3. Мысленно ответьте себе на вопросы: 1) с какими основными проблемами (темами) обществовед­ческого знания связана данная тема?


Скачать 204.09 Kb.
Название3. Мысленно ответьте себе на вопросы: 1) с какими основными проблемами (темами) обществовед­ческого знания связана данная тема?
Дата публикации11.03.2013
Размер204.09 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
Для любимых учеников 10 «А». Прочитайте рекомендации, темы для эссе в конце.

Организация работы по написанию обществоведческого эссе

Очевидно, что для успешного написания эссе необходимо пра­вильно организовать свою деятельность. Этому нужно учиться. Только целенаправленная и систематическая работа и многократное выполнение данного задания будут способствовать формированию соответствующих умений и навыков и позволят добиться хорошего результата на экзамене.

Итак, как правильно организовать свою деятельность, чтобы на­писать эссе на высокую оценку?

На наш взгляд, в работе над эссе можно выделить несколько этапов:

1. Написание эссе в черновом варианте.

2. Анализ содержания текста.

3. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала.

4. Внесение необходимых изменений и написание окончательно­го варианта.

Рассмотрим процесс создания чернового варианта нашей работы.

Во-первых, для работы необходим черновик. Часто учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (оконча­тельный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не удобен для работы, так как он не позволяет совершенствовать текст, дополнять его новыми положениями, исправлять формули­ровки, вносить поправки. Для удобства на листах черновика должны быть широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения, ко­торые появляются в процессе перечитывания и правки первоначаль­ного текста. Писать нужно только с одной стороны листа, так как на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опро­вержения суждений.

Во-вторых, необходимо вспомнить, какие элементы входят в струк­туру эссе.

1. Цитата.

2. Проблема поднятая автором, ее актуальность.

3. Смысл высказывания.

4. Собственная точка зрения.

5. Аргументация на теоретическом уровне.

6. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

7. Вывод.

В-третьих, следует выбрать одно из пяти предложенных выска­зываний. Для этого:

1. Прочитайте все имеющиеся в задании С9 цитаты.

2. Определите их проблематику (тематику) и смысл. Для этого нужно ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор?» Выберите наиболее «близкую» вам цитату.

3. Мысленно ответьте себе на вопросы:

1) С какими основными проблемами (темами) обществовед­ческого знания связана данная тема?

2) Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

^ Наши рекомендации:

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что

• владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;

• четко понимаете смысл высказывания;

• можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его);

• знаете обществоведческие термины, необходимые для грамот­ного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко со­ответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы);

• сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтвер­ждения собственного мнения.

Например:

«Вне материи нет ни опыта, ни знаний, значит, нет и истины».

(А. П. Чехов)

^ Определение проблемы (темы) высказывания

Автор поднимает проблему соотношения материального и духовного начал в общественной жизни и процессе познания, что является одной из сторон основного вопроса философии.

Проблема (тема) будет для вас своеобразным условием задачи, к которому нужно периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это необходимо для того, чтобы верно рас­крыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данно­го высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

Для более четкой формулировки проблемы (темы) предлагаем воспользоваться таблицей:

^ Основные проблемы (темы) базовых социально-гуманитарных наук

Наука Проблема

Философия

Соотношение материи и сознания.

Пространство и время как формы бытия.

Движение и развитие как способы существования.

Проблема сущности сознания.

Особенности психики человека. Соотношение сознатель­ного и бессознательного. Бесконечность процесса познания.

Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. Соотношение субъекта и объекта познания.

Соотношение чувственного опыта и рационального мыш­ления, их основные формы.

Интуиция и ее роль в познании.

Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

Взаимодействие природы и общества.

Экологическая проблема и пути ее решения.

Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.

Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.

Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

Многовариантность общественного развития. Сущность цивилизации. Основные подходы к изучению общества.

Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

Роль народных масс и личности в истории. Глобализация общественной жизни.
^ Духовная жизнь общества.

Общественное сознание, его структура и формы.

Наука как форма общественного сознания.

Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.

Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

Нравственное сознание. Философское понимание морали.

Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

Информационная революция как важнейшая составляю­щая НТР.
^ Социальная психология

Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

Сущность и барьеры межличностной коммуникации и воз­можные варианты их устранения.

Внугриличностный конфликт — конфликт социальных ро­лей одного человека.

Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отно­шений.

Психологический климат коллектива. Человек среди людей.

Сущностные характеристики малой группы. Взаимоотношения индивида и группы. Особенности формирования групп.

Роли, нормы и статус личности.

Самоконтроль как соотнесение своего поведения с норма­ми общества или группы.

Самоопределение как выбор собственной позиции. Рассогласование между притязаниями и возможностями

людей.

Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

Национальная идентичность.

Социальное взаимодействие.

Значение коммуникационного процесса.

Сущность социального конфликта.

Взаимоотношения личности и коллектива.

Источники социального прогресса.

Социальное развитие.

Семейные взаимоотношения. Конфликт «отцов и детей».

Сущность толпы и стадный инстинкт.

Социально-психологический портрет лидера. Семейные взаимоотношения.

Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.
Экономика

Противоречие между ограниченностью ресурсов и безгра­ничностью человеческих потребностей. Проблема экономического выбора.

Факторы производства и их значение в экономике.

Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

Капитал как экономический ресурс. Интеллектуальный капитал как главный источник фор­мирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.

Факторы, определяющие производительность и конкурен­тоспособность производства в современной экономике.

Сущность и функции денег в экономике.

Эффективность использования ресурсов.

Значение общественного разделения труда. Две стороны общественного разделения труда — специали зация и кооперация.

Польза общественной кооперации труда: совместная ра­бота, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

Роль торговли в развитии общества.

Стимулы и эффективность производства.

Справедливость в распределении социальных благ. Сущность рыночных отношений.

Роль государства в регулировании экономики.
Социология
Соотношение объективных и субъективных факторов, влия­ющих на общественные процессы.

Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.

Социальные неравенство и борьба. Сохранение стабильности общественной жизни. Поступательное изменение (прогресс) организации обще­ства.

Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.

Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотно­шения мужчин и женщин. Специфические качества города.

Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.

Процессы передачи информации между социальными группами.

Молодёжь как социальная общность. Особенности социализации вступающих в жизнь поколе­ний.

Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентации.

Социальная мобильность. Выполнение различных социальных ролей.

Наука как социальный институт. Социальные функции науки.

Образование как социальный институт, его функции в об­ществе и взаимосвязь с другими общественными институ­тами.

Взаимодействие религии и общества.

Семья как социальный институт и малая группа.

Структура и функции семьи, образцы семейного поведе­ния. Отношение человека к труду, его социальная активность.

Влияние глобализации на локальную жизнь.

Влияние национальных факторов на социальную структу­ру и миграцию населения. Национальное самосознание.

Тенденции межнациональных отношений. Межэтнические конфликты.

Национальные особенности ценностных ориентации и сте­реотипов поведения.

Политика

Политическая система общества и ее роль в жизни обще­ства.

Место и роль государства в политической системе общества.

Партии и общественные движения в политической системе общества.

Особенности современных политических отношений. Субъекты политики.

Мировая политика и международные отношения.

Типы отношения человека к политике. Регулирование политического поведения и политической деятельности.

Соотношение целей и средств в политике.

Политический прогресс и его критерии. Соотношение экономики, политики и права. Сущность и особенности политической власти.

Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы. Политический режим: понятие и признаки.

Сущность демократического режима. Авторитарный режим. Тоталитарный режим.

Политическая система общества: понятие, функции и структура.

Происхождение государства.

Сущность и признаки государства. Государственный суверенитет.

Государственная власть как особая разновидность социаль­ной власти.

Форма государства и ее элементы.

Соотношение общества и государства. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

Соотношение и взаимосвязь государства и права. Правовое государство: понятие и принципы. Разделение властей как принцип правового государства.

Государство и личность: взаимная ответственность.

Понятие, функции, виды и структура политических партий. Партийные системы.

Общественно-политические движения, группы давления. Политические отношения. Политический плюрализм. Сущность и структура политического процесса.

Революция и реформа как виды политических преобразо­ваний.

Политическая модернизация.

Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического про­цесса.

Политические кампании: их стратегия и тактика.

Популизм: понятие и признаки. Прямая и представительная демократия. Политическое решение.

Сущность и функции политического лидерства.

Политическое сознание: понятие, структура, функции. Роль идеологии в политике.

Политическая культура: понятие и структура, типы.

Взаимодействие личности, общества и государства.

Функционирование политических норм, ценностей, ожи­даний, ориентации и стремлений, свойственных различным социальным группам.

Правоведение

Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

Право как регулятор общественной жизни. Социальная ценность права. Сущность и специфические признаки государства. Политическая система и роль государства в ней. Право и мораль: сходства и различия.

Правотворчество: принципы, виды, правотворческий про­цесс.

Механизм реализации основных прав, свобод и обязанно­стей личности.

Государство и гражданское общество. Понятие, признаки социального государства. Правовой нигилизм и пути его преодоления.

Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды пра­вонарушений.

Сущность юридической ответственности. Правовая культура.
Далее здесь же укажите актуальность проблемы (темы) в совре­менных условиях.

Для этого можно использовать фразы-клише:


  • глобализации общественных отношений;

  • ...формирования единого информационного, образовательно­го, экономического пространства;

  • ...обострения глобальных проблем современности;

  • ... особого противоречивого характера научных открытий и изо­бретений;

  • ...развития международной интеграции;

  • ...современной рыночной экономики;

  • ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;

  • .. .жесткой дифференциации общества;

  • ...открытой социальной структуры современного общества;

  • ...формирования правового государства;

  • ...преодоления духовного, нравственного кризиса;

  • ...диалога культур;

  • ...необходимости сохранения собственной идентичности, тра­диционных духовных ценностей.


Например:

Данная проблема является вечной в философии, но по-прежнему ак­туальна, так как ее решение способствует формированию определенно­го типа мировоззрения людей: научного или религиозного.

В-четвертых, Не сто­ит повторять дословно слова автора, главное — раскрыть смысл вы­сказывания. Можно использовать клише:

«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»

«Автор обращает наше внимание на то, что...»

«Автор убежден в том, что...»

Например:

А. П. Чехов является убежденным сторонником материалистиче­ского направления в философии, он утверждает, что материя первич­на, она определяет условия жизни человека, его деятельности. По мне­нию автора, с познания вещества, фактов и явлений действительности начинается путь к познанию истины.

В-пятых, необходимо определить свою позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласиться с автором полностью, можно ча­стично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспо­рить с автором, высказав противоположное мнение.

Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

1. Согласен ли я с мнением автора или нет?

2. Если согласен частично, то с чем согласен, а с чем нет?

3. В чем заключается моя позиция по данному вопросу? Сформулированное собственное мнение по проблеме запишите

При этом можно воспользоваться фразами-клише:

  • «Я согласен с автором в том, что... »

  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...»

  • «Автор был прав, утверждая, что...»

  • «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем вы­сказывании картину современной России (современного об­щества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из про­блем современности)»

  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться»

  • «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

В-шестых, следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказатель­ства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положе­ния. Мысленно представьте себе словарь по обществознанию, с ко­торым работали дома и на уроке, текст параграфа в учебнике, схемы, составленные в тетради, объяснения учителя. В графу 5 черновика в свободной форме выпишите понятия, противоречия, тезисы, об­общения.

Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. ^ Теоретический уровень — его основой являются обществовед­ческие знания (понятия, термины, противоречия, направления науч­ной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).

2. ^ Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:

а) использование примеров из истории, литературы и соци­альной реальности;

б) обращение к личному опыту.

Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреп­лять теоретические положения, использованные для обоснования

собственной позиции.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей пози­ции, мысленно ответьте себе на вопросы:

1. Подтверждают ли они мое мнение?

2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?

3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?

4. Убедительны ли они?

Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекват­ность приводимых аргументов и примеров по отношению к доказы­ваемому суждению и предотвратит «уход от темы».

В-седьмых, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен до­словно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или невер­ность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использо­ваны фразы-клише:

«Таким образом, можно сделать вывод...»

«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»

Вывод записывается

Здесь же можно перечислить вопросы, которые связаны с пробле­мой (темой), но остались нераскрытыми.
В-восьмых, необходимо оформить полученный материал в виде эссе. При этом нужно помнить, что эссе — небольшое сочинение, от­личающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.

Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых бу­дет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.

Полученное эссе необходимо прочитать, на полях следует делать пометки, вставки.

Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы:

К1 — определение проблемы и раскрытие смысла высказывания;

К2 — представление и пояснение собственной позиции выпуск­ника;

КЗ — характер и уровень приводимых суждений и аргументов.

При положительном, на ваш взгляд, заключении аккуратно пере­пишите полученное эссе в бланк для ответов.

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включе­ние в него

• краткой информации об авторе высказывания (например, «вы­дающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);

• описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

• указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

• указания на альтернативные варианты решения проблемы.
При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в лю­бом случае необходимо выдержать:

1) адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла высказывания;

2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме (теме);

3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы (темы), на которые указывает автор высказывания;

4) аспекты проблемы (темы) должны быть раскрыты в заданном научном контексте;

5) четкая определенность позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;

6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;

7) подкрепление приведенных теоретических положений осмыс­ленными фактами общественной жизни, социального поведе­ния, личного опыта;

8) логичность рассуждений выпускника;

9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологиче­ских) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;

10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка. К объему экзаменационного эссе по обществознанию нет жест­ких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы. . Рассмотрим три ученических эссе.
Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типич­ные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.

При формулировании проблемы (темы) и смысла высказывания ав­тора:

  1. ^ Непонимание и неумение вычленить проблему (тему) высказы­вания связано, с одной стороны, с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ра­нее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.

^ 2. Неумение сформулировать проблему (тему) часто связано с отсут­ствием развитого словарного и терминологического запаса по базо­вым обществоведческим наукам.

^ 3. Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.

^ 4. Подмена проблемы (темы) авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколь­ко мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

При высказывании и аргументации собственной позиции:

^ 1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорировани­ем учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре. .

2. Довод экзаменующегося лишь повторяет тезис.

^ 3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.

4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проана­лизировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпуск­никами, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

^ 5. Некритическое восприятие социальной информации из сообще­ний СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несо­стоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оцен­ки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.

^ 6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.
Пример Эссе.

«В нынешние времена — всё политика» (С. Кьеркегор)

С. Кьеркегор поднимает проблему роли политики в жизни об­щества. Автор убежден, что в современном обществе происходит политизация всех сторон жизни общества и человека.

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что политическая дея­тельность упорядочивает общественные отношения, придает им определенную направленность, помогает достигать успехов в раз­витии общества и государства. Посредством политической деятель­ности координируются и развиваются отношения между странами, народами, личностью и государством.

Политика — это искусство управления обществом. Это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь опре­деленные политические взгляды, установки, цели.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих ее от других видов власти: только ей принадлежит право использо­вать силу в пределах страны; она имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные). Политическая власть действует на основе права от имени всего общества. Она проникает во все сферы общественной жизни.

При демократическом режиме государство, являясь главным по­литическим институтом, осуществляющим власть от имени народа, принимает законы, по которым живет страна. Например, Консти­туция РФ гарантирует всем свободу совести и вероисповедания, закон о выборах устанавливает основные права избирателя, прин­ципы осуществления избирательных кампаний и голосования. Ста­тьи Семейного кодекса регулируют права и обязанности супругов, отношения родителей и детей.

Международные отношения строятся на основе осуществления государствами внешней политики. В условиях глобализации фор­мируется новый мировой порядок. Современное геополитическое устройство строится на принципах многополярности, что предпола­гает взаимоуважение, учет национальных интересов стран, а не дик­тат одного государства. Для сотрудничества государств в решении различных вопросов в мире действует множество международных организаций: МВФ, ООН, ОПЕК, ВТО. Нормы международного права в области прав человека являются эталонами для большин­ства стран мира. Международные договоры и соглашения регулиру­ют вопросы границ государств, гражданства. Желает человек иметь гражданство другой страны, кроме России — действуют междуна­родные документы о предоставлении двойного гражданства. На­рушаются в какой-либо стране права человека — международные организации вправе вмешаться.

В заключение я прихожу к выводу, что жизнь вне политики се­годня практически невозможна. Политическая власть организует, защищает, предоставляет возможность развиваться, удовлетворять потребности человека и общества.
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, т.е. не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

^ Темы эссе на выбор:

Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество. (В.Белинский)

Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценой целой жизни (Ф.Ницше)

Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек. (Н.Бердяев)

^ Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию. (У.Годвин)

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К.Гельвеций)

Как писать мини-сочинение

Это единственное альтернативное задание. Темы, предлагаемые в задании, представляют собой проблемные высказывания. Выполняя задание, выпускник должен выявить проблему, поднятую в высказывании, раскрыть её, сформулировать своё отношение к ней и аргументировать его, демонстрируя при этом понимание сущности проблемы.

1) Работу по написанию мини сочинения мы начинаем с прочтения высказывания и определения научной области, в контексте которой необходимо его раскрывать.

2) Можно рекомендовать чёткое и внятное выражение собственного отношения к позиции автора высказывания. Начинать эссе следует с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением..» Но иногда проблема, поднятая автором, настолько сложна, что практически невозможно дать однозначный ответ. В этом случае рекомендуем зафиксировать этот факт и привести аргументы «за» и «против». Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе.

3) Разбиваем проблему на несколько составляющих, которые потом и будем раскрывать.

Совершенно необязательно раскрывать в мини-сочинении все выявленные аспекты – можно выбрать несколько выигрышных (значимых выпускнику) из них. Однако рекомендуется зафиксировать в тексте сочинения все выявленные аспекты, а затем указать, какие из них будут развёрнуты. Раскрытие каждого аспекта и проблемы в целом должно работать на подтверждение основной мысли. Советуем выстраивать раскрытие проблемы как рассуждение, в процессе которого выпускник делает самостоятельные умозаключения. Не рекомендуется использовать повседневный бытовой опыт, не очень знакомый исторический и литературный материал. Факты, как правило, привлекаются как иллюстрация основных теоретических положений, не надо ими увлекаться, так как сочинение станет описательным, потеряет характер рассуждения.

Основная часть:

Тезис (то, что требуется доказать)----------аргументы (факты, примеры)-------выводы

Избранная экзаменуемым тема должна быть раскрыта с использованием понятийно-терминологического аппарата и теоретического содержания конкретной науки.

4) В заключительном предложении подводятся итоги работы

5) Необходимо соблюдать правила орфографии, пунктуации и стилистики русского языка, так как ошибки снижают экспертное впечатление от работы выпускника. Итак:

Помните:

-Эссе должно соответствовать базовой обществоведческой науке, к которой отнесена проблема

-Содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания

-Включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней

-Характеризоваться смысловым единством, небольшим объёмом, продуманной структурой, непринуждённостью повествования.

Достоинства эссе:

-наличие краткой информации об авторе высказывания (пол.деятель, историк и т.д.)

-описание различных точек зрения на проблему

Похожие:

3. Мысленно ответьте себе на вопросы: 1) с какими основными проблемами (темами) обществовед­ческого знания связана данная тема? iconЕще раз про любовь
Данная публикация предназначена широкому кругу читателей, которым не­ безразлична тема любви, а также проблемы, связанные с семьей...
3. Мысленно ответьте себе на вопросы: 1) с какими основными проблемами (темами) обществовед­ческого знания связана данная тема? iconСердечнососудистой системы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы
Просим Вас принять участие в анонимном социологическом опросе на тему сердечнососудистой системы. Ответьте, пожалуйста, на следующие...
3. Мысленно ответьте себе на вопросы: 1) с какими основными проблемами (темами) обществовед­ческого знания связана данная тема? iconАнкета участника международного молодёжного форума
Как Ваша общественная работа связана с проблемами межнациональных отношений и миграции?
3. Мысленно ответьте себе на вопросы: 1) с какими основными проблемами (темами) обществовед­ческого знания связана данная тема? iconЗанятие №11 Творчество А. П. Чехова
Сегодня мы переходим к изучению творчества одного из выдающихся писателей 19 века – А. П. Чехова. Нам предстоит познакомиться с особенностями...
3. Мысленно ответьте себе на вопросы: 1) с какими основными проблемами (темами) обществовед­ческого знания связана данная тема? iconЛекция Тема: Вопросы теории культуры. План
Проблемами культуры занимается отдельная отрасль гуманитарной науки – культурология (дословно – наука о культуре)
3. Мысленно ответьте себе на вопросы: 1) с какими основными проблемами (темами) обществовед­ческого знания связана данная тема? iconПредставим себе, что мы отправляемся в путешествие по Солнечной системе....
Пока мы еще не покинули Землю, проделаем такой опыт: мысленно опустимся на один из земных полюсов, а затем представим себе, что мы...
3. Мысленно ответьте себе на вопросы: 1) с какими основными проблемами (темами) обществовед­ческого знания связана данная тема? iconОтветьте на вопросы: Why have British, American and other “Englishes” mixed?

3. Мысленно ответьте себе на вопросы: 1) с какими основными проблемами (темами) обществовед­ческого знания связана данная тема? iconГеше Джампа Тинлей ум и пустота перевод Т. Проваторовой и М. Малыгиной...
Эта книга составлена по материалам лекций живущего в России тибетского учителя геше Джампа Тинлея, прочитанных им в Москве в 1997-98...
3. Мысленно ответьте себе на вопросы: 1) с какими основными проблемами (темами) обществовед­ческого знания связана данная тема? iconКафедра систем автоматического управления (сау)
Получив знания и диплом направления 220700, Вы можете найти работу на предприятиях топливно-энергети-ческого комплекса, предприятиях...
3. Мысленно ответьте себе на вопросы: 1) с какими основными проблемами (темами) обществовед­ческого знания связана данная тема? iconЗадание Упражнения 1 Ответьте на вопросы
Во второй половине 19 века Англия вступила в важный период своего художественного развития
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница