Пигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс дисциплины


НазваниеПигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс дисциплины
страница1/12
Дата публикации04.04.2013
Размер1.92 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г.РАЗУМОВСКОГО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Направление подготовки: для всех направлений подготовки
Профиль подготовки: для всех профилей

Степень выпускника: Бакалавр
^

Форма обучения: все формы обучения



Москва – 2011


УДК 577.12:664

Обсужден и одобрен на заседании кафедры «Педагогики и психологии» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № 7 от 14.04.2011г.).

Утвержден на заседании Совета института «Социально-гуманитарных технологий » Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (протокол № 8 от 21.04. 2011г.).

Составители:

Пигарева Татьяна Павловна – старший преподаватель кафедры педагогики и психологии.

^ Муратова Майя Давлатовна – к.п.н, доцент кафедры «Педагогика и Психология»

Рецензенты:
Шишов Сергей Евгеньевич доктор педагогических наук, профессор
Матвеева Татьяна Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент.


^ Пигарева Т.П., Муратова М.Д.

Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс дисциплины. – М.: МГУТУ, 2011. – 185 с.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла учебного плана составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для всех направлений подготовки бакалавров.

Учебно – методический комплекс предназначен для студентов всех форм обучения.
©Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского, 2011.

109004, Москва, Земляной вал, 73

© Пигарева Т.П., Муратова М.Д.
СОДЕРЖАНИЕ:


^ I.РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. 4

Лабораторный практикум должен быть полностью обеспечен учебными и методическими пособиями по каждой работе, а также средствами измерений и приборами, лабораторной посудой и реактивами, необходимыми для учебного процесса. Перед проведением лабораторных занятий студенты должны освоить требуемый теоретический материал и процедуры выполнения лабораторных работ по предварительно полученным учебным и методическим материалам. 28

Повысить эффективность проведения лабораторных занятий возможно за счет использования информационного инструментария лабораторного практикума, расширяющих диапазон исследования и анализа результатов определения качества Статистические методы в педагогическом исследовании 28

Модуль 1. Структурные и коммуникативные свойства языка. 29

^ II.ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ. 62

III.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. 72

Текст 1 85

Текст 2 85

Текст 3 86

Текст 4 86

Текст 5 86

^ IV.ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (ОБУЧАЮЩИЕ, КОНТРОЛИРУЮЩИЕ). 88

V.ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ИЛИ ЗАЧЕТУ. 136

VI.УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ИЛИ КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ. 138

^ VII.КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. 173

http://www.slovari.ru/ Электронные словари онлайн. Грамматика. Служба русского языка 176

VIII.МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. 177


  1. ^

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.



1. Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» являются:

- приведение в систему имеющихся знаний по русскому языку и культуре речи, ликвидация пробелов в области орфографии, синтаксиса, практической стилистики;

- изучение функциональных стилей русского литературного языка, расширение лексического запаса слов, необходимого для успешного осуществления профессиональной деятельности, формирование профессионального тезауруса;

- развитие устной и письменной речи в соответствии с задачами общепрофессиональных и специальных дисциплин, с требованиями к профессиональной подготовке специалиста;

- совершенствование познавательных способностей, развитие умений и навыков культуры умственного труда.

Задачами дисциплины «Русский язык и культура речи» являются: повышение общей культуры речи, уровня орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности, формирование и развитие необходимых знаний о языке и профессиональном общении в российской и мировой практике, а также навыков и умений в области деловой и научной речи, написания и защиты учебно-научной работы.
Место дисциплины в структуре ООП

Данная дисциплина относится к дисциплинам по выбору (Б 1.3.2.) гуманитарного социально-экономического цикла.

Базовыми для усвоения курса «Русский язык и культура речи» являются знания, полученные при изучении школьных курсов «Русский язык», «Русская литература».

Дисциплина «Русский язык и культура речи» является основой для грамотно оформленных, логически построенных устных ответов и письменных работ по всем остальным изучаемым курсам учебного плана.

Кроме того, культура речи – неотъемлемое качество успешного педагога, одна из основ результативного педагогического воздействия.

Ознакомление с особенностями научного стиля дает студентам возможность осваивать его на практике – при написании курсовых работ, выполнении научных исследований, подготовке к студенческим научным конференциям. Официально-деловой стиль, основы которого изучаются на занятиях, способствует получению знаний, умений и навыков, необходимых педагогам в их будущей профессиональной деятельности.

Уровень входных знаний определяется через тестирование, которое проводится на первом практическом занятии по данной дисциплине.

Входным контролем являются результаты ЕГЭ.
^ 2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

  • готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

  • способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

^ Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

- основные формы существования национального языка;

- нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;

языковые нормы (орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические,

орфографические, пунктуационные);

- типы речевых и грамматических ошибок;

- функциональные стили современного русского языка и особенности и взаимодействия;

- сферу функционирования, жанровое разнообразие и языковые особенности официально-делового стиля;

- речевые нормы учебной и научной сфер деятельности;

- особенности устной публичной речи; основные виды аргументов;

- правила подготовки к публичному выступлению (выбор темы, цель речи, поиск

материала, начало, развертывание и завершение речи);

- основные единицы общения;

- правила невербальной коммуникации в профессиональном общении.
Уметь:

- логично, точно выражать свои мысли в письменной и устной форме;

- правильно ставить ударение в словах, образовывать грамматические формы

знаменательных частей речи, употреблять синтаксические конструкции;

- пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка;

- анализировать тексты, относящиеся к различным функциональным стилям;

- использовать языковые формулы официальных документов;

- составлять документы распорядительного, инструктивно-методического, коммерческого

- характера в соответствии с правилами их оформления;

- использовать нормы научного стиля речи в учебно-исследовательской работе;

- грамотно формулировать тему, проблематику, цели и задачи научного исследования;

- составлять конспект, реферат, аннотацию, тезисы;

- осуществлять отбор языковых средств в публицистическом стиле;

- использовать знания по русскому языку в профессиональной деятельности и межличностном общении.
Владеть:

- навыками грамотного письма и говорения;

- делового общения;

- ведения дискуссии и полемики;

-оформления и редактирования делового, научного и публицистического текста с использованием современных информационных технологий.

^ 3. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, зачетных единиц- 2 единицы. 1 зачётная единица равна ориентировочно 36 академическим часам. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы представлено в таблице 1.

Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы
^ Очная форма обучения

^ Вид учебной работы

Зачетные единицы

Академические

часы

Полн.

I проф.

Полн.

II проф.

Сокр.

I проф.

Сокр.

II проф.

Полн.

I проф.

Полн.

II проф.

Сокр.

I проф.

Сокр.

II проф.

Общая трудоемкость дисциплины

2

2

2

2

72

72

72

72

Аудиторные занятия (всего)

0,8

0,8

0,7

0,7

28

28

24

24

В том числе:

























Лекции

0,2

0,2

0,3

0,3

8

8

12

12

Лабораторные работы (ЛР) или практические занятия (ПР) или семинарские занятия

0,6

0,6

0,3

0,3

20

20

12

12

^ Самостоятельная работа (всего)

1,2

1,2

1,3

1,3

44

44

48

48

В том числе:

























Самостоятельное изучение отдельных тем модулей

























Подготовка контрольных работ

























Подготовка курсовых проектов (работ)

























Изучение тем лекций

























Подготовка к рубежному контролю

























Подготовка к промежуточной аттестации (зачет)

























^ Контроль (всего)

























В том числе

























Входной, текущий, рубежный

























Промежуточная аттестация (зачет)













2

2

1

1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Пигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Пигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Пигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс дисциплины iconТемы рефератов. Актуальность изучения дисциплины «Русский язык и...
Актуальность изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в системе высшего образования
Пигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык с основами языкознания»
Составитель: Деньгина Т. В., доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования
Пигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс дисциплины iconКоллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник
«Русский язык и культура речи». Мотив очевиден: коммуникативная компетенция многих выпускников нефилологических вузов, в которых...
Пигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины правоведение (право) По направлению
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Теории и истории государства и права
Пигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Пигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Имиджелогия» По...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой менеджмента. Протокол от 12 марта 2007 г. №8
Пигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины детская нейропсихология специальность...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Пигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины речевая коммуникация...
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница