Тема Место и роль ценностей в социальной работе


НазваниеТема Место и роль ценностей в социальной работе
страница1/4
Дата публикации30.04.2013
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4


КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе.

1. Понятие о ценностях в общественной практике.

2. Понятие системы и иерархии ценностей.

3. Профессионально-этическая компонента социальной работы, её место и роль в системе социальной работы.
1. Понятие о ценностях в общественной практике.

Социальная работа является специфическим видом деятельности, прямо или опосредованно охфватывающим практически все стороны общественного бытия. Поэтому социальная работа – одно из важнейших условий и одновременно средств развития и совершенствования человека и общества, реализации их устремлённости к благу и достижения ими благополучия.

Деятельность человека всегда ориентирована не некий план, цель и поэтому представляет собой некую ценность. Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Внешне ценности выступают как свойства предмета, процесса или феномена, однако ценность не является сущностной характеристикой этого предмета или феномена. Человек, его разнообразные потребности с одной стороны, и свойства предмета или явления, делающие возможным удовлетворение этих потребностей, с другой, порождают ценностное отношение, результатом которого становится присвоение рассматриваемому предмету или явлению статуса ценности. Под ценностью принято понимать не свойства объектов, а, скорее их функциональное, ролевое значение для человека. Таким образом, ценности – это значимые для человека объекты или функциональное значение объектов для человека.

Любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации индивидуально и социально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и её универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности, как отдельной личности, так и группы и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества.

Совокупность важнейших для человека ценностей может быть представлена как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Задавая смысложизненные цели, они обеспечивают целостность и устойчивость личности, придают общую направленность и системность её интересам и устремлениям, поведению и действиям.

Ещё одной важной характеристикой ценности является наличие установки – фиксированной в социальном и профессиональном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности действовать определённым образом, ориентируясь на значимые (ценные) объекты.
^ 2. Понятие системы и иерархии ценностей.

Ценности в сознании личности, группы или общества, как правило, представляют собой не хаотичный набор, а организованны в определённую систему, функционирующую и развивающуюся в соответствии с законами существования любых систем. Поэтому система ценностей представляет собой целостную множественность взаимосвязанных элементов, т.е. сущностно, структурно и функционально связанную совокупность ценностей, позволяющих индивиду или группе осознанно и целенаправленно организовывать свою деятельность, решать поставленные задачи, достигать намеченные цели. Очевидно, что ценности, образующие систему, неравнозначны, поэтому можно говорить об иерархии ценностей – их упорядоченности в соответствии со значимостью и о рангах – положениях ценностей в иерархии в зависимости от значимости. Ранг ценности в иерархии может быть объективным и субъективным, идеальным и реальным, в зависимости от множества факторов. В частности, изменение значения (роли в удовлетворении потребностей человека) может быть количественным и качественным. Значимость – количественная характеристика значения (степень, выраженность значения). Значение и значимость возникают в субъек-объектном отношении. Такое отношение, в процессе которого определяется ценность (значение) объекта для субъекта, называется ценностным отношением.
^ 3. Профессионально-этическая компонента социальной работы, её место и роль в системе социальной работы.

Среди многочисленных детерминант социальной работы важнейшее место занимает система ценностей, как общества, так и собственно социальной работы как жизненно важной и необходимой сферы социальной жизни. Многомерность социальной работы, её всеобщность и специфичность как вида социальной деятельности, её ограниченная включённость в бытие общества и человека требуют соответствующего определения имманентно присутствующих ценностей, задающих её основные детерминанты и способствующих реализации общественного идеала – достижения блага человека и общества.

Ценностная система социальной работы представляет собой целостную систему структурно и функционально связанных между собой элементов: целей, мотивов, средств, условий, результата, субъекта, объекта. Ценности представлены в каждом из этих элементов и на каждом этапе деятельности, вступая во взаимодействие, и оказывая влияние, как друг на друга, так и на сущность и содержание деятельности в целом.

Все группы ценностей социальной работы являются неотъемлемой частью совокупной ценностной системы и ресурсов общества. Социальная работа невозможна без признания и реализации ценностей различных видов и групп. Они могут быть субъектом и объектом воздействия, поскольку в её процессе происходит прямое и косвенное воздействие на ценностную систему индивида. В то же время ценности социальной работы могут играть роль мотивов, средств, инструментов и условий постижения и реализации смысла и содержания деятельности. Одновременно ценности являются и важнейшей целью и конечным результатом социальной работы.

Изучением ценностей занимается аксиология – философское учение о ценностях. Ценностные основания социальной работы являются одной из важнейших детерминант сущности и содержания не только самой социальной работы, но и общественных отношений и общественного бытия. Реализация ценностей социальной работы одновременно становится одним из важнейших факторов и условий социального прогресса.

Социальная работа является особым видом деятельности, основанным на реализации социально значимых целей и ценностей, поэтому целесообразно говорить не только о системе ценностей, но и об аксиологии социальной работы – учении о профессионально значимых, научно обоснованных ценностях.

Важность аксиологической компоненты социальной работы демонстрируют её функции, среди которых важнейшими могут считаться такие, как: основополагающая; смыслообразующая; структурообразующая; системообраующая; целеполагающая; праксиологическая; футурологическая.

Значительное место в профессионально-этической системе социальной работы занимает этико-аксиологический подход. Этот подход позволяет выявить посредством анализа действительные ценности и этические принципы, положенные в её основу, сформулировать и скорректировать цели, уточнить смысл и содержание конечного результата с точки зрения его соответствия представлениям о благе человека и общества как на стадии теоретического осмысления будущей деятельности и подготовки к ней, так и в процессе деятельности.

Главная цель применения этико-аксиологического подхода в социальной работе – содействие в достижении профессионального идеала, а его главная задача – обеспечение соответствия элементов деятельности важнейшим ценностям. Этико-аксиологический подход в социальной работе выполняет следующие функции: аналитическая; оценочная; прогностическая; целеполагающая.

Функции, которые при этом выполняет этико-аксиологический подход в социальной работе, позволяют существенно повысить эффективность и качество социальной работы. Аналитическая функция заключается в осуществлении этико-аксиологического анализа действительного состояния социальной работы, а также того ее идеального образа, который рассматривается в качестве зрелой, развитой формы социальной работы. Оценочная функция заключается в формировании представления о значении социальной работы в жизнедеятельности человека и общества, ее места и роли в общественном развитии и соответствии реального состояния деятельности идеальному. Прогностическая функция заключается в выявлении тенденций в развитии социальной работы, обосновании оптимальных путей и целей ее развития. Целеполагающая функция заключается в содействии формулированию и уточнению целей деятельности с позиций достижения блага человека и общества. Прочие функции этико-аксиологического подхода в социальной работе служат цели совершенствования деятельности в целом и отдельных ее элементов.
Тема 2. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России.

  1. История формирования морали как нравственно-этического принципа.

  2. Исторические формы помощи и ценностные ориентации милосердия.

  3. Истоки этики социальной работы: формирование нравственных ценностных оснований.




  1. История формирования морали как нравственно-этического принципа

В любом из периодов общественного развития основными функциями морали являются регулирование и оценка индивидуального поведения людей, приведение его в соответствие с теми нормами и принципами, которые приняты данным обществом в качестве базовых и отражают общественные интересы. Моральные нормы не только содержат предписания должного поведения, они фиксируют и такие нравственные аспекты личности, которые необходимы для нормативно одобряемого поведения, поскольку с точки зрения морали могут рассматриваться и оцениваться не только действия и поступки, но и мотивы деятельности, цели, средства и даже намерения. Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения.

Относительно происхождения морали имеются две основные точки зрения. Одна из них связывает происхождение морали с первыми формами совместной трудовой деятельности, указывая на то обстоятельство, что совместная производственная деятельность порождает необходимость нравственной регламентации этой деятельности как обязательного условия ее успешного осуществления и сохранения стабильности социума. Вторая точка зрения мнений состоит в том, что мораль как форма регулирования поведения индивида в сообществе себе подобных существовала еще в тот период, когда не существовало общественного разделения труда и когда человек, строго говоря, не был еще человеком, а в качестве полуживотного вел стадный образ жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и человеческого общества: в первобытной орде поведение каждого ее члена соответствовало требованиям выживания в природной среде и было направлено на удовлетворение в первую очередь коллективных потребностей — обеспечения выживания, безопасности, продолжения рода.
^ 2. Исторические формы помощи и ценностные ориентации милосердия.

Социальная работа как определённая профессиональная деятельность, которая предполагает подготовку людей, способных оказывать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально-психоло­гической поддержке и помощи, до недавнего времени в нашей стране не существовала. Однако нравственно-этические принципы реальной деятельности общества по оказанию помощи нуждающимся имеют глубокие исторические традиции и корни.

Подтверждением милосердия, заботливости наших далеких предков могут служить многочисленные фольклорные источники — былины и сказки, где типичным был такой сюжет: герой, попав в незнакомое место к потенциальным врагам, заявляет о необходимости соблюдать законы гостеприимства и требует к себе внимания и заботы, что ему немедленно и предоставляется пристыженными врагами.

Таким образом, можно сделать вывод, что у славянских племен уже в этот ранний период истории деление на «своих» и «чужих» было менее четким, и этика отношений, в частности, этика взаимной помощи, распространялась на тех и других более или менее одинаково, конечно, при условии, что «чужие» миролюбивы и не несут угрозы благополучию славянского рода или племени. Даже иноверцы получали равные со славянами права, если они, оставаясь среди них, «не выставляли напоказ своей христианской веры» (по словам Адама Бременского), т. е. не оскорбляли миропонимания славян, основанного на древней языческой религии.
^ 3. Истоки этики социальной работы: формирование нравственных ценностных оснований.

В советский период взгляды общества на социальную работу (точнее, на социальное обеспечение) претерпели изменения. Во-первых, считалось, что в государстве с самым гуманным общественным строем, в условиях плановой экономики все граждане в достаточной мере социально защищены, вследствие чего дополнительных мер, таких, например, как система благотворительности, не требовалось. Во-вторых, необходимо было решать вопрос обеспечения отдельных категорий граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя содержать.

В постиндустриальном обществе, в ходе интеграционных процессов, охватывающих постепенно все мировое сообщество, утверждается понимание человека как сложной, интегрированной, целостной личности, тем или иным способом, в большей или меньшей степени занятой в социальной, экономической, культурной, политической, военной, религиозной и иных сферах деятельности. Человек и его благо, оказание ему помощи в самореализации привлекают все большее внимание общественной мысли. Личность становится центром философских изысканий многих мыслителей — социологов, психологов, политологов, философов, а его благо, счастье и жизнь, условия, наиболее благоприятные для его существования и всестороннего развития, — наиболее значимым предметом изучения и исследования.

В настоящее время профессиональная социальная работа как неотъемлемая часть жизнедеятельности государства и общества рыночной экономики в Российской Федерации переживает период становления. Главной ценностью российского общества в Конституции провозглашен человек. Государство, являясь основным субъектом социальной работы, берет на себя главную ответственность за благополучие каждого гражданина, предоставляя ему определенные права и декларируя их осуществление, но оно поощряет и благотворительную деятельность граждан и организаций, направленную на оказание всесторонней помощи нуждающимся, поскольку благо каждого человека — это забота и государства, и самого человека, и его окружения. Забота о благе каждого и общественном благе может стать основанием, на котором может быть построено новое общество, общество где каждая личность будет иметь возможность полной самореализации.

Тема 3. Сущность, функции и основные элементы профессионально-этической системы.

    1. Понятие этики и профессиональной этики.

    2. Профессионально-этическая система социальной работы.




  1. Понятие этики и профессиональной этики.

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Трудовая деятельность человека является наиболее типичным и всеобъемлющим примером практической деятельности, в связи с чем можно говорить о феномене профессиональной этики - одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

Основными задачами профессиональной этики являются воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала и содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач. В целом же профессиональная этика является приложением общей, теоретической этики к определенным видам профессиональной деятельности.


  1. ^ Профессионально-этическая система социальной работы.

Социальная работа, будучи определённым видом профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как внутренними, так и внешними факторами. Будучи одним из регуляторов жизнедеятельности общества и человека, она сама должна быть регулируемой.

Применение общих профессионально-этических норм и правил без учёта сущности и содержания социальной деятельности делает её малоэффективной. Профессионально-этическая регламентация социальной работы должна гарантировать соблюдение прав клиентов, общества и самого социального работника, способствовать формированию личностно-нравственного и профессионального облика специалиста, гуманизации общественных отношений. Вследствие этого профессионально-этическая система является неотъемлемой составной частью системы профессиональной социальной работы, определяющей и поддерживающей её основной смысл и содержание, гуманистическую направленность деятельности специалиста и его личности, всего института социальной работы.

Основной функцией любой системы морали является поддержание и обеспечение существования породившей её метасистемы, т.е. системы общества. Она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определённые общественные устои, строй жизни, общение. Профессионально-этическая система выполняет аналогичную функцию в отношении профессиональной социальной работы, являясь средством, формирующим её в качестве целостной системы, определяющим её структуру, и поддерживающим нормативный смысл и содержание.

Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Этика социальной работы основывается на моральных нормах (лат. norma — правило, образец; одна из наиболее простых форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания), принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность социальной работы.

Таким образом, объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом — возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников. Целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, а задачей — нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.

В целом этика социальной работы включает в себя следующие уровни:

— применение внутренних этических стандартов ко всем типам взаимодействий внутри системы: социальный работник — клиент, социальный работник — социальный работник, социальный работник — коллектив социального учреждения, социальная служба — социальная служба и т. п. На этом уровне происходит формирование самих действий и отношений, возникающих в системе и их оценивание с точки зрения представителей профессиональной группы;

— оценка поведения и действий конкретных социальных работников и социальных служб с точки зрения этических стандартов универсального характера, принятых обществом в качестве моральных норм. На этом уровне социальные работники и их действия рассматриваются и оцениваются как бы извне, со стороны клиентов и их социального окружения. Вместе с тем на этом уровне на поведение и действия социальных работников также оказывается формирующее их с точки зрения ожиданий клиентов и их окружения воздействие;

— оценивание социальной работы в целом как социального института, в рамках которого социальные работники включаются в широкий спектр внешних взаимоотношений с любыми структурами, с точки зрения его (социального института) социальной целесообразности и нравственности. Этот уровень включает в себя оценку социальной полезности, необходимости социальной работы для общества и ее объективное признание обществом, сопоставление этичности содержания и внешних проявлений профессиональной деятельности с точки зрения ожиданий общества.
Тема 4. Особенности профессионально - этических кодексов в социальной работе

  1. Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, цели и задачи, функции.

  2. Профессионально-этический кодекс в современной российской социальной работе

  3. Профессионально-этические кодексы в социальной работе зарубежных стран: общее и особенное.


1. Профессионально-этический кодекс – это свод профессионально-этических норм, предписываемых специалистам конкретного вида профессиональной деятельности и принятый в установленном порядке их официальным профессиональным объединением. Сущность прфессионально-этического кодекса заключается в том, что является упрощённым отражением профессионально-этической системы, поскольку включает в себя наиболее важные её компоненты в адаптированном к нуждам профессиональной практике виде.

Объектом профессионально-этического кодекса является индивидуальное и коллективное моральное сознание представителей профессиональной группы, а его предметом – моральные знания, умения, а главное – практические навыки специалистов, реализуемые в их повседневной профессиональной деятельности.

Основной целью профессионально-этического кодекса является содействие воплощению идеалов гуманизма и нравственности в профессиональной деятельности и обществе в целом посредством опредмечивания в поведении, отношениях и действиях специалистов сущности профессионально-этической системы. Его основная задача – обеспечение постоянной регуляции, оценки и контроля поведения, отношений и действий представителей профессиональной группы, что особенно важно в случаях, когда деятельность специалиста по большей части невозможно иными внешними методами.


  1. ^ Профессионально-этический кодекс в современной российской социальной работе

Необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается в социальной работе в современном российском обществе. Особые требования предъявляются к профессиональной деятельности в тех сферах, которые направлены на решение социальных проблем общества в целом и отдельных индивидов и социальных групп, более других подверженных негативному воздействию рыночной стихии. Основная цель этического кодекса социального работника — содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом, а главная задача — служить эталоном профессионального поведения и деятельности социального работника.

Основой этического кодекса социального работника является моральная норма — общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника в его отношении к субъектам социальной работы (в том числе и к клиентам), справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы профессиональной морали в социальной работе это не только инструмент для достижения цели, но и средство регуляции поведения специалиста.

^ Нормы профессиональной морали это императивы, объективно обусловленные взаимодействием социальных, групповых и личностных интересов и требующие от специалиста определенного, социально необходимого и профессионально обусловленного поведения.

Помимо моральных норм, этический кодекс социального работника содержит моральные правила — конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, они отражают динамику развития общественных отношений и системы социальной защиты населения, постоянно обогащаются новыми требованиями к своему содержанию.

Этический кодекс содержит также принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник в своей повседневной деятельности; например, содействовать удовлетворению разумных интересов клиента, быть объективным в оценке его обстоятельств и качеств личности и т. п.


  1. ^ Профессионально-этические кодексы в социальной работе зарубежных стран: общее и особенное.

В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором и произошли некоторые изменения, но ключевые элементы сохранились. Наиболее известная декларация о ценностях этики, которой руководствуются все современные социальные работники, это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятый в США в 1997 году.

Практически все кодексы содержат в той или иной формулировке принцип конфиденциальности, в соответствии с которым социальный работник имеет право сообщать сведения, полученные от клиента или о клиенте только с его согласия и только тем лицам, которые принимают участие в решении проблем клиента. Однако не исключены ситуации, когда социальный работник может стать обладателем информации о совершенном его клиентом преступлении или других действиях, влекущих за собой ответственность. В этом случае социальный работник должен руководствоваться не столько принципом конфиденциальности, сколько своим гражданским долгом, поскольку соблюдение в данной конкретной ситуации конфиденциальности наносит ущерб общественным интересам и общественной морали.
Раздел 3. Деонтологические вопросы социальной работы

  1. Деонтология как учение о долге и должном поведении.

  2. Понятия профессионального долга, профессиональной ответственности в социальной работе.

  3. Долг и ответственность перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, клиентом и перед собой




  1. ^ Деонтология как учение о долге и должном поведении.

Термин «деонтология» (от греч. deonthos — должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом.

Учение о должном является ядром каждой профессиональной этической системы. Понятие «деонтология» существенно уже понятия «профессиональная этика». Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии, поэтому, так ярко выражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста. Категория «профессиональный долг» выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.

Долг — одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними.

Применительно к социальной работе деонтология — это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника. Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.


  1. ^ Понятия профессионального долга, профессиональной ответственности в социальной работе.

Профессиональный долг специалиста — это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем, он поступает:

- свободно, поскольку принятая обществом система морально-нравственных нормативов не является универсальной и из всего многообразия норм, которые имеют место в обществе - от групповых до общественных - специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени отвечают его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;

- сознательно, т.к. решение поступить так или иначе принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений;

- добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и превалирующим мотиватором деятельности.

Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:

— личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;

— компетентности специалиста;

— рационального подхода к решению поставленных задач;

— соответствия полномочий и ответственности;

— правовой регламентации деятельности;

— подотчетности;

— инициативы, и творческого подхода;

— организованности и дисциплины;

— контроля и проверки исполнения;

— критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;

— доверия и свободы действий;

— поощрения и наказания и другие.


  1. ^ Долг и ответственность перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, клиентом и перед собой.


Долг и ответственность специалиста перед обществом и государством требуют в первую очередь использования всех профессиональных знаний и навыков, таланта и душевных качеств социального работника в интересах общества и государства.

Долгом социального работника перед своей профессией является пропаганда знаний о ней, реклама социальных услуг, формирование положительного общественного мнения о ней.

Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, совокупной профессиональной группе является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива и профессиональной группы целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива. Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива

Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиенту заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента, и за выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность. Основными требований профессионального долга социального работника в отношении клиента являются: уважение клиента как личности, поддержка и развитие наиболее значимых его положительных качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, уважения со стороны социального окружения.

Важнейший долг социального работника перед самим собой - поддержание своей чести и достоинства. Честь и достоинство социального работника - это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких качеств и ценности как специалиста и личности, социальное одобрение его деятельности и поведения, а также высокая объективная оценка самим специалистом своих профессиональных и личностных качеств. Помимо этого, честь и достоинство как качества личности являются отражением потребности социального работника в высокой самооценке и оценке со стороны окружающих и являются стимулом и мотивом профессионально нравственного поведения, основой для дальнейшего совершенствования как специалиста и личности.

Долгом социального работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мнении. Авторитет социального работника может быть как формальным, так и неформальным. Формальный авторитет специалиста представляет собой, по сути, авторитет его профессии и должности. Неформальный же авторитет является показателем моральной значимости и влияния специалиста на клиента или его окружение, на коллег, мерилом абсолютной, вне зависимости от служебного положения, его ценности. Авторитет социального работника может быть основан только на действительных его достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка.

  1   2   3   4

Похожие:

Тема Место и роль ценностей в социальной работе iconВопросы к экзамену по дисциплине «Этносоциология в социальной работе»
Предмет, объект и функции этносоциологии в социальной работе. Качества социального работника, осуществляющего деятельность в полиэтничном...
Тема Место и роль ценностей в социальной работе iconРефератов по дисциплине «Основы социальной работы»
Понятие системы ценностей современной российской профессиональной социальной работы
Тема Место и роль ценностей в социальной работе iconСоциальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр
Лекция Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы
Тема Место и роль ценностей в социальной работе iconТема Экономическая публицистика как часть института деловой журналистики,...
Тема Экономическая публицистика как часть института деловой журналистики, ее место и роль в массовой коммуникации
Тема Место и роль ценностей в социальной работе icon1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина Тема Методологические...
Это пособие предназначено быть как введением в предмет социальной работы, так и отражением достижений профессионалов социальной работы...
Тема Место и роль ценностей в социальной работе iconЯрославская региональная общественная организация поддержки гражданских инициатив
...
Тема Место и роль ценностей в социальной работе iconОднако идеальных решений не существует, и именно дебаты должны привести к рождению новых идей
Какое место занимает молодежь в управлении городом на примере Бордо и Санкт-Петербурга? Какова роль ассоциаций в социальной интеграции...
Тема Место и роль ценностей в социальной работе iconТема Предмет и метод экономической теории. Место и роль экономической теории в развитии общества

Тема Место и роль ценностей в социальной работе iconТеоретическое исследование
В предлагаемой работе предпринята попытка реализовать многоаспектный подход к исследованию субъекта права, проанализировать отдельные...
Тема Место и роль ценностей в социальной работе iconТема №1: «Социальные отношения и взаимодействия»
Понятие социальной структуры общества. Основные подходы к определению социальной структуры
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница