Учебно-методическое пособие для студентов


Скачать 476.46 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов
страница1/3
Дата публикации02.05.2013
Размер476.46 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

В.С. Белозеров

__________________

(подпись)

«____»_______________2010 г.

Этико-философские доминанты эстетического мира

И.С. Тургенева
Учебно-методическое пособие для студентов

Направление 031.000

Специальность 031.001 – филология

Курс по выбору; история русской литературы XIX в. (1840 – 1860 гг.)


^ Объем занятий: всего 36

Изучается в __ семестре

Разработано:

проф. Головко В.М.

Дата разработки:

«10 » октября 2009г.

Согласована:

Декан ФФЖ

/___________/ Серебряков А.А.

«____» ____________ 2010 г.
Зав. кафедрой

/_________/ Головко В.М. Рассмотрено УМК ФФЖ

«_____» _________ 2010 г.

протокол № 5

Председатель УМК ___________

(подпись)

Ставрополь, 2010 г.
^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

^ В.М. ГОЛОВКО

Этико-философские доминанты эстетического мира

И.С. Тургенева
Учебно-методическое пособие для студентов

Направление 031.000

Специальность 031.001 – филология

Ставрополь, 2010 г.

^ УДК Печатается по решению редакционно-

ББК издательского совета Ставропольского

Государственного университета

Г 61 Головко В. М. Этико-философские доминанты эстетического мира И. С. Тургенева. Учебно-методическое пособие для студентов направления 031.000, специальности 031.001 – Филология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. – с.

Учебно-методическое пособие для студентов составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта третьего поколения и нацелено на формирование у будущего филолога необходимых литературоведческих, коммуникативных, культурологических и др. профессиональных компетенций. Содержание курса, разработанное на основе достижений классического и современного тургеневедения, включает результаты исследовательской работы автора по научному направлению кафедры истории русской и зарубежной литературы Ставропольского государственного университета «Историческая поэтика русской и мировой классической литературы».

Для студентов специальности «Филология».


Рецензент:

доктор филологических наук, профессор Федотов О. И.

(Московский открытый институт гуманитарного образования).


© Ставропольский государственный университет, 2010

^ Пояснительная записка
Духовный опыт великого русского писателя И. С. Тургенева привлекает внимание исследователей и преподавателей-филологов всего мира, но изу­чен далеко не в полной мере. Тургенев был долгое время заслонен фигурами Достоевского и Толстого, хотя его художественная философия не менее значима и функциональна в движении эпох, чем создание его великих современников. Нравственно-философские идеи Турге­нева-художника оригинальны и многосложны, а его творчество характеризуется чрезвычайной активностью философской рефлексии.

Большой интерес для специалиста-филолога представляют проблемы взаимодействия теоретического и образного начал в творчестве Тургене­ва, взаимосвязи этического и эстетического в художественном мире его произведений, вопрос о самоопределении писателя по отношению к философским концепциям его предшественников и современников. В наши дни исследователи ищут подходы к анализу его художественной онтологии, особенностей миропонимания, пытаются осмыслить антропологическую поэтику писателя, которую целесообразно рассматривать в парадигме типологии стилевого развития русской классической литературы.

И. С. Тургенев, художник и философ, актуален для нашего времени, поэтому необходимо со всей настойчивостью преодолеть сохраняющуюся несовместимость двух «портретов» писателя, создан­ных символистской, интуитивистской критикой «серебряного века» и литературоведением советского периода.

Жизнь произведений И. С. Тургенева во времени зависит и от нашего интеллектуального, духовного и эстетического развития. Но их функционирование во многом обусловлено теми этико-философскими доминантами, которые остаются terra incognita для фи­лологов-преподавателей, культурологов и философов даже в наши дни. Изучение данной проблематики поможет воссоздать неискаженный образ И. С. Тургенева, связывающего эпохи и культуры разных народов. Анализ кор­реляций между тургеневскими текстами и дальними/близкими контекстами помо­жет выявить глубину художественной философии писателя, объяснить его роль в развитии литературы XIX−XX веков и нового времени.

В курсе углубленно изучается проблема соотношения литературы и философии, определяется место Тургенева в литературном и культурно-историческом процессе, раскрывается значимость художественно-философского наследия великого писателя в условиях современного социокультурного контекста.

Программа составлена на основе монографий автора: Художественно-философские искания позднего И. С. Тургенева (изображение человека). − Свердловск, 1989; Поэтика русской повести. − Саратов, 1992; Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра. − М.; Ставро­поль, 1995; Яков Абрамов: самоактуализация в художественном творчестве. – Ставрополь, 2008, а также учебного пособия «Историческая поэтика русской классической повести» − М.; Ставрополь, 2001 и статей, опубликованных в академической, центральной и региональной научной печати.

Форма аттестации: спецсеминарский доклад, зачёт.
^ Тематическое планирование




Название

Лекции

Практич.

1

Введение. Художественная литература как форма нетрадиционного философствования

2




2

И. С. Тургенев – мыслитель и писатель-философ

4




3

Россия/Родина как константа художественной аксиологии Тургенева

2

2

4

Художественно-философская интерпретация образа Христа в произведениях Тургенева и традиции православной культуры




2

5

Антиномия долга и счастья как этико-философская коллизия в сюжетной парадигме произведений И. С. Тургенева

2

4

6

Художественная натурфилософия И. С. Тургенева: метафизический аспект




4

7

Философия любви в художественной интерпретации И. С. Тургенева




2

8

Этика самоотвержения в свете философской и культурной антропологии




2

9

«Частный» человек в изображении И. С. Тургенева




2

10

Концепция свободы и необходимости И. С. Тургенева-художника в историко-философском контексте




2

11

И. С. Тургенев и немецкая философия: интерпретация проблем философской антропологии




4

12

Красота как эстетический критерий нравственного в мире художественных идей И. С. Тургенева




2

13

Художественная философия И. С. Тургенева в движении эпох

2




14

Итого

10

26



^ Учебно-методические и научно-методические характеристики дисциплины:
Цель изучения курса:

– формирование у студентов литературоведческих компетенций, навыков анализа проблем творческой индивидуальности писателя.

Задачи изучения курса:

– совершенствование методологии комплексного анализа художественного творчества;

– проверка умений анализировать философские смыслы художественных произведений;

– углубление представлений о возможностях междисциплинарных
исследований, в частности, связей русской классики с другими явлениями этнонациональной и мировой культуры;

– совершенствование знаний о специфике рассмотрения литературы
в контексте культуры, о связи художественной литературы с другими формами познания в рамках одного художественно-познавательного цикла.

Формирование профессиональных компетенций: в процессе реализации программы курса по выбору осуществляется формирование рецепционных, читательских, литературоведческих, культурологических, коммуникативных и речевых студентов-филологов.

Основные теоретические идеи курса:

– одновременность проработки в литературе и философии художествен­но-познавательного цикла «классический реализм» «идеи человека» (типа мироотношения);

– художественная литература как форма нетрадиционного философствования;

– историко-культурная эпоха как континуум диалога художественных и философс­ких систем;

– типологическая общность воззренческих и художественных идей одной стадии исторического развития, общества и культуры;

– корреляции образного и научного познания;

– литературное произведение как идейно-эстетическое единство, как интерпретируемая смыслосозидающая художественная система;

– связь философской и культурной антропологии;

– целостность индивидуального сознания художника;

– интертекст и интертекстуальность;

– текст и контекст;

– «текст в тексте».

Ключевые понятия курса:

– взаимодействие разных форм познания в рамках художествен­но-познавательного цикла;

– «диалог» художественных и философ­ских систем;

– корреляции разных форм в едином процессе познания;

– человек как объект философского и художественного творчества;

– текст и историко-культурный контекст;

– специфика и исторически обусловленная типология художественно­го и философского познания;

– литературное творчество как выражение философского мировоззре­ния писателя.

Методологической основой курса является синтез различных литературоведческих методов: историко-генетического, философско-эстетического, сопоставительно-типологического, сравнительно-исторического, струк­турно-семантического, комплексного, историко-функционального и т.д., а также некоторых принципов и методов постмодернистской эстетики. Ве­дущим является метод комплексного изучения художественного творчества.
^ Соответствие тематики курса приоритетным направлениям современной науки: программа курса по выбору составлена в соответствии с пунктом 9.7 «Изучение духовных и эстетических ценностей отечественной и мировой литературы и фольклора», «Основных направлений фундаментальных исследований Программы фундаментальных научных исследований Российской академии наук на период 2007 – 2011 годы», утверждённых Распоряжением Президиума РАН от 22 января 2007 г. (№ 10103 – 30).
^ Возможности формирования инновационного мышления студентов-филологов: предусматривается изучение этико-эстетических феноменов И. С. Тургенева в аспекте художественной аксиологии писателя, что актуализирует инновационные подходы в анализе литературы как формы нетрадиционного философствования, освещение проблем курса на основе комплексного изучения художественного творчества, обновление научных подходов в освещении экзистенциальных мотивов при анализе проблем онтологической поэтики. Материал курса нацеливает специалиста-филолога на освоение инновационных исследовательских практик с применением ИКТ в целях активизации изучения классического наследия на уровне междисциплинарных связей и отношений.
^ Формирование профессиональных компетенций: в процессе реализации программы курса по выбору осуществляется формирование рецепционных, читательских, литературоведческих и речевых компетенций студентов-филологов.
^ Воспитательный потенциал курса по выбору: художественное творчество И. С. Тургенева обладает нравственно-эстетическим потенциалом, обеспечившим русскому писателю мировое признание; в процессе его изучения у студентов формируется гуманистическое мировоззрение, конкретизируются представления о смысле жизни и ответственности личности перед собою и обществом, укрепляются гражданские, патриотические идеалы. Материал творчества И. С. Тургенева даёт возможность выработать представление о высоком предназначении человека, который стремится «надломить упорный эгоизм своей личности» («Рудин»), понимает, что «не счастье, а достоинство человеческое – главная цель в жизни» («Переписка»), что самоотвержение – залог достижения «общего блага» («Гамлет и Дон-Кихот», «Рудин»).

^ Содержание курса
Художественная литература как форма нетрадиционного философство­вания
Цель: рассмотреть методологические аспекты философии литературы на примере творчества И.С.Тургенева.
Вопросы для обсуждения:

  1. Взаимодействие философской и художественной мысли в истории мировой культуры и в рамках конкретного историко-культурного перио­да. «Идея человека» (философско-эстетическая трактовка «природы» и «сущности че­ловека») как воззренческая основа художественных систем.

  2. Философские идеи и творчество писателей. И. С. Тургенев о «философских системах» и художественном познании.

  3. Тургенев как мыслитель и писатель-философ. Роль творческой инди­видуальности писателя в историко-литературном процессе. И. С. Тургенев в современном мире.

Литература

Основная:

Амелин Г. Лекции по философии литературы. – М., 2005.

Недзвецкий В. А. И. С. Тургенев: логика творчества и ментальность героя. – М., 2008.

Ребель Г. М. «Бьющаяся в плену мысль – печальное зрелище!» (Философия в оценках и в творчестве И. С. Тургенева) // Intuitus mentis русских писателей-классиков / под общ. ред. проф. В. М. Головко. – Ставрополь, 2010.
  1   2   3

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка....
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения
Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов геологического факультета
Палеоструктурный анализ. Учебно-методическое пособие для студентов геологического факультета / Перм ун-т : Сост. В. П. Ожгибесов....
Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2011. – с
Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для организации и проведения тренингов социальной компетентности
Кибирев А. А., Веревкина Т. А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших...
Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки
З17 История: Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки. – Саратов: Изд-во Сарат ун-та, 2011. –...
Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной...
Крылова Е. Б., Мысаченко В. И., Пирогов Н. Л., Гусев А. К., Федорчукова С. Г. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной...
Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов дневной и заочной формы...
Б 33 Маркетинговые исследования. Учебно-иетодическое пособие для студентов специальности «Маркетинг» / Донецк: Донгуэт им. М. Туган-Барановского,...
Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие по производственной практике студентов...
Голубева О. В., Фокина Т. А.: Производственная практика студентов факультета психологии. Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород:...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница