Справочник Предисловие Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков


НазваниеСправочник Предисловие Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков
страница1/19
Дата публикации13.04.2013
Размер2.21 Mb.
ТипСправочник
userdocs.ru > Право > Справочник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Садоводам, огородникам, дачникам: Юридический справочник
Предисловие

1. Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков

и порядок их предоставления

2. Права граждан по распоряжению садовыми, огородными и дачными

земельными участками

3. "Товарищество", "Потребительский кооператив", "Партнерство" - формы

ведения гражданами хозяйства в садоводческих, огороднических

и дачных некоммерческих объединениях

4. Порядок создания садоводческих, огороднических и дачных

некоммерческих объединений. Права и обязанности их членов

5. Имущество садоводческих, огороднических и дачных объединений,

его формирование и использование

6. Плата за земельные участки и оценка их стоимости

7. Приватизация земельных участков, находящихся в пользовании граждан,

и ее особенности

8. Управление садоводческими, огородническими и дачными объединениями

граждан

9. Законодательство о порядке организации и застройки территории

садоводческого, огороднического и дачного объединения

10. Сделки с садовыми, огородными и дачными земельными участками

11. Защита прав садоводческих, огороднических и дачных объединений

и их членов

12. Ответственность садоводов, огородников и дачников,

а также должностных лиц за нарушения законодательства

по использованию земельных участков
Предисловие
Предлагаемый читателю Юридический справочник для садоводов, огородников и дачников - единственное издание подобного рода. Оно основано на действующих нормах законодательства Российской Федерации о правовом статусе садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и о правах их членов.

В настоящее время законодательство комплексно и всесторонне регулирует основные организационные, имущественные, земельные, финансовые, градостроительные, жилищные, трудовые и иные отношения, возникающие при ведении садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Правовой базой регулирования этих отношений являются прежде всего Гражданский, Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, принятые на их основе Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в ред. Федерального закона от 22 ноября 2000 г. N 137-ФЗ)*(1), соответствующие постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, постановления Верховного Суда РФ, законодательные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

^ Федеральный закон от 15 апреля 1998 г., регулирующий правоотношения в садоводческих, огороднических и дачных объединениях, основан на совершенно иных принципах организации и деятельности этих объединений по сравнению с ранее действовавшими нормативными правовыми актами, например с типовыми уставами садоводческих товариществ и дачно-строительных кооперативов. В Законе отсутствует и понятие "коллективное землепользование", на котором базировалось прежнее законодательство.

В Законе от 15 апреля 1998 г.:

во-первых, определены организационно-правовые формы объединений граждан: товарищество, потребительский кооператив, партнерство, а также четко очерчены права граждан в пользовании, владении и распоряжении садовыми, огородными и дачными земельными участками;

во-вторых, расширены права и повышена ответственность органов управления (общего собрания правления и председателя) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений;

в-третьих, урегулирован порядок приватизации и оборота садовых огородных и дачных земельных участков;

в-четвертых, создается на добровольных началах система ассоциаций (союзов) вплоть до федерального уровня в целях координации деятельности, представления и защиты интересов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в отношениях с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными и другими организациями для оказания информационных, правовых и иных услуг в области ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства;

в-пятых, конкретизирован порядок кредитно-финансовой поддержки и предоставления льгот этим объединениям;

в-шестых, значительно усилена ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за содействие садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в их организации и ведении хозяйства, определен порядок участия объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся деятельности этих объединений.

Тем не менее именно в этой сфере землепользования и отдыха людей немало чиновничьего произвола и грубых нарушений прав и законных интересов садоводов, огородников и дачников. Нарушаются права граждан на самостоятельный и добровольный выбор формы ведения хозяйства, допускается принуждение к перерегистрации садоводческих товариществ в потребительские кооперативы, вводятся различные ограничения в приватизации земельных участков и в праве граждан на ведение хозяйства в индивидуальном порядке на территории объединения.

Распространенным явлением стали факты нарушения прав садоводов, огородников и дачников непосредственно в самих объединениях. Это прежде всего несоблюдение установленных Законом норм демократического управления объединением, сознательное сокрытие правлением от членов объединения информации о действительных расходах средств граждан и об их целевом использовании, произвольное установление членских и иных взносов, проведение различных сделок, наносящих финансовый и материальный ущерб объединению.

Действующее законодательство о садоводческих, огородных и дачных некоммерческих объединениях позволяет гражданам эффективно бороться с фактами его нарушения как со стороны органов местного самоуправления, так и со стороны органов управления объединениями (общее собрание, правление, председатель правления, ревизионная комиссия).

К сожалению, пока далеко не всеми достаточно осознано, что в нынешних социально-экономических условиях и рыночных отношениях только сами граждане могут обеспечить основанное на законе ведение хозяйства объединения и соблюдение собственных прав по участию в управлении этим хозяйством и по распоряжению своими земельными участками.

Слабая информированность садоводов, огородников и дачников о законодательстве, касающемся их правового положения, не позволяет преодолеть отсутствие понимания собственной ответственности за состояние дел в объединении.

Настоящий справочник имеет целью представить садоводу, огороднику, дачнику в наиболее доступной форме необходимые юридические знания, которые позволили бы эффективно защищать свои права и законные интересы и не допускать их нарушения.
^ 1. Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков и порядок их предоставления
Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 36), условия и порядок пользования гражданами и их объединениями землей определяются на основе федерального закона. К законодательным актам относятся Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и Градостроительный кодекс РФ. В известной мере правовой режим земель садоводов, огородников, дачников и их объединений регулируется также Лесным и Водным кодексами.

В отношении объединений вопросы правового режима их земель комплексно решаются в специальном законодательном акте - ^ Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан".

В развитие названных законов приняты многочисленные правовые нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (правительства РФ, министерств и ведомств) и законодательных органов субъектов Российской Федерации, так как, согласно ст. 72 Конституции РФ, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также вопросы земельного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
^ 1.1. Целевое назначение земельных участков и их разрешенное использование
Закон от 15 апреля 1998 г. подразделяет земли садоводческих, огороднических и дачных объединений по их целевому назначению на три категории:

садовый земельный участок - это участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем, а также хозяйственных строений и сооружений);

огородный земельный участок - это участок, предоставляемый гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);

дачный земельный участок - это участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых и иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Как видно, каждый из поименованных земельных участков при общем в основном целевом их назначении (производство сельскохозяйственных культур) имеет существенную специфику в правовом регулировании его использования. И прежде всего по характеру застройки и права регистрации граждан для постоянного проживания в возведенных жилых строениях.

Садовый земельный участок имеет двоякое назначение: используется для выращивания сельскохозяйственных культур и для отдыха граждан, предоставляя им для этого право возведения жилого строения и хозяйственных построек.

Однако основным требованием к владельцам садового участка является его использование для выращивания сельскохозяйственных культур. Если в течение трех лет гражданин не выполняет этой обязанности, то, согласно ст. 284 ГК РФ, земельный участок у него может быть изъят. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не может быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Будет ли гражданин возводить на участке жилое или иное строение для отдыха - это его право. Наличие либо отсутствие на садовом участке этих объектов никак не влияет на его правовой режим.

На садовом участке разрешается возведение от легких домиков до капитальных жилых строений без права регистрации проживания в них, поскольку указанные жилые помещения предназначены для временного использования на период отдыха, то соответственно регистрация в них постоянного местожительства их владельцев законом не допускается*(2). Но если садовод имеет на своем участке капитальное жилое строение, отвечающее требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, он вправе переоформить его в качестве жилого дома с приусадебным участком на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством (ст. 9 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики"). В этом случае ограничения в регистрации проживания в жилом доме, расположенном на садовом участке, отпадают. Собственник дома вправе зарегистрировать для постоянного проживания не только самого себя и членов своей семьи, но и других граждан по договору найма жилого помещения или как временных жильцов в соответствии с правилами регистрации по месту пребывания.

Огородный земельный участок предоставляется с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных построек. Такие участки предоставляются гражданам или приобретаются ими из государственных и муниципальных земель в аренду или в срочное пользование для выращивания овощей, картофеля, бахчевых и ягодных культур. При необходимости на этих участках могут возводиться с учетом местных условий временные постройки индивидуального или общего пользования для отдыха, хранения огородного инвентаря и укрытия от непогоды. При прекращении права пользования земельными участками, предоставленными для огородничества, возведенные на них постройки подлежат сносу владельцами этих строений или за их счет без возмещения стоимости строений.

^ Закон от 15 апреля 1998 г. обеспечивает достаточно устойчивые права граждан на пользование огородным участком. Согласно п. 1 ст. 28 Закона, огородникам (равно как садоводам и дачникам), получившим земельные участки из указанных выше земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков.

Поскольку приватизированный огородный земельный участок становится собственностью огородника, то в силу ст. 209 ГК РФ он вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Однако, согласно ст. 29 (п. 2) Закона от 15 апреля 1998 г., при совершении сделок с приватизированным огородным участком изменение его целевого назначения и разрешенного использования не допускается.

Дачный земельный участок по своему целевому назначению должен использоваться для обеспечения отдыха граждан и потому предполагает прежде всего строительство жилого дома (с правом проживания в нем).

В отличие от садоводов и огородников выращивание сельскохозяйственных культур является не обязанностью дачника, а лишь его правом.

Поскольку отдых на дачном участке непременно сопряжен с наличием жилого строения, закон (ст. 284 ГК РФ) обязывает владельца участка обеспечить его возведение на отведенной земле. Для этого устанавливается трехлетний срок. Если в течение этого времени земельный участок не используется для соответствующей цели, он может быть изъят у владельца.

Дачный земельный участок, равно как садовый и огородный, может быть также изъят у граждан ввиду его ненадлежащего использования (ст. 285, 286 ГК РФ). Органы государственной власти и местного самоуправления вправе принимать решения об изъятии земельного участка в случае если его использование осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо к значительному ухудшению экологической обстановки.
^ 1.2. Порядок предоставления гражданам земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства
Статьей 13 (п. 1) Закона от 15 апреля 1998 г. установлено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка гражданин должен подать в орган местного самоуправления по месту жительства, а не по месту нахождения земельного участка.

В заявлении должны быть определены цель использования участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (в собственность или в аренду).

Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления раздельно по видам участков. Очередность их предоставления определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

Граждане, имеющие в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.

Списки граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка, утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до их сведения.

Наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования садовым, огородным или дачным земельным участкам является основанием для отказа в предоставлении дополнительно другого участка, если такое предоставление приведет к превышению установленных предельных норм пользования земельными участками и если гражданин совершил сделку по отчуждению предоставленного ранее бесплатно земельного участка. Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, выразивших желание приобрести соответствующий земельный участок, определяет общую потребность в земле для нужд садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимых земель общего пользования.

В соответствии с выявленной потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан орган местного самоуправления по месту жительства заявителей ходатайствует перед вышестоящим органом местной администрации или органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Последний предлагает варианты земельных участков, которые могут быть выделены, или дает по ним свое заключение.

На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Справочник Предисловие Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков iconВопрос 122. Споры в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд
Купа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по установленным ст....
Справочник Предисловие Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков iconЗемля: Справочник собственника и арендатора
Такое деление земель по их целевому назначению существует давно и определяет правовой режим каждой категории земли
Справочник Предисловие Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков iconЛекция по дисциплине «Экологическое право» обсуждена и одобрена на...
Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов. Правовой режим зон чрезвычайных ситуаций и зон
Справочник Предисловие Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков iconЛекция 11. «Порядок государственного кадастрового учёта земельных...
«Порядок государственного кадастрового учёта земельных участков в России на современном этапе»
Справочник Предисловие Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков icon«земельное право»
Понятие и признаки прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков
Справочник Предисловие Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков iconСизов А. П., Клюев Н. Н. Оценка экологического состояния земельных...
Сизов А. П., Клюев Н. Н. Оценка экологического состояния земельных участков на особо охраняемых природных территориях города // География...
Справочник Предисловие Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков iconОтчет по практике для получения первичных профессиональных навыков и знаний
Сегментирование рынка по стоимости земельных участков Московской области
Справочник Предисловие Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков iconОтчет по практике для получения первичных профессиональных навыков и знаний
Сегментирование рынка по стоимости земельных участков Московской области
Справочник Предисловие Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков iconПримерные вопросы для подготовки к экзамену
Возмещение убытков землепользователям и собственникам земли в связи с изъятием у них земельных участков
Справочник Предисловие Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков iconОтчет по практике для получения первичных профессиональных навыков и знаний
Сегментирование рынка по стоимости земельных участков Московской области
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница