Методические указания по написанию выпускных квалификационных работ для студентов направления 040200. 62 Социология (бакалавриат) очной формы обучения


Скачать 449.64 Kb.
НазваниеМетодические указания по написанию выпускных квалификационных работ для студентов направления 040200. 62 Социология (бакалавриат) очной формы обучения
страница1/4
Дата публикации02.05.2013
Размер449.64 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Гуманитарный институт

методические указания по написанию

выпускных квалификационных работ

для студентов направления 040200.62 – Социология (бакалавриат)

очной формы обучения


Ответственный секретарь РИС

______________/Сайдимова Э.Р.,

вед. специалист инновационно-методического отдела УМУ/
«____»________________2012 г.



Председатель учебно-методической комиссии ГИ
_____________ /Яковлева Н.В./


«____»________________2012 г.



Автор

___________________ /Абрашина А.И./
«____»________________2012 г.
Тел.: 45-35-23


Зав.кафедрой СОЦиСС

__________________ /Скок Н.И./

«____»________________2012 г.

Протокол № 7 от «28» декабря 2011 г.


Тюмень

2012

Утверждено редакционно-издательским советом

Тюменского государственного нефтегазового университета


Составитель: Абрашина Арина Игоревна, ассистент кафедры СоциСС

Ответственный редактор: Ухабина Татьяна Евгеньевна, к.с.н., доцент кафедры СоциСС


© Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2012

^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Данные методические указания предназначены для оказания помощи студентам в организации их деятельности на заключительном этапе обучения в университете, для концентрации и систематизации полученных знаний и навыков и реализации их в ходе подготовки выпускной квалификационной работы (далее ВКР). В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) итоговая государственная аттестация выпускников на кафедре социологии и социального сервиса проводится по направлению подготовки «Социология» - 040200.62 обязательной защитой ВКР. Выпускная квалификационная работа — это высшая форма учебно-исследовательской деятельности студента, на основе которой он аттестуется как подготовленный к работе выпускник. Она выполняется в восьмом семестре, защищается перед государственной аттестационной комиссией и является интегральным показателем результатов, достигнутых в ходе обучения. ВКР приравнивается к государственному экзамену и является аттестационным документом выпускника университета. В результате успешной защиты ВКР Государственной аттестационной комиссией принимается решение о присвоении студенту-дипломнику квалификации «Бакалавр социологии». На основании этого решения выдается диплом о высшем образовании по направлению подготовки «Социология».

В процессе университетского обучения студенты-социологи не только усваивают большой объем знаний, но и учатся применять их на практике. Кроме того, они приобретают опыт исследовательской деятельности, являющийся органической составной частью их профессионального мастерства. ВКР – это важная форма обобщения полученных знаний, реализации и развития исследовательских навыков, а также важный этап утверждения профессионального выбора. Она должна явиться самостоятельной, завершенной комплексной научно-практической разработкой, содержащей элементы теоретической новизны и практической значимости, отвечающей квалификационным требованиям к специалисту в области социологии.

Подготовка и защита ВКР представляет собой завершающий этап обучения в вузе и имеет целью:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний по комплексу социологических и социально-психологических дисциплин, применение этих знаний при решении конкретных социальных, экономических, политических, культурологических и иных задач;

- накопление опыта социологических и социально-психологических исследований;

- развитие навыков самостоятельной работы;

- оценку подготовленности студента, заканчивающего обучение в вузе, для самостоятельной работы в различных сферах современного общества.

При выполнении ВКР студенты закрепляют и расширяют знания и навыки самостоятельной работы за весь период обучения в вузе и должны использовать современные методы получения и компьютерной обработки эмпирической информации.

Настоящие методические указания преследуют цель оказать помощь студентам в проведении научного исследования по выбранной дипломной теме, оформлении полученных результатов и написании выпускной квалификационной работы в целом, а также в подготовке к защите этой работы.

Методические указания могут служить ориентиром для профессорско-преподавательского состава в научном руководстве процессом подготовки выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа – это важная форма организации учебно-исследовательской деятельности студента университета. Ее назначение — развитие познавательной самостоятельности выпускника – будущего профессионала, его умений приобретать, углублять, творчески перерабатывать и осмысливать профессионально значимые знания.

Для успешного выполнения ВКР необходимо, чтобы студент-выпускник:

- имел представление о методологических основах исследования;

- владел современными методами исследования, в том числе системным и системно-структурным;

- владел навыками социологического и социально-психологического анализа социальных фактов;

- умел связывать теорию с реальными социальными (организационными) проблемами;

- свободно ориентировался в различных источниках информации и умел работать со специальной литературой;

- умел логично, грамотно, научно формулировать результаты полученных исследований, теоретические и практические рекомендации;

- умел качественно оформлять выпускную квалификационную работу и приложения к ней.

В установленные сроки студент согласовывает тему ВКР с преподавателями кафедры и представляет ее заведующему кафедрой социологии и социального сервиса. Название ВКР должно быть кратким и отражающим ее суть; не допускаются слова «разработка», «исследование», «проблема». Тема ВКР должна быть актуальной, социально значимой, соответствовать современному состоянию и перспективам развития социологии и других общественных наук.

Представляя тему работы для утверждения, студент должен знать исходные данные и представлять структуру будущей работы. Он может предложить тему, связанную со спецификой его будущей профессиональной деятельности. Заведующий кафедрой после беседы со студентом и одобрения темы утверждает научного руководителя.

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы студент регулярно в соответствии с «Календарным графиком» отчитывается перед руководителем. Все требования руководителя являются обязательными. Именно руководитель делает заключение о завершенности как над отдельных частей работы, так и работы в целом.

ВКР — это результат исследования значимой социальной проблемы. Она должна отличаться большой глубиной проникновения в сущность изучаемого явления и новизной подхода к его анализу и содержать осмысленные результаты специального экспериментального исследования. Ее выполнение предполагает разработку, применение и проверку собственных или адаптацию уже известных методик для познания конкретного социального феномена. ВКР должна быть самостоятельной и отражать личный вклад студента в исследование выбранной темы.
^ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Основу подготовки ВКР образуют проведение исследования и письменное изложение полученных результатов.

Начальный этап исследования включает: определение научной проблемы и ее актуальности, выбор объекта и предмета исследования, формулировку цели и задач, выработку гипотезы и формирование методического замысла, опирающегося на адекватные методы, методики и исследовательские процедуры.

В целом для подготовки ВКР надо выполнить следующие позиции:

1. Выбор темы.

2. Назначение руководителя.

3. Получение задания на подготовку ВКР, разработанного кафедрой.

4. Определение темы, её обсуждение с руководителем ВКР и составление индивидуального плана подготовки ВКР.

5. Анализ задания на подготовку дипломной работы, разработанного кафедрой, определение цели, задач и концепции выпускной квалификационной работы.

6. Составление предварительного и развернутого планов исследования, согласование их с руководителем.

7. Изучение опыта, документов, состояния дел в исследуемой сфере.

8. Анализ литературы по избранной проблеме, изучение фактических и статистических материалов.

9. Проведение эксперимента.

10. Систематизация и обобщение материала как результат работы над источниками, проведения экспериментов (исследований), анализа полученных данных.

11. Техническое оформление текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ВКР, и сдача его руководителю.

12. Доработка текста по замечаниям руководителя и сдача окончательного варианта текста ВКР на кафедру.

13. Подготовка отзыва руководителем.

14. Представление завершенной работы с письменным отзывом руководителя на кафедру для прохождения предварительной защиты и заведующему кафедрой для решения вопроса о допуске к защите.

15. Прохождение предварительной защиты на кафедре.

16. Принятие заведующим кафедрой решения о допуске ВКР к защите.

17. Представление работы для рецензирования и получение рецензии.

18. Подготовка к защите (составление текста и других материалов для презентации работы), изучение отзыва руководителя и замечаний рецензента).

19. Сдача ВКР в государственную аттестационную комиссию.

20. Защита ВКР на заседании государственной аттестационной комиссии.

^ Контрольные сроки написания

выпускной квалификационной работы по дисциплине «Социология»


Период

Вид работы

7-й семестр

(ноябрь-декабрь)

Выбор темы ВКР

Январь

Утверждение темы ВКР и научного руководителя (консультанта) на заседании кафедры

8-й семестр

Февраль

Составление плана-графика и развернутого плана написания ВКР.

Первоначальный сбор материала в ходе прохождения преддипломной практики

Март

Проведение социологического исследования; анализ, систематизация исследовательских материалов и подготовка чернового варианта ВКР.

Март-апрель

Написание чистового варианта ВКР и ее оформление

Май-июнь

Защита ВКР



^ ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Выбор темы является ответственным этапом процесса подготовки ВКР. От того, насколько верно будет она определена и точно сформулирована, во многом зависит результативность всех последующих действий.

При выборе темы следует руководствоваться разработанной на кафедре проблематикой, ориентированной на учет специфики всех изучаемых дисциплин. Разумеется, студент может предложить собственную тему, при условии, если она отвечает требованиям:

- актуальности;

- новизны;

- профессиональной направленности;

- органической связи с практикой.

Выбирая тему, студент должен быть уверен в возможности научного разрешения соответствующей проблемы, обеспеченности специальной литературой, позволяющей осуществить углубленное и исчерпывающее изучение темы, возможности проведения необходимого исследования и наличии других условий для написания выпускной квалификационной работы.

Как советует Умберто Эко: «Выбор темы должен отвечать четырем требованиям:

1) Тема должна  соответствовать  склонностям  конкретного студента (то есть соответствовать темам экзаменов, прочитанным книгам, а также политической, идейной, духовной культуре выпускника).

2) Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для конкретного студента).

3) Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для конкретного студента).

4) Избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного студента»1.

На выбор и уточнение темы отводится до 15 дней.

Выбор темы осуществляется в тесном взаимодействии с преподавателями кафедры.

В дальнейшем, после утверждения кафедрой темы ВКР изменение ее недопустимо.

Одновременно с процессом выбора темы целесообразно предварительное изучение литературы по соответствующему направлению для того, чтобы получить максимальные представления о состоянии научной разработанности проблемы. Ориентировочное ознакомление с материалами по проблематике ВКР желательно начинать с обзорных, обобщающих публикаций, с работ наиболее известных авторов. Следует обращать внимание на библиографические данные, списки литературы, в которой разрабатывались близкие вопросы.
^ СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В процессе изучения литературы и выбора темы должен сложиться замысел всей работы, который реализуется в форме плана-графика и развернутого плана.

План-график ВКР составляется под наблюдением руководителя и утверждается им с учетом индивидуальных возможностей студента, сложности и степени научной разработанности проблемы. При его составлении следует уяснить содержание общих узловых вопросов, а также последовательность их рассмотрения.

План-график предусматривает основные этапы работы и сроки их завершения. В нем предусматриваются сроки консультаций с руководителем, время завершения отдельных частей ВКР и представления ее для рецензирования на кафедру.

На основе общего замысла будущего исследования составляется развернутый план ВКР. Развернутый план ― это рабочий документ, который вместе с планом-графиком дисциплинирует исследовательскую деятельность. Чем детальнее этот план, тем легче работать над проблемой, тем лучше будет результат исследования. Развернутый план может дополняться и корректироваться, так как научное исследование ― это творческий процесс.

^ Развернутый план включает введение, основную часть, состоящую из двух-трех глав (каждая глава может состоять из 2-3 параграфов), заключения, списка литературы и приложений.

Во введении раскрываются:

а) существо и актуальность избранной проблемы;

б) краткая оценка научной разработанности темы

в) объект и предмет исследования;

г) цели, задачи

д) гипотеза исследования,

е) теоретико-методологические основы,

ж) комплекс методов исследования.

Актуальность выбранной темы – это обоснование важности исследуемой проблемы. Оно включает в себя следующее: аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории и практики, раскрытие степени изученности проблемы в теоретическом и практическом аспекте, необходимость выработки практических рекомендаций.

^ Степень разработанности выбранной темы – дается краткий информационно-аналитический обзор нормативно-правовой базы и основных документов, научных работ и публикаций, практических рекомендаций и опыта по данной теме. Литературный обзор должен осуществляться в определенной логической последовательности. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе, затем то, что еще недостаточно раскрыто и потому нуждается в дальнейшей разработке, и что, по данным исследования, не получило отражения в литературе.

Объект выпускной квалификационной работы – представляет собой социальную группу, процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, которая будет исследоваться.

Предмет выпускной квалификационной работы – это та сторона, тот аспект, с которого исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное.

Цель выпускной квалификационной работы – результат, которого хочет достичь выпускник в своей исследовательской деятельности. Она характеризует основной замысел автора работы при разработке и написании ВКР.

^ Основные задачи ВКР – формулируются на основе цели в виде перечислений:

- изучить…;

- описать…;

- выявить…;

- систематизировать…;

- разработать… и т.д.

Формулировки задач имеют важное значение, так как они определяют содержание ВКР. Количество задач может диктоваться главами и параграфами.

Гипотеза в социологическом исследовании – научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития.

Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Требования к гипотезе. Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований.

1. Она должна соответствовать исходным принципам теории научного познания. Это требование играет роль критерия для отбора научных гипотез и отсева ненаучных, исключает из науки несостоятельные гипотезы, построенные на основе ложных теорий.

2. Гипотеза, объясняющая социальные факты в некоторой области, как правило, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Но новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой.

3. Необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, то она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена. Но не всегда противоречие известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности гипотезы.

4. Гипотеза должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования. Проверяется она при помощи имеющейся в распоряжении исследователя специально разработанной методики.

5. Гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему её непротиворечивость. Это делается не только посредством логических правил, но и с помощью операциональных определений. Последние позволяют избежать произвольности истолкования эмпирических терминов гипотезы.

Для того, чтобы повысить подтверждаемость гипотезы, следует стремиться к выдвижению большего числа взаимосвязанных гипотез и указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических показателей входящих в неё переменных.

^ Основная часть работы делится на теоретический и эмпирический (экспериментальный) разделы.

В теоретическом разделе раскрывается проблема, как она представлена в специальной литературе и ее гипотетическое решение автором выпускной квалификационной работы. Здесь же уместно изложить и методический замысел исследования, который должен быть реализован в процессе проверки выдвинутой гипотезы.

ВКР должна содержать описание авторской методологии исследования, включая обоснование выдвинутой гипотезы, алгоритм исследовательских действий, процедуру формирования выборки, методику сбора информации (в том числе выбор ключевых переменных), генеральной совокупности, на которой проявляется исследуемое социальное явление, способы оценки параметров (рейтинг, ранжирование, тестирование и т.д.). Приводится структура и описание разработанных аналитического аппарата, инструмента сбора информации (например, анкета, интервью) с обоснованием включения того или иного компонента.

Должны быть приведены и пояснены методы анализа собранной информации. Должно присутствовать обоснование примененных существующих или новых разработанных методик и моделей, описание особых условий проведения исследования, повлиявших на способ применения методик. В случае качественных исследований должны быть объяснены способы концептуализации понятий и установления наличия качественных взаимосвязей. Применение количественных методов предполагает мотивировку выбора соответствующих статистических процедур (факторный анализ, корреляционный анализ и т.д.). При применении статистических методов исследования следует особое внимание обратить на то, какая гипотеза принимается за нулевую для тестирования, какой уровень значимости выбирается и т.д.

В эмпирическом (экспериментальном) разделе описываются организация исследования, процедура получения конкретных результатов на основе применения избранных исследовательских методов и полученные данные о содержании, структуре, типологии, динамике и иных особенностях изучаемого социального или социально-психологического явления, выявленные причинно-следственные связи и корреляционные зависимости, приводятся результаты соответствующих измерений, их статистико-математическая обработка и содержательное осмысление. Все это дополняется таблицами, графиками и иными иллюстративными материалами.

В названии глав и параграфов не используются слова и словосочетания «исследование», «методика исследования», «программа исследования» и т.п.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания по написанию выпускных квалификационных работ для студентов направления 040200. 62 Социология (бакалавриат) очной формы обучения iconПравила оформления курсовых и выпускных квалификационных работ методические...
Правила оформления курсовых и выпускных квалификационных работ: методические указания для студентов всех форм обучения по экономическим...
Методические указания по написанию выпускных квалификационных работ для студентов направления 040200. 62 Социология (бакалавриат) очной формы обучения iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ...
Методические рекомендации предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 040201 «Социология», направления...
Методические указания по написанию выпускных квалификационных работ для студентов направления 040200. 62 Социология (бакалавриат) очной формы обучения iconТематика выпускных квалификационных работ для студентов очной формы обучения
Роль налогового планирования в формировании финансовых показателей деятельности организации
Методические указания по написанию выпускных квалификационных работ для студентов направления 040200. 62 Социология (бакалавриат) очной формы обучения iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных...
Беденко Н. Н. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ / Н. Н. Беденко. – Тверь: ООО «Пирамида ххi»,...
Методические указания по написанию выпускных квалификационных работ для студентов направления 040200. 62 Социология (бакалавриат) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины социология направление...
Методические указания по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения
Методические указания по написанию выпускных квалификационных работ для студентов направления 040200. 62 Социология (бакалавриат) очной формы обучения iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов 4 курса...
Английский язык [Текст] + [Электронный ресурс]: методические указания к семинарским занятиям для студентов 4 курса очной формы обучения...
Методические указания по написанию выпускных квалификационных работ для студентов направления 040200. 62 Социология (бакалавриат) очной формы обучения iconМетодические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для курсантов дневной и студентов заочной формы обучения в направлении подготовки 070104 «Морской...
Методические указания по написанию выпускных квалификационных работ для студентов направления 040200. 62 Социология (бакалавриат) очной формы обучения iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения факультета экономики и управления, приступающих к выполнению...
Методические указания по написанию выпускных квалификационных работ для студентов направления 040200. 62 Социология (бакалавриат) очной формы обучения iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ...
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ для студентов специальности «Финансы и кредит» очной и заочной...
Методические указания по написанию выпускных квалификационных работ для студентов направления 040200. 62 Социология (бакалавриат) очной формы обучения iconМетодические указания и задачи к выполнению практических занятий...
Высшая математика [Текс] + [Электронный ресурс]: методические указания и задачи к выполнению практических занятий для студентов I...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница