Лекция 10. Тема: правовая охрана атмосферного воздуха


Скачать 333.5 Kb.
НазваниеЛекция 10. Тема: правовая охрана атмосферного воздуха
страница1/3
Дата публикации15.04.2013
Размер333.5 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
  1   2   3


ЛЕКЦИЯ 10.

ТЕМА: ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Постановка вопросов.

Основные требования законодательства об охране атмосферного воздуха. Правовые меры охраны атмосферного воздуха от производственно-хозяйственного, социально-бытового и иного воздействия. Правовые регулирование управления, контроля, учёта и мониторинга в области охраны атмосферного воздуха. Разрешение споров и юридическая ответственность за нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха.
^ 1. Основные требования законодательства об охране атмосферного воздуха

Атмосферный воздух является одним из главных элементов окружающей природной среды, жизнедеятельности человека и общества. Поэтому его охрана и использование обеспечивается комплексом мероприятий и средств, в т.ч. действующим законодательством, направленным на сохранение благоприятного состояния атмосферного воздуха, его возобновление и улучшение, обеспечение экологической безопасности и предотвращение вредного воздействия на окружающую среду. Законодательство определяет организационные и правовые основы осуществления воздухоохранных мероприятий и экологические требования в области охраны и использования атмосферного воздуха.

Основными задачами воздухоохранного законодательства являются регулирование общественных отношений в области охраны и использования атмосферного воздуха в целях сохранения, улучшения и воссоздания его состояния, предотвращения и снижения вредного химического, физического и биологического воздействия на атмосферный воздух, обеспечения его рационального использования для производственных потребностей, укрепления правопорядка и законности в сфере воздухоохранной деятельности.

Отношения в области охраны и использования атмосферного воздуха регулируются Законом «Об охране атмосферного воздуха»1, Законом «Об охране окружающей природной среды» и другими законодательными актами. В связи с этим следует обратить внимание на ст. 4 природоохранного закона, в первоначальной редакции которой лишь в общей форме указывалось на то, что природные ресурсы являются собственностью народа Украины. Разработанный позднее и принятый в соответствии с ним воздухоохранной закон не предусматривал нормы о принадлежности атмосферного воздуха на основе права собственности. Однако в ст. 13 Конституции закреплено, что «земля, её недра атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы её континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа».

Из традиционной трактовки признаков права собственности известно, что оно может устанавливаться на объекты, включая и объекты природного происхождения, наделённые индивидуально определёнными признаками. На объекты, обладающие родовыми признаками, право собственности не может быть установлено. В этой связи, если такие естественные объекты как земля, недра, воды, леса, ресурсы животного и растительного мира, природно-заповедные объекты в известной степени индивидуализируются территориальными границами государства, позволяющими отграничить их от аналогичных природных объектов других государств, то для атмосферного воздуха такая индивидуализация является весьма относительной.

Атмосферный воздух Украины, кроме влияния на него последствий Чернобыльской катастрофы, ни чем иным не отличается от атмосферного воздуха других стран. Поэтому его индивидуализация, а, следовательно, и конституционное установление права собственности на атмосферный воздух, является относительно допустимой. С таким же успехом в законодательном порядке можно было бы установить право собственности на ветровую или солнечную энергию в период их нахождения в пределах территории государства1.

Господствующая позиция юристов-экологов заключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. В отличие от земли, недр, объектов животного мира и т. д., атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного перемещения, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого обстоятельства исключается возможность фактического владения им, являющегося одним из важнейших правомочий собственника2.

В правовой литературе высказаны и другие взгляды о праве собственности на атмосферный воздух. Так, Ф. М. Раянов полагает, что атмосферный воздух может быть объектом права собственности. Его аргументы сводятся к тому, что сами по себе признаки и свойства материального мира не могут служить препятствием для объявления их объектом права собственности, поскольку они не входят в структуру общественных отношений собственности, возникающих между людьми по поводу объектов реального мира3. Безусловно, отношения по охране и использованию атмосферного воздуха являются общественными. Но для того, чтобы приобрести признаки объектов права собственности, они должны быть индивидуализированы.

В связи с тем, что индивидуализации может быть подвергнут не атмосферный воздух, а воздушное пространство, Р. Х. Габитов предлагает признать объектом правовой охраны , а не атмосферный воздух, а атмосферу, распространив на нее отношения исключительной государственной собственности1. Однако природным объектом является не атмосфера, а атмосферный воздух. Каждый отдельный человек, равно как и общество в целом заинтересованы в охране именно атмосферного воздуха, в качестве жизнеобеспечивающего фактора. Поэтому применительно к атмосферному воздуху в законодательном порядке следует устанавливать не право собственности в какой бы то ни было форме, а функции государства по обеспечению его эффективной охраны и рационального использования в пределах своего суверенитета на воздушное пространство над территорией государства.

Атмосферный воздух занимает своеобразное положение в качестве объекта охраны окружающей природной среды. По существу в нем воплощается вся естественная среда, окружающая человека и общество. Атмосферный воздух в значительной степени и есть та окружающая естественная среда, которая подлежит охране в интересах настоящих и будущих поколений людей. С другой стороны, окружающая среда - это, прежде всего атмосферный воздух, который является непосредственно связующим элементом между природной и обществом. Если загрязняется почвенный покров земли или лесные насаждения, то уничтожается растительность и истребляются животные. Для самого же атмосферного воздуха степень его загрязнения не имеет значения. Он всегда остается атмосферным воздухом, хотя уже иного качества. Отсюда, по мнению В.В. Петрова, нет надобности в специальном законе об охране атмосферного воздуха, ибо все его положения в достаточно освещены в Законе об охране окружающей природной среды1.

Однако украинская правовая система развивается самостоятельно и устанавливает не только право собственности на атмосферный воздух, но и включает в себя специальный воздухоохранной закон. Особенностью Закона является то, что наряду с закреплением социальных требований, в нём предусмотрены нормы технического содержания. Прежде всего, это относится к стандартизации и нормированию в области охраны и использования атмосферного воздуха. Экологическая стандартизация и техническое нормирование установлено в форме комплекса обязательных норм, правил и требований по охране атмосферного воздуха от загрязнения, вредного воздействия физических и биологических факторов и обеспечения экологической безопасности.

^ Государственные стандарты в области охраны атмосферного воздуха, согласно ст. 5 Закона, являются обязательными для выполнения и определяют понятия и термины, режим использования и охраны атмосферного воздуха, методы контроля за его состоянием и требования по предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух. Они разрабатываются и вводятся в действие Министерством экологии и природных ресурсов Украины2 и Министерством здравоохранения в порядке, определённом законодательством.

^ Технические нормативы в области охраны атмосферного воздуха направлены на обеспечение его природного качества, пригодного для использования по назначению. В области охраны атмосферного воздуха устанавливаются следующие нормативы: экологической безопасности; предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного воздействия физических и биологических факторов стационарными источниками; предельные образования загрязняющих веществ, которые отводятся в атмосферный воздух при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов; использования атмосферного воздуха в качестве сырья основного производственного назначения; содержания загрязняющих веществ в отработанных газах передвижных источников и вредного воздействия их физических факторов. Законодательными актами могут устанавливаться и другие нормативы в области охраны атмосферного воздуха.

^ Нормативы экологической безопасности, устанавливаемые для оценки состояния атмосферного воздуха по единым для территории страны требованиям, занимают особое место в системе мер по охране атмосферного воздуха. Нормативы экологической безопасности атмосферного воздух предусматривают: предельно допустимые концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для людей и объектов окружающей природной среды; предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, ионизирующего1 и другого вредного физического и биологического воздействия на атмосферный воздух для людей и объектов окружающего природной среды. В случае необходимости для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других территорий могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней вредных воздействий на атмосферный воздух. Они разрабатываются и вводятся в действие Минздравом и Минэкоресурсов.

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предельно допустимых вредных воздействий физических и биологических факторов на него, устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов или другого вредного физического и биологического воздействия на атмосферный воздух по каждому из загрязняющих веществ и фактору физического или биологического влияния. Они устанавливаются на уровне, при котором суммарные выбросы загрязняющих веществ и вредные физические и биологические воздействия всех источников в данном районе, с учетом перспектив его развития, в период действия установленных нормативов не приведут к превышению нормативов экологической безопасности атмосферного воздуха.

Проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями и утверждаются органами Минэкоресурсов и Минздравом. Эти проекты согласовываются с местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления в части: сроков выполнения мер по снижению выбросов загрязняющих веществ до нормативных уровней; сроков отселения людей и выноса объектов социального назначения из санитарно-защитных зон; снижения объемов производства и выбросов загрязняющих веществ в период неблагоприятных метеорологических условий. Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются Минэкоресурсов, а нормативов предельно допустимых вредных влияний физических и биологических факторов на него - Минздравом и Минэкоресурсов.

Для различных технологических процессов, технологического и другого оборудования, сооружений и объектов в зависимости от времени разработки и введения в действие технологий и оборудования, наличия научных и технических разработок, экономической целесообразности устанавливаются: нормативы предельных объемов образования загрязняющих веществ для отдельных типов технологического и другого оборудования; требования по внедрению технологических процессов в части воздействия на образование загрязняющих веществ; регламенты использования и потерь сырья. Указанные нормативы разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями и утверждаются Минэкоресурсов Украины.

^ Нормативы использования атмосферного воздуха в качестве сырья основного производственного назначения также предусмотрены в законодательном порядке. Согласно ст. 10 Закона, для снижения вредного воздействия на атмосферный воздух устанавливаются нормативы его использования в качестве сырья основного производственного назначения. Нормативы объемов использования атмосферного воздуха в качестве сырья основного производственного назначения, порядок их разработки и утверждения определяются Кабинетом Министров Украины. Таким образом, современное законодательство предусматривает не только меры охраны, но и регламентирует меры использования атмосферного воздуха в качестве сырья основного производственного назначения.

^ Нормативы содержимого загрязняющих веществ в отработанных газах передвижных источников и вредного воздействия их физических факторов устанавливаются для каждого типа таких источников, которые эксплуатируются на территории страны. Они разрабатываются с учетом наличия технических решений по уменьшению образования загрязняющих веществ, снижению уровней вредного воздействия физических факторов, очистке отработанных газов и экономической целесообразности. Порядок разработки и утверждения этих нормативов устанавливается Минэкоресурсов и Минздравом.
^ 2. Правовые меры охраны атмосферного воздуха от производственно-хозяйственного, социально-бытового и иного воздействия

Меры охраны атмосферного воздуха, предусмотренные в Законе, установлены в форме возложения юридических обязанностей на пользователей атмосферным воздухом и атмосферной средой. Так, согласно ст. 12 Закона, предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, вредным воздействием физических и биологических факторов на него, обязаны: осуществлять организационно-хозяйственные, технические и другие меры по обеспечению выполнения условий и требований, предусмотренных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ; принимать меры по уменьшению объемов выбросов загрязняющих веществ и снижению вредного воздействия физических и биологических факторов; обеспечивать бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и уменьшения уровней другого вредного воздействия; осуществлять контроль за объемом и состоянием загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух и уровнями другого вредного воздействия и вести их постоянный учет; иметь заранее разработанные специальные меры по охране атмосферного воздуха на случай аварийных ситуаций и неблагоприятных метеорологических условий и принимать меры для ликвидации причин и последствий загрязнения атмосферного воздуха.

Выполнение указанных мер по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод, лесов и других природных объектов. В этой связи важным является подразделение современным воздухоохранным законодательством источников, загрязняющих атмосферный воздух на стационарные и передвижные. На этой основе разграничиваются и требования, предъявляемые к стационарным и передвижным источникам загрязнения.

^ Стационарные источники загрязнения, могут осуществлять выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух только по специальным разрешениям, выдаваемым органами Минэкоресурсов. Объемы этих выбросов определяются на основе нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. Порядок выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Кабинетом Министров Украины. Любая деятельность, связанная с нарушением условий и требований в отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного воздействия физических и биологических факторов на него, предусмотренных разрешениями, может быть ограничена, временно запрещена (приостановлена) или прекращена Кабинетом Министров Украины, местными органами государственной исполнительной власти, Минэкоресурсов и другими государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с действующим законодательством.

Уровни вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух устанавливаются на основании нормативов, а в случаях, когда на них выдано разрешение, - должны соблюдаться и другие требования, предусмотренные этим разрешением. Разрешения выдаются Минздравом, Минэкоресурсов и их органами на местах в соответствии с порядком утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий физических и биологических факторов на атмосферный воздух. Местные органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане при осуществлении своей деятельности обязанные принимать необходимые меры по предупреждению и недопущению превышения установленных уровней акустического, электромагнитного, ионизирующего и другого вредного воздействия на атмосферный воздух и здоровье человека. Вредные воздействия на атмосферный воздух, для которых не установлены соответствующие нормативы экологической безопасности, запрещаются. В исключительных случаях такие воздействия допускаются временно только с разрешения Минэкоресурсов и Минздрава при условии, что за этот период будут установлены соответствующие нормативы и приняты необходимые меры по охране атмосферного воздуха.

Предприятия, учреждения и организации, выбросы загрязняющих веществ или вредные воздействия которых при превышении установленных предельных нормативов, авариях и неблагоприятных метеорологических условиях могут привести к чрезвычайным экологическим ситуациям, обязаны иметь заранее разработанные специальные меры по охране атмосферного воздуха, согласованные с органами Минэкоресурсов и Минздрава, местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления. При возникновении чрезвычайных экологических ситуаций руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны немедленно в установленном порядке сообщить об этом органам, которые осуществляют государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, и принять меры по охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий его загрязнения.

Деятельность, направленная на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений в хозяйственных целях, может осуществляться предприятиями, учреждениями и организациями только по разрешениям Минэкоресурсов, согласованным с местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления. Предприятия, учреждения и организации в соответствии с международными соглашениями, обязаны сокращать и в дальнейшем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой, а также сокращать выбросы в окружающую природную среду диоксида углерода и других веществ, накопления которых в атмосферном воздухе может привести к негативным изменениям климата.

^ Передвижные источники загрязнения в современных условиях оказывают ощутимое негативное воздействие на атмосферный воздух, среди которых особенно выделяются автотранспортные средства. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными и другими передвижными источниками и установками и уменьшения вредного воздействия их физических факторов, в соответствии с требованиями воздухоохранного законодательства, должна осуществляться: разработка и выполнение комплекса мер по снижению токсичности выбросов, обезвреживанию вредных веществ и уменьшению вредного физического воздействия при проектировании, производстве, эксплуатации и ремонте автомобилей, самолетов, судов, других передвижных средств и установок; перевод транспортных средств на менее токсичные виды энергии и топлива; рациональное планирование и застройка населенных пунктов с соблюдением необходимого расстояния до автомобильных дорог; вывод из густонаселенных жилых кварталов за пределы города автотранспортных предприятий, автозаправочных станций, грузового транзитного автомобильного транспорта; ограничение въезда автомобильного транспорта и других передвижных средств и установок в зоны поселения, места отдыха и туризма; улучшение содержания в надлежащем состоянии автомобильных дорог и уличных покрытий; внедрение в городах автоматизированных систем регулирования дорожного движения; совершенствование технологий транспортировки и хранения топлива, обеспечение постоянного контроля за качеством топлива на нефтеперерабатывающих предприятиях и автозаправочных станциях; усовершенствование деятельности контрольно-регулировочных и диагностических пунктов по проверке содержания загрязняющих веществ в отработанных газах автотранспортных и других передвижных средств и установок, а также их вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Производство и эксплуатация транспортных и других передвижных средств, в которых содержание загрязняющих веществ в отработанных газах превышает нормативы или уровни вредного воздействия физических факторов, запрещаются.

Определённое воздействие на состояние атмосферного воздуха может оказываться при осуществлении сельскохозяйственной деятельности. Поэтому в соответствии со ст. 20 Закона, перечни средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, использование которых разрешается в хозяйственной деятельности, а также способы их применения согласовываются с Минздравом и Минэкоресурсов. При создании новых препаратов должны разрабатываться нормативы предельно допустимых концентраций и методы определения остаточного количества этих препаратов в атмосферном воздухе. Предприятия, учреждения, организации, и граждане обязаны соблюдать правила транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, чтобы не допустить загрязнения атмосферного воздуха.

Вредоносное влияние на состояние атмосферного воздуха может иметь место при добыче полезных ископаемых и проведении горных работ. Добыча полезных ископаемых и взрывные работы должны проводиться с соблюдением правил по предотвращению или снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха способами, согласованными с Минэкоресурсов и Минздравом и другими органами в соответствии с требованиями законодательства. Размещение в населенных пунктах новых терриконов и отвалов, которые могут быть источниками загрязнения атмосферного воздуха или иного вредного воздействия на него, запрещается.

Качественное состояние атмосферного воздуха в настоящее время в значительной мере зависит от своевременной и надлежащей утилизации производственных и бытовых отходов. Согласно требованиям ст. 22 Закона, складирование, хранение или размещение производственных отходов и бытового мусора, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха пылью, вредными газообразными веществами и веществами с неприятным запахом или иного вредного воздействия, допускается при наличии специального разрешения местных органов государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления только на определенных территориях и в пределах установленных ими лимитов с соблюдением нормативов экологической безопасности и при возможности их дальнейшего хозяйственного использования. Не допускается сжигание указанных отходов на территории предприятий, учреждений, организаций и населенных пунктов, за исключением случаев, когда это осуществляется с использованием специальных установок при соблюдении требований по охране атмосферного воздуха.

Владельцы или уполномоченные ими органы управления предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечивать переработку, утилизацию и своевременный вывоз отходов, загрязняющих атмосферный воздух, на предприятия, использующие их как сырье, или на специальные свалки. Правовые требования в сфере обращения с отходами, а также условия и порядок утилизации производственных, бытовых и других отходов определены в Законе «Об отходах»1.

Среди мер охраны атмосферного воздуха определённое место занимают требования по предотвращению и снижению шумового воздействия. В целях предотвращения, снижения воздействий и достижения безопасных уровней производственных и других шумов в соответствии с требованиями законодательства должны осуществляться: создание и внедрение малошумных машин и механизмов на основе технического нормирования; улучшение конструкций транспортных средств и условий их эксплуатации, а также содержания в надлежащем состоянии железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог, уличных покрытий; размещения предприятий, транспортных магистралей, аэродромов и других объектов с источниками шума при планировании и застройке населенных пунктов в соответствии с установленными санитарно-техническими требований и картами шума; производство строительных материалов, конструкций и технических средств и сооружений с необходимыми акустическими свойствами; организационные меры для предотвращения и снижения производственных, коммунальных, бытовых и транспортных шумов, включая введение рациональных схем и режимов движения железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного транспорта в пределах населенных пунктов. Согласно ч. 3 ст. 23 воздухоохранного Закона, граждане обязаны соблюдать требования, направленные на снижение уровней бытового шума в квартирах, во дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах.

Особые внимание в действующем законодательстве уделяется соблюдению требований по охране атмосферного воздуха при проектировании, строительстве и реконструкции промышленных объектов. Планирование, размещение, застройка и развитие городов и других населенных пунктов, по ст. 24 Закона, должны осуществляться с учетом экологической ёмкости территорий, соблюдением требований по охране, рационального использования и экологической безопасности атмосферного воздуха. В населенных пунктах, в зоне которых на атмосферный воздух влияет деятельность нескольких предприятий, учреждений и организаций, по решению местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления разрабатываются сводные проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздуха и вредного воздействия физических и биологических факторов на него.

В случаях, когда по расчетам в сводных проектах или результатами наблюдений за состоянием атмосферного воздуха превышаются нормативы экологической безопасности, органы Минэкоресурсов и Минздрава могут устанавливать для отдельных из них более строгие нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней вредного воздействия физических и биологических факторов. В таких случаях эти предприятия, учреждения и организации обязаны разработать дополнительные меры по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и снижению уровней вредного физических и биологических факторов на него в порядке, определенном законодательством. При невозможности уменьшения выбросов загрязняющих веществ и снижения уровней вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух до установленных нормативов, деятельность соответствующих предприятий, учреждений, организаций, сооружений и других объектов прекращается или их производственный профиль подлежит изменению в соответствии с требованиями Закона «Об охране окружающей природной среды»

В районах жилой застройки, массового отдыха и оздоровления населения при определении мест размещения новых, реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, воздействующих на состояние атмосферного воздуха, устанавливаются санитарно-защитные зоны. Если в результате нарушения установленных размеров и режима санитарно-защитных зон возникает необходимость в отселении населения, выведении из этих зон объектов социального назначения или осуществления других мер, предприятия, учреждения и организации, местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления должны решать вопросы финансирования необходимых мероприятий и определять сроки их реализации. В случаях, когда осуществление указанных мер вызвано введением новых нормативов, их финансирование и сроки реализации определяются Кабинетом Министров Украины. При определении мест застройки, проектировании строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, воздействующих на состояние атмосферного воздуха, проводится согласование с органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.

Проектирование, размещение, строительство и введение в эксплуатацию новых и реконструируемых предприятий, сооружений и других объектов, совершенствования существующих и внедрения новых технологических процессов и оборудования должно осуществляться с обязательным соблюдением норм экологической безопасности, учетом совокупного действия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного воздействия физических и биологических факторов на него всеми действующими и запланированными для строительства сооружениями и другими объектами, а также с учетом накопления загрязнения в атмосфере, его трансграничного перенесения и особенностей климатических условий. Законодательством запрещается строительство и введение в эксплуатацию новых и реконструируемых предприятий, сооружений и других объектов, которые не отвечают требованиям охраны атмосферного воздуха.

Для определения экологической безопасности при проектировании, размещении и строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов проводится экологическая экспертиза в порядке, определённом законодательством. Условия и порядок проведения такой экспертизы, требования к составу экспертов и их функции, а также выполнение её заключений и выводов в настоящее время определены в Законе «Об экологической экспертизе»1. Без проведения экологической экспертизы проектов размещения и строительства новых и реконструкции действующих предприятий, они не могут быть реализованы.

Атмосферный воздух подлежит охране в процессе использования научных открытий, новых изобретений, промышленных образцов и т.д. Законодательством запрещается использование открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, применение новой техники, импортного оборудования, технологий и систем, если они не отвечают установленным в Украине требованиям по охране атмосферного воздуха. В случае нарушения предусмотренных законодательством требований такая деятельность прекращается уполномоченными на то государственными органами, а виновные в этом лица могут быть привлечены к юридической ответственности.
  1   2   3

Похожие:

Лекция 10. Тема: правовая охрана атмосферного воздуха iconМониторинг атмосферного воздуха
Мониторинг атмосферного воздуха – это система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими...
Лекция 10. Тема: правовая охрана атмосферного воздуха iconЛекция по дисциплине «Экологическое право»
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Правовые меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения
Лекция 10. Тема: правовая охрана атмосферного воздуха iconЛекция 17. Тема: правовая охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве
Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения и почв сельскохозяйственных угодий. Правовые меры охраны окружающей природной...
Лекция 10. Тема: правовая охрана атмосферного воздуха iconЛекция 15. Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов
Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов
Лекция 10. Тема: правовая охрана атмосферного воздуха iconУчет физических и биологических факторов воздействия при экологическом...
С введением в действие Федерального закона “Об охране атмосферного воздуха” в 1999 году нормирование качества атмосферы должно вестись...
Лекция 10. Тема: правовая охрана атмосферного воздуха iconВопрос 57 Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Законодательство...
Атмосферный воздух жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся...
Лекция 10. Тема: правовая охрана атмосферного воздуха iconЛекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте,...
Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды от техногенных воздействий. Правовые меры охраны окружающей природной среды...
Лекция 10. Тема: правовая охрана атмосферного воздуха iconТема I. Теория и методология идеологических процессов 7 Лекция 7
Лекция Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства 61
Лекция 10. Тема: правовая охрана атмосферного воздуха iconЭкзаменационные вопросы по курсу (Эиурно) Предмет и структура экологии
Источники загрязнения атмосферного воздуха и их влияние на окружающую природную среду
Лекция 10. Тема: правовая охрана атмосферного воздуха iconЛекция 14. Тема: правовая охрана курортно-лечебных, оздоровительных...
Щая характеристика курортов, лечебно-оздоровительных объектов и рекреационных территорий. Правовой режим курортов, курортных местностей...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница