Чоу спо колледж инноваций, менеджмента и бизнеса трудовой стаж и его значение


НазваниеЧоу спо колледж инноваций, менеджмента и бизнеса трудовой стаж и его значение
страница1/7
Дата публикации23.04.2013
Размер0.77 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


ЧОУ СПО Колледж инноваций, менеджмента и бизнеса


ТРУДОВОЙ СТАЖ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

дипломная работа


Выполнила студентка: Саримова С. Ф.

Научный руководитель:
Набережные Челны 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Трудовой стаж: понятие и значение……………………………………7

§1. Понятие трудового стажа……………………………………………….....…7

§2. Значение трудового стажа…………………………………………………..11

Глава II. Виды трудового стажа………………………………………………...21

§1. Страховой трудовой стаж………………….......…...………………...…….21

§2. Общий трудовой стаж.………………………………………………...……42

§3. Специальный трудовой стаж………………………………………………..46

Заключение……………………………………………………….………………64

Список использованных источников и литературы……………….…………..67

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы и обоснование выбора темы. В свете пенсионной реформы и изменения системы начисления пенсии становится не просто актуальным, а необходимым глубокое знание и понимание данных вопросов. Причём для каждого гражданина. Ведь от этого может зависеть размер пенсии, срок выхода на пенсию и т.д. Особенно важно знать все тонкости пенсионной системы юристу. Далеко не все юристы разбираются в данном вопросе, не говоря об обычных гражданах. Задача юриста как раз может заключаться в консультировании, просвещении, объяснении. Однако для этого юрист сам должен быть грамотным в вопросах пенсионного обеспечения. Кроме того, новая пенсионная система вызвала новые проблемы правоприменения и научные проблемы, как в праве социального обеспечения РФ, так и в трудовом праве РФ. Немаловажную роль в выборе темы сыграл тот факт, что тема находится на стыке двух указанных выше отраслей права. Это, с одной стороны, упрощает задачу в плане источников и литературы, а с другой стороны, повышает значимость и актуальность работы.

Объект исследования – трудовой стаж как правовой институт двух отраслей права – права социального обеспечения РФ и трудового права РФ.

Предмет исследования – понятие, значение и виды трудового стажа.

Цель работы – охарактеризовать трудовой стаж, рассмотреть особенности видов трудового стажа, в том числе в связи с изменениями в законодательстве, научные и правоприменительные проблемы в контексте исчисления трудового стажа.

Задачи работы:

  1. Изучить специфику трудового стажа в РФ.

  2. Выявить значение трудового стажа как в праве социального обеспечения, так и в трудовом праве РФ.

  3. Разобрать все три вида трудового стажа в РФ

  4. Исследовать некоторые научные проблемы и проблемы правоприменения.

Структура работы. Работа состоит из 2 глав. Первая глава «Понятие и значение трудового стажа», вторая – «Виды трудового стажа».

Данное деление обусловлено необходимостью подробнее рассмотреть вопрос о видах трудового стажа. К тому же существуют три вида трудового стажа. Поэтому логично выделить на рассмотрение этого вопроса три параграфа и отдельную главу. Автор работы предпочла именно этот вариант, а не вариант с рассмотрением этого вопроса во втором параграфе первой главы.

В первой главе рассматриваются:

§1. Понятие трудового стажа.

§2. Значение трудового стажа.

Более гармоничным было бы деление на три параграфа: понятие, виды, значение трудового стажа. Где параграф «Значение трудового стажа» мог бы завершать работу. Но учитывая, что в работе две главы и произошли изменения в структуре трудового стажа (страховой трудовой стаж пришёл на смену общему), автор решила более подробно рассмотреть виды трудового стажа, в отдельной главе.

Поэтому во второй главе рассматриваются:

§1. Страховой трудовой стаж.

§2. Общий трудовой стаж.

§3. Специальный трудовой стаж.

Методологические приёмы – сравнительно-сопоставительный, анализ документов.

Список использованных источников и литературы структурирован классическим образом и включает в себя нормативно-правовые акты РФ и специальную литературу.

Источники расположены по юридической силе. Конституция РФ, федеральные конституционные законы, кодексы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т. д. Одинаковые по силе нормативно-правовые акты расположены в хронологическом порядке от поздних к более ранним.

Характеристика источников и обзор литературы. Основными источниками в работе выступили ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении РФ»1, ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»2. Автор работы использовала нормативно-правовые акты РФ; специальную литературу разных учебных дисциплин – права социального обеспечения РФ и трудового права РФ.

Оформление ссылок в работе, в том числе на ресурсы сети интернет, произведено в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-20083. Автор работы предпочла работать с системой «Консультант Плюс», а не книжными носителями. Так как в условиях постоянно меняющейся нормативно-правовой базы очень трудно отследить все изменения. А электронно-правовая система постоянно обновляется и систематизирует поправки.

^ ГЛАВА I. ТРУДОВОЙ СТАЖ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

§1. Понятие трудового стажа
Большой юридический словарь определяет трудовой стаж как «продолжительность трудовой деятельности, исчисляемую в установленном порядке»4. В юридической энциклопедии под редакцией Топорнина Б. Н. приводится такая формулировка: «продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, независимо от того, где и когда она протекала, порождающая определённые правовые последствия»5.

Здесь во главу угла поставлена трудовая или иная общественно полезная деятельность.

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении РФ»6 определяет данное понятие иначе и более ёмко в статье 2: «учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»7.

Что интересно, Трудовой кодекс РФ8, который по идее должен быть законом, кодифицирующим трудовые правоотношения, не содержит определения понятия «трудовой стаж». Однако это может объясняться тем, что ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» был принят немного раньше и законодатели просто не желали дублировать одну и ту же норму в двух законах.

В настоящее время институт трудового стажа регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных и подзаконных актов.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифированные международные договоры РФ. Так, если ратифицированным международным договором РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора РФ. Среди таких международных актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств9.

2. Конституция РФ10.

В Конституции РФ «стаж» упоминается лишь в статье 119, где установлены требования к гражданам, претендующим на должность судьи. Это наличие высшего юридического образования и стаж по юридической профессии не менее 5 лет.

3. Федеральные конституционные законы.

4. Федеральные законы.

Трудовой кодекс РФ. Ст. 66 ТК РФ устанавливает, что основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.

Ст. 314 ТК РФ закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»11.

Трудовой стаж является основанием для возникновения права на:

- пенсионное обеспечение (см. например ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении РФ», п. 2 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ»12, пп. 17 п. 1 ст. 28 ФЗ «О полиции»13 и др.),

- отпуск (ст. 121, ст. 122 Трудового кодекса РФ, п. 1 ст. 41.4 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 2 ст. 41 ФЗ «О полиции» и др.),

- получение пособия по временной нетрудоспособности (ст. 7, ст. 14 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»14),

- в ряде случаев на получение заработной платы.

5. Указы Президента РФ.

6. Постановления Правительства РФ.

7. Акты министерств и ведомств РФ.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности трудового стажа, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется и конституциями (уставами), законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Например, Конституция Республики Татарстан15.

Итак, на правовое регулирование института трудового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов. Однако это больше недостаток, чем достоинство.

В первую очередь такой недостаток проявляется в том, что чем больше актов – тем больше противоречий и нестыковок. По-прежнему продолжает действовать ряд устаревших нормативных документов.

Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего на простых гражданах. Многие рядовые граждане не знают о том, что понятие «страховой стаж» подменяется понятием «трудовой стаж», не представляют порядок начисления стажа. А ведь это напрямую связно с их правами в социальном обеспечении. Большинство определяют значение трудового стажа, как основу для назначения пенсий. Однако значение трудового стажа гораздо шире, и заключается в том, что именно от него поставлены в зависимость многие виды социального обеспечения.
§2. Значение трудового стажа
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а количество этого населения составляет свыше 25 - 30% населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения.

Для РФ этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как по данным Минэкономразвития, в России на сегодня 47,9 млн. плательщиков Единого социального налога (ЕСН) приходится 38,7 млн. пенсионеров.

Проблема пенсионной системы РФ состоит в разрыве общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни страны. Например, до сих пор большинство населения считают, что пенсии финансирует государство, в то время как начиная с 1991 г. государство перестало играть роль основного донора пенсионного обеспечения.

Право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ (ст. 7, п. 2 ст. 39).

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 г. рождения и моложе).

«С 1 апреля 2012 года трудовые пенсии россиян дополнительно проиндексированы с учетом индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Также увеличился размер социальных пенсий.

Трудовые пенсии 37 млн. российских пенсионеров выросли на 3,41 процента; социальные пенсии почти 3 млн. российских пенсионеров – на 14,1 процентов. Ежемесячные денежные выплаты с 1 апреля проиндексированы на 6 процентов, это увеличение коснулось 16,6 млн. россиян.

В результате индексации средний размер трудовой пенсии по старости на сегодня составляет 9,8 тыс. рублей.

При индексации размера социальных пенсий повышены и соответствующие пенсии по государственному пенсионному обеспечению, размеры дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других выплат, суммы которых определяются размером социальной пенсии. Средний размер социальной пенсии после повышения составляет 5,9 тыс. рублей. Средний размер пенсии по инвалидности военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, – 8,9 тыс. рублей; средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, – 7,5 тыс. рублей.

Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составляют 23,3 тыс. рублей и 23,7 тыс. рублей соответственно»16.

В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий:

- по старости (по возрасту);

- по инвалидности;

- социальная;

- за выслугу лет.

Современные пенсионные реформы предполагают создание так называемых накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений.

Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах - собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих;

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации, - состояние экономики и производительности труда.

Однако при нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системы происходит процесс перераспределения от получателей максимальных пенсий к получателям минимальных. Как следствие, снижается зависимость размера пенсии от продолжительности стажа и среднего заработка. Это еще более снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. В результате ухудшается финансовое положение пенсионной системы. В этих условиях поддержка минимального размера пенсии приводит к уменьшению максимального, граждане считают несправедливым назначение почти одинаковой пенсии при разном вкладе людей в развитие экономики, это приводит к ухудшению уплаты страховых взносов, и цикл повторяется.

Согласно актуарному расчету ПФР при сохранении нынешнего положения в пенсионной системе к 2015 г. недостаток средств распределительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования возрастет в 6 раз по сравнению с бюджетом 2005 г.; сохранится тенденция дальнейшего снижения жизненного уровня пенсионеров, получающих трудовую пенсию, которая выразится, в частности, в снижении коэффициента замещения трудовой пенсии до уровня 20,1% от средней зарплаты, т.е. практически в 1,4 раза; суммарный эффективный тариф снизится до 15% от фонда заработной платы против 19% в 2005 г. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что на пенсионное обеспечение они расходуют 10 - 20% ВВП. Например, сегодня расходы на государственные пенсии составляют: в Германии - 16,8%; Франции - 17%; Австрии - 18%; Италии - 20%17.

Необходимость проведения пенсионной реформы в РФ общепризнана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров - из-за явно низкого размера пенсий; работодателей - вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть - по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы - поскольку одни из них - доноры должны в существенной мере делиться с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы.

Существующие программы накопительного пенсионного обеспечения буксуют. Люди вообще не всегда склонны к рациональному экономическому поведению. Государство должно гораздо более жестко мотивировать предпринимателей и работающих граждан на создание личных и корпоративных пенсионных накоплений, причем собственниками этих накоплений должны быть именно граждане, а не государство или корпорации. Деятельность институтов, управляющих пенсионными деньгами, нужно сделать максимально прозрачной, только при таких условиях возрастет доверие поколения будущих пенсионеров в 2020 г. и позже.

Следует разъяснять населению необходимость и целесообразность накопительных принципов финансирования пенсии, как в обязательной, так и в добровольной части. Государство, со своей стороны, может также использовать рычаги материального стимулирования граждан к участию в накопительных системах как через налоговые льготы, так и через выплату субсидий некоторым категориям граждан, формирующих свои пенсионные накопления18.

Трудовой стаж дает каждому человеку гарантии на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по старости и выслуге лет. Несмотря на недостатки законодательства о пенсионном обеспечении, трудовой стаж на сегодняшний день продолжает оставаться основным способом обеспечения своего существования после прекращения активной трудовой деятельности.

Трудовой кодекс РФ стал первым федеральным законом, предложившим легальную дефиницию социального партнерства, которое представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в вопросах регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений19

Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Во многом современное правовое регулирование трудового стажа строится на нормативных актах, которые уже давно морально устарели (и это несмотря на принятие целого комплекса законов). Несомненно, что необходимы их обновление и систематизация. Нормы о различных видах стажа (зачастую даже противоречащие друг другу) "разбросаны" по десяткам разноуровневых нормативных актов. Возможно, что идеальным вариантом было бы принятие трех-четырех консолидирующих актов, которые бы вобрали в себя все положения о трудовом стаже, не урегулированные законодательными актами. Необходимо подумать над тем, как законодательно обеспечить правильность начисления стажа и что сделать для формирования прозрачной и понятной пенсионной системы.

Рассмотрение трудового стажа в современном праве социального обеспечения возможно только в русле реформирования законодательства о пенсионном обеспечении. И среди существенных недостатков современной пенсионной реформы специалисты отмечают, что размер стажа практически не влияет на размер будущей пенсии работника. Между тем было бы справедливо, чтобы заработки и стаж работника предопределяли величину его пенсии, и он был бы заинтересован уплачивать пенсионные взносы, которые будут использованы на содержание нынешних пенсионеров.

К сожалению, законодатель не прислушался к мнению Конституционного Суда РФ о том, что молодые работники в той же мере, как и работники со стажем, могут нуждаться в страховом обеспечении, и сохранил общий порядок определения размера пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от продолжительности работы. Установлено, что застрахованным лицам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачиваются в сумме, не превышающей за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

Правовое государство базируется на социальном партнерстве. Будучи социальным государством, РФ призвана направлять свою политику на обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека. Обеспечение условий для реализации гражданами социальных, социально-трудовых прав является одним из принципов деятельности правового демократического социального государства.

Важно понимать, что в сфере социального обеспечения нет единого правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получать все требуемые блага20.

Справедливость - это достойная награда за хорошую работу, без уравниловки и обирания трудолюбивых в пользу лентяев и бездельников, я считаю, что исключением из этого правила являются возраст и состояние здоровья. Поэтому при распределении средств в числе безусловных приоритетов должны быть: обеспеченная старость для тех, кто уже отработал свое, поддержка детей и молодежи в начале жизненного пути и забота о людях с ограниченными возможностями, включение в трудовой стаж учебы в техникумах и институтах, которые ранее были исключены из стажа, а также учет трудового стажа при расчете пенсии и после 2002 г.

Сейчас как никогда возникла потребность к становлению новых независимых профсоюзов, которые будут на деле защищать людей наемного труда, отстаивать их интересы в отношениях с работодателями.

Размер пенсии в большой степени зависит от страхового стажа. Точнее, от времени, в течение которого платятся взносы в Пенсионный фонд. Эти взносы не могут быть меньше определенного минимума. Поэтому, если работник получает зарплату «в конверте», а в ведомости расписывается за сумму меньшую, чем минимальная заработная плата, его попросту лишают страхового стажа.

В настоящее время наша страна, как и весь мир, переживает последствия мирового кризиса, мне кажется, что для стабилизации обстановки необходима программа контроля за миграционными потоками в Россию, в которой нужно предусмотреть привлечение трудовых ресурсов только в соответствии с насущными потребностями регионов, закрепленными соответствующими нормативными документами или квотами.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Чоу спо колледж инноваций, менеджмента и бизнеса трудовой стаж и его значение iconПроизводственная характеристика на учащегося чоу спо «Анапский индустриальный техникум»

Чоу спо колледж инноваций, менеджмента и бизнеса трудовой стаж и его значение iconV1: Понятие, сущность и значение менеджмента, его место и роль в рыночной экономике
Согласно теории менеджмента, обратная связь внутри системы управления несет информацию о (об)…
Чоу спо колледж инноваций, менеджмента и бизнеса трудовой стаж и его значение iconУ вас есть постоянное жилье?
Блок образовательный, профессиональный уровень, трудовой стаж, наличие работы в настоящее время
Чоу спо колледж инноваций, менеджмента и бизнеса трудовой стаж и его значение iconМинистерство образования и науки РФ фгоу спо тульский Экономический Колледж Задание

Чоу спо колледж инноваций, менеджмента и бизнеса трудовой стаж и его значение iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального...
Устава гбоу спо мо стк, «Типового положения об образовательных учреждений среднего профессионального образования» №543 от 18. 07....
Чоу спо колледж инноваций, менеджмента и бизнеса трудовой стаж и его значение iconВопросы к экзамену по предмету «Маркетинг инноваций»
Рынок инноваций как система. Функции рынка инноваций. Понятие хайтек-продуктов и их особенности
Чоу спо колледж инноваций, менеджмента и бизнеса трудовой стаж и его значение iconМинистерство здравоохранения украины харьковский национальный медицинский университет
Таким образом, общий трудовой стаж составил лет, из которых в контакте с [перечислить: с пылью / вибрацией / шумом и т п.]
Чоу спо колледж инноваций, менеджмента и бизнеса трудовой стаж и его значение iconСтановление и развитие менеджмента в России
Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях...
Чоу спо колледж инноваций, менеджмента и бизнеса трудовой стаж и его значение icon1. Понятие "биосфера", его сущность и методологическое значение
Государственное образовательное учереждение иркутский государственный педагогический колледж №1
Чоу спо колледж инноваций, менеджмента и бизнеса трудовой стаж и его значение iconГбоу спо то «Тверской колледж культуры имени Н. А. Львова»
Квалификация: «Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница