Лекция 11. Тема: правовое регулирование охраны растительного мира


Скачать 390.07 Kb.
НазваниеЛекция 11. Тема: правовое регулирование охраны растительного мира
страница1/3
Дата публикации24.04.2013
Размер390.07 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
  1   2   3


ЛЕКЦИЯ 11.

ТЕМА: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
Постановка вопросов.

Общая характеристика законодательства об охране растительного мира. Виды природных растительных ресурсов и правовое обеспечение государственного управления и контроля в области их охраны. Правовое регулирование охраны и воспроизводства природных растительных ресурсов. Особенности правовой охраны зелёных насаждений в населённых пунктах. Юридическая ответственность за нарушения требований законодательства об охране растительного мира
^ 1. Общая характеристика законодательства об охране растительного мира

Законодательство прошлого периода подразделяло растительный мир на лесную растительность и дикую растительность вне лесов. При этом определяющим являлось лесное законодательство, положения которого в ряде случаев распространялось и на правовой режим использования и охраны растительности вне лесов. Безусловно, и лесная растительность, и дикорастущая растительность вне лесов в их естественном состоянии как природные объекты составляют единый растительный мир.

Однако общественные отношения по поводу использования и охраны лесной растительности и дикого растительного мира вне лесов регулируются разными законодательными актами. Так, отношения связанные с использованием и охраной лесов регулируются Лесным кодексом Украины1, а использование и охрана дикой растительности – законодательством о растительном мире вне лесов. Такая дифференциация между лесным и флороохранным законодательством значительно углубилась в связи с принятием Закона «О растительном мире»1. Более того, ст. 4 указанного Закона к растительному миру относит и лесные ресурсы государственного значения. Из этого следует, что в современных условиях наметилась тенденция смены приоритетности лесного законодательства на преобладание флороохранного законодательства. Так или иначе, в юридическом смысле лесные объекты и объекты растительного мира являются различными природными объектами, подлежащими правовой охране.

Особенностями регулирования отношений в сфере охраны и воспроизводства растительного мира является то, что они регулируются не только Законом «О растительном мире». Так, в согласно положениям ст. 1 Закона, они регулируются Лесным кодексом, законами «Об охране окружающей природной среды», «О природно-заповедном фонде Украины» и другими нормативно-правовыми актами. В связи с этим возникает вопрос о соотношении содержания специального закона в регулировании отношений в сфере охраны и воспроизводства растительного мира с другими законодательными актами, в целом предназначенными для регулирования иных природоресурсовых и природоохранных отношений. Что же касается регулирования отношений в сфере охраны и воспроизводства культурных растений и многолетних насаждений сельскохозяйственного назначения, садоводства или огородничества, то на них Закон «О растительном мире» не распространяется. Следовательно, культурные растения, выращиваемые в результате трудовой деятельности для реализации или потребления, являются имуществом и не относятся к объектам растительного мира. Отношения по поводу использования и охраны этих растений регулируются соответственно аграрным и гражданским законодательством.

В ст. 3 Закона растительный мир определяется как совокупность всех видов растений, а также грибов и образованных ими группировок на территории государства, включающей территории земной суши и водного пространства, а также континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. При этом законодатель выделяет дикорастущие растения, к которым относятся растения, естественно произрастающие на определенной территории и природные растительные группировки, составляющие совокупность видов растений произрастающих в пределах определённых участков и находящихся в тесном взаимодействии, как между собой, так и с условиями окружающей среды. Из этого следует, что растительному миру относятся только дикие растения, экологически связанные с естественной природной средой. Таким образом, растительный мир представляет собой совокупность диких наземных и водных растений, произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Вместе с тем, действующее законодательство выделяет объекты растительного мира и природные растительные ресурсы. К объектам растительного мира относятся дикорастущие и другие несельскохозяйственного назначения сосудистые растения, мохообразные, водоросли, лишайники, а также грибы на всех стадиях развития и образованные ими природные группировки. Природные растительные ресурсы – это объекты растительного мира, которые используются или могут быть использованы населением, для нужд производства и иных потребностей. Выделение объектов растительного мира и природных растительных ресурсов имеет важное значения для выполнения законодательных задач по регулированию использования и охраны дикорастущих и других несельскохозяйственных растений, а также мест произрастания объектов растительного мира.

Они отражены в требованиях, предъявляемых к использованию, охране и воспроизводству объектов растительного мира. Так, согласно ст. 5 Закона, при осуществлении деятельности, воздействующей на состояние растительного мира, необходимо соблюдать следующие основные требования: сохранять природное пространственное, видовое, популяционное и ценотическое разнообразие объектов растительного мира; оберегать условия местопроизрастания дикорастущих растений и природных растительных группировок; обеспечивать научно обоснованное, неистощающее использование природных растительных ресурсов; осуществлять мероприятия по предупреждению отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на растительный мир и воспроизводство объектов растительного мира; охранять объекты растительного мира от пожаров и защищать от вредителей и болезней; регулировать распространение и численность дикорастущих растений и использовать их запасов с учетом интересов охраны здоровья населения. Эти и другие требования законодательства учитываются при разработке и утверждении общегосударственных и региональных программ охраны и воспроизводства объектов и ресурсов растительного мира.
^ 2. Виды природных растительных ресурсов и правовое обеспечение государственного управления и контроля в области их охраны

В отличие от других законодательных актов, предусматривающих видовое обозначение природных объектов, Законом «О растительном мире» не выделяет конкретные объекты растительного мира. В нём предусматривается такие критерии как природные растительные ресурсы. Так, в соответствии со ст. 4 Закона, природные растительные ресурсы по своей экологической, хозяйственной, научной, оздоровительной, рекреационной ценности и иным признакам подразделяются на природные растительные ресурсы общегосударственного и местного значения.

К природным растительным ресурсам общегосударственного значения относятся объекты растительного мира в пределах: природных и биосферных заповедников, национальных природных парков, заказников, памятников природы, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения; внутренних морских вод и территориального моря, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины; поверхностных вод (озер, водохранилищ, рек, каналов), расположенных и используемых на территории более чем одной области, а также их притоков всех порядков; природных и биосферных заповедников, национальных природных парков, а также заказников, памятников природы, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения сосудистые растения, мохообразные, водоросли, лишайники, а также грибы, виды которых занесены в Красную книгу Украины; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения и типовые природные растительные группировки, занесенные в Зеленую книгу Украины.

К природным растительным ресурсам местного значения относятся дикорастущие и другие несельскохозяйственные растения, мохообразные водоросли, лишайники, а также грибы, не отнесенные к природным растительным ресурсам общегосударственного значения. Следовательно, виды природных растительных ресурсов местного значения определяются посредством их исключения из состава природных растительных ресурсов общегосударственного значения, т.е. путём выявления их не включенности в растительные ресурсы общегосударственного значения.

^ Государственное управление в области охраны и воспроизводства природных растительных ресурсов зависит от подразделения их на ресурсы общегосударственного и местного значения. Управление в сфере охраны растительных ресурсов осуществляется центральными и местными органами исполнительной власти. В свою очередь они подразделяются на управленческие органы общей и специальной компетенции. Общее государственное управление в сфере использования, охраны и воспроизводства растительного мира осуществляют Кабинет Министров Украины. Специально уполномоченным центральным орган исполнительной власти является Министерство природных ресурсов и экологии Украины.

Местными органами управления в области охраны растительного мира общей компетенции являются исполнительные комитеты Советов народных депутатов и органы местного самоуправления. Функции специально уполномоченных управленческих органов на местах выполняют местные органы Минэкоресурсов. К ним относятся управления экоресурсов, создаваемые в областях и соответствующие отделы, действующие в городах и районах. Местные органы управления в области использования и охраны растительного мира тесно взаимодействуют с центральными органами исполнительной власти и их специально созданными органами на местах в соответствии с их компетенцией.

Действующее флороохранное законодательство предоставляет определённые управленческие права гражданам и их объединениям в сфере использования, охраны и воспроизводства растительного мира. Так, в согласно ст. 7 Закона, граждане и их объединения в соответствии с законодательством имеют право принимать участие в рассмотрении центральными и местными органами исполнительной власти, и органами местного самоуправления вопросов, связанных с использованием, охраной и воспроизводством растительного мира, содействовать этим органам в осуществлении мероприятий по неистощительному использованию объектов растительного мира, а также инициировать проведение соответствующих мероприятий по их рациональному использованию, эффективной охране и своевременному воспроизводству.

Близкими по своему содержанию к управленческим функциям является осуществление контроля, а также ведение учета, кадастра и мониторинга растительного мира в области использования, охраны и воспроизводства растительного мира. Если осуществление контрольных функций государственными органами и общественными организациями обеспечивают рациональное использование и эффективную охрану природных растительных ресурсов, то ведение их учета, кадастра и мониторинга предоставляют этим органам систему достоверных сведений о количественных и качественных характеристиках объектов растительного мира.

^ Государственный контроль в области использования, охраны и воспроизводства растительного мира осуществляется Кабинетом Министров Украины, специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и его органами на местах, местными государственными администрациями, другими специально уполномоченными на это органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством. Общественный контроль в области использования, охраны и воспроизводства растительного мира осуществляется общественными инспекторами по охране окружающей природной среды. Полномочия общественных инспекторов, осуществляющих контроль за охраной растительного мира, определяются Законом «Об охране окружающей природной среды» и специальным Положением, утверждаемым Министерством экологии и природных ресурсов.

^ Государственный кадастр растительного мира ведутся в целях учета количественных, качественных и иных характеристик природных растительных ресурсов, объема, характера и режима их использования, а также для осуществления систематического контроля за качественными и количественными изменениями в растительном мире и для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, собственников и пользователей, в том числе арендаторов земельных участков, на которых находятся объекты растительного мира, сведениями о состоянии растительного мира.

Государственный кадастр растительного мира содержат систему сведений и документов о распределении объектов растительного мира между собственниками и пользователями земельных участков, количественных и качественных характеристиках народнохозяйственной и научной ценности растительных ресурсов, делении природных растительных группировок на категории, экономической оценке технических, кормовых, лечебных, пищевых и иных свойств природных растительных ресурсов и другие данные о растительных природных ресурсах, необходимые для обеспечения их эффективной охраны и организации воспроизводства. Условия и порядок ведения государственного учета и кадастра растительного мира определяется Кабинетом Министров Украины.

^ Государственный мониторинг растительного мира представляет собой сбор, обработку, сохранение и анализ информации о состоянии объектов растительного мира и природных растительных ресурсов с целью прогнозирования их изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия эффективных управленческих решений в области охраны и воспроизводства растительного мира. Мониторинг растительного мира является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды и осуществляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
^ 3. Правовое регулирование охраны и воспроизводства природных растительных ресурсов

В соответствии со ст. 8 Закона, использование природных растительных ресурсов осуществляется в порядке общего или специального пользования. В порядке общего использования природных растительных ресурсов граждане могут собирать лекарственное и техническое сырье, цветы, ягоды, плоды, грибы и другие пищевые продукты для удовлетворения собственных потребностей, а также использовать эти ресурсы в рекреационных, оздоровительных, культурно-образовательных и воспитательных целях. Общее использование природных растительных ресурсов осуществляется гражданами с соблюдением правил, утверждаемых центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, без предоставления разрешений.

Сбор в порядке общего использования дикорастущих растений, отнесенных к перечню наркотикосодержащих растений, их плодов, семян, пожнивных остатков, отходов сырья, а также торговля лекарственными и декоративными видами растений и их частями (корни, стебли, плоды и т.п.), собранными в порядке общего использования природных растительных ресурсов, запрещается.

^ Общее использование природных растительных ресурсов в случае их истощения, резкого уменьшения популяционного и ценотического разнообразия и т.п. может быть ограничено местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и другими специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

^ Специальное использование природных растительных ресурсов осуществляется в разрешительном порядке юридическими или физическими лицами для удовлетворения их производственных и научных потребностей, а также с целью получения прибыли от реализации этих ресурсов или продуктов их переработки. При условии соблюдения требований законодательства по разрешениям могут осуществляться следующие виды специального использования природных растительных ресурсов: сбор лекарственных растений; заготовка древесины во время рубок главного пользования; заготовка живицы; заготовка коры, дуба, древесной зелени, древесных соков и т.п.; сбор цветов, ягод, плодов, орехов, семян, грибов, лесной подстилки, камыша и т.п.; заготовка сена; выпас скота. Действующим законодательством могут предусматриваться и другие виды специального использования природных растительных ресурсов.

Специальное использование природных растительных ресурсов общегосударственного значения осуществляется по разрешениям, которые выдаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины. Специальное использование природных растительных ресурсов местного значения осуществляется по разрешениям, которые выдаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Заготовка древесины во время рубок главного пользования, сбор живицы на земельных участках лесного фонда и другие виды специального использования растительных ресурсов на земельных участках лесного фонда осуществляются в порядке, устанавливаемым Законом «О растительном мире», Лесным кодексом и другими нормативно-правовыми актами.

Не требуется разрешения на специальное использование природных растительных ресурсов: собственникам земельных участков, на которых находятся объекты растительного мира, кроме тех, которые занесены в Красную книгу Украины и Зеленую книгу Украины; пользователям, в том числе арендаторам земельных участков, предоставленных им для целевого назначения (ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота), за исключением использования ими дикорастущих сосудистых растений, мохообразных, водорослей, лишайников, а также грибов, виды которых занесены в Красную книгу, и природных растительных группировок, занесенных в Зеленую книгу.

Форма разрешения на специальное использование природных растительных ресурсов устанавливается Кабинетом Министров Украины. Выдача разрешений на специальное использование природных растительных ресурсов осуществляется в пределах лимитов их использования. Лимиты специального использования природных растительных ресурсов общегосударственного значения устанавливаются на основании научно обоснованных нормативов специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Порядок установления лимитов специального использования природных растительных ресурсов общегосударственного значения утверждается Кабинетом Министров Украины. Порядок установления лимитов специального использования природных растительных ресурсов местного значения определяется органами местного самоуправления по представлению специально уполномоченных местных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

Общее использование природных растительных ресурсов осуществляется бесплатно. Специальное использование природных растительных ресурсов является платным. Размер сбора за специальное использование природных растительных ресурсов определяется с учетом природных запасов, территориального распространения, экономической ценности и возможности воспроизводства продуктивности этих ресурсов.

От сборов за специальное использование природных растительных ресурсов освобождаются: научно-исследовательские учреждения, учебные и образовательные заведения, которые проводят научные исследования объектов растительного мира с целью их неистощающего использования, охраны и воспроизводства, за исключением использования ими дикорастущих сосудистых растений, мохообразных, водорослей, лишайников, а также грибов, виды которых занесены в Красную книгу Украины, и природных растительных группировок, занесенных в Зеленую книгу Украины; собственники земельных участков; пользователи, в том числе арендаторы земельных участков, за исключением использования ими дикорастущих сосудистых растений, мохообразных водорослей, лишайников, а также грибов, виды которых занесены в Красную книгу Украины, и природных растительных группировок, занесенных в Зеленую книгу Украины, для удовлетворения природными растительными ресурсами собственных потребностей без права их реализации.

Условия и порядок определения сборов, и нормативы платы за специальное использование природных растительных ресурсов устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Сборы за специальное использование природных растительных ресурсов общегосударственного значения зачисляются в соответствующие бюджеты согласно требованиям действующего законодательства. Сборы за специальное использование природных растительных ресурсов местного значения зачисляются в полном размере в соответствующие местные бюджеты.

Использование природных растительных ресурсов при условии соблюдения установленных требований может осуществляться в природоохранных, рекреационных, оздоровительных, учебно-просветительских, культурно-воспитательных, научно-исследовательских и хозяйственных целях: для обеспечения потребностей населения и производства в техническом, лекарственном, пряно-ароматическом, пищевом сырье из дикорастущих растений; для выпаса скота, для обеспечения других нужд животноводства; для нужд пчеловодства; для нужд охотничьего и рыбного хозяйства. Природные растительные ресурсы могут использоваться с хозяйственной целью и для иных потребностей, предусмотренных действующим законодательством.

Использование природных растительных ресурсов в природоохранных, рекреационных, оздоровительных, учебно-просветительских и культурно-воспитательных целях осуществляется в порядке общего пользования. Для проведения научно-исследовательских работ, связанных с использованием природных растительных ресурсов, в установленном земельным законодательством порядке могут определяться специальные земельные участки, на которых произрастают объекты растительного мира.

Правила использования природных растительных ресурсов с научно-исследовательской целью утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. В случае выявления нарушения законодательства о растительном мире и использования природных растительных ресурсов не с научно-исследовательской целью в установленном законодательством порядке может быть принято решение об ограничении или запрещении использования природных растительных ресурсов.

Промышленный сбор технического, лекарственного, пряно-ароматического, пищевого сырья из дикорастущих растений производится с учетом принципов неистощения природных растительных ресурсов, сохранения благоприятных условий для жизни диких животных и охраны окружающей среды. Закупка лекарственного и технического сырья из дикорастущих растений у юридических или физических лиц осуществляется при наличии у них разрешений на специальное использование природных растительных ресурсов.

Сбор технического, лекарственного, пряно-ароматического, пищевого сырья из дикорастущих растений осуществляется в соответствии с Правилами, утверждаемыми Кабинетом Министров Украины по представлению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Реализация лекарственного и технического сырья дикорастущих растений юридическими или физическими лицами, не имеющими разрешения на специальное использование природных растительных ресурсов, запрещается.

Использование природных растительных ресурсов для выпаса скота и обеспечения других нужд животноводства осуществляется на земельных участках, которые определяются в установленном земельным законодательством порядке. Использование природных растительных ресурсов для выпаса скота и обеспечения других нужд животноводства запрещается, если это может повлечь деградацию земель, занятых объектами растительного мира, или препятствует их природному воспроизводству.

Использование природных растительных ресурсов для нужд пчеловодства осуществляется бесплатно, и без получения разрешения на специальное использование природных растительных ресурсов путём размещения пасек на соответствующих земельных участках по согласованию с землепользователями, в том числе арендаторами такого участка. Не смотря на то, что использование растительных ресурсов для нужд пчеловодства не требуется специального разрешения, тем не менее, он отнесен к специальным видам пользования растительным миром.

Использование природных растительных ресурсов для нужд охотничьего и рыбного хозяйства осуществляется с учётом требований Закона «О растительном мире», а также земельного и водного законодательства и нормативно-правовых актов по вопросам ведения охотничьего и рыбного хозяйства. Юридические и физические лица, осуществляющие ведение охотничьего и рыбного хозяйства, обязаны осуществлять мероприятия по охране природных растительных группировок на территориях закреплённых за ними охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоёмов.

Действующее законодательство предъявляет определённые требования не только к отдельным видам использования природных растительных ресурсов, но и предусматривает меры по регулированию распространения и численности отдельных видов дикорастущих растений. Так, согласно ст. 22 Закона, в целях охраны здоровья населения, предупреждения заболевания животных и причинения убытков растительному миру, хозяйствующим субъектам могут осуществляться мероприятия, направленные на регулирование распространения и численности отдельных видов дикорастущих растений (ядовитых, наркотикосодержащих, карантинных и т.п.). Эти мероприятия не должны причинять ущерб другим объектам растительного и животного мира. Перечень дикорастущих видов растений, распространение и численность которых подлежат регулированию, а также порядок осуществления соответствующих мероприятий по регулированию их распространения и численности определяются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды по согласованию с соответствующими центральными органами исполнительной власти.

Использование природных растительных ресурсов, которые находятся на земельных участках, подвергшихся радиоактивному загрязнению осуществляется в порядке, установленном Законом "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы", Законом «О растительном мире» и другими нормативно-правовыми актами. В частности Законом "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы" предусмотрен целый ряд ограничений по использованию природных ресурсов растительного мира.

^ Охрана растительного мира в обновлённом украинском флороохранном законодательстве занимает приоритетное место. Она предусматривает мероприятия, направленные на сохранение пространственного, видового, пуляционного и ценотического разнообразия и целостности объектов растительного мира, охрану условий их местопроизрастания, сохранение от уничтожения, повреждения и защиту от вредителей и болезней, а также на их неистощающее использование. Охрана растительного мира осуществляется центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, собственниками и пользователями земельных участков, на которых находятся объекты растительного мира и также пользователями природных растительных ресурсов.

Охрана растительного мира обеспечивается: установлением правил и норм использования, охраны и воспроизводства объектов растительного мира; запрещением и ограничением использования природных растительных ресурсов в случае необходимости; проведением экологической экспертизы и других мероприятий с целью предупреждения гибели объектов растительного мира в результате хозяйственной деятельности; защитой земель, занятых объектами растительного мира от эрозии, селей, подтопления, затопления, заболачивания, засоления, высушивания, уплотнения, засорения, загрязнения промышленными и бытовыми отходами и стоками, химическими и радиоактивными веществами и от иного неблагоприятного воздействия; созданием и объявлением территорий и объектов природно-заповедного фонда; организацией научных исследований, направленных на обеспечение осуществления мероприятий по охране и воспроизводству объектов растительного мира; развитием системы информирования об объектах растительного мира и воспитанием у граждан бережного отношения к ним; созданием системы государственного учета и осуществлением государственного контроля за использованием, охраной и воспроизводством растительного мира; занесением редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений в Красную книгу Украины, редких и находящихся под угрозой исчезновения и типовых природных растительных группировок - в Зеленую книгу Украины; установлением юридической ответственности за нарушение условий охраны и порядка использования природных растительных ресурсов; осуществлением иных мероприятий и установлением законодательством других требований по охране растительного мира.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, деятельность которых связана с размещением, проектированием, реконструкцией, застройкой населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, а также вводом их в эксплуатацию, обязаны предусматривать и осуществлять мероприятия по сохранению условий местопроизрастания объектов растительного мира. Строительство, ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов и применение технологий, вызывающих нарушение состояния и условий местопроизрастания объектов растительного мира, засорение и загрязнение химическими и другими токсичными веществами территорий, занятых ими, а также выжигание сухой природной растительности или ее остатков без разрешения органов государственного контроля в области охраны окружающей природной среды, запрещается.

Редкие растения и растения находящиеся под угрозой исчезновения должны быть пересажены с территорий, отведенных под застройку населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, строительство дорог, трубопроводов линий электропередачи и связи, а также с земель, подлежащих затоплению, на участки с однотипными условиями местопроизрастания. Пересаживать такие растения обязаны юридические или физические лица, осуществляющие эту застройку.

При проведении экологической экспертизы проектов развития и схем размещения продуктивных сил, генеральных планов развития населенных пунктов, схем районного планирования и иной документации, а также расчетов, проектов строительства и реконструкции, расширения и технического переоснащения предприятий, сооружений и других объектов, внедрении новой техники, технологии должно учитываться их воздействие на состояние растительного мира и условия его местопроизрастания. При разработке и установлении экологических нормативов должны учитываться требования по охране объектов растительного мира, предусмотренные законодательством.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений произрастающих в природных условиях на территории Украины, в пределах её территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, подлежат особой охране и заносятся в Красную книгу Украины. Виды растений, которые не занесены в Красную книгу Украины, но являются редкими или находящимися под угрозой исчезновения на территории областей и городов, могут заноситься в Перечень видов растений, подлежащих особой охране на этих территориях. Перечень и Положение о нем утверждаются Верховной Радой, областными и городскими Советами народных депутатов.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения и типовые природные растительные группировки подлежат охране на всей территории Украины и заносятся в Зеленую книгу Украины. Порядок ведения Зеленой книги определяется Положением1 о ней. Ввоз в Украину и вывоз за ее пределы объектов растительного мира осуществляются по правилам, устанавливаемым специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

^ Воспроизводство природных растительных ресурсов и объектов растительного мира занимает особое место в действующем флороохранном законодательстве. Так, согласно ст. 23 Закона, воспроизводство природный растительных ресурсов осуществляется собственниками и пользователями, в том числе арендаторами земельных участков, на которых находятся объекты растительного мира. Воспроизводство природных растительных ресурсов обеспечивается: содействием природному восстановлению растительного покрова; искусственным восстановлением природных растительных ресурсов; предупреждением нежелательных изменений природных растительных группировок и отрицательного воздействия на них хозяйственной деятельности; временным приостановлением хозяйственной деятельности с целью создания условий для восстановления деградированных природных растительных группировок. Объемы работ по воспроизводству природных растительных ресурсов и способы их проведения определяются проектами, утверждаемыми специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

Работы, связанные с воспроизводством растительных ресурсов, осуществляются способами, которые обеспечивают их воспроизводство в кратчайшие сроки и не противоречат действующему законодательству и не причиняют ущерб здоровью человека и окружающей природной среде. Правила воспроизводства природных растительных ресурсов утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

Особое внимание современное украинское законодательство уделяет интродукции, акклиматизации и селекции растений, а также созданию и сохранению ботанических коллекции растительного мира. В соответствии со ст. 33 Закона, переселение отдельных видов растений в местности, где они ранее не произрастали (интродукция) и акклиматизация новых для флоры Украины видов растений осуществляются юридическими или физическими лицами по разрешению специально уполномоченных местных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, которое выдается на основании заключений научных учреждений и организаций, а также государственной службы по карантину растений.

Требования по проведению интродукции и акклиматизации дикорастущих растений определяется Положением об интродукции и акклиматизации растений, которое утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды по согласованию с Национальной академией наук и Главной государственный инспектор по карантину растений Украины. Самовольное проведение интродукции и акклиматизации дикорастущих растений запрещается. Вопросы селекции дикорастущих растений регулируются специальным законодательством. Селекция дикорастущих растений в природных условиях и интродукция растений, к которым были применены селекционные методы, осуществляются по разрешениям специально уполномоченных на это органов исполнительной власти.

Ботанические коллекции (коллекции ботанических садов, дендрариев, дендрапарков, оранжерей, а также гербарии, банки семян и иные виды ботанических коллекций), имеющие научную, культурно-образовательную, учебно-воспитательную и другую государственную ценность, подлежат государственному учёту. Правила создания, пополнения, хранения, государственного учета, а также использования, торговли, ввоза, пересылки и вывоза за пределы Украины ботанических коллекций и их объектов утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды по согласованию с Главной государственной инспекцией по карантину растений, Государственной таможенной службой и другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти, а также Национальной академией наук.
  1   2   3

Похожие:

Лекция 11. Тема: правовое регулирование охраны растительного мира iconЛекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира
Правовое обеспечение охраны и воспроизводства животного мира. Государственное управление и государственный контроль в сфере охраны...
Лекция 11. Тема: правовое регулирование охраны растительного мира iconЛекция 13. Тема: правовое регулирование охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда
Тема: правовое регулирование охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда
Лекция 11. Тема: правовое регулирование охраны растительного мира icon1898 -1973 академия наук СССР научный совет по проблеме «биологические...
«биологические основы рационального использования, преобразования и охраны растительного мира»
Лекция 11. Тема: правовое регулирование охраны растительного мира iconТема 1 Правовое регулирование экономических отношений
Специальность 140613. 51 Дисциплина: Правовое обеспечение профессиональной деятельности Раздел I право и экономика
Лекция 11. Тема: правовое регулирование охраны растительного мира iconЛекция тема: правовое обеспечение наблюдения, прогнозирования и информации...
Основные цели и задачи наблюдения, прогнозирования и информации в области охраны окружающей природной среды
Лекция 11. Тема: правовое регулирование охраны растительного мира iconПравовое регулирование pr-деятельности
Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations комплексной, информационной, коммуникационной деятельности,...
Лекция 11. Тема: правовое регулирование охраны растительного мира iconРабочая программа дисциплины «педагогические технологии»
«Административно-правовое регулирование в сфере образования», «Правозащитная деятельность», «Гражданско-правовое регулирование в...
Лекция 11. Тема: правовое регулирование охраны растительного мира iconЛекция 10. Тема: правовая охрана атмосферного воздуха
Правовые регулирование управления, контроля, учёта и мониторинга в области охраны атмосферного воздуха. Разрешение споров и юридическая...
Лекция 11. Тема: правовое регулирование охраны растительного мира iconЛекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте,...
Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды от техногенных воздействий. Правовые меры охраны окружающей природной среды...
Лекция 11. Тема: правовое регулирование охраны растительного мира iconТема Фамилия
Правовое регулирование деятельности судебных приставов-исполнителей и исполнительного производства
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница