Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав


НазваниеПравовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав
страница1/6
Дата публикации17.04.2013
Размер1.12 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6
Глава 7

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ИХ ПРАВ

И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

§1. Обучающиеся и их правовой статус: общая характеристика. Обучающиеся и их категории. Понятие правового статуса обучающегося. Общий правовой статус обучающихся. § 2. Правовой статус обучающихся в ОУ дошкольного и общеобразовательного уровней. Правовой статус обучающихся в ОУ дошкольного образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности школьников. Юридические гарантии прав и законных интересов школьников. Правонарушения обучающихся: виды, причины, профилактика. § 3. Правовой статус учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности обучающихся ОУ начального профессионального образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности обучающихся ОУ среднего профессионального образования. Юридические гарантии прав и законных интересов учащихся. § 4. Правовой статус студентов ВУЗов. Права, свободы, законные интересы, обязанности студентов. Юридические гарантии прав и законных интересов студентов. §5. Правовой статус обучающихся в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования. Права, свободы, законные интересы, обязанности обучающихся. Юридические гарантии прав и законных интересов обучающихся.6. Правовая ответственность обучающихся: основания, виды, порядок возложения.

§1. Обучающиеся и их правовой статус:

общая характеристика

Обучающиеся и их категории. Круг участников образовательных отношений исключительно широк – от индивидов до учреждений и организаций, от государственных органов до общественных объединений. Все они занимают свое вполне определенное место в образовательной системе, играют в ней свою столь же определенную роль, что и обусловливает своеобразие их статуса как элемента этой системы. Особое место среди них занимают обучающиеся – от учащихся общеобразовательных школ до слушателей и студентов высших учебных заведений.

Однако, как на это ранее уже обращалось внимание, в официальном законодательном определении понятия системы образования (8 Закона РФ «Об образовании») обучающиеся, равно как и педагогические работники, законодателем не включены в состав элементов системы образования Российской Федерации. Такой подход представляется ошибочным уже по одной лишь той причине, что трактовка системы права без главных участников образования – обучающихся и педагогических работников – дает основания для определенного противопоставления их органам управления, образовательным стандартам, образовательным программам, образовательным учреждениям, которые и образуют, согласно законодательства, собственно образовательную систему.

В различных педагогических словарях и учебниках по педагогике термин «обучающийся» и одноименное ему понятие практически не встречаются и не раскрываются. Необходимость же в этом, и научная, и практическая, более чем очевидна, поскольку считать обучающимся любого индивида, ставящего перед собой цель (или стоящего перед поставленной перед ним целью) получения образования как способа и средства его социализации, явно недостаточно. Не вдаваясь во все особенности этой проблематики, под обучающимся в дальнейшем будем считать физическое лицо, являющееся обладателем и носителем конституционного права на образование, соответствующих законных интересов, обладающее универсальной и/или специальной образовательной правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), выступающий субъектом образовательной деятельности, цели, содержание, формы, процесс которой опосредованы управленческими, организационными, правовыми, педагогическими и иными нормами, принципами, средствами и способами. Как можно видеть, данным понятием охватывается практически весь круг лиц, которые обучаются в установленной законодательством организационной форме и порядке. Тем не менее, можно согласиться с позицией, что проходящих обучение в системе послевузовского профессионального образования (магистратура, аспирантура, докторантура) нет необходимости включать в категорию обучающихся к вышеприведенном смысле [ ,50].

Исходя их такой трактовки понятия «обучающиеся», можно выделить различные их категории, в основании которых могут быть положены различные критерии.

Так, в соответствии с видами и типами образовательных учреждений, уровнями образования, можно выделить следующие категории обучающихся с разным правовым статусом:

обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений;

школьники, лицеисты, гимназисты (обучающиеся общеобразовательных учреждений);

обучающиеся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;

воспитанники общеобразовательных школ – интернатов;

кадеты (обучающиеся, воспитанники кадетских школ и кадетских школ – интернатов);

воспитанники образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений дополнительного образования детей;

обучающиеся, лицеисты образовательных учреждений начального профессионального образования;

студенты, курсанты, слушатели образовательных учреждений среднего профессионального образования;

слушатели образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов);

студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования;

обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования (магистранты, аспиранты, докторанты, соискатели.

В соответствии с формами обучения можно выделить такие категории обучающихся как:

* обучающиеся по очной форме обучения;

* обучающиеся по заочной форме обучения;

* обучающиеся по вечерней форме образования;

* экстерны;

* обучающиеся в семье;

В зависимости от способа финансирования образовательных услуг обучающихся можно разделить на следующие категории:

1) обучающиеся, обучение которых финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов;

2) обучающиеся, обучение которых финансируется за счёт средств физических и юридических лиц. К этой же категории могут быть отнесены обучающиеся, заключившие договоры с юридическими лицами, которые оплачивают их обучение в образовательных учреждениях. Образование данной категории обучающихся регламентируется, кроме нормативно-правовых актов Российской Федерации, договорами, заключёнными между обучающимся и образовательным учреждением.

Понятие правового статуса обучающегося. Под правовым статусом индивида (гражданина) в правовой науке обычно понимается совокупность юридически закрепленных прав, свобод и обязанностей индивида (человека), выражающая связь его с государством. Структура правового статуса достаточно сложна, поскольку он включает в себя:

  • Правовые нормы (нормы действующего законодательства).

  • Юридические права и обязанности (основной элемент, составляющий смысловое и содержательное ядро правового статуса).

  • Гражданство.

  • Правосубъектность данного субъекта правоотношений.

  • Юридические (общие и специальные) гарантии осуществления юридических прав и обязанностей.

  • Законные интересы данного субъекта (т.е. интересы, опосредованные нормами действующего законодательства и прежде всего Конституцией).

  • Юридическая ответственность (она может рассматриваться также в качестве одной из разновидностей (мерой) юридической гарантии).

  • Правовые (общие, межотраслевые и отраслевые) принципы, на основе которых и в соответствии с которыми устанавливается и регулируется (изменяется) правовой статус.

Помимо структуры, важное значение имеет характеристика видов правового статуса, обусловливаемых особенностями содержания последнего. В числе этих видов выделяют общий, специальный (родовой) и индивидуальный правовой статусы, выражающие особенности положения (места и роли) данного субъекта в системе социальных связей. В этом плане возможны ситуации, когда общий правовой статус с другой точки зрения (критерия) может рассматриваться как специальный статус, а, скажем, индивидуальный правовой статус может иметь множество своих специфический проявлений в других социально-правовых измерениях.

Применительно к трактовке содержания и структуры правового статуса субъекта образовательных правоотношений, в том числе обучающегося, выделяют две составляющие этого статуса – общую и факультативную. Общую часть образуют общие права, обязанности и ответственность обучающегося, обусловленные его пребыванием в образовательном учреждении, и зафиксированные в уставе образовательного учреждения. Факультативная часть формируется в зависимости от ряда текущих обстоятельств: образовательного уровня обучающегося, реализуемых образовательных программ, содержания договора на оказание образовательных услуг и т. д.

Важно подчеркнуть, что вхождение индивидуума в число обучающихся не влечет за собой никаких ограничений в его общеправовом статусе гражданина, так как он получает дополнительные социальные и административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на образование.

Правовой статус обучающихся определяется в Законе РФ «Об образовании» (ст. 50), в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях и в локальных актах образовательного учреждения и, прежде всего, в его уставе.

Понятие правового статуса обучающегося как управомоченного лица неразрывно связано с реализацией его субъективного права на:

- возможность определённого дозволенного поведения;

- возможность требовать от обязанного лица (образовательного учреждения, педагогического работника) определённого поведения, которое вытекает из его обязанности.

- возможность обратиться к государственным органам за защитой своих нарушенных прав.

Применительно к обучающемуся это означает, что государство устанавливает для него определённую меру дозволенного поведения в образовательной сфере и должно обеспечить ему возможность пользоваться своим правом. Помимо этого обучающийся получает от государства право требования от соответствующих государственных органов управления образованием и других участников образовательного процесса определённого поведения, которое предписывает им закон. Также обучающийся (либо его родители, законные представители) как управомоченное лицо получает возможность обращения к государственным органам за защитой своих прав. Это могут быть как органы исполнительной власти в области образования, так и судебные инстанции.

Законом РФ «Об образовании» (ст. 50) установлены основные права обучающихся, к числу наиболее существенных из которых относятся:

  • Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

  • Право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения.

  • Право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек.

  • Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

  • Право на участие в управлении образовательным учреждением.

  • Право на уважение своего человеческого достоинства.

  • Право на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

  • Право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

  • Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

  • Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Неотъемлемой составляющей правового статуса обучающегося является юридическая обязанность как мера должного поведения, обеспеченная государством. Должное поведение включает в себя следующие составляющие.

  1. Обязанность воздерживаться от определённых действий.

  2. Совершение определённых действий в интересах управомоченного лица.

  3. Обязанность перенесения неблагоприятных последствий за совершённое правонарушение.

В обязанности обучающегося входит также совершение определённых действий, предписанных нормативно-правовыми актами, которые совершаются в отношении управомоченных лиц, указанных в законе. Это могут быть учителя, воспитатели, преподаватели, сотрудники высших учебных заведений, сотрудники общежитий, охранники в подразделениях высшего учебного заведения и другие лица, прямо указанные в нормативно-правовых актах.

За неисполнение возложенных на него обязанностей, превышение прав обучающийся может понести ответственность и претерпеть неблагоприятные последствия, указанные в нормативно-правовых актах. В отношении него могут применены санкции, установленные в них. К числу таких последствий относятся, в первую очередь, меры дисциплинарного воздействия (выговор, строгий выговор и др.) или отчисление обучающегося из образовательного учреждения, что можно назвать самым тяжёлым для него последствием невыполнения обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами. Права, обязанности и ответственность обучающихся устанавливаются, главным образом, в уставе образовательного учреждения, правилах его внутреннего распорядка, а также в договоре об образовании между обучающимся (его родителями или законными представителями) и образовательным учреждением.

Таким образом, в основе правового положения обучающегося лежат его права, обязанности и ответственность, закрепленные в законодательстве и иных нормативно-правовых актах. Кроме этого, специфику правового положения обучающегося обусловливают и такие факторы, как:

статус образовательного учреждения — государственный или негосударственный (аккредитованный или нет);

ведомственная принадлежность образовательного учреждения;

источник финансирования обучения — средства бюджета, физические или юридические лица;

наличие договора на образование, его содержание;

индивидуальные способности обучающегося и предшествующий уровень его образования;

право обучающегося на льготы.
§ 2. Правовой статус обучающихся

в Образовательных учреждениях дошкольного

и общеобразовательного уровней
Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного и общеобразовательного уровня определяется Законом РФ «Об образовании» (ст. 50), типовыми положениями о соответствующих типах образовательных учреждений, а также такими основными локальными актами всякого образовательного учреждения как его Устав и Правила внутреннего распорядка.

Правовой статус обучающихся в ОУ дошкольного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Статья 18 Закона РФ «Об образовании» целями дошкольных образовательных учреждений называет:

  • воспитание детей;

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • развитие индивидуальных способностей;

  • необходимую коррекцию нарушений развития.

Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

Согласно п. 28 Типового положения участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, родители (лица, их заменяющие), педагогические работники. Они же являются и участниками образовательных правоотношений. Педагогические работники вступая в эти отношения, имеют право применять к воспитанникам и их родителям методы убеждения, поощрения и принуждения. Отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребёнка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями. За неисполнение воспитанниками своих обязанностей педагогические работники имеют право осудить их поведение, сделав соответствующее замечание, убедить их в справедливости своих требований. Таким же образом устанавливается ответственность ребёнка и меры воздействия, которые могут применять к нему педагоги. Например, это такие меры как замечание, порицание, неодобрение и т.д. Крайними мерами наказания могут быть исключение ребёнка из образовательного учреждения и прекращение договора на образование. При этом нужно помнить, что действующее законодательство (ст.15 Закона РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребёнка) запрещает любые нарушения прав ребёнка, в том числе:

  • физическое или психическое насилие;

  • оскорбление;

  • злоупотребление правом воспитателя;

  • отсутствие заботы о ребёнке;

  • небрежное обращение с ребёнком;

  • грубое обращение с ребёнком;

  • эксплуатация детей и другие.

Воспитанник дошкольного образовательного учреждения является субъектом образовательного процесса. Его содержание определяется программами дошкольного образования. Дошкольное учреждение самостоятельно выбирает их из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, вносит коррективы, а также разрабатывает собственные (авторские) программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

В соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные программы и оказывать платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Следует отметить, что обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений имеют довольно ограниченную дееспособность. Правовая ответственность во многом лежит на их родителях (законных представителях). Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируется договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода. Нарушения прав ребёнка являются основанием для прекращения трудового договора (контракта) с педагогом.

Правовой статус обучающихся общеобразовательных учреждений. Права, обязанности и ответственность учащихся общеобразовательных учреждений определяются Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» (ст. 50), Типовым положением об общеобразовательном учреждении и конкретизируются в Уставе, Правилах внутреннего распорядка образовательного учреждения в договоре на образование.

^ Основные права обучающихся:

  • Право на получение бесплатного общего образования [начального, основного, среднего (полного)] в соответствии с государственными образовательными стандартами.

  • Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

  • Право на получение объективной оценки своих знаний.

  • Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения.

  • Право на свободное выражение собственных мнений, убеждений.

  • Право на участие в культурной и общественной жизни Школы.

  • Право на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки образовательного учреждения.

  • Право на уважение своего человеческого достоинства, на защиту от всех форм дискриминации, психического и физического насилия.

  • Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь и освобождение от учебных занятий в установленном порядке.

Обязанности обучающихся:

  • Соблюдать устав и правила внутреннего распорядка школы.

  • Добросовестно учиться, посещать уроки согласно расписанию, не опаздывать к началу занятий.

  • Проходить промежуточную и итоговую аттестации в соответствии с действующим законодательством РФ и уставом школы.

  • Бережно относиться к имуществу школы.

  • Уважать честь и достоинство других обучающихся, работников школы.

  • Соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии, гигиены и пожарной безопасности, предусмотренные соответствующими инструкциями.

  • Соблюдать культуру поведения, внешнего вида, не допускать курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств.

  • Не пропускать учебных занятий без уважительных причин.

Обучающийся несёт в порядке, установленном законодательством РФ и уставом ответственность за невыполнение в установленные сроки учебного плана, нарушение правил внутреннего распорядка и устава образовательного учреждения, вред, причинённый по его вине имуществу школы. За невыполнение обязанностей к учащимся могут быть применены меры дисциплинарного воздействия:

  • объявление выговора;

  • объявление строгого выговора;

  • вызов на собеседование родителей (законных представителей);

  • вызов учащегося и его родителей (законных представителей) на малый педагогический совет;

  • отчисление учащегося из образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава ОУ при достижении обучающимся 14-летнего возраста (ст. 19 п.7 Закона РФ «Об образовании»).

Закон РФ «Об образовании» устанавливает ответственность обучающихся за не освоение ими образовательных программ (ст. 17). Так, обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования. имеющие по итогам года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предедущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

§ 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО

^ И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Правовой статус обучающихся учреждений начального профессионального образования. Права, обязанности и ответственность обучающихся учреждений начального профессионального образования определяются Конституцией РФ, Законом Российской Федерации «Об образовании», уставом образовательного учреждения, Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, правилами внутреннего распорядка, договором об образовании и иными предусмотренными уставом локальными актами.

Обучающиеся имеют право:

  • на получение профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, в том числе по индивидуальным учебным планам и по ускоренному курсу обучения;

  • на получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг;

  • на участие в управлении образовательным учреждением;

  • на переход в другое образовательное учреждение, реализующее профессиональную образовательную программу соответствующего уровня, при согласии последнего.

  • на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам;

  • на выбор формы обучения;

  • на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности образовательного учреждения, в том числе через органы самоуправления и общественные организации;

  • на бесплатное пользование библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений учебного заведения в порядке, установленном его уставом;

  • на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

  • на обеспечение необходимых условий для учебы, труда и отдыха;

  • на уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Обучающиеся государственных и муниципальных учреждений начального профессионального образования обеспечиваются стипендиями, местами в общежитиях, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи учредителем в соответствии с его компетенцией и действующими нормативами.

Привлечение обучающихся учреждения начального профессионального образования без их согласия и согласия родителей или лиц, их заменяющих, к труду, не предусмотренному профессиональной образовательной подготовкой, запрещается.

^ Обязанности и ответственность обучающихся, порядок их перевода на следующий курс и отчисления из учреждения начального профессионального образования определяются его уставом.

Правовой статус обучающихся учреждений среднего профессионального образования. К обучающимся среднего специального учебного заведения относятся студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

^ Студентом (курсантом) является лицо, зачисленное приказом директора в среднее специальное учебное заведение для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования.

Слушателем является лицо, зачисленное приказом директора в среднее специальное учебное заведение для обучения на подготовительных курсах или освоения дополнительной профессиональной образовательной программы (повышения квалификации). Правовое положение слушателя в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента соответствующей формы обучения.

Студентам выдаются студенческий билет и зачетная книжка, которые, будучи юридическими документами, непосредственно отражают собой наличие у лица правового статуса обучающегося в образовательном учреждении соответствующего уровня образования (в данном случае – начального профессионального уровня).

Права и обязанности обучающихся в среднем специальном учебном заведении определяются законодательством Российской Федерации (Конституцией, Законом «Об образовании», Типовым положением об ОУ среднего профессионального образования), уставом среднего специального учебного заведения, правилами внутреннего распорядка, договором об образовании и иными предусмотренными уставом локальными актами.

Обучающиеся средних специальных учебных заведений имеет право:

  • на выбор формы обучения;

  • на образование в соответствии с государственными стандартами и приобретение знаний, адекватных современному уровню развития науки, техники и культуры;

  • на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам;

  • на ускоренный курс обучения;

  • на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

  • на государственную (итоговую) аттестацию по завершении освоения образовательных программ среднего профессионального образования независимо от формы их освоения;

  • на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности среднего специального учебного заведения, в том числе через органы самоуправления и общественные организации;

  • на обжалование приказов и распоряжений администрации среднего специального учебного заведения в установленном законодательством РФ порядке;

  • на бесплатное пользование библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений среднего специального учебного заведения в порядке, установленном его уставом;

  • на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

  • на обеспечение необходимых условий для учебы, труда и отдыха;

  • на уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Студенты вправе получать стипендии, выплачиваемые физическими или юридическими лицами, а также иные стипендии.

Учебное заведение в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает и реализует меры социальной поддержки студентов, в том числе устанавливает в зависимости от их материального положения и академических успехов стипендии и иные социальные пособия и льготы.

За успехи в освоении образовательных программ, в экспериментально-конструкторской и другой работе для студентов устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.

Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

Студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством РФ о труде и об образовании.

По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным органом управления образованием.

Студент имеет право на переход в среднем специальном учебном заведении, где он обучается, с одной образовательной программы и (или) формы обучения на другую.

Также студент имеет право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении аттестации.

Порядок и условия восстановления на обучение лица, отчисленного из данного учебного заведения, а также приема для продолжения обучения лица, ранее обучавшегося в другом среднем специальном учебном заведении и отчисленного из него до окончания обучения, определяются уставом учебного заведения, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Перевод студентов из одного среднего специального учебного заведения в другое среднее специальное учебное заведение или из высшего учебного заведения в среднее специальное учебное заведение осуществляется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом управления образованием.

За восстановление на обучение, прием для продолжения обучения после отчисления из другого среднего специального учебного заведения, перевод с одной образовательной программы и (или) формы обучения на другую и из одного среднего специального учебного заведения в другое плата не взымается, если лицо получает среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств.

Студенты средних специальных учебных заведений обязаны соблюдать устав образовательного учреждения, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

За невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания, вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Получение впервые среднего профессионального образования повышенного уровня лицом, имеющим среднее профессиональное образование базового уровня, не рассматривается как получение второго среднего профессионального образования. При этом за указанным лицом сохраняются все права, связанные с получением среднего профессионального образования впервые.

§4. ПРАВОВОЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ

^ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В соответствии с законодательством, студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное приказом ректора в высшее учебное заведение для обучения по образовательной программе высшего профессионального образования». Студент получает высшее профессиональное образование по избранному направлению подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом в процессе освоения соответствующей образовательной программы высшего профессионального образования.

Права и обязанности студентов высшего учебного заведения определяются Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» (ст. 50), Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования, уставом и правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения, договором об образовании и иным предусмотренными уставом локальными актами.

Рассмотрим основные права студентов высших учебных заведений.

^ Право на получение высшего образования является главным правом студента высшего учебного заведения. В Российской Федерации «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном, муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (Конституция РФ, ст. 43).

Государство в Федеральном Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает следующие основные гарантии гражданам России в области получения высшего образования: «Получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые», а также «гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности)».

Также студенты высших учебных заведений имеют право получать знания соответствующие современному развитию науки, техники и культуры, определять по согласованию с соответствующими учебными подразделениями высшего учебного заведения набор дисциплин обучения. Наряду с этим студент имеет право выбора специальности и специализации, наименование которой развивает наименование специальности, в рамках которой она открывается. Объём часов, отводимых на дисциплины специализации может составлять от 500 до 2000 часов. Некоторые специальности могут не иметь специализаций.

При освоении программ высшего профессионального образования у студента есть право на обучение по сокращённой или ускоренной программе высшего профессионального образования, а также на обучение по индивидуальному плану. Решение о возможности обучения студента по сокращенной программе принимается ученым советом вуза или факультета и оформляется локальным актом. Решение о возможности обучения студента по ускоренной программе принимается ученым советом вуза или факультета с учетом итогов промежуточной аттестации и также оформляется локальным актом.

Студент, обучающийся по сокращенной или ускоренной программе, имеет право перевестись на обучение по соответствующей основной образовательной программе с полным сроком обучения (при ее наличии в вузе и наличии вакантных мест).

Студенты также имеют право на обучение по индивидуальному плану. Контингент студентов, обучающихся по индивидуальному плану, по предложениям советов факультетов первоначально формируется по итогам их работы в шестом семестре с учетом результатов в учебной, научной и общественной работе, показанных каждым студентом в 1-5 семестрах.

Индивидуальная подготовка предусматривает: обучение по индивидуальным графикам с предоставлением права досрочной и экстерном сдачи экзаменов и зачетов; обязательное выделение каждому студенту руководителя из числа профессоров и доцентов; обязательное составление для каждого студента индивидуального плана на текущий учебный год.

Индивидуальный план работы студента должен содержать: индивидуальный график учебной работы и план прохождения практики. График строится так, чтобы выполнялись все требования учебного плана по данной специальности. По решению деканата студенты освобождаются от обязательного посещения части аудиторных занятий. Этим студентам разрешается индивидуальный режим выполнения и сдачи учебных заданий.

Руководители должны контролировать выполнение студентом индивидуального плана работы, в том числе индивидуального обучения. При невыполнении какой-либо из составляющих учебного плана студент переводится на обычный режим обучения. Факт невыполнения индивидуального плана устанавливается в результате аттестации.

Студент может переводиться на обычный режим обучения также на основании личного заявления или по представлению руководителя, подаваемого на имя декана факультета.

Все студенты, независимо от формы обучения имеют право на ограничение учебной нагрузки. Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и не аудиторной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должен ограничиваться государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и в среднем он составляет 27 часов в неделю. При очно-заочной форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю, при заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем не менее 160 часов в год.

Студенты, которые обучаются в высших учебных заведениях по программам высшего профессионального образования во время промежуточной аттестации, сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.

В некоторых государственных высших учебных заведениях, где существует военная кафедра, студенты имеют право обучаться на военной кафедре по программе подготовки офицеров запаса.

Студентам очной формы обучения, обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время обучения.

У всех студентов есть право на перевод в другое высшее учебное заведение. Студенту гарантируется свобода перевода в другое высшее учебное заведение при согласии этого высшего учебного заведения и успешном прохождении им аттестации. При переводе за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования.

У студентов есть право на восстановление в высшем учебном заведении. Студент имеет право «на восстановление в высшем учебном заведении, где он обучался, в течение 5 лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением основы обучения, в соответствии с которой он обучался до отчисления, при наличии в высшем учебном заведении вакантных мест. Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения.

В процессе обучения студенты имеют право выбирать факультативные и элективные курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой. К факультативным курсам относятся необязательные для данного направления подготовки (специальности) учебные курсы, а к элективным - избираемые в обязательном порядке курсы.

Также студенты имеют право участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Это право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве.

Неотъемлемым правом студентов является право участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений.

Также студенты вправе участвовать в работе Ученых советов вуза и факультетов. Число студентов в составе совета определяется уставом вуза. Выдвигаются представители в состав совета на профсоюзных собраниях вуза, факультетов, курсов.

Представители студенческих организаций вправе присутствовать на экзаменах, зачетах, защитах курсовых работ, курсовых проектов, дипломных работ, дипломных проектов. Таким правом обладают представители выборного актива групп и студенческих общественных организаций, старосты групп.

Студенты вправе создавать студенческие советы в общежитии. Предусматриваются обязательное согласование со студенческими советами общежитии кандидатур персонала, принимаемого на работу и отчеты на заседаниях студсовета штатных работников общежитии о проделанной работе.

Студенты также имеют право бесплатно пользоваться в государственных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах; право представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения.

Студенты наделены правом обжалования приказов и распоряжений администрации высшего учебного заведения в порядке, установленном законодательством РФ. Закон предполагает два способа обжалования студентами приказов и распоряжений администрации вуза: административный и судебный.

Студенты высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств государственного бюджета, имеют право на обеспечение стипендиями в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, определяемом ученым советом высшего учебного заведения.

Студенты, нуждающиеся в жилой площади имеют право на проживание в общежитии. Каждый студент, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен жильем отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся за счет средств соответствующего бюджета не может превышать пяти процентов размера стипендии».
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав iconЗакон РФ «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. N 3266-1, (статья 15 пункт 4)
В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной...
Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав iconДоклад о положении молодёжи Красноярского края в 2011 г
Численность детей с овз, обучающихся в образовательных учреждениях Красноярского края
Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав iconПлан: Цели группового консультирования. Типы консультационных групп
Групповое консультирование широко используется в медицинских учреждениях, общественных центрах, образовательных учреждениях
Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав iconДля обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы...
Егэ не истек (далее выпускники прошлых лет); граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях...
Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав iconРешение о размере повышенной стипендии принимается ученым советом...
«О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального...
Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав iconМетодическое обеспечение организации и проведения кср по дисциплине...
Гарантии прав инвесторов. Гарантии использования результатов инвестиционной деятельности
Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав iconПравила назначения повышенных государственных академических стипендий...
Дии (далее – повышенные стипендии) назначаются в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации "О порядке совершенствования...
Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав icon1. основные гарантии прав ребенка в республике беларусь
Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы
Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав iconРегламент назначения студентам федерального государственного автономного...
Постановлением Правительства Российской Федерации от «18» ноября 2011 г. №945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения...
Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав iconПовышенная академическая стипендия: стимул для профессионального...
Овление «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница