1. Понятие


Скачать 326.14 Kb.
Название1. Понятие
страница1/3
Дата публикации20.04.2013
Размер326.14 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3


УДК

160.1 (078)

ББК

87.4




Д 33




Денисова Е.А. Логика. Упражнения для студентов направления подготовки «бакалавр юриспруденции»: учеб.-метод. пособие / Кубан. гос. аграр. ун-т.  Краснодар: КубГАУ, 2012.  37 с.







Данное учебно-методическое пособие предназначено для закрепления теоретических знаний, полученных студентами во время лекционных занятий и самостоятельной работы с учебным материалом. Задания, собранные в сборнике полностью соответствуют тематике лекционных и практических занятий, проводимых со студентами направления подготовки «бакалавр юриспруденции», по дисциплине «Логика» и могут быть использованы как для проведения практических занятий, так и в качестве индивидуальных заданий студентам, по какой-либо причине не освоившим определенные темы курса во время аудиторных занятий.



Рецензенты:

д–р филос. наук, зав. кафедрой социологии и культурологии КубГАУ В.В. Шалин










©

Денисова Е.А., 2012




©

ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», 2012

Содержание


Тема 1. Понятие …………………………………………………………...

4

Тема 2. Суждение …………………………………………………………

10

Тема 3. Непосредственные умозаключения …………………………….

17

Тема 4. Простой категорический силлогизм …………………………….

20

Тема 5. Дедуктивные выводы из сложных суждений …………………..

23

Тема 6. Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии

29

Тема 7. Логические основы аргументации ………………………………

32

Тема 8 Законы формальной логики ……………………………………..

Список литературы ………………………………………………………..

34

39


Тема 1. Понятие
Вариант 1

1. Определить вид понятия по объему и содержанию:

а) кража

б) законность

в) следователь

2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем:

а) республика, форма правления

б) правда, ложь

в) преступление, должностное преступление, хозяйственное преступление

^ 3. Обобщить следующие понятия:

а) студент юридического факультета КубГАУ

б) рыночное хозяйство

в) общественное порицание

4. Ограничить следующие понятия:

а) республика

б) закон

в) наказание

^ 5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено: дайте правильное определение):

а) грабеж  похищение государственного, общественного или личного имущества граждан

б) кибернетика  не искусство

^ 6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию:

а) доверенность

б) рынок

в) приговор

7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены:

а) право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью

б) видами искусства являются художественная литература, живопись, скульптура, архитектура, театр и симфоническая музыка.

Вариант 2.

1. Определить вид понятия по объему и содержанию:

а) государство

б) невиновность

в) причина

2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем:

а) высшее учебное заведение, университет

б) президент, президент российской федерации, глава государства

в) волевой, безвольный

^ 3. Обобщить следующие понятия:

а) теория государства и права

б) конституция

в) преступление

4. Ограничить следующие понятия:

а) теория государства и права

б) конституция

в) преступление

^ 5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено: дайте правильное определение):

а) Нормативный акт  это правовой акт государства, в котором содержатся нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида

б) Мошенник  человек, занимающийся мошенничеством

^ 6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию:

а) закон

б) юрист

в) деятельность

7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены:

а) К ценным бумагам относятся акции и чеки

б) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные
Вариант 3.
1. Определить вид понятия по объему и содержанию:

а) амнистия

б) ответственность

в) безымянный

2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем:

а) гражданин, человек, юрист

б) исполнительный, неисполнительный

в) преступление, преступление с отягчающими вину обстоятельствами, преступление со смягчающими вину обстоятельствами

^ 3. Обобщить следующие понятия:

а) прокурорский надзор

б) исправительно-трудовые колонии

в) исправительные работы без лишения свободы

4. Ограничить следующие понятия:

а) комиссия

б) наказание

в) обыск

^ 5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено: дайте правильное определение):

а) административное правонарушение (проступок)  это посягательство на государственный или общественный порядок.

б) трудовой договор это соглашение между трудящимся и предприятием

^ 6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию:

а) административное взыскание

б) товар

в) речь

7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены:

а) республики бывают парламентарные, президентские, унитарные

б) работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно

Вариант 4.
1. Определить вид понятия по объему и содержанию:

а) учитель

б) бескорыстие

в) министерство юстиции

2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем:

а) художник, живописец

б) сильный, слабый

в) честь, бесчестие

3. Обобщить следующие понятия:

а) верховный суд РФ

б) ректор

в) политическая партия

4. Ограничить следующие понятия:

а) революция

б) судья

в) должностное преступление

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено: дайте правильное определение):

а) девиз  краткое изречение

б) дееспособность  способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершение правонарушения

^ 6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию:

а) трудовые договоры

б) правоохранительные нормы

в) темперамент

7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены:

а) сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями

б) формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные
Вариант 5.

1. Определить вид понятия по объему и содержанию:

а) подвиг

б) невменяемость

в) антифашист

2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем:

а) юрист, следователь, прокурор, адвокат

б) студент, коммерсант

в) прекрасное, безобразное

3. Обобщить следующие понятия:

а) газета

б) уголовный кодекс

в) содержательная статья

4. Ограничить следующие понятия:

а) клевета

б) христианство

в) суд

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено: дайте правильное определение):

а) держава  большое независимое государство

б) проступок  противоправное деяние

^ 6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию:

а) государство

б) гражданский иск

в) политическая деятельность

7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены:

а) оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим

б) языки делятся на естественные, искусственные и народные

Тема 2. Суждение
Вариант 1.

1. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями:

а) лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора имеет воспитательный характер

б) Иван старше Марьи

2. Дайте объединенную классификацию суждений приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката:

а) незаконная сделка является недействительной

б) не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух

в) некоторые общественно опасные деяния являются преступлениями против личной собственности граждан

г) ни один вопрос студента не должен остаться без ответа
^ 3. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) все люди рождаются свободными и равными в своих правах

б) в судебном заседании прокурор должен либо поддерживать обвинение, либо отказаться от него

в) когда б на то не Божья воля, не отдали б Москвы

г) гражданину РФ начисляется пенсия, если он достиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж работы
^ 4. Придумайте 2-3 примера сложных комбинированных суждений, приведите их символическую запись.
5. Определите модальность суждений, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) материя неразрывно связана с движением

б) любой объективный процесс есть разрешение назревшего противоречия

в) в общественном транспорте запрещается провоз легковоспламеняющихся веществ
Вариант 2
1. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями:

а) исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производство не принимаются

б) Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого

2. Дайте объединенную классификацию суждений приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката:

а) многие следственные действия имеют своей целью профилактику преступлений

б) ветераны войны и труда имеют право на льготы

в) ни один преступник не остался безнаказанным

г) некоторые общественно-опасные деяния являются преступлениями против личной собственности граждан

^ 3. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно

б) Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора

в) Дитя не плачет, мать не разумеет

г) если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травмы, либо то и другое

^ 4. Придумайте 2-3 примера сложных комбинированных суждений, приведите их символическую запись.

5. Определите модальность суждений, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) наличие причинной связи между действиями, совершенными данным лицом, и наступившими общественно-опасными последствиями  непременное условие привлечения его к уголовной ответственности

б) каждый человек имеет право на гражданство

в) в случае пожара звоните по телефону 01

Вариант 3.

1. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями:

а) постановление об административном аресте приводится немедленно после его вынесения

б) Ярославль южнее Вологды

2. Дайте объединенную классификацию суждений приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката:

а) уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста

б) большая часть преступлений совершена с умыслом

в) юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету

г) некоторые выпускники КУБГАУ работают в адвокатуре

^ 3. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Указать антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) неверно, что Иванов – преступник

б) правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации

в) амнистия может быть общей и частичной

г) мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь

^ 4. Подберите 2-3 примера сложных комбинированных суждений, приведите их символическую запись.

5. Определите модальность суждений, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) установлено, что "N"  организатор преступления

б) принудительный труд запрещен

в) земля обращается вокруг солнца по планетарной орбите

Вариант 4.

1. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями:

а) лицо, впервые совершившее в возрасте до 16 лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, не подлежит уголовной ответственности

б) в атмосфере Юпитера нет кислорода

2. Дайте объединенную классификацию суждений приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката:

а) по некоторым делам предусматривается законом проведение экспертиз

б) многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений

в) государственное право  юридическая наука

г) Марс  планета солнечной системы

^ 3. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Указать антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) шторма бояться  в море не ходить

б) познанья путь и долог и тяжел

в) несовершеннолетние вовлекаются в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом

г) Лица, которые умышленно уничтожают, разрушают памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности
^ 4. Придумайте 2-3 примера сложных комбинированных суждений, приведите их символическую запись.

5. Определите модальность суждений, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) в связи с амнистией "X" освобождается от дальнейшего отбывания наказания

б) обвиняемый может быть оправдан

в) не плюй в колодец  пригодится воды напиться.
Вариант 5.

1. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями:

а) законность  неотъемлемая часть демократии

б) раньше Краснодар назывался Екатеринодаром

2. Дайте объединенную классификацию суждений приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката:

а) в случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно

б) некоторые преступления не представляют большой общественной опасности

в) ни один вопрос студента не должен остаться без ответа

г) среди людей встречаются флегматики

^ 3. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Указать антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) облака бегут над морем, и ветер свистит в парусах

б) если Петров свидетель преступления, он должен явиться в суд и дать правдивые показания

в) брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стало невозможным

г) уголовное дело в суде первой инстанции рассматривается коллегиально или единолично
^ 4. Придумайте 2-3 примера сложных комбинированных суждений, приведите их символическую запись.

5. Определите модальность суждений, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) возможно суд оправдает Петрова

б) неверно отождествлять функции мозга и работу даже самых сложных кибернетических устройств

в) помните: бензин опасен, работу с ним лучше проводить на открытом воздухе

Тема 3. Непосредственные умозаключения
Вариант 1.

1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода:

а) некоторые предприятия нерентабельны

б) ни одна захватническая война не является справедливой


2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода:

а) все экономические законы объективны

б) ни один студент нашей группы не является неуспевающим

^ 3. Сделайте вывод (если это возможно): 1) путем противопоставления предикату; 2) путем противопоставления субъекту:

а) некоторые юристы не являются следователями

б) всякий закон является нормативно-правовым актом

^ 4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненным данным. Установите истинность или ложность.

а) каждый гражданин имеет право на самозащиту

б) ничто человеческое мне не чуждо

Вариант 2.

1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода:

а) некоторые приговоры суда не являются обвинительными

б) никто не обнимет необъятного

2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода:

а) все студенты юридических Вузов изучают логику

б) все преступники подлежат уголовной ответственности

^ 3. Сделайте вывод (если это возможно): 1) путем противопоставления предикату; 2) путем противопоставления субъекту:

а) все следователи  юристы

б) некоторые правонарушения не являются преступными деяниями

^ 4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненным данным. Установите истинность или ложность.

а) совершеннолетние имеют право голоса.

6) ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке

Вариант 3.

1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода:

а) все студенты нашей группы являются успевающими

б) судьи несменяемы

2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода:

а) некоторые студенты КубГАУ  первокурсники

б) никто не застрахован от ошибок

^ 3. Сделайте вывод (если это возможно): 1) путем противопоставления предикату; 2) путем противопоставления субъекту:

а) некоторые юристы являются преподавателями

б) не все, достигшие призывного возраста, военнообязанные

^ 4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненным данным. Установите истинность или ложность.

а) всякое правонарушение есть противоправное деяние

6) некоторые преступления относятся к особо тяжким

Вариант 4.

1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода:

а) Некоторые жители нашего города  верующие

б) Ни одна сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной

^ 2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода:

а) Некоторые юристы  преподаватели правовых дисциплин

б) Подстрекатели являются соучастниками преступлений

3. Сделайте вывод (если это возможно): 1) путем противопоставления предикату; 2) путем противопоставления субъекту:

а) Некоторые сделки являются односторонними

б) Карфаген должен быть разрушен

^ 4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненным данным. Установите истинность или ложность.

а) Все свидетельские показания подтвердились

6) Ни один студент нашей группы не является неуспевающим

Вариант 5.

1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода:

а) некоторые свидетельские показания недостоверны

б) каждая культурная ценность неповторима

2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода:

а) подстрекатели являются соучастниками преступления

б) некоторые атрибутивные суждения  общеутвердительные

^ 3. Сделайте вывод (если это возможно): 1) путем противопоставления предикату; 2) путем противопоставления субъекту:

а) некоторые юристы не являются следователями

б) все преступления общественно-опасные деяния

^ 4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненным данным. Установите истинность или ложность.

а) никто его не понял

6) электрон имеет отрицательный заряд


  1   2   3

Похожие:

1. Понятие icon1. Понятие источника права
Трактовка источника права как формы права довольно условна, поскольку само понятие источник гораздо шире, чем то значение, которое...
1. Понятие iconПодозреваемый: понятие, процессуальный статус
Очная ставка: понятие, основания к ее назначению, задачи, условия и порядок проведения
1. Понятие iconТемы контрольных работ Понятие и общие положения гражданского права....
Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным. Опека и попечительство
1. Понятие iconТема Банковское кредитование Понятие и принципы банковского кредитования
...
1. Понятие iconВопросы по гражданскому процессу (на 2012 г.)
Понятие, предмет, метод и система гражданского процессуального права. Понятие гражданского процесса
1. Понятие iconРешение представительного органа местного самоуправления (понятие,...
Муниципальное право как научная и учебная дисциплина (понятие, система, история развития)
1. Понятие icon1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли публичного права
Конституционные законы: понятие, юридическая природа, виды, особенности принятия
1. Понятие iconВопросы к экзамену: Понятие арбитражных судов и их система
Понятие арбитражного процессуального права и его соотношение с другими отраслями российского права
1. Понятие iconДисциплины
Понятие качества образования. Проблемы измерения и оценки качества в образовании. Методологические основания теории оценивания. Понятие...
1. Понятие iconТема Понятие и субъекты гражданского процесса
Понятие гражданского процесса. Стадии гражданского процесса (понятие, содержание)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница