2. Взаимодействие органов государственной власти по защите прав детей


Название2. Взаимодействие органов государственной власти по защите прав детей
страница1/6
Дата публикации09.03.2013
Размер0.76 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6
1.«Детская» адвокатура: перспективы становления.

Форма социально-правовой защиты несовершеннолетних детей. Это консультационный орган, создаваемый при центрах реабилитации и психологической помощи детям, департаментах, министерствах образования для решения споров в сфере «отцов и детей». В задачу этих адвокатских органов входит помощь в обеспечении гарантий и прав несовершеннолетних, закрепленных международным, российским и местным законодательством, защита интересов ребенка, его жизни и здоровья. Детская адвокатура, состоящая из юристов, психологов, социальных педагогов, проводит консультации по заявлениям детей (об избиении, насилии), родителей, соседей, помогает составлять исковое заявление, представляет интересы ребенка в суде. В отечественном образовании и судопроизводстве такие органы начали создаваться в 90-е годы 20 века, в период постсоветской России. Для защиты детства существует ювенальное право.

2. Взаимодействие органов государственной власти по защите прав детей.

Взаимодействие осуществляется путем информационно-документационного обмена, требования к которому не регламентированы, но его правильная организация является залогом помощи каждому нуждающемуся ребенку.

Система взаимодействия органов гос. власти, местного самоуправления и гос. учреждений по вопросам защиты прав детей определяет, насколько эффективно в каждом регионе и муниципальном образовании проводится гос. политика в этой области. На уровне гос-ва она устанавливается федеральным законодательством. При этом законодательство регламентирует лишь общие вопросы взаимодействия. В частности, на общегосударственном уровне не регламентированы способы, направления, порядок документирования его осуществления, что предполагает их закрепление на региональном уровне и детализацию на муниципальном уровне.

Взаимодействие органов гос. власти, местного самоуправления и гос. учреждений по вопросам защиты прав детей осуществляется на основе как специальных актов, которыми регулируется деятельность отдельных органов (например, Закон «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Хакасия»), так и на основе нормативных правовых актов, регулирующих деятельность нескольких органов гос. власти (например, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Можно выделить два основных направления взаимодействия по вопросам защиты прав ребенка: во-первых, взаимодействие между органами гос. власти и местного самоуправления по вопросам выявления закономерностей, проблем, подведения статистических итогов; во-вторых, взаимодействие с населением. Координирующими органами по этим двум направлениям являются, соответственно, комиссия по делам несовершеннолетних и Уполномоченный по правам ребенка.

Немаловажной задачей системы органов взаимодействия по вопросам защиты прав детей является внесение в органы гос. власти области, органы местного самоуправления предложений о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод детей. Эта задача осуществляется во взаимодействии как с исполнительной, так и с законодательной властью. Она реализуется в таких мероприятиях, как подготовка рекомендаций о возможном принятии мер по защите прав и свобод детей и реализация права законодательной инициативы.

3. Государственная защита прав детей.

Под защитой прав несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов.

Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, соц. обеспечение, досуг и др.

Важное значение в установлении правового регулирования в области защиты прав и интересов несовершеннолетних имеют следующие федеральные законы:

1) ФЗ 1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

2) ФЗ 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

3) ФЗ 1996 г. «О дополнительных гарантиях по соц. поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей».

Защита ребенка осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных гос-вом органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.

4.Государственная семейная политика.

Гос. семейная политика - это целостная система политических, правовых, экономических, социальных, медицинских и культурных мер, направленных на развитие семьи.
На сегодняшний день наиболее подробно вопросы гос. поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса РФ, ФЗ "Об опеке и попечительстве", "О дополнительных мерах гос. поддержки семей, имеющих детей", "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", Указом Президента РФ «Об основных направлениях гос. семейной политики».

Субъектами гос. семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Цель гос. семейной политики заключается в обеспечении гос-вом необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Основные направления гос. семейной политики:

1) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;

2) Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

3) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;

4) Усиление помощи семье в воспитании детей.

Принципы гос. семейной политики:

1) Самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития.

2) Равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от соц. положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений.

3) Приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. 

4)  Равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности.

5) Единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях. 

6) Партнерство семьи и гос-ва, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями.

7) Принятие на себя гос-вом обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами.

8) Осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе.

5. Государственный доклад о положении детей в РФ.

Регулируется ФЗ 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Ежегодный гос. доклад о положении детей в РФ является официальным документом, который подготавливается в целях обеспечения гос. органов управления и населения России объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей и тенденциях его изменения.

Положение детей в гос-ве постоянно меняется с учетом объективных экономических факторов, а также под влиянием проводимых гос-вом социально-экономических преобразований, принимаемых экономических, правовых, социальных и иных мерах по обеспечению прав детей. В первую очередь, гос. доклад необходим, чтобы отслеживать и анализировать эффективность мер государственной политики за истекший период.

В докладе используются официальные данные гос. статистики и отчетности, а также аналитические разработки.

В докладе освещаются вопросы состояния здоровья, питания, образования, воспитания и развития детей, трудовой занятости подростков, положения детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Доклад разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, других заинтересованных организаций. В подготовке материалов для доклада обычно участвуют органы Генпрокуратуры, МВД, Росстата, Фонда социального страхования РФ, Минздрава и прочих министерств и ведомств. Субъекты РФ высказывают свои предложения, например, по организации детского здравоохранения, детского досуга и по проведению государственной идеологии в отношении детей и подростков.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также научные и другие организации, занимающиеся проблемами детства, в срок до 15 февраля каждого года получают от Минздравсоцразвития РФ уточненные запросы с указанием конкретного перечня разделов (вопросов), включаемых в гос. доклад в отчетном году. В ответ на запрос Минздравсоцразвития РФ они направляют материалы к гос. докладу.

^ 6. Демографические и социальные условия современной России.

Численность постоянного населения РФ на 2010 г. составляла 141,9 млн. человек. Число россиян в 2009 г. увеличилось 10,5 тыс. человек, или на 0,01%. 

Возрастной состав населения: Численность мужчин составила на 2010 г. 65,6 млн. человек, женщин – 76,3 млн. человек (на 10,7 млн. человек, или на 16,2% больше). Соотношение полов за прошедший год не изменилось: к началу 2010 г. на 1000 мужчин приходилось 1162 женщин. Численное превышение женщин над мужчинами в составе населения отмечается с 29 лет и с возрастом увеличивается. Такое неблагоприятное соотношение сложилось из-за сохраняющегося высокого уровня преждевременной смертности мужчин.

Численность детей и подростков до 16 лет на 7,9 млн. человек, или на 25,6% меньше, чем лиц старше трудоспособного возраста. 

В 2009 г. естественная убыль составила 249 тыс. человек, это наименьший показатель за последние 16 лет. Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 2009 г. по сравнению с 2006 г. вырос у мужчин на 2,4 года, у женщин – на 1,4 лет. 

Главными проблемами демографического развития России остаются высокая смертность от внешних причин и болезней системы кровообращения. Большое влияние на это оказывает злоупотребление алкоголем. 

Позитивную динамику в последний межпереписной период демонстрируют показатели рождаемости. В 2009 году родилось 1,8 млн. детей, что на 47,8 тыс.человек (на 3%) больше, чем в 2008 году. Рождаемость в России растет с 2000 г.

В общем числе родившихся несколько снизился удельный вес родившихся у матерей, не состоявших в зарегистрированном браке (с 28,0% в 2007 году до 26,1% в 2009 году).

^ Социальное положение РФ:

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась с 40 млн. чел. в 2001 г. до 21,6 - в 2006г. Соц. – экономический минимум, в том числе бесплатное образование, медицинское обслуживание и т.п не обеспечен всем, как и информационный минимум.

Резко растет заболеваемость. Число больных гепатитом в связи с ростом наркомании достигло 3 млн. чел. Растет травматизм. 

Большие потери понесли: дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование. За 1990-2006гг.число дошкольных образовательных учреждений и их воспитанников уменьшалось в 2 раза. Число дневных общеобразовательных учреждений сократилось за этот период на 12%, а численность учащихся в них на 29%.

Зарегистрированных преступлений в 2006 году в два раза больше, чем в 1990 году.

^ 7. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав — российский специализированный гос. орган, призванный координировать деятельность всех гос. органов и общественных организаций, занимающихся защитой прав несовершеннолетних, целью которого является обеспечение правовых, процессуальных, организационных и иных условий и гарантий для соц. становления, адаптации и реабилитации, освобождённых от уголовной ответственности несовершеннолетних, эффективного функционирования соц. службы и соц. инфраструктуры для несовершеннолетних.

Деятельность комиссий основана на Конвенции ООН о правах ребенка и ФЗ 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Комиссии в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, в частности, обеспечивают:

1)осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2)осуществление мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания и обращения с несовершеннолетними в специальных учреждениях

3)осуществление мер по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

4)подготовку материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа

5)рассмотрение представлений по вопросам обучения несовершеннолетних

6)оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

2. Взаимодействие органов государственной власти по защите прав детей iconУказ Президента РФ от 19 декабря "о стратегии государственной национальной...
Нов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов...
2. Взаимодействие органов государственной власти по защите прав детей iconЗаконодательная политика: понятие, сущность
Взаимодействие институтов гражданского общества и органов государственной власти (на примере Красноярского края)
2. Взаимодействие органов государственной власти по защите прав детей iconКонцепция государственной политики Пр-1355 от 2 июля 2008 года «Концепция...
Тетов деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее...
2. Взаимодействие органов государственной власти по защите прав детей iconСправочник телефонов
Работников правительства области, областной думы, избирательной комиссии воронежской области, исполнительных органов государственной...
2. Взаимодействие органов государственной власти по защите прав детей iconЗакон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Глава...
Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов
2. Взаимодействие органов государственной власти по защите прав детей iconЗанятость населения и ее регулирование
Взаимодействие органов службы занятости населения и органов исполнительной власти. Разграничение их полномочий
2. Взаимодействие органов государственной власти по защите прав детей iconО совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном...
В целях реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите...
2. Взаимодействие органов государственной власти по защите прав детей iconВопросы для подготовки к итоговому контролю по курсу
Управление природопользованием и охраной окружающей среды, полномочия органов государственной власти рф, субъектов, органов мсу
2. Взаимодействие органов государственной власти по защите прав детей iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Защита прав потребителей»
Защита прав потребителей органами власти субъектов Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты...
2. Взаимодействие органов государственной власти по защите прав детей iconПроект закона «О народном контроле в Нижегородской области»
Конституции Российской Федерации, настоящий Закон регламентирует порядок участия граждан в осуществлении контроля за использованием...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница