Лекция 18. Тема: правовые требования по обезвреживанию и утилизации отходов


Скачать 325.59 Kb.
НазваниеЛекция 18. Тема: правовые требования по обезвреживанию и утилизации отходов
страница1/3
Дата публикации24.04.2013
Размер325.59 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
  1   2   3


ЛЕКЦИЯ 18.

ТЕМА: ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ
Постановка вопросов

Современное состояние законодательства об отходах и легальное определение их понятия. Особенности правового регулирования отношений собственности на отходы и управления в сфере обращения с отходами. Правовое регулирование обращения с отдельными видами отходов. Разрешение споров, виды правонарушений в сфере обращения с отходами и юридическая ответственность за их совершение.
1. Современное состояние законодательства об отходах и легальное определение их понятия

В отличие от существования природы, которая функционирует безотходно, следствием деятельности человека и общества является образование отходов, местом хранения, обезвреживания и утилизации которых является природная среда. Проблема обращения с отходами давно перешагнула национальные границы и приобрела глобальный характер. Если человечество не научится подобающим образом обращения со своими отходами, оно погубит себя в среде своих собственных отходов. Поэтому разрешению проблемы отходов посвящены не только многочисленные организационные, экономические, технические, биологические и многие другие научные разработки и природоохранные мероприятия, но и правовые меры, предусмотренные законодательными актами.

Социальная ценность правовых средств ограждения природы от загрязнения и засорения отходами заключается в обязательном характере юридических норм. Их посредством можно добиться внедрения в сферу взаимоотношений общества с природной средой организационных, экономических, инженерно-технических, биологических, физических, химических и других научных достижений в области охраны природной среды от загрязнения отходами. В настоящее время в основном сформирована законодательная база в сфере обращения с отходами, которая охватывает Законы «Об охране окружающей природной среды», «Об отходах»1, «Об обращении с радиоактивными отходами», «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» и другие законодательные акты.

Проблема обращения с отходами носит комплексный характер и охватывает как стадию предотвращения и снижения объемов образования отходов, так и стадию их сбора, переработки, утилизации, удаления, уничтожения, захоронения и т.д. На всех стадиях обращения с отходами главным требованием к любым видам деятельности являются защита окружающей природной среды и здоровья человека от негативного воздействия отходов, обеспечение бережного использования сырьевых и энергетических ресурсов, научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества по созданию и использованию отходов с целью обеспечения устойчивого экономического и социального развития.

В соответствии с положениями ст. 55 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны применять эффективные меры по снижению объемов образования и по обезвреживанию, переработке, безопасному складированию или захоронению производственных, бытовых и других отходов. Складирование, хранение или размещение отходов осуществляется только при наличии специальных разрешений на определённых местными Советами территориях в пределах, установленных ими лимитов с соблюдением санитарных норм и экологических требований способами, обеспечивающими возможности их дальнейшего хозяйственного использования и безопасность для окружающей среды и здоровья людей. Эти общие положения природоохранного закона нашли свою детализацию и конкретизацию в Законе «Об отходах», принятого 5 марта 1998 года. Они относятся к определению отходов, их производителям, обращению с отходами, местам их захоронения и т. д.

В нашей стране принята специальная правительственная Программа использования отходов производства на период до 2005 года1 и Общегосударственная программа обращения с токсичными отходами2. На их основе сформирована единая система требований по реализации государственной политики сфере обращения с отходами. Создание современной нормативной и технологической базы для формирования и реализации эффективной государственной политики в сфере обращения с отходами требует комплексного подхода на общегосударственном и региональном уровне при решении этой проблемы, имеющей особое значение для функционирования экономики в целом, отдельных ее отраслей и регионов, для социального развития и условий проживания населения.

К основным направлениям государственной политики в сфере обращения с отходами относится: обеспечение полного сбора и своевременное уничтожение и удаления отходов, а также соблюдение правил экологической безопасности при обращении с ними; сведение к минимуму возникновения отходов и снижение их опасности; обеспечение комплексного использования материально-сырьевых ресурсов; содействие максимально возможной утилизации отходов путем прямого повторного или альтернативного их использования; обеспечение безопасного удаления отходов, не подлежащих утилизации путем разработки соответствующих технологий, экологически безопасных методов и способов обращения с ними; организация контроля за местами и объектами размещения отходов для предотвращения их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека; осуществление комплекса научно-технических и маркетинговых исследований для выявления и определения ресурсной ценности отходов с целью их эффективного использования; содействие созданию объектов обращения с отходами; обеспечение социальной защиты работников, занятых в сфере обращения с отходами; обязательный учет отходов на основе их классификации и паспортизации.

Основным требованиями законодательства в области обращения с отходами являются сокращение объемов их образования и ликвидация путём утилизации, обезвреживания и максимального вовлечения в хозяйственный оборот, и на этой основе обеспечение сбережения природных ресурсов и предотвращения отрицательного влияния отходов на окружающую природную среду и здоровье человека. Наиболее распространённым в законодательстве является подразделение отходов на производственные и бытовые. В некоторых нормативных документах можно встретить обозначение производственных отходов в качестве производственно-хозяйственных или промышленных, а бытовые обозначаются как коммунально-бытовые. Но этими наименованиями не исчерпывается обозначение всего многообразия создаваемых отходов.

Под промышленными отходами в соответствии с требованиями государственных стандартов подразумеваются отходы производства, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшихся при производстве продукции или выполнении работ по сооружению или обслуживанию предприятия или утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства1. Несколько иначе определяются отходы в Законе «Об отходах», в соответствии со ст.1 которого, отходы - это любые вещества, материалы и предметы, образовывающиеся в процессе человеческой деятельности и не имеющие дальнейшего использования по месту образования или выявления, и от которых их собственник избавляется, имеет намерение или должен избавиться путём утилизации (переработки) или других операций. Такое понимание отходов заимствовано из норм международного права2.

Особое место среди многообразия видов образующихся отходов занимают опасные отходы, обращению с которыми действующее законодательство предъявляет повышенные требования. Опасными отходами являются отходы, физические, химические или биологические характеристики которых создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и которые требуют специальных методов и средств обращения с ними.
^ 2. Особенности правового регулирования отношений собственности на отходы и управления в сфере обращения с отходами

Правовое регулирование отношений собственности на отходы занимают значительное место в Законе «Об отходах». Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что закон признаёт отходы объектами права собственности. Ими в равной степени могут быть отходы, полученные в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности, т. е. производственные отходы, и отходы, образовавшиеся в результате ведения коммунально-бытового хозяйства, т. е. бытовые отходы. В качестве особых объектов права собственности закон выделяет опасные отходы, физические, химические или биологические характеристики которых создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья людей, и которые требуют специальных методов обращения с ними.

Не менее интересно в утилизационном законе обозначены субъекты права собственности на отходы. Ими в соответствии со ст. 9 Закона являются все физические лиц, т. е. граждане, в т. ч. иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, т. е. предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, а также территориальные громады и государство. При этом территориальные громады признаются собственниками отходов, которые образуются на их объектах собственности или находятся на их территории и не имеют собственника либо собственник которых неизвестен. В последнем случае отходы, не имеющие собственников либо собственники которых неизвестны, считаются бесхозяйными. Но, строго говоря, в связи с приведенной редакцией указанной нормы закона, как бы вменяющим такие отходы в собственность территориальных громад, без субъектных, т. е. бесхозяйных отходов быть не может.

Несколько иначе законом решается вопрос о праве государственной собственности на отходы. Государство выступает собственником отходов, которые образуются на объектах государственной собственности или находятся на территории страны и не имеют, собственника или собственник которых не известен, а также в других случаях предусмотренных законом. Отходы, образовавшиеся на объектах коммунальной собственности, не относятся к государственным отходам. Таким образом, сфера правосубъектности государства на производственные и бытовые отходы ограничена.

Законодательное закрепление права собственности на производственные и бытовые отходы за конкретными субъектами выступает в качестве юридического титула их права на владение, пользование и распоряжения ими, закреплённого в ст. 10 Закона. Правомочия владения, пользования и распоряжения производственными и бытовыми отходами, принадлежащими физическим и юридическим лицам не государственной формы собственности, осуществляются ими самостоятельно в пределах, определённых действующим законодательством. Определение режима использования бесхозяйных отходов возлагается на местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Они обеспечивают ведение учёта бесхозяйных отходов и несут ответственность за соблюдение условий обращения с ними и предотвращения их негативного воздействия на окружающую природную среду и здоровье людей.

В случаях приватизации государственных предприятий, на которых накоплен определённый объём отходов, право собственности на них и ответственность за причинённый ими вред здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц и окружающей среде переходит новому собственнику, если иное не предусмотрено законом или условиями приватизации этих предприятий. В этой связи важным является положение ст. 10 Закона о том, что условиями приватизации может быть предусмотрена солидарная ответственность прежнего собственника и собственника приватизированного предприятия.

Но если субъекты юридической ответственности как собственники отходов в лице предприятий, учреждений, организаций и граждан, причинившие вред в результате нарушения требований по обращению с отходами в ст. 43 Закона обозначены, то государство в их числе не значится. Таким образом, само государство как субъект права собственности на отходы освобождено от ответственности за вред, причинённый здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц или окружающей природной среде нарушением требований закона об обращении с отходами. Но такая ответственность государства в лице его органов может наступить на основании норм действующего гражданского законодательства, в т. ч. как собственника источников повышенной опасности, каковыми являются, например, радиоактивные и другие опасные отходы.

^ Управление отходами, принадлежащими на праве государственной собственности, осуществляется Кабинетом Министров Украины. В пределах компетенции центрального органа государственной исполнительной власти и согласно ст. 18 Закона Кабинету Министров в сфере обращения с отходами принадлежит: реализация государственной политики в сфере обращения с отходами; обеспечение разработки и выполнение общегосударственных и межгосударственных программ обращения с отходами и внедрение малоотходных и энергосберегающих технологий; обеспечение организационно-экономических основ в сфере внедрения малоотходных технологий и стимулирование сбора и утилизации отходов; координация работы министерств и других центральных и местных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами; утверждение порядка предоставление разрешений и определение условий сбора отходов; утверждение перечня опасных отходов; утверждение перечня отходов, трансграничная перевозка и удаление которых подлежит государственному регулированию, и организация контроля за их перевозкой и удалением; утверждение перечня видов ресурсово-ценных отходов, на которые распространяется разрешительный порядок предоставления права на их сбор и заготовку; утверждение перечня операций, связанных с утилизацией и удалением отходов; обеспечение создания в стране объектов для захоронения опасных отходов, которые не подлежат обезвреживанию и утилизации; определение порядка учета образование, утилизации и удаления отходов; организация подготовки специалистов в сфере обращения с отходами; обеспечение участия в международном сотрудничестве в сфере обращения с отходами. Кабинет Министров может осуществлять и другие полномочия в сфере обращения с отходами соответствии с действующим законодательством.

Управленческие полномочия местных государственных администраций в сфере обращения с отходами достаточно обширны. В соответствии со ст. 20 Закона, к ведению местных государственных администраций в сфере обращение с отходами относится: выполнение требований законодательства и центральных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами; участие в разработке общегосударственных программ рационального использования отходов и осуществление необходимых мероприятий для внедрения малоотходных и энергосберегающих технологий; организация разработки и осуществления региональных и местных программ обращения с отходами, а также обеспечение реализации общегосударственных программ; координация и содействие развитию предпринимательской деятельности в сфере обращения с отходами; осуществление контроля за использованием отходов с учетом их ресурсной ценности и требований безопасности для здоровья людей и окружающей природной среды; осуществление контроля за деятельностью объектов обращения с отходами; взаимодействие с органами местного самоуправления; разработка схем санитарной очистки населенных пунктов; организация и содействие созданию специализированных предприятий всех форм собственности для сбора, обработки, утилизации и удаления отходов, а также для изготовления, монтажа и сервисного обслуживания соответствующего оборудования; привлечение и объединение на договорных началах средств предприятий, учреждений, организаций и граждан, местного бюджета и внебюджетных фондов для финансирования строительства новых, расширения и реконструкции действующих объектов обращения с отходами, а также для изучения возможности утилизации отходов; складывание и ведение реестра объектов образования, обработки и утилизации отходов и реестра мест их удаления; организация ведения учета образования, переработки, обезвреживания, утилизации и удаления отходов и их паспортизации; содействие организации сбору и удалению бытовых и других отходов, в том числе отходов мелких производителей, созданию полигонов для их захоронения, а также осуществление раздельного сбора полезных компонентов этих отходов; утверждение по представлению органов Минэкоресурсов лимитов на образование и размещение отходов для предприятий, учреждений и организаций; определение в установленном законом порядке размера платежей за размещение отходов; выдача разрешений (лицензий) на право ведения деятельности, связанной с сбором, заготовкой и обработкой отдельных видов ресурсово - ценных отходов, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины; обеспечение ликвидации несанкционированных и неконтролируемых свалок отходов; содействие пропаганде законодательства об отходах среди населения и стимулирование населения к сбору и заготовке ресурсово - ценных отходов. При подготовке проектов местных бюджетов местные государственные администрации вносят предложения по привлечению средств, необходимых для осуществления мероприятий в сфере обращения с отходами.

Важные функции в сфере обращения с отходами выполняют органов местного самоуправления. В частности они обеспечивают: выполнение требований законодательства об отходах; разработку и утверждение схем санитарной очистки населенных пунктов; организацию сбора и удаления бытовых отходов, в том числе отходов мелких производителей, создание полигонов для их захоронения, а также организацию раздельного сбора полезных компонентов этих отходов; утверждение местных и региональных программ обращения с отходами и мер контроля за их выполнением; осуществление мероприятий по стимулированию субъектов хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами; решение вопросов по размещению на своей территории объектов обращения с отходами; координацию деятельности субъектов предпринимательской деятельности, расположенных на их территории, в пределах своей компетенции; определение в установленному законом порядке размеров платежей за размещение отходов; осуществление контроля за рациональным использованием и безопасным обращением с отходами на своей территории; ликвидацию несанкционированных и неконтролируемых свалок отходов и т.п. Органы местного самоуправления принимают решение об отводе земельных участков для размещения отходов и строительства объектов обращения с отходами.

Наряду с закреплением полномочий правительства, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, являющихся органами управления общей компетенции, действующим законодательством определены специально уполномоченные орган управления сфере обращения с отходами. Ими являются Министерство экологии и природных ресурсов, Государственная санитарно – эпидемиологическая служба и их органы на местах.

В соответствии со ст. 23 Закона ведению Минэкоресурсов и его органам на местах в сфере обращения с отходами относится: координация работы специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами и контроля за соблюдением требований экологической безопасности; осуществление государственного контроля за соблюдением требований экологической безопасности; проведение в установленном законодательством порядке государственной экологической экспертизы научно-исследовательских и технологических разработок и проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию предприятий, установок, полигонов, комплексов, сооружений и других специально отведенных мест или объектов по соблюдению требований законодательства и нормативов образования, обработки, утилизации и удаления отходов; внесение предложений Кабинета Министров Украины по установлению нормативов платы за размещение отходов и утверждению общегосударственных нормативов обращения с отходами; осуществление контроля за ведением субъектами предпринимательской деятельности первичного учета образования, сбора, обработки, утилизации и удаления отходов и их паспортизацией; создание информационно-аналитических систем и банков данных об объемах образования и обращения с отходами; установление в соответствии законодательством порядка осуществления операций в сфере обращения с отходами; выдача разрешений на осуществление операций в сфере обращения с отходами; выдача разрешений на трансграничную перевозку отходов; согласование проектов лимитов на образование и размещение отходов; согласование мест размещение объектов обращение с отходами; осуществление контроля за складыванием и ведением реестра объектов образования отходов и реестра мест удаление отходов; участие в разработке и согласовании нормативных документов, регулирующих вопросы обращения с отходами; разработка предложений по размещению объектов для обращения с опасными отходами и их перевозке по территории страны; заключение в предусмотренном законодательством порядке межведомственных международных договоров по сотрудничеству в сфере обращение с отходами и контроля за их трансграничной перевозкой; обеспечение обмена информацией с органами власти других государств и международными организациями в сфере обращение с отходами.

К компетенции Государственной санитарно-эпидемиологической службы в сфере обращения с отходами согласно ст. 24 Закона относится: осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением государственных санитарных норм, правил, гигиеничных нормативов образования, сбора, перевозки, хранения, переработки, утилизации, удаления, обезвреживания и захоронения отходов, а также обеспечения в стандартах, нормах, правилах и других нормативных документах по обращению с отходами требований безопасности для здоровья человека; определение приоритетных мероприятий по охране здоровья человека от отрицательного воздействия отходов; проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы проектно-сметной документации с целью определения мест размещения и технико-экономического обоснования проектов строительства, расширения и реконструкции объектов обращения с отходами; представление выводов государственной санитарно-гигиенической экспертизы по объектам обращения с отходами; установление санитарно-гигиенических требований к продукции, которая вырабатывается из отходов, и выдача гигиеничного сертификата на ее; методическое обеспечение и осуществление контроля при определении уровня опасности отходов. Государственная санитарно-эпидемиологическая служб в пределах своей компетенции может выполнять и другие функции сфере обращения с отходами.

Содержание полномочий специально уполномоченных органов управления сфере обращения с отходами свидетельствует о том, что в основном они сводятся к осуществлению координационных, контрольных, разрешительных, информационных и других функций, не относящихся к реализации правомочий собственности на отходы. Из этого следует, что органы государственной исполнительной власти, уполномоченные в законодательном порядке на осуществление прав собственника отходов от имени государства, в пределах предоставленных им полномочий не могут осуществлять их надлежащим образом.
  1   2   3

Похожие:

Лекция 18. Тема: правовые требования по обезвреживанию и утилизации отходов iconПоказатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса сточных...
Показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса сточных вод в поверхностные водные объекты, образования и утилизации...
Лекция 18. Тема: правовые требования по обезвреживанию и утилизации отходов iconПрограмма утилизации   старых автомобилей. Утилизируя старый автомобиль...
Прежде чем принимать решение об участии в программе утилизации 2011, необходимо убедиться в том, что Ваш автомобиль подходит под...
Лекция 18. Тема: правовые требования по обезвреживанию и утилизации отходов iconEco tourism community alternative 1 (tinku 07)
Этот проект будет сочетать различные визиты в традиционные коммуны недалеко от города Кочабамба, где волонтеры будут помогать организаторам...
Лекция 18. Тема: правовые требования по обезвреживанию и утилизации отходов iconЛекция тема: правовые основы управления и контроля в области охраны окружающей природной среды
Тема: правовые основы управления и контроля в области охраны окружающей природной среды
Лекция 18. Тема: правовые требования по обезвреживанию и утилизации отходов iconЛекция по дисциплине «Товароведение непродовольственных товаров»
Тема 10. Классификация, характеристика ассортимента и требования к качеству трикотажных товаров
Лекция 18. Тема: правовые требования по обезвреживанию и утилизации отходов iconЛекция № Тема : Внедрение и функционирование суоп
Основные требования к построению и функционированию системы управления охраной|охранением| труда (суоп)
Лекция 18. Тема: правовые требования по обезвреживанию и утилизации отходов iconЛекция по дисциплине «Товароведение непродовольственных товаров»
Тема Факторы, формирующие качество, конструкция и принцип действия пылесосов, стиральных машин, холодильников. Классификация ассортимента...
Лекция 18. Тема: правовые требования по обезвреживанию и утилизации отходов iconЛекция №1 Предмет, метод, система Лекция №2
Судебный пристав-исполнитель, иные органы и организации исполняющие требования исполнения документов
Лекция 18. Тема: правовые требования по обезвреживанию и утилизации отходов iconЛекция 10. Тема: правовая охрана атмосферного воздуха
Правовые регулирование управления, контроля, учёта и мониторинга в области охраны атмосферного воздуха. Разрешение споров и юридическая...
Лекция 18. Тема: правовые требования по обезвреживанию и утилизации отходов iconЛекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте,...
Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды от техногенных воздействий. Правовые меры охраны окружающей природной среды...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница