1. Аграрное право как комплексная отрасль права


Название1. Аграрное право как комплексная отрасль права
страница1/5
Дата публикации13.07.2013
Размер0.78 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5
Аграрное право.
Симонова Наталья Валерьевна.

Она ведёт и лекции, и семинары. В зимнюю сессию экзамен. Лекции раз в две недели, семинары каждую неделю.

Тема 1. Аграрное право как комплексная отрасль права.


  1. Аграрное право как комплексная отрасль.

  2. Предмет аграрного права.

  3. Методы правового регулирования.

  4. Принципы аграрного права.

  5. Аграрное право как наука и учебная дисциплина.



1. Аграрное право как комплексная отрасль.
Аграрное право относится к комплексным отраслям права. Термин «комплексная отрасль» подразумевает наличие органического комплекса тесно связанных между собой общественных отношений как предмета правового регулирования.

Системообразующие признаки формирования комплексной отрасли аграрного права России:

  1. Формирование аграрного права объективно обусловлено особенностями сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства страны, наличием в нём органически связанного между собой комплекса постоянно развивающихся аграрных отношений.

Среди особенностей сельского хозяйства мы можем выделить следующие:

  • Наличие ряда самостоятельных форм организации сельскохозяйственного производства, базирующихся на различных формах собственности.

  • Использование земли в качестве главного средства производства.

  • Разнообразие местных почвенных и природно-климатических условий, оказывающих существенное влияние на специализацию хозяйств.

  • Многоотраслевой характер значительного числа предприятий, организаций.

  • Несовпадение рабочего периода с периодом производства, что обуславливает сезонность труда и т.д.

  1. Земельные, имущественные, трудовые, управленческие отношения, складывающиеся в процессе организации и производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий образуют единый комплекс благодаря тому, что здесь они ориентированы на обеспечение сельхозпроизводства. И эти общественные отношения в комплексе создают новый вид отношений – аграрные правоотношения.

  2. Среди субъективных факторов, обуславливающих формирование аграрного права нужно выделить политический критерий: политическую заинтересованность государства в развитии и совершенствовании правового регулирования общественных отношений в сельском хозяйстве. И эти задачи решаются главным образом в рамках аграрной политики государства. Она (то есть имеется в виду эта политика) юридически выражается в комплексе правовых норм и закрепляется ими.

  3. Для формирования аграрного права есть такой юридический критерий, то есть имеется правовой материал в виде большой совокупности актов аграрного законодательства.

С этими признаками всё.

С семидесятых годов XX века ведётся дискуссия об аграрного или, как его ещё называют – сельскохозяйственном – праве.

Здесь можно выделить четыре точки зрения на эту проблему.

Одни авторы, не отрицая существование аграрного законодательства, не находили места в системе права аграрному праву ни как основной, ни как комплексной отрасли. Например, Демьяненко, Козьмин и другие.

Другая группа учёных признавала аграрное право в качестве комплексной отрасли права. Например, Быстров, Козырь, Воронин и другие.

Третья точка зрения – некоторые авторы признавали аграрного право в качестве подотрасли или раздела хозяйственного права. Сторонники: Лаптев, Мартемьянов.

И, наконец, четвёртая точка зрения – её высказывал профессор Павлович. Он говорил о том, что нормы права, регулирующие аграрные отношения, следует отнести к отрасли агропромышленного права. Он предлагал создать такую отрасль права.

В науке также употребляется термин «сельскохозяйственное право», по сути он является синонимом термину «аграрное право», но всё же термин «аграрное право» более предпочтителен, так как лежит в основе понятийной системы классификационных критериев, на которых строится отрасль аграрное право (аграрные отношения, аграрное законодательство, аграрная политика и так далее и тому подобное).

^ 2. Предмет аграрного права.
Предметом данной отрасли, как и, в общем-то, любой другой отрасли, является определённой круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

Речь идёт о многообразие видов общественных отношений в сельском хозяйстве, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной другой отрасли права.

Несмотря на то, что различные виды общественных отношений в сельском хозяйстве не составляют органического единого отношения, тем не менее, они тесно взаимосвязаны друг с другом и рассматриваются в качестве целостного образования. Именно в этом состоит специфика аграрных отношений.

Ядром этих общественных отношений являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности.

Понятие «сельскохозяйственная деятельность» в нормативно-правовых актах отсутствует. Однако содержание и границы этой деятельности определяются Федеральным Законом «О развитии сельского хозяйства».

Согласно этому закону под сельскохозяйственным производством понимается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

Аграрные отношения можно разделить на несколько групп.

^ Первая группа. Это, безусловно, земельные отношения. То есть отношения по владению, пользованию и распоряжению землёй – главным средством сельскохозяйственного производства (ибо без земли и вне земли никакой вид сельскохозяйственной деятельности не может осуществляться).

Земельные отношения в целом регулируются отраслью земельного права, нормами аграрного права охватываются небольшая группа этих отношений, ограниченная в основном использованием земли в сельскохозяйственном производстве.

Институт использования земель сельхоз назначения, таким образом, является смежным для двух отраслей – земельного и аграрного права.

В земельном праве акцент делается на правовой режим этих земель и его особенности.

Нормы аграрного права определяют главным образом права и обязанности сельскохозяйственных товаропроизводителей по рациональному использованию этих земель.

^ Вторая группа отношений. По мере продвижения российского сельского хозяйства в сторону рыночной экономики, расширяется сфера имущественных отношений. Общая основа регулирования этих имущественных отношений, конечно же, установлена гражданским правом, тем не менее специфика этих отношений не может быть учтена этими нормами и должна определяться специальным законодательством, являющимся частью аграрного законодательства.

Предмет аграрного права составляют лишь те имущественные отношения, которые складываются в сфере сельскохозяйственной деятельности.

^ Следующая группа отношений. Трудовые отношения.

Общая основа регулирования – естественно, трудовым правом. Тем не менее, есть масса особенностей регулирования труда в сельскохозяйственной сфере.

^ Четвёртая группа отношений. Организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Можно их подразделить на две группы: внутренние и внешние отношения.

Внутренние отношения – это управленческие отношения, которые возникают внутри сельскохозяйственной организации, предприятия. Регулируются они в основном диспозитивными нормами и локальными актами.

Внешние отношения – это управленческие отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления с различными сельскохозяйственными организациями, предприятиями. Они регулируются в основном императивно.
Вывод:

Аграрное право – это комплексная отрасль права, которая представляет собой связанную внутренним единством систему правовых норм, регулирующих аграрные общественные отношения в сфере сельскохозяйственной, производственной и связанной с ней иной деятельностью.

Под иной деятельностью понимается социально-экономическая деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленная на социальное развитие села.

^ 3. Методы правового регулирования.
Метод отвечает на вопрос – как и каким образом эта отрасль права регулирует отношения, составляющие предмет отрасли.

Поскольку предмет аграрного права составляют не единые отношения, а комплекс тесно связанных между собой земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих правоотношений, постольку нельзя выделить единый метод правового регулирования.

Применительно к тому или иному виду аграрных правоотношений и с учётом их содержательной стороны будет применяться и метод регулирования. Например, метод равноправия сторон – в имущественных отношениях, метод власти и подчинения либо координации – в организационно-управленческих отношениях.

Основополагающим методом аграрного права является метод сочетания централизованного государственного регулирования аграрных отношений с хозяйственной самостоятельностью и производственной инициативой самих сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Для аграрного права характерно сочетание публично-правовых и частноправовых методов регулирования.

Управленческие публично-правовые отношения касаются регулирования государством показателей качества продукции, взимания налогов, условий предоставления кредитов и так далее.

Частноправовая сфера – это отношения связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных организаций, фермерских хозяйств, заключением и исполнением договоров и так далее.

Также в аграрном праве, естественно, метод регулирования характеризуется наличием дозволения, запрета и предписания.

Например, если мы говорим о дозволении. Гражданин самостоятельно выбирает в какой организационно-правовой форме ему вести сельское хозяйство.

Если мы говорим о предписании. Такой пример: если речь идёт об использовании земель сельскохозяйственного назначения. Российское законодательство исходит из того, что земли с/х назначения должны использоваться по назначению. И если в течение трёх лет не используются по назначению, то государство имеет право изъять эти земли.

Запрет. Например, когда речь идёт о регулировании аграрных отношений по охране окружающей природной среды в сельском хозяйстве.

^ 4. Принципы аграрного права.
Принципы любой отрасли выполняют регулятивную функцию прежде всего. То есть способствуют установлению отправных руководящих начал правового регулирования общественных отношений.

Принципы аграрного права – это выраженные в нормах права основные руководящие идеи, определяющие направление и характер правового регулирования аграрных отношений.

Содержание принципов определяется сущностью аграрных отношений, однако принципы не могут формироваться и функционировать вне аграрной политики и правотворческой деятельности государства. Они постоянно изменяются.

Традиционная классификация принципов:

Общеправовые (принцип законности), межотраслевые (принцип свободы предпринимательской деятельности), отраслевые принципы (государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей), внутреотраслевые принципы (имущественная ответственность, самостоятельность крестьянских фермерских хозяйств).

В настоящее время основными принципами правового регулирования аграрных правоотношений являются:

  1. Учёт специфики и особенностей сельскохозяйственного производства.

  2. Равенство участников аграрных правоотношений.

  3. Право добровольного выбора крестьянами форм и направлений трудовой и хозяйственной деятельности.

  4. Равенство, охрана и укрепление форм собственности и базирующихся на них организационно-правовых формах хозяйствования в агропромышленном комплексе.

  5. Расширение системы юридических гарантий для свободы аграрного предпринимательства.

  6. Закрепление за государством регулирующих функций в сфере аграрного предпринимательства.

  7. Органическая связь трудовой деятельности с природно-климатическими условиями. Экологическая направленность этой деятельности.

  8. Хозяйственная самостоятельность, материальная заинтересованность и ответственность сельскохозяйственных товаропроизводителей за результаты своей деятельности.

  9. Обеспечение законности в деятельности всех участников рыночных аграрных отношений.

  10. Демократизация системы управления агропромышленным комплексом.

  11. Государственная поддержка агропромышленного комплекса.



^ 5. Аграрное право как наука и учебная дисциплина.
Наука аграрного права – это одна из отраслей юридической науки. Её предметом являются теории, представления и идеи, в которых отражается аграрное право как объективная реальность, сложившаяся на основе объединения взаимосвязанных правовых норм, составляющих комплексную отрасль права.

Аграрное право (имеется в виду как наука) представляет собой систему научных знаний об аграрном праве как отрасли права, его становлении и развитии, принципах и особенностях регулирования аграрных отношений, основных институтах аграрного права, государственном регулировании сельского хозяйства, организационно-правовых формах сельскохозяйственных формирований, правовом режиме их имущества. Данная наука изучает также практику применения аграрного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления. Также изучает зарубежное аграрного законодательство, проводит его сравнительно-правовой анализ.

Современная наука направлена на поиск наиболее оптимальных форм правового обеспечения реализации аграрной политики государства.

В 2006 году произошёл серьёзный перелом в аграрной политике. Впервые в новейшей истории сельское хозяйство России отнесено к числу приоритетов в социально-экономической политике (развитие агропромышленного комплекса включено в приоритетный национальных проект).

Задачи науки на современном этапе:

  • Исследование актуальных проблем правового обеспечения аграрной политики. В частности, анализ правового положения различных форм организации сельскохозяйственного производства.

  • Юридическое закрепление справедливых имущественных, трудовых и социальных прав и обязанностей крестьян.

  • Разработка и осуществление программы социального переустройства села.


Аграрное право как учебная дисциплина.

Аграрное право как учебная дисциплина – это система научных знаний об аграрном праве как отрасли права.

Теоретической основой учебной дисциплины служит наука.

Задача учебной дисциплины – это изучение правового регулирования аграрных отношений в рамках комплексной отрасли аграрного права.

Тема 2. Источники аграрного права.


  1. Общая характеристика источников, понятие, особенности.

  2. Классификация источников.

  3. Роль Конституции РФ в регулировании аграрных отношений.

  4. Локальные нормативные акты как источники аграрного права.



^ 1. Общая характеристика источников, понятие, особенности.
Под источниками аграрного права следует понимать документальные формы выражения и закрепления различных норм права, предназначенных для регулирования и охраны аграрных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Особенности этих источников:

  1. Так как аграрные отношения регулируются нормами не только аграрного права, большое число среди его источников составляют нормы, содержащиеся в смежных отраслях.

Так, в Гражданском Кодексе есть нормы, определяющие организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций и предприятий, в том числе и сельскохозяйственных; правовой режим имущества хозяйствующих субъектов; право собственности и иные вещные права на землю; договорные отношения и так далее.

Можно выделить две категории источников аграрного права.

Во-первых, это собственные источники данной отрасли. Например, ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и т.д. Их достаточное количество, этих источников.

И вторая категория – это нормы, которые закреплены в нормативных правовых актах других отраслей права. Однако они напрямую адресованы субъектам аграрного права и регулируют общественные отношения в сельском хозяйстве без какого-либо воспроизведения их в актах аграрного законодательства. Например, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регламентирует особенности банкротства сельскохозяйственных организаций и крестьянских фермерских хозяйств. Ещё один яркий пример – налоговый Кодекс. Глава 26 прим. 1. Налоговый Кодекс закрепляет особый режим налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, так называемый «единый сельскохозяйственный налог».

  1. Отсутствует единый кодифицированный нормативный акт, в котором были бы объединены и систематизированы если не все, то хотя бы большая часть норм аграрного права.

По этому поводу среди учёных ведётся давняя дискуссия и высказываются две основных точки зрения.

Одна группа учёных считает нецелесообразным объединять в одном нормативном акте все вопросы, имеющие отношение к сельскому хозяйству. По их мнению, это потребует «выдёргивание» из разных актов – ГК, НК, ЗК… Что будет способствовать разрушению сложившейся системы законодательства.

Есть другая точка зрения на этот вопрос. Поддерживается принятие нормативного акта, который будет регулировать весь комплекс аграрных отношений. И вот среди представителей этой группы есть также две точки зрения. Одни считает, что стоит принять Аграрный Кодекс (пойти по стопам Франции и ряда Латиноамериканских стран). Другие считают, что не обязательно кодекс – можно просто специальный аграрный закон. Большие надежды были на 2006 года ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Но надежды не оправдались, и этот закон носит рамочный характер, основная масса норм декларативна, категориальный аппарат не разработанный, агропромышленный комплекс упоминается вскользь, закрепляет 11 механизмом государственной поддержки, но сами механизмы не прописаны.

  1. Для аграрного права характерно наличие большого числа норм рекомендательного характера и нормативных актов органов внутрихозяйственного управления. Это обусловлено особенностями регулируемых отношений, наличием большого числа разнообразных кооперативов, товариществ, обществ, внутрихозяйственные отношения которых регулируются в основном актами, принимаемыми их органами и управлениями.

  2. Среди источников большую роль играют целевые государственные программы. Они являются основой для текущего правового регулирования экономических отношений государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Например, «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2008-2012 годы.

  3. Наличие актов унифицированного и дифференцированного характера.

Акты, относящиеся ко всем сельскохозяйственным формированиям – это унифицированные акты.

Акты, относящиеся к отдельным видам сельскохозяйственных формирований – это дифференцированные акты.

Такое деление первоначально было связано с наличием в аграрном секторе двух основных видов сельскохозяйственных формирований – это колхозы и совхозы. Их правовой статус и производственно-хозяйственная деятельность регулировались и унифицированными, и дифференцированными актами, то есть были акты, которые касались всех видов с/х формирований, и были тех, что отдельных видов.

Осуществляемые в настоящее время земельные и аграрные преобразования, приведшие к реорганизации и приватизации сельхозпредприятий не устранили необходимости принимать и унифицированные, и дифференцированные акты, так как многообразие форм ведения сельского хозяйства возросло.

Ядро аграрного законодательства образуют унифицированные нормативные акты, содержащие правовые нормы, одинаково регулирующие общественные отношения с участием различных видов сельхоз организаций и предприятий.

Унификация в аграрном праве представляет собой процесс создания, объединения, интеграции норм аграрного права в одном источнике в целях наиболее полного и детального правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Такие источники в равной мере адресованы всем формам хозяйствования.

Унифицированные источники позволяют охватить всю совокупность однородных общественных отношений и избежать правовых коллизий и многозначности толкования норм аграрного права. Также они позволяют уменьшить количество источников аграрного права.

Яркие примеры унифицированных источников – ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Теперь что касается дифференциации.

Дифференциация представляет собой процесс создания источников аграрного права, характеризующийся выделением совокупности однородных общественных отношений в рамках аграрного права с целью их специального правового регулирования с учётом специфических особенностей этих отношений.

Дифференциация позволяет нам охватить совокупность однородных общественных отношений, требующих специального регулирования, а также избежать правовых пробелов и неопределённости при регулировании общественных отношений, составляющих предмет аграрного права.

Примеры дифференцированных источников: ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и т.д.


^ 2. Классификация источников.
В литературе утвердилась так называемая «трёхчленная» классификация источников аграрного права.

По способу правотворчества они делятся на:

  1. нормативно-правовые акты государства;

  2. акты санкционированные;

  3. акты делегированные.

Причём последних двух видов в аграрном праве значительно больше, нежели в других отраслях (то есть санкционированных и делегированных актов).

Санкционирующая деятельность – это многообразная правовая деятельность государства по утверждению, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных организаций.

Поручение же государством сельскохозяйственным организациям издавать нормативные акты для регулирования аграрных отношений рассматривается в качестве делегированного правотворчества.
Следующее основание классификации.

По субъектам аграрных правоотношений источники можно разделить на:

  1. акты, определяющие правовое положение крестьянских фермерских хозяйств,

  2. сельскохозяйственных, производственных и потребительских кооперативов,

  3. акционерных обществ,

  4. сельскохозяйственных товариществ и так далее.


По предмету правового регулирования источники можно классифицировать как:

  1. нормативные акты о государственном регулировании сельского хозяйства;

  2. о сельскохозяйственном землепользовании;

  3. о финансах и кредитах;

  4. договорных отношениях и так далее.


По юридической силе: законы и подзаконные акты.

Среди законов главная Конституция РФ, потом идут кодексы – ГК, ЗК, НК, ТК… Федеральные Законы…

Среди подзаконных актов – указы и распоряжения президента, Постановления правительства, министерства и ведомства распоряжения… Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

В системе источников большой удельный вес принадлежит актам, принимаемым субъектов РФ, например, закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».

В последнее время для правого регулирования отношений в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе в целом характерно принятие различных программ, носящих нормативный характер.

^ 3. Роль Конституции РФ в регулировании аграрных отношений.
Конституция РФ является определяющим источником аграрного права России (как и любой отрасли права, в общем-то).

Она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме аграрные отношения, определяет конституционные параметры рыночной аграрной экономике.

Нормы Конституции РФ, имеющие определяющее значение для организации и деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, можно подразделить на несколько групп.

Во-первых, закрепляющие права и свободы граждан в сфере предпринимательской деятельности.

Во-вторых, определяющие формы и виды собственности в том числе на землю и другие природные ресурсы.

Третья группа – нормы, регулирующие трудовые отношения.

Четвёртая группа – это устанавливающие систему государственных органов, их компетенцию, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Статьи Конституции, которые нам необходимо прочитать, вспомнить и воспроизвести при ответе на этот вопрос. Статьи 9, 34, 36, 37, 58 и 72.

^ 4. Локальные нормативные акты как источники аграрного права.
В условиях рыночных аграрных отношений повышается роль локальных нормативных актов, обеспечивающих реальное осуществление сельскохозяйственными организациями свободы аграрного предпринимательства, в особенности права свободного распоряжения своим имуществом.

Под локальным правовым регулированием аграрных отношений понимается основанная на законе, осуществляемое непосредственно сельскохозяйственной организацией правовое регулирование внутрихозяйственных отношений, отдельные стороны которых имеют свои особенности, связанные со спецификой производства и условиями, имеющимися в данном хозяйстве.

Локальные акты делятся на две группы: во-первых, юридические нормативные акты, и вторая группа – индивидуальные локальные акты.

К первой группе относятся нормативные решения, регулирующие аграрные отношения, которые могут создавать и фактически создают признанные государством обязательные для участников правоотношений локальные нормы права.

В качестве примера: Устав сельскохозяйственной организации, также сюда мы можем отнести Коллективные договоры (соглашения), правила внутреннего распорядка, различные правила, инструкции, регулирующие охрану труда в сельском хозяйстве.

Вторую группу составляют индивидуальные локальные решения, обладающие атрибутами, присущие юридическим фактам, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение аграрных правоотношений.
Аграрные правоотношения.


  1. Понятие аграрных правоотношений.

  2. Внутренние и внешние аграрные правоотношения.



^ 1. Понятие аграрных правоотношений.
Аграрными правоотношениями являются отношения, складывающиеся в процессе производства сельскохозяйственной продукции, также переработки и реализации этой продукции.

Они регулируются нормами аграрного права и смежных с ним отраслей. Этими нормами также регулируются общественные отношения по материально-техническому снабжению сельскохозяйственных товаропроизводителей, их производственно-техническому обслуживанию и социальному обеспечению.

Особенность аграрных отношения состоит в том, что они не представляют собой единого целостного отношения, а составляют органический комплекс земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих отношений, складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства и учитывающих его специфику.

Структура аграрных отношений включает в себя три элемента: субъекты правоотношения, объект и содержания этого правоотношения.

Субъектами прежде всего являются производители сельскохозяйственной продукции.

Согласно Федеральному Закону «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственный товаропроизводитель – это организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельхоз продукции, её первичную и последующую переработку и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров, работ, услуг доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

У сельскохозяйственных товаропроизводителей есть ряд преимуществ и льгот: можно перейти на единый сельхоз налог (около 6%), особые процедуры банкротства, льготные страхование, кредитование и т.д. Поэтому надо чётко отграничивать сельхоз товаропроизводителей ото всех других.

Также сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются: граждане, ведущие личное подсобное хозяйство; сельскохозяйственные потребительские кооперативы и крестьянские фермерские хозяйства.

Субъектами аграрных правоотношений выступают также государственные, кооперативные и частные организации, призванные обслуживать сельскохозяйственное производство.

Также субъектами могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Объект аграрных правоотношений отличается разнообразием, что вытекает из комплексного характера данной отрасли.

Это земля, трудовая деятельность, производство сельскохозяйственной продукции, финансовая деятельность и т.д.

Помимо земли, объектами аграрных правоотношений могут выступать и другие природные ресурсы. Например, леса, водоёмы, общераспространённые полезные ископаемые. Значительную роль среди объектов играют животные (поскольку животноводство является одной из основных отраслей с/х производства). Также селекционные достижения являются объектами этих правоотношений (подразумеваются сорта растений, породы животных). Также земельные доли и имущественные паи.

Содержанием аграрных правоотношений являются права и обязанности субъектов этих правоотношений.

Основания возникновения, изменения и прекращения, естественно – это юридические факты.

О юридических фактах мы ей сами на семинаре расскажем.

Примеры юридических фактов: получение свидетельства о праве собственности на земельный участок. Или преобразование фермерского хозяйства в производственный кооператив.

^ 2. Внутренние и внешние аграрные правоотношения.
В зависимости от сферы, в которой возникают те или иные аграрные правоотношения, они могут быть подразделены на две большие группы: внутренние правоотношения и внешние правоотношения.

Внутренними являются основанные либо на членстве в сельскохозяйственном кооперативе, в семье, ведущей крестьянское хозяйство или личное подсобное хозяйство, либо на трудовом договоре в иных формах организации сельскохозяйственного производства правоотношения, складывающиеся по поводу организации использования земли, другого имущества и труда в процессе производственно-хозяйственной деятельности на этой земле.

По своему содержанию внутренние правоотношения представляют собой совокупность взаимных субъективных прав и обязанностей их участников, реализуемых в ходе ведения сельскохозяйственного производства.

Внутренние правоотношения можно подразделить на такие группы, как трудовые, имущественные, финансовые и т.д.

Внешние правоотношения представляют собой определённую совокупность отношений сельскохозяйственных организаций и предприятий, их объединений, других участников производства между собой, а также с другими предприятиями, организациями, гражданами и соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.

Правоотношения во внешней сфере можно классифицировать на отношения по реализации сельхоз продукции как на внутреннем, так и на внешнеэкономическом рынках.

По своему характеру и содержанию внешние правоотношения можно подразделить на следующие виды:

  1. Отношения в сфере осуществления права собственности движимым и недвижимым имуществом, принадлежащим участникам производства.

  2. Отношения в сфере государственной поддержке сельского хозяйства.

  3. Договорные отношения.

  4. Налоговые отношения.

  5. Деликтные отношения. Если участником с/х производства причиняется вред третьим лицам.

  6. Отношения в сфере государственного регулирования сельского хозяйства.


С этой темой всё.

  1   2   3   4   5

Похожие:

1. Аграрное право как комплексная отрасль права icon1. Экологическое право как отрасль российского права
Экологическое право – это самостоятельная, комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и...
1. Аграрное право как комплексная отрасль права iconАграрное право, как отрасль Российского права, предмет аграрного права
Предмет правового регулирования — это определенная сово­купность общественных отношений. Он отвечает на вопрос, что (какие отношения)...
1. Аграрное право как комплексная отрасль права iconВопросы для подготовки к зачету
Таможенное право как комплексная отрасль законодательства, его место в системе российского права
1. Аграрное право как комплексная отрасль права iconПлан: Понятие и сущность предпринимательского права Предмет и метод предпринимательского права
Предпринимательское право – это комплексная отрасль, гармонично сочетающая публично-правовые и частноправовые начала
1. Аграрное право как комплексная отрасль права iconI. Муниципальное право России комплексная отрасль права и наука
Фундаментом и материально-организационной основой формирования муниципального права является особая группа общественных отношений,...
1. Аграрное право как комплексная отрасль права icon1. Гражданское право как отрасль права. Предмет гражданско-правового...
Гражданское право – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих на началах равенства...
1. Аграрное право как комплексная отрасль права iconКонституционное право как отрасль права
Конституционное право это основополагающая отрасль права конкретной страны, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих...
1. Аграрное право как комплексная отрасль права icon1. Земельное право как отрасль права, правовая наука, учебная дисциплина....
Земельное право это самостоятельная отрасль российского права призванная регулировать особую сферу общественных отношений по поводу...
1. Аграрное право как комплексная отрасль права icon1. уголовное право как отрасль права. Его предмет и метод
Уголовное право – это материальная отрасль права, кот регулирует правоотношения складывающиеся между гос-вом в лице правоохранительных...
1. Аграрное право как комплексная отрасль права iconКонтрольные вопросы по дисциплине «Российское предпринимательское право»
Предпринимательское право как отрасль права; отрасль законодательства; наука; учебная
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница