Великобритании. Юнеска рекомендовала всем странам членам ООН преподавать политологию. С 1948 г политология преподается во всех европейских странах. В СССР


НазваниеВеликобритании. Юнеска рекомендовала всем странам членам ООН преподавать политологию. С 1948 г политология преподается во всех европейских странах. В СССР
страница1/6
Дата публикации05.04.2013
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6

1.Понятие политологии.

Современная политология как наука оформилась к концу XIX – началу XX в.в. Первая кафедра политологии – Колумбийский университет США, затем - во Франции, Великобритании. ЮНЕСКА рекомендовала всем странам – членам ООН преподавать политологию. С 1948 г. политология преподается во всех европейских странах. В СССР изучалась только марксистская политология, иная была запрещена вместе с генетикой и кибернетикой. Западные идеологи рассматривались с позиций критики. Конец 80-ых – публикация новых, ранее запрещенных, документов. С 1989 г. политология начала преподаваться у нас. Становление РБ как самостоятельного государства, борьба за власть между социально-политическими группами вызвала потребность изучения политологии и социологии.

Политология – термин дан Аристотелем – наука о п/отношениях и п/деятельности людей, о сущности, формах и методах п/власти, о закономерностях развития п/систем. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом.


^ 2.Развитие политической науки.

Этапы становления:

  1. Религиозно-мифологическая трактовка (власть от бога).

  2. Философско-этическая трактовка политики (поиск модели правильного гос-ва).

  3. Научно-рациональный. Связан с эпохой возрождения. (Монкиавелли) Он рассматривал политику как практическую деятельность и выработал конкретные рекомендации полит руководства: «Государь должен быть Львом и лисицей».

Гоббс исследовал причину возникновения гос-ва, как политического института, причина этого: Война всех против всех, выход из войны – заключение договора, в результате установление сильной абсолютной власти. Монтескье рассматривал зависимость политики от географических факторов. Кант обосновал идею правового гос-ва (Любое гос-во должно быть само подзаконно)

  1. Выделение полит науки в самостоятельную научную дисциплину. Связывают с именем Лей Бера, который в 1857 г. начал читать курс пол науки в Колумбийскомунивере. В 1903 в США была учреждена ассоциация политических наук. В 1947 при ООН была создана ассоциация полит науки.




^ 3.Предмет, структура и функции политологии.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит.власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в госудадарственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения субъектов в политике.

Структура политологии.

1. Политология как наука и учебная дисциплина.

2. Основные этапы развития политической мысли.

3. Политическая власть как социальный феномен.

4. Политическая система общества и институты власти.

5. Политические режимы и политическое лидерство.

6. Проблемы демократии – теория и реальность.

В Европе изучение политологии началось по рекомендации ЮНЕСКО с 1948 г. В РБ изучение политологии ведётся с 1989г.

Политология выполняет ряд функций:

- Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок.

- Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления.

- Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий.

- Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д.

- Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование

- Экспериментальная – призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат.

- Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности



^ 4.Методы и категории политологии.

Политология использует все методы, которые существуют в общественных науках. Методы – это приёмы изучения конкретной информации.

· Сравнительный метод. Его суть: этот метод путём сопоставления однотипных полит явлений позволяет выявить наиболее целесообразные пути развития общества, найти действенное средство для решения стоящих перед ней задач.

· Системный метод. Обеспеч. возможн. исследовать то или иное полит явление как нечто целое, посредством последовательного изучения составляющих его эл-тов.

· Бихевиоральный (поведенческий) метод. Он исходит из того, что определёнными мотивами полит поведения людей явл психологический мотив. Его суть в изучении полит процессов путём анализа поведения и настроения людей посредством анкетирования, опросов, проведения избирательных компаний, референдумов и т.д.

· Социологический метод. Связан с выяснением зависимости политики от состояния общества, экономич. отношений, соц. структуры, идеологии, культуры и т.д.

· Институциональный метод. Направлен на изучение роли гос-ва, полит партий, организаций, движения и др. институтов, с помощью которых осуществляется полит деятельность в обществе.

Категории

В обобщённой форме отражают наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности. Ключевая категория – полит власть. Специфика всех других категорий состоит в том, что они раскрывают различные стороны и отношения полит власти. (полит отношения, П-деятельность, П-система, П-партия и т.д.)


^ 5.Политическая мысль античности.

Становление и развитие полит. мысли в Др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Там где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит.теории. Это хар-но для древней Греции. Образцами развития полит.мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля. Платон создал целостную систему философск. идеализма, в кот.органически вписалась теория идеального государства, изложенная им в трудах ''Государство'' и ''Законы''.

Прослеживая полит.эволюцию человека, Платон обращает внимание на то, что полит. изменения в конечном счёте – это результат изменения образа жизни людей, особенно в способах добывания средств к сущ-нию, поэтому он считает в принципе возможным и необходимым переустройство общества на разумных началах, согласно его замыслу, жители идеального государства, должны быть распределены на 3 сословия:

Философы, воины, трудящиеся.

Правящая власть у философов, ибо они способны при осуществлении власти руководствоваться разумно понятыми общими интересами общ-ва, так как частная собственность и семья порождает в людях эгоизм и вредят общему делу, философы д. быть лишены семьи и жить замкнутыми группами, внутри кот.все равны а имущество общее.

На воинов возлаг. приведение в жизнь реш. философов и охрана установл. порядка.

В низшем слое общества (земледельцев и ремесленников) предполагалось сохранить индивидуальную собственность.

Общей целью государства Платон провозглашал не приобретение мат. благ, а заботу о моральном совершенствовании, достигаемом благодаря развитию науки.

Аристотель (384 - 322) исследовал полит устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены втруда – ''Политика''.

Здесь он в частности объяснил происхожд. гос-ва. В его основе лежат природные причины, так естественная потребность чел-ка в общении побуждает его созд. семью, потом общину, и наконец гос-во. В зависимости от цели, кот.ставят властители, Аристотель различает правильное и неправильное гос. устройство. Неправильное – это при кот.преследуются корыстные цели правителей, правильное – преследуется общее благо, незав-мо от того правит один или многие. Наилучшей формой правления Аристотель считал ту, при кот.правит больш-во, но оно д. подчиняться з-ну. Если же этого не происх., и решающее знач. имеет постановл. народного собрания, то народ легко м. стать деспотом и рано или поздно нападёт на власть демагогов и льстецов. Они управляют народом как хотят, подчиняют его своей власти. Власть народа, основ.на з-не Аристотель называл политией. Такая форма сущ. там, где велик слой зажиточн. граждан.

Пытается формулир. з-ны полит.жизни, знание кот. поможет людям в установл. прочной и справедливой власти. Он активист и верит в то, что гос-во создаётся не ради того, чтобы жить, а преимущественно чтобы жить счастливо.

Средневек. полит.мысль отходит от этого вывода, все её конкр. проявл. сосредот. вокруг вопроса о взаимоотнош. власти короля и власти папы. При этом все мыслители исходят из того, что всякая гос власть установл. богом. Отсюда и происх. термина теократия – власть Бога.

Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадл. лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь и римский папа – наместник Христа, кот.д. подчиняться все государи. На сколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть церкви выше власти земного государя.


^ 6.Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени.

Эпохой Возр. принято называть историч. период, связ. с разложением феод.и появлением первых ростков капиталистич. отношений. Это время бурного роста городов, ремесла, торговли, эпоха великих геогр. открытий и техн. изобрет., научн. идей и взлёта культуры. Одна из особенн. ранней бурж. культуры прояв. в том, что её представители использ. античное культурное наследие, как бы возрождая его от многовек. затмения церкви. Центр.идеей духовной жизни общ-ва стан. гуманизм, кот. в отличие от господствующей религии поставил в центр своих интересов не бога, а человека с его земными запросами и потребностями.

Представители: Микола Макиавелли – классик политтеории эпохи Возр.

В это время Италия была раздробл. и подвергалась нашествию иноземных войск. Он считал, что бедствия Италии объясн. раздробл. страны. Он создал теорию гос-ва, способн. преодолеть эти бедствия. Он отверг средневек. теологич. концепцию гос-ва и противопост. концепцию светского гос-ва. Подход Макиавелли со светских, а не теологич. позиций был важным вкладом в историю политидей эпохи Возр. Лучшей формой гос-ва он считал респ., однако он был убеждён что итальянская действит-ть, т.е. непрерывная вражда требует установл. единовластия, поэтому в труде ''Государь'' он доказ. что при сильном правителе возможно создать независ. Итальянское гос-во, свободное от чужеземного иго, а для достиж. этой цели пригодны всякие, в т.ч. и аморальные ср-ва, поскольку важный з-н политики – это благополучие гос-ва. Государь, ставший на путь сильного централиз. гос-ва д. сочетать в себе кач-ва льва и лисицы. В последствии для обозначения такой политики появляется термин маккиавелизм - политика пренебрежения законами морали, неразборчивость в ср-вах достижения цели.

Наряду с полит.идеями, обосновавшими возникший бурж. полит. строй в Зап. Европе, появились полит. учения, авторы кот. выступали с отрицаниями этого строя. Первым это сделал Томас Мор (1478-1535). Он является основоположником методики социализма, в своём труде ''Утопия'' он критикует сущ. строй несправедливости, нерав-ва, критикует паразитизм эксплуататоров и причиной всех бед считает частную собственность, противопоставляя сущ. государству, строй выдуманного им острова Утопия. Устанавливает выборность случайных лиц, общественную собственность на средства производства, всеобщность труда и т.д.

Дальн. развит.полит. мысль получ. в Голл. и Англ., к числу наиб. выдающ. мыслит. относ. Т. Гоббс (1588-1679). Свою полит.доктрину он излож. в трудах ''О чел-ке'', ''О гражданине'', ''Левиафан''. Гоббс исходит из того, что все люди созд. равными и каждый из них имеет одинак. с др. права на всё, однако чел-к – сущ-во эгоистичное, и честолюб., поэтому в общ-ве неизбежно царит война всех против всех. И избавл. от неё происх. тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохр. отказ.от своих прав, передавая их по договору опред. лицу или группе лиц. Последние и представл. собой гос-во, кот.иявл. гарантом мира между людьми. Чтобы успешно выполн. эту миссию, гос-во д. облад. абсол. властью, неогранич. правами, и обладат. этой верховной власти никакими з-нами с народом не связан и ответств. перед ним не несёт. Долг властителя – хорошо управл. своим народом, но отвечает он только перед совестью и разумом. И воспротивиться воле м. только в одном случае – если он обязывает убивать или запрещает защищаться от напад. врагов. Гос-во д. было выполнять не только полицейско-охранит. ф-ции, его задачи – поощрять всякого рода промыслы, силой принуждать к труду здоровых людей, а также заниматься воспитанием и просветительской деятельностью. Гос-во гарантирует подданным право делать то, что не запрещено законом.


^ 7. Политические идеи Просвещения

Политические идеи получили новый импульс в конце 18в. во Франции. Кризис феодализма и абсолютизма, нарастание революционных настроений – тот исторический фон, на котором возникло «Французское Просвещение». Этот термин употребляется для обозначения совокупности полит. идей учений 18в., направл. против феодально-абсолют. строя Франц. и выражающих интересы третьего сословия.

Вальтер – критика феод.произвола, деспотизма, католич. церкви. Против судебного произвола. Выступал за равенство граждан перед законом, настаивал на установлении буржуазно-демократических свобод. Развивает идею прогресса человечества. На пути этого прогресса стоит невежество людей. Его полит.идеал – конституционная монархия с просвещённым монархом и его подданными. От этого монарха Вальтер ждал переустройства общества путём реформ.

Ж.Л.Монтескье – открывает век Франц. просвещения. В произвед. «Французские письма» (1721) – дана едкая сатира на франц. абсолютизм 17-18вв. В «Рассуждение о причинах величия и упадке Римлян» (1734) и «О духе законов» (1748) – попытался объяснить происхождение гос. строя, вскрыть природу законов и на этой основе выдвинуть проект обществ.реформ. Выступает как один из основоположников географического направления в социологии. Доказывал, что климат, почва, размер территории определяют нравственный облик народа, характер законов и форму правления. Выдвигал 3 формы правления: Республику, Монархию, Деспотию. Политич. идеал – конституционная монархия. Деспотия – резко отрицательно. Выдвигает идею разделения властей на Законодат., Исполнит.и Судебную, которая призвана обосновать принцип законности. обесп. полит. свободу, сделать право истинным регулятором взаимоотношений между гос-вом и гражданином. В разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония.

Ж.Ж.Руссо – выступил с резкой критикой феод.отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Противопоставил этому «естественное состояние», где все люди равны и свободны. Причина неравенства – развитие частной собственности. Имущественное неравенство породило неравенство политическое. «Если гос-во возникло в результате обществ.договора, то за народом остаётся право расторгнуть невыгодный договор и создать такую форму ассоциации, кот. соответствовала бы интересам людей». В «Об общественном договоре» Руссо рисует картину идеального общества: т.к. возврат к естественному состоянию невозможен, то предлагается не уничтожать частную собственность, а заменить крупную собственность мелкой. Это он считает основой общества. Выступает за равенство имущественное и политическое, которое обязано сохранять гос-во. Идеи Руссо закрепили в «Декларации прав человека и гражданина» (1799г.) и в др. док-тах.

Все эти теории подготовили бурж. революцию 1789-1794гг.


^ 8.Отечественная общественно-политическая мысль.

История полит.учений Р. берёт начало из Др. Русских летописей, в кот. делались попытки установить историч. прошлое Руси. «Слово о законе и благодати» (XI в.) – главная идея: независимость Руси от Византии и укрепление княжеской власти.

В условиях феод.раздробленности в летописях появл. тема объединения земель и борьба с внешними врагами. («Повести временных лет», «Слово о полку Игореве»).

Необходимость укрепления централизованного гос-ва, борьбы с засильем бояр.

Вместе с укреплением Р. гос-ва (при Петре I) была идея укрепления царской власти. В 18в. в Р. стали проникать идеи Европ.мыслителей.

Сторонник теории естественного права Татищев выступал против крепостничества. Обосновал необход. развития науки и просвещения. Появл. защитники класса буржуазии (Осошков) – защищая интересы купцов выступал за регламентацию деятельности, за выполнение царских указов ими, за установление цен на товары.

Критика крепостничества и абсолютистскихпорядковс позиции гуманизма. Особо отлич. обличение существующего экономич. и политич. строя Радищевым («Путешествие из Петербурга в Москву») – не веря в отмену крепостного права мирным путём, пришёл к выводу о необходимости Народной Революции.

Распространение либерализма (нач. 19в.) – Спиранский – распределение властей: законодат., исполнит., судебную.

Конституц. проекты Декабристов были более прогрессивными: идеи по демократизации гос. строя в Р., необходимость обеспечения ответственности правительства перед народом, введение демократ.прав и свобод, гарантии неприкосновенности личности и др.

В 19в. взгляды на пути и характер развития государств.иэкономич. развития Р. нередко носили противоположный характер (Западники и Славянофилы).

Западники (Аненков, Боткин, Тургенев, Чадаев) выступали за принятие Россией Западноевропейских политических ценностей, призывали к быстрому развитию в Р. транспорта, торговли, освобождению крестьян с наделами земли за денежный выкуп. Эти преобразования должны осуществляться мирным путём.

Славянофилы (Аксаков, Киреевский) считали неприемлемыми западные принципы развития (в Р. специфическое миропонимание, традиционные обществ.устои, стиль и уклад жизни русского народа), идеализировали допетровский период, представляя его как время без деспотизма, с гармоничным взаимодействием общества и власти.

В серед. 19в. в условиях размаха крестьянского движения, развернулась деятельность революционеров-демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов) – пришли к выводу, что развитие общества происходит через борьбу масс с угнетателями.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Великобритании. Юнеска рекомендовала всем странам членам ООН преподавать политологию. С 1948 г политология преподается во всех европейских странах. В СССР icon10-12 марта 2011 года Вестник Новосибирской Модели ООН
Благородные идеи, заложенные в основе оон, вызывают отклик у активной молодежи во всем мире. Студенты и школьники старших классов...
Великобритании. Юнеска рекомендовала всем странам членам ООН преподавать политологию. С 1948 г политология преподается во всех европейских странах. В СССР icon222Базовой юридической основой образования является статья 26 Всеобщей...
В 1989 году ООН была принята Конвенция о правах ребенка, в которой имеются статьи о праве ребенка на образование соответствующего...
Великобритании. Юнеска рекомендовала всем странам членам ООН преподавать политологию. С 1948 г политология преподается во всех европейских странах. В СССР icon1939-1945 (ссср, США и Великобритании): председателя снк СССР и....
Ливадийском дворце близ Ялты. На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, определено отношение...
Великобритании. Юнеска рекомендовала всем странам членам ООН преподавать политологию. С 1948 г политология преподается во всех европейских странах. В СССР iconВ. Г. Зарубин введение в политологию учебное пособие для вузов 2001
Печатается по решению умк “Политология” в составе умс “Социально-экономические знания” Учебно-методического объединения высших учебных...
Великобритании. Юнеска рекомендовала всем странам членам ООН преподавать политологию. С 1948 г политология преподается во всех европейских странах. В СССР iconВладимир Александрович Дворцов : Хоккейные баталии. Ссср канада Владимир...
Отличные мастера хоккея есть в Канаде и Чехословакии, СССР и Швеции, США и Финляндии и в других странах. И все-таки самые могучие...
Великобритании. Юнеска рекомендовала всем странам членам ООН преподавать политологию. С 1948 г политология преподается во всех европейских странах. В СССР iconВо всех без исключения европейских странах в последнее время активизировались...
Балтийского моря, Дуная, Рейна и др. Промышленность освоила ряд более чистых технологий, в результате чего выбросы в атмосферу (такие...
Великобритании. Юнеска рекомендовала всем странам членам ООН преподавать политологию. С 1948 г политология преподается во всех европейских странах. В СССР iconКонтрольные вопросы по истории нового времени (первый период)
Первоначальное накопление в ведущих европейских странах XVII в. (сравнительный анализ)
Великобритании. Юнеска рекомендовала всем странам членам ООН преподавать политологию. С 1948 г политология преподается во всех европейских странах. В СССР iconЧто такое вто? В чьих интересах в вто принимаются решения?
Всемирная торговая организация (вто) не входит в ООН и, соответ­ственно, законы вто стоят для тнк и стран-членов вто выше законов...
Великобритании. Юнеска рекомендовала всем странам членам ООН преподавать политологию. С 1948 г политология преподается во всех европейских странах. В СССР icon-
Будем молиться и всячески помогать и всем другим странам, которым ещё есть шанс спастись от террора Антихриста
Великобритании. Юнеска рекомендовала всем странам членам ООН преподавать политологию. С 1948 г политология преподается во всех европейских странах. В СССР icon11. международная
В 1986 году юнидо (Организация ООН по промышленному развитию) стала: а) специализированным учреждением оон; б) вспомогательным органом...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница