Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «юриспруденция»


НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «юриспруденция»
страница1/21
Дата публикации18.04.2013
Размер3.34 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


Перминов О. Г.
Уголовно-исполнительное право


учебное пособие для студентов

высших учебных заведений,

обучающихся по специальности

«юриспруденция»


Москва 1999

«Былина»

ББК 67.99

П82
Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для вузов - М.: «Былина», 1999 - 240 с.
Данное учебное пособие подго­товлено в соответствии с учебными программами и с учетом достижений правовой науки.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также всех интересую­щихся уголовно-исполнительной по­литикой государства.
ISBN 5-88528-238-2
© Перминов О.Г. 1999 г.

© «Былина» 1999 г.


^

От автора



Эффективное исполнение уголовных наказаний является одним из важнейших условий успешной борьбы с преступностью.

Обязанность исполнения уголовных наказаний возлагается законом на специальные государственные органы. Исполнение большинства видов наказаний связано с реализацией весьма специфических форм, средств и методов, которые применяют эти органы для выполнения стоящих перед ними целей и задач.

Знание механизма функционирования российской уголовно-исполнительной системы, проблем исполнения и отбывания уголовных наказаний - обязательное условие подготовки юри­стов, будущих работников правоприменительных и правоохра­нительных органов. Это условие предопределяет необходимость изучения указанных вопросов всеми студентами специальности «юриспруденция».

Разумеется, что объем курса «Уголовно-исполнительное пра­во» зависит от специализации студентов и ведомственной при­надлежности высшего учебного заведения. Так, например, учеб­ник «Уголовно-исполнительное право России», подготовленный коллективом авторов Академии МВД РФ под редакцией про­фессора А.И. Зубкова, предназначен прежде всего для обучения специалистов - будущих работников уголовно-исполнительной системы.

Данное учебное пособие, состоящее из общей и особенной частей, рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, готовящих юристов широко­го профиля. В нем учтены новые законодательные и иные нор­мативно-правовые акты в сфере исполнения уголовных наказа­ний, принятые после введения в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в том числе федеральный закон от 3 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы».

^

Общая часть




Глава 1. Уголовно-исполнительное право как отрасль права




§ 1. Понятие уголовно-исполнительного права



Предмет уголовно-исполнительного права. Из курса теории права известно, что право образует определенную систему, наи­более крупные элементы которой являются отраслями права. В качестве критериев разграничения отраслей права обычно ис­пользуют предмет и метод правового регулирования. С помо­щью предмета и метода можно не только выделить уголовно-исполнительное право из единой системы российского права, но и выявить также его особенности.

Как и любая отрасль права, уголовно-исполнительное право содержит правовые нормы, регулирующие соответствующие общественные отношения. Предмет уголовно-исполнительного права также составляет общественные отношения. Поэтому по­нятие предмета в данном случае тесно связано с вопросом о том. какие общественные отношения регулируются нормами уголов­но-исполнительного права. Ответ на этот вопрос не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что круг общественных отношений, регулируемых уголовно-исполнительным правом, достаточно широк. И по этой причине к регулированию исполнения уголовных наказаний причастны и другие отрасли права, в частности, трудовое, гражданское, ад­министративное право. Кроме того, необходимо отметить, что на протяжении достаточно долгого периода в нашей стране от­расль права, регулирующая исполнение уголовных наказаний, именовалась исправительно-трудовым правом, предметом ко­торого являлось регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказаний, связанных с применением мер исправи­тельно-трудового воздействия.

Длительное время вопросы уголовного наказания, в том чис­ле и его практического применения, были предметом уголовно­го права. По мере усложнения системы уголовных наказаний, ее целей и задач, появления новых форм и видов их исполнения, новых органов, исполняющих наказания, из уголовного права в качестве самостоятельной начала выделяться новая отрасль, ко­торая в разных странах получила название пенология, пенитен­циарное право*.

* Термины «пенитенциарное право», «пенитенциарные учреждения», "пенитенциарное воздействие" и т.п., общепринятые в зарубежном, а также россий­ском законодательстве и литературе до 1917г., ныне все чаще употребляются не только в отечественной литературе, но и в официальных документах.
Происшедшие в последние годы принципиальные изменения в стране повлекли за собой кардинальные изменения и в сфере исполнения уголовных наказаний. Конституция РФ 1993г. ста­ла правовой основой для реформирования всех отраслей Зако­нодательства. Необходимость изменений определена также и обязанностью приведения российского законодательства об ис­полнении уголовных наказаний в соответствие с нормами меж­дународного права, обусловленного вхождением России в Совет Европы.

Принятые в начале 90-х годов законодательные акты такие, например, как Закон РФ «Об учреждениях и органах, испол­няющих уголовные наказания в виде лишения свободы», значи­тельно расширили предмет правового регулирования исправи­тельно-трудового права.

Принятие нового Уголовного (УК) и Уголовно-исполнительного кодексов (УИК) Российской Федерации окон­чательно трансформировало исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное. В результате предметом правового регулирования уголовно-исполнительного права стало испол­нение (отбывание) всех видов наказания, предусмотренных уго­ловным законодательством*.

* Согласно ст. 5 Федерального закона РФ «О введении Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», положения УИК РФ о наказани­ях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста, вводятся в действие по мере создания необходимых условия для их исполнения, но не позднее 2001 г.
К предмету уголовно-исполнительного права, наряду с регу­лированием порядка и условий исполнения и отбывания нака­заний, согласно ч. 2 ст. 2 УИК относится регламентация поряд­ка применения к осужденным средств исправления (режима, воспитательной работы, общественно полезного труда, получе­ния общего образования, профессиональной подготовки).

К предмету уголовно-исполнительного права законодатель­ство также относит: правовое регулирование порядка деятель­ности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказа­ния; регламентацию участия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также граждан в исполнении наказания и ис­правлении осужденных.

Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регу­лирует порядок оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, в их социальной и трудовой адаптации и осуществление за ними контроля, что также относится к пред­мету уголовно-исполнительного права. Таким образом, предме­том уголовно-исполнительного права являются отношения, скла­дывающиеся при исполнении (отбывании) всех видов уголовно­го наказания, при применении к осужденным средств исправле­ния; отношения, возникающие между учреждениями и органа­ми, исполняющими наказание, и осужденными; отношения, воз­никающие между различными органами, организациями, учре­ждениями. предприятиями и т.п., а также отдельными гражда­нами, участвующими в исправлении осужденных и контроле за ними после их освобождения от отбывания наказания.

Метод уголовно-исполнительного права. Если понятие пред­мета уголовно-исполнительного права, связанное с вопросом о том, какие общественные отношения регулируются этой отрас­лью права, то понятие метода обусловлено вопросом о том, как эти отношения регламентируются нормами уголовно-исполнительного права. В данном случае под методом принято понимать совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения. Между предметом и методом пра­вового регулирования существует весьма жесткая связь. Метод предопределяется особенностями предмета правового регули­рования, поскольку уголовное наказание представляет собой прежде всего форму государственного принуждения, его испол­нение предопределяет характер основного метода правового регулирования - императивный (властный), предполагающий первенство субъектов правоотношений. Однако это не исключа­ет применения и иных методов правового регулирования - диспозитивного, поощрения и т.д.

Практика свидетельствует, что соотношение императивности и диспозитивности в методе уголовно-исполнительного (ранее исправительно-трудового) права в нашей стране в разные пе­риоды было неодинаковым. Оно обуславливалось во многом политическими и экономическими факторами и проявлялось прежде всего в: а) общем правовом положении субъектов уголовно-исполнительных правоотношений; б) порядке возникно­вения, изменения и прекращения этих правоотношений; в) характере и соотношении нормативных актов, регулирующих правоотношения; г) средствах их обеспечения.

Система уголовно-исполнительного права. Значительный объ­ем правовых норм, регулирующих отношения по поводу испол­нения уголовных наказаний, принятых и принимаемым разными органами власти (законодательной и исполнительной), требует определенной систематизации, четкого их расположения, что облегчило бы усвоение содержания этих актов.

Наукой права разработана такая классификация, предпола­гающая деление всех правовых норм любой отрасли права на две основные части - общую и особенную. Общая включает те нормы и положения, которые носят общий характер и приме­нимы ко всем или большинству правовых институтов (групп норм) отрасли. Сюда входят нормы-задачи, нормы-принципы, общие вопросы организации исполнения уголовных наказаний и общие вопросы правового статуса субъектов уголовно-исполнительного права.

Особенная часть регулирует отношения, связанные с поряд­ком и условиями исполнения и отбывания осужденным всех ви­дов уголовных наказаний, а также отношения, тесно связанные с первыми, и производные от них, такие как: освобождение осуж­денных от отбывания наказания и контроль за ними.

Каждая часть состоит из отдельных структурных подразде­лений системы - правовых институтов, хотя применительно к Общей части, например, к нормам-принципам, нормам, опреде­ляющим задачи уголовно-исполнительного законодательства, такой термин не применяется.

Подчеркнем также то обстоятельство, что при выделении ин­ститутов права в той или иной отрасли учитываются и сложив­шиеся в этой науке представления и традиции.

Среди институтов Общей части уголовно-исполнительного права следует назвать: институт правового положения осужден­ных: систему учреждений и органов, исполняющих наказания, и др.

Особенная часть включает в себя такие институты, как:

- исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужден­ного от общества, (в виде обязательных работ, штрафа, испра­вительных работ и др.).

- исполнение наказаний в виде лишения свободы;

- исполнение наказаний в отношении осужденных военно­служащих;

- оказание помощи освобожденным от наказания и контроля за ними и др.

Следует отметить, что выделение институтов уголовно-исполнительного права, относящихся либо к Общей, либо к Особенной частям, достаточно условно, потому что нормы некоторых институтов имеются как в Общей, так и в Особенной частях. Так, институт, регулирующий средства исправления осужденных, регламентируется как нормами Общей части УИК (ст. 9), так и Особенной (ст. 82-86; 103-108; ст. 109-119).

Итак, под системой уголовно-исполнительного права следует понимать научно обоснованную классификацию правовых норм, предполагающую их деление на Общую и Особенную час­ти. а также на правовые институты по предметному признаку регулирования.

Система уголовно-исполнительного права отражена в систе­ме уголовно-исполнительного законодательства. Между этими понятиями много общего, однако они не адекватны и соотно­сятся примерно также, как нормативный акт и норма права. По­этому нормы уголовно-исполнительного права могут содер­жаться и в комплексных правовых актах других отраслей права.

Наиболее полно система уголовно-исполнительного законо­дательства отражена в нормах Уголовно-исполнительного ко­декса Российской Федерации.

Изложенные выше положения, относящиеся к предмету и ме­тоду правового регулирования, системе законодательства, по­зволяют сделать вывод, что уголовно-исполнительное право - это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере исполнения и отбывания всех видов уголовного наказания.

^

§ 2. Уголовно-исполнительное право в системе российского права



Как элемент системы российского права уголовно-исполнительное право входит в комплекс отраслей права, регулирую­щих борьбу с преступниками, в так называемый уголовно-правовой (криминальный) цикл. Эти отрасли имеют сходство в предмете и методе, кроме того они имеют большие институты. В связи со сказанным, необходимо уточнить место уголовно-исполнительного права в данном правовом комплексе, выявить его взаимосвязь и различия с уголовным и уголовно-процессуальным правом.

Уголовное право - базовое по отношению к отраслям права, регулирующим борьбу с преступностью. Нормами уголовного права определяется система уголовных наказаний, оно форму­лирует понятие, цели, основания ответственности и наказания и освобождения от него, т.е. определяет ключевые юридические категории и понятия, отдавая уголовно-исполнительному праву регулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания.

Тесная взаимосвязь уголовного и уголовно-исполнительного права определяется и тем обстоятельством, что формой реали­зации любого материального права, к каковым относится и уго­ловное право, является процессуальный закон. Для уголовного права такой формой его реализации является не только уголовно-процессуальное, но и в определенной степени уголовно-исполнительное законодательство.

Уголовный закон лишь предопределяет характер регулиро­вания исполнения (отбывания) различных видов наказания, де­легируя исполнительному закону полномочия о порядке их ис­полнения, устанавливать в определенном объеме лишения или ограничения прав и законных интересов осужденных, порядок . освобождения от наказания и т.п.

Другими словами, уголовно-исполнительное право по отно­шению к уголовному праву представляет собой одну из форм реализации материального права, в частности, исполнения на­казания. Поэтому критерием в разграничении данных отраслей права может стать понимание уголовного наказания как мате­риального (уголовно-правового) и как процедурного (уголовно-исполнительного) его содержания*.

* См. Уголовно-исполнительное право. Учебник. М. 1996, с. 14-15.
Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано и с уголовно-процессуальным, прежде всего с его положениями, относящимися к исполнению приговора. С начала исполнений обвинительного приговора суда или изменяющих его определе­ния или постановления, вступивших в законную силу, возника­ют уголовно-исполнительные правоотношения, начинают реа­лизовываться нормы уголовно-исполнительного права. Обе от­расли имеют общий понятийный аппарат, смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни, ус­ловно-досрочное освобождение от наказания и т.д.), в нормах уголовно-процессуального права устанавливается процессуаль­ный порядок назначения наказания и освобождения от него. Подготовка же к освобождению во время отбывания наказания, процесс постнепотенциарного воздействия на освобожденных, оказание им помощи в целях социальной адаптации и ресоциализации предусмотрены нормами уголовно-исполнительного права.

Помимо уголовного и уголовно-процессуального права уго­ловно-исполнительное право тесно связано с конституционным правом при регулировании правового статуса осужденных, ад­министративным правом - относительно вопросов управления учреждениями и органами, исполняющими наказания. Нормы трудового права определяют условия труда и отдыха рабочих и служащих органов, исполняющих наказания, а также в значи­тельной мере и труда осужденных.

Кроме того, во время исполнения наказания применяются без изменения или с корректировкой их нормы уголовно-исполнительного права, нормы гражданского, семейного, фи­нансового, жилищного и других отраслей права.

^

§ 3. Принципы уголовно-исполнительного права



Одним из критериев самостоятельности отрасли права явля­ется наличие ее принципов. Принципы (от лат. - principium - основа, первоначально) основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки, т.е. руководящие идеи, основные правила поведения, деятельности.

В философском смысле принципы рассматриваются как тео­ретическое обобщение наиболее типичного, выражающего за­кономерность, положенную в основу познания; как совокуп­ность существенных свойств и внутренних процессов, состав­ляющих основу того или иного предмета или явления. Назван­ные положения отражаются и в правовой науке, которая основ­ными признаками принципов права считает исходные норма­тивно-руководящие положения, выражающие сущность права, его характерные черты и закономерности правового развития.

Принципы права - это объективно-субъективные категории. Объективность их заключается в реальном содержании имею­щихся общественных отношений, определяемых экономически­ми, социальными и политическими условиями. Они могут людьми только познаваться, а уж затем формулироваться и за­крепляться в правовых актах.

Исходя из сказанного, под принципами права следует понимать объективно обусловленные, общие нормативно-руководящие. начала, основополагающие идеи, выражающие сущность права. определяющие развитие его содержания, форм, а также правоустановительной и правоприменительной деятельности.

В юридической литературе общепризнанной является сле­дующая классификация принципов: общеправовые, межотрас­левые, отраслевые.

Общеправовые принципы - руководящие положения, харак­терные для всей системы права того или иного государства. Они являются главными, определяющими для принципов более «низкого ранга»: межотраслевых, отраслевых, в которых эти принципы реализуются на практике.

К межотраслевым принципам относятся общие руководящие положения, характерные для двух или более отраслей (например, отраслей уголовно-правового цикла).

Отраслевые принципы отражают специфику отрасли права. Принципы уголовно-исполнительного права призваны опреде­лять стратегию и направления развития отдельных институтов и норм этой отрасли права, обеспечивать системность правового регулирования отношений, возникающих при исполнении нака­заний.

Следует также отметить, что общеправовые и межотраслевые принципы, реципированные в уголовно-исполнительное право, сохраняя свое сущностное содержание, приобретают определен­ную специфику, которая необходима для обеспечения особенно­стей правового регулирования отношений, при исполнении на­казаний. Кроме того, этим обеспечиваются системность прин­ципов уголовно-исполнительного права, их взаимосвязь.

Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) Российской Феде­рации (ст. 8) впервые в отечественном законодательстве об ис­полнении и отбывании уголовных наказаний сформулировал принципы этого законодательства. Правда, в .отличие от Уго­ловного кодекса УИК не раскрывает их, а только перечисляет. Согласно ст. 8 УИК РФ уголовно-исполнительное законода­тельство основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, диффе­ренциации и индивидуализации исполнения наказаний, рацио­нального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения; соединении наказания с исправительным воздействием. Среди них одни принципы общеправовые и межотраслевые -законность, гуманизм, равенство граждан перед законом, дру­гие - специфические принципы уголовно-исполнительного пра­ва, например, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, рациональное применение принудительных средств и стимулирования правопослушного поведения и др.

Принцип законности. Нормативное закрепление этого осно­вополагающего принципа права, закрепленного в ряде статей Конституции РФ, в уголовно-исполнительном праве требует того, чтобы:

а) порядок и условия исполнения уголовных наказаний опре­делялись только законом;

б) осужденные, в отношении которых исполняется уголовное наказание, несли обязанности и пользовались правами, уста­новленными законом;

в) основанием исполнения наказания в отношении осужден­ных являлись вступивший в действие приговор суда, либо по­становление или определение, отменяющее приговор и вступившее в законную силу;

г) деятельность учреждений и органов, должностных лиц и иных субъектов, участвующих в исполнении наказаний, основывалась на обязательном соблюдении законов.

Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве отрасли отражен во многих институтах и нормах УИК и других законов, регулирующих исполнение наказания. Так, в п. 3 ст. 3 УИК закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты осужденных от пыток, насилия и другого жесто­кого или унижающего человеческое достоинство обращения.

Кроме того, осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье (п. 3 ст. 12 УИК).

Принцип гуманизма выражается и в целях, которые ставит государство при исполнении наказания - исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Он реализуется и в мерах исправительного воздействия: общественно полезном труде, профессиональной подготовке и общеобразовательном обуче­нии (наряду с жесткими режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и необходимый порядок отбывания нака­зания и создающими условия для реализации прав и интересов осужденных).

Принцип демократизма проявляется в различных институтах и нормах уголовно-исполнительного права. Прежде всего он реализуется в том, что деятельность органов и учреждений, ис­полняющих наказания, осуществляется на началах широкой гласности и взаимодействия с различными органами и организациями. Так, органы власти субъектов Федерации призваны оказывать финансовую и материальную помощь в приобретении продовольствия, в строительстве необходимых зданий и сооружений, содействовать в предоставлении указанным учреждениям и органам налоговых льгот, кредитов и т.п. Принцип демократизации выражается также в сущности организации воспитательного процесса осужденных, открытости этого процесса, прежде всего в привлечении различных субъектов общественности к исправлению осужденных. Кроме того, принцип демократизма проявляется и в предоставлении права контроля органа государственной власти и органам местного самоуправления, а также в судебном, ведомственном и общественном контроле за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания.

С принципом демократизма тесно связан другой общеправо­вой принцип - равенство граждан перед законом. В уголовно-исполнительном праве в качестве отраслевого он конкретизиру­ется как принцип равенства осужденных перед законом. Данный принцип выражается в том, что все осужденные, независимо от социального, должностного, имущественного положения, рода и характера занятий, их расовой и национальной принадлежно­сти, образования, языка, религии и других обстоятельств равны перед законом. Другими словами все осужденные, отбывающие конкретный вид наказания, или находящиеся на одном режиме исправительного учреждения, имеют одинаковый правовой ста­тус.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения нака­зания - предполагается рациональное применение мер принуж­дения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. В целях обеспечения эффективно­сти исполнения наказаний законом предусматривается диффе­ренциация порядка и условий их исполнения, с учетом характе­ра и степени общественной опасности совершенного преступле­ния, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания.

Поведение осужденного во время отбывания наказания, со­блюдение им установленных правил, отношение к труду и обу­чению учитываются при изменении условий содержания, рас­ширении или сокращении правоограничений в пределах, преду­смотренных законом.

Отраслевой принцип - соединение наказания с исправитель­ным воздействием предполагает, что исполнение всех видов на­казания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитательного характера. Это относится не только к осужденным к лишению свободы или исправительным работам, но и осужденным к другим видам наказания.

Следует отметить, что УИК РФ (ст. 9) впервые на законода­тельном уровне дает определение понятия «исправления осуж­денных», под которым понимается и «формирование у них ува­жительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулиро­вание правопослушного поведения».

Для практической реализации требований данной нормы не­обходим широкий комплекс различных воспитательных меро­приятий, использование труда, общеобразовательное обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что способствует формированию позитивных качеств личности осужденного.

Как видно из анализа содержания принципов уголовно-исполнительного права, все они взаимосвязаны между собою и во многом дополняют друг друга, поэтому их реализация на практике должна быть комплексной.

^

§ 4. Наука уголовно-исполнительного права



Наука уголовно-исполнительного права является отраслью юридической науки, которая, входит в группу так называемого уголовно-правового (криминального) цикла и имеет свой пред­мет. Если предметом отрасли права является определенный комплекс общественных отношений, которые регулируют нор­мы этой отрасли, то предметом науки становится то, что она изучает, познает, объясняет, ибо каждая научная деятельность -это прежде всего процесс познания. Наука уголовно-исполнительного права призвана изучать вес комплекс право­вых, экономических, социальных, психолого-педагогических и др. проблем возникающих в ходе и по поводу исполнения уго­ловных наказаний. Одной из основных задач уголовно-исполнительной науки является выявление положительных мо­ментов, тенденций в сфере исполнения уголовных наказаний, выработка предложений по их нормативному закреплению. К функциям юридической науки относится и вскрытие негативных тенденций или последствий в этой сфере, а также разработка практических рекомендаций по их устранению или нейтрализа­ции.

В предмет науки уголовно-исполнительного права входит изучение соответствующего законодательства и практики его применения в зарубежных странах; истории развития отечественного уголовно-исполнительного законодательства и учреждений и органов, исполняющих наказание; системы законода­тельства и его источников и правоотношений. Предмет включа­ет в себя и политику государства в сфере исполнения наказаний, международные акты об обращении с осужденными.

Таким образом, наука уголовно-исполнительного права - это своего рода систематизированная совокупность знаний о правовом регулировании общественных отношений, возникающих в ходе и по поводу исполнения уголовных наказаний, способах достиже­ния эффективности этого регулирования и практики исполнения уголовных наказаний.

^ Методической основой науки уголовно-исполнительного пра­ва является общенаучный (философский) метод познания, который опирается на материалистическое понимание и познание действительности, общественных отношений в частности. При этом явления и процессы должны изучаться в конкретной исто­рической обстановке, во всем их многообразии, с учетом тен­денций и закономерностей их развития, с обязательным выявле­нием противоречий в этом развитии.

Методологическими по отношению к уголовно-исполнительному праву являются также и общая теория права и уголов­ное право, которые вырабатывают для нее основные теоретиче­ские положения, понятийный аппарат и принципы.

В науке уголовно-исполнительного права активно исполь­зуются и частнонаучные методы исследования: метод комплекс­ного анализа, предполагающий решение задач с позиции не од­ной, а нескольких отраслевых наук (криминологии, психологии, педагогики, экономики и др.); метод конкретных социологиче­ских исследований; метод экспертных оценок; метод сравни­тельного правоведения и др.

Наука уголовно-исполнительного права тесно взаимосвязана с различными отраслями науки: прежде всего - с науками уго­ловно-правового цикла, что обусловлено близостью предметов и методов этих отраслей.

Наука конституционного (государственного) права по ряду положений является базовой по отношению к науке уголовно-исполнительного права. Это относится, например, к правовому статусу осужденного, к проблемам законности, к компетенции органов власти и субъектов Российской Федерации.

Ряд общих вопросов имеет наука уголовно-исполнительного права с наукой административного права; в частности, относя­щихся к управлению и функционированию системы учреждений и органов, исполняющих наказания, к персоналу этих учрежде­ний, его социальной защищенности.

Тесно связана данная отрасль права и с трудовым, граждан­ским, семейным правом, поскольку при исполнении уголовных наказаний, функционировании учреждений и органов, осущест­вляющих этот процесс, реализуются и нормы, относящиеся к указанным отраслям законодательства.

Процесс исполнения наказания и оказание исправительного воздействия на осужденных - это комплексная проблема, пред­полагающая решение не только правовых, но и психолого-педагогических и криминологических проблем. Поэтому неиз­бежна связь науки уголовно-исполнительного права с исправи­тельной психологией и педагогикой. Она активно использует данные этих наук для изучения личности осужденных, для раз­работки форм и методов исправительного воздействия на них как во время отбывания наказания, так и после освобождения. В свою очередь решение такой сложной криминологической про­блемы, как предупреждение преступности, прежде всего реци­дивной, в значительной мере определяется эффективностью ис­полнения уголовных наказаний, что является предметом уголовно-исполнительного права, также использует результаты исследований других отраслей наук при разработке новых нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение наказаний.

Таким образом, взаимосвязь науки уголовно-исполнительного права с другими отраслями науки дает возможность при­менять полученные ими результаты в исследовании актуальных проблем теории и практики исполнения наказаний, в разработ­ке новых нормативных актов, а также формировании научно-методических рекомендаций, направленных на совершенствова­ние процесса исполнения эффективности деятельности уголовно-исполнительных учреждений органов.

^

§ 5. Политика государства в сфере исполнения уголовных наказаний



В советской литературе при исследовании понятия, предмета, принципов, системы и т.д. исправительно-трудового права обязательно рассматривались вопросы исправительно-трудовой политики. Так сложилось, что ни одна отрасль советского права не уделяла столь большого внимания политическому аспекту своего содержания.

По мнению авторов одного из учебников, советское исправи­тельно-трудовое право образует «нормы права, закрепляющие в соответствии с требованиями исправительно-трудовой полити­ки волю советского народа в области исполнения наказаний, соединенных с мерами исправительно-трудового воздействия»*.

* Советское исправительно-трудовое право. М., 1983, с. 9.
О роли, содержании, принципах советской исправительно-трудовой политики издано множество монографий, учебных пособий, статей.* Традицией было то, что если не разделом, то параграфом о ней начинался каждый учебник по исправитель­но-трудовому праву. В этой связи приведем одно из определе­ний исправительно-трудовой политики: «Исправительно-трудовая политика-это выработанное Коммунистической партией Советского Союза и Советским государством направление деятельности соответствующих государственных органов и общественности в области исполнения наказаний, связанных применением мер исправительно-трудового воздействия, а так же определенные этим направлением задачи, формы и содержание указанной деятельности»**.

* Стрижов Н.А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1970; Рябинин А.А. Ленинская концепция уголовной исправительно-трудовой политики и ее реализация в проектах уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. // Сб.: Актуальные проблемы криминологии и исправительно-трудового права. М. 1990, с. 91-100.

** Советское исправительно-трудовое право. Л., 1989. с. 5.
Роль Коммунистической партии, ее основателей и вождей формировании и развитии исправительно-трудовой политики исправительно-трудового права достаточно подробно освещены в разного рода публикациях. Так сложилось, что вожди-основатели Коммунистической партии и Советского государст­ва были хорошо осведомлены об уголовно-исполнительной системе, ее достоинствах и недостатках. Как отмечается во всех исследованиях, у истоков формирования советской уголовной исправительно-трудовой политики стоял В.И. Ленин. Несомненно, что его идеи и предположения во многом определили цели и содержание советской уголовной и исправительно-трудовой политики.

Разумеется, каждая отрасль права, в том числе и регулируемая сферу исполнения наказаний, должна закреплять в своих институтах и нормах цели, принципы, стратегию, основные средства и методы политики (идеологии) государства в той или иной социальной сфере. Однако, государство и только оно, а не какая-либо политическая организация вправе, да и обязано оп­ределять политику (идеологию) в той или иной сфере общест­венных отношений и устанавливать правовые нормы, регули­рующие эти отношения.

Эта политика, ее роль, задачи, основные принципы и т.д. должны быть научно-обоснованными и направленными прежде всего на защиту прав, свобод и законных интересов граждан, государства, общества в целом. Она должна быть стабильной, независимой от часто не обоснованных руководящих решений и постановлений. Несомненно, что основные задачи и принципы уголовно-исполнительной политики должны быть законода­тельно оформлены. Практическое значение нормативного за­крепления основных задач и принципов уголовно-исполнительной политики, которые призваны регулировать ре­акцию государства на наиболее острые, болезненные вопросы, поведение граждан, заключается в том, что они приобретают характер общеобязательности, а также, что очень важно, публичности (открытости).

Новое уголовно-исполнительное законодательство пошло по пути закрепления основных положений политики государств сфере исполнения наказаний в различных статьях УИК (ст.ст. 1, 3, 8, 9 и др.). Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что любую отрасль права, в том числе и уголовно-исполнительное, нельзя рассматривать в качестве пассивного регистратора государственной политики. Любая отрасль должна иметь свои собственные, базовые и стратегические положения и направления, чтобы противодействовать не всегда и не во всем обоснованным требованиям политики государства.

Так, в течение долгого времени основополагающими требованиями и задачами уголовной политики и политики в сфере исполнения наказаний были положения о полной ликвидации преступности в нашей стране, о перевоспитании всех правонарушителей. Конечно, не удалось достичь поставленной цели. Однако проводилась огромная работа и государственными органами, и общественными организациями по предупреждению преступлений, особенно среди молодежи. И многое удавалось сделать. Города и поселки страны не выглядели зарешеченными крепостями. Ясно, что борьба с преступностью - дело общее, всех и каждого.

В настоящее время актуальным является создание механизма и условий для реализации законодательно закрепленных положений и принципов уголовно-исполнительной политики.

Стратегию, основные задачи и направления политики в сфере исполнения уголовных наказаний, формы и методы ее реализации определил целый комплекс факторов. Основными из них являются: социально-политическое, экономическое и нравственное состояние общества, состояние и динамика преступности, требования международных актов о правах человека и oбращении с осужденными, уровень правосознания, развитие науки и др.

Основными субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения уголовных наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции РФ Президент определяет основные направления внутренней политики. Уголовно-исполнительная политика, являясь составной частью уголовной политики, относится к составляющим элементам внутренней политики государства.

Федеральное Собрание РФ, принимая законы и другие нормативные акты, регулирующие сферу борьбы с преступностью вопросы исполнения наказаний, непосредственно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Все другие субъекты государственной власти и управления Российской Фе­дерации, а также иные субъекты уголовно-исполнительных пра­воотношений лишь реализуют ее в своей деятельности.

Итак, уголовно-исполнительная политика, являясь частью политики государства в области борьбы с преступностью, при­звана определять цели, задачи, стратегию, принципы, основные направления, формы и методы государства по реализации ис­полнения наказания, исправлению осужденных, предупрежде­ния совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

^

§ 6. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права



Предметом курса уголовно-исполнительного права является соответствующая ему отрасль науки. Традиционно для юриди­ческих дисциплин этот курс разделяется на Общую и Особенную части, что соответствует структуре содержания Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В Общей час­ти курса изучаются общие вопросы теории уголовно-исполнительного права; уголовно-исполнительное законода­тельство России и его история; правовое положение лиц, отбы­вающих наказание; система учреждений и органов, исполняю­щих наказания, и др.

В Особенной части в рамках данного курса изучению подле­жат следующие разделы. Первый посвящен исполнению видов наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: в виде штрафа, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в виде исправительных работ; а также исполнению дополнительных видов наказаний: конфискации имущества, лишении специаль­ного, воинского или почетного звания, классного чина и госу­дарственных наград. Во втором разделе рассматриваются во­просы, связанные с использованием наказания в виде ограниче­ния и лишения свободы. Третий раздел посвящен исполнению наказаний в отношении осужденных военнослужащих. В разделе изучается комплекс правовых и организационных вопросов ос­вобождения от отбывания наказания и осуществления контроля за освобожденными и условно осужденными. Четвертый раздел посвящен исполнению уголовных наказания в виде смертной казни.

Следует подчеркнуть, что основополагающим в содержании и объеме курса является состояние науки уголовно-исполнительного права. Поэтому существенные изменения, достижения в научных знаниях об исполнении наказаний, а также изменения в сфере уголовно-исполнительного законодательства служат основанием для пересмотра учебного курса, его совер­шенствования.

Практика свидетельствует, что объем курса той или иной правовой дисциплины определяется главным образом двумя факторами. Первый - ведомственная принадлежность и специа­лизация учебного заведения; второй - специализация студентов.

Разумеется, что курс уголовно-исполнительного права, изу­чаемый в вузах МВД РФ, значительно больше по объему, чем курс, который преподается в учебных заведениях другой ведом­ственной принадлежности, ибо специализация студентов этих вузов в большинстве своем - гражданско-правовая. Однако представляется, что обязательными в этом курсе должны быть темы, раскрывающие понятия и систему уголовно-исполнительного права и законодательства; его цели, задачи, принципы; историю развития отечественного уголовно-исполнительного права и практики его реализации; вопросы правового статуса, иные общие положения, в соответствии с ко­торыми организуется процесс исполнения и отбывания кон­кретных видов наказания, знание которых также необходимо любому юристу.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «юриспруденция» iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «юриспруденция» iconУчебник для вузов
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «юриспруденция» iconУчебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование
Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Документоведение...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «юриспруденция» iconУчебно-методическuм объединением по образованию в области коммерции...
Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «юриспруденция» iconОбщая теория права и государства
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «юриспруденция» iconУчебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «юриспруденция» iconКурс сравнительного правоведения
Рекомендовано Советом по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации в качестве учебного пособия...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «юриспруденция» iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заве­дений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике....
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «юриспруденция» iconУчебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического...
Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «юриспруденция» iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница