Методические указания к практическим занятиям по курсу «Метрология, стандартизация и стандартизация»


Скачать 467.2 Kb.
НазваниеМетодические указания к практическим занятиям по курсу «Метрология, стандартизация и стандартизация»
страница1/4
Дата публикации30.04.2013
Размер467.2 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»
Кафедра метрологии, стандартизации и сертификации


А.Л. Воробьев, С.В. Бойко, С.И. Карнасевич


методы стандартизации
Методические указания

к практическим занятиям по курсу

«Метрология, стандартизация и стандартизация»
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»


Оренбург

ИПК ГОУ ОГУ

2010

УДК 006(07)

ББК 30ц

В 75


Рецензент – доцент, кандидат технических наук В.А. Никитин

^ Воробьев, А.Л.

В 75 Методы стандартизации: методические указания к практическим занятиям по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» / А.Л. Воробьев, С.В. Бойко; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2010. – 24 с.


Рассмотрены наиболее широко применяемые в работах по стандартизации специальные методы: систематизация, унификация, типизация, агрегатирование, параметрическая стандартизация, комплексная и опережающая стандартизация. Приведены примеры по применению рассмотренных методов.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальностям 200503 «Стандартизация и сертификация» и 220501 «Управление качеством», при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», в части раздела «Стандартизация».


УДК 006(07)

ББК 30ц
 Воробьев А.Л.,

Бойко С.В., 2010

 ГОУ ОГУ, 2010

Содержание


Введение………………………………………………………………………

4

1 Систематизация объектов стандартизации …………………….………

7

1.1 Классификация…………………………………………….……………..

7

1.2 Кодирование……………………………..……………………………….

12

1.3 Идентификация………………………………………………………….

15

2 Упорядочение объектов стандартизации...……………………………..

18

2.1 Селекция объектов стандартизации…………………………………...

18

2.2 Симплификация………………............................................................

18

2.3 Типизация объектов стандартизации.………………………………...

19

2.4 Оптимизация объектов стандартизации……………………………….

3 Параметрическая стандартизация…………………………………………

20

22

4 Унификация продукции……………………………………………….…

25

5 Агрегатирование…………………………………………………………

6 Комплексная стандартизация……………………………………………..

7 Опережающая стандартизация……………………………………………

29

31

33

Заключение……………………………………………………………………

36

Вопросы для самоконтроля и обсуждения……………………………….

38

Тесты для самопроверки………………..………………………………….

40

Словарь терминов………………………………………………………….

44

Список использованных источников………………………………………..

48


Введение
Стандартизация и научно-технический прогресс тесно взаимосвязаны: в стандартах концентрированно выражается уровень развития науки и техники и в то же время от уровня требования стандартов в значительной степени зависит дальнейшее развитие научно-технического прогресса. [1],[2]

Стандартизация распространена во всех промышленно развитых странах. Главной ее задачей является создание прогрессивной системы нормативной документации, и ее применение при разработке, производстве и эксплуатации продукции, удовлетворяющей потребности народного хозяйства, населения, обороны страны и экспорта. Требования, устанавливаемые в государственных стандартах, направлены на выпуск самой современной высококачественной продукции, соответствующей мировому уровню по всем потребительским показателям: надежности и точности, материало- и энергоемкости, трудоемкости, требованиям эргономики и технической эстетики.

Но стандартизация — одновременно и комплекс методов, необходимых для установления оптимального решения повторяющихся задач и узаконивания его в качестве норм и правил.

Метод стандартизации — это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

Напомним, что в соответствии с Законом РФ «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в целях: [3]

- повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

- повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечения научно-технического прогресса;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

- рационального использования ресурсов;

- технической и информационной совместимости;

- сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

- взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация базируется на философских, общенаучных и специфических методах.

К философским методам относятся следующие:

- метод соподчинения – научный метод теоретического исследования, представляющий собой форму движения мысли от абстрактного к всестороннему конкретному учению об объекте;

- исторический метод – метод, позволяющий подходить к действительности, как к развивающейся и изменяющейся во времени;

- логический метод – метод, при котором выявляются логические связи и отношения, гарантирующие достоверные знания из исходных данных различных теорий.

Общенаучные методы используются для реализации различных целей на теоретическом и эмпирическом уровнях научного познания. К ним относятся:

- эмпирические методы (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение);

- теоретические (идеализация, формализация, аксиоматический метод, экстраполяция);

- эмпирико-теоретические методы (абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование и т.д.).

К наиболее употребляем специальным методам стандартизации относятся:

  • систематизация;

  • унификация;

  • типизация;

  • агрегатирование;

  • параметрическая стандартизация;

  • комплексная стандартизация;

  • опережающая стандартизация.

В данных методических указаниях рассматриваются наиболее широко применяемые в работах по стандартизации специальные методы.

^ 1 Систематизация объектов стандартизации
Систематизация объектов стандартизации заключается в научно-последовательном классифицировании (классификации) и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации.

Систематизация любых объектов имеет целью расположить их в последовательности, образующей определенную систему, удобную для использования.

Самой простой системой систематизация является алфавитная, используемая в различных словарях и справочниках. Применяется и порядковая нумерация систематизированных объектов или их расположение в хронологической последовательности. Так, например, ГОСТы регистрируются по возрастающему порядку номеров, после которых указываются две последние цифры года их принятия.

Различают следующие виды систематизации: классификация, кодирование, идентификация.
1.1 Классификация
Основной разновидностью систематизации является классификация.

Классификация – разделение множества объектов на классификационные группировки (таксоны) по их сходству или различию на основе определённых признаков в соответствии с принятыми методами.

Признак – специфическое свойство объекта, отличающее его от других форм объекта. При классификации объекты располагаются по классам, подклассам, видам, группам разрядам и другим таксонам в зависимости от их общих признаков, т. е. создаются системы соподчиненных объектов. Каждый объект (явление, процесс) определяется набором признаков, выделяющих его из множества других объектов.

Следует уяснить, что вообще классификация представляет собой метод упорядочения любых объектов, поэтому ее применение универсально. Только определений понятия «классификация (классифицирование)» известно более 900. [4] Одним из наиболее распространенных и дающих достаточно ясное понятие о смысле классификации, считается следующее:[5] система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Существуют два основных метода классификации объектов: иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации заключается в том, что исходное множество объектов последовательно разделяется на подмножества (классификационные группировки, таксоны), а те в свою очередь на свои подмножества и т.д.

Проведение классификации по иерархическому методу осуществляется по следующей последовательности:

- определение исходного множества объектов;

- выявление основных (существенных) признаков объектов классификации;

- выбор порядка следования признаков – уровни деления и их количество.

Особенность данного метода: Множество объектов разделяется на классы, группы, виды и т. п. по основным признакам, характеризующим эти объекты по принципу «от общего к частному». Т. е. каждая группировка в соответствии с выбранным признаком (основанием деления) делится на несколько других группировок, каждая из которых по другому признаку делится еще на несколько подчиненных группировок, и т. д. Таким образом, между классификационными группировками устанавливается отношение подчинения (иерархии).

^ Пример иерархической системы классификации. Поставлена задача - создать иерархическую систему классификации для информационного объекта "Факультет", которая позволит классифицировать информацию обо всех студентах по следующим классификационным признакам: факультет, на котором он учится, возрастной состав студентов, пол студента, для женщин - наличие детей.

Система классификации представлена на рисунке 1 и будет иметь следующие уровни:

0-й уровень. Информационный объект "Факультет";

1-й уровень. Выбирается классификационный признак - название факультета, что позволяет выделить несколько классов с разными названиями факультетов, в которых храниться информация обо всех студентах;

2-й уровень. Выбирается классификационный признак - возраст, который имеет три градации: до 20 лет, от 20 до 30 лет, свыше 30 лет. По каждому факультету выделяются три возрастных подкасса студентов.

3-й уровень. Выбирается классификационный признак - пол. Каждый подкласс 2-го уровня разбивается на две группы. Таким образом, информация о студентах каждого факультета в каждом возрастном подклассе разделяется на две группы - мужчин и женщин.

4-й уровень. Выбирается классификационный признак - наличие детей у женщин: есть, нет.

Созданная иерархическая система классификации имеет глубину классификации, равную четырем.


Рисунок 1 - Пример иерархической системы классификации

Фасетный метод классификации заключается в том, что исходное множество объектов разделяется на независимые подмножества (классификационные группировки, таксоны), обладающие определёнными заданными признаками, необходимыми для решения конкретных задач.

Классификация по фасетному методу проводится в следующей последовательности:

- определение исходного множества объектов;

- выявление основных (существенных) признаков всесторонне характеризующих объект классификации;

- группирование однородных (существенных) признаков в фасеты и присвоение им кодов;

- определение фасетных формул для образования подмножеств.

Особенность данного метода: подмножества формируются по принципу «от частого к общему», т. е. на основе различных наборов конкретных характеристик объекта.

Примером применения фасетного метода классификации является система ЕСКК ТЭСИ:

ЕСКК ТЭСИ устанавливает состав и содержание работ по созданию классификаторов технико-экономической информации, поддержанию их в актуальном состоянии (ведению) путём внесения изменений, а также порядок разработки классификаторов и их практического применения.

Классификатор – систематизированный свод наименований общих признаков.

В настоящее время в Российской Федерации действуют, например, следующие общероссийские классификаторы:

  1. Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО).

  2. Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ).

  3. Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР).

  4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

  5. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО).

  6. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ).

  7. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД).

  8. Общероссийский классификатор продукции (ОКП).

  9. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).

  10. Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов машиностроения и приборостроения (Классификатор ЕСКД).

  11. Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ).

  12. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной классификации (ОКСВНК) и др.

Основной целью создания ЕСКК ТЭСИ является стандартизация информационного обеспечения процессов управления на основе применения средств вычислительной техники.

Основными задачами ЕСКК ТЭСИ являются:

- упорядочение, унификация, классификация и кодирование информации, используемой в системе управления;

- разработка комплекса классификаторов, необходимых для решения задач органами управления различного уровня;

- максимальное использование международных классификаторов для решения задач, связанных с международным обменом информацией;

- создание условий для автоматизации процессов обработки информации, включая создание автоматизированных банков данных;

- обеспечение информационной совместимости взаимодействующих информационных систем.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭСИ являются экономические и социальные объекты и их свойства, статистическая информация, финансовая и правоохранительная деятельность банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность и другая информация необходимая для решения управленческих задач. Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК ТЭСИ осуществляют Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Российское статистическое агентство.

  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям по курсу «Метрология, стандартизация и стандартизация» iconМетодические указания к практическим занятиям по курсу «Сертификация»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности...
Методические указания к практическим занятиям по курсу «Метрология, стандартизация и стандартизация» iconА. Л. Воробьев основные понятия подтверждения соотвествия
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности...
Методические указания к практическим занятиям по курсу «Метрология, стандартизация и стандартизация» iconМетодические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине Метрология,...
Составление паспорта лаборатории по оснащенности испытательным оборудованием и средствами измерения
Методические указания к практическим занятиям по курсу «Метрология, стандартизация и стандартизация» iconПрограмма государственного экзамена по специальности 200503. 65 «стандартизация...
...
Методические указания к практическим занятиям по курсу «Метрология, стандартизация и стандартизация» iconМетодические указания к практическим занятиям “
Методические указания к практическим занятиям “Обработка данных медицинских исследований в Excel” по дисциплине “Медицинская информатика”...
Методические указания к практическим занятиям по курсу «Метрология, стандартизация и стандартизация» iconМетодические указания к практическим занятиям “
Методические указания к практическим занятиям “Корреляционный и регрессионный анализ данных медицинских исследований” по дисциплине...
Методические указания к практическим занятиям по курсу «Метрология, стандартизация и стандартизация» iconОтветы к экзамену по курсу: «Метрология, стандартизация и сертификация»
Метрология (от греч. "метрон" мера, "логос" учение) это наука об измерениях, методах, средствах обеспечения единства и способах достижения...
Методические указания к практическим занятиям по курсу «Метрология, стандартизация и стандартизация» iconМетодические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной...
Прокурорский надзор: методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе / сост. О. А. Брашнина. – Новосибирск:...
Методические указания к практическим занятиям по курсу «Метрология, стандартизация и стандартизация» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Анализ финансовой отчетности»
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Анализ финансовой отчетности» / Сост. Л. А. Мелихова. Н. С. Панова;...
Методические указания к практическим занятиям по курсу «Метрология, стандартизация и стандартизация» iconМетодические указания к практическим (семинарским) занятиям модуля...
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям составлены к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница