Тгп-теорит-ая наука, изучающая общие закономер


Скачать 393.87 Kb.
НазваниеТгп-теорит-ая наука, изучающая общие закономер
страница1/4
Дата публикации11.04.2013
Размер393.87 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Право > Закон
  1   2   3   4

  1. ТГП-теорит-ая наука, изучающая общие закономер возник, функц-ия и развития гос-правовых явлений. ТГП выступает теоретич и методологич базой иных юр.наук. Она вводит в оборот понятийный аппарат юриспруденции. Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают. Предмет- это часть, сторона, конкретный аспект объекта, исследуемые данной наукой; это круг основных, наиболее сущ-х вопросов, которые она изучает. Предмет: 1) закономерности возникновения, развития и функцион-я гос-ва и права; 2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система; 3) основные гос-правовые понятия, общие для всей юрид. науки. Метод - способы, приемы, средства изучения. Методы: 1)филосовский способ изучения объект действительности, 2)общие-распростр-ся на множество наук 3)частные-для изучения отдельных наук. Общие: а) анализ-мысленное расчлен-е объекта на составные части и иследов-е его по частям. б) синтез-соединение в единое целое ренее расчлен-х объектов.(на основе признаков гос-ва можно дать определ этому понятию) в)м. индукции(движение мысли от частного к общему(от фактов к выводам) и дедукции (от общего к частному) г)системный м.. Частные: а) сравнительный м.-сравнит анализ разл. правовых и гос-ых систем, отдел-х институтов в целях выявить их общие и особенные сходства. б) формально-юридич. –позволяет описать, систематизировать, истолковать гос-правовые институты и явления. Философский: а) м. метофизики-рассмотр. того или иного явления отдельно от др. явлений. б)м. диалектики- рассмотр. явлений в процессе его развития, возникновения, функционир. Законы диалектики: переход колич-ых изменений в качественные, закон единства и борьбы противопол-ей, закон отрицание отрицания (ФКЗ отрицает ФЗ).




  1. Общество-совок-ть индивидов, облад-х определ-й организ-ей общ-ой жизни. В широком смысле общ-во означает обос-ся от природы часть матер-го мира, совок-ть исторически сложившихся форм совместной деят-ти людей. В узком смысле общ-во есть сложная соц-я система, основным элементом кот-й явл. люди с их связями, взаимодействием и отнош. Признаки: оно не явл. частью более крупной системы; объединение имеет территорию, кот. считает своей собственной; у общ-ва есть собственное название и собственная история; оно обладает собственной системой управления; его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов), кот. называют культурой. Первобыт: Осн формой соц организации был род (коллектив сородичей, совместно ведут свое хоз-во). Разделение труда обусловлено половозрастным хар-м. Женщина занимала главен-ее положение в семье и общ-е, пользовалась всеобщим уважением. Она решала жизненно важные вопросы деят-ти рода. Для координации отношений между индивидами необходима была власть как отношения между властвующим и подвластным, в которых властвующий подчиняет себе волю подвластного и направляет его поведение. Высшей властью в первобыт. общ-е было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители. Народное собрание выполняло также функции судебного органа. Для лидера общины главное были личные качества. По мере усложнения межродовых отнош-й, появл. более крупные объединения родов, управляемых едиными орг. власти. Возникают племена. Исчезновение впоследствии крупных животных вызвало расформирование больших родовых охотничьих коллективов на небольшие семейные производ-ые группы, которые отличались кочевым образом жизни, мигрируя вместе со стадами мелких животных. Люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет растительной пищи. Многие стали заниматься земледелием. Так произошло первое крупное общ-е раздел. труда. Совершился переход от присваивающе-потреб. экономики к производящей, что изменило всю систему соц отнош. первобыт общ-а. На смену матриархата пришел патриархат. Совершенствов. орудий труда. Ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства, Это было уже второе общ. разделения труда. Занятие скотоводством, земледелием и ремеслом требовало от индивидов обмена результатами своего труда. Процесс обмена представлял целую отрасль общ-о полезной деят-ти, это было третье крупное разделение труда. Т.О., 3 общ. раздел. труда(переход к «производящей» экономике, возникновение частной собств-ти и классов, стали несовместимы с первобытно-общинной организацией общ-ва. Они дали толчок к формир-ю гос-ва как особому проявлению публ. власти.




  1. ^ Возникнов. гос-ва – объективно закономерный прцесс развития общ. отнош, к-ый основан на соц-экономич основах соц. противоречий. У всех народов имело место общ. раздел. труда, 3 этапа: 1) отделение земледелия от скотоводства и переход к оседлому образу жизни; 2) выделение ремесла, а значит появление городских поселений; 3) возникнов. обмена. Для того чтобы возник обмен треб-ся появл. прибавочного продукта в виде излишка. Это связано с изменениями в орудиях труда и организ-ей труда. С появл. прибавочного продукта необх-ть в коллект. труде отпала и произошел переход от родовой общины(коллектив сородичей, совместно ведут свое хоз-во) к террит-соседской общине, к-ая связывала своих сородичей. Выделялись патриарх. семьи, а из них малые семьи. Каждая семья обрабатывала свои наделы земли своими орудиями труда. Выделяют 3 осн. пути возник. гос-ти: 1) Западный: возник. частной собст-ти, распад общины, появл. классов. В итоге возникло гос-во выраж-ее интересы господ-го класса. 2) Восточный: осн. хоз-ва бало ирогацонное земледелие, для этого требовалось использ-ть коллект. труд всех членов общины. Здесь не появилась частная собст-ть, а сложилась коллект-ая форма владения землей. Верховным собст-ом признавался деспот. Вместо классовго деления сложились соц. группы в виде сословий или каст 3) возник. гос-ва у варварских народов, франков и восточных славян: у них не было классич. рабства и гос-во сложилось путем распада родоплемен. организ-и перехода к раннефеодальному обществу. Частная собс-ть. Гос-во - основной институт полит-ой системы общ-ва, осущ-ий управление общ-ом, охрану его полит-ой и соц-ой структуры на основе права с помощью спец-го механизма (аппарата).Признаки гос-ва: 1) наличие публич.власти (из равного общ-ва выбивается спец.группа людей, к-рая призвана осущ-ть гос.власть – аппарат упр-я и принуждения); 2) Гос-во в пределах своих террит-ых границ выступа­ет в качестве единственного офиц-го представителя всего общ-ва, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства 3) суверенитет – относительное полновластие гос-ва внутри своих границ и независимость во внешн. отношениях. 4) Монополия на правотворчество (гос-во издает правовые акты, законные и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права). 5) Только гос-во имеет право на сбор налогов, займов и податей. 6) Гос-во - единственная в полит. системе организа­ция, кот. располагает правоохран-ми (карательными) орга­нами (суд, прокуратура, милиция), специально призван­ными стоять на страже законности и правопорядка 7) Только гос-во располагает вооруженными силами и органа­ми безопасности, обеспеч-ми его оборону, суверенитет, террит-ую целостность и безопасность 8) наличие системы права; 9) офиц. язык – на кот. публикуются все законы, акты; 10) наличие символов власти - флаг, герб, гимн гос-ва.




  1. ^ Теории происхождения гос-ва: 1. Теологическая (Фома Аквинский). Распространение получила при феодализме. Гос-во явл результатом проявления божественной воли. Народ должен повиноваться всем велениям гос воли как продолжению воли божественной.Любая светская власть производна от власти церкви. 2. Патриархальная (Аристотель). Гос-во – наилучшая форма чел-го общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха). 3. Патримониальная (А. Галлер). Гос-во произошло от права собственника на землю.Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. 4. Договорная (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо). Гос-во -результат общ-го договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права; не было власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения этого люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав они передают гос-ву как органу, представляющему их общие интересы, а гос-во, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию. 5. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович). Гос-во возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Теория проповедовала культ насилия, завоевания. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. 6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. 7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).Гос-во - результат изменения соц-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и гос-во.


^ 5. Типология государств - их специфическая классификация. Осущ-ся с позиции двух подходов, а именно: 1. формационного (лсн. критерий - соц-эконом признаки. Тип производ-х отнош-й при этом формирует тип гос-ва. Классиф-ей категорией выступает исторический тип гос-ва(гос-во определ. общ-эконом. формации, хар-ое рядом общих признаков: единством эконом. и классовой основы, соц. назначения, общими принципами организац. и деят-ти гос-ва). Выделяют:· рабовладельческий; · феодальный; · буржуазный; · социал-ий. Здесь недооцениваются духовные факторы. Эта типология неприменима к современным гос-ам). 2. цивилизационного (осн. критерий - духовные признаки (культурные, религиозные, национальные). Выделяют: 1. древние гос-ва; 2. средневековые гос-ва; 3. современные гос-ва. Здесь учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается хар-р гос-ва, но в этом случае недооцениваются соц-эконом факторы). Виды современных гос-в: 1) в зависимости от уровня эконом. развития:

· развивающиеся (аграрные, основу экономики составляет с/х); · индустр-е (основа экономики - промышленность); · постиндустр (современные развитые гос-ва, в кот-х произошла НТР; её хар-кой явл. сфера услуг) 2) в зависимости от полит-го режима: · демократ-е; · авторитарные; · тоталитарные. 3) в зависимости от формы правления: · монархии; · республики. 4) в зависимости от господ-ей идеологии: · идеологизированные (существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным(официальная религия; официальная политическая доктрина) и · деидеологизированные (отсутствие идеологии).
6. Правовое гос-во – такое демокр-ое гос-во, в кот. обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарант-ся пр. и  св-ы ч-а, а в основу организации власти положен принцип разд-я властей. В идее правового гос-ва можно выделить два главных аспекта: 1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; 2) ограничение правом гос-ой власти. Признаки: 1) Верховенство права (гос. вл. ограничена правом).

2) Верховенство закона (законы обладают высшей юр. силой в системе правовых норм, действующих в гос-ве. Правовые акты должны соответ-ть законам и не противоречить им).

^ 3) Разделение властей (соединение властей (законодат, исп, суд) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому, все ветви власти д.б. разделены).

^ 4) Признание и утверждение пр. и св. ч-ка и гр-на высшей ценностью. (признавая, соблюдая и защи­щая неотчуждаемые права ч-а и гр-на, гос-во выполняет возложенную на него общ-ом обязанность. Это не исключает ответ-ти ч-а и гр-на перед гос-ом, обяз-тей гр-ан по защите его интересов).

5) Независимый суд (суд должен играть роль, независимую от к-либо влияния и от каких-либо гос. и общ. структур).
^ 7. Форма гос-ва- внутренне согласованная система норм, регулир-их в их единстве структуру и взаимоотн. осн. орг.гос. вл. и управления, террит-но политич. устройство и осн. методы и способы осущ-ия гос.вл.

^ Виды форм гос-ва: а) демократич-ие гос. формы (страны классич. демократии – Франция) б) авторит-ые формы в) феодально-теократич. форма (в период феодализма появилесь форма гос-ва в виде теократии – во главе гос-ва стоит глава религ. общины) г) буржуазно-авторит. д) буржуазно-демократич. е) социал-ая ж) переходная форма гос-ти (юго-восточ и восточ Европа).

С позиции теории раздел. властей и единства власти можно выдел-ть формы гос-ти: - поликратич-ую (многовластную) (раздел. властей между разл. гос.орг., взаимодействие ветвей власти системой их взаимных сдержек и противоречей); -монократич. (единовластии определ. гос. орг. или должн=го лица, при этом вся полнота власти может принадлеж-ть одному лицу (фюреру или вождю) или пожизнен-му президенту (латиноамерика) либо в руках одного органа (Китай-народное представ-во - высш. орг. гос. вл.); - сегментарная (гос. организ-ция складывается как целое из совок-ти гос. орг, ее объедин-ет единая гос. власть, единство гос. политики, единые принципы организ-ии деят-ти гос. механизма – ФРГ, РФ).

^ Форма гос-ва включает в себя 3 элемента: форма гос. устройства (отражает террит-ую структуру гос-ва, соотношение между гос-ом в целом и его составными террит-ми единицами), гос. правления (харак-ет орг-цию верховной власти, порядок обр-я высших органов власти, гос-ва и их отн-е с населением.), гос. режима (система средств и способов осуще-я гос. власти).

^ 8. Форма правления - элемент формы гос-ва, хар-ий организацию верховной гос вл, порядок образования ее органов и их взаимоотн-я с населением. Монархия - форма правл, при кот. в системе высших орг. вл. имеется монарх. Признаки: 1) власть передается по наследству; 2) осущ-ся бессрочно; 3) народ не участвует в выборе монарха. 4) монарх не несет юр.отв-ти за свои действия. Виды: 1. абсолютные монархии (в руках монарха сосредоточена вся полнота власти (ОАЭ, гос-ва Сауд. Аравии); 2. констит-ые (огранич-е) - власть монарха ограничена Конст-ей, на основании кот-й в гос-ве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, кот-е делят м-у собой полномочия. В зависимости от объема полномочий монарха конст-ые монархии можно разделить на дуалистические (парламент – законодат. власть, монарх – исп. власть (Марокко, Кувейт) и парламентарные (монарх лишен реальных полномочий и в области законодат., и в области исп. вл. Он выполняет представительские функции, представляет гос-во во внешних отношениях. Должность монарха сущ-ет как дань традициям (Великобритания, Дания, Япония). Республика - глава гос-ва явл. выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представ-го органа. Признаки: 1) выборность власти; 2) огранич-ть срока полномочий власти; 3) зависимость от избирателей и населения; 4) глава гос-ва несет юр.отв-ть за свои действия. Виды - в завис. от того, кто формирует прав-во, кому оно подотчетно и подконтрольно: В презид-ой республике президент избирается непосредственно народом, он одновременно явл. главой гос-ва и прав-ва. Президент сам назначает прав-во и руководит его деят-тью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия прав-ву, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и прав-ва с помощью приним-х законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление).(США, Бразил, Аргентна). В парламентской респ. прав-во формируется законодат. органом и ответственно перед ним. Официально главой гос-ва явл. президент, кот. избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако его обязанности обычно огранич-ся представ-ми функц-и. Реальной же главой гос-ва выступает руководитель прав-ва. (Германия, Италия, Турция)

Хар-ой чертой смешанных (полупрезид-х, полупарлам-х) республик явл. двойная ответ-ть прав-ва - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Гл. гос-ва здесь явл. президент. Глава гос-ва, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать прав-во путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения прав-ву вотума недоверия. (Франция, Финляндия, Россия)
  1   2   3   4

Похожие:

Тгп-теорит-ая наука, изучающая общие закономер iconПарфенов Александр Сергеевич Проблемы тгп проблемы предмета и метода...
Тгп – это общественная наука, изучающая явления, существующие в обществе. Тесным образом она связана с другими общественными науками,...
Тгп-теорит-ая наука, изучающая общие закономер iconПарфенов Александр Сергеевич Проблемы тгп проблемы предмета и метода...
Тгп – это общественная наука, изучающая явления, существующие в обществе. Тесным образом она связана с другими общественными науками,...
Тгп-теорит-ая наука, изучающая общие закономер iconПарфенов Александр Сергеевич Проблемы тгп проблемы предмета и метода...
Тгп – это общественная наука, изучающая явления, существующие в обществе. Тесным образом она связана с другими общественными науками,...
Тгп-теорит-ая наука, изучающая общие закономер iconПредмет І завдання патологічної фізіології, зв'язок з іншими науками, значення для клініки
Патологическая физиология — это наука, изучающая общие закономерности возникновения, развития и исхода болезни. Это наука о жизнедеятельности...
Тгп-теорит-ая наука, изучающая общие закономер iconНаука, изучающая культуру, общие закономерности её развития
Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания...
Тгп-теорит-ая наука, изучающая общие закономер iconИстория
Экология – наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы общая наука об отношениях организмов со средой обитания. Предмет...
Тгп-теорит-ая наука, изучающая общие закономер iconСистема знаний о наиболее общих закономерностях гос-ва и права, о...
Предмет тгп: а)основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва и права; б) гос. – правовые категории...
Тгп-теорит-ая наука, изучающая общие закономер iconЛекция Социология как наука Термин "социология"
О. Контом, что буквально обозначает "наука об обществе, социальной жизни", и дает нам общие представления о том, что изучает эта...
Тгп-теорит-ая наука, изучающая общие закономер iconЯзыкознание заимствованный термин – лингвистика
«лингвистика», от латинского lingua язык наука о языке; наука, изучающая язык
Тгп-теорит-ая наука, изучающая общие закономер icon1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет...
Зиологии лежат 2 науки: Психология-наука,которая изучает закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница