Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения
страница1/18
Дата публикации14.07.2013
Размер0.86 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Тарасов А.А., Таран А.С., Юношев С.В.


^ ДЕЛОВАЯ ИГРА

"Учебный уголовный процесс"


учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения

специальности 021100 - "юриспруденция"
второе издание

Самара

2006
^ Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета
Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 021100- "юриспруденция".

Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей, принимающих участие в организации и проведении деловой игры "Учебный уголовный процесс" по курсу "Уголовно-процессуальное право".


Издание второе, переработанное и дополненное.


^ Авторы:
А.А. Тарасов, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса криминалистики СамГУ;

А.С. Таран, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики СамГУ;

^ С.В. Юношев, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики СамГУ.
Рецензент


С.А. Шейфер, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ,

почетный заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики СамГУ.


Тарасов А.А., Таран А.С.,

Юношев С.В., 2006

Изд-во "Самарский

университет", 2006

Введение



Реализация правовой реформы в нашей стране предусматривает решение проблем подготовки высококвалифицированных юридических кадров. Профессиональные знания юриста должны обеспечивать высокую эффективность правоприменительной деятельности.

В настоящее время для высшего юридического образования актуальна задача изменения системы обучения – необходимы не только высокий уровень теоретической подготовки по юриспруденции, но и выработка практических навыков применения этих знаний, формирование профессионального правосознания на возможно более раннем этапе подготовки молодого специалиста. Процесс обучения должен быть приближен к реальным условиям.

Результаты исследования, проведенного в 80-е годы в США, наглядно демонстрируют степень эффективности усвоения студентами материала в зависимости от методики обучения. Традиционно они представлены в виде таблицы, получившей название "Пирамида обучения":
^ Средний процен

усвоения

лекции 5%

чтение 10%

видео/аудио

материалы 20%

демонстрация 30%

дискуссионные группы 50%

практика через действие 75%

обучение других/применение обучения 90%


Полученные результаты наглядно демонстрируют значимость методов активного обучения, среди которых одно из первых мест занимает деловая игра, то есть обучение через действие.

Учебные деловые игры позволяют активизировать учебный процесс и существенно ускорить формирование у слушателей комплекса теоретических знаний, умений и навыков, которые влияют на повышение эффективности деятельности практикующего юриста.

В ходе организации и проведения деловых игр среди студентов специальности 021100 - "Юриспруденция" достигаются следующие учебные цели:

  • формируется адекватное представление студентов о предстоящей профессиональной деятельности;

  1. демонстрируются типовые модели (алгоритмы) профессиональной деятельности юриста;

  2. осуществляется "погружение" студентов в практическое правоприменение, что создает условия для их адаптации к российской правоприменительной практике;

  3. прививаются основные навыки правоприменительной и правозащитной деятельности;

  4. апробируются новые либо не получившие широкого практического применения процессуальные формы;

  5. моделируются типичные проблемные ситуации и отрабатываются различные варианты для их разрешения;

  6. отрабатываются процессуальные формы доказывания;

  7. анализируются недостатки действующих нормативных предписаний и практики их применения;

  8. эмпирическим путем обосновываются позиции по спорным теоретическим вопросам различных отраслей права;

  9. выявляются конфликты и проблемы, которые могут возникнуть на практике, определяются возможные пути их разрешения;

  10. представляется взаимосвязь знаний различных учебных дисциплина, демонстрируется их практическая значимость;

  11. формируются профессиональные качества специалистов в условиях, приближенных к реальным, в первую очередь это:

- аналитические способности, навыки логического и критического мышления;

- готовность оперативно оценивать создавшуюся процессуальную ситуацию и принимать оптимальное решение;

- наблюдательность, навыки комментирования собственных действий (самооценка), а также действий других участников деловой игры;

- умение формировать и представлять собственную позицию по правовым вопросам, отстаивать ее;

- навыки работы в коллективе, коммуникативные способности;

- навыки конструктивной критики, эффективного сотрудничества;

- элементы профессионального правосознания, ценностные ориентации и установки.

  1. раскрывается личностный потенциал студентов, реализуются их индивидуальные творческие, интеллектуальные и организаторские способности;

  2. осуществляется контроль за ходом учебного процесса, оценка знаний студентов;

  3. проверяется уровень готовности студентов к реальной правоприменительной и правозащитной деятельности.

Деловая игра носит "сквозной" характер, включая в себя темы целого ряда учебных курсов. Помимо курса "Уголовно-процессуальное право РФ", являющегося базовым, она затрагивает отдельные вопросы такого комплекса учебных дисциплин, как "Криминалистика", "Юридическая психология", специальных курсов "Судебная речь", "Теория доказательств", "Судебная этика" и других.

Пособие содержит методические указания по подготовке, организации и проведению деловой игры "Учебный уголовный процесс", аккумулирующие и обобщают многолетний опыт проведения данной деловой игры на юридическом факультете Самарского госуниверситета.

Нельзя не отметить, что впервые деловая игра "Учебный уголовный процесс" была проведена еще в 1973 году со студентами 3-го курса первого набора Самарского государственного университета. Организацию и непосредственное руководство ею осуществляла доцент Побегайло Галина Дмитриевна. На этом учебном процессе рассматривалось дело о совершении преступления, предусмотренного п. "а" ст. 102 УК РСФСР (умышленное убийство из корыстных побуждений). Судьи вынесли суровый приговор, назначив наказание в виде 14 лет лишения свободы. Роль подсудимой на этом процессе сыграла Валентина Александровна Лазарева, ныне - профессор, доктор юридических наук, заведующая кафедрой уголовного процесса и криминалистики СамГУ.

С тех пор деловая игра "Учебный уголовный процесс" ежегодно проводится кафедрой уголовного процесса и криминалистики. Неоценимая заслуга в поддержании и развитии этого начинания, в том, что деловая игра стала традицией и своего рода визитной карточкой кафедры, принадлежит многолетнему заведующему кафедры, доктору юридических наук, профессору Семену Абрамовичу Шейферу.

Традиционно в деловой игре принимают участие лучшие студенты курса, избравшие для себя уголовно-правую специализацию. Практически все нынешние преподаватели кафедры уголовного процесса и криминалистики в свое время, будучи студентами, принимали в ней участие, играя ведущие роли - судей, обвинителей, защитников. По сути, именно учебный уголовный процесс все эти годы является кузницей молодых талантливых кадров, пополняющих ряды кафедры.
Настоящее учебно-методическое пособие представляет собой проспект деловой игры "Учебный уголовный процесс" для студентов 3 курса дневного отделения судебно-прокурорской и следственно-криминалистической специализации юридического факультета по дисциплине "Уголовно-процессуальное право РФ". Пособие состоит из пяти разделов:

Первый раздел "Общие положения" определяет цели деловой игры "Учебный уголовный процесс", состав ее участников, время, формы и этапы ее проведения.

Второй раздел "Подготовительный этап" раскрывает критерии подбора дела, способы его получения и способы отбора участников игры.

Третий раздел "Репетиционный этап" дает детальную характеристику работы по подготовке деловой игры от ознакомления с делом участников игры до проведения генеральной репетиции включительно.

Четвертый раздел "Демонстрационный этап" раскрывает процедуру проведения деловой игры "Учебный уголовный процесс".

Пятый раздел "Заключительный этап" определяет порядок и формы подведения итогов деловой игры.

Шестой раздел "Особенности подготовки деловой игры, моделирующей производство в суде присяжных", раскрывает специфику организации процесса с участием присяжных заседателей.

В пособие включены тринадцать приложений. В них представлены образцы тех документов, которые обеспечивают организацию и проведение деловой игры: письмо-запрос и письмо-ходатайство кафедры уголовного процесса и криминалистики в суд, график ознакомления участников деловой игры с материалами дела, проект плана и сценария деловой игры на примере подготовительной части судебного разбирательства, образцы оценочных форм для наблюдателей с пояснениями и другие.

Учебно-методическое пособие содержит методические рекомендации и знакомит с правилами проведения деловой игры "Учебный уголовный процесс". Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей, принимающих участие в подготовке, организации и проведении деловой игры "Учебный уголовный процесс".

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения iconМетодическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов...
Методическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 230500...
Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения iconМетодическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов...
Методическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения специальности 100103 «Социально-культурный...
Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения iconУчебно-методическое пособие для студентов дневной и заочной формы...
Б 33 Маркетинговые исследования. Учебно-иетодическое пособие для студентов специальности «Маркетинг» / Донецк: Донгуэт им. М. Туган-Барановского,...
Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения iconМетодическое пособие по выполнению расчетно-графических работ по...
Для студентов очной формы обучения специальности «Механизация сельского хозяйства»
Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения iconМетодическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной...
Методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения  для дистанционного изучения курса «оценка риска...
Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения iconУчебно-методическое пособие для организации и проведения тренингов социальной компетентности
Кибирев А. А., Веревкина Т. А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших...
Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения iconМетодические указания прохождения учебно-ознакомительной практики...
Для студентов вечерней, очной, очно-заочной и заочной формы обучения специальности 080200. 62 «Менеджмент»
Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка....
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения iconУчебно-методическое пособие для студентов
Г 61 Головко В. М. Этико-философские доминанты эстетического мира И. С. Тургенева. Учебно-методическое пособие для студентов направления...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница