Урок №3 тема: сущность государства


Скачать 125.33 Kb.
НазваниеУрок №3 тема: сущность государства
Дата публикации05.03.2013
Размер125.33 Kb.
ТипУрок
userdocs.ru > Право > Урок


Урок № 3

ТЕМА: СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Понятие государства: различные подходы к определению.

При определении понятия государства различные ученые выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов, либо организацию "общих дел", вытекающих из природы всякого общества.

Так, древнегреческий философ Аристотель определял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни. Известный римский политик Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы. Английский философ XVII в. Т. Гоббс полагал, что государство - это “единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты”. Русский юрист Г. Ф. Шершеневич трактовал государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Сущность государства - это то главное в данном явлении, что определяет его содержание и функционирование. Долгое время в нашей юридической науке господствовал марксистский подход к определению сущности государства. Абсолютизация насилия как его сущности привела К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ульянова-Ленина к утверждению, что государство есть машина для угнетения одного класса другим, особый аппарат, использующий возможности политической власти для поддержания господства класса, владеющего основными средствами производства. Эта теория возникла в период становления индустриального общества, когда социальная структура имела ярко выраженный классовый характер, а классовые противоречия порождали революционные выступления. В этих условиях государство, выражая интересы экономически господствующего класса, осуществляло организованное насилие и защищало существующий способ производства. Но после революции 1917 г. в России и “великой депрессии” 1929-1933 гг. в странах Запада и США, поставивших вопрос о судьбе капитализма, изменились роль и назначение государства в обществе: из орудия классового господства оно превратилось в средство социального компромисса в условиях господства права. Государство стало инструментом примирения социальных противоречий, представляющим интересы всего общества. Изменилось и само общество. Статус человека и его принадлежность к какой-либо социальной группе определяются сегодня не только отношением к средствам производства. Власть приносит также обладание информацией, квалификацией, талантами. Само насилие в отношении многих социальных групп перестало быть актуальным. Поэтому функции насилия у государства все более отходят на задний план, на передний же выдвигается общесоциальная деятельность. И государство рассматривается как политическая, структурная и территориальная организация современного общества.

Существование государства в качестве политической организации обусловлено тем, что оно является особой организацией политической власти, регулирующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность общества.

Как структурная организация государство находит выражение в наличии у него специального аппарата, особого разряда людей, обладающих властными полномочиями. От иных организаций (политических партий, профсоюзов и т. п.) государство отличается четко структурированной системой органов, осуществляющих его многообразные функции.

Наконец, если негосударственные организации объединяют людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государство объединяет население определенной территории с последующим разделением ее на административно-территориальные единицы. Государство распространяет свою власть и законы на строго определенную территорию.

В современной юридической науке наиболее распространенным определением государства является следующее: государство -это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

^ Признаки государства

Любое государство характеризуется целым рядом признаков, часть из которых отличает его от организации власти в первобытном обществе. К ним относятся следующие признаки:

1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним.

2. Государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), который состоит из людей, специально для данной цели организованных и располагающих материальными средствами для систематического профессионального осуществления своих функций.

3. Территориальная организация власти и населения. Если при родовом строе люди были объединены кровно-родственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку. Государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровно-родственной связи. Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом.

4. Налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Вторая группа признаков отличает государство от иных организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.). К ним относятся следующие признаки:

1. Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Таким образом, суверенитет характеризуется двумя сторонами - верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства на международной арене.

Иногда суверенитет того или иного государства является ограниченным. Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей либо в случае объединения их в федерацию и передачи ряда своих прав федеральным органам.

2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

^ Типы государства

Для того чтобы более полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его эволюции, в теории государства и права используется категория “тип государства”. Тип государства - это совокупность важнейших сторон и свойств государства, порождаемых конкретной исторической эпохой.

Существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный. В основе формационного подхода лежит учение об общественно-экономических формациях. Общественно-экономической формацией называется исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Выделение общественно-экономических формаций базируется прежде всего на способе производства материальных благ и его основе -форме собственности на средства производства. Всего формаций пять: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Каждой из классовых формаций (т. е. рабовладельческой, феодальной, капиталистической и первой стадии коммунистической формации - социализму) соответствует свой исторический тип государства - совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации.

При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип государства, является его классовая сущность, т.е. интересы какого класса выражает государство, какому экономическому базису оно соответствует.

Экономической основой рабовладельческого государства является полная собственность рабовладельца на средства производства и на раба. Поэтому оно выступает орудием диктатуры класса рабовладельцев, с помощью которого последние экономически и политически господствуют в этом государстве. Основные функции данного типа государства: внутренние - подавление сопротивления рабов, охрана собственности рабовладельцев и организация общественных работ; внешние - защита страны от вражеских нападений, завоевание и порабощение других народов.

Феодальное государство основывается на собственности феодала на землю при частной собственности лично зависимых от него крестьян на орудия труда и скот и безвозмездном труде крестьян на феодала. Оно представляет собой орудие классовой диктатуры, с помощью которого феодалы экономически и политически господствуют в обществе. Внутренними функциями феодального государства являются охрана феодальной собственности (прежде всего собственности феодала на землю) и подавление сопротивления крестьян, внешними - защита страны от внешних врагов и захват чужих территорий.

Частная собственность буржуазии на средства производства при личной свободе пролетариата - экономическая основа капиталистического государства, являющегося орудием диктатуры буржуазии, с помощью которого она экономически и политически господствует в обществе. Капиталистическое государство призвано прежде всего охранять частную собственность буржуазии и подавлять сопротивления пролетариата. Внешняя политика такого государства направлена на защиту независимости страны и борьбу за рынки сбыта и вывоз капитала.

Наконец, социалистическое государство в своей основе имеет общенародную (фактически государственную) собственность на средства производства. На первом этапе своего существования оно представляет собой диктатуру пролетариата и беднейших слоев крестьянства, перерастая впоследствии в общенародное государство. Важнейшими направлениями его деятельности внутри страны являются подавление сопротивления эксплуататорских классов, ликвидация частной собственности, создание основ социалистической экономики, на международной арене - защита от интервенции капиталистических держав, экспорт революции за рубеж, создание мировой социалистической системы.

К недостаткам формационного подхода к типологии государства относятся следующие.

1. Искусственное членение мировой истории на пять общественно-экономических формаций не отражает всего многообразия конкретно-исторических условий возникновения и развития государства.

2. Только буржуазное государство представляет собой историческую разновидность государства, имеющую универсальный характер. Рабовладельческие государства в чистом виде существовали лишь в Греции и Риме, феодальное государство - только в Европе.

3. Положение о социалистическом государстве как о высшем типе государства, “отмирающем” государстве исходило из представления о последовательно осуществляемом переходе от одного типа государства к другому, более прогрессивному, что предопределялось ограниченностью марксистской теории линейного исторического развития.

4. Отсутствие объяснения тех весьма важных различий, которые имеют место между государствами одной и той же общественно-экономической формации.

5. Игнорирование общесоциальной роли государства, рассмотрение его лишь как орудия классовой диктатуры.

Между тем не всякая государственная власть имеет классовый характер. В истории человечества были случаи, когда власть в государстве принадлежала не какому-то классу, а всего лишь узкой социальной группе (верхушке государственного аппарата, военным и т. п.). Обладавшая властью, эта социальная группа прежде всего отстаивала свои собственные интересы, балансируя между различными классами (классический пример - режим бонапартизма во Франции). И, наоборот, в некоторых странах в определенные исторические периоды власть принадлежала не одному конкретному классу, а целому блоку классов, состоявшему из национальной буржуазии, рабочего класса, крестьянства и защищавшему общенациональные интересы (в частности, подобное положение дел имело место в странах, освободившихся от колониальной зависимости). И в первом, и во втором случае описываемое положение дел носило временный характер: по истечении некоторого срока в деятельности государства вновь начинали преобладать интересы какого-либо определенного класса и оно “приходило” к одному из описанных выше исторических типов государств. Поэтому данный тип государства в современной юридической науке получил название переходного.

Переходное государство обладает рядом особенностей. Как правило, оно возникает в результате различных социальных потрясений (войн, революций, неудавшихся радикальных реформ) и сочетает в себе элементы как старого, так и нового государственно-правового механизма. Его характерным признаком является доминирование в системе разделения властей исполнительной ветви власти.

В относительно недолгий период своего существования переходное государство решает две основные задачи: осуществление реорганизации самого государственного механизма;проведение необходимых изменений в основных сферах жизни общества (социально-экономической, политической, культурной и др.).

^ Любое переходное государство недолговечно, поскольку оно не имеет серьезной социальной базы.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько экономическими, сколько духовными и культурными факторами (накопленными в ходе исторического развития и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения). Само понятие “цивилизация” - одно из самых сложных в современной науке. Этот термин происходит от латинского слова civil - “гражданский”. В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Наиболее распространенным является выделение государств первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской и др.) и государств вторичных цивилизаций (западно- и восточноевропейской, североамериканской и др.). Для первых характерна огромная роль государства, определяющего социальные и экономические структуры общества, тесная связь с религией. Вторые характеризуются отчетливым различием между государственной властью и религиозными организациями; роль государства в социально-экономической сфере не столь велика. Также различают государства восточные и западные. Как уже указывалось выше, первые государства возникали именно на Востоке, в зонах поливного земледелия. Они существенно отличались от государств западных. Экономической основой восточных государств была государственная и общественная собственность на землю. Во главе восточных государств стоял абсолютный монарх, сочетавший в своем лице власть светскую и власть религиозную. Ему подчинялся огромный бюрократический аппарат, который де-факто являлся собственником всех средств производства. Именно положение человека в государственной системе определяло наличие у него собственности, а не наоборот. Все восточные общества отличались высокой степенью зависимости от природы и географической среды, тесной связью индивидуума со своей социальной группой, этносом или сословием, низким уровнем социальной мобильности, почитанием традиций и обычаев, которые предписывали уважение к старшим, родителям и вообще к власти. Развитие восточных обществ и государств шло очень медленно.

В отличие от восточных западные государства (и западные общества), хотя и возникли значительно позже, но развивались гораздо быстрее. Для западной цивилизации было характерно гораздо большее внимание к индивидуальной свободе каждого человека, чем на Востоке. Именно на Западе происходила относительно быстрая смена общественно-экономических формаций: рабовладельческой на феодальную, а феодальной на капиталистическую.

Из иных классификаций государств в рамках цивилизационного подхода можно отметить их разделение:

на древние, средневековые и современные;

на крестьянские, промышленные, научно-технические;

на доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные.

Цивилизационный подход к типологии имеет ряд недостатков. Среди них, в частности, выделяют:

1) наличие множественности оснований для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств;

2) игнорирование важнейшего фактора, характеризующего государство - принадлежность политической власти.

Таким образом, если формационный подход концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизационный - на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Эти подходы не исключают друг друга. В современной юридической науке идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

^ Словарь занятия

Великая депрессия - название мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., имевшего особенно сильные последствия для экономики стран Западной Европы и США.

Де-факто - фактически.

Диктатура - неограниченная власть в государстве.

Компромисс - соглашение, достигнутое между несколькими сторонами на основе взаимных уступок.

Социальная мобильность - возможность человека понижать или повышать свой социальный статус в обществе.

Типология - научный метод, основу которого составляют расчленение изучаемого объекта в качестве системы на отдельные элементы и их последующая группировка по определенному принципу.

Эволюция - поступательное развитие чего-либо.

Вопросы и задания

1. Почему люди, в первобытном обществе объединявшиеся на основе кровно-родственной связи, перешли к объединению по территориальному принципу?

2. Какими терминами выражается территориальная принадлежность человека?

3. Что такое суверенитет? Какие виды суверенитета вы знаете?

4. Что означает исторический критерий классификации государств?

5. Что такое способ производства? Из каких элементов он состоит?

6. Предположите, какой критерий положен в основу деления государств на доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы? Какие современные государства относятся к каждому из указанных типов?

7. В каких государствах - западных или восточных - долгое время сохранялись органы первобытной демократии? Почему?

8. Государство - концентрированное воплощение общества. Как вы понимаете этот тезис?

9. Почему сущность государства определяется причиной его возникновения?

10. Можно ли назвать современное российское государство государством переходного типа?



Похожие:

Урок №3 тема: сущность государства iconУрок №7 тема: форма государства
Содержание государства как политической организации современного общества может быть выражено в разных формах. Внутренняя структура...
Урок №3 тема: сущность государства iconУрок №6 тема: функции государства
Функциями государства называют основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие...
Урок №3 тема: сущность государства iconУрок №1 тема: Введение
Определение теории государства и права как науки. Цель, объект и предмет исследования
Урок №3 тема: сущность государства iconУрок №4 тема: теории происхождения государства
Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку...
Урок №3 тема: сущность государства iconII. Понятие, сущность, функции государства
Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм бытия. Познать сущность...
Урок №3 тема: сущность государства iconУрок №9 тема: механизм (аппарат) государства
Подобное разделение неправомерно: в каждодневной государственной деятельности невозможно искусственное расчленение государственных...
Урок №3 тема: сущность государства iconУрок №16 тема: социальные нормы. Происхождение и сущность права
Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное...
Урок №3 тема: сущность государства iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №3 тема: сущность государства iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №3 тема: сущность государства iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница