Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные конфликты и методы их урегулирования»


Скачать 215.44 Kb.
НазваниеМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные конфликты и методы их урегулирования»
Дата публикации05.03.2013
Размер215.44 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Право > Методические указания
Министерство образования и науки Республики Казахстан
южно-казахстанский государственный университет им. м.ауезова

Кафедра Международные отношения

Шабанов Е И.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к семинарским занятиям по дисциплине

«Международные конфликты и методы их урегулирования»

для студентов специальности 5В020200-«Международные отношения»
Форма обучения: дневная

Шымкент – 2013 г

УДК ________________

Составитель: Шабанов Е И. Наименование. Методические указания к семинарским занятиям дисциплине «Международные конфликты и методы их урегулирования» . - Шымкент: ЮКГУ им. М.Ауезова,

2013.- кол-во с. 16

Планы семинарских занятий и методические рекомендации к изучению для студентов II курсов . Специальность 5В020200 «Международные отношения»
Методические указания составлены в соответствии с требованиями учебного плана и программой дисциплины «Международные конфликты и методы их урегулирования» и включает все необходимые сведения по выполнению тем семинарских занятий курса.

Методические указания предназначены для студентов специальности

5В020200-«Международные отношения»
Рецензент: Фамилия И.О. – Тулебекова С.К.к.и.н.,доцент ЮКГУ им. М. Ауезова

Каримова С.Н. –д.и.н., профессор институт востоковедение АН РУЗ

Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры «Международные отношения» (протокол № __ от «___» _______ 2013___ г.) и

методической комиссией института «Юриспруденция и международные отношения»(протокол № ___от «__» _____2013__ г. )

Рекомендовано к изданию Методическим советом ЮКГУ им. М.Ауезова, протокол № ___ от «____» ______________ 2013__ г.

© Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауезова, 2013_г.
Ответственный за выпуск Фамилия И.О.


Введение

Семинарские занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требования Государственного образовательного стандарта по специальности «Международные отношения», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.

При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составит планы ответов на вопросы семинарского занятия.

Для приобретения практических навыков предусмотрены различные формы проведения семинарских занятий (публичное выступление, ведение дискуссии, командная работа, дебаты, деловые игры).

Предполагается проведение презентаций с использованием информационных технологий (Power Point, Internet и др.), компьютерной и видео техники. Презентации могут быть как индивидуальными, так и выполненными группой. Задание для подготовки презентации дается заблаговременно – не позднее, чем за 2 недели до ее демонстрации на семинаре. Презентации должны отвечать на поставленный вопрос, иметь максимум аудио-визуальных компонентов, быть хорошо структурированными.

Цель семинара – рассмотреть особенности конфликтов конца ХХ – начала XXI вв.; дать представление о современных научных и практических подходах к конфликтам и проблемам их урегулирования, а также роли государств, правительственных и неправительственных организаций в этом процессе.

  1. Задачи семинарских занятий – научить студентов:

  • анализировать современные конфликты, понимать их природу;

  • критически оценивать различные теоретические школы, занимающиеся анализом и урегулированием конфликтов;

  • уметь применять теоретические знания к анализу конкретных конфликтов;

  • уметь оценивать целесообразность и эффективность использования различных переговорных и посреднических процедур.

  1. Требования к уровню освоения содержания курса: курс предполагает знакомство студентов с историей международных отношений. В ходе курса студенты обязаны читать рекомендованную литературу, сделать презентацию одного из современных международных конфликтов, сдать зачет. Студенты должны продемонстрировать знание содержания курса, а также умение применять теоретические знания для анализа конкретных ситуаций.


^ Тема 1.Конфликты и их урегулирование в современном мире

Семинар-круглый стол

Цель занятий- ознакомление студентов с современными теориями и концепциями о конфликтах; анализ исторических корней и причин конфликтов

Основные понятия: социальный конфликт, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, правительственный кризис, парламентский кризис, конституционный кризис, кризис легитимности, кризис идентичности, кризис политического участия, кризис проникнове­ния, кризис распределения, этнополитический конфликт.
^ Вопросы на обсуждение

1.Основные направления в исследовании международных конфликтов.

2.Проблемы разрешения международных конфликтов.
Контрольные вопросы

1 Определите понятие конфликта в обществе.

2 Назовите основные группы конфликтов в обществе.

3.Проблема интервенционизма (Балканы, Восточный Тимор и др.) Кризисы на Балканах.

4.Новая система мирных отношений и «Пакт стабилизации для Балкан».

5.Причины кризисов и войн в будущем, их предотвращение.

Литература

1. Бордачев Т. В. “Новый интернационализм” и современное

миротворчество. – М.: МОНФ, 1998

2. Доронина Н.И. Международный конфликт.- М.,1981

3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., Аспект Пресс, 1996

4. Котляров И.И. Международно-правовое регулирование вооруженных

конфликтов: Учебное пособие. - М.,1984

5. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы,

технологии, решении. - М.: Аспект-Пресс, 1997
^ Тема 2 Определение конфликтов

Семинар дискуссия

Цель занятий- рекомендовать студентам понятийный аппарат по дисциплине, научить студентов анализировать различные подходы к определению основных параметров современных международных отношений

^ Вопросы на обсуждение

1 Понятие конфликта, международного конфликта, регионального конфликта.

2 Природа конфликта

3 Основные компоненты изучение конфликта

^ Методические рекомендации: наиболее эффективной при изучении данной темы является проведение семинарского занятия в форме дискуссии в малых группах

Контрольные вопросы

1. Какие существуют концепции конфликтов и войн в современном мире?

2. Перечислите основные положения концепции столкновения цивилизаций.

3. Каковы его достоинства и недостатки?

4. Какие, на ваш взгляд, факторы будут определять характер конфликтов и войн в многополярном миропорядке?
5 Используя учебный материал и историческую литературу, проанализируйте факторы, повлиявшие на возникновение и развитие конкретных политических конфликтов в мировой истории. Заполните таблицу.

Факторы

Политические конфликты в истории человеческого общества

Биологические




Психологические




Демографические




Географические




Социально-экономические





Литература

1. Проблемы глобальной безопасности.М., 1995

2.Мировая политика: проблемы теории и практики. М.,1995.

3.ХХ век: основные проблемы и тенденции международных отношений. М., 1992

4. Цыганков П.А. Международные отношения. - М.,1996

5. Фельдман Д.М. Конфликты в мировой политике. М. 1997.

6. Доронина Н.И. Международный конфликт.- М.,1981
Тема 3.Типы современных конфликтов и процесс их развития

Семинар исследование

Цель занятий- обсуждение проблем и явлений в рамках различных теорий и методологий

Основные понятия: социальный конфликт, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, правительственный кризис, парламентский кризис, конституционный кризис, кризис легитимности, кризис идентичности, кризис политического участия, кризис проникнове­ния, кризис распределения, этнополитический конфликт.
План

1.Классификации современных конфликтов.

2.Стереотипы восприятия в конфликтных ситуациях.

3.Стадии и фазы развития конфликта: его расширение и эскалация.

4.Значение лучшей альтернативы переговорам и переговорного пространства для начала мирного урегулирования конфликта. Восприятие в условиях конфликта и кризиса: его значение для переговорного процесса.

5.Принятие решения в условиях кризиса.
Контрольные вопросы

1. В чем состоит особенность социально-политического развития современного мира второй половины XX века?

2. Что понимается под системой баланса сил?

3. Каковы особенности идеологического конфликта в постбиполярном мире?
Литература

1. Бордачев Т. В. “Новый интернационализм” и современное

миротворчество. – М.: МОНФ, 1998

2. Доронина Н.И. Международный конфликт.- М.,1981

3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., Аспект Пресс, 1996

4. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском

пространстве. - М.: Аспект-Пресс, 1997.

Тема 4.Международный механизм предупреждения межгосударственных конфликтов.

Семинар-диспут

Цель занятий- ознакомление студентов с современными теориями и концепциями о конфликтах; анализ исторических корней и причин конфликтов

Основные понятия: социальный конфликт, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, правительственный кризис, парламентский кризис, конституционный кризис, кризис легитимности, кризис идентичности, кризис политического участия, кризис проникнове­ния, кризис распределения, этнополитический конфликт.
Вопросы на обсуждение

1.Рост значения международных организаций в разрешении региональных конфликтов

2.ООН и ее участие в разрешении региональных конфликтов.

3.Проблема «превентивного вмешательства».

4.Миротворчество

Контрольные вопросы

1.Создание военных блоков (НАТО, ОВД, СЕАТО, СЕНТО и др.)в годы холодной войны

2.Региональные международные организации Латинской Америки и Юго-Восточной Азии (ЛАЭС, АСЕАН).

3.Борьба мирового сообщества с международным терроризмом. Роль и место международных организаций. Совместные меры по борьбе с терроризмом. Примеры

4.Региональные международные организации по поддержанию мира и безопасности (ОАГ, ЛАГ, ОВД, ОАЕ).

5.ООН как универсальная многосторонняя дипломатия:

6.Проблемы разоружения в рамках ООН.

7.Основные решения ООН по наиболее важным и актуальным проблемам современного мира как результат многосторонней дипломатии в системе международных организаций.

Литература

1.Доклад Группы высокого уровня по угрозам вызовам и переменам А 59/565 www. un .org

2.Аннан К. «Мы – Люди»: Роль Организации Объединенных Наций в 21 веке. Док. ООН N.Y, 2000.

3.Аннан К. Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы. Доклад Генерального секретаря на 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.Док.UN.A/51/950С.22.

4.Доклад Специального комитета по Уставу Организации Объединенных Наций и усилению роли Организации. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Пятьдесят пятая сессия. Дополнение № 33 (А/55/33).

5.Кофи Аннан «Реформа ООН: момент истины для ООН» 14.06.2006, №106 (1633)

6. Доклад Кофи Аннана «При большей свободе: к развитию , безопасности и правам человека для всех» А59/2005 www. un .org

7.Дос.ООН.А/АС.182/L.89

8.Дос.ОН.A/AC.182/L.89/Add.lиА/52/33.

9.Док.ООН.A/AC.182/L.89/Add.2

10.Док.ООН.A/AC.182/L.100.

11.Еженедельный Дайджест ООН 22 - 29 сентября 1997 года.

Тема 5.Конфликты после окончания холодной войны.

Семинар-конференция
Цель занятий- ознакомление студентов с современными теориями и концепциями о конфликтах; анализ исторических корней и причин конфликтов

Основные понятия: социальный конфликт, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, правительственный кризис, парламентский кризис, конституционный кризис, кризис легитимности, кризис идентичности, кризис политического участия, кризис проникнове­ния, кризис распределения, этнополитический конфликт.

^ Вопросы на обсуждение

1.Тенденции развития конфликтов в конце ХХ столетия (“переход” конфликтов на внутренний уровень, возрастание этнического и конфессионального фактора, ослабление управляемости конфликтами и т.п.).

2.Взгляды различных авторов (в частности, Ф.Фукуямы, С.Хантингтона и др.) на развитие конфликтов после окончания “холодной войны” и их критический анализ.

3.Конфликты и формирующаяся политическая структура мира.
В ходе занятий студенты должны выбрать любой международный конфликт или любые переговоры и, выделив в них тот или иной аспект, проанализировать ситуацию. Например, это могут быть следующие сюжеты:

1.Стереотипы восприятия в Ближневосточном конфликте (стереотипы выявляются по материалам газет).

2.Динамика развития конфликта в Косово.

3.Анализ принятия решений при Карибском кризисе 1962 г.

4.Посредническая деятельность ОБСЕ при урегулировании конфликтов в бывшей Югославии.

5.Деятельность неправительственных организаций при урегулировании конфликтов в Африке в 1990-е годы.

6.Миротворческие операции “второго поколения” в Косовском конфликте.

7.Эффективность различных видов посредничества при урегулировании Ближневосточного конфликта.

.8Переговорный процесс в рамках ЕС.

Литература:

1.Котляров И.И. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. М., 1984

2.Доронина Н. Международный конфликт. М., 1981

3.Международные конфликты.-М., 1972

4.Лебедев М.М. Политика урегулирования конфликтов. М., 1997

Тема 6.Третья сторона в урегулировании конфликта.

Семинар-круглый стол
Цель занятий- обсуждение различных вариантов и механизмов разрешения конфликтов.
Основные понятия: социальный конфликт, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, правительственный кризис, парламентский кризис, конституционный кризис, кризис легитимности, кризис идентичности, кризис политического участия, кризис проникнове­ния, кризис распределения, этнополитический конфликт.
^ Вопросы на обсуждение

1.Роль третьей стороны в урегулировании конфликтов. Понятия “третья сторона”, “посредничество”, “оказание “добрых услуг”, “наблюдение за ходом переговоров”, “арбитраж”.

2.Основные задачи и средства воздействия третьей стороны.

3.Трудности и проблемы при осуществлении посреднических услуг.

4.Многообразие видов посредничества. Требования, предъявляемые к посреднику.

Контрольные вопросы

1.Охарактеризуйте основные источники конфликтности в Азии, а также в отношениях азиатских стран с развитыми странами Севера.

2 Что понимается под идеологическим или системным конфликтом?

3 Каково место конфликтов и войн в сфере международных отношений?
Литература

1.Котляров И.И. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. М., 1984

2.Доронина Н. Международный конфликт. М., 1981

3.Международные конфликты.-М., 1972

4.Лебедев М.М. Политика урегулирования конфликтов. М., 1997

Тема 7. Принудительные меры при урегулировании конфликтов.

Семинар-дискуссия

Цель занятий- обсуждение различных вариантов и механизмов разрешения конфликтов

Основные понятия: социальный конфликт, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, правительственный кризис, парламентский кризис, конституционный кризис, кризис легитимности, кризис идентичности, кризис политического участия, кризис проникнове­ния, кризис распределения, этнополитический конфликт.
^ Вопросы на обсуждение

1.Виды принуждения (применений санкций, ввод миротворческих сил, принуждение к миру).

2.Эволюция принудительных мер при урегулировании конфликтов. Дискуссии о значении принудительных мер в современных условиях.

3.Операции “второго поколения”. “Гуманитарная интервенция”.
Контрольные вопросы

1. Какие существуют концепции конфликтов и войн в современном мире?

2. Перечислите основные положения концепции столкновения цивилизаций.

3. Каковы его достоинства и недостатки?

4. Какие, на ваш взгляд, факторы будут определять характер конфликтов и войн в многополярном миропорядке?

5. Назовите основные источники и формы конфликтов в современном мире.

6.Особенности современных конфликтов и средств, используемых для их урегулирования.
Литература:

1. Бордачев Т. В. “Новый интернационализм” и современное

миротворчество. – М.: МОНФ, 1998

2. Доронина Н.И. Международный конфликт.- М.,1981

3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., Аспект Пресс, 1996

4. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском

пространстве. - М.: Аспект-Пресс, 1997.

Тема 8. Переговоры как средство урегулирование конфликтов.

Семинар-дискуссия

Цель занятий- ознакомление студентов методами урегулирования современных конфликтов путем переговоров и посредничества

Основные понятия: социальный конфликт, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, правительственный кризис, парламентский кризис, конституционный кризис, кризис легитимности, кризис идентичности, кризис политического участия, кризис проникновения, кризис распределения, этнополитический конфликт.
Вопросы на обсуждение

1.Формирование исследований по переговорной тематике.

2.Тенденции в изучении переговоров. Зарубежные исследовательские центры.

3.Развитие отечественных исследований по переговорам.

4.Применение в практике урегулирования конфликтов научных разработок по переговорам.
Тематика рефератов

1.Функции переговоров и их соотношение в конфликте и при сотрудничестве сторон.

2.Переговорные стратегии (торг и совместный с партнером процесс принятия решения). Разработка обеих стратегий в теории и их использование на практике.

3.Подготовка к переговорам как первая стадия ведения переговоров. Подготовка документов и материалов. Проведение предварительных согласований (время и место встречи, повестка дня и т.п.).
Контрольные вопросы

1 Назовите основные источники и формы конфликтов в современном мире.

1.Этапы ведения переговоров и способы подачи позиции.

2.Возрастание роли многосторонних переговоров и переговоров на высшем уровне при урегулировании конфликтов.

3.Формы многосторонних и переговоров на высшем уровне. Особенности их ведения.

4.Проблемы принятия решений на многосторонних переговорах.
Литература:

1. Бордачев Т. В. “Новый интернационализм” и современное

миротворчество. – М.: МОНФ, 1998

2. Доронина Н.И. Международный конфликт.- М.,1981

3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., Аспект Пресс, 1996

4. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском

пространстве. - М.: Аспект-Пресс, 1997.

Тема 9 Конфликты в обществе

План:
1.Понятие конфликтов в обществе.

2.Классификация конфликтов в обществе и их характеристика:

- экономические конфликты;

- политические конфликты;

- социальные конфликты;

- конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты).

3.Основные пути разрешения конфликтов в обществе.
Под конфликтами в обществе мы будем понимать конфликты различных сфер общественной жизни (экономической, политической, социальной и духовной), в которых происходит столкновение интересов, ценностей, взглядов и целей особых субъектов социального взаимодействия – наций, государств, классов, партий, союзов и т.д.

Экономические конфликты – это противоборство субъектов социального взаимодействия (наций, государств, классов и т.д.) на основе противоположных экономических интересов, обусловленных положением и ролью в системе общественных отношений (отношений собственности, власти, права и т.д.).

Политические конфликты – это противоборство субъектов социального взаимодействия (наций, государств, классов, политических партий, организаций и т.д.) на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных положением и ролью в системе власти.

Социальные конфликты – это особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением их прав и гарантий в социальной сфере.

Конфликты духовной сферы – это противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных интересов и взглядов в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей.
Литература:

1. Бордачев Т. В. “Новый интернационализм” и современное

миротворчество. – М.: МОНФ, 1998

2. Доронина Н.И. Международный конфликт.- М.,1981

3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., Аспект Пресс, 1996

4. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском

пространстве. - М.: Аспект-Пресс, 1997.
Тема 10 Особенности этнических конфликтов

План занятий

1.Содержание понятия «Конфликт». Этнический конфликт.

2.Причины этнических конфликтов

3.Основные формы проявления э.к.

4.Типы э.к.

5.Этническая культура как причина конфликта. Этноцентризм, ксенофобия.

6.Этнические конфликты в современной мировой истории.
Основные термины и понятия (значения знать):

Апартеид, ассимиляция, беженцы, геноцид, дискриминация, колониализм, конфликт, нация,  национализм, расизм, сегрегация, толерантность, этнический конфликт этноцентризм.

^ Словарь

Антисемитизм – одна из крайних форм национальной нетерпимости, резко отрицательного отношения к евреям, их национальным ценностям, истории, обычаям.  В антисемитизме объектом презрения является только семитский народ – евреи.

Беженцы – вынужденные мигранты.  Беженцы наделены определёнными психологическими особенностями, находящими выражение в специфическом мировосприятии, угнетённости психики, повышенной чувствительности к несправедливости и др.

Б. неоднородны: это и вынужденные переселенцы и «репатрианты».  В этом явлении объединены несколько различных процессов, имеющих свои аналоги и преценденты, предполагающих качественно различные средства урегулирования. 

Дискриминация – намеренное ограничение или лишение прав, преимуществ каких-либо людей, групп, организаций или государств по признакам расы, национальности, пола, государственной принадлежности и т.д.

^ Интеграционные концепции (ассимяляционные) – играли длительное время важную роль в западной политологии и политической практике.  В их основу были положены представления западных учёных, политиков, идеологов о слиянии различных этносов в одну этническую общность (нацию), а точнее, о возможности врастания выходцев из различных стран мира в этническое большинство американского, канадского, и обществ других полиэтнических государств (теория «плавильного котла»).

Конфликт – конкурентное взаимодействие, противостояние;  борьба с целью реализации своих интересов.

^ Конфликтующие стороны – социальные субьекты находящиеся в состоянии конфликтного взаимодействия.  Участниками конфликта могут быть самые разные социальные субъекты, в том числе  этнические, национальные, конфессиональные общности, народы, государства.

^ Концепция плюрализма (концепция многокультурности) – пришла на смену господствовавшим в политике до 70-80-х г.г. интеграционным, ассимиляционным концепциям. Основателем плюралистической традиции стал американский деятель Г.Каллен. Ему Америка виделась не «плавильным котлом», а «обществом - оркестром», в котором естественными инструментами являются этнические группы с их своеобразным «духом и культурой».

Концепция плюрализма была взята на вооружение пришедшими к власти в ряде капиталистических стран партиями неокосервативного направления. 

^ Национальный лидер – авторитетная личность, исполняющая главную и ведущую роль в организации и консолидации наций для решения каких-либо задач, оформленных в виде программных задач национального движения.

^ Этнический конфликт – 1) конкурентное взаимодействие, противостояние двух или нескольких сторон в этнической сфере.

2) вид социального конфликта, особенностью которого является переплетение социально-этнических и этносоциальных противоречий.

Э.К. есть превращённая форма столкновений из-за экономических, материальных, территориальных, духовных или иных интересов. Одна из самых тяжёлых и трудно разрешимых разновидностей конфликтов.

В основе обострения межэтнических отношений на территории бывшего СССР лежат как объективные, так и субъективные причины.

В качестве объективных причин можно выделить факторы исторического характера, влияние которых на межэтнические отношения сказываются и сейчас. Во-первых, это пёстрая мозаика этнического состава России с сильной разницей в географическом, культурном, религиозном, языковом, социально-экономическом отношениях.  Во-вторых, жёсткий характер национальной политики царизма по принципу «Разделяй и властвуй», сохранение национального неравенства в годы СССР.  В третьих, отсутствие демократических традиций устранения, разрешения межэтнических проблем. В четвёртых, сложная социально-экономическая ситуация в России на современном этапе.

Наиболее мощная мина замедленного действия была заложена субъективной волевой политикой руководства СССР, особенно Сталиным, его окружением и последователями.

Толерантность – (от лат. терпение) – терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции; одна из ключевых ценностей демократии.

Этноцентризм – господствующие установки собственной культуры по отношению к иным культурам.

Ксенофобия – боязнь чужой культуры. 

 

^ Контрольные вопросы:

1.Межнациональные или межэтнические конфликты к началу 21 века стали играть определяющую роль в развитии человеческого сообщества, которую до недавнего времени играли межклассовые противоречия. Как вы думаете, почему?

2.Назовите объективные и субъективные предпосылки межэтнических конфликтов.

3.Назовите причины обострения национально - этнических отношений на территории бывшего СССР.

4. Укажите различия в интеграционной концепции и концепции плюрализма.

5.Могут ли эноцентризм, ксенофобия стать причинами этнического конфликта?

6.Как вы понимаете слова немецкого социолога Г.Зиммеля: «Конфликт очищает воздух»? Можно ли их отнести  к этническому конфликту?

^ 7. Какими вы видите условия гармонизации национальных отношений?

Задание

Рассмотрите веер возможных вариантов развития одного из важнейших современных межнациональных конфликтов.

 

Литература:

1. Бордачев Т. В. “Новый интернационализм” и современное

миротворчество. – М.: МОНФ, 1998

2. Доронина Н.И. Международный конфликт.- М.,1981

3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., Аспект Пресс, 1996

4. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском

пространстве. - М.: Аспект-Пресс, 1997.

Тема 11 Конфликты на территории бывшего СССР и проблемы их урегулирования

Семинар-дискуссия

Цель семинарского занятия: рассмотреть содержание конфликта на постсоветском пространстве как социального явления; проанализировать сущность, виды и способы разрешения политических, конфликтов и кризисов; раскрыть специфику этнополитических конфликтов.

Основные понятия: социальный конфликт, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, правительственный кризис, парламентский кризис, конституционный кризис, кризис легитимности, кризис идентичности, кризис политического участия, кризис проникнове­ния, кризис распределения, этнополитический конфликт.
Вопросы на обсуждение

1.Региональные конфликты и пути их разрешения.

2.Межэтнические отношения в Центральной Азии в контексте региональной безопасности.

3.Характерные черты конфликтов на территории бывшего СССР.

4.Дискуссии о причинах развития конфликтов на постсоветском пространстве.

5.Особенности урегулирования конфликтов в регионе.

Контрольные вопросы:

1. Субъектами этнополитических конфликтов являются...

а) международные организации;

б) этнические общности и этносоциальные организации;

в) государства;

г) социальные группы.

2. Используя учебный материал и материалы периодической печати, проанализируйте факторы, влияющие на возникновение и развитие (по методике М. Дюверже) политических конфликтов и кризисов в странах ЦА.

3. Какой стадии социально-экономического развития общества присущи этнополитические конфликты?

а) постиндустриальной;

б) доиндустриальной;

в) индустриальной;

г) любой стадии

4. Современная политическая жизнь чрезвычайно богата на конфликты и кризисы. Приведите примеры правительственного, парламентского, конституционного кризисов, религиозно-этнических, межнациональных, политических конфликтов на территории бывшего СССР за последние годы.

5. В 1990 г. в статье «Как нам обустроить Россию» А.И. Солженицын писал: «Надо безотложно, громко, четко объявить: три прибалтийские республики, четыре среднеазиатские, да и Молдавия...— непременно и бесповоротно будут отделены». «Южная часть Казахстана, — отмечал он дальше, — если захотят отделиться, то и с Богом». «И вот за вычетом этих двенадцати — только и остается то, что можно назвать Русь (слово «русский» веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов) или Россия».

Дайте аргументированную оценку позиции А.И. Солженицына о национально-государственном устройстве России.

6. Прокомментируйте следующее высказывание: «Защита территориальной целостности государства не может быть предлогом отрицания права народов на самоопределение».
Литература

1.Котляров И.И. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. М., 1984

2.Доронина Н. Международный конфликт. М., 1981

3.Международные конфликты.-М., 1972

4.Лебедев М.М. Политика урегулирования конфликтов. М., 1997

5.Касенов У. Безопасность Центральной Азии. Алматы,1998

Похожие:

Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные конфликты и методы их урегулирования» iconМетодические рекомендации по срс (срсп) «Современные конфликты и методы их урегулирования»
«Современные конфликты и методы их урегулирования» Специальность: 5В020200 – «Международные отношения» лектор Шабанов Е. И
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные конфликты и методы их урегулирования» iconМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности»
Цель методических указаний – помочь студентам в подготовке к семинарским занятиям. В методических указаниях предоставлен материал...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные конфликты и методы их урегулирования» iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям для иностранных...
Методические указания предназначены для иностранных студентов основных факультетов, изучающих курс «История Украины». Их цель оказание...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные конфликты и методы их урегулирования» iconЗадания и методические указания
Задания и методические указания к выполнению практических работ и подготовке студентов к семинарским занятиям по дисциплине «Философия...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные конфликты и методы их урегулирования» iconМетодические указания к практическим (семинарским) занятиям модуля...
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям составлены к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные конфликты и методы их урегулирования» iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ
Ф 59 Финансовое право: метод указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ 030501. 65, 030500. 62 Юриспруденция/...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные конфликты и методы их урегулирования» iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов 4 курса...
Английский язык [Текст] + [Электронный ресурс]: методические указания к семинарским занятиям для студентов 4 курса очной формы обучения...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные конфликты и методы их урегулирования» iconМетодические указания к практическим занятиям “
Методические указания к практическим занятиям “Обработка данных медицинских исследований в Excel” по дисциплине “Медицинская информатика”...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные конфликты и методы их урегулирования» iconМетодические указания к практическим занятиям “
Методические указания к практическим занятиям “Корреляционный и регрессионный анализ данных медицинских исследований” по дисциплине...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные конфликты и методы их урегулирования» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Анализ финансовой отчетности»
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Анализ финансовой отчетности» / Сост. Л. А. Мелихова. Н. С. Панова;...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница