Деятельность выдающихся ученых-педагогов в первые годы Советской власти


Скачать 270.93 Kb.
НазваниеДеятельность выдающихся ученых-педагогов в первые годы Советской власти
страница1/3
Дата публикации02.05.2013
Размер270.93 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3
Глава 14

Деятельность выдающихся ученых-педагогов

в первые годы Советской власти
Проводившиеся с первых лет Советской власти в широких масштабах мероприятия по борьбе с детской дефективностью имели глубокий идейно-политический смысл. В организации и проведении этих мероприятий принимали участие многие партийные и государственные деятели. Это была борьба за здоровое детство для всех, за включение аномальных детей в общественно полезный труд посредством специальной системы обучения и воспитания. Огромный вклад в создание государственной системы научно-педагогических учреждений и школ для аномальных детей внесла Н. К. Крупская. Выдающуюся роль в развитии сурдопедагогики 20-х годов, обновлении методов обучения и воспитания детей с недостатками слуха играли Н. М. Лаговский, Д. В. Фельдберг, Ф. A. Pay, И. А. Васильев.

Надежда Константиновна Крупская (1869—1939). Огромное значение в становлении советской дефектологии и сурдопедагогики, разработке теоретических и методологических основ этой специальной области педагогического знания, организации государственной системы обучения и воспитания глухих детей имела деятельность Н. К. Крупской.

Н. К. Крупская была одним из первых в России педагогов-марксистов и основоположником советской педагогики. Она проблемы воспитания и образования рассматривала с позиций подлинно научной методологии, с позиций марксизма. В автобиографическом очерке Н. К. Крупская писала: «Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь». Глубокое знание марксизма, непосредственное участие в борьбе за интересы рабочего класса и всех трудящихся в качестве профессионального революционера определяло характер ее деятельности как педагога-теоретика и организатора новой системы народного образования в нашей стране. После победы Великой Октябрьской социалистической революции Н. К. Крупская назначается членом коллегии Народного комиссариата просвещения, а в 1929 г. — заместителем народного комиссара просвещения РСФСР.

Нарком просвещения А. В. Луначарский, вспоминая о начальном этапе работы Наркомпроса, говорил: «Драгоценнейшим обстоятельством в этих условиях было то, что одним из самых главных, а может быть, и самым главным действующим лицом Наркомпроса с самых первых дней оказалась Н. К. Крупская» 2. Огромное множество проблем стояло перед Наркомпросом молодой Советской республики. И среди них проблемы обучения и воспитания аномальных детей. Проблемы эти не были оставлены без внимания Н. К. Крупской, которая в области строительства новой, советской школы и системы народного образования последовательно проводила политику Коммунистической партии. Н. К. Крупская принимала непосредственное участие в разработке и осуществлении планов всеобщего обучения глухих детей в нашей стране, в разработке и проведении в жизнь важнейших партийных и государственных постановлений по вопросам школы и народного образования.

В своих решениях в отношении глухих детей Советское правительство руководствовалось принципом социалистического гуманизма. В одном из бюллетеней школьно-санитарного отдела Наркомпроса говорилось: «Новое государство ставит во главу угла такую организацию жизни, в которой самый слабый дефективный, обделенный судьбою мог бы вести самостоятельное трудовое и счастливое существование».

После победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране была поставлена задача воспитать из глухих детей полноценных членов общества.

Н. К. Крупская неоднократно привлекала внимание работников народного образования к проблемам сурдопедагогики. Для перестройки обучения глухих Наркомпросом были привлечены лучшие специалисты того времени: Н. М. Лаговский, Ф. A. Pay, Д. В. Фельдберг, И. А. Васильев и др. Создавались специальные научно-практические институты, где под руководством Психоневрологической академии велась научная разработка проблем детской слухоречевой недостаточности.

В определении общих учебно-воспитательных задач школы для глухих детей сыграли большую роль общепедагогические труды Н. К. Крупской. Так, на основе развивавшихся Н. К. Крупской идей общественного воспитания сурдопедагогика преодолевала тенденцию к организации обособленных учреждений для глухих. Новые цели социалистической школы, говорила Н. К. Крупская,— воспитывать в учениках общественные инстинкты. И советские сурдопедагоги воспринимали эти идеи как основополагающие для школы глухих. Постепенно все школы для глухих как образовательные учреждения включались в общую систему народного образования. При участии Н. К. Крупской разрабатывался и декрет Совнаркома от 10 декабря 1919 года — «О согласовании функций народных комиссариатов просвещения и здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей». Этот декрет был подписан В. И. Лениным.

Н. К. Крупская хорошо знала жизнь глухих детей и ставила вопрос о создании такой системы их обучения и воспитания, которая бы не была заботой о них отдельных лиц, а стала общегосударственным делом. Н. К. Крупская считала, что включение специальных школ в государственную систему школьного обучения внесет коренное изменение в сущность и принципы воспитания и обучения глухонемых, слепых и других категорий аномальных детей.

Н. К. Крупская стремилась всемерно укреплять новое отношение к аномальным детям. Она требовала от окружающих не филантропической заботы и сожаления, как это было прежде, а действенной помощи, основанной на принципах социалистического гуманизма. В журнале «О наших детях», редактором которого являлась Н. К. Крупская, наряду с другими печатались и статьи о детях аномальных. В 1929 году Н. К. Крупская в этом журнале опубликовала собственную статью «Мои глухонемые приятели». Звучавшая в этой статье горячая заинтересованность в деле, искреннее участие в судьбе глухих детей не оставляли равнодушным никого из читателей. Н. К. Крупская писала о том, что глухонемые дети и особенно подростки нуждаются в сугубой защите. Закон и говорящие окружающие должны защищать их права, всячески помогать им войти в жизнь, занять в ней свое место.

Педагогические идеи Н. К. Крупской творчески воспринимались советскими дефектологами, которые осуществляли их на практике. Так, в плане реализации этих идей Н. М. Лаговским, который в первые годы Советской власти на первом съезде по борьбе с детской дефективностью в 1920 году ведал в Наркомпросе вопросами обучения и воспитания глухих, предложил план системы учреждений для глухих. В основу этого плана была положена идея преемственности, которая сохраняет свое значение до наших дней. Позднее, выступая на съезде заведующих губернскими отделами народного образования в 1922 году, Н. К. Крупская говорила о наличии конкретного плана постановки сети учреждений для дефективных детей. Очевидно, Н. К. Крупская имела в виду представленный на съезде доклад Н. М. Лаговского. В 1926 году были разработаны планы школ для детей глухих, слепых и умственно отсталых. Звеном этой системы были дошкольные учреждения — детские дома. Так мысли и предложения Н. К. Крупской входили в практику обучения аномальных детей.

Огромную роль играла Н. К. Крупская в разработке теоретических проблем сурдопедагогики. Ею выдвигался принцип органической связи теории с практикой обучения и воспитания аномальных детей. Она выступала непримиримым противником идей, чуждых гуманистической советской педагогике. Н. К. Крупская принимала активное участие в подготовке материалов ко II съезду по социально-правовой охране несовершеннолетних в 1924 году. В связи с проведением съезда на коллегии Наркомпроса был поставлен вопрос о практической целесообразности выводов сектора по обучению и воспитанию аномальных детей, которым в те годы руководил Л. С. Выготский. Оценивая выдвинутые Л. С. Выготским теоретические положения, Н. К. Крупская отмечала при этом, что теоретические позиции необходимо максимально приблизить к практике борьбы с детской дефективностью и вести настойчивый поиск новых форм, средств и методов решения проблемы.

Н. К. Крупская последовательно и систематически направляла мысль сурдопедагогов. Она призывала к поискам эффективных путей приближения обучения дефективных детей к условиям обучения и воспитания в общеобразовательной школе.

Н. К. Крупской в эти годы развивалась идея компенсаторного обучения. Компенсаторное обучение в ее понимании состоит в том, чтобы не повторять механически содержание программ массовых школ и приближать его к обучению слышащих, создавая для этого необходимые условия.

Много внимания Н. К. Крупская уделяла проблемам трудового обучения и воспитания. Ею глубоко и разносторонне развивалась мысль о том, что ребенок должен познавать предметы и явления окружающей жизни в процессе трудовых действий. Благотворное влияние этой идеи сказалось на последующем развитии советской сурдопедагогики, на разработке дидактической системы обучения глухих по принципу речевого общения. По этой системе на начальном этапе обучения осуществляется предметно-практическая деятельность. Она ставит глухого ребенка перед необходимостью пользоваться словесной речью под непосредственным руководством педагога. Как правило, обучение глухих детей сопровождается жизнерадостностью, активностью и инициативой с применением предметно-практической деятельности.

В 20-х годах в педагогической литературе получил широкое хождение термин «морально-дефективные дети». Преподаватели сурдопедагогики Ленинградского педагогического института при обсуждении системы обучения глухих предлагали даже открыть детский дом для «морально-дефективных» глухих детей. К категории «морально-дефективных» относили детей больных, измученных нуждой и голодом. Накануне II съезда СПОН Н. К. Крупская выступила в журнале «На путях к новой школе» с острой критикой этого понятия.

Н. К. Крупская с глубокой убежденностью доказывала, что этот термин позорный, что он развязывает руки нечестным педагогам, что его надо изгнать из советской педагогики. В работе «К вопросу о морально-дефективных детях» Н. К. Крупская писала:

«Позорный термин «морально-дефективный», развязывающий руки бессовестной и бессознательной части педагогов, должен быть изгнан из употребления.

На работе с заброшенными, задавленными жизнью, исковерканными ею ребятами надо оставить лишь живых, чутких людей, умеющих заслужить доверие ребят, умеющих подойти к ним.

Надо помочь ребятам, на которых всей тяжестью обрушились невзгоды жизни, надо помочь им подняться, на эту работу должны идти лучшие люди.

Долой снимающие ответственность буржуазные термины вроде «морально-дефективный»

Беспризорные, заброшенные, больные ребята должны стать родными, любимыми детьми Советской республики».

Выступления Н. К. Крупской были пронизаны идеями социалистического гуманизма, страстным желанием прийти на помощь аномальным детям. Она справедливо считала, что глухонемые дети способны приобщиться к жизни, включиться в трудовую и общественную деятельность, стать полезными членами общества, а педагогические коллективы должны помочь им в этом. В одиночку человек может развиваться только до известного предела, очень незначительного, указывала Н. К. Крупская. В дальнейшем его опыт должен обогатиться опытом других.


^ Н. М. Лаговский

(1862-1933).
В соответствии с этими принципами Н. К. Крупская настойчиво требовала приближения содержания обучения и воспитания глухонемых к содержанию деятельности массовой общеобразовательной школы. Высказанные Н. К. Крупской мысли имели основополагающее значение и для развития сурдопедагогической теории. Педагогические идеи Н. К. Крупской и ее личный пример отношения к аномальным детям вдохновляли сурдопедагогов на самоотверженное служение гуманному делу обучения и воспитания глухих детей. Педагогические идеи Н. К. Крупской служили для советских сурдопедагогов основой творческих поисков. Они не утратили своего теоретического и практического значения и для сурдопедагогов наших дней.

^ Н. М. Лаговский (1862-1933). Одним из выдающихся деятелей советской сурдопедагогики рассматриваемого периода был Н. М. Лаговский. Николай Михайлович Лаговский родился 25 декабря 1862 г. в Костромской губернии в семье сельского дьякона. Оставшись сиротой, он рано начал самостоятельную трудовую жизнь, добывая средства к жизни случайными заработками: пением в хоре, перепиской нот, уроками за любую, даже самую мизерную, плату. Во время обучения в духовной семинарии он принимал участие в деятельности Костромской организации партии «Народная воля». Близость к политической деятельности народовольцев в юношеские годы отразилась на всей последующей деятельности Н. М. Лаговского, который видел главный ее смысл в служении трудовому народу.

По окончании семинарии в 1884 году Н. М. Лаговский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, но вскоре был вынужден оставить университет из-за отсутствия средств на оплату за обучение. В октябре того же года Н. М. Лаговский поступил на должность воспитателя в Петербургское училище для глухонемых.

В 80—90-е годы в Петербургском училище глухонемых шла острая борьба за утверждение принципа обучения глухих устной словесной речи и использования ее как средства общения и получения глухими учащимися общеобразовательных знаний. Н. М. Лаговский с присущими ему искренностью и живым умом включился в творческую деятельность по перестройке учебно-воспитательного дела в училище. Он сразу же встал в ряды сторонников обучения глухих устной речи. Позднее он занимался на курсах по подготовке учителей для школ глухих, организованных при училище. По окончании курсов в 1897 году Н. М. Лаговский был зачислен на должность учителя, а через год стал инспектором Петербургского училища.

Для углубленного изучения практики обучения глухих в Европе он был командирован в Австрию и Германию. В конце XIX века в Западной Европе проводился ряд опытов по изучению слуха глухих и использованию его в процессе обучения глухих детей устной речи. В Германии в Берлинском училище глухих Я. М. Лаговский ознакомился с методами обучения артикуляции, с учебными планами, программами, в Австрии — с постановкой слуховых упражнений В. Урбанчича. Кроме того, им была тщательно изучена система подготовки учителей глухих на курсах, которыми в то время руководил выдающийся немецкий сурдопедагог Э. Вальтер.

По возвращении в Россию Н. М. Лаговский издал ряд сурдопедагогических работ. Первой из серии его книг была «Королевское училище глухонемых в Берлине», в которой давалось подробное описание процесса обучения глухонемых в этом училище. Одновременно появилась и его «Книга рассказов для классного чтения и бесед с глухонемыми детьми старшего возраста». Это было первое пособие для учителей глухих и глухих учеников старших классов, если не считать в значительной мере устаревшую к тому времени книгу Г. А. Гурцова «Энциклопедический курс» и «Хрестоматию» И.Я.Селезнева. В 1903 году вышла работа Н.М.Лаговского «Обучение глухонемых устной речи», которая в дореволюционный период выдержала два издания и стала настольной книгой для учителей глухих. Она была значительно шире по содержанию, чем ранее издававшиеся методики по обучению глухих произношению и русскому языку А.Ф.Остроградского и И.А.Васильева.

В трудах Н.М.Лаговского центральное место занимали и вопросы обучения устной речи. По своим приемам методика Н.М.Лаговского была сходна с методикой А.Ф.Остроградского. Но в отличие от А.Ф.Остроградского Н.М.Лаговский излагал содержание обучения звуковой речи в определенной системе по годам обучения. Он значительно шире и разностороннее, чем А.Ф.Остроградский, раскрывал анатомо-физиологические характеристики слухоречевого аппарата глухого человека и его возможности в восстановлении, в постановке звуков русского языка. В методике постановки звуков Н.М.Лаговский шел от более видимых и осязаемых к звукам менее «наглядным» и «ощущаемым».

Н.М.Лаговский видел в правильном домашнем воспитании глухих средство к сохранению его устной звуковой речи после наступления глухоты. Тем самым облегчалось усвоение им словарного состава и грамматики русского языка в школе.

В Петербургском училище Н.М.Лаговский проработал до осени 1910 года. С сентября этого года он взял на себя заведование четырьмя учреждениями для глухих в г. Александровске (Запорожье), объединенными в училище-хутор. Здесь Н. М. Лаговский вел напряженную сурдопедагогическую деятельность. В Александровском хуторе он объединил вокруг себя творческий коллектив учителей и воспитателей для решения намеченных им педагогических задач по обучению и воспитанию глухих детей. Среди них были сестры О. Комир и М. Комир, И. А. Соколянский и многие другие талантливые сурдопедагоги. Но Н. М. Лаговскому в Александровском хуторе не удалось осуществить многие из своих педагогических идей не только потому, что они были противоречивы, но и потому, что в условиях дореволюционной России они были утопичны. Н. М. Лаговский правильно считал, что начинать обучение глухих необходимо с дошкольного возраста и продолжать до включения их в трудовую деятельность. Но вся организация жизни этого училища страдала пороками, проистекавшими из народнических идей и прожектов.

После Великой Октябрьской социалистической революции начался наиболее плодотворный период деятельности Н. М. Лаговского. Вскоре он стал активно участвовать в работе отдела социального обеспечения в Петрограде, в ведении которого в то время состояли все учреждения для глухих города и области. По его предложению в Петрограде было открыто первое в России научно-практическое учреждение — Центральный институт глухонемых. В октябре 1918 года Н. М. Лаговский заведовал учебной частью этого института. После переезда в Московскую область он взял на себя заведование Перервинским (Люблинским) институтом глухонемых. Одновременно Н. М. Лаговский руководил сектором глухих детей в школьно-санитарном отделе Наркомпроса. Он организовал медико-педагогическую комиссию по делам глухих для разработки теоретических и организационно-методических вопросов их обучения и воспитания. Комиссия состояла из передовой части врачей и сурдопедагогов.

Авторитет Н. М. Лаговского в Наркомпросе как ученого-сурдопедагога, бескорыстная преданность делу помогли ему осуществить ряд важных практических мероприятий по обучению и воспитанию глухих и прежде всего укрепить положение специальных учреждений в системе народного образования. Н. М. Лаговский принимал самое активное участие в организации и проведении конференций и съездов, проходивших в этот период в Исследовательском институте научной педагогики при 2-м Московском государственном университете.

В 20-е годы Н. М. Лаговский создал ряд книг и пособий для студентов и сурдопедагогов. Он разрабатывал программы по обучению взрослых глухих и методические руководства к ним, букварь для глухих, основы сурдопедагогики для студентов-заочников. Книга Н. М. Лаговского по методике начального обучения глухих взрослых грамоте с использованием дактильной речи во многом сохраняет свое значение до настоящего времени. По принципу сходства и различия дактильных знаков с буквами глухой учащийся овладевал грамотой в течение 40—50 дней-уроков, что для того времени было большим достижением.

Заслуги Н. М. Лаговского в деле обучения и воспитания глухих получили высокую оценку педагогической общественности и Советского правительства. В 1929 году ВЦИК присвоил ему звание Героя Труда. Во 2-м Московском государственном университете были учреждены три студенческие стипендии его имени. Постановлением Народного комиссариата просвещения школа в г. Вязниках стала называться школой им. Н. М. Лаговского. Постановлением Главнауки УССР Киевская школа для глухих была также названа его именем. Взрослые глухие г. Астрахани открыли клуб, которому было присвоено его имя.

Научно-педагогическая деятельность Н. М. Лаговского оказала большое влияние на последующее развитие советской сурдопедагогики. Созданные им труды долгое время служили руководством для учителей. Вместе с тем развитие теории и практики сурдопедагогики в последующее время обнаруживало и некоторые слабые стороны педагогической системы Н. М. Лаговского как системы обучения словесной речи, основанной на «чистом устном методе». Однако в целом труды Н. М. Лаговского внесли большой положительный вклад в советскую сурдопедагогику.

  1   2   3

Похожие:

Деятельность выдающихся ученых-педагогов в первые годы Советской власти iconВопросы к зачету «Теория и практика сестринского дела»
Развитие сестринского дела в первые годы советской власти. Создание системы среднего специального медицинского образования
Деятельность выдающихся ученых-педагогов в первые годы Советской власти iconОтказ от военной службы в первые годы советской власти
Все люди равны, не будем убивать на войне людей-братьев. Можете на куски резать нас, мы не сдадимся, не наденем шинели, не будем...
Деятельность выдающихся ученых-педагогов в первые годы Советской власти iconТемы рефератов по курсу «история калмыкии» Историография XVIII в истории Калмыкии
Экономическое положение Калмыкии и первые преобразования Советской власти 1917-1921 гг
Деятельность выдающихся ученых-педагогов в первые годы Советской власти iconБилет 33 Декре́т о земле́ — один из декретов Советской власти, принятый...
...
Деятельность выдающихся ученых-педагогов в первые годы Советской власти iconО проведении Инвестиционной сессии для молодых ученых
Положение разработано в соответствии с основными мероприятиями Республиканской целевой программы «Молодежь Бурятии» на 2011-2015...
Деятельность выдающихся ученых-педагогов в первые годы Советской власти iconНачало нового тысячелетия, всегда вызывало у людей бесконечную, особую...
И в эти первые годы начала уже третьего тысячелетия было ощущение, что весь мир застил в ожидании чудес, открытий, инноваций которые...
Деятельность выдающихся ученых-педагогов в первые годы Советской власти iconВ самом простом его выражении
На русском языке за годы советской власти не издавалось. В результате вокруг данной темы возникла тьма великая домыслов, недоразумений,...
Деятельность выдающихся ученых-педагогов в первые годы Советской власти iconЛекция №10. Становление и развитие Советской экономики
Основные преобразования: 1) второе съезд советов 26 октября 1917 года, сформированы главные органы советской власти: снк (совет народных...
Деятельность выдающихся ученых-педагогов в первые годы Советской власти iconВопросы по истории
Октябрьская революция в Петрограде. II съезд Советов. Установление Советской власти
Деятельность выдающихся ученых-педагогов в первые годы Советской власти icon1. Власть, ее происхождение и виды
Проблема власти всегда являлась центральной темой мно­гочисленных исследований, находилась в центре внимания политических лидеров,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница