопросы при обсуждении доклада. Обсуждение докладов производится в свободной форме, в плане развития дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы. Семинар может быть проведен также и в порядке развернутой беседы, а также в форме обсуждения письменных докладов (рефератов), заранее подготовленных отдельными студентами по заданию преподавателя и прочитанных остальными до занятия, и в виде своеобразной читательской конференции по заранее прочитанной книге или ее разделам. Форма проведения семинара объявляется студентам заранее, чтобы у них была реальная возможность успешно подготовиться к активному участию в семинаре.

Выступление студента на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагается суть, теория рассматриваемого вопроса, дается анализ исторического, нормативного материала, закономерностей, принципов, категорий на основе достижений современной науки. Выдвинутые положения подкрепляются фактами, аргументами, доказательствами, примерами и иллюстрациями, взятыми из политико-правовой практики. В выступлении необходимо показать значение соответствующих научных положений для решения актуальных проблем. В ответах студентов должна быть самостоятельность, творческое отношение к содержанию освещаемого вопроса. Выступление должно быть грамотным в литературном отношении, должно отражать индивидуальность подготовки.

Активность каждого участника семинара проявляется и в том, как внимательно он слушает всех выступающих, стремится ли понять логику их рассуждений, замечает ли пробелы в их выступлениях, готов ли он вступать в дискуссию по обсуждаемому вопросу, поправить или дополнить других выступающих. Важно обращать внимание на материал, который является для студента новым; задавать вопросы выступающим как для уточнения их позиций, так и своих собственных; рекомендуется вести записи. Обсуждение заканчивается заключением руководителя семинара, которое необходимо внимательно прослушать, усвоить и записать данные им рекомендации, советы.

^ Работа студентов после семинара. Вполне естественно, что у студента и после семинара могут остаться невыясненными отдельные вопросы по финансовому праву. Целесообразно продолжить поиск ответов на них: обратиться к лектору или руководителю семинара, прочитать дополнительную литературу по данному вопросу. Полученный дополнительный материал, прочитанные работы целесообразно законспектировать. Это в дальнейшем будет полезно при подготовке к зачету.
^ СОВЕТЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ, НЕОБХОДИМОГО НА ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения данной учебной дисциплины очень важно правильно распределить временные и другие ресурсы. Это позволит закрепить теоретические знания, полученные в ходе прослушивания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой.

Сначала рекомендуется внимательно ознакомиться с тематическом планом, а также с рабочей программой по данной теме. Рабочая программа позволяет студентам лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний.

После этого необходимо изучить конспект лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой, рекомендованными к этой теме. К наиболее сложным вопросам темы целесообразно составлять конспект ответов. Студенты должны готовить все вопросы тематического плана и обязаны уметь давать определения основным категориям, которыми оперирует данная учебная дисциплина.

Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать понятиями и категориями.


^ ОПИСАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТА, ИЛИ «СЦЕНАРИЙ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ»
Изучение данного курса из-за специфики предмета подразумевает достаточно большой объем работы студента, включающий в себя:

  • работу над лекционным материалом;

  • изучение и конспектирование учебных пособий, специальной литературы, научной периодики, нормативного материала;

  • написание рефератов, контрольных работ;

  • ответы на вопросы и решение задач по курсу;

  • подготовка к экзамену.

В ходе самостоятельной работы над материалами студент должен стремиться к максимальному достижению следующих целей:

  • ознакомление с учебным и специальным методическим и нормативным материалом;

  • конспектирование полученной в результате изучения информации, ее анализ и осмысление;

  • определение круга проблемных вопросов и их разрешение по мере возможности.

Конспектирование материала предполагает под собой определение основных положений источника, их сопоставление с остальным правовым полем, внесение в конспект наиболее важных положений и выводов, а не механическое переписывание текста.

Кроме того, специфика предмета требует ознакомления студентов со специальной литературой, большую часть из которой составляют нормативные правовые акты, судебная практика, монографии. Сами по себе нормативные правовые акты и судебная практика, представляют определенную трудность из-за изучения большого количества норм. Студент в обязательном порядке должен выяснить значение всех незнакомых терминов, во избежание невозможности уяснения материала из-за пробела в терминологии. Конспектирование нормативных правовых актов может вызвать сложности, в связи с чем, конспектировать следует только наиболее важные моменты с использованием схем и таблиц, а также сравнительного анализа норм. Форма конспекта может быть различной, но она должна выполнять главное назначения - дать возможность студенту при ответе на семинарском занятии полно раскрыть материал, воспользовавшись полученными при изучении материала знаниями, творчески изложить изученный материал при написании реферата и подготовиться к сдаче экзамена в объеме, задаваемых по предмету вопросов.

В ходе самостоятельной работы студент должен подробно изучить и дать ответ на ряд дополнительных вопросов; пользуясь полученными в процессе обучения и в ходе самостоятельной работы знаниями, студент должен уметь дать правовой анализ конфликтным ситуациям и разрешить их с применением нормативных правовых актов.

^ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛОВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на параграфы каждого из разделов, в которых дается подробное описание стратегии поведения студента на каждом этапе изучения данной дисциплины.

Специфика в изучении раздела «Методические рекомендации по изучению дисциплины» настоящего комплекса проявляется в том, что в нем даны советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины; рекомендации по работе с литературой; по подготовке к экзамену; по работе с тестами.

Специфика в изучении раздела «Учебно-методические материалы» настоящего комплекса проявляется в том, что в нем представлены все необходимые для полноценной подготовки ко всем вопросам каждой из тем предмета материалы. Это и план проведения занятий (с подробным разъяснением механизма каждой из его форм), и вопросы, выносимые на обсуждение, и список дополнительной литературы по каждой теме и т.д.

Прежде чем приступить к выполнению заданий для самоконтроля, необходимо изучить лекционный материал по данной теме, рекомендуемые основные и дополнительные монографии, учебные пособия.

^ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ
Работа с основной и рекомендуемой литературой по данной дисциплине представляет сложный и поэтапный процесс.

Цель изучения литературы состоит в том, чтобы сформировать собственное суждение (умозаключение) по данному вопросу, определить структуру и содержание ответа (доклада, реферата).

При подборе литературы отдается предпочтение источникам более высокого уровня (учебникам, учебным пособиям, законам, постановлениям государственных органов, другим нормативным актам), а затем подбираются конспекты лекций, статьи в журналах и газетах по их наименованиям и заголовкам. При этом в первую очередь используются материалы более поздних сроков издания. При необходимости могут подбираться и использоваться справочники, ежегодники, отчетные и статистические материалы.

Перед просмотром литературы на каждый учебный вопрос заготавливается карточка, озаглавленная наименованием вопроса, на который записываются относящиеся к нему источники информации.

При просмотре литературы по оглавлению (либо по содержанию, по наименованию глав, разделов и подразделов) выделяется нужная информация, определяется ее уровень (ранг), объем и номера страниц, степень важности (основная или дополнительная) и записываются эти данные в карточку того учебного вопроса, к которому относится содержащаяся в этом материале информация. Заканчивается просмотр литературы классификацией (группировкой) отобранных источников по учебным вопросам.

Потом студенты изучают литературные источники в последовательности, соответствующей их расположению по учебным вопросам, начиная с источников более высокого уровня, делая при этом записи (выписки) в тетрадях для практических занятий наиболее важных положений, которые могут быть использованы при ответе на них.

В зависимости от требований плана семинара, сложности вопроса и уровня подготовки студентов результат изучения литературы может быть оформлен в виде плана (структуры) ответа, тезисов ответа (доклада) или полного текста доклада (реферата).

Последний вариант наиболее приемлем для научных семинаров, при выступлении на семинаре в форме доклада или реферата по наиболее сложным комплексным вопросам (проблемам).

^ При подготовке к семинару необходимо внимательно ознакомиться с планом-заданием семинара и другими материалами, уяснить вопросы, содержание задания. Рекомендуется составить план подготовки к семинару, обращая внимание не только на то, что надо сделать, но и в какие сроки, каким путем.

Затем нужно подобрать литературу и другой необходимый материал (через библиотеку, в процессе консультаций с преподавателем, на кафедре и др.). Прежде всего, студенту необходимо обратиться к своим конспектам лекций и соответствующему разделу учебника.

После этого можно приступить к изучению специальной литературы, нормативного материала. Изучение всех источников должно идти по пути поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы: нужно выписать в словарик и выучить термины. Вся работа должна найти отражение в выписках, заметках на полях конспектов лекций, сборников нормативно-правовых актов и др.

Завершающий этап подготовки состоит в составлении развернутых планов выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Студенты должны быть готовы к докладу по каждому вопросу плана семинара (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут).

^ При выполнении курсовой работы необходимо, прежде всего, выбрать, из нижепредлагаемой тематики, вопрос, который он хочет исследовать. Можно предложить собственную тему исследования, предварительно согласовав ее с научным руководителем. Выбор темы определяется уже накопленной студентом суммой знаний по финансовому праву и смежным дисциплинам.

Далее необходимо ознакомиться с литературой, рекомендованной в учебной программе по данной теме, с систематическими каталогами библиотек по интересующей проблематике, а также с различными библиографическими справочными изданиями, сносками и ссылками в различных учебниках и монографиях. Поощряется при написании работы привлечение иностранной литературы.

Составленный список, необходимой для изучения литературы, согласовывается с научным руководителем. После чего выясняется её наличие в библиотеках города. В случае если нужных изданий в городе нет, рекомендуем Вам своевременно заказать их из других городов России по межбиблиотечному абонементу (МБА): студенты пользуются этой услугой бесплатно - в Научной библиотеке Волгоградского государственного университета. Заказы выполняются, как правило, в 30-ти дневный срок.

В процессе работы над литературой, целесообразно вести конспектирование (нужно указывать источник, откуда почерпнута информация и его полные выходные данные (ФИО автора, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц в книге), записывать страницы, откуда производится выписка).

На основании собранного материала, нужно составить план курсовой работы и показать его научному руководителю.

При написании работы необходимо помнить следующее:

работа, не имеющая самостоятельного характера и представляющая собой механически списанные куски из различных источников, возвращается студенту для доработки, либо полного переделывания, при этом преподаватель вправе поставить студенту оценку «неудовлетворительно»;

небрежно и безграмотно написанные работы, также возвращаются;

если в работе приводится цитата из какого либо источника, то её необходимо заключить в кавычки, а над ними поставить цифру, обозначающую номер сноски. Этот же номер указывается под текстом внизу страницы и рядом с ним пишется источник, откуда произведено цитирование (ФИО автора, название работы, год издания, издательство, том, страница);

в ссылках на нормы права должен указываться полностью нормативный акт, дата его издания, номер нужной статьи и полные сведения об источнике, в котором акт опубликован;

цитирование нормативного акта со ссылкой на различные компьютерные правовые системы, без указания источника официального опубликования документа не допускается;

страницы работы должны быть пронумерованы;

в список литературы вносятся только фактически использованные источники;

библиография составляется в следующей последовательности: нормативные акты (по юридической силе (нормы международного права, Конституция РФ, федеральные конституционные законы и т.д. по убывающей) и с учётом даты издания (от наиболее долго действующих - к не давно принятым)); другие источники в алфавитном порядке.

курсовая работа должна быть представлена в срок, установленный для её приёма кафедрой теории государства и права, с учётом требований учебно-методического отдела Волгоградского государственного университета;

студенты, не представившие работы в срок, получают академическую задолженность;

После того, как работа будет проверена, преподаватель-рецензент разрешает вопрос о допуске её допуске к защите. В процессе защиты студент излагает содержание работы (7-8 минут), комментирует те замечания, на которые указано в рецензии и отвечает на вопросы членов комиссии и слушателей. В зависимости от результатов защиты, содержания курсовой работы и рецензии на неё, выставляется оценка.
^ СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ
В процессе подготовки к экзамену рекомендуется:

1) ознакомиться с перечнем вопросов, выносимых на экзамен.

2) повторить, обобщить и систематизировать информацию, полученную на протяжении всего учебного года в процессе слушания лекций; чтения учебников, учебных пособий, монографий, сборников научных статей, журналов и газетных публикаций, предлагаемых для углубленного изучения той или иной темы.

3) просмотреть конспекты лекций; конспекты, содержащие основные положения концепций авторов, работы которых изучались в ходе подготовки к семинарским занятиям; планы ответов на вопросы семинарских занятий.

4) выучить определения основных понятий и категорий.

Следует помнить, что преподаватель на экзамене проверяет не только уровень запоминания учебного материала, но и то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Критериями при выставлении оценки являются правильность ответов на вопросы, полнота ответа, степень использования научных и нормативных источников, умение связывать теорию с практикой, логика и аргументированность изложения, грамотное комментирование, привидение примеров, культура речи. Это значит, что преподаватель оценивает как знание данного предмета, так и форму изложения их студентом.
^ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПОВОДУ РАБОТЫ С ТЕСТОВОЙ СИСТЕМОЙ КУРСА, ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
После изучения каждой темы Вам предложено выполнить тестовые задания. Специфика выполнения данных заданий заключается в том, что они составлены по всем темам, входящим в один из трех предусмотренных модулей. Тесты охватывают наиболее важные, сложные вопросы тем, а также те вопросы, которые в соответствии с тематическим планом (указан в рабочей программе дисциплины) были отведены для самостоятельного изучения.

В тесте предусмотрены различные варианты ответов и поэтому необходимо быть внимательным при их решении.

Одной из важных форм самостоятельной работы студента является письменная работа. Варианты контрольных работ определяются (ежегодно) кафедрой теории государства и права.

Контрольная работа является средством проверки ус­воения студентом нормативного материала и развития его навыков в практическом применении правовых знаний.

Для написания контрольной работы план составлять не нужно, поскольку она включает две задачи или составление процессуальных документов и теоретический вопрос. Ответы на вопросы должны быть развернутыми, теоретически аргу­ментированными. Их нужно сопровождать ссылками на ис­точники и статьи законодательства.

Реферат по дисциплине «Административное право» представляет собой доклад на определенную тему. Он включает в себя обзор соответствующих литературных и дру­гих источников или изложение сути книги, статьи, исследования. Реферат - это сокращенный пересказ содержания первичного до­кумента с основными фактическими сведениями и выводами.

Написание реферата практикуется в учебном процессе вуза в целях приобретения студентами необходимой профессиональной подготовки, развития навыков самостоятельного изучения литера­туры по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного и т.п.

Весь процесс работы над рефератом включает в себя:

  • выбор темы;

  • подбор литературы и иных источников, их изучение;

  • составление плана;

  • написание текста работы и ее оформление.

Работу над рефератом следует начинать с общего ознаком­ления с темой путем прочтения соответствующего раздела учеб­ника, конспектов лекций. После того как общее представление о теме сложилось, студенту следует изучить литературные и иные источники. В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический ма­териал. План реферата должен быть составлен таким образом, что­бы он раскрывал название работы.

Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержащего суть пробле­мы и заключения, где формируются выводы, оценки. Материал должен быть изложен кратко, точно, последовательно.

Объем реферата - от 8 до 15 печатных страниц. На титуль­ном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное на­именование темы реферата, свою фамилию и инициалы, а также

Оформление научного аппарата заслуживает особого внима­ния и, прежде всего подстрочные сноски. Сноски делаются внизу страницы, под чертой. Сноска должна быть полной с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года изда­ния, страницы, с которой взята цитата. Для статьи из журнала, сборника обязательна фамилия и инициалы автора, название ста­тьи, затем название журнала или сборника статей, год издания и номер (выпуска), а для газетной статьи кроме названия и года из­дания также дата выпуска.

Содержание реферата докладывается на семинаре, кружке, конференции. Предварительно подготовив тезисы доклада, сту­дент в течение 7-10 минут кратко излагает основные положения своей работы.

Учебно-методические материалы (УММ)


  1. Лекции


^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ I

Административное право - отрасль российского права
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административное право Российской Федерации» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «административное право»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Административное право» цикла опд по специальности 030501. 65 «Юриспруденция». –...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административное право Российской Федерации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «муниципальное право»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Муниципальное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административное право Российской Федерации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «административное право...
Предназначен для студентов юридических специальностей, дневной, заочной форм обучения, обучающихся по кредитной технологии
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административное право Российской Федерации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Жилищное право» разработан...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой гражданского права юридического факультета юфу (Протокол № от )
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административное право Российской Федерации» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине земельное право...
Моисеева Е. В. Земельное право: Учебно-методический комплекс. Тверь: тф мгэи, 2010. – 156 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административное право Российской Федерации» iconУчебно-методический комплекс по особенной части учебной дисциплины
К ним следует, прежде всего, отнести: конституционное право, административное право, уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административное право Российской Федерации» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины правоведение (право) По направлению
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Теории и истории государства и права
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административное право Российской Федерации» iconУчебно-методический комплекс Ростов-на-Дону 2011 федеральное государственное...
Управление персоналом: Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д.: Юриф ранхиГС, 2011. 44 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административное право Российской Федерации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международное частное право»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административное право Российской Федерации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «некомерческий коммуникации»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры маркетинга (протокол №1 от 14 сентября 2010 г.)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница