Гражданское образование, правовое просвещение в современной России


Скачать 246.53 Kb.
НазваниеГражданское образование, правовое просвещение в современной России
Дата публикации05.03.2013
Размер246.53 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы

Совет при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека



Гражданское образование, правовое просвещение в современной России



Аналитическая справка
Подготовлено А.Ю.Сунгуровым


Санкт-Петербург

Февраль 2005 г.

Содержание.



  1. Понятие гражданского образования и его целевые группы

  2. Гражданское образование – работа с педагогами и школьниками.

  3. Менеджмент общественных организаций и развитие взаимодействие с властью.

  4. Образование в области прав человека

  5. Гражданское образование для представителей власти

  6. Гражданское образование для сотрудников милиции.

  7. Гражданское образование «люди третьего возраста»

  8. Гражданское образование и правовое просвещение населения: участие власти

  9. Существующие проблемы

  10. Имеющийся опыт консолидации усилий по организации гражданского образования.




  1. Понятие гражданского образования и его целевые группы


Гражданское образование – это общественно-государственная, социально - ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства. Главной целью гражданского образования можно считать формирование гражданских качеств на основе новых знаний, умений и ценностей, способствующих личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, а также представлять и защищать свои права и интересы, уважая интересы и права других людей.
Составными частями гражданского образования на наш взгляд являются:
  • ^

    Обучение правам человека

  • Обучение культуре мира

  • Воспитание толерантности

  • Развитие межсекторного социального партнерства

  • Менеджмент самоуправляющихся ассоциаций граждан (НКО)



Соответственно, среди целевых, фокусных групп Гражданского образования можно выделить:

  • школьники и студенты,

  • педагоги,

  • военнослужащие и сотрудники силовых структур,

  • государственные и муниципальные служащие,

  • активисты НКО,

  • заключенные и «группы риска»,

  • пенсионеры, люди «третьего возраста».



  1. Гражданское образование – работа с педагогами и школьниками.


Наибольшее развитие сегодня получило гражданское образование школьников, так как для настоящих педагогов наряду с обучением конкретным дисциплинам всегда стояла задача подготовки школьников к будущей жизни, задача воспитания будущих граждан нашей страны. И многие педагоги, искренне желающие демократического развития России, уже давно предпринимают усилия как по внедрению в школьные курсы как предметов граждановедченского профиля, так и по развитию опыта реального самоуправления школьников, которое дало бы им реальную практику и навыки для будущей жизни.

В качестве примера можно привести программу этико-правового воспитания в средней школе, разработанную во 90-е годы в Санкт-Петербурге творческим коллективом под руководством д.п.н., профессора Н.И.Элиасберг.

Целью данной региональной программы явилось создание эффективной системы этико-правового образования, которая способствовала бы становлению и развитию гуманистических ориентиров личности, формированию у школьников правовой и политической культуры, развитию у них демократического способа мышления и приобретению комплекса этических, правовых и политических знаний, навыков, умений и опыта, необходимых молодежи для интеграции в демократическое общество, для ее активного участия в общественной жизни страны и охране правопорядка.

В итоге четырех лет осуществления программы «Правоведение в школе» была создана научно-обоснованная , экспериментально проверенная, соответствующая реалиям современного этапа развития школы инновационная система этико-правового образования, охватывающая весь период школьного образования с 1-го по 11 классы и являющаяся центром гражданского воспитания.

Реализации этой системы способствовало создание (в рамках программы) целостного учебного и методического комплекса.

В настоящее время созданная система этико-правового образования успешно функционирует в 130 школах Санкт-Петербурга, в подавляющем большинстве школ Всеволожского района Ленинградской области.

Другим примером может служить деятельность Санкт-Петербургского института права им. принца П.Ольденбургского, сотрудники которого разработали и внедрили в различные школы регионов России авторский курс «Живое право».
^

Сегодня выделяют следующие составные части системы гражданского образования в школе:

  • Этико-правовое воспитание и образование

  • Овладение навыками и способностями для отстаивания активной гражданской позиции

  • Социальная практика.


Работу в этом направлении активно поддерживает Совет Европы, одной из задач которого является воспитание молодого поколения в направлении демократической гражданственности на основе приоритета прав человека, а также другие международные организации. Эта работа связана и с образованием самих педагогов, поэтому в нашей стране постепенно создается целая сеть инициативных групп педагогов, в том числе и тех, которые работают в системе переподготовки учителей средних школ. На основе этих групп в некоторых регионах уже созданы и эффективно действуют Центры гражданского образования, которые объединяют в себе как возможности структур в рамках системы переподготовки преподавателей, так и возможности неправительственных организаций. Научную и методическую поддержку сети этих Центров обеспечивает федеральный Центр гражданского образования под руководством Т.И.Болотиной, действующий на базе Академии повышения квалификации педагогических работников. Межрегиональному сотрудничеству таких центров и отдельных педагогов способствует также Ассоциация «За гражданское образование», действующая при активном участии «Учительской газеты».

В начале 1994 года "Учительская газета" выдвинула идею создания неправительственной, некоммерческой общественно-педагогической ассоциации, которая объединила бы всех заинтересованных в развитии гражданского образования в России. Эту идею поддержали сотни учителей, директоров школ, научных работников, журналистов. 10-12 мая 1995 года в Москве прошла учредительная конференция, на которой была создана Межрегиональная ассоциация "За гражданское образование".

Основные цели Ассоциации: - информационная, научно-методическая, организационная помощь учителям, работникам образования и науки, журналистам, работающим в области гражданского образования и воспитания молодежи;

- издание научной, учебной, методической, популярной литературы по вопросам гражданского образования;

- оказание содействия педагогам в разработке и реализации перспективных образовательно-воспитательных проектов;

- изучение и обобщение отечественного и мирового опыта воспитания молодежи в духе демократии, свободы и прав человека;

- содействие международному сотрудничеству педагогов.

Сегодня Ассоциация насчитывает около 10 тысяч членов. Ее отделения созданы в более 60 регионах России - Брянске, Ульяновске, Ижевске, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде, Обнинске, Пензе, Петербурге, Самаре, Саранске, Орле, Красноярском крае, Абакане, Чайковском и в других.

Так, например, целями Брянского регионального Центра гражданского образования (руководитель – Н.С.Коваленко), созданного в феврале 2004 г. на базе Брянского института повышения квалификации работников образования, являются:

    1. Отстаивание гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека

    2. Пропаганда гражданского общества, укрепления и совершенствования правового государства

    3. Воспитание терпимости к разнообразию мировоззренческих подходов, содействие реализации прав обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений

    4. Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами.

Еще одним примером сетевой организации участников гражданского образования в школах является Ассоциация демократических школ – некоммерческая общественная организация содействия создания в школах демократического уклада жизни «Школа и демократия», созданная в 1999 годы (председатель правления – А.Н.Тубельский, генеральный директор научно-педагогического объединения «Школа самоопределения»). Ассоциация ставит своей целью способствовать развитию демократических процессов в российском школьном образовании, прежде всего посредством создания в школах демократического стиля жизни и распространения этого опыта в других школах. Ассоциация объединяет 35 коллективных членов из 12 регионов России и 220 индивидуальных членов.
Наряду с этими сетями в стране действуют и многие другие инициативы, направленные на гражданское образование, образование в области прав человека детей и молодежи. В качестве примера региональной школы прав человека можно привести краткое описание такой школы в Республике Мари Эл, сделанное ее руководителем Надеждой Пайдоверовой: «В апреле 2002 г. в Республике Марий Эл, после трагической гибели 27 декабря 2001 года Вячеслава Пайдоверова, председателя Правозащитного центра Республики Марий Эл, известного правозащитника в России, принято решение об открытии Школы прав человека. Заключены договора с директорами школ. Занятия факультативов по правам человека начались с сентября 2002 года и проходят они в творческой форме, дискуссии, ролевых игр, конкурсов, КВН, викторин. Если мы хотим, чтобы занятия были интересными, учителя должны творчески подходить к урокам. За свою многовековую историю наш народ создал огромное количество крылатых выражений, пословиц, поговорок и игр. Проводятся нашими учителями конкурсы знатоков прав, моральных норм и нормы права, пословиц, поговорок, эрудитов, афоризмов, этикета. Мы обсуждаем многие вопросы, играючи, узнаем много интересного из богатой истории нашей России, Республики Марий Эл, ведь не зная прошлого страны, края, в котором живешь, нельзя считать себя по-настоящему образованным человеком. Обсуждаем проблемы по соблюдению прав человека в республике. При разработке программ преподаватели в области прав человека учитывают и потребности и возможности. Я считаю, что педагог может реализовать программу исключительно на основе своих личных ценностей, опыта, ресурсов и положения в обществе. Для того чтобы образование в области прав человека стало самостоятельным направлением, мы должны продемонстрировать свою уникальность, предлагая содержание и результаты, которых не могут предложить другие образовательные программы и научиться распространять свои методы».

Другим примером может служить Пермская городская общественная организация «Центр гражданского образования и прав человека» учрежденная 3 февраля 2003 г. (директор – д.и.н. А.Б.Суслов). Миссия Центра - просвещение и воспитание населения, прежде всего, молодежи в духе идей толерантности, ненасилия, миротворчества, уважения к правам человека, идеалам демократии и гуманизма.

Этот Центр был создан на базе программы «Школа прав человека» пермского Центра поддержки демократических молодежных инициатив. Все сотрудники Центра гражданского образования и прав человека (далее - ЦГО) в течение нескольких лет работали тренерами и методистами Школы прав человека.

Школа прав человека действовала четыре с половиной года. За это время создан учебно-методический комплекс по преподаванию прав человека (методическое пособие для учителя, книга для чтения и дидактические материалы для учащихся 9-11 классов), комплект брошюр по правам ребенка (для подростков, для родителей, для социальных педагогов) и другие издания. Через наши семинары и курсы по преподаванию прав человека, организованные совместно с областным институтом повышения квалификации работников образования и институтом непрерывного образования ПГПУ, прошло более 700 педагогов. В настоящее время, по нашим оценкам, занятия по правам человека (в разной форме) ведутся не менее чем в 60 учебных заведениях области. В г.Перми организуются олимпиады по правам человека для школьников. В Перми и в некоторых районах Пермской области действуют педагогические мастерские по правам человека для учителей и для социальных педагогов.

Программа «Школа прав человека» к началу 2003 г. достигла такого уровня своего развития, который потребовал конституирования в качестве самостоятельной организации для достижения большей эффективности работы. Кроме того, назрела необходимость расширить сферу деятельности, включиться в решение проблем развития гражданского образования. Именно поэтому был учрежден Центр гражданского образования и прав человека.

За время, прошедшее после учреждения Центра, программа «Школа прав человека» получила новый импульс развития. Наряду с ней реализуются и другие программы (Мониторинг соблюдения прав человека в школах Пермской области, формирование основ толерантного поведения и другие). В итоге за два года развития Центр гражданского образования и прав человека приобрел организационную и финансовую устойчивость и общественное признание.

Отметим также большую положительную роль, которую играет организация Сивитас-Россия (Директор – Е.М.Беляков) в развитии гражданского образования в стране. Она не только поддерживает и реализует такие важные проекты для гражданского образования педагогов и школьников как «Гражданин» и «Сивитас-Мозаика», но и поддерживает научно-практические конференции, итоги и наработки которых будут полезны для развития гражданского образования. Так. например, этой организацией было поддержано проведение летом 2004 г. в Санкт-Петербурге Международного симпозиума на тему «Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире».



  1. ^ Менеджмент общественных организаций и развитие взаимодействие с властью.


Большую и реальную работу по гражданскому образованию социально активного населения выполняют семинары для активистов некоммерческих организаций (НКО), посвященные различным аспектами деятельности неправительственных организаций и организованные как правило, также неправительственными организациями..

В качестве примера можно привести программу Феминистского Ориентационного Центра и Айрекса «Развитие некоммерческих организаций и сбор средств», в рамках которой в 1995-1996 гг. было проведено по два семинара-тренинга Екатеринбурге, Томске, Челябинске и Владивостоке, программу СПб центра СТРАТЕГИЯ «Развитие некоммерческих организаций и социальное партнерство» (семинары в Карелии и Псковской области в 1996-1997 гг,).

Постепенно в России появились НКО, специализирующиеся на образовательных программах для лидеров некоммерческих организаций, например, московская «Голубка» или калужский фонд «Стратегия». Позже в ряде регионов появились ресурсные центры поддержки и развития НКО, которые также стали успешно реализовать различные образовательные программы для активистов НКО. Некоторые из этих программ, например, программа дистантного образования московского Центра поддержки НКО, выходят уже на уровень серьезного системного образования или переподготовки. В рамках этих семинаров и курсов их слушатели не только получают знания и навыки в области менеджмента и фондрайзинга, но и осваивают практические навыки для реализации их гражданской активности.

Среди наиболее известных региональных ресурсных центров поддержки НКО можно назвать Межрегиональный Общественный Фонд "Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив" (МОФ СЦПОИ), работающий уже почти 10 лет (рук. Е.П.Малицкая). Центр работает в одиннадцати регионах Сибири (Республика Алтай, Республика Бурятия, Алтайский край, Красноярский край, Читинская, Иркутская, Томская, Омская, Тюменская, Новосибирская и Кемеровская области). Миссия МОФ СЦПОИ - способствовать развитию общественных инициатив и гражданской ответственности населения с целью решения проблем различных сфер общественной жизни через институты гражданского общества. Аналогичную работу ведут на Юге России Южный региональный ресурсный центр (ЮРРЦ, Краснодар), и на Северо-Западе – Центр развития некоммерческих организаций (ЦРНО, Санкт-Петербург). Большой вклад в гражданское образования вносит также Московский институт проблем гражданского общества (директор – М.Слободская), так, на его основе издается рассылаемая во многие регионы газета «Гражданский Форум».

Опыт развития менеджмента НКО и межсекторного социального партнерства в Европейской части России, в Сибири и на дальнем Востоке был использован позже для его распространения на Северный Кавказ. Примером могут служить семинары по межсекторному социальному партнерству на Северном Кавказе, которые СПб центр СТРТАЕГИЯ проводил в Пятигорске, Махачкале и в Джейрахе (Горная Ингушетия) в 2002-2003 гг. в рамках большой программы Московской Хельсинской группы на Северном Кавказе. Одним из итогов этой программы стало создание весной 2004 г. в Грозном (Чеченская Республика) Центра стратегических исследований развития гражданского общества на Северном Кавказе (СК-Стратегия, руководитель Абдулла Истамулов), который уже сам стал проводить далее аналогичные семинары.

Так, 20 сентября 2004 г. в центром СК-Стратегия был организован в Грозном семинар «Развитие социального партнерства в Чеченской Республике», 4-5 декабря 2004 г. в Гудермесе – семинар «Формирование и развитие гражданского общества на Северном Кавказе». В ходе этих семинаров, кроме обсуждения важных для развития чеченской экономики и чеченского общества тем был достигнут и такой качественный результат, как сближение позиций и формирование основ для диалога между обществом и властью. В этот процесс активно вовлекались районные администрации, институты традиционного ислама и старейшины.



  1. ^ Образование в области прав человека


Особо следует подчеркнуть образовательную деятельность – правовое просвещение и образование в области прав человека, которая проводится многими правозащитными организациями (например. «Мемориалом», Московской Хельсинской группой и т.д.). Эта работа, а также семинары и школы, регулярно проводимые Московской школой прав человека (директор А.Я.Азаров), является пока немногими примерами систематического образования в области прав человека, хотя Российское правительство и подписало ряд международных договоров, в рамках которых оно взяло на себя обязательство вести подобную деятельность.

Так, например, в рамках программы мониторинга прав человека в российских регионах, реализованной Московской хельсинской группы, практически все региональные партнеры МХГ участвовали в цикле образовательных семинаров, в ходе которых они не только получили систематические познания в области прав человека, но и навыки ведения мониторинга соблюдения прав человека.

Под патронажем Московской Хельсинской группы в конце 90-х годов возникло Молодежное правозащитное движение (Лидер – Андрей Юров). Одним из важных направлений этого движения является программа Свободного университета прав человека, в рамках которой действуют такие проекты, как:

  • Школа социального творчества «Старт», в рамках которой узнают много нового о деятельности некоммерческих организаций, приобрести первый опыт работы в некоммерческом секторе

  • Дистантная Школа прав человека, а рамках которой действуют курсы по основным направлениям права

  • Программа подготовки тренеров и мультипликторов

  • Программа правовых клиник

Мы видим таким образом, что деятельность Свободного университета уже выходит за рамки только обучения правам человека, она включает в себя и обучение основам работы неправительственных организаций, кратко рассмотренный в предыдущем разделе.

Другим примером может служить программа Варшавского Хельсинского фонда, в рамках которого около 20 активистов правозащитного движения прошли в Польше интенсивный цикл семинаров-тренингов для подготовки их в качестве преподавателей и ведущих тренингов в области прав человека. Здесь стоит отметить и постоянную работу Варшавского Хельсинского фонда (руководимого известным правозащитником Мареком Новицким, ушедшим из жизни в 2003 г) по обучению правам человека активистов из общественных (а также и государственных) правозащитных организаций стран бывшего СССР и Восточной Европы). Так. например, Уполномоченный по правам человека в Саратовской области (1999-2004 гг.) А.С.Ландо после участия в работе семинара Марека Новицкого по соблюдению прав заключенных, использовал полученный опыт при создании в Саратове изолятора временного содержания по современным мировым стандартам.

В качестве примера спектра курсов и семинаров по правам человека приведем перечень образовательных курсов по правам человека, которые прошла в 2000-2002 гг. уже упомянутая выше Надежда Пайдоверова (Йошкар-Ола), которая после гибели своего мужа, депутата и правозащитника В.Пайдоверова, стала продолжать его дело, организовав Школу прав человека.

  1. семинары МХГ ( 2002-2004 г.- "Общественный контроль за условиями содержания в колониях" , "Общественный .контроль за условиями содержания в психиатрических больницах")

  1. семинары Общественного движения "За права человека" (2002-2003 г. "Общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов и судов")

  1. семинар Московской школы политических исследований (2004 г.-по теме толерантность)

  1. семинары Клуба региональной журналистики (2003, 2004 г.)

  1. семинар АСИ ( "региональная пресса")

  1. двухнедельная учеба в Летней школе прав человека от Московской школы прав человека (август 2004 г.)

  1. двухнедельная учеба в Зимней школе прав человека от ^ Международной Хельсинкской Федерации (февраль 2004 г), ознакомительная поездка в Страсбург (Европейский Суд по правам человека).

В плане решения задачи обучения правам человека трудно переоценить роль Портала прав человека www.hro.org. На этом портале, наряду с актуальной информацией о нарушениях прав человека и освещением борьбы за их соблюдение, размещены и лекционные курсы по правам человека, а также очень нужные для правозащитного образования тексты – как международные документы, так и аналитические материалы зарубежных и отечественных авторов. Здесь же можно найти и ценную информацию об организациях, работающих в сфере обучения правам человека.

Много ценной информации по этой теме также находятся на сайте Комиссии по правам человека при Президенте РФ – www.h-rights.ru, на сайте Института прав человека www.hrights.ru

Университетское образование пока еще уделяет мало внимания обучению правам человека. Определенным шагом в этом направлении стал Межрегиональный научно-практический семинар «Преподавание прав человека в Российских университетах», который состоялся в октябре 2003 г. в Санкт-Петербургском госуниверситете при поддержке Британского консульства в Санкт-Петербурге и организационной поддержке СПб гуманитарно-политологического центра «Стратегия».

Участники констатировали, что за последние десять лет высшая школа России сделала определенные шаги, как в научных исследованиях, так и во внедрении проблематики прав человека в воспитание и обучение студенческой молодежи. В университетах, вузах различной ведомственной подчиненности проводятся научные конференции, растет число публикаций по проблемам прав и свобод человека, подготовлено несколько учебников и пособий. В некоторых регионах в системе повышения квалификации работников образования вводятся курсы по правам ребенка. В системе вузов МВД России, в некоторых гражданских вузах образованы кафедры по правам человека. Создан ряд общественных кафедр ЮНЕСКО по правам человека и смежным проблемам.

Вместе с тем, участники семинара отметили, что высшая школа пока не отвечает на социальный заказ в подготовке квалифицированных специалистов в области прав человека. Такие специалисты востребованы в органах законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; в аппаратах федерального и региональных Уполномоченных по правам человека, правам ребенка, в адвокатуре, в международных и правозащитных организациях.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования не ориентированы в должной мере на освещение проблематики прав и свобод человека, на разработку и преподавание отдельных курсов по правам человека. В стандартах недостаточно отражено конституционное положение о правах и свободах человека как высшей ценности, и тем самым не задействован позитивный мировоззренческий потенциал прав человека.



  1. ^ Гражданское образование для представителей власти


Особое место в системе гражданского образования и просвещения в России занимает Московская школа политических исследований, основанная Леной Немировской более 10 лет назад. Своей основной целью эта организация ставила и ставит сегодня воспитание гражданских качеств у молодых российских политиков, прежде всего – депутатов региональных парламентов и городских Дум. На региональные и федеральные семинары в качестве лекторов приглашаются ведущие ученые и политики не только России, но и Европы и других стран мира. Так, например, другом и экспертом Школы уже с 1994 года стал бывший Защитник народа Испании и будущий Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес.

Слушатели школы, показавшие наиболее высокие успехи в процессе региональных и Федерального семинаров приглашаются затем для участия в выездных сессиях Школы, которые проходят в Брюсселе, Мадриде, Страсбурге, Лондоне и в других европейских столицах. В школе действует и сильный издательский проект (руководитель – Юрий Сенокосов), в рамках которого публикуются книги экспертов школы - философов и политиков, а также регулярно издается Вестник Московской школы политических исследований «Общая тетрадь».

Другим примером гражданского образования для представителей власти – в данном случае – чиновников городской администрации СПб и муниципальных образований города на Неве может служить проект Центра гражданского образования и прав человека Санкт-петербургского университета, реализованный в 2003 г. при поддержке Института Открытое Общество. О сути проекта говорит его название: «Гражданское образование для городской администрации. Подготовка и апробация курса повышения квалификации "Властная вертикаль и Гражданская горизонталь: современные формы сотрудничества администрации и неправительственных организаций"».

  1. В рамках этого проекта была разработана схема организации вечерних учебных занятий для трудящихся слушателей (включая методику мотивации, техническое обеспечение, методология организации учебного процесса с учетом специфики слушателей, логику теоретического содержания и практической деятельности, методику оценки тренеров и самооценки в группе, самостоятельной работы с практическим применением в рамках непосредственной деятельности, укомплектован пакет раздаточных материалов); подготовлена специальная образовательная программа и проведена серия вечерних интерактивных семинаров, включающих в себя наиболее актуальные темы в сфере межсекторного взаимодействия.

  2. Результатом проекта стала обученная группа слушателей с повышенной мотивацией к обучению, способных в дальнейшем стать "агентами влияния и перемен" как внутри своих муниципалитетов (депутатского корпуса) так и вовне (местные сообщества).

  3. Важно отметить также опыт Красноярской краевой организации общества «Знание», которая в рамках поддержанного программой ТАСИС проекта «Создание системы демократического гражданского образования в Центральной Сибири» (Красноярск, Новосибирск, Новокузнецк, Барнаул, Абакан) в течение 1998-2000 гг.реализовывала такое подпроект, «Создание системы непрерывного образования работников органов местного самоуправления».


^ 6. Гражданское образование для сотрудников милиции.
Некоторые из правозащитных организаций (например, Петербургский «Гражданский контроль», Центра правовой помощи им. Г. и С. Лайт) взяли на себя нелегкую миссию обучению правам человека представителей милиции и других силовых государственных структур. Так, например, в рамках программы Центра правовой помощи им. Г. и С. Лайт (рук. Л.А.Львов) совместно со своими партнерами из других стран организует ознакомительные поездки ведущих сотрудников МВД в США для ознакомления с работой американской полиции.

Другим примером может служить проект СПб центра СТРАТЕГИЯ по созданию системы обучения работников милиции Северо-Западного региона РФ правам человека и механизмам сотрудничества с правозащитными и другими неправительственными организациями. В рамках этого проекта уже проведен трехдневный семинар-тренинг по правам человека и межсекторному социальному партнерству для сотрудников милиции из различных областей и республик Северо-запада России. В дальнейшем планируется подготовить и провести в пяти регионах Северо-запада России серии двухдневных семинаров по правам человека для сотрудников МВД, а также Круглых столов по межсекторному социальному партнерству с участием представителей МВД, правозащитных и других неправительственных организаций. Планируется также с учетом накопленного в ходе реализации предыдущих задач проекта и с участием Центра гражданского образования и прав человека СПбГУ и университетов в других регионах Северо-Запада России подготовить программу курсов повышения квалификации сотрудников МВД по темам прав человека и межсекторного социального партнерства на основе местных экспертов и специалистов.


  1. ^ Гражданское образование «люди третьего возраста»


Наконец нельзя не отметить деятельность по гражданскому образованию пожилых людей (или, выражаясь политкорректно, людей «третьего» возраста) которую ведет Красноярская краевая организация общества «Знание» и некоторые другие региональные организации этого общества. Эта работа фактически является частью системы непрерывного образования взрослых, которая существует сегодня во многих странах, но пока еще отсутствует в России.

В Красноярском крае накоплен большой опыт вовлечения людей пенсионного возраста в систему непрерывного образования, в различные кружки и открытые школы, в рамках которой они получают и навыки социализации в новых условиях социально-политической жизни. Этот опыт накоплен как путем использовании лучших традиций системы общества «Знание» в советские годы, так и применением лучшего опыта европейских стран, полученного в ходе реализации упомянутого в разделе 5 проекта «Создание системы демократического гражданского образования в Центральной Сибири», поддержанного программой Тасис.



  1. ^ Гражданское образование и правовое просвещение населения: участие власти


Правовое просвещение населения является одной из компонент гражданского образования. Именно в этом направлении в России есть опыт реализации государственных программ. Имеется в виду программа правового просвещения, которая была реализована в середине 1990 гг. под руководством Центризбиркома, то есть ее задачей была подготовка избирателей к ответственному голосованию на выборах. Слабое участие в реализации этой программы неправительственных организаций привело к ее достаточно низкой эффективности.

Содействие правовому просвещению населения является одной их функций такого нового государственного института, как институт Уполномоченного по правам человека. К весне 2005 г. в России действует Уполномоченный по правам человека в РФ, а также тридцать Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. В рамках этого направления своей деятельности они и сотрудники их аппаратов выступают на радио и телевидении, публикуют статьи и отчеты о своей деятельности в СМИ, проводят уроки в школах, читают отдельные лекции и спецкурсы в университетах, публикуют издания по правам человека и способам их защиты, организуют региональные и общероссийские конкурсы школьных и студенческих работ по правам человека и праву.

Вместе с тем основной задачей уполномоченных по правам человека все же является содействие восстановлению нарушенных прав, поэтому на работу по правовому просвещению, особенно у региональных Уполномоченных остается очень немного ресурсов. Поэтому заслуживают внимание такие инициативы региональных омбудсманов, как содействие налаживанию в регионе системы правового просвещения и образования в области прав человека. Так. например, Уполномоченный по правам человека в Астраханской области В.В.Виноградов стал одним их учредителей регионального Центра гражданского образования.

Практически единственным примером, когда региональная власть активно участвует в правовом просвещении и гражданском образовании населения, является Областная целевая программа развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 годы. Основными задачами программы являются: развитие системы политического и правового просвещения, углубление взаимодействия населения и органов власти, поддержка деятельности политических организаций. Эта программа представляет собой первый в России опыт применения инновационных системных технологий в области политического просвещения. Подробнее о программе см. www.polit.kama.ru/main/programm.asp.



  1. ^ Существующие проблемы


Мы видим, таким образом, что в нашей стране существуют отдельные инициативы или даже целые ассоциации определенного направления, однако эти инициативы слабо связаны между собой и пока еще не дополняют друг друга. Так, например, в системе школьного гражданского образования важное место должна занимать социальная практика, в ходе которой школьники могли бы получить практические навыки гражданской активности. Для педагогов этого профиля был бы очень полезен контакт, например, со многими НКО, работающими на близлежащей территории. С другой стороны, многие педагогические новации и открытия, наработанные в ходе тренингов и семинаров для организаций третьего сектора, были бы очень полезны для системы гражданского образования для людей «третьего возраста».

Вторая проблема – это практически полное отсутствие поддержки гражданского образования со стороны государства, за исключением некоторых направлений школьной педагогики. Иногда даже кажется, что государство не заинтересованно иметь в лице своих подданных граждански активных личностей. Между тем во многих странах Восточной Европы существуют законы о Гражданском образовании, в соответствии с которыми на его развитие выделяются реальные средства. У нас же пока нет ни таких законом. Ни специальных программ правового просвещения или гражданского образования. Неоднократные попытки Уполномоченного по правам человека в РФ добиться принятия соответствующей федеральной целевой программы не увенчались пока успехом.



  1. ^ Имеющийся опыт консолидации усилий по организации гражданского образования.


В этой ситуации выходом могла бы стать консолидация усилий российской общественности, заинтересованных в развитии в стране и ее регионах гражданского образования. Определенным шагом на этом пути стало создание в начале 2003 г. общественного экспертного совета по гражданскому образованию и образованию в области прав человека при комитете по образованию и науке Государственной думы РФ.

Общественный экспертный совет по гражданскому образованию и образованию в области прав человека (далее – Экспертный совет) был создан в соответствии с решением Комитета по образованию и науке Государственной думы от 25.12.02 (Протокол № 75-4).

Основная цель Экспертного совета - консолидация усилий представителей образовательных и научных, государственных и неправительственных организаций для развития в России системы гражданского образования, включающего в себя, в частности, образование в области прав человека. В его состав вошли специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и Красноярска, представляющие различные школы и направления в области гражданского и правого образования. На своем первом заседании 17 января 2003 г. был утверждены следующие направления работы, которые были затем одобрены на заседании Комитета по образованию и науки Государственной Думы 13 февраля 2003 г.

Эти направления включают в себя:

  • анализ и систематизация имеющихся проектов и инициатив в области гражданского образования и образования в области прав человека;

  • анализ имеющегося опыта государственной поддержки и развития этих форм образования;

  • разработка федеральной целевой программы гражданского образования, включая правовое просвещение и образование в области прав человека;

  • обсуждение целесообразности подготовки Федерального закона «О гражданском образовании» и иных законопроектов и поправок к действующим законам;

  • подготовка рекомендаций для Министерства образования РФ и других структур исполнительной власти.

  • развитие системы преподавания прав человека в российских вузах, включая создание кафедр прав человека;

  • развитие исследований в области прав человека и гражданского образования;

  • развитие использования Интернета в гражданском образовании.


Организационной формой деятельности Экспертного совета стало сочетание периодических встреч всего Экспертного совета с деятельностью рабочих групп, сформированных как по профильному, так и по региональному признаку.

В течение 2003-2004 гг. года состоялось 11 заседаний Экспертного совета, На каждое заседание, наряду с членами Экспертного совета, приглашались ведущие специалисты в области гражданского образования – из Министерств и ведомств, из университетов и некоммерческих организаций, занимающихся гражданским образованием. Всего в таких заседаниях приняли участие около 50 человек, представляющих различные направления гражданского образования и разные регионы России. Таким образом Экспертный совет выполнил важную коммуникативную задачу – стал местом встречи и обсуждения проблем гражданского образования для различных специалистов и организаций этой сферы.

Одним из важных решений Экспертного Совета .стало решение об участи России в Европейским годом гражданственности через образование под девизом: «Жить и учиться демократии». .Приказом Министра образовании и науки Национальным координатором Европейского года гражданственности стала зам. председателя Экспертного совета, руководитель Федерального центра гражданского образования Т.В.Болотина. Создан Оргкомитет и подготовлен Национальный план проведения Года гражданственности, первым пунктом которого значится «Разработка и утверждение государственной программы «Образование, направленное на формирование демократической гражданственности у населения России».

Можно надеяться, что этот план и это пункт будут реализованы.


Похожие:

Гражданское образование, правовое просвещение в современной России iconМонография «Правовое регулирование отношений промышленной собственности»
«Правовое управление» нб рб им. А. З. Валиди, кандидата экономических наук, доцента по кафедре «Гражданское право», заслуженный работник...
Гражданское образование, правовое просвещение в современной России iconГородская общественная организация по защите прав женщин и детей...
Проект в сфере защиты прав и свобод человека и правового просвещения населения «Антикризисное правовое просвещение: Защита прав граждан,...
Гражданское образование, правовое просвещение в современной России iconСтановление гражданского общества неразрывно связано с утверждением...
Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического...
Гражданское образование, правовое просвещение в современной России iconКонтрольные вопросы и проблемные задания Дайте определение понятию «гражданское общество»
Автономный тип личности, ассоциация, гражданин, гражданская активность, гражданская культура, гражданское общество, корпорации, права...
Гражданское образование, правовое просвещение в современной России iconЛекция тема: эколого-правовое образование и формирование экологической культуры
Состояние и перспективы эколого-правового образования. Формы эколого-правового воспитания и критерии её эффективности. Эколого-правовое...
Гражданское образование, правовое просвещение в современной России iconКурсовая работа по дисциплине «Гражданское право» по теме: «Правовое...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Гражданское образование, правовое просвещение в современной России iconХватит из нас делать дураков!
Вот и выходит, что образование – основа надежности и благополучия жизни. И государства крепь – тоже образование. Без хорошо образованных...
Гражданское образование, правовое просвещение в современной России iconПрограмма XIII международного Фестиваля современной хореографии «Айседора»
Организаторы: Центр современной хореографии при поддержке Фонда Михаила Прохорова, Посольства Америки в России, Посольства Израиля...
Гражданское образование, правовое просвещение в современной России iconВопросы к экзамену по курсу «Гражданское право часть первая»
Понятие «гражданское право». Гражданское право как наука.  Гражданское право как учебная
Гражданское образование, правовое просвещение в современной России iconПланы семинарских занятий и темы рефератов по курсу Истории России
Учебник «История России хх–ххi вв.» А. А. Левандовского, С. В. Мироненко, Ю. А. Щетинова (М.: "Просвещение", четыре издания в 2007–2010...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница