1. Государственное управление и государственная власть


Скачать 257.54 Kb.
Название1. Государственное управление и государственная власть
страница1/2
Дата публикации24.04.2013
Размер257.54 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2
Тема 1. Государственное управление и государственная власть.

1.Понятие управления. Управленческая система и ее компоненты.

2.Понятие, признаки и принципы государственного управления.

3.Исполнительная власть как вид государственной власти.

4.Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права.

1.Понятие управления. Управленческая система и ее компоненты.
Термин «управление» в современном языке используется в разных зна­чениях. Сам процесс управления является предметом изучения в различ­ных областях знания. Решающую роль в поиске универсальных характе­ристик управления сыграла кибернетика — наука об общих закономер­ностях процессов управления и информации в машинах, живых орган из- мах и обществе. Появилась возможность найти единые позиции для по­нимания сущности управления как абстрактного процесса.

Внимание специалистов разных отраслей знания кибернетика при­влекла системным подходом к анализу сущности управления и всех свя­занных с ним категорий.

В управлении как в объективно существующем явлении было выяв­лено и детализировано главное звено — управленческая система. Изуче­ние целостных управленческих систем показало, что любая из них скла­дывается из двух подсистем — руководящей, т. е. той которая управляет, и руководимой, т. е. той которая поддается управлению, испытывает на себе действие (влияние) руководящей подсистемы.

К основным компонентам управленческой системы относятся:

1) субъект управления, т. е. источник руководящего воздействия;

2)объект управления, т. е. то, на что направлено руководящее воз­действие субъекта;

3) руководящее влияние, т. е. комплекс целенаправленных и органи­зующих команд, средств, приемов, методов, с помощью которых совер­шается влияние на объект и достигаются реальные изменения в нем;

4) обратные связи, т. е. информация для субъекта о результативности руководящего влияния и изменения в объекте.

Таким образом, управление — это деятельность субъекта, которая на­ходит выражение в целенаправленном, организующем влиянии на объект управления, совершаемом с целью приведения последнего в желаемое для субъекта состояние.

С позиций кибернетики управленческий процесс нашел отражение во всех сферах живой и неживой природы и концентрируется в трех гло­бальных управленческих системах: механической, биологической и со­циальной. В зависимости от этого выделяют три основных вида управле­ния: технократическое, биологическое и социальное.

Исследования социального управления (управления людьми и кол­лективами) является непосредственной задачей общественных наук.

Социальное управление является необходимым условием развития об­щества, общего труда людей для достижения определенных целей в соответ­ствующих сферах и отраслях деятельности. Эта деятельность осуществляет­ся людьми — субъектами управления и может быть охарактеризована как целенаправленная совокупность действий, обеспечивающих согласован­ность и координацию совместной деятельности с целью достижения обще­ственно значимых целей и решения поставленных задач. Социальное уп­равление — это деятельность людей, их общественных и государственных объединений, управление людей друг другом, обществом в целом.

Для правильного понимания управления как социального явления не­обходимо исходить из содержания управленческой деятельности как функ­ции систем, созданных для обеспечения взаимодействия составляющих их элементов, обеспечивающих необходимый режим работы с целью достиже­ния поставленных целей и задач внутреннего и межсистемного характера.

Социальному управлению свойственны все элементы управленчес­кой системы. Однако необходимо учесть особенности социальной сфе­ры, где управленческие связи реализуются через отношения людей, ко­торые проявляются в организации общественной жизни. В самом общем плане социальное управление, управление обществом в целом можно понимать как механизм организации общественных связей, которые осу­ществляются всеми государственными органами, независимо от конк­ретного назначения, органами местного самоуправления, а также объе­динениями граждан. Исходя из этого социальное управление:

во-первых, проявляется через совместную деятельность людей, орга­низовывает их для такой деятельности в соответствующие коллективы и организационно оформляет;

во-вторых, своим основным назначением имеет упорядочение и уре­гулирование совместной деятельности путем обеспечения согласования индивидуальных действий участников такой деятельности посредством влияния на их поведение (волю);

в-третьих, выступает в роли регулятора управленческих взаимоотно­шений, которые возникают между субъектами и объектами в процессе практической реализации функций социального управления;

в-четвертых, является властным, поскольку базируется на подчине­нии воли участников управленческих отношений — субъект формирует и реализует волю, а объект ей подчиняется;

в-пятых, имеет специальный механизм реализации через организа­ционно оформленные группы людей, которыми выступают органы госу­дарственного управления, органы местного самоуправления и объедине­ния граждан или уполномоченные лица этих организаций.

Социальное управление имеет специфическое назначение, специаль­ные формы осуществления и организации общественных связей. В широком понимании, управленческие задачи и функции реализуют все го­сударственные органы, независимо от их назначения, органы местного самоуправления, объединения граждан.

В связи с этим социальное управление можно разделить на негосудар­ственное, которое осуществляется негосударственными субъектами (орга­нами местного самоуправления, объединениями граждан, другими него­сударственными структурами), и государственное, которое осуществляет­ся субъектами, уполномоченными реализовывать государственную власть.

Необходимо отметить, что управленческие связи прослеживаются и в деятельности законодательного органа — Верховной Рады Украины, судебной и прокурорской системах, однако они являются внутренними, организационно-правовыми, связанными с управлением своей системой.

В системе общественного управления особое место занимает мест­ное самоуправление, которое является правом территориальной грома­ды — жителей села, поселка и города самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Мест­ное самоуправление осуществляется территориальными громадами как непосредственное, так и через органы местного самоуправления (советы и их исполнительные органы).

Объединения граждан и другие негосударственные организации осу­ществляют управление на основе своих уставов в пределах Конституции и законов Украины.

2.Понятие, признаки и принципы государственного управления.
Государственное управление — это нормотворческая и распорядитель­ная деятельность властных уполномоченных субъектов с целью органи­зующего влияния на соответствующие общественные отношения и про­цессы в экономической, социально-культурной и административно-по­литической сферах, а также внутриорганизационная деятельность аппа­рата всех государственных органов по обеспечению надлежащего испол­нения возложенных на них задач, функций и полномочий.

Государственному управлению свойственны следующие характерные чер­ты:

-общегосударственный характер, поскольку оно охватывает наиболее важ­ные стороны жизни государства и общества;

-направленность на исполнение Конституции и законов Украины (подзаконная деятельность);

-юридически - властный, распорядительный характер;

-организационное содержание, т, е. регулирование и координация совместной деятельности людей;

-активность и целенаправленность;

-беспрерывное и постоянное осуществление.

Государственное управление осуществляется в соответствии с прин­ципами, закрепленными Конституцией Украины. В современной юриди­ческой литературе система принципов государственного управления, как правило, не рассматривается. Однако, следует отметить, что любая деятельность, а тем более управленческая, имеет какую-либо основу. Кон­ституция Украины дает возможность отнести к принципам государствен­ного управления следующие: ответственность органов исполнительной власти (должностных лиц) за порученное дело перед человеком и госу­дарством; верховенства права; законность; участие граждан и их объеди­нений в управлении; равноправие граждан в управлении; гласность.

Принцип ответственности органов исполнительной власти (должно­стных лиц) за порученное дело перед людьми и государством следует из содержания статей 13,17,19 Конституции Украины и др. Согласно статье 3 Конституции государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека являются главной обя­занностью государства. Органы исполнительной власти ответственны пе­ред Президентом Украины, подконтрольны и подотчетны Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных статьями 85 и 87 Конституции Ук­раины, органам исполнительной власти высшего уровня, а также район­ным и областным радам в пределах, установленных законом. Решения выс­ших органов являются обязательными для нижестоящих в соответствии с разделением их полномочий. Взаимоотношения высших и низших орга­нов исполнительной власти осуществляются на основе субординации.

Принцип верховенства права в Украине закреплен в статье 8 Кон­ституции. Согласно ему Конституция Украины имеет наивысшую юри­дическую силу, а ее нормы являются нормами прямого действия. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конститу­ции Украины и должны соответствовать ей.

Принцип законности непосредственно связан с принципом верховен­ства права и вытекает из него, а также базируется на положениях Конститу­ции Украины, в соответствии с которыми Украина является суверенными и независимым, демократическим, социальным, правовым государством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их дол- жностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах пол­номочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами Укра­ины . Законность должна быть реальной. Реальность законности гарантиру­ется в первую очередь обязанностью государственных органов и их должно­стных лиц придерживаться ее, ответственностью перед народом Украины, а также судебным контролем, прокурорским надзором, контролем со сторо­ны специально созданных органов исполнительной власти (инспекций, ад­министраций, комиссий, комитетов) и правом граждан на обращение в го­сударственные и общественные органы, в том числе суд.

Согласно статье 38 Конституции Украины граждане имеют право участвовать в управлении государственными делами, всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления. В осуществлении функций государственного управления граждане участву­ют путем объединения в политические партии и общественные органи­зации. Через такие объединения граждане осуществляют защиту своих прав и свобод, удовлетворяют политические, экономические, соци­альные, культурные и другие интересы.

Граждане пользуются равным правом доступа к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления. Они име­ют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, эт­нического и социального происхождения, имущественного положения, места проживания, и другим признакам. Конституционные права и сво­боды гарантируются и не могут быть отменены. Ограничения на участие в государственном управлении устанавливаются исключительно закона­ми (осужденные к наказанию в виде лишения свободы, недееспособные).

Принцип гласности в государственном управлении связывается в первую очередь со свободным доступом гражданам к информации о дея­тельности органов исполнительной всех уровней, кроме сведений, кото­рые являются государственной тайной или другой защищенной законом тайной, а также к информации, которая касается их лично. Каждому га­рантируется право свободного доступа к информации о состоянии окру­жающей природной среды, качестве продуктов питания и бытовых пред­метов, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена (статья 50 Конституции).

Каждому гарантируется право знать свои права и обязанности. Зако­ны и другие нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, должны быть доведены до ведома населения в по­рядке, установленном законом.

3.Исполнительная власть как вид государственной власти.
В соответствии со ст. 6 Конституции Украины государственная власть Украины осуществляется на принципах ее деления на: законодательную, исполнительную и судебную.

Теория государства и права, рассматривая государственную власть, указывает, что она реализуется через государственное управление — це­ленаправленное воздействие государства, его органов на общество в це­лом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Функции государства характеризуются как управленческое поня­тие, как основные направления деятельности государства по управле­нию обществом, конкретизирующие цели государственного управления. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобре­тает практическую направленность.

В одном случае, под формами осуществления функций государства I и) 11 и мают деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности и при этом выделяют зако­нодательную, управленческую (исполнительную), судебную и контрольно-надзорную формы. В другом случае — однородную по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций и выделяют правовые и организационные формы. Под правовыми форма­ми понимается та часть деятельности, которая связана с изданием юриди­ческих актов, а именно: правотворческая и правоприменительная (в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и охранительную).

С точки зрения теории управления и теории государства и права субъектом государственного управления выступает государство в лице сво­его аппарата, то есть всех государственных органов и учреждений, осуществляющих государственную власть. Следовательно, все государственные органы и учреждения осуществляют функции управления. Несмотря на это, в юридической литературе чаще всего понятие органов государственного управления применяется к органам только одной из подсистем общей си­стемы государственного управления — органам исполнительной власти.

Органы исполнительной власти осуществляют функции государственного управления экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. Особенность исполнительной власти в том, что обеспечивает практическое исполнение законов и других правовых актов.

Иногда, не обоснованно отождествляется понятие государственное уп­равление и деятельность органов исполнительной власти. В отечественной административистике преобладает точка зрения, когда государственное уп­равление рассматривается шире, чем деятельность органов исполнительной власти. Однако указывают, что «широкое» понятие государственного управ­ления, как совокупности всех видов деятельности всех органов государства (что означает фактически все формы реализации государственной власти в целом) оправдано только на уровне общесоциальной системы управления. Вместо него для определения всей совокупности направлений и форм реа­лизации власти со стороны государства и в интересах организующего воз­действия на жизнедеятельность общества предлагается использовать термин «государственное упорядочение (или регулирование) социальных процес­сов» (хотя традиционно регулирование рассматривается как одна из функ­ций управления). В качестве «узкого» понятия государственного управле­ния рассматривается самостоятельный вид деятельности государства, кото­рый осуществляет определенная часть государственных органов.

Это усложняет терминологию в рамках науки административного права. Тем более, что законодательство часто употребляет для характеристики различных видов управленческой деятельности терминологию, только внешне сходную с терминологией наук об управлении. Поэтому целесообразней использовать одни и те же термины для обозначения од­них и тех же явлений. Тем более что исходное, базовое, универсальное понятие управления и управленческой системы дано в кибернетике.

Вполне логично говорить о системе государственного управления, где субъектом управления является государство в лице своего аппарата, и под­системах государственного управления, где субъектам и выступают органы соответствующего уровня. Все государственные органы осуществляют уп­равленческие функции, но в разных формах. А при «узком» понимании государственного управления получается, что только часть государствен­ных органов осуществляет функции государственного управления.

Конечно, функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Исходя из общих закономерностей функций государ­ственного управления, предлагают такую схему расчленения функций по субъекту исполнения: функции государства в целом, функции государ­ственных подсистем управления, функции отдельного органа управле­ния, функции подразделений органа, функции служащих и функция как единичное, но сложное по составу управленческое действие.

В подавляющем большинстве зарубежных стран в административ­ном праве используется термин «публичная администрация». В отече­ственной научной литературе устойчиво переводят данный термин как «государственное управление». Но понятие публичной администрации больше по объему и содержанию.

Кроме того, в зарубежном административном праве понятия испол­нительной и административной власти разграничиваются. Понятие «ис­полнительная власть» рассматривается как конституционно-правовое, а «административная власть» - как адми- нистративно - правовое. Считается, что в исполнительной власти, как и в аппарате государства в целом, есть институты политического характера. Они регламентируются нормами кон­ституционного права. Нормами административного права регулируются технико-управленческие вопросы исполнения законов. Такой подход рас­сматривают как наиболее корректный, как отражающий более высокий уровень развития административного права по сравнению с тем, когда ис­полнительная и административная власти считаются синонимами.

4.Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права.
Исполнительная власть не отождествляется с государственным управлением, которое характеризуется как вид государственно-властной деятельности. Вопрос о их соотношении возникает в связи с тем, что государственное управление рассматривается как исполнительно-распорядительная деятельность, которая осуществляется системой органов исполнительной власти. Следует также отметить, что сейчас из практики государственного строительства нормотворческой деятельности (содержанию нормативно-правовых актов) практически исчез термин «исполнительно-распорядительная деятельность».

При рассмотрении соотношения исполнительной власти и государственного управления следует исходить из того, что категория «исполнительная власть» является политико-правовой, а категория «государственное управление» - организационно-правовой. Единственное, что их объединяет, - это исполнительная направленность.

Государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется одно из направлений государственной власти. Это полностью соответствует системе разделения власти, поскольку каждая ветвь единой государственной власти реализует свои полномочия через деятельность соответствующих субъектов.

Исполнительная власть получает реальный характер в деятельности соответствующих звеньев государственных органов и их аппарата, которые получили название органов исполнительной власти, однако, как и раньше, продолжают осуществлять управленческую деятельность и по сути выступают органами государственного управления. Элементами государственного управления является исполнительная и распорядительная деятельность, направленная на реализацию властных полномочий субъектов исполнительной власти. Соответственно все субъекты исполнительной власти являются звеньями системы государственного управления.

Сущность проблемы соотношения исполнительной власти и государственного управления характеризуется рядом моментов, которые свидетельствуют о том, что в некоторых случаях они имеют как общие черты, так и отличаются по некоторым важным характеристикам. Так, исполнительную власть и государственное управление осуществляют исполнительные органы. Однако к органам управления принадлежит также администрация государственного предприятия или организации, которая не является органом исполнительной власти, то иначе ее следовало бы включить в число субъектов исполнительной власти.

Исполнительная власть в Украине, известной степенью в её государственно-управленческом понимании, отходит от функций непосредственного управления, характерных для преимущественного большинства государств с суровой централизованной системой управления и главенствованием государственной формы собственности. Происходят процессы, которые свидетельствуют об уменьшении функции государственного управления некоторыми сферами жизни, особенно экономикой.

Государственно-управленческая деятельность всегда была и будет необходимой, однако её формы и методы диктуются условиями общественной жизни. С одной стороны, проводится линия на уменьшение прямого управленческого влияния на некоторые стороны общественной жизни, а с другой – государство все больше и больше становится на путь формирования сильной исполнительной власти, возможной обеспечить необходимый уровень управления общественными отношениями. В некоторых отраслях государственного управления общий объем «прямого управленческого влияния» не уменьшается, а усиливается (национальная безопасность, оборона, внутренние дела, таможенное дело и др.). То есть процессы децентрализации и деконцентрации властных полномочий в определенных отраслях государственного управления (экономика, местное хозяйство всех направлений, инфраструктура, сельское хозяйство, культура, наука, социальное обеспечение, охрана здоровья и др.) дополняются централизацией управленческих функций в некоторых отраслях (администратинво0политическая деятельность). На этих основаниях и функционирует система исполнительной власти, созданы ее органы и определены полномочия.

Таким образом, систему исполнительных органов составляют государственные органы – субъекты исполнительной власти и организационный механизм осуществления исполнительной власти как государственного управления.

Тесные взаимосвязи исполнительной власти и государственного управления как разновидности социального управления объединяет в одно целое и такое явление, как административное право, поскольку его формирование как самостоятельной отрасли права традиционно связывается с государственным управлением. Административное право выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Границы административно-правового регулирования связаны с деятельностью органов исполнительной власти, охватывают общественные управления отношения управленческого характера, которые складываются в этой сфере государственной деятельности по руководству экономикой, социальной сферою и культурой, административной деятельностью.

При осуществлении исполнительной власти происходит реальное внедрение в жизнь законов и иных нормативных актов, с помощью которых государство активно влияет на общественные процессы. Административное право органично связано с исполнительной властью как важным инструментом её реализации и отрасль права, которая создает правовые основы её функционирования. Через отношения с органами государственного управления граждане имеют возможность действительно воспользоваться конституционными положениями о приоритетности их прав и свобод. Административное право является отраслью публичного права, регулирует управленческие отношения в отрасли публичной власти, а именно те из них, участие в которых берут граждане (их объединения), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Административное право рассматривается как совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере государственного управления. Его основу составляет административное законодательство, которое является составной частью (элементом) всего законодательства Украины.

Под административным законодательством понимается система правовых актов, в которых находят свое внешнее проявление административно-правовые нормы. Оно охватывает не все нормативно-правовые акты, а лишь те, которые касаются управленческой деятельности (исполнительной и распорядительной).

Сейчас в системе административно-правового регулирования основное место принадлежит: охране и обеспечению прав и свобод граждан; разработка и реализация общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития; управления объектами государственной собственности; усовершенствование форм и методов государственного управления; разрешение организационных проблем государственного строительства; усовершенствование мер поощрения и применения ответственности в государственном управлении, и т.д.

Исполнительная власть в механизме разделения власти представлена органами исполнительной власти. Государственное управление осуществляется в рамках этой системы и другими государственными органами, не назваными в Конституции Украины исполнительными, и проявляется в деятельности разных звеньев государственного аппарата. Основное его назначение – исполнительная и распорядительная деятельность в границах, предусмотренных административным правом, нормами, которые составляют административное законодательство.

  1   2

Похожие:

1. Государственное управление и государственная власть iconМетодические указания к семинарским занятиям тема 1: Государственное...
Государственное управление как разновидность социального управления. Место и роль государственного управления в механизме государственной...
1. Государственное управление и государственная власть iconГосударственная исполнительная власть и государственное управление...
Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления
1. Государственное управление и государственная власть iconЭкзаменационные вопросы по учебному курсу «Административное право»
Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты. Принципы организации и функционирования исполнительной власти. Исполнительная...
1. Государственное управление и государственная власть iconУправление это функция биологических, социальных, технических, организационных...
Содержание понятия «государственное управление». Государственное управление и менеджмент
1. Государственное управление и государственная власть iconГосударственное управление и исполнительная власть
Отличие государственного и общественного управления важно в свете теории об отмирании государства и переходе к общественному коммунистическому...
1. Государственное управление и государственная власть icon2. Менеджмент и менеджеры
«управление» — более широкое понятие, которое включает в себя и управление техническими системами, и управление в неживой природе...
1. Государственное управление и государственная власть icon1 вопрос: Государственное управление и исполнительная власть
Таким образом, сущность государственного управления заключается в целеноправленном воздействии со стороны субъекта управления на...
1. Государственное управление и государственная власть icon4. государственное регулирование
Укрепление национальной государственности приходится на время позднего меркантилизма ХV- xvii в в. Эта эпоха отмечена перераспределением...
1. Государственное управление и государственная власть iconПрактикум для студентов специальностей «Мировая экономика»; «Налоги...
«Мировая экономика»; «Налоги и налогообложение»; «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Антикризисное...
1. Государственное управление и государственная власть iconПрограмма итогового государственного комплексного экзамена специальность...
«Государственное и муниципальное управление», квалификация «менеджер», утвержденного 17 марта 2002 г., номер государственной регистрации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница