Общие направления развития страны на современном этапе (2008-2010)


Скачать 136.4 Kb.
НазваниеОбщие направления развития страны на современном этапе (2008-2010)
Дата публикации04.04.2013
Размер136.4 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (2008-2010)

Выборы. Важным этапом в плане укрепления стабильности нового постсоветского режима и преемственности власти становятся президентские выборы 2008 года. в качестве кандидатов на должность президента были выдвинуты кандидатуры лидера думских коммунистов Г. Зюганова и лидер ЛДПР В. Жириновский, а так же А. Богданов, рассчитывавший собрать часть правого электората. Кроме того, качестве кандидата выставлял свою кандидатуру представитель либеральных прозападных кругов бывший премьер М. Касьянова, однако в последствии Центральная избирательная комиссия не допустила его к выборам, сославшись на многочисленные нарушения в ходе сбора подписей в его поддержку. В этих условиях власть так же решила выставить единого кандидата. Консолидированным кандидатом власти становится Дмитрий Анатольевич Медведев. Его кандидатура была напрямую поддержана В.В. Путиным. Весомо прозвучало решение Путина согласиться возглавить Правительство после своего ухода с президентского поста. Это ещё более укрепило позиции в предвыборной гонке Д.А. Медведева, который в глазах многих граждан страны превращался в преемника Путина. Президентские выборы прошли 2 марта 2008 года. По данным ЦИК за Медведева было подано 70% голосов, а 7 мая он вступил в должность Президента Российской Федерации. Ещё днём позже Государственная Дума утвердила В.В. Путина на посту Председателя Правительства Российской Федерации утвердила внесённую новым президентом Медведевым кандидатуру В.В. Путина. Проблема преемственности власти и стабильности правящего слоя была решена.

Возглавив государство, Д.А. Медведев обозначил чётко обозначить свои приоритеты во внутренней и внешней политике. 12 июня 2008 им была принята новая Концепция внешней политики России Во многом в ней был закреплён курс прежнего руководства страны. Но постепенно начали вырисовывать и некоторые элементы новаторства. В одной из бесед с главой ФРГ А. Меркель В.В. Путин сказал, что Медведев, так же, как и он сам — “русский националист в хорошем смысле слова”. В действительности это высказывание нуждается в уточнении. В большей мере новый президент являлся либералом. Сам Д. Медведев не стал открыто оспаривать слова своего предшественника, но поспешил пояснить, что речь в данном случае идёт об отношении Российской Федерации с другими государствами: “На внешнеполитическом и внешнеэкономическом треке, — отметил он, отвечая25 марта 2008 годана вопросы британской газеты “Файнэншл таймс”, — нельзя быть ни либералом, ни консерватором, ни демократом, а нужно исходить из безусловного приоритета интересов своей страны”.

Очень скоро новому президенту представилась возможность делом доказать приверженность такому подходу к вопросам внешней политики. Это было связано с чрезвычайно опасной ситуацией, сложившейся на южных рубежах Российской Федерации — на Кавказе. 8 августа 2008 года тбилисский режим М. Саакашвили начал неспровоцированную военную агрессию против одной из самопровозглашённых кавказских республик — Южной Осетии, которая прежде, во времена Советского Союза, являлась автономией в составе Грузинской ССР. Позже, когда в 1991—1992 годах в Тбилиси к власти пришли радикальные националисты, они провозгласили лозунг «Грузия — для грузин”. В Южной Осетии и других грузинских автономиях Абхазии и Аджарии начались этнические чистки негрузинского населения. Это спровоцировало автономии на отделение и провозглашение независимости. Десятилетиями шедшие переговоры о статусе Южной Осетии и Абхазии не давали тех результатов, которые ожидал официальный Тбилиси. После государственного переворота 2004 года, названного “революцией роз”, Саакашвили, при прямой поддержки некоторых реакционных кругов США, Израиля, Польши, Украины, Чехии и Прибалтийских государств, начинает подготовку силового решения вопроса. Произошло полное перевооружение грузинской армии, ставшей, по мнению многих военных экспертов, одной из лучших на постсоветском пространстве.

За несколько часов до начала агрессии, М. Саакашвили громогласно заявил, что готов к новому раунду переговоров с мятежными провинциями и предоставлению им самой широкой автономии в составе Грузии. Как показали дальнейшие события, это был лишь дипломатический жест, направленный на обман мировой общественности, т.к. план нападения на Южную Осетию уже был составлен и утверждён, он получил циничное название “Чистое поле”, т.к. предусматривал полное уничтожение и вытеснение осетинского народа с мест его проживания. Вслед за разгромом Южной Осетии Саакашвили планировал повторить аналогичную операцию и против независимой Абхазии. В ночь с 7 на 8 грузинские крупнокалиберные орудия, системы залпового огня «Град» и военная авиация обрушили на столицу Южной Осетии город Цхинвал ураган огня. Через некоторое время началось широкомасштабное наступление грузин, на улицы Цхинвала вошли грузинские танки. Время агрессии было выбрано очень удачно — в этот день в Пекине начались летние Олимпийские игры и внимание всех мировых средств массовой информации были сосредоточены на этом событии. В действиях Западных СМИ прочитывается не только растерянность перед внезапностью совершенной режимом Саакашвили авантюры, но и вполне определённое стремление замолчать причины и характер агрессии. Это делалось для того, что бы позже обвинить в развязывании войны Россию.

Однако ни расчёты военных преступников в Тбилиси, ни расчёты их западных вдохновителей не оправдались. Несмотря на возможные внешнеполитические проблемы, российское руководство приняло решение не оставаться в стороне, а прийти на помощь Южной Осетии, большинство граждан которой давно уже приняли российское гражданство. Д.А. Медведев позже вспоминал, как непросто, из-за колоссальной ответственности, было принимать решение о вводе российских войск в Южную Осетию. Приказ о выдвижении российской бронетехники в сторону связывающего Северную и Южную Осетию Рокскому тоннелю началось утром 8 августа 2008 года, а в районе обеда первые российские танки перешли границу Южной Осетии. В 15 чесов 30 мин. Д.А. Медведев выступил с обращением. В нём, помимо прочего, отмечалось: “Сегодня ночью в Южной Осетии грузинские войска, по сути, совершили акт агрессии против российских миротворцев и мирных жителей… Действия грузинской стороны привели к человеческим жертвам… В соответствии с Конституцией и федеральным законодательством как Президент Российской Федерации я обязан защищать жизнь и достоинство российских граждан, где бы они не находились… Мы не допустим безнаказанной гибели наших соотечественников. Виновные понесут заслуженное наказание”.

Военная операция по принуждению агрессора к миру официально начались. Её следствием стал полнейших разгром армии Саакашвили и всей военной инфраструктуры, созданной грузинской военщиной. Уже к 12 августа, т.е. всего за пять дней, все основные задачи, которые ставило политическое руководство РФ перед российской армией, были с честью выполнены. Военная авантюра режима Саакашвили стоила осетинскому народу огромных жертв. Был почти полностью разрушен город Цхинвал, погибло, по приблизительным оценкам, не менее полутора тысяч человек — преимущественно мирных жителей. Помощь братскому народу недёшево обошлась и России. В ходе боевых действий наши потери составили 64 человека убитыми, 323 человека получили ранения. Потери грузинской армии оказались существенно выше, но официальный Тбилиси попытался замолчать их.Пятидневная война, как её стали называть, стала первой в послесоветской истории страны войной с внешним агрессором, посягавшим на жизнь и свободу российских граждан. По мнению многих наблюдателей как в нашей стране, так и за рубежом, большую роль в достижении военной победы и её политическом закреплении сыграл новый президент страны. Важнейшим результатом войны за свободу и независимость Северной Осетии и Абхазии стало их официальное признание Российской Федерацией. В связи с этим 26 августа 2008 года Д. Медведевым было оглашено заявление. В нём отмечалось:

“Президенты Южной Осетии и Абхазии, основываясь на результатах референдумов и решениях республиканских парламентов, обратились к России с просьбой о признании государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии. Совет Федерации и Государственная Дума проголосовали в поддержку этих обращений… Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года о принципах международного права…, Хельсинским Заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами – я подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии. Россия призывает другие государства последовать её примеру. Это нелёгкий выбор, но единственная возможность сохранить жизни людей”.

Одним из негативных последствий войны с Грузией и дипломатического при знания двух новых кавказских государств стало наметившееся охлаждение взаимоотношений со странами Запада, особенно с американской администрацией, возглавляемой республиканцами Дж. Бушем младшим, К. Райз и др. Однако надежды некоторых новых членов НАТО, прежде входивших в советскую зону влияния, призывавших к полной дипломатической изоляции Российской Федерации, не оправдались — т.н. страны “Старой Европы” (прежде всего Франция, Германия, Италия) решительно не поддержали подобных планов. В свою очередь Д. Медведев осудил попытки диктовать Российской Федерации, какую внешнюю политику ей проводить, а так же претензии Дж. Бужа на мировое господство Соединённых Штатов. Так, выступая 8 октября 2008 года на Конференции по мировой политике в Эвиане, он подверг критике проводимый американским руководством курс после 11 сентября 2001 года и свержения режима талибов в Афганистане, когда, по его справедливому утверждению, “началась череда односторонних действий”. Вскоре взаимоотношения с Западом начали нормализоваться. Одни из проявлений этого становится неоднократно высказываемые Медведевым предложения по созданию новой, более эффективной системы европейской безопасности, а так же постоянное участие российского лидера в заседаниях Большой восьмёрки. Особенно укрепились российско-американские отношение после победы на президентских выборах в США нового президента от демократической партии Барака Обамы. Новая американская администрация объявила о “ перезагрузке” в отношениях между нашими странами. Важнейшим результатом наметившихся перемен стало подписание 8 апреля 2010 в Праге главами обоих государств Договора о сокращении стратегических наступательных вооружении. Удалось так же развязать некоторые давние узлы и на постсоветском пространстве. В частности, переговоры с новым президентом Украины В.Ф. Януковичем позволили подписать т.н. Харьковские соглашения о продлении базирования российского Черноморского флота в Севастополе после 2017 года.

Во внутренней политике, гораздо более, чем во внешней на действиях нового президента сказывалась его приверженность либеральным ценностям. Уже в первом же своём публичном заявлении на новом посту 7 мая 2008 года Медведев заявил о том, что своей основной задачей считает “дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых гражданских возможностей”. С самого начала новый президент всячески показывал, что той социальной силой, на которую он намерен опираться является бизнес, прежде всего крупные, а так же средние и мелкие предприниматели. Защиту их прав, прежде всего право собственности и свободной предпринимательской деятельности он считает важнейшей своей задачей даже в тех случаях, когда интересы буржуазии входят в противоречие с интересами государства. Этот подход проявился уже в мае 2008 года, когда Медведев подписал указ “О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности”. Всеми памятны прозвучавшие публично 31 июля 2008 года требования нового президента “перестать кошмарить бизнес”.

Приоритетный учёт интересов бизнес-сообщества, прежде всего банковской олигархии и крупных компаний, определял экономическую политику властей в период острой фазы стартовавшего в 2008 году мирового кризиса. В основном антикризисные мероприятия в этот период сводились к мощной финансовой поддержки банков за счёт государственных средств. Результатом стало серьёзное сокращение золото-валютных резервов и Стабилизационного фонда Российской Федерации. Не смотря на весь комплекс означенных антикризисных мероприятий, по данным Росстата, опубликованным в январе 2009 года, масштаб падения доходов населения практически удвоился, почти достигнув 12 %, а размер реальных зарплат составлял 4,6%. Годовые темпы падения ВВП и реального производства составляли, по разным оценкам, до 10 %. В то же самое время, по данным хорошо информированного в этих вопросах журнала “Форбс” (Forbes), количество долларовых миллиардеров в нашей стране за годы кризиса почти удвоилось, увеличившись с 32 до 62 человек.

Медведев продолжил политику своих предшественников по укреплению вертикали власти. Одним из важнейших шагов президентства Д. Медведева стала самая масштабная с 1993 года конституционная реформа. В послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года он предложил продлить полномочия президента РФ до шести, а нижней палаты парламента — до пяти лет. Предложения Медведева встретили полярные оценки. Как и следовало предполагать, проправительственные и пропрезидентские партии выразили им полную поддержку. Но и среди сторонников поправок к Конституции была широкая палитра разноречивых суждений. В частности, некоторые предполагали, что Медведев, будучи фигурой временной, просто готовит приход В.В. Путина в Кремль. Однако пресс-секретарь Путина развеял эти слухи, показав, что никто не заинтересован в досрочной отставке нового президента. Увидев в конституционной реформе очередные шаги по завинчиванию гаек и превращения Российской Федерации в полицейское государство, против инициативы Медведева выступили некоторые оппозиционные деятели, но они были в явном меньшинстве. Когда 19 ноября 2008 г. поправки голосовались в Госдуме, против проголосовали только коммунисты (фракция КПРФ), а партия Жириновского (ЛДПР) в голосовании не участвовало. Такую же полемику в обществе вызвали и некоторые другие реформаторские замыслы Медведева, в частности закон “О полиции”. Помимо прочего, важность и новизна этого закона состоит в том, что это первый закон, проект которого был вывешен в интернете для его обсуждения в формате сетевого общения. После публикации закона летом 2010 в сети появились тысячи предложений, поправок и комментариев. Правда большинство не специалистов обращали внимание не на суть закона, а на предложение Медведева переименовать милицию в полицию. Многие молодые блогеры и ветераны МВД видели в этом параллели с недоброй памяти царской полицией и полицаями, служившими оккупантам в годы Великой Отечественной войны.

Большие усилия прилагались в 2008—2010 годах прилагалась в борьбе с коррупцией. Как показывает обнародованный 23 сентября 2008 года доклад за 2008 год международной неправительственной организации по борьбе с коррупцией (Transparency International), коррупция вошла в организм российской государственности очень глубоко, стала, по сути, одной из её непременных составных частей. В результате Российская Федерация оказалась на 147 месте по уровню коррупции. Положение с коррупцией дало повод для решительных высказываний президента. Так, 30 сентября 2008 года, выступая на заседании Совета по противодействию коррупции, Медведев отметил: «Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе». Борьба с коррупцией, по мысли президента, должна стать одним из важнейших направлений модернизации российского государства. Тем самым политическая направляющая в деятельности нового руководства пересекается с экономической, а именно с усилиями по разрушению преград на пути развития в стане цивилизованной предпринимательской деятельности. В этом же русле следует рассматривать предложения Медведева провести ещё одну важную реформу, а именно упразднить созданные в период президентства В.В. Путина государственные корпорации. Такую организационную форму Медведев «в современных условиях в целом бесперспективной». По его мнению, «корпорации, которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам».

Именно новая, так сказать “либерально-демократическая”, ненасильственная, неальтруистическая модернизация видится новому президенту в качестве вероятной перспективы развития страны в обозримом будущем. В своём последнем президентском послании Федеральному Собранию Д. Медведев отметил: «В прошлом веке ценой неимоверных усилий аграрная, фактически неграмотная страна была превращена в одну из самых влиятельных по тем временам индустриальных держав, которая лидировала в создании ряда передовых технологий того времени: космических, ракетных, ядерных. Но в условиях закрытого общества, тоталитарного политического режима эти позиции невозможно было сохранить. Советский Союз, к сожалению, так и остался индустриально-сырьевым гигантом и не выдержал конкуренции с постиндустриальными обществами. В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям. Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей».

Ещё одним направлением модернизации, помимо борьбы с коррупцией, президент видит в развитии наукоёмких технологий, разработке и внедрении нанотехнологий, компьютерной техники. Этому направлению способствуют так же личные пристрастия президента, увлекающего компьютерными и другими новинками в технике, активно использующего Интернет-ресурсы для общения с избирателями через официальные сайты и свой личный блог. Многие важные обращения первоначально размещались Д. Медведевым на своём блоге, а затем уже приобретали широкую известность через прессу и новостные выпуски на радио и телевидении. Так произошло, например, с его всколыхнувшем и разделившим всё общество обращением 2009 года по поводу отечественной истории 30-х гг. прошлого века и личности И.В. Сталина, которое было приурочено к отмечаемому в России 30 октября дню памяти жертв политических репрессий, в которой Медведев заявил, в частности, что память о национальных трагедиях так же священна, как и память о победах.

С целью форсировать в Российской Федерации развития новых технологий ещё при президенте Путине была специальным Федеральным законом от 19 июля 2007 г. учреждена «Российская корпорация нанотехнологий» (Роснано), которую возглавил либерал ещё ельцинского призыва, широко известный и у нас в стране, и за рубежом А. Чубайс. Позже, когда президентом Российской Федерации уже сделался Медведев, 27 июля 2010 был принят ещё один закон, призванный регулировать это направление внутренней политики российского руководства — закон “О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий”.

В рамках модернизации науки и образования в Российской Федерации активно проводится так же широкомасштабная реформа образования, впрочем, так и не получившая безоговорочной поддержки в обществе. Её наиболее заметными проявлениями является переход к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), а так же перестройка высшей школы в соответствии с Булонской системой образования, внедрённого сейчас в странах ЕЭС. Критика общества уже заставила президента и правительство пойти на некоторые уступки и коррекцию реформы, однако её общие принципы поддержаны парламентским большинством и неукоснительно проводятся в жизнь.

Одним из важнейших мероприятий в сфере науки в самое последнее время явилось предложение Д. Медведева создать в Российской Федерации некого подобия американской “Силиконовой долины”. Ультрасовременный научно-технологический комплекс намечается создать в Подмосковном Сколкове. Предполагается приоритетное финансирование нового центра, превращение его в один из мировых центров развития науки и техники. В целом позитивно оценив данное предложение, российская научная общественность выразила некоторые озабоченности. В частности лауреат Нобелевской премии в области физики, депутат Государственной Думы от КПРФ, выходец из Санкт-Петербурга академик Ж.И. Алфёров выразил пожелание, что бы развитие Сколкова не привело к недофинансированию и стагнации отечественной науки в целом. Жорес Алфёров выдвинут президентом в качестве одного из двух Научных руководителей Центра инноваций в Сколкове. К сожалению, вторым Научным руководителем проекта станет не кто-либо из талантливых российских учёных — по нынешней концепции этот пост должен в обязательном порядке достаться иностранному специалисту, желательно с мировым именем. В этом смысле не следует инногород (инновационный город) Сколково считать реинкарнацией модели научных городков советского времени (т.н. наукоградов, которые до 1991 г. официально именовались ЗАТО — закрытыми административно-территориальными образованиями). В прошлом целью наукоградов было решение лучшими силами отечественной науки базовых теоретических и практических задач, часто оборонного значения. Вторым отличием является своеобразный возрастной ценз, который читается в нынешней концепции инногродка Сколково. Инициаторы проекта готовятся принимать на работу в создаваемый ими Инновационный центр преимущественно специалистов до 35 лет. Это позволит сформировать в Сколкове, условно говоря, транснациональный научный коллектив преимущественно из молодых учёных, не обременённых никакими предрассудками прошлого. Советские научные городки, напротив представляли собой сплав опыта старших поколений учёных, некоторые из которых имели ещё дореволюционный опыт работы, с энергией и напором талантливой молодёжи. Это позволяло быстро растить национальные молодые кадры на прочном фундаменте многовековой отечественной науки. По мысли Медведева, Россия будущего начнётся со Сколкова. Став своего рода локомотивом, Сколково поможет объединить усилия государства и бизнеса и ускорить переход Российской Федерации от сырьевой экономики к современному постиндустриальному обществу, обеспечит реализацию президентской программы модернизации, в конечном итоге сделает более быстрым вхождение страны в мировое сообщество демократических государств.

Похожие:

Общие направления развития страны на современном этапе (2008-2010) icon1. 2 Использование программно-целевого метода на различных уровнях
Роль программно-целевых методов управления на современном этапе социально-экономического развития страны
Общие направления развития страны на современном этапе (2008-2010) iconСеминар-тренинг «Финсоветы ФинСовы»
На современном этапе функционирования экономики страны все более востребованным становится стратегическое видение путей развития...
Общие направления развития страны на современном этапе (2008-2010) iconТемы для контрольных работ по дисциплине «Психология лиц с умственной отсталостью»
Задачи и методы олигофренопсихологии. Основные направления ее исследований на современном этапе
Общие направления развития страны на современном этапе (2008-2010) iconВопросы к экзамену
Структура периодической печати на современном этапе развития (горизонтальная и коммерческая)
Общие направления развития страны на современном этапе (2008-2010) iconВоенные компьютерные игры в боевой подготовке вооруженных сил армий...
Предпосылки возникновения и обоснование использования военных компьютерных игр в боевой подготовке Вооруженных Сил на современном...
Общие направления развития страны на современном этапе (2008-2010) iconПеречень экзаменационных вопросов по тгп
Задачи и функции теории государства и права на современном этапе развития общества
Общие направления развития страны на современном этапе (2008-2010) iconКодексы корпоративного поведения. Значение, содержание
Актуальные проблемы и тенденции развития акционерного регулирования на современном этапе
Общие направления развития страны на современном этапе (2008-2010) iconХарьковский государственный медицинский университет
Модуль Роль, место и задачи медицинской деонтологии на современном этапе развития общества
Общие направления развития страны на современном этапе (2008-2010) iconВопросы к экзамену. Предмет исторической науки, ее функции
Интернационализация экономики, как основная тенденция мирового развития на современном этапе
Общие направления развития страны на современном этапе (2008-2010) iconГеорг Фишер Глобализация мирохозяйственных связей: сущность, направления,...
Глобализация международных экономических отношений: сущность и особенности на современном этапе 24
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница