Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб.: «Издательство «диля»


НазваниеЗакон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб.: «Издательство «диля»
страница1/30
Дата публикации05.03.2013
Размер5.65 Mb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30






Керимов Г. М.

Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. — СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2009. — 512 с.


Основу книги составляет анализ главных разде­лов канонического Шариата — мусульманское пра­во, положения, регулирующие торговлю и финансы, налоговую систему, законы о семье и браке, мусуль­манские обряды и праздники, запреты и наказания. В книге указано также значение Шариата в совре­менном мире, в том числе в России. Комплексно рас­смотрены важнейшие положения Шариата, согласно пяти основным мазхабам.

Автор книги — известный исламовед, доктор исторических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломо­носова, профессор кафедры религиоведения Рос­сийской Академии государственной службы при Президенте РФ, руководитель Университета мусуль­манской культуры.

© Керимов Г. М, 2007 © «ДИЛЯ», 2009

© Оформление «Издательство «ДИЛЯ», 2009

ВВЕДЕНИЕ
Посвящается памяти отца Мешади Мухаммада и деда Хаджи шейх аль-Карама.
В изучение Ислама как религиозной системы зна­ние основ Шариата — систематизированного свода мусульманских законов — имеет первостепенное значение.

Обоснование правовых норм тем или иным ве­роучением всегда было характерным и распростра­ненным явлением. В этом отношении мусульманская юриспруденция не является исключением. И тем не менее Шариат не имеет аналога в других религиоз­ных законодательных системах.

Иногда Шариат ошибочно отождествляют с му­сульманским правом. В действительности же Шари­ат охватывает более широкий круг вопросов. В Ша­риате освещаются, с точки зрения Ислама, как свет­ские, так и религиозные проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйствен­ную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды, праздники и многое другое, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусуль­манской общины. В Шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволяемые, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских правоведов, Шариат и его законы должны охваты­вать жизнь и деятельность мусульманина от колыбе­ли до могилы…

^ Мусульманское право (фикх) является составной частью Шариата. В Шариате определяются нормы сельскохозяйственной деятельности, условия аренды и составления земельного кадастра; рассматриваются вопросы производства и потребления продуктов пи­тания, взимания налогов с мусульман и иноверцев; нормы, регулирующие финансовые и торговые опе­рации; сюда же включены правила убоя животных, охоты и рыболовства — при этом все проблемы рас­сматриваются в Шариате с позиций Ислама. Ранее в мусульманских странах даже такие акты, как до­говоры о купле-продаже, об аренде земли и домов, о займе денег и т. д., заключались у духовных судей-кадиев. Благодаря этому влияние религии на обще­ственную и частную жизнь было значительно силь­нее, нежели в христианских странах или в странах Дальнего Востока, где государственное, уголовное и гражданское право не зависело от религии и где за­коны издавались светской властью.

Мусульманское право в настоящее время пред­ставлено в Шариате пятью основными юридически­ми школами (мазхаб), возникшими в VIII-X вв.: хани-фитской, маликитской, шафиитской, ханбалитской и джа'фаритской. Имущественное, наследственное и уголовное право, институт адвокатуры, правила и формы принятия присяги, клятвенных обещаний, вопросы поручительства и гарантии, указания о вак-фах разработаны на основе пяти основных юриди­ческих школ.

Отличия редакций Шариата в зависимости от юридической школы, как правило, не носят су­щественного и принципиального характера. Так, джа'фариты, в отличие от других мазхабов, узако­нили временный брак. В призыве верующих к мо­литве, в подаче милостыни, в оформлении молит­венных домов, в толковании основ мусульманского государства и в положении о его верховном правите­ле джа'фаритская трактовка также несколько отли­чается от других четырех мазхабов. Высказывания и поступки членов семейства Пророка Мухаммада, особенно изречения двенадцати имамов, в правовых нормах джа'фаритского мазхаба имеют юридичес­кую силу.

Источниками Шариата и мусульманского права являются Коран, Сунна (изречения и деяния Мухам­меда), кияс (аналогия), иджма (согласованное мнение крупных правоведов и богословов), фетвы (юриди­ческие заключения высших духовных лиц), адаты (традиции, обычаи арабов и других народов, испо­ведующих Ислам). Согласно исламским традициям, главные источники Шариата — Коран и Сунна, и все прочие источники не должны им противоречить. По­этому мусульманские правоведы ограничены в своих действиях и самостоятельно могут решать юридичес­кие вопросы на основании других источников, толь­ко если по данным вопросам нет указаний в Коране и Сунне. В то же время, поскольку в Коране и Сунне нет конкретных ответов на некоторые вопросы, ка­сающиеся регулирования жизни общины верующих, именно Шариату принадлежит главное место в ре­шении этих вопросов.

Принципиальное отличие Шариата от христиан­ского права и других религиозных законодатель­ных систем заключается в том, что последние, хоть и функционировали на протяжении многих веков, никогда не заменяли полностью сосуществовавшие с ними светские правовые нормы, тогда как мусуль­манский мир с момента возникновения Ислама в VII в. и вплоть до конца XIX в., по существу, не знал других законодательных систем, кроме Шариата. Следует, однако, отметить, что в середине XIX в., в период танзимата, в судоустройстве и судопроиз­водстве Османской империи была сделана попытка отделить светские по форме дела от шариатских; в функциях и компетенции двух типов судебных орга­нов не было четких разграничений.

* * *

Автор начал исследовать законы Шариата с 1960 г. и опубликовал несколько книг по данной проблеме: «Шариат и его социальная сущность» (М., 1978, «Из­дательство восточной литературы); «Шариат — закон жизни мусульман» (М., 1999, «Леном»), а также ряд статей и брошюр.

В годы советского строя публиковать работы по Шариату было довольно сложно и трудно. Для этого была важная причина. Ибо Шариат — систематизи­рованный свод мусульманских законов — опирает­ся на право и логику, бороться с которыми партий­ным идеологам было очень трудно. Поэтому партия и власть всячески препятствовали публикации книг по Шариату. Но в то же время они прекрасно пони­мали, что без исследования основ Шариата трудно понять Ислам — мировую религию. Естественно, вы­ход в свет монографии автора «Шариат и его соци­альная сущность» в 1978 г. вызвал сенсацию. Бого­словы, верующие, атеисты-пропагандисты приняли ее по-разному.

Было написано более 40 анонимных писем, в которых утверждалось, что книга мешает, созда­ет трудности в антирелигиозной работе. Верующие и богословы читали книгу в мечетях и религиозных учебных кругах. Несмотря на все трудности книга все-таки была издана, и автор искренне благодарит людей, помогавших ему при выпуске в свет книги «Шариат и его социальная сущность». Утверждали книгу к печати руководители Института научно­го атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС и руководители кафедры религиоведения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносо­ва. Особую благодарность автор выражает доктору философских наук Окулову Александру Федорови­чу, доктору философских наук Лисавцеву Эмилю Ивановичу, доктору философских наук Курочкину Павлу Константиновичу, доктору философских наук

Зулфие Аббдулхановне Тажуризиной, доктору фило­софских наук Яблокову Игорю Николаевичу. Автор также приносит свою благодарность директору «Из­дательства восточной литературы» — Дрейеру Олегу Константиновичу, ответственному редактору, докто­ру исторических наук, профессору, Людмиле Рафаи-ловне Полонской, издательскому редактору Тамаре Константиновне Гарушиянц.

Автор также благодарит: посольства Египетской республики, Королевства Саудовской Аравии, Ис­ламской республики Иран, которые способствовали поездке автора в старейший исламский университет Аль-Азхар в Каире, Мекку и Медину, Тегеран и Кум (Центр шиитского духовенства в Иране) для сбора материалов по Шариату и совершенствования зна­ния арабского и персидского языков.

Автор также благодарит Издательство «ДИЛЯ», подготовившее к выходу в свет данное дополненное и переработанное издание книги «Шариат: закон жизни мусульман. Ответы на проблемы современ­ности», куда вошло много материалов, которые опуб­ликовать раньше не имелось возможности.

Глава 1 СИСТЕМА СУДОПРОИЗВОДСТВА
^ СООТНОШЕНИЕ КОРАНА И СУННЫ В ШАРИАТЕ

Главными источниками Шариата являются Ка­лам Аллах и Суннатп ан-Наби — Слово Аллаха и тра­диция Пророка Мухаммада (хадисы). Все остальные источники — иджжа (согласованное мнение автори­тетных богословов по религиозно-юридическим воп­росам), фетпвы (юридические и богословские заклю­чения теологов), кияс (решение вопросов по преце­дентам), — имеющие важное значение для Шариата, не должны противоречить Корану и хадисам.

Арабское слово «хадис» означает «передавать со­общение, рассказывать». В исламской традиции хадис — это рассказ о высказываниях и поступках Пророка Мухаммада и его сподвижников. «Хадис» означает также «новый, но не древний; тот, что по­явился позже».

Коран является Словом Аллаха, а хадис — словом человека, т. е. словом Пророка Мухаммада. Хадис дополняет и разъясняет коранические установления. Так, например, в Коране сказано, что мусульмане должны молиться. Но как именно молиться? Как это должно осуществляться на практике? Ответ дают ха­дисы: «Молитесь так, как я молился...», а сподвижни­ки Пророка рассказывали и показывали, как молил­ся Пророк. Этому образцу, который зафиксирован в Шариате, и следуют мусульмане.

Оправдывая или осуждая тот или иной поступок, мусульманин ссылается на хадисы Пр0р^. Это означает, что поступок оценивается по аналогии с поступками Пророка Мухаммада. С этой точки зре­ния хадис — слово Пророка, его указание, как посту­пать в том или ином случае. Поступки Пророка, Даже молчание его, означают согласие с чем-либо, разъяс­няя различие между хадисом и Кораном, богословы говорят: «Сунна — образец практическое примене­ния повелений Корана в жизни».

Коран дарован людям через посланника Аллаха, и миссия Пророка Мухаммада заключалась в том, чтобы довести это послание до людей в том виде, в каком оно было дано. Пророк объясняет и комменти­рует Коран так, как ему внушил Бог.

С точки зрения Шариата, Пророк Мухаммад —
первый комментатор Корана, его изречения хадисы — служат средством понимания Корана.

Так, в Шариате зафиксирован случай связанный с мусульманским постом, соблюдаемый в ме­сяце рамадан. Еще при жизни Пророка Мухаммада его сподвижники узнали от него, что Аллах послал аяты о соблюдении поста, и стали поститься согласно Корану. Однажды кто-то из сподвижников спросил Мухаммада: «Если человек забыл что идет рамадан, и принял пищу, будет нарушен его» пост или нет?» В Коране не содержится ответа на этот вопрос. Пророк сказал, что «если кто-либо забыл о посте и принял пищу или воду, его пост не нару­шен».

Другой пример. В Священном Коране (2:228; 11:14; 17:28 и др.) имеются аяты относительно мо­литв, которые должны исполняться неукоснительно. Указывают они, в частности, и время молитвы, но остается неизвестным, когда именно нужно начи­нать молитву и когда завершать, сколько ракатов (циклов поясных и земных поклонов) необходимо совершить и т. д. Ответы на эти вопросы содержатся в словах и поступках Пророка.

Хадис и Сунна также относятся к Священному Откровению. Архангел Джабраил явился к Пророку Мухаммаду не только с Кораном, но и с хадисами и Сунной. Хадисы должны восприниматься не как Слово Аллаха, а как мысль, отражающая Его Волю. Во время богослужения и молитвы Коран необходимо читать только на арабском языке, а комментировать его разрешается и на других языках. Слово Пророка Мухаммада, несущее в себе законодательный (шар'и) акт, также имеет статус священности.

Коран является первым источником Шариата, а хадис и Сунна — вторым. Коран в целом и все его ая­ты в отдельности являются категорическими, после­довательными, нерасчлененными, тогда как хадисы не имеют такого императива абсолютности.

Коран и хадисы являются вахюн, что на арабском языке означает «откровение, вдохновение, внуше­ние». При этом Коран абсолютен, он имеет самую высокую чистую степень откровения, исходящую непосредственно от Аллаха. Использование хадисов в качестве важнейшего после Корана источни­ка началось уже при жизни Пророка Мухаммада. Сподвижники Пророка, праведные халифы — Абу Бакр, Умар, Усман, Али, — следили за тем, чтобы не распространились ложные хадисы от имени Проро­ка. Рассказывают, что однажды некий человек обра­тился к халифу Абу Бакру относительно наследства. При этом он ссылался на хадис Пророка Мухаммада. Абу Бакр спросил: «Может ли еще кто-нибудь под­твердить, что данный хадис действительно принад­лежит Пророку?» Поиск свидетеля был продиктован тем, что в тот период многие хадисы бытовали толь­ко в устном изложении. Они еще не были собраны в отдельные сборники. Запись хадисов началась еще при жизни Пророка Мухаммада. Абу Хурайра со­общает, что Абдулла ибн Умар записывал их. Дво­юродный брат и зять Пророка Мухаммада, халиф Али, настаивал, чтобы хадисы записывали с имена­ми рассказчиков. Великий сподвижник Пророка Абу Хурайра рассказал 5354 хадиса.

Согласно Шариату, считается ошибочным сужде­ние, будто основу Ислама составляет только Коран и что нет необходимости обращаться к хадисам. Все, что в Коране не досказано, не прояснено до конца, все, что требует разъяснения, находится в сужде­ниях Пророка Мухаммада. Сам Пророк говорил об этом: «Знайте, мне ниспослана книга Коран и допол­нительно столько же. Знайте, что мне ниспослан Ко­ран и еще подобие Корана».

Шариат предупреждает мусульман не совершать ошибку, полагая, что все запреты Аллаха — в Кора­не, что вне Корана нет запретов. Пророк Мухаммад говорил: «Я запретил вам столько же вещей или же больше, чем запрещено в Коране, ибо эти запреты я получил через откровения».

Запреты Корана и запреты Пророка, зафиксиро­ванные в канонах Шариата, равны. Пророк запре­щает употреблять в пищу мясо хищных животных и птиц, например, волка, шакала, льва, тигра и т.д. Эти запреты есть только в Сунне Пророка и в Шари­ате; в Коране о них ничего не сказано.

В изречениях Пророка Мухаммада встречается немало суждений, относящихся к практическим по­вседневным делам. Это суждения Пророка о пище, напитках, сне, о способах примирения поссоривших­ся, о купле-продаже, формах одежды, о земледелии, о медицине, размещении гостей и т. д. Все эти воп­росы скрупулезно систематизированы в Шариате.

Мусульманские правоведы всех направлений и толков Ислама требуют руководствоваться следую­щим хадисом. Пророк Мухаммад, говорится в нем, назначил правителем Йемена своего сподвижника — известного ученого, факиха Муаза. Пророк спросил Муаза: «Когда прибудешь в место назначения, чем ты будешь руководствоваться в решении вопросов, которые возникнут?» Муаз ответил: «Книгой Аллаха Кораном». Пророк спросил: «А если не найдешь от­вета в Книге?» Муаз ответил: «Сунной посланника Аллаха». Пророк спросил: «Если и там не будет отве­та?» Муаз ответил: «Тогда буду решать своим умом и иджтихадом» (т. е. самостоятельным, собственным суждением по религиозным и правовым вопросам). Такой ответ удовлетворил Пророка.

Коран — уникальный религиозный и историчес­кий памятник мирового значения, Священное Писа­ние и откровение, без которого нельзя понять самую молодую мировую религию — Ислам, а также мораль, нравственность, поведение и психологию мусульман. На основе мусульманской традиции, Шариата, и ис­ламской педагогики исследование и освоение Кора­на осуществляется в следующих направлениях:

  • чтение и заучивание наизусть аятов (стихов) Ко­рана на арабском языке для исполнения молит­венных обрядов и ритуалов;

  • изучение содержания Корана на основе коммента­торских трудов;

  • изучение Корана как религиозно-культурного, исторического, социального и юридического па­мятника;

  • исследование Корана с точки зрения языкозна­ния, как памятника классического арабского язы­ка;

  • изучение Корана как классического памятника арабской письменности и каллиграфического ис­кусства и т. д.

В положениях Шариата указывается, что по отноше­нию к Корану хадис выполняет две задачи: дает свое толкование или разъяснение, добавляет к нему новые суждения. Во всех случаях хадис нельзя смешивать со

Словом Аллаха, ибо хадис имеет лишь пояснительный статус. Коран есть фундамент, основа вероучения Ис­лама, а комментарии — его строение. Для любой мыс­ли хадиса существует основа в Коране.

На протяжении всей истории Ислама мусульман­ские правоведы и богословы опасались того, что лю­ди не всегда смогут установить различие между не­бесным посланием Калам Аллах (Словом Аллаха) и словом Посланника Его, что люди могут искажать их или сами придумывать, приписывая Пророку. Это означает, что разъяснение смысла и перевод не тож­дественны Корану.

Поскольку на Сунне — хадисах лежит самая боль­шая ответственность за правильное понимание Священного Писания Ислама, Шариат устанавли­вает строгие правила применения хадисов: следует прежде всего точно установить, кто передает изре­чения Пророка; рассказывающий хадисы должен быть знатоком Корана и Сунны. По мнению ислам­ских богословов, абсолютного доверия заслуживают сподвижники Пророка — сахаба (асхаб) и табиин (люди, непосредственно общавшиеся с асхабами — сподвижниками Пророка Мухаммада).

Шариат и мусульманская историография полно­стью доверяют сахаба и утверждают, что они отно­сились к Пророку с любовью и преданностью, ибо слова Пророка — величайшая истина. Все эти исти­ны рассказывали и передавали сахаба.

Хадисы имеют иснад — цепь передатчиков, пер­вые из них обязательно примыкают к самому Проро­ку. Передатчики хадисов должны быть надежными, не случайными людьми.

Имам Малик (713-795), основатель маликитского мазхаба — один из крупнейших собирателей хади­сов, говорил, что «наука о хадисах — это религия, и вы должны обратить внимание, от кого получаете эту религию».

Основной догмат Ислама — поклонение едино­му Богу — Аллаху и признание Пророка Мухаммада посланником Аллаха. Сущность Аллаха и Его атрибу­ты изложены в Коране и хадисах Пророка: «Он — Ал­лах — един, Аллах вечный, не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один» (112:1-4).

На этих коранических словах и изречениях Про­рока зиждится мусульманский монотеизм, его суть изложена мусульманскими теологами, правоведами и философами следующим образом, основательно рас­крывающим сущность коранического монотеизма: «Аллах один, не имеет себе равного, слышит, видит. Он есть не тело, не материальная вещь, не величина, не форма, не плоть, не кровь, не душа, не субстанция, не акциденция, не наделен цветом, вкусом, запахом, плотностью, теплотой, холодом, влажностью, сухос­тью, длиной, шириной, глубиной, тождеством, разли­чием, движением, покоем. Он также не принимает ни деление, ни движение, ни появление, ни конечность, ни направление; ни право или лево, ни перед или зад, ни верх или низ, ни место, ни пространство не охватывает Его. Общение, удаление и воплощение не могут быть применены к Нему. Он не может быть оп­ределен каким-либо определением, которое приложимо к созданиям, поскольку они сотворенные. Нельзя также сказать, что Он конечен. Он не может быть оп­ределен ни мерой, ни движением в любом направле­нии. Он неопределенный, не рожденный и не порож­дающий, чувства не постигают Его, человек также не может определить Его по аналогии. Он не похож, ни в коем случае, на создания. Он первый и прежде все­го. Он тот, кто предшествовал сотворенным вещам и существовал до сотворения. Глаза не видят его, взоры не постигают Его, воображение не постигает Его. Он также не слышим (ушами). Он есть бытие, но не такое как другие бытия. Он один вечен, нет иного вечного, кроме Него, иного Бога, подобно Ему».

Это самое яркое философское понимание сущнос­ти коранического единого Бога — Аллаха, который не имеет зримого образа, не может быть изображен. Признавая вечность и наддуховность Бога, Шариат, естественно, выступает и против антропоморфизма, и против абстрагирования идеи Бога.

Исламское искусство, по учению Корана и Шари­ата, абстрактно отображает красоту и величие это­го мира, запрещая изображать живые существа во избежание идолопоклонничества (поэтому в молит­венных домах (мечетях), духовных школах и т. д. от­сутствуют изображения живых существ, портреты, статуи).

Коран и Шариат не допускают использования «образа» Бога в материальном воплощении — в виде статуи, портрета, иконы — для украшения молит­венных домов, во время религиозных праздников или совершения обрядов. Божественный, сакраль­ный строй мироздания получает свое отображение в геометрической пропорциональности орнамента, в музыкальной гармоничности звука, в ритмичности движения.

И, таким образом, Коран и Шариат оказывают сильное воздействие на архитектуру и искусство градостроительства в мусульманском мире.

Коран, Шариат, мусульманская культура неотде­лимы от единобожия, называемого таухид (моно­теизм). Аллах — единый и единственный Бог. Вся жизнь мусульманина должна быть приведена в со­ответствие с этим главным догматом Ислама, что предполагает единство ее духовных и материальных аспектов, единство религиозного и мирского.

Коран и Сунна являются основой Шариата — мусульманского права, положений, регулирующих торговлю и финансы, налоговую систему, законов о семье и браке, мусульманских обрядов, праздников и запретов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб.: «Издательство «диля» iconRandy Gage. The 7 Spiritual Laws of Prosperity. And How to Manifest Them in Your Life
...
Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб.: «Издательство «диля» iconВопросы озз
Методы. История возникновения общественного здоровья и здравоохранения. Проблемы, изучаемые общественным здоровьем и здравоохранением....
Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб.: «Издательство «диля» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Актуальные проблемы современности и журналистика»
Глобальные проблемы современности. Определение понятия, предпосылки возникновения
Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб.: «Издательство «диля» iconМетоды антирелигиозной пропаганды среди мусульман
Вопрос о методах антирелигиозной пропаганды среди мусульман вопрос очень щекотливый и сложный. Осложняется он, с одной стороны, тем...
Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб.: «Издательство «диля» icon-
Первый направлен на защиту даруль-ислам, а также защита хьуруматов мусульман (жизни, имущества, женщин, детей, а также защита святынь,...
Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб.: «Издательство «диля» iconОбщие Правила Полигонной Ролевой Игры мг «Ахалай-Махалай» 2012 год
Персии; законы шариата для мусульман и священные заповеди для огнепоклонников. Представители других религий течений и этносов не...
Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб.: «Издательство «диля» iconУчебно-методическое обеспечение дисциплины нормативно-правовые документы...
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации 1993 г. – Спб.: Виктория плюс, 2002
Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб.: «Издательство «диля» iconИздательство с. Петербургского университета
Прикладная социология: Очерки методологии. — 2-е изд., испр и доп. — Спб.: Издательство С. Петербургского госу­дарственного университета,...
Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб.: «Издательство «диля» iconЗакон это Слово Жизни, изреченное Богом Жизни, переданное
Закону. А другие ответили Ему: Мы все следуем законам Моисея: это он нам дал закон таким, как
Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб.: «Издательство «диля» iconВопросы к экзамену «Актуальные проблемы современности и журналистика»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница