Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика»


НазваниеУчебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика»
страница1/10
Дата публикации22.04.2013
Размер1.59 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Е. И. Николаева

Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция

Учебно-методическое пособие

Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению «Педагогика»

Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС»

2005

ББК 74.202.4 Н63

Николаева Е. И.

Н63 Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 с. ISBN 5-89814-324-6

В книге описаны современные взгляды ученых на причи­ны, по которым одни дети чаще пользуются левой, а другие — правой рукой. Предлагаются методы оценки ведущей руки (но­ги, глаза, уха) и способы воспитания и обучения неправоруких детей. В приложениях представлены диагностические пробы и конспекты коррекционных занятий.

Для воспитателей, психологов ДОУ, студентов педагогиче­ских вузов, родителей.

ББК 74.202.4

ISBN 5-89814-324-6 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

Введение

Любой психолог часто оказывается в ситуации, когда на высказывание «у вас леворукий ребенок» слышит торопливый ответ родителя: «Что Вы, он у меня нормальный!» Однако, вы­полнив ряд проб и убедившись в собственной леворукости, этот же родитель вдруг вспоминает о далеких моментах из своего детства, когда в привычных движениях сам вынужден был ме­нять удобную руку на ту, которой его заставляли пользоваться взрослые. И возникшая в те забытые времена эмоция бурно обнаруживает себя в настоящем.

Леворукость как объяснение того, что у ребенка должны быть проблемы, весьма удобна. Как часто, приведя ребенка к психологу, родители и воспитатели узнают о его леворукости и успокаиваются — все нормально, у леворуких всегда про­блемы. Но так ли это? Неужели все праворукие дети не имеют проблем? Очевидно, что это не так просто, потому что лево­руких существенно меньше, чем праворуких, а в любом дет­ском коллективе проблем хватает. Более того, есть много ле­воруких детей, обладающих разнообразными талантами, и о их леворукости знают только родители или не знает никто.

В последние годы наука значительно продвинулась в ис­следовании причин того, почему люди могут быть леворукими или праворукими. Однако эти знания редко переходят из на­учных изданий в популярные или практические. Именно по­этому так часто встречаются устаревшие ошибочные представ­ления относительно леворукости, и типичными из них явля­ются следующие:

• «рукость» — простое явление, которое очевидно любому человеку без проведения тестирования;

• любая проба позволяет выявлять «рукость»;

• «рукость» отражает доминирование полушарий мозга (ве­дущая рука противоположна преобладающему в активно­сти полушарию);

• «рукость» связана с конкретными личностными особен­ностями человека;

• леворукость — патология, которую необходимо исправ­лять;

• тренировка неведущей руки выравнивает активность полу­шарий, поэтому переучивание левшей писать правой рукой полезно;

• человек всегда помнит о факте переучивания в детстве. Наиболее распространенным ложным представлением яв­ляется то, что леворукие — это однородная группа детей, изу­чив которую подробно, можно легко и просто с ней работать. Скрыто в этом представлении заложено еще одно: праворукие дети также однородны и их легко воспитывать. Но ложность этого высказывания очевидна. Любой воспитатель знает, как разнообразны все дети — и праворукие, и леворукие, и каж­дый нуждается в индивидуальном подходе: слишком много факторов определяет поведение ребенка, и «рукость» среди них — вовсе не достаточный параметр.

В книге, которую вы держите в руках, сделана попытка описать причины, по которым одни дети чаще пользуются левой, а другие — правой рукой. В ней предлагаются методы оценки ведущей руки и других показателей, отражающих пре­имущество левой или правой стороны в восприятии и движе­нии; разбираются данные, свидетельствующие о связи «руко-сти» с психологическими особенностями личности. Особое внимание уделяется влиянию ближайшего к ребенку окруже­ния как на формирование «рукости», так и на возникновение проблем, связанных с переучиванием. Анализируются совре­менные представления о том, какие методы воспитания и обу­чения наиболее приемлемы для неправоруких детей. Рассмат­риваются вопросы социальной адаптации такого ребенка в большом «праворуком» мире. Слово «правый» имеет несколь­ко значений: кроме того, что оно указывает на определенную сторону, оно обозначает правильное действие. Если ребенок попадает в мир, где есть единственный взгляд и ограниченный набор одобряемых действий, то вне зависимости от его «ру­кости» ему трудно будет приспособиться жить в столь жестких рамках правильности. Только гибкость представлений и тре­бований, а также внимательность взрослых, сопровождающих

маленького человека при его вхождении в новые для него обстоятельства, позволят любому ребенку научиться реализо-вывать себя.

Книга построена таким образом, что непосредственные ре­комендации даны лишь в последней главе и приложении, тогда как большая часть глав посвящена анализу причин явления асимметрии мозга, восприятия и движения. Это отличает ее от типичных современных изданий, в которых главное место за­нимают конкретные предложения для определенных ситуаций. Наша позиция обусловлена тем, что понимание явления позво­лит воспитателю самостоятельно найти решение в самых раз­нообразных ситуациях, с которыми он встречается в своей практике, тогда как любой, даже самый обширный набор реко­мендаций не может охватить часто непредсказуемые жизнен­ные реалии. Кроме того, понимание сложности явления позво­лит избежать желания объяснять проблемы ребенка его особен­ностями, а не обстоятельствами его воспитания.

^ Глава 1. «Рукость» и ее оценка

Одно из первых знаний, которое осваивает ребенок, — у него есть две стороны тела, две руки и две ноги. О том, какие из них — левые, а какие — правые, он узнает немного позднее, а сам научится различать только к 3—5 годам. Девочки это сде­лают раньше, а мальчики — позднее. К школьному возрасту практически все дети различают левое и правое, хотя в эмоцио­нальных ситуациях могут теряться. Но в стрессе и часть взрос­лых может не вспомнить, где — лево, а где — право.

Интуитивно большинство детей европейской популяции многие действия выполняют правой рукой. А когда они попы­таются взять ручки или карандаш в левую, взрослые компе­тентно заметят, что при письме и рисовании (самых конт­ролируемых обществом действиях) следует использовать пра­вую руку, потому что люди — праворукие. Но определенная часть детей (примерно 1 из 8—10) с большим или меньшим упорством будет настаивать на том, что им удобнее выполнять действия левой рукой.

Последствия развертывающихся вслед за этим событий будут зависеть от личностных особенностей и ребенка, и взрос­лого. Ребенок может разными способами отстаивать свои права на уникальность: от активного противостояния взрослому до пассивного реагирования болезненными симптомами в виде за­икания, ночного энуреза, страхов и многих других явлений, называемых в медицине невротическими. Взрослый может по­зволить ребенку выполнять действие аккуратно и точно любой удобной рукой либо жестко контролировать исполнение един­ственным способом, который считает правильным. В этой борьбе ребенок побеждает редко, но и взрослый получает боль­шой клубок проблем, которые часто связывает не со своими действиями, а приписывает особенностям ребенка.

И наконец, совсем небольшая группа детей (1—2 из сотни) не ощущает разницы и не выбирает руку, поскольку одинако­

во успешны при действии каждой. Большинство из них так никогда и не узнает, что они амбидекстры (ambi — две, dex-trum — правый), то есть не имеют ведущей руки.

^ Что такое «рукость»?

Многие полагают, что «рукость» — это очевидное качест­во, и оно определяется по тому, какой рукой человек пишет. Более того, если он пишет правой рукой, то и все остальные действия выполняет ею же. Однако оказывается, что боль­шинство людей в разных действиях используют разные руки, никогда не задумываясь над этим. При этом чаще всего одна рука легко выполняет мелкие движения, а другая поднимает большие тяжести. Например, молодая мама левой рукой дер­жит достаточно тяжелого ребенка, а правой берет легкую сос­ку. Какая из них будет ведущей?

Считается, что «рукость» — это наблюдаемое в поведении человека преимущество правой или левой руки в силе, ловко­сти, скорости действий. Следовательно, чтобы выявить веду­щую руку, нужно определить, какой рукой человек предпочи­тает выполнять разные движения, какая рука — более сильная, какая — более быстрая.

Посмотрите на детей, самостоятельно играющих на детской площадке. Крайне редко вы встретите тех, кто копает песок одной рукой, при том что вторая свободно свисает и ничего не делает. Практически во всех действиях участвуют обе руки. Но они неравнозначны: чаще всего ребенок одной копает, а второй не действует, а только опирается на нее. Можно припомнить подобное и в собственном опыте: на кухне человек обычно режет одной рукой, а предмет, который режет, придерживает другой. Следовательно, мы научились выделять руку, которая предпочитает выполнять определенные движения, и отличать ее от опорной.

Ловкость и силу рук обычно проверяют с помощью спе­циальных методов, многие из которых доступны любому. Например, возьмите лист бумаги и попросите ребенка, держа карандаш вертикально, быстро ставить на нем точки сначала одной, а потом другой рукой. Вы тут же заметите, что одной

рукой он ставит точки существенно быстрее, значит, именно она — самая ловкая.

Другой пример так же прост. Возьмите две половинки листа бумаги. Пусть ребенок зажмет изо всех сил каждую из них в кулачках. А потом, когда он раскроет кулачки, посмот­рите, какой из листов более помят. Проведя подобные наблю­дения, вы быстро обнаружите, что у многих детей часть дей­ствий выполняет одна рука, часть — другая, да и ловкой и сильной могут быть также разные руки. Именно поэтому ис­следователи предложили много разных терминов для подчер­кивания неравнозначности рук в разных действиях, которые мы постараемся уточнить.

Чаще всего встречаются названия «праворукость» и «лево-рукость», или «правшество» и «левшество». Если все действия человек предпочитает делать правой рукой и при этом она оказывается более ловкой и сильной, то его называют право-руким, или чистым правшой. Точно так же у леворукого (или чистого левши) и предпочитаемой, и более сильной, и более ловкой оказывается левая рука.

Но лишь меньшинство соответствует этому требованию. Если большую часть действий люди выполняют одной рукой, то они — преимущественно праворукие (леворукие), если же разные действия выполняются разными руками (то есть в од­них задания человек предпочитает правую руку, в других — левую), то их называют смешаннорукими. Именно они мелкие движения пальцами выполняют правой рукой, а держат тяже­лые вещи — левой. Таких людей практически половина. Од­нако их нужно отличать от тех, кто одинаково ловко владеет двумя руками. Мы уже говорили, что они называются амби-декстрами. Этот термин используется исключительно для «ру-кости». В тех случаях, когда ноги или глаза, или уши одина­ково включены в выполнение любой функции, их называют симметричными. В некоторых работах и вместо слова «амби-декстр» пользуются термином «симметричные руки».

Иногда чистых правшей называют постоянно праворукими, а соответственно, чистых левшей — постоянно леворукими. Постоянно леворукие предпочитают левую руку всегда, в том числе и при письме. Сама рука и ее большой палец у них больше по размеру, она сильнее правой. Непостоянно леворукие, вы­

полняя многие действия левой рукой, тем не менее пишут пра­вой. У них левая рука может быть слабее, а правая — точнее. В русскоязычных источниках непостоянно леворуких часто на­зывают переученными или скрытыми левшами. Используя сло­во «переученный», говорящий подчеркивает, что перед ним — чистый левша, выполняющий все движения левой рукой. Он использует правую руку только в социально контролируемых действиях, при письме, рисовании, еде.

Человек может даже не помнить факта переучивания, по­скольку в силу болезненности это часто вытесняется сознани­ем. Но на такой вывод исследователя наталкивает то обстоя­тельство, что неконтролируемые обществом движения человек успешно делает исключительно левой рукой. В термин «скры­тый левша» вкладывается иной смысл: это человек, который практически все делает правой рукой, но часть движений вы­полняет левой, чего сам не замечает.

Со словами «правша» и «левша» связана еще одна пробле­ма. В разговорном языке под ними подразумеваются правору-кие и леворукие люди, тогда как в некоторых научных работах ими называют людей, у которых преимущественно правыми (левыми) должны быть еще и ноги, глаза, уши. Это следует учитывать, сравнивая работы разных авторов.

Правая рука обычно несколько длиннее и больше по разме­ру, чем левая, вне зависимости от того, леворукий человек или праворукий. Однако у первых различия менее выражены, чем у вторых. Ведущую руку можно определить не только в процес­се действия. У нее ногтевое ложе (то есть ширина ногтя) боль­шого пальца шире и более развита венозная сеть (синие жилки) на ладони.

Движения правой руки у праворуких людей происходят быст­рее, точнее, лучше осознаются, легче контролируются. Именно они (а не движения левой руки) отражают эмоциональные и личностные особенности, отличая поведение одного праворукого от другого. Индивидуальное число изменений направлений движения ведущей руки, возможно, так же специфично, как и отпечатки его пальцев. Движения правой руки совершаются быстрее слева направо, а точность ее движений снижается при перемещении тела вправо. У левой руки праворукого человека показатели обратные. Правая рука у правшей более эффективна

в привычных действиях, левая — в неожиданно возникающих и сложных при дефиците времени. Левая рука у праворуких имеет больший размах движений, меньше участвует в приобрета­емых навыках, при этом она выносливее к статичному усилию. Поэтому праворукий часто, опираясь на левую руку, активно действует правой. Например, праворукая женщина тяжелую сумку несет в левой руке, а держит ребенка за руку — правой.

Тщательный анализ реальных действий выявляет, что большинство людей, считающих себя праворукими, ряд дви­жений успешнее или легче осуществляют левой рукой. Тех же, кто пользуется исключительно левой или правой руками во всех поведенческих ситуациях, не так много. Достаточно вспомнить, как усложняется жизнь человека, в силу обстоя­тельств утратившего неведущую руку, чтобы перестать дове­рять упрощенным представлениям о «рукости».

Наши руки не столько конкурируют, сколько взаимодей­ствуют друг с другом, и особенности этого взаимодействия определяются многими причинами. Часть из них мы уже упо­минали: привычность движения, эмоциональность ситуации, личностные особенности человека (насколько он сдерживает движения своих рук). Многое зависит и от особенностей само­го движения, то есть насколько оно требует участия именно двух рук, и от того, как человек обучился его выполнять. Например, большинство детей привыкли писать правой ру­кой, а левой — придерживать лист бумаги. Но есть и дети, которые при этом используют только правую руку, тогда как левой манипулируют чем-нибудь на столе. Специализация каж­дой руки в течение дошкольного детства и формирует в ко­нечном итоге смешаннорукость человека.

Следовательно, определение ведущей руки у ребенка — дело не простое, требующее специальной подготовки.

^ Что еще может быть «левым»?

Весьма часто, зная о своей леворукости или праворукости, большинство людей не может сказать, с какой ноги они вста­ют утром или какая нога первая выходит за порог дома. Даже в плохом настроении они лишь предполагают, что встали с

левой ноги, никогда не фиксируя свое внимание на этом факте. Но практически все жители Земли будут едины в том, что новая обувь неодинаково сидит на ногах. Особенно хоро­шо это известно опытным продавцам, которые всегда застав­ляют покупателей мерить оба ботинка, а не один. Ученым известно, что у человека есть не только ведущая рука, но и ведущие нога, глаз, ухо и даже ноздря и части языка.

Ведущая нога при движении делает несколько больший шаг, чем неведущая. При ходьбе с закрытыми глазами (когда отсутствует зрительный контроль) человек всегда отклоняется в сторону, противоположную ведущей ноге. Потому заблудив­шийся в лесу ходит по кругу. Движения ведущей ноги лучше осознаются, точнее рассчитываются по силе, направлению к цели, лучше координируются. Поскольку ее активнее исполь­зуют, то и вероятность травматизма у нее выше.

Опросите своих знакомых: если кто-то из них ломал конеч­ности несколько раз, то более вероятно, что это была одна и та же конечность. Другие варианты редки и обычно связаны с особенностью получения травмы, а не поведения человека.

У 79% правшей не только правая рука длиннее левой, но и левая стопа длиннее правой. Это объясняют тем, что, опираясь на левую сторону, человек освобождает правую для мелких дви­жений. Только у 7% людей выявлены большая левая рука и большая правая стопа, у 19% отмечаются большие правые стопа и рука и у 5% — левые стопа и рука. Но величина стопы не свидетельствует о том, какая нога ведущая. Большая стопа от­мечена у опорной ноги, тогда как активной в действиях может быть другая нога. До сих пор идут споры о том, какую ногу считать ведущей — опорную, маховую или толчковую. Опорная нога — та, на которую удобно опереться, маховой удобно делать движения, толчковой отталкиваются при прыжке. Весьма у многих людей в разных движениях преимущество получают разные ноги. Следовательно, и определение ведущей ноги тре­бует проведения нескольких проб.

Большая длина левой стопы у правшей может иметь и другую причину. Известно, что правое полушарие контролирует движе­ния левой ноги, а левое — правой. Правое полушарие у правшей, кроме того, отвечает за организацию поз, поэтому посылает больше управляющих импульсов к левой ноге. Величина кости

определяется активностью мышц, ее покрывающих, и чем более активны мышцы стопы, тем больше ее размер.

Известно, что людей с ведущей правой ногой меньше, чем людей с ведущей правой рукой. Следовательно, у людей ноги более симметричны (одинаковы), чем руки. Это объясняется участием ног в формировании вертикального положения тела — наиболее распространенной позы. Вертикальное ус­тойчивое положение тела — лишь видимость. Оно состоит из множества мельчайших падений: как только рецепторы сигна­лизируют о падении в одну сторону, мышцы противополож­ной стороны сжимаются, не просто выправляя позу, но с не­большим превышением приводя к падению уже в другую сто­рону. Следующая порция сигналов уже от новых рецепторов приведет к сокращению других мышц и т. д. Подобные паде­ния становятся особенно заметными при длительном стоянии и усталости, когда амплитуда раскачиваний увеличивается.

В любой момент удержания позы происходит смена опоры, когда одна из ног является преимущественно управляющей, другая — опорной, следовательно, попеременно меняется на­пряжение их мышц. Поскольку в основных функциях — и в поддержании позы, и в движении — обе ноги задействованы одинаково (человек же не может при ходьбе пользоваться лишь одной ногой), то и в других движениях ноги чаще задействова­ны одинаково, то есть симметричны.

Предпочтения в сенсорной сфере практически не заметны, если нет повреждений глаз или ушей. Тем не менее у большин­ства людей есть явное преимущество одного глаза, как и пред­почтение руки. Преобладание правого глаза обнаружено у 62,6 % обследованных, левого — у 30%, симметрия зрения от­мечена в 7,4% случаев. У большинства близоруких людей один глаз видит хуже, другой — лучше, причем лучше обычно видит ведущий глаз. Когда человек делает грубую настройку на объект в бинокле, он ориентируется на свой ведущий глаз. Если другой человек затем возьмет этот бинокль и посмотрит в каждый из его окуляров одним глазом, то обнаружит различную четкость изображения. Следовательно, тот, кто делал настройку бинок­ля, ориентировался на один глаз — ведущий.

Подобное предпочтение известно и для уха. Число людей с ведущим левым ухом больше, чем леворуких. И точно так же как

и предыдущие параметры, ведущее ухо определить непросто. Более того, в случае выявления ведущего уха многие методики недоступны для людей, не имеющих специальных технических устройств. Ученые определили, что у большинства людей левое ухо более чувствительно к громкости звука, а правое — к разли­чению его высоты. Кроме того, большинство людей лучше запо­минает слова, предъявленные на правое ухо (это называется «эффектом правого уха»), а лучше различает мелодии, птичьи го­лоса, услышанные левым ухом («эффект левого уха»). Следова­тельно, нельзя просто говорить о ведущем ухе, часто каждое из них является ведущим в той или иной деятельности.

Есть различия и в чувствительности левой и правой ноздрей к запахам, разных частей языка к вкусу продуктов. Однако они не имеют значения в повседневной жизни, и люди не обращают на них внимания.

У каждого человека возможны разные сочетания ведущих показателей, например, ведущие правая рука, левое ухо, пра­вый глаз и симметричные функционально одинаковые ноги. О чем может говорить это сочетание? Можно ли использовать набор таких показателей для предсказания психологических особенностей человека, его стрессоустойчивости, а у детей — для освоения ими школьной программы? Можно ли по этим показателям предсказать будущую профессию ребенка?

Было проведено множество исследований, которые выявили определенные взаимосвязи, но они оказались не такими просты­ми, как хотелось бы, для практического использования. (Позднее мы поговорим об этих работах подробнее.) Однако известно, что в настоящее время в ряде авиакомпаний не берут леворуких лет­чиков. Тем не менее это не связано с их психологическими осо­бенностями. Такое требование обусловлено тем, что вся аппара­тура создана для удобства праворукого человека. В экстренных ситуациях, когда жизни людей зависят от скорости движений экипажа, праворукие действуют успешнее и быстрее. По этой же причине леворукие водители чаще попадают в аварии.

Первые исследования психологических особенностей право-руких и леворуких людей происходили еще тогда, когда не были разработаны точные правила проведения психологического экс­перимента. Часто в таких работах участвовало мало людей, ре­зультаты не были достаточно статистически обработаны, и в ряде

из них были получены результаты, которые в дальнейшем не подтвердились другими исследователями. В то же время до сих пор в популярной литературе встречаются ссылки на них. На­пример, есть данные, в которых говорится о том, что леворукие люди имеют худшие показатели по многим психологическим параметрам по отношению к праворуким. Отсюда делается лож­ный вывод о необходимости тренировки правой руки у левору-ких детей. Сейчас известно, что группы леворуких и праворуких людей слишком неоднородны, поэтому упомянутые результаты не рассматриваются как достоверные, а некоторые выводы из них просто ошибочны.

^ Последствия переучивания

Что будет, если леворукого ребенка обучать пользоваться правой рукой? Результаты такого переучивания зависят от того, как это делать. Известно, что и праворукие и леворукие музыканты обучаются играть на различных музыкальных ин­струментах двумя руками, регулярно тренируя обе руки. У пиа­нистов более развита кисть правой руки, тогда как у испол­нителей на смычковых инструментах — левой. Это не наносит вреда детям, хотя изменяются не только движения их пальцев, но и структура тех отделов мозга, которые отвечают за данные движения. Подобные результаты получены многократно, а такие дети известны любому воспитателю.

Исследования музыкантов потому и показательны, что сре­ди них леворукие встречаются чаще, чем в общем по популя­ции. Но и здесь леворукие чаще играют на смычковых инстру­ментах: играя правой рукой на инструменте, который держат левой (например домра), они создают условия для большей ма­нипуляции ведущей — левой руки. Многие из них предпо­читают писать левой рукой. Те же, кого пытались переучить писать правой рукой, повзрослев, предпочитают вообще не пи­сать. Обучение правой руки профессиональному навыку (когда нет возможности держать инструмент иначе) они воспринима­ют довольно спокойно, тогда как попытки переучивания писать правой рукой (что, с их точки зрения, не объясняется разумны­ми причинами) вызывают у них невротические реакции.

Поучительным является и опыт обучения спортсменов. У теннисистов по мере увеличения длительности занятий спортом повышается коэффициент праворукости (это показа­тель преимущества правой руки над левой), ведущая рука на 2—3 см становится длиннее и значительно толще неведущей. Точно так же у прыгунов через 15 лет занятий ведущая нога увеличивается примерно на 2—3 см и отличается большей силой. Доказано также, что это явление обратимо, так как при прекращении регулярных занятий снижался и коэффициент.

Тренировки могут не только усиливать ранее существовав­шее преимущество, но и ослаблять его или даже полностью изменять. Это свидетельствует о пластичности мозга, способ­ного благодаря тренировкам создавать новые связи между раз­личными мышечными группами.

Наиболее показательны результаты белорусских исследо­вателей, которые попытались понять, как лучше добиваться высоких результатов у спортсменов с разными левыми и пра­выми признаками. По их данным, футболисты в ответствен­ных соревнованиях чаще бьют по мячу ведущей ногой. Рост профессионализма у них ведет к более частому использованию ведущей ноги и специализацией функций ног при выполне­нии сложных приемов (то есть в сложных приемах каждая нога выполняла определенное действие).

Эта же группа исследователей разделила молодых спортсме­нов на три группы, каждую из которых по-разному обучали новым приемам. Одну группу обучали так, как им было удобно, т.е. сначала отрабатывали новые приемы на ведущей ноге, а когда навык был усвоен — на неведущей. Вторую группу обу­чали через неведущую ногу, т. е. первоначально все приемы ос­ваивались неведущей ногой, затем — ведущей. В третьей группе равное время уделяли каждой ноге на каждом занятии. Резуль­таты были не только нетривиальны, но и разительны. Подрост­ки первой группы стали хорошими спортсменами, тогда как с подростками второй группы пришлось расстаться: у них выяви­лось замедление и даже отставание не только профессиональ­ного роста, но и психического развития. У детей третьей группы были получены промежуточные результаты. Эти данные долж­ны обуздать стремление тех, кто ратует за стандартизацию при письме, при которой все должны писать только правой рукой.

Не только спортивная, но и любая другая профессиональ­ная деятельность может менять степень выраженности асим­метрии. Например, у прядильщиц, работа которых требует участия обеих рук, превалирование правой руки со временем уменьшается, а у работниц с 30-летним стажем левая рука ста­новится сильнее правой.

Следовательно, большая часть данных свидетельствует о том, что асимметрию можно усилить, ослабить или комбинировать, но не переделать. До некоторой степени при рациональном распре­делении нагрузки можно изменить первоначальные особенности асимметрии, сделав спортсмена или музыканта более соответст­вующим особенностям профессии, но менять асимметрию на противоположную вредно не только для профессиональных навы­ков, но и для личности в целом. Регулирование врожденных асим­метрий может привести к задержке спортивного роста или про­фессиональной деятельности. Например, попытки изменить у бейсболистов ведущий глаз и руку могут привести не только к снижению результатов, но и нарушению бинокулярного зрения.

Согласно рекомендациям В.М.Лебедева, обучение слож­ным координационным движениям следует начинать через ве­дущую сторону независимо от возраста. Именно поэтому вред­но учить ребенка писать только неведущей рукой. Но, обучив выполнять действие ведущей конечностью, затем можно обу­чать делать то же самое неведущей конечностью, так часто по­ступают при обучении музыкантов. Поэтому можно обучить писать левой рукой леворукого, а затем попытаться научить его писать правой. Встает, правда, вопрос: зачем это нужно, если ребенок уже пишет левой рукой? Ведь мы не учим писать пра-воруких левой рукой.

Объяснение тому, почему проще обучается ведущая конеч­ность и почему результат этого обучения влияет на неведущую, следующий. Для каждой руки или ноги формируется свой сен-сомоторный образ движения в полушарии, противоположном обучаемой конечности. После его закрепления он не передается в другое полушарие. Для формирования подобного навыка в другой конечности необходимо новое обучение. Возможно, правда, что ведущее (в данном действии) полушарие облегчает формирование навыка в неведущем, тогда как неведущее — тормозит это обучение.

Поэтому в игровых видах спорта, где требуется развитие обеих рук, это умение следует закладывать с первых этапов тренировок. Подобным образом поступают и при обучении музыкантов. Эти рекомендации особенно важны для тех, кто предлагает активировать творческие возможности человека че­рез стимуляцию не ведущей для него стороны сенсомоторной активности. Подобные упражнения могут развить невротиче­ские реакции и замедлить развитие ребенка.

Формирование моторной асимметрии сопряжено с пла­стическими перестройками в центральной нервной системе. Исследование мозга музыкантов-пианистов и «струнников», которые с 7—8 лет обучались музыке, выявило, что у право-руких музыкантов область мозга, в которой находится пред­ставительство руки, больше выражена и слева и справа, чем у не музыкантов. А в некоторых случаях у музыкантов она была даже больше справа (т. е. более выражена для левой руки), чем слева, что свидетельствует о влиянии обучения на морфоло­гические изменения в мозге.

На основании этих и подобных данных были созданы психо­терапевтические и психофизиологические методы целенаправ­ленного воздействия на функциональную асимметрию мозга. Эти методы используют в тех случаях, когда первоначальная асимметрия нарушена из-за болезненного процесса (в том числе раннего переучивания). При этом с помощью специальной ап­паратуры раздражают слабым током либо полушария мозга, либо конечности. Все эти воздействия производят в клиниках под обязательным контролем медицинских работников.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика» iconВ. В. Барабанов, И. М. Николаев, Б. Г. Рожков История России с древнейших...
Допущено Учебно методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации...
Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика» iconУчебно-методическuм объединением по образованию в области коммерции...
Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...
Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика» iconЮдина Т. Н. Ю16 Миграция: словарь основных терминов: Учеб пособие
Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов...
Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика» iconОрганизация населения
Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов...
Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика» iconУчебник нового века
Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования...
Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика» iconУчебник нового века
Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования...
Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика» iconУчебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям...
М793 Педагогика среднего профессионального образования : учебник для студ высш учеб заведений : в 2 т. Т. 2 : Теория воспитания /...
Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика» iconПолетаева И. И. 3 86 Зоопсихология. Элементарное мышление животных:...
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика» iconУчебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического...
Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного...
Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика» iconУчебное пособие рекомендовано Учебно-методическим центром «Классический...
М64 Управление качеством: учеб пособие. М. Тк велби, Изд-во Проспект, 2006. 288 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница