Сочинение по основному богословию на тему «Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака»


Скачать 116.89 Kb.
НазваниеСочинение по основному богословию на тему «Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака»
Дата публикации21.04.2013
Размер116.89 Kb.
ТипСочинение
userdocs.ru > Право > Сочинение
Новосибирская Духовная Семинария

Семестровое сочинение

по основному богословию на тему

«Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака» и Сергий (Страгородский)«Православное учение о спасении»

Составил: ученик III курса Морозов Иван

Проверил: Михаил Вячеславович Коробков

г. Обь, 2011

План

Введение стр.2

Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака»………………………………………………….…..………….стр. 2

Патриарх Сергий «Православное учение о спасении»…………………………………………..………стр.5

Заключение……………………………………………………………………………………………………………….……..стр.7

Источники ………………………………………………………………………………………………………………………..стр.8

Введение

Семестровое сочинение на тему сверение книг «Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака» и Сергий (Страгородский) патр. «Православное учение о спасении» было выбрано мной по той причине, что это очень интересная тема, и весьма актуальная для современности. На примере сверения можно разобрать, и понять соотношение мыслей Клайва Льюиса с православным учением о спасении, отношение протестантского с православным учением о спасении, найти общности и различия в этих учениях.

Раскрытие этой темы может помочь разобраться в том, как нужно относиться к христианским неправославным апологетам, собственно к самому Льюису и его произведению, а также выявить общие и разнящиеся пункты догматического и сотериологического учения, как в целом Запада и Востока – Православия и инославия, так и Клайва Льюиса и патриарха Сергия в частности. Хотя, патриарх Сергий мысль в своей работе строит исключительно на восточных отцах, следовательно учения отцов православных и святейшего патриарха тождественны.

^ Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака»

Учение Льюиса можно охарактеризовать следующими его словами: «Зло можно исправить, но нельзя перевести в добро. Время его не врачует»1. Льюис хотел сказать этим, что во первых зло есть, и что оно реально мешает в духовной жизни. Для того, чтобы оно не мешало необходимо от него избавится. Избавление по мысли Льюиса происходит не путем перевеса добрых дел над злыми, и не путем обращения добрых дел в полезные для духовной жизни, через покаяние, или принятие христианства. Также время пребывания в покаянии и в христианстве не дает никаких преимуществ, это не дает суммы добрых дел. Бог, по мысли Льюиса, судит человека не по количеству и качеству добрых дел, а по расположению его сердца. В чем Бог застанет в том и будет судить, подобно тому, как должник в притче Христа «…не имел, чем заплатить… пал, и, кланяясь ему(заимодавцу), говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его, и долг простил ему»2. Мысль эта полностью согласна с православным учением, и не смотря на то, что Льюис протестант не согласна с протестантским.

По мысли автора «Расторжения брака» земля является частью, и началом рая и ада: «Мне кажется, для тех, кто предпочтет ее (землю) небу, она станет частью ада, для тех, кто предпочтет ей небо, — частью рая». Это также мысль православная, о чем говорит патриарх Сергий цитируя апостола Павла говорит: «Всякий получает от Господа по мере добра, которое он сделал». Следующая мысль тоже интересна: «Мои друзья католики удивятся — для них ведь души чистилища уже спасены. Удивятся и протестанты — для них ведь смерть закрывает выбор». Это полностью согласно с мыслью, идущей через весь рассматриваемый нами труд патриарха Сергия. Он говорит, что проблема западной сотериологии заключается в юридизме – католики возвели наемничество в ранг сыновства: «Увидав, что оно (христианство) довольно легко укладывается в рамки правовых отношений, римлянин был вполне удовлетворен и о дальнейших каких-нибудь основаниях не спрашивал»3. Эта мысль развивалась, а другие аспекты спасения не рассматривались, что со временем привело к осмыслению спасения как единственно с правовой точки зрения. Эта точка зрения полезна, но лишь в определенное время, т.к. является основой для другой более высокой. Люди, почувствовавшие формализм католицизма ушли в протестантизм, тем они заменили одно зло другим, говоря что все уже искуплены страданиями Христа.4 Протестанты не поменяли платформы, фундамента так как перешли всего лишь в другую крайность правовой теории – от своих заслуг ко всеискупающим заслугам Христа, от мысли о спасении своими делами к мысли о спасении делами Христа, без своих собственных. И в обоих случаях без духовного настроя.

Льюис охарактеризовал правовую теорию следующим интересным изречением «испорченный ребенок скорее останется без обеда, чем попросит прощения»5. В католицизме мало уделено места покаянию – больше делам, а в протестантизме надобно, только чтобы ты верил в Христа, и ты уже спасен без продолжительного покаяния и сопутствующих ему дел.

Человек любой желает не только числится, но и жить в царствии Божием, жить им самим, этим отчасти объясняется несостоятельность протестантской теории. Учение протестантов вовсе противоречит словам апостола Иакова: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва»6.

Интересно автор «Расторжения брака» говорит о формализме католичества, о ничтожестве католического лишь логического подхода к Христианству, да не только католичества, но и богословствования и философствования без реального исполнения, что есть люди, «которым так важно доказать бытие Божие, что они забывают о Боге».

Юридизм как вершина не верен. Он не может нормально функционировать в душе, которая с Богом в отношении как раба с Господином, или наемника и работодателя7. Опасность для нравственности души появляется когда наемничеству придается значимость сыновства, что происходит если человек не имеющий ревности начинает свои отношения к Богу рассматривать с правовой точки зрения8.

Юридизм и необязывающее философствование обходят главное условие спасения – веру, ибо сказано Христом: «Кто будет веровать и крестится спасен будет, а кто не будет веровать осужден будет9». Вера является полным доверием, а следовательно и полным вверением себя и всего своего существа, особенно же воли Богу. По этому поводу Льюис замечает следующее: «Есть только два вида людей — те, кто говорит Богу: «Да будет воля Твоя», и те, кому Бог говорит: «Да будет твоя воля». Человек сам вверяет себя Богу или безбожью и идолослужению, раю или аду, и Бог не нарушает свободной воли человека. Философствование же является верой без дел, которая мертва, верой без вверения себя, верой ложной.

В «Расторжении брака» фанатизм и философствование о ложном мешал прийти к истине материалистам и атеистам. Они видя не видели, и слыша не слышали. «Все (умершие) были заняты собой, и о здешней жизни слышать не хотели. Они никому не давали сказать ни слова, а убедившись, что их не слушают, уходили к автобусу (в ад)». «Были призраки-материалисты, сообщавшие, что загробной жизни нет, а здесь — одни миражи».

Льюис решительно противопоставляет западное богословие богословию весьма похожему на восточное, своему. Он призывает вверять себя Богу, исполнять деятельно веру, говоря: «Ни одна душа, упорно и честно жаждущая радости, туда (в ад)не попадет. Алчущие насытятся. Стучите и отворят вам»10. Тоже говорит и православие.

Богословие его, в сотериологическом аспекте все же отличается, так как предпологается спасение, которое избирается уже после смерти самим человеком, например римский император, гонитель христиан, язычник Траян вошел в рай, по рассказу Льюиса. Видна некоторая наклонность, упорность у всех людей, но она может решительно перешагиваться, даже если человек не сделал этого и на смертном одре. Эта мысль противоречит святоотеческому богословию, и Священному писанию: Христос говорит: «В чем застану, в том и сужу».

Интересна мысль Льюиса, которой нет на Западе о том, что чувства добрые в человеческом понимании не суть добрые в истинно-религиозном понимании – один из героев говорит другому, что Христос «хотел, чтобы… животная, инстинктивная любовь преобразилась... Нельзя правильно любить человека, пока не любишь Бога. Иногда удается преобразить любовь, так сказать, на ходу». Любовь например станет поистине великой и Божественной, только когда умрет плотская и душевная, и на ее месте вырастет духовная – это видно на примере ящерки, которая докучала одному из героев, когда же герой согласился на ее умерщвление, то она стала прекрасным конем, на котором герой поскакал в рай. Схожие мысли встречаются и у православных авторов11.

По мысли Клайва Льюиса чистилища нет, но есть ад, который его заменяет. После некоторых страданий человек является в место, где он, все таки, выбирает между двумя полюсами. И здесь страсти человека мешают сделать правильный выбор – страстная любовь мешает предпочитанию бесстрастной, гордость соглашению на помощь в чем либо, атеизм здравому смыслу и фактам, ученость простоте.

Льюис отвергает протестантскую теорию предопределения на примере ответа учителя главному герою о смысле того, что изображает шахматное поле, фигурки которого, двигали некто великие. Ответ был тот, что он видит все лишь через стекло, хотя и менее тусклое, чем на земле люди.

Таким образом Льюис весьма близко подходит в своем богословствовании к православному святоотеческому взгляду. Такое богословие привлекало православных, и именно здесь начало возникать эккуменистическое движение.

^ Патриарх Сергий «Православное учение о спасении»

По мысли православного патриарха Сергия «римляне очень любили своё государство… всё их мировоззрение было пронизано понятиями, заимствованными из юриспруденции…, по католическим представлениям Бог – это… справедливый судья, наказывающий грешников… и награждающий праведников. Как грехи, так и «добрые дела» всякого человека поддаются исчислению или взвешиванию, которое и совершается сразу после его смерти. Человек, грехи которого перевешивают «добрые дела», попадает в ад, а тот, у которого «добрые дела» перевешивают грехи – в рай. Однако, «божественная справедливость» требует, чтобы даже незначительные и малочисленные грехи были «искуплены». Поэтому, согласно католической доктрине, даже праведники попадают в рай не сразу, а через чистилище – третий модус загробной жизни, в котором они своими (временными) страданиями искупают грехи, совершённые в земной жизни»12.

Основной задачей данной работы патриарха было разгромление неправосланой западной сотериологии и показание правильности православной восточной. При сравнении видно, что схожую цель имел и Льюис в написании «Расторжения брака», по крайней мере, он преследовал первый пункт, и лишь отчасти второй. Именно поэтому мысли двух авторов схожи, и дополняют друг друга.

Во вступлении в книгу, тогда еще, архимандрит Сергий пишет о том что мудрование без дела неполезно, и даже вредно: «И бесы веруют, говорит святой апостол Иаков, но они только трепещут. Для них лучше было бы совсем не знать о Боге»13. Жизнь должна комментировать философию, догматы же нравственность.

Теоретическое учение только комментирует жизнь. Истинной христианской жизнью жили святые, поэтому к ним обращаемся в вопросах, в особенности, данного сотериологического характера. Именно по этой причине почти половина его книги составляют Священное Писание и Предание.

По мысли протестантов человек оправдывается верою, без нравственного подвига. А католики считают, что человек в любом случае спасется, хотя и через огонь чистилища. То и другое учение лишает человека нравственного выбора. Патриарх Сергий противопоставляет этим учениям то, что дела это не следствие веры, а условие спасения, о чем говорит совесть14, причем не их количество, а настрой человека при конечном результате от всех дел является самым важным.

Объяснение православной сотериологии по мысли патриарха можно найти в следующих стихах свящ. Писания: «Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают его»15 и «Всякий получает от Господа по мере добра, которое он сделал».

По мысли патриарха при правовых отношениях каждая сторона ищет своей выгоды. Юридизм обличается тем, что для Бога нет никакой выгоды в спасении грешника. А вот по православному учению Бог Вседовольный и Всеблагой, Сам «признает Себя должником всякому делающему доброе,… и стремится, зачем-то увеличить Свой долг, Сам трудясь за людей и считая сделанное Им делом людей»16. Здесь действует милость и желание послужить меньшему, причем дать больше чем он просит. Это есть не правовые отношения, но отношения Отца и сына (человека).

Бог не наказывает злых правосудно, но милует и призывает подражать Ему, т.е. благословлять проклинающих, молиться за врагов, и.т.д. – это противоречит правовому пониманию17. «Сущность христианской жизни полагается в любви, которая «есть исполнение закона». «Господу нужны не наши страдания, а нужно то настроение, которое делает для нас… радостным страдать за Христа».

Настоящий христианин находит свое наказание не в самом аде, а в отлучении от общения с Богом, и блаженство не в раю самом по себе, а в общении с Богом. Христианин предпочтет вечно страдать в аду, но не быть отлученным от Богообщения, и быть не святым18.

Бог не может помочь человеку против его воли. И именно в подчинении своей, человеческой воли воле Божественной и заключается спасение. «Сущность оправдания, следовательно, не в перемене независимой от воли человека его духовно-телесной природы, а в перемене его жизне-определения»19.

«Невольно нельзя сделаться святым. Необходимо путем труда и подвига развиться до святости»20 с помощью таинств. В таинствах подается как бы начаток святости, которую мы развиваем, например крещение. Смысл жизни на земле после крещения у католиков и протестантов теряется, православие же объясняет крещение как семя, которое можно взрастить или погубить.

Спасение невозможно без веры, вера невозможна без сознания надобности ее, осознание не возможно без понимания величии дела Христова для нас и без ведения нашего падения, без понимания беспомощности человека, без Бога.

Патриарх Сергий (Страгородский) таким образом наводит на мысль о несуществовании чистилища, и других западных выдумок, цель которых всего лишь установить жизнеспособность еретического учения. В спасении участвует свободное произволение человека, его вера, и добродетели подкрепляющие ее. Выбор делается окончательно только на земле, в противовес Льюису.

Заключение

Патриарху Сергию удалось выявить православное учение, собственно из святоотеческих книг. До него русское богословии часто переделывало на свой лад философствования протестантов и католиков. Патриарх четко выявил причину заблуждения Запада – правовая постановка отношения человека с Богом. По его мнению причиной блаженства является любовь, которая развивается через веру подкрепленную делами и добродетелями. Блаженство вытекает только из добродетелей, но оно не возможно вне Бога и общения с Ним.

По мнению католиков и протестантов спасение совершается, в обоих случаях, без духовного настроя. Грубо говоря если человек всю жизнь служил Христу, а в конце совратился, и не желает более жить по-христиански, и умрет, то он все равно за свои добрые дела спасется, против его предсмертной воли. А в случае с протестантами кем бы человек не был с нравственной точки зрения, ему следует веровать, что Христос его спасет,- и тогда Христос его спасет. Из этого следует, что слова Христа, о том что только употребляющее усилие наследуют царство Божие, суть пустые слова. Православное учение отвечает на это словами Господа: «Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, - то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал»21.

Настрой духовный подается Богом, во время совершаемых трудов, он есть смирение и ревность. По мнению святых отцов спасение без настроя, для человека привыкшего только к удовлетворению своего самолюбия будет страшнее ада, «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».22 И человек самолюбивый умерев, не сможет вытерпеть беспрестанного моления и славословия Бога, так как на земле он с трудом уделял Богу минутку, а тут вечность.

И все таки расторжение брака ада и рая необходимо. Из учения патр. Сергия можно выявить, что рай и ад не совместимы. Выбор стоит прямо любишь ли ты Христа больше себя, или ты любишь себя и свои страсти больше Христа.

Самое страшное и прекрасное, что человек после смерти остается наедине со своими страстями и добродетелями. Ими мы почитаем или оскорбляем заложенный в нас образ Божий. Цель нашей земной жизни бороться со страстями, иначе они нас будут мучить и в этой жизни и в той – пример ящерка одного из героев произведения Льюиса. Но по православному учению выбор существует лишь до исхода души из тела. Человек остается в состоянии рая или ада после смерти уже навсегда, если ему не помогут молитвы Церкви.

Источники

Сергий (Страгородский), патр. «Православное учение о спасении», издательский отдел Московского патриархата, Иосифо-Волоцкий м-рь, издательство «Просветитель» Москва 1991

Игнатий Брянчанинов, свт. «Аскетические опыты» т. 1

Дорофей, авва «Душеполезные поучения», Сибирская Благозвонница, Москва 2009 стр. 98

Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака»

1 Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака»

2 Мф. 18, 25-27

3 «Православное учение о спасении» стр.16

4 Тамже

5 Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака»

6 Иак.2,26

7 Дорофей, авва «Душеполезные поучения»

8 «Православное учение о спасении» стр.18

9 Мк.16,16

10 Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака»

11 Игнатий Брянчанинов, свт. «Аскетические опыты» т. 1 «О любви к ближнему»

12

13 «Православное учение о спасении» стр. 3-4

14 «Православное учение о спасении» стр. 33

15 Мф.11,12

16 «Православное учение о спасении» стр. 73

17 Там же стр. 79

18 «Православное учение о спасении» стр. 148

19 Там же стр. 202

20 Там же стр. 209

21 Иез.33,13

22 Мф.22,30

Похожие:

Сочинение по основному богословию на тему «Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака» iconКлайв Стейплз Льюис Любовь Клайв Стейплз Льюис Любовь Чедду Уолшу Да не умрет любовь и не убьет
Любовь, которая есть Бог. И я разграничил любовь-нужду и любовь-дар. Типичный пример любви-дара — любовь к своим детям человека,...
Сочинение по основному богословию на тему «Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака» iconКлайв Стейплз Льюис Страдание Клайв Стейплз Льюис страдание перевод Н. Трауберг
Я не так глуп, чтобы учить других терпению и силе, и мне нечего предложить читателю кроме убежденности в том, что если страдание...
Сочинение по основному богословию на тему «Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака» iconКлайв Стейплз Льюис Конь и его мальчик Хроники Нарнии 3 Клайв Льюис Конь и его мальчик
Если он выручал много, он возвращался в добром духе и Шасту не трогал; если выручал мало, придирался, как только мог, и даже бил...
Сочинение по основному богословию на тему «Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака» iconВступление
Клайв Стейплз Льюис. Письма баламута. Книга написана в 1942 г. Перевод Н. Трауберг и Т. Шапошниковой в 1975 году по изданию
Сочинение по основному богословию на тему «Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака» iconКлайв Стейплз Льюис Просто христианство
«Просто христианство» раскрывает фундаментальные положения христианства, общие для всех церквей. Книга считаеся классикой христианской...
Сочинение по основному богословию на тему «Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака» iconКлайв Стейплз Льюис Боль утраты
Я никогда не думал, что горе похоже на страх. Мне не страшно, но чувства, которые я испытываю, похожи на внезапный испуг, та же внутренняя...
Сочинение по основному богословию на тему «Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака» iconКлайв Стейплз Льюис 7267a721-2a81-102a-9ae1-2dfe723fe7c7
КлайвСтейплзЛьюис7267a721-2a81-102a-9ae1-2dfe723fe7c7Плавание «Утреннего Путника»
Сочинение по основному богословию на тему «Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака» iconКлайв Стейплз Льюис 7267a721-2a81-102a-9ae1-2dfe723fe7c7
Власть в Нарнии захвачена самозванцем, и последний король собирает преданное ему малочисленное войско на последнюю битву. Джил и...
Сочинение по основному богословию на тему «Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака» icon7267a721-2a81-102a-9ae1-2dfe723fe7c7
Клайв Стейплз Льюис 7267a721-2a81-102a-9ae1-2dfe723fe7c7 Лев, колдунья и платяной шкаф
Сочинение по основному богословию на тему «Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака» iconКлайв Стейплз Льюис Племянник чародея Хроники Нарнии 6
Дядя Дигроя, Эндрю, обманом вовлекает Дигроя и Полли в рискованный эксперимент. В процессе его они касаются волшебных колец Эндрю...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница