Учебно-методическое пособие подготовили: доцент кафедры философии сзагс абрамова Л. П., старший преподаватель кафедры философии сзагс варбенкова Т. М., под общей редакцией профессора, доктора философских наук Филиппова Г. Г


НазваниеУчебно-методическое пособие подготовили: доцент кафедры философии сзагс абрамова Л. П., старший преподаватель кафедры философии сзагс варбенкова Т. М., под общей редакцией профессора, доктора философских наук Филиппова Г. Г
страница1/19
Дата публикации24.04.2013
Размер1.52 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.
Этические аспекты функционирования государственной службы как социального института

(Материалы к курсу лекций «Этика и культура управления»)

Санкт-Петербург

2008

Учебно-методическое пособие подготовили: доцент кафедры философии СЗАГС Абрамова Л.П., старший преподаватель кафедры философии СЗАГС Варбенкова Т.М., под общей редакцией профессора, доктора философских наук Филиппова Г.Г.

Авторы выражают благодарность за техническую помощь выпускнику СЗАГС Цепляеву А.Ю.

План

Введение………………………………………………………………………………………………….. 4

1. особенности этики частных специальных систем……………………………..7

1.1. Этапы становления и развития профессиональной морали ..............................……………….7

1.2. Служебная этика……………………………………………………………………………………....16

1.3. Этика управления……………………………………………………………………………………..17

1.4. Этика замкнутых идеологизированных систем………………………………………………….22

1. Особенности этики частных специальных систем. 11

1.1. Этапы становления и развития профессиональной морали. 11

2.3. Этика управления. 22

1.4. Этика замкнутых идеологизированных систем. 26

П. Этика в традиционной организационной структуре государственной службы. 33

2.1. Основные этические принципы и нормы в традиционной государственной службе. 33

2.2. Негативные следствия в этике государственной службы , порождаемые традиционной организацией госслужбы. 41

Ш. Эволюция этики государственной службы в обществе развитых демократий. 48

3.1. Основные направления изменения традиционной организационной структуры государственной службы. 48

3.2. Особенности изменений в традиционной этике государственной службы в условиях реформ. 60

IV. Особенности государственной службы российского трансформирующегося общества. 67

4.1. Особенности трансформации организационной структуры государственной службы России. 67

4.2. Становление новой этики государственной службы России. 80

V. Этические нормы государственной службы в писаных и неписаных правилах. 91

5.2 Рыночный характер нового государственного служащего 99

5.3 Национальные традиции в деловом этикете чиновника. 103

Заключение. 106

Список литературы. 111

Приложение № 1 120

12.2. Шире область, регулируемая правом. 133

12.3. Право и мораль регулируют различные области. 133

12.4. Практически они регулируют одно и то же. 133

15.0. Что такое управленческая этика? 133

16.0. Как соотносятся между собой нравственная культура в сфере управления и культура управления. 133

17.0. Какое место занимает мораль в профессиональной этике государственного служащего? 134

18.0. Имеются ли в организации и в процессе функционирования государственной службы специфические моменты, дестабилизирующие мораль государственных служащих? 134

18.1. Практически, при правильном правовом обеспечении, их нет. 134

18.2. Да, такие особенности есть. 134

18.3. Нет, объективно их нет. 134

18.4. При четких должностных инструкциях и контроле исполнения таких моментов нет. 134

19.0 Что, в основном, влияет на содержание понятия «ответственность» государственных служащих? 134

19.1. Тип и характер государства. 134

19.2. Этика идеологизированных групп, осуществляющих власть. 134

19.3. Правовая трактовка основных законов государства. 134

19.4. Личная позиция государственных служащих. 134

20.1. Профессионализм есть углубление компетенции в специальных отраслях управления. 134

20.2. Необходимость расширения знаний в сфере правовых аспектов управления. 134

20.3. Развитие способности к общению, умение достигать консенсуса разных точек зрения в управленческих решениях. 134

20.4. Способность прогнозировать нравственные результаты принимаемых решений. 134

21.1. Обеспечение справедливости для подавляющего большинства общества. 134

21.2. Обеспечение равных условий каждому члену общества. 134

21.3. Создание равных условий равным по социальному статусу граждан. 134

21.4.Обеспечение равных возможностей для разных по интересам групп. 134

23.1.Этикет государственного служащего более проработан и захватывает большие области регулирования. 135

23.2. Он более строго регламентирует все отношения. 135

23.3. Он такой же, как и любой другой профессиональный этикет. 135

23.4. Он играет вспомогательную роль, основную роль играют правовые основы регуляции отношений. 135

24.0. Как личность усваивает требования профессионального долга? 135

24.1. В основном, в специальных учебных профессиональных заведениях. 135

24.2. При начале работы, из должностных инструкций, требований руководителей, поведения сослуживцев. 135

24.3. Знакомство с содержанием основных требований происходит в учебных заведениях, через должностные обязанности, а самовоспитание в следовании долгу – всю трудовую жизнь. 135

25.0. Бюрократия. 135

25.1. Особый слой людей, осуще5ствляющих властные полномочия. 135

25.2. Специфическая форма реализации власти, осуществляемая привилегированной кастой, которой присущ особый корпоративный интерес. 135

25.3. Превращение государственных задач в канцелярские. 135

25.4. Особая форма организации труда, предполагающая четкость, слаженность, преданность корпоративному интересу. 135

26.0. Коррупция. 135

26.1. Имеет место практически во всех странах, является составной частью и условием функционирования теневой экономики. 135

26.2. Преступная деятельность в политической, экономической, военной и др. сферах, заключающаяся в использовании должностными лицами своих властных возможностей и служебного положения в целях личного обогащения. 135

26.3. Явление, порождаемое сращиванием этики государственной службы с этикой бизнеса, при доминировании принципа «делового макиавеллизма» - прибыль любой ценой. 135

26.4. Подчинение целей и средств целям государственной службы, политики и позиции – «политика вне морали». 135

27.0. Какая из причин предопределяет наибольшее распространение коррупции? 135

27.1. Падение нравственных основ деятельности государственной службы. 135

27.2. Отсутствие жесткой системы контроля деятельности государственного аппарата со стороны законодательной власти. 135

27.3. Превращение бюрократии в обществе и государстве в особый корпоративный слой, наделенный широкими полномочиями. 136

27.4. Кризис права, его непроработанность, отрыв от реальности. 136

28.0.Что является важнейшим в деятельности государства по преодолению коррупции? 136

28.1. Скорейшее принятие этического кодекса государственной службы. 136

28.2. Совершенствование права, регламентирующего деятельность государственного аппарата, принятие закона о противодействии коррупции. 136

28.3. Совершенствование контроля и создание дееспособной оппозиции. 136

28.4. Комплекс мероприятий по преодолению бюрократизации власти, отрыва законодательной власти от исполнительной и укрепление систем контроля сращивания управленческого аппарата и предпринимательских структур. 136

29.0. Цивилизацию определяют как: 136

29.1. Материально-техническую базу духовной культуры общества. 136

29.2. Систему духовных ценностей общества. 136

29.3. Рационально-логическое осмысление человеческого бытия. 136

30.0. Социальный прогресс характеризуется как: 136

30.1. Традиционное сохранение социальных структур, характерных для предшествующих этапов развития общества. 136

30.2. Движение общества как системы по нисходящей линии. 136

30.3. Отсутствие негативных изменений в различных областях социальной жизни. 136

30.4. Поступательное движение общества от низших ступеней развития к высшим. 136

31.0. Традиция. 136

31.1. Поведение людей, постоянно воспроизводящее ранее сложившийся уклад жизни. 136

31.2. Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. 136

31.3. Поведение, при котором форма строго канонизируется и начинает доминировать над содержанием поведения людей. 136

31.4. Поведение людей, культивирующих изживший себя уклад жизни. 136

32.0. Кодекс моральный. 136

32.1. Свод нравственных норм, предписываемых к исполнению и отражающих нравственные требования, которые уже выработало моральное сознание общества. 136

32.2. Специально сконструированная совокупность норм, предполагающая жестко закрепленную систему поведения. 136

32.3. Свод нравственных норм, предписываемых к исполнению и закрепленных в праве. 136

32.4. Свод нравственных норм, отражающий какой – либо общий принцип, из которого можно выводить все правила поведения. 136

33.0. Когда закладываются основы внутрикорпоративной морали? 137

33.1. В позднем средневековье. 137

33.2. В начале нового времени. 137

33.3. На рубеже XIX – XX веков. 137

33.4. В середине ХХ века. 137

34.0. С какими процессами связано формирование корпоративной морали? 137

34.1. Образованием абсолютистких государств, ростом городов и развитием межгосударственной торговли. 137

34.2. Формированием индустриального общества. 137

34.3. Образованием крупных промышленных корпораций. 137

34.4. Глобализацией экономических отношений. 137

35.0.Что прежде всего определяет основное содержание профессиональной морали государственных служащих? 137

35.1. Господствующее право и должностные интересы детально регламентирующие деятельность государственных служащих. 137

35.2. Утвержденные этические кодексы государственной службы. 137

35.3. Основные цели и функциональная структура органов государственной службы. 137

35.4.Сложившиеся традиции, обычаи и привычки в органах государственной власти. 137

36.0. Чем определяется суть категории «служения» в деятельности государственной власти? 137

36.1. Неукоснительным исполнением своих должностных обязанностей. 137

36.2. Совершенствованием профессионализма и компетенции. 137

36.3. Следованием при осуществлении профессиональной деятельности принципу «общественное благо выше личных целей». 137

36.4. Следование строгой субординации и всем должностным инструкциям. 137

37.0. Что является главным в решении нравственных проблем государственного аппарата? 137

37.1. Совершенствование правового регулирования деятельности государственных служащих. 137

37.2. Восстановление рычагов контроля и управления деятельностью административных органов. 137

37.3. Нравственное оздоровление в административной среде невозможно без коренных изменений в жизни общества. 137

37.4. Принятие этического кодекса государственной службы. 137

Введение.

Мы живем в эпоху трансформирующихся обществ, что в широком смысле означает ускорение всех жизненных процессов. В таких условиях, с одной стороны, традиционная государственная служба переживает кризис, как и многие традиционные институты, с другой стороны, сохранение инвариантной социальной роли чиновничества как опоры политического режима привело к тому, что государственные служащие стали категорией граждан, более защищенной, чем все остальные. Эти явления, ставшие очевидными в наиболее развитых странах к концу 70-х гг. ХХ века, негативно сказались на государственной службе и поэтому вынудили искать новые подходы. В России эти процессы в девяностых годах ХХ века наложились на коренную «ломку» прежних общественных отношений, смену системы ценностей.

За рубежом эта проблематика начала осознаваться в 80-х – начале 90-х гг., когда она вышла за пределы университетских аудиторий и ворвалась в правительственные учреждения, штаб-квартиры профессиональных организаций и групп интересов. Тогда были приняты многие законы об этической ответственности чиновников, профессиональные кодексы государственных служащих, когда стали создаваться различные институты (комиссии, советы, министерства), занимающиеся борьбой с коррупцией и обеспечением этичного поведения. Соответственно, в это время появилась и литература, начали проводиться конференции, семинары, посвященные данной проблеме и т.д.1

В России же проблемы этики государственной службы еще недостаточно исследованы. В научных журналах печатаются единичные статьи, в учебных пособиях по государственной службе упоминаются эти проблемы, делаются доклады на эту тему на различных конференциях. Однако нет глубокого, комплексного исследования.1

Проблема формирования эффективного кадрового потенциала государственной службы остается в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем государственного управления России. Это следует, прежде всего, из анализа кадрового корпуса органов исполнительной власти всех уровней, приведенного в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию (2003 г.), и поставленных в нем задач.

В послании подчеркивается, что достигнутые в настоящее время успехи в социально-экономическом развитии России обусловлены в основном благоприятными внешними факторами, однако, по-прежнему, острой остается проблема недостаточной эффективности государственной власти в РФ. Президент отмечает, что «несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей».

Целью данной работы является рассмотрение главных подходов к вопросам роли и значения этических аспектов государственной службы в трансформирующихся обществах. Для этого, рассмотрим основные современные организационные изменения на государственной службе, влияние этих изменений на этику государственной службы, и, наконец, особенности этики государственной службы в России.

В соответствии с выдвинутыми задачами структура работы имеет четыре главы. В них предлагается рассмотреть:

- Во-первых, формирование этических профессиональных норм в традиционных обществах, а также факторы определяющие функционирование морали в замкнутых (закрытых) идеологизированных системах.

  • Во-вторых, этические профессиональные нормы в традиционной организационной структуре госслужбы, а также факторы, влияющие на возникновение негативных тенденций в морали чиновников.

  • В-третьих, основные тенденции изменения этических норм государственной службы в последней трети ХХ века, и факторов, их обуславливающих.

  • В четвертых: особенности протекания процессов трансформации этических норм государственной службы в России в условиях осуществляемых экономических, правовых и административных реформ.

  • В пятых: этические нормы, содержащиеся в писаных и неписаных правилах поведения госслужащих и представляющие складывающуюся инвариантную интернациональную систему профессиональных моральных регуляций.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Учебно-методическое пособие подготовили: доцент кафедры философии сзагс абрамова Л. П., старший преподаватель кафедры философии сзагс варбенкова Т. М., под общей редакцией профессора, доктора философских наук Филиппова Г. Г iconИстория болезни обследование больного и оформление
Обследование больного и оформление истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов III курсов. / Сост.: коллектив сотрудников...
Учебно-методическое пособие подготовили: доцент кафедры философии сзагс абрамова Л. П., старший преподаватель кафедры философии сзагс варбенкова Т. М., под общей редакцией профессора, доктора философских наук Филиппова Г. Г iconСтарший преподаватель кафедры логопедии бгпу имени М. Танка
Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. – Мн.: Нмцентр, 2000
Учебно-методическое пособие подготовили: доцент кафедры философии сзагс абрамова Л. П., старший преподаватель кафедры философии сзагс варбенкова Т. М., под общей редакцией профессора, доктора философских наук Филиппова Г. Г iconПод редакцией доктора юридических наук, профессора
Воротилин Е. А., канд юрид наук, доцент — гл. 2, 3, 4 (§ 1, 2), гл. 14 (§ 1—4, § 6 в соавторстве с О. Э. Лейстом), гл. 17 (§ 1—3),...
Учебно-методическое пособие подготовили: доцент кафедры философии сзагс абрамова Л. П., старший преподаватель кафедры философии сзагс варбенкова Т. М., под общей редакцией профессора, доктора философских наук Филиппова Г. Г iconКурс лекций тюмень 2011 удк 1 ббк 87
Ефремова Татьяна Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Тюменского государственного нефтегазового универси­тета...
Учебно-методическое пособие подготовили: доцент кафедры философии сзагс абрамова Л. П., старший преподаватель кафедры философии сзагс варбенкова Т. М., под общей редакцией профессора, доктора философских наук Филиппова Г. Г iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине...
Разработчики: к и н., доцент кафедры И. А. Сороковик, старший преподаватель кафедры С. Н. Шабуневич
Учебно-методическое пособие подготовили: доцент кафедры философии сзагс абрамова Л. П., старший преподаватель кафедры философии сзагс варбенкова Т. М., под общей редакцией профессора, доктора философских наук Филиппова Г. Г iconФакультета философии и социальных наук
М. А. Можейко, профессор кафедры социологии Белорусского государственного университета (0,5), доктор философских наук
Учебно-методическое пособие подготовили: доцент кафедры философии сзагс абрамова Л. П., старший преподаватель кафедры философии сзагс варбенкова Т. М., под общей редакцией профессора, доктора философских наук Филиппова Г. Г iconМетодические указания и тестовые задания к специализированному курсу по фармацевтической химии “
Тесты составлены доцентами кафедры фармацевтической химии Л. И. Котловой, Т. А. Смолянюк, канд фарм наук В. И. Семериковой, ассистентом...
Учебно-методическое пособие подготовили: доцент кафедры философии сзагс абрамова Л. П., старший преподаватель кафедры философии сзагс варбенкова Т. М., под общей редакцией профессора, доктора философских наук Филиппова Г. Г iconУчебно-методическое пособие
Петров с. В. преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин квш мвд россии
Учебно-методическое пособие подготовили: доцент кафедры философии сзагс абрамова Л. П., старший преподаватель кафедры философии сзагс варбенкова Т. М., под общей редакцией профессора, доктора философских наук Филиппова Г. Г iconБиохимия лабораторный практикум
Разработана: докт мед наук, профессор Т. П. Бондарь кафедры Физико-химические основы медицины, лабораторной диагностики и фармакологии;...
Учебно-методическое пособие подготовили: доцент кафедры философии сзагс абрамова Л. П., старший преподаватель кафедры философии сзагс варбенкова Т. М., под общей редакцией профессора, доктора философских наук Филиппова Г. Г iconПрофессора Фрунзель и Дерибасов
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница