Ответы к экзамену по Уголовному процессу 2012 Понятие и назначение уголовного процесса


НазваниеОтветы к экзамену по Уголовному процессу 2012 Понятие и назначение уголовного процесса
страница1/13
Дата публикации13.07.2013
Размер1.81 Mb.
ТипОтветы к экзамену
userdocs.ru > Право > Ответы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Ответы к экзамену по Уголовному процессу 2012

  1. Понятие и назначение уголовного процесса.

  2. Уголовно-процессуальные отношения.

  3. Система уголовного процесса (стадии и особые производства).

  4. Уголовно-процессуальные функции: понятие и виды.

  5. Уголовно-процессуальная форма, ее основные черты и осо­бенности.

  6. Уголовно-процессуальные гарантии. Виды гарантий.

  7. Уголовно-процессуальные акты и их виды.

  8. Наука уголовного процесса, ее предмет, методы, система, задачи.

  9. Уголовный процесс как учебная дисциплина. Предмет и система курса "Уголовный процесс России".

  10. Связь науки уголовного процесса с другими юридически­ми науками.

  11. Понятие, структура и виды уголовно-процессуальных норм.

^ Нормы уголовно-процессуального права (уголовно-процессуальные нормы) – это установленные государством и обеспечиваемые его принуди­тельной силой правила поведения участников уголовно-процессуальных отношений, направленные на эффективное осуществление уголовного су­допроизводства.

Уголовно-процессуальные нормы устанавливаются уголовно-процес­суальным законом, реализуются через посредство уголовно-процессуаль­ных отношений. Уголовно-процессуальный закон воплощает в свои нормы исторически сложившийся положительный опыт деятельности по возбуж­дению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.

Следовательно, уголовно-процессуальное пра­во, выраженное в уголовно-процессуальных законах, – это нормы процес­суального характера, они определяют порядок расследования и порядок разбирательства уголовных дел в суде. Целесообразно размещенные в структуре узаконенной уголовно-процессуальной процедуры, нормативно-правовые средства, взаимодействуя друг с другом, определяют содержа­ние уголовного процесса.

Подавляющее большинство уголовно-процессуальных норм сосредо­точено в уголовно-процессуальном законе. Назначение уголовно-процес­суального закона как основного источника уголовно-процессуального пра­ва состоит в том, что он наделяет юридической силой нормы, которые вслед­ствие этого становятся общеобязательными для субъектов, вовлеченных в сферу уголовного процесса.

Вывод: между уголовно-процессуальным правом и уголовно-процессуальным законом существует тесная взаимосвязь и раздельное фун­кционирование каждого из них невозможно. Уголовно-процессуальное пра­во определяется как совокупность установленных и охраняемых государ­ством норм, регулирующих деятельность субъектов уголовного процесса, вступающих в уголовно-процессуальные отношения. Эти нормы содержат­ся в различных правовых источниках, которыми являются действующие нормативные акты (части, пункты, статьи УПК, отдельные законодатель­ные акты). Нормативный акт может содержать в себе одну норму (напри­мер, ст. 4 УПК) или несколько уголовно-процессуальных норм (ст. 14 УПК), элементы одной нормы могут быть выражены в нескольких статьях закона (ст. 373 и 386 УПК).

^ Структура уголовно-процессуальных норм:

  1. гипотеза, указывающая те обстоятельства, при наличии которых данная процес. норма подлежит применению;

  2. диспозиция, формулирующую содержащееся в процессуальной норме предписание

  3. санкция – те последствия, которые наступают при неис­полнении данной нормы.

В уголовно-процессуальном праве встречаются нормы, все элементы которых выражены в одной статье закона (например, ст. 75, 118 и др. УПК), а также нормы, элементы которых выражены в нескольких статьях закона (ст. 103, 105, 135 и др. УПК). Таким образом, норма уголовно-процессу­ального права может совпадать и не совпадать с отдельной статьей уголов­но-процессуального закона. Иногда одна уголовно-процессуальная норма может быть выражена не в одной, а в нескольких статьях закона и, наобо­рот, в одной статье закона могут быть выражены несколько процессуаль­ных норм. Может быть и так, что в одной статье закона выражена такая общая норма, которая конкретизируется в нескольких менее общих, более конкретных нормах, содержащихся в нескольких статьях закона (напри­мер, ст. 6 УПК конкретизируется в ст. 133-139, 146-148, 156-158 и др. УПК).

Виды норм

    1. по характеру предписаний (диспозиции):

  • нормы, запрещающие определенный ха­рактер действия (например, ст. 161, ч. 2 ст. 189 и др. УПК);

  • нормы, пред­писывающие определенный способ действий (ст. 210, 235 и др. УПК);

  • нормы, предписывающие определенный способ действия в зависимости от установленных обстоятельств дела (ст. 171, 208, 211, 215 и др. УПК);

  • нормы, устанавливающие определенное поведение в зависимости от нали­чия согласия других участников правоотношения (ст. 22, 25, 103, 216 и др. УПК);

  • нормы, предоставляющие возможность определенного действия по усмотрению управомоченного лица (ст. 226, 350, 378 и др. УПК).

    1. по степени определенности условий применения (гипоте­зы):

  • безусловно-определен­ные (ст. 302, 346 и др. УПК);

  • относительно определенные (ст. 153, 154, 157, 163 и др. УПК);

  • безусловно неопределенные (ст. 158 УПК).

    1. по характеру указания на меры принуждения к соблюде­нию норм права (санкции):

  • нормы с правовосстановительной санкцией (п. 10 ч. 2 ст. 37, ст. 221, 226, 237 и др. УПК);

  • нормы с компенсационной санкцией (ст. 24, 27, 135, 136, 138 УПК);

  • нормы с карательной санкцией (п. 7,8 ч. 2 ст. 37 УПК);

  • нормы с санкциями штрафного характера (ст. 103, 105, 106, 118 УПК).

  1. Источники уголовно-процессуального права.

Уголовно-процессуальное законодательство – это весь комплекс нор­мативных актов, регулирующих уголовное судопроизводство.

Важнейшим из этих нормативных актов является закон. Положение, согласно которо­му порядок производства по уголовным делам определяется лишь зако­ном, т. е. актом высшего органа государства, подчеркивает особый под­ход к режиму законности в сфере уголовно-процессуальных отношений, затрагивающих существенные интересы как общества в целом, так и конк­ретных его личностей. Тот факт, что уголовное судопроизводство не регу­лируется ведомственными нормативными актами, свидетельствует о важ­ности интересов, защищаемых уголовно-процессуальными законами, свя­занности правосудия по уголовным делам волей законодателя, при которой судебная власть получает возможность охранять права граждан от субъективного усмотрения политиков и чиновников.

Порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, согласно ст. 1 УПК, устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом, основанным на Конституции РФ. Порядок уголовного судопроизводства является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.

Источники:

  1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и между­народные договоры РФ являются составной частью за­конодательства РФ, регулирующего уголовное судо­производство. Если международным договором РФ ус­тановлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются пра­вила международного договора (ч. 3 ст. 1 УПК).

К источникам уголовно-процессуального права следует отнести пред­писания международного права в сфере прав человека, а также междуна­родные договоры РФ, которые являются составной частью ее системы (ч. 4 ст. 15 Конституции).

    • ^ Всеобщая Декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года III сессией Генеральной Ассамблеи ООН, содержит нормы, устанавливаю­щие право человека на неприкосновенность (ст. 3), равенство перед зако­ном (ст. 7), свободу от произвольного ареста и задержания (ст. 9), гласность и обоснованность предъявленного уголовного обвинения (ст. 10), презумп­цию невиновности (ст. 11), неприкосновенность жилища, тайну корреспон­денции (ст. 12).

    • ^ Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 де­кабря 1966 года, ратифицированный СССР в 1973 году, дополняет указан­ную Декларацию, провозглашая право каждого человека на правовую за­щиту (ст. 2); право арестованного или задержанного на судебную проверку обоснованности ареста, задержания, а также право на компенсацию в слу­чае незаконного ареста (ст. 9); право на гуманное обращение и уважение достоинства в случае лишения свободы, а также право на раздельное содер­жание под стражей обвиняемых и осужденных, совершеннолетних и несовер­шеннолетних (ст. 10); право не быть принужденным к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным, право на подачу жалобы для пересмотра дела вышестоящей судебной инстанцией (ст. 14) и т.д.2

Кроме описанных, к международным актам, определяющим процедуру уголовно-процессуальной деятельности, относятся: Европейская Конвен­ция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года; Ми­нимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые кон­грессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонару­шителями 30 августа 1955 года; Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и нака­зания, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 39/46 19 декаб­ря 1984 года; Меры, гарантирующие защиту тех, кто приговорен к смерт­ной казни 1984 года;

Многие изменения и дополнения, внесенные в уголовно-процессуаль­ные законы РФ за последние годы, были результатом признания нашим государством важности этих международных норм для защиты прав и свобод человека. Более того, если международным догово­ром РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутригосудар­ственным законом, то применяются правила международного договора. В силу п. 3 ст. 5 ФЗ "О международных договорах РФ" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором следует применять и соответ­ствующий внутригосударственный акт, принятый для осуществления по­ложений международного договора (п. 5 постановления Пленума Верхов­ного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8).

  1. Особое место среди законодательных актов принадлежит Конституции РФ. В ней содержатся положения, приводящие россий­ское законодательство в соответствие с международными договорами и стандартами в сфере прав человека. Положения Конституции являются пер­вичными, учредительными, поэтому она выступает как основа правовой системы и юридическая база развития отраслевого законодательства. В Конституции нашли свое закрепление основополагающие процессуальные принципы, состязательная форма судопроизводства, права и обязанности граждан в сфере уголовного судопроизводства. Конституция имеет прямое действие (ч. 1 ст. 15), поэтому в случае, если отсутствует закон в отрасле­вом законодательстве, ее нормы применяются непосредственно. В соответ­ствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении право­судия" суд непосредственно применяет Конституцию:

а) когда закреплен­ные нормой Конституции положения, исходя из их смысла, не требуют до­полнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия ФЗ, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения:

б) когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший в РФ до вступления в силу Конституции, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с ней;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совмес­тного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции, а ФЗ, который должен регулировать рассматриваемые судом право­отношения, отсутствует (Бюллетень ВС РФ. 1996. № 1).

Составной частью Конституции стала ^ Декларация прав и свобод чело­века и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. Она содержит развернутую регламентацию прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве. Декларация подтвердила примат между­народных норм, относящихся к правам человека, перед законами России и предусмотрела равенство всех перед законом и судом (ст. 3), неприкосно­венность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, теле­графных сообщений (ст. ст. 9, 11), право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения (ст. 37), возмож­ность задержания и лишения свободы исключительно на основании судеб­ного решения (ст. 8), право на возмещение государством вреда, причинен­ного незаконными действиями государственных органов и их должност­ных лиц (ст. 38).

  1. Источниками уголовно-процессуального права являются федеральные конституционные и федеральные законы, законы РСФСР и РФ, содержащие уголовно-процессуальные нормы. Среди них Уголов­но-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года, является основным источником уголовно-процессуального права. УПК вве­ден в действие с 1 июля 2002 года, за исключением положений, для которых ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ" установлены иные сроки.

  • ^ Действующий УПК состоит из 5 частей, 18 разделов, 55 глав, 473 ста­тей. В первой части "Общие положения", состоящей из 6 разделов, 18 глав, 139 статей, изложены принципы уголовного судопроизводства, права уча­стников процесса, правила доказывания, избрания мер процессуального принуждения, реабилитации, заявления ходатайств, обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопро­изводство, исчисления сроков и судебных издержек.

В последующих 2-5 частях, 7-15 разделах УПК (главы 19-49) регламен­тируется порядок производства в различных стадиях уголовного процесса. В 16-17 разделах (главы 50-52) содержатся правила, регулирующие произ­водство по отдельным категориям уголовных дел (особые производства). Последняя часть 5 (раздел 18, главы 53-55) УПК посвящена правилам меж­дународного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Уго­ловно-процессуальный кодекс РФ имеет приложение, введенное в действие с 1 июля 2002 года, с едиными для всей территории РФ образцами бланков процессуальных документов (в количестве 121 образец). Их перечень не является исчерпывающим. ФЗ "О введении в действие УПК РФ" возложил разработку блан­ков тех процессуальных документов, которые упоминаются в тексте УПК, для досудебного производства – на Генеральную прокуратуру РФ; для судебного производства – на Верховный Суд РФ (ст. 13).

Кроме УПК отдельные вопросы уголовно-процессуальной деятельнос­ти регулируют:

  • ФКЗ от 31 декабря 1996 года "О судебной системе РФ" (СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1);

  • ФЗ от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759);

  • ФЗ от 31 мая 2002 года "Об адвокатской деятельнос­ти и адвокатуре в РФ" (СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102);

  • ФЗ от 22 февраля 1995 года "Об органах федераль­ной службы безопасности в РФ" (СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269);

  • ФЗ от 21 июля 1997 года "О судебных приставах" (СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590);

  • ЗРФ "О милиции" (Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Ведомости РФ. 1993. № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2964);

  • ЗРФ от 17 января 1992 года "О прокуратуре РФ" в редакции ФЗ от 17 ноября 1995 года (СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472);

  • ЗРФ "О статусе судей в РФ" (Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 4086; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399);

  • ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349);

  • ЗРФ "О федеральных органах налоговой по­лиции" от 24 июня 1993 года (Ведомости РФ. 1993. № 29. Ст. 1114; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4973);

  • ЗРФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" от 11 марта 1992 года (Ведомости РФ. 1992. № 17. Ст.

  • Закон СССР от 2 ноября 1989 года "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должно­стных лиц, ущемляющих права граждан" (Ведомости СССР. 1989. № 22. Ст. 416);

  • Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, про­куратуры и суда, утвержденное Президиумом Верховного Совета СССР 18 мая 1981 года (Ведомости СССР. 1981. № 21. Ст. 741; № 26. Ст. 840) и др.

Вместе с тем ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ" устанавливает, что впредь до приведения в соответствие с Уголовно-процессуальным кодек­сом федеральные законы и иные правовые акты, связанные с УПК, приме­няются в части, не противоречащей Уголовно-процессуальному кодексу РФ (ст. 4). Указанный закон предписывает также при­ведение федеральных законов и иных нормативных актов, связанных с УПК, в соответствие с вновь принятым Уголовно-процессуальным кодек­сом в шестимесячный срок со дня вступления в силу ФЗ "О введение в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ" (ст. 14).

  1. Особое значение в уголовно-процессуальном правоприменении имеют решения Конституционного Суда РФ (ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" от 24 июня 1994 года – СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447). Согласно ч. 1 ст. 97 этого Закона, если правоприменитель сталкивается с положением уголовно-процессуального закона, явно противоречащим конституционным установлениям, он впра­ве обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ, наделенный полно­мочиями принимать решения:

1) по индивидуальным или коллективным жалобам на нарушение конституционных прав и свобод законом, приме­ненным или подлежащим применению в конкретном деле;

2) по запросам судов о соответствии Конституции законов, подлежащих правопримене­нию в конкретном деле. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Закона может быть внесен судом первой, кассационной и надзорной инстанцией в любой стадии рассмотрения дела (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8).

Нормы уголовно-процессуального законодательства, признанные Кон­ституционным Судом РФ не соответствующими Конституции, не могут ис­пользоваться в правоприменительной практике, подлежат отмене или изме­нению. Решение Конституционного Суда РФ о признании закона, приме­ненного в конкретном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ, служит основанием для пересмотра этого дела в обычном порядке ком­петентным органом (ч. 2 ст. 100). Судебная деятельность Конституционно­го Суда нацелена на проверку соответствия конкретного закона Конститу­ции РФ, на необходимость его изменения, устранение пробелов или (и) при­нятие новых законов. При этом Конституционный Суд определяет основ­ные положения и содержательные параметры будущего закона. Например, анализируя средства правовой защиты, предоставленные обвиняемым УПК РСФСР, под углом зрения их соответствия нормам международного права, и принимая во внимание невозможность пересмотра уголовного дела после того, как приговор был предметом рассмотрения Президиума Верховного Суда, Конституционный Суд РФ пришел к выводу о недостаточной эффек­тивности средств правовой защиты, поскольку и высшая судебная инстан­ция может допустить ошибку. Опираясь на этот вывод, Конституционный Суд предложил законодательно расширить основания пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам по сравнению с существующими (СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2950), что и было учтено при создании нового УПК.

  1. В регулировании уголовно-процессуальных отношений определенная роль принадлежит постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и приказам Генерального прокурора РФ. Основаниями для таких актов являются обнаруженные при изучении след­ственной и судебной практики недостатки в деятельности следователей и судей по применению уголовно-процессуального закона. Недостатки мо­гут быть вызваны неясным и сложным содержанием закона, отсутствием единообразия в его толковании. Разъяснение Пленумом содержания уго­ловно-процессуальных норм в целях достижения единообразия в практике его применения и дача на этой основе обязательных указаний не могут рас­сматриваться как правотворчество, а постановления Пленума и приказы Генерального прокурора как источники .уголовно-процессуального права. Порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается только Уголовно-процессуальным кодексом, осно­ванным на Конституции РФ (ч. 1 ст. 1 УПК).

Аналогичным образом решается вопрос о постановлениях Пленума и приказах Генерального прокурора по вопросам, не урегулированным за­конодателем и разрешаемым по аналогии. Если какой-либо вопрос, воз­никший в следственной или судебной практике, не имеет прямого разреше­ния в действующем уголовно-процессуальном законодательстве, Пленум Верховного Суда и Генеральный прокурор могут такого рода пробелы ус­транить, ссылаясь на процессуальный закон, который предусматривает наиболее сходный случай.

Вместе с тем суд в процессе каждодневной судебной деятельности при­ходит в соприкосновение с конкретными юридическими аспектами соци­альной действительности, получая от нее необходимую для создания права информацию. В процессе деятельности, связанной с применением права, судебные органы обнаруживают пробелы в праве, противоречия в законо­дательных актах, анализируют, обобщают, доводят о них до сведения за­конодателя через вышестоящие судебные инстанции. Они не только сигна­лизируют о необходимости законодательного регулирования, но в лице своих высших судебных органов определяют основные направления раз­вития законодательства, решают вопросы о содержании нормативных ак­тов, конкретизируют его отдельные положения, участвуя тем самым в про­цессе правотворчества.

Творческий характер судебной деятельности особо проявляется в тех случаях, когда в ходе рассмотрения конкретного дела возникает необходи­мость конкретизировать содержание правовых норм в соответствии со сво­еобразными обстоятельствами. Понятием "конкретизации права" охваты­вается, во-первых, сама деятельность по детализации правовых норм, ко­торая начинается в суде, рассматривающем дело по существу; во-вторых, результат деятельности – создание правовых актов, развивающих основ­ную норму права. Результаты правоконкретизирующей деятельности су­дов получают свое обобщенное закрепление в актах высшей судебной ин­станции, в постановлениях Верховного Суда РФ и его Пленума. Эти судебные решения чаще всего являются прецедентами тол­кования правовых норм, судьи используют их в судебной практике как эталон при вынесении судебного решения. Поэтому следует согласиться с высказанным в юридической литературе мнением о необходимости предос­тавить судам право ссылаться в своих решениях на постановления Верхов­ного Суда РФ по конкретным делам именно как на пре­цедент в области толкования применяемой правовой нормы наряду с пра­вовой нормой и после ссылки на нее.

  1. ^ Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве, в отношении иностранных граждан и лиц без граж­данства.

Действие во времени

При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процес­суальный закон, действующий соответственно во время дознания, предва­рительного следствия либо рассмотрения дела судом (ч. 2 ст. 1 УПК).

Действующим в соответствии со ст. 6 ФЗ от 14 июня 1994 года "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федераль­ного Собрания" признается закон, вступивший в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

Под официальным опубликова­нием следует понимать помещение полного текста закона в специальных изданиях. Для федеральных конституционных законов, актов палат Феде­рального Собрания, актов Президента РФ, актов правительства РФ таки­ми изданиями являются "Парламентская газета", "Российская газета" и "Со­брание законодательства РФ" (ст. 4 ФЗ от 14 июня 1994 года).

Данный порядок действует в отношении актов, принятых с 15 июня 1994 года (даты вступления в силу указанного ФЗ от 14 июня 1994 года). В отношении актов, принятых ранее, следует руковод­ствоваться положениями Закона РСФСР от 13 июля 1990 года "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, приня­тых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами".

^ Общий порядок вступления законов в силу действует, если самими за­конами не предусмотрен другой порядок вступления их в силу.

Варианты (кроме общего порядка):

  1. порядок вступления в силу закона может быть определен в самом законе (называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается следующая формулиров­ка "вступает в силу после официального опубликования");

  2. порядок вступ­ления в силу закона нередко определяется отдельным документом – зако­ном о введении его в действие.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (пп. 5, 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, правитель­ства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").

В соответствии со ст. 78, 79 ФКЗ от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде РФ" ре­шения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их про­возглашения и подлежат незамедлительному опубликованию в официаль­ных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда публикуются также в "Вестнике Консти­туционного Суда РФ".

В каждом случае действует принцип: любое процессуальное действие совершается на основании того процессуального закона, который действует в настоящий момент.

^ Уголовно-процессуальный закон, в отличие от уго­ловного закона, обратной силы не имеет.

Действие в пространстве

Производство по уголовным делам на территории РФ ведется в соответствии с законом, действующим на данной территории, независимо от места совершения преступления, если международным дого­вором РФ не установлено иное (ч. 1 ст. 2 УПК).

Терри­тория РФ включает:

  • территории ее субъектов, внутрен­ние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции).

К территории РФ приравниваются приписанные к рос­сийским портам морские и речные суда, воздушные суда, а также косми­ческие корабли и станции, носящие флаг или иные отличительные государ­ственные знаки РФ, и в тех случаях, когда они на законных основаниях находятся на территории других государств.

Производство отдельных след­ственных или розыскных действий по поручению органов других государств в рамках международных договоров об оказании правовой помощи осуще­ствляется на территории РФ в соответствии с правила­ми УПК РФ.

Действие по лицам

Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицами без гражданства признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

УПК установлен общий порядок производства по уголовным делам в отношении иностранцев и лиц без гражданства.

В случае если иностранный гражданин, совершивший преступление на территории РФ, впоследствии окажется за ее пределами, а также в случае необходимости совершения отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства применяются нормы части пятой Кодекса.

Правом дипломатической неприкосновенности обладают:

  • главы дипломатических представительств,

  • члены дипломатического персонала представительств (ст. 1, 29 и 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.), члены их семей, если они не являются гражданами государства пребывания (ч. 1 ст. 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях);

  • члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно (ч. 2 ст. 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях);

  • члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей (ч. 3 ст. 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях);

  • постоянные полномочные представители государств - участников СНГ (п. 5 Положения о постоянных полномочных представителях государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества от 24 декабря 1993 г.).

Консульские должностные лица обладают ограниченным правом дипломатической неприкосновенности (ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.). Они не могут быть подвергнуты аресту и предварительному заключению в случаях совершения ими преступлений, не являющихся тяжкими. В случае возбуждения уголовного дела против этих лиц они обязаны являться в компетентные органы.

6. Правом дипломатической неприкосновенности пользуются также представители посылающего государства в специальной миссии, а также члены дипломатического персонала миссии (ст. 29 Конвенции о специальных миссиях от 8 декабря 1969 г.). В соответствии с нормами международного права дипломатической неприкосновенностью пользуется персонал постоянных представительств государств при международных организациях и персонал специальных миссий.

7. Совершение процессуальных действий в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, на территории РФ возможно только по просьбе этих лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел РФ с соблюдением порядка направления запроса, предусмотренного ч. 3 ст. 453 и ст. 454.

  1. ^ Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства.

В основе уголовно-процессуального законодательства и осуществляемой в соответствии с ним деятельности по возбуждению, расследованию, рассмот­рению и разрешению уголовных дел лежат наиболее общие идеи, которые отражают господствующие в обществе представления о правах и свободах личности, справедливом правосудии, о том, какими должны быть его основы, уровень культуры в нашей стране, ее экономический и политический строй и другие закономерности развития российского общества и государства.

Принципы уголовного судопроизводства – сформулированные наукой в специальные положения и закреплён­ными в уголовно-процессуальном законе идеи, выражающие осно­вы судопроизводства – идеи о

  • правах и свободах личности,

  • справедливом правосудии,

  • о том, какими должны быть его

    • основы,

    • уровень культуры в нашей стране,

    • ее экономический и политический строй

    • и другие закономерности развития российского общества и государства

Нормы-принципы занимают высшую ступень в законодательстве, име­ют наиболее высокую степень абстрагирования и получают своё логичес­кое развитие и конкретизацию в других нормах уголовно-процессуального закона, что не исключает их прямого действия. На них можно ссылаться при решении конкретного уголовного дела, обосновать правоприменитель­ный акт либо усилить авторитетность принимаемого решения, опираясь на принцип процесса.

Таким образом, принципы уголовного судопроизводства по содержанию представляют собой идеи, представления о назначении уголовного судопро­изводства, о должном уголовно-процессуальном порядке, обеспечивающем быстрое и качественное раскрытие преступлений и охрану прав и свобод личности, гарантированных Конституцией РФ.

По форме принципы уголов­ного судопроизводства – это правовые положения, нормы-принципы, зак­реплённые в нормативных актах, обладающих высокой юридической силой.

Принципы уголовного судопроизводства, имея основополагающий ха­рактер, определяют сущность и содержание всех уголовно-процессуаль­ных норм. Исходя из принципов и в соответствии с ними должны формули­роваться статьи уголовно-процессуального закона. Реализация принципов уголовно-процессуального законодательства осуществляется посредством установления прав, обязанностей и ответственности участников уголовно­го процесса, а также правил досудебного и судебного производства. Так, например, нормы, закрепляющие права подозреваемого, обвиняемого, за­щитника (ст. ст. 46, 47, 49 и др. УПК), обязанности должностных лиц обес­печить участие защитника в уголовном судопроизводстве (ч. 3 ст. 51 УПК), правила ознакомления обвиняемого и защитника с материалами уголовно­го дела (ст. 217 УПК) основаны на принципе обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК) и конкретизируют его.

Принципы уголовного судопроизводства претворяются в жизнь также в практической деятельности государственных органов и должностных лиц по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.

^ Принципы уголовного судопроизводства – основополагающие, руководящие правовые положения, зак­реплённые в законе, которые определяют сущность и содержание уголов­но-процессуальных норм, характер и основные черты осуществляемой в соответствии с ними уголовно-процессуальной деятельности.

^ Практическая значимость принципов:

  1. принципы уголовного судопроизводства кладутся в основу формирования уголовно-процессуального законодательства. При проектиро­вании уголовно-процессуальных правовых актов необходимо руководство­ваться принципами уголовного судопроизводства. Ни одна процессуальная норма не должна им противоречить. И наоборот, нормы, регулирующие уго­ловное судопроизводство, должны вытекать из принципов процесса и им соот­ветствовать. Нарушение этого требования может повлечь признание соответ­ствующей нормы уголовно-процессуального закона не соответствующей Кон­ституции РФ либо ее отмену в будущем как изданную с нарушением принци­пов уголовного судопроизводства.

  2. принципам уголовного судопроизводства подчинено реше­ние всех частных вопросов уголовно-процессуальной деятельности. Закон не в состоянии предусмотреть и урегулировать все вопросы, которые могут возникнуть в каждом конкретном случае. Поэтому тогда, когда участник уголовно-процессуального отношения действует самостоятельно, без конк­ретных указаний закона, он в своих действиях обязан руководствоваться принципами уголовного судопроизводства. Например, в статьях УПК, рег­ламентирующих порядок производства следственных действий, не упомина­ется о том, что дознаватель, следователь и прокурор в ходе их производства не вправе осуществлять действия, унижающие честь, а также человеческое достоинство участника следственного действия. Однако это обстоятельство не дает права дознавателю, следователю или прокурору при производстве расследования допускать в отношении участника процесса слова, жесты и иные действия, хотя и не создающие опасности для жизни и здоровья личнос­ти, что прямо запрещено законом (ч. 4 ст. 164 УПК), но унижающие честь и человеческое достоинство участника процесса. Осуществление ими таких действий неминуемо должно иметь своими последствиями привлечение к от­ветственности должностного лица, возмещение морального вреда лицу, чьи честь и достоинство были нарушены. Изложенное правило хотя прямо и не закреплено законом, но подлежит применению как вытекающее из принципа, закрепленного в ст. 9 УПК, запрещающего в ходе уголовного судопроиз­водства осуществление действий и принятие решений, унижающих честь уча­стника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство. Реализация принципов уголовного судопроизвод­ства в каждом конкретном деле, каждом уголовно-процессуальном правоот­ношении – юридическая обязанность органов дознания, следствия, прокура­туры и суда и их должностных лиц.

  3. особое значение принципы уголовного судопроизводства имеют в правоприменительной деятельности при наличии пробелов в праве или, что чаще всего бывает, при пробельности уголовно-процессуального законодательства, а также при коллизии (несогласованности) правовых норм либо затруднении в их применении. В указанных случаях суд, проку­рор, следователь, орган дознания и дознаватель также обязаны руковод­ствоваться принципами уголовного процесса.

Вывод: принципы уголовного судо­производства оказывают влияние на содержание уголовно-процессуаль­ных норм и уголовно-процессуальной деятельности, уголовно-процессуаль­ное нормотворчество, уголовно-процессуальные акты и, в целом, на пра­восознание субъектов уголовного судопроизводства. Отсутствие право­вых принципов влечет за собой проявление произвола, бюрократизма, без­закония, несправедливости, всевозможных ограничений прав и законных интересов личности и иных отрицательных последствий.

  1. ^ Законность при производстве по уголовному делу.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Ответы к экзамену по Уголовному процессу 2012 Понятие и назначение уголовного процесса iconВопросы к государственному экзамену по административному процессу (2011-2012 уч г.)
...
Ответы к экзамену по Уголовному процессу 2012 Понятие и назначение уголовного процесса iconЛекция 04. 09. 2012
Цель уголовного процесса по Строговичу – это установление истины по делу. В отличие от упк рсфср, ук РФ употребляет термин не «задача»...
Ответы к экзамену по Уголовному процессу 2012 Понятие и назначение уголовного процесса iconЛекция 04. 09. 2012
Цель уголовного процесса по Строговичу – это установление истины по делу. В отличие от упк рсфср, ук РФ употребляет термин не «задача»...
Ответы к экзамену по Уголовному процессу 2012 Понятие и назначение уголовного процесса iconЛекция 04. 09. 2012
Цель уголовного процесса по Строговичу – это установление истины по делу. В отличие от упк рсфср, ук РФ употребляет термин не «задача»...
Ответы к экзамену по Уголовному процессу 2012 Понятие и назначение уголовного процесса iconЛекция 04. 09. 2012
Цель уголовного процесса по Строговичу – это установление истины по делу. В отличие от упк рсфср, ук РФ употребляет термин не «задача»...
Ответы к экзамену по Уголовному процессу 2012 Понятие и назначение уголовного процесса iconЛекция 04. 09. 2012
Цель уголовного процесса по Строговичу – это установление истины по делу. В отличие от упк рсфср, ук РФ употребляет термин не «задача»...
Ответы к экзамену по Уголовному процессу 2012 Понятие и назначение уголовного процесса iconЛекция 04. 09. 2012
Цель уголовного процесса по Строговичу – это установление истины по делу. В отличие от упк рсфср, ук РФ употребляет термин не «задача»...
Ответы к экзамену по Уголовному процессу 2012 Понятие и назначение уголовного процесса iconЛекция 04. 09. 2012
Цель уголовного процесса по Строговичу – это установление истины по делу. В отличие от упк рсфср, ук РФ употребляет термин не «задача»...
Ответы к экзамену по Уголовному процессу 2012 Понятие и назначение уголовного процесса iconЛекция 04. 09. 2012
Цель уголовного процесса по Строговичу – это установление истины по делу. В отличие от упк рсфср, ук РФ употребляет термин не «задача»...
Ответы к экзамену по Уголовному процессу 2012 Понятие и назначение уголовного процесса iconЛекция 04. 09. 2012
Цель уголовного процесса по Строговичу – это установление истины по делу. В отличие от упк рсфср, ук РФ употребляет термин не «задача»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница