Предмет, методы и функции политологии. Этапы развития политической науки


НазваниеПредмет, методы и функции политологии. Этапы развития политической науки
страница1/5
Дата публикации12.03.2013
Размер0.81 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5

  1. Предмет, методы и функции политологии. Этапы развития политической науки.

Предмет - В представлении многих учёных политология представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного — то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом.

– совокупность политических объектов в соответствующем комплексе знаний. Благодаря широкому пониманию предмета, мы имеем более полную, многостороннюю картину мира политик. Минусами такого широкого подхода можно считать сложность различения предмета и объекта, поэтому возникают методологические сложности. Политика или политическая сфера – главный объект теории политики. При этом главный предмет – закономерности функционирования политики как системы.

Методы.

общелогические:

Эмпирические:

  • использование статистики (прежде всего электоральной);

  • анализ документов (количественный и качественный контент-анализ);

  • опрос (анкетный и экспертная оценка);

  • интервьюирование;

  • лабораторные эксперименты;

  • теория игр;

  • современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта, геоинформационные системы и другие.

Методологии:

    1. Социологическая

    2. Бихевиоралистская

    3. Нормативно-ценностная

    4. Функциональная

    5. Системная

    6. Антропологический подход

    7. Психологический подход 

    8. Социально-психологический подход

    9. Критико-диалектический подход

    10. Сравнительная методология

Функции:

  • Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.

  • Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.

  • Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.

  • Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.

  • Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.

  • Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.

  • Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

Ещё одна трактовка:

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

  • выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,

  • разрешение общественных конфликтов, их рационализация,

  • руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,

  • интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,

  • политическая социализация,

  • обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества и всего государства в целом

Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:

  1. Философский. Возникает в Древнем мире. Продолжается до середины XIX века. Аристотель — основатель политической науки; Цицерон, известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон;Никколо Макиавелли — итальянский учёный, живший во Флоренции (XVI век), который считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку.

  2. Эмпирический. Середина XIX в. — 1945 год. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология. Возникает движение марксизм. В 1920-30-е годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки в учебных заведениях.

  3. Рефлексия. 1945 год — продолжается до наших дней. В 1948 году под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, объект, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в высших учебных заведениях.

Научные труды:



  1. ^ Политика как социальная реальность: субъекты, объекты, виды, функции. Политика и мораль.

Политика - это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти, включающая отношение между группами и их лидерами по поводу государства.

^ Субъекты политологии - это социальные и национальные общности, организации, учреждения, способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями. Субъект политики — носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций и т. д. Выражают и защищают эти интересы партии, общественно-политические организации, представительные органы государства. Без интереса политика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса — потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические.

^ Объекты политологии - это те социальные общности, группы, нации и народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует в определенных целях. В демократических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

Отношения между политическими субъектами, складывающиеся при разработке стратегического политического курса, в ходе предвыборной борьбы за овладение политической властью, а также деятельность по реализации последней называют политическими отношениями.

^ Виды политики: внешняя, внутренняя.

В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;

2) функцию мобилизации и эффективности общей деятельности. Формулируя ценностно значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;

3) управленческую и регулятивную функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влияния на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие;

4) функцию рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их.

5) функцию политической социализации. Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, наделяет его опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

6) гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.

^ Спор о нравственности и безнравственности политики имеет долгую историю. Его практический смысл сводится к определению соотношения целей, средств и результатов политической деятельности, т.е.:

• можно ли добиваться решения самых благородных целей насильственными методами?

• следует ли во имя достижения счастья большинства общества принести в жертву жизнь хотя бы одного человека?

Можно выделить несколько подходов в трактовке соотношения морали и политики. Основы первого подхода, сторонники которого подчеркивают нерасторжимую связь политики и морали, заложил еще Аристотель, полагавший:

• "без добродетели человек становится самым нечестивым и самым диким существом". Поэтому политика является социальной этикой, нравственной философией, имеющей дело с обязанностями властных структур перед гражданами;

• интеграция частных интересов граждан с общей целью всего общества происходит на основе ценностей справедливости, красоты, общего блага;

• совпадение целей и средств осуществляется благодаря таланту правителей (на это указывал и Платон, подчеркивавший, что "царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благородных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой, создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей").

- в политике же господствует целесообразность и выражаются интересы многочисленных социальных групп: классов, наций, слоев и т.д.;

- содержание этих интересов имеет конкретный характер; осуществление их происходит в определенных условиях, под влиянием которых субъекты политики могут изменять свои цели;

- в политике, в ситуации различия и борьбы интересов, оправдано применение насилия, жестокости, обмана для достижения благородных целей.

Примирить отмеченные крайности во взглядах на соотношение политики и морали пытались разные мыслители:

- одни рекомендовали следовать принципу "меньшего зла" при достижении политических целей и даже выстраивали при этом шкалу наиболее значимых и менее важных ценностей.

- другой подход предлагал автор проекта Декларации независимости США Т. Джефферсон, который утверждал, что искусство управления состоит в искусстве быть честным.

3. ^ Феномен политической власти. Субъекты, объекты, ресурсы, источники и формы власти.

Субъекты политической власти – это группы людей, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии. К ним относятся: 
1.Социальные общности(народы, группы, слои) влияют опосредованно. В период радикальных перемен могут взять власть в свои руки.
2.Государство – основной главенствующий орган, своеобразная форма организации обществ. Жизни, необходимо для существования и нормального развития страны.
3. Политич. партии и организации.
4. Правящая элита, бюрократия, лобби.
5. Групповое и индивидуальное лидерство
6. Отдельные личности, толпа.

Объектом политической власти может быть общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности. Однако народ одновременно может выступать не только объектом, но и субъектом властных отношений. Как правило, проявляется это при демократических политических режимах, где организация власти предполагает прямое или опосредованное (институт представительства) участие населения в процессе принятия политических решений, право контроля над органами государственной власти.

^ Политическая власть (в наиболее общем смысле) – это особое общественное отношение, которое проявляется в способности эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам – от убеждения до принуждения.

^ Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

^ Ресурсы политической власти. Как всякая власть одних людей над другими, политическая власть может иметь различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим, морально-идеологическим. Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения.

Не располагая никаким специфическим ресурсом, политическая власть способна через государство интегрировать и задействовать все другие, что конкурировать с ней никакая иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.

^ Источники политической власти: традиция, экономическое принуждение, харизма, сила страха.

Виды власти: демократия, олигархия, охлократия, мелитократия, идеократия, аристократия, монархия, этнократия.

  1. ^ Теория разделения властей. Проблема разделения властей в современной России.

Теория разделения властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Проблема.

Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти - "президентской". Но это противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.

Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

Согласно третьей точке зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.

  1. ^ Политическая элита. Классические и современные теории элит.

Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

Система взглядов и представлений в виде теорий элит сформировалась в социологии и политологии на рубеже XIX-XX вв. Все теории элит сходятся в том, что в любом обществе, в любой сфере жизнедеятельности существует сравнительно немногочисленный высший слой людей, который доминирует над остальными.

Платон выделял особую привилегированную группу людей (философов-аристократов), которая знает, как управлять государством, и выступал против того, чтобы к управлению допускались выходцы из низов.

Политическая элита у большевиков ассоциировалась с политической аристократией буржуазного типа, которой в пролетарском государстве быть не должно, теория политических элит рассматривалась как псевдонаучное буржуазное учение, противоречившее принципам народовластия (народной демократии). В. И. Ленин, в частности, говорил о том, что в социалистической стране каждая кухарка сможет управлять государством.

Вильфредо Парето - утверждал, что все общества делятся на управляющих и управляемых. В. Парето делил управляющих на два основных психологических типа: «лис» и «львов». «Лисы» — это элиты, которые предпочитают хитрость, изворотливость. Такие типы элит больше подходят для правления в стабильных демократических режимах власти. «Львы» — элиты, которые предпочитают жесткие методы руководства. Они больше подходят для принятия решений в экстремальных условиях.

В. Парето также обосновал теорию смены элит. Например, если «лисы» не могут эффективно управлять в сложившейся ситуации, то им на смену приходят «львы», и наоборот. Кроме того, он делил элиты на правящую и не правящую — людей, обладающих элитными качествами, но пока не имеющих доступа к руководящим функциям.

Гаэтано Моска - утверждал, что все общества разделены на два класса: правящий (элиту) и управляемый. Правящий класс монополизирует власть, используя законные и незаконные методы для ее поддержания. Считал, что важнейшим критерием формирования господствующего класса является его способность к управлению другими людьми. По мнению Г. Моски, существует два основных способа обновления (пополнения) правящей элиты: демократический и аристократический. Попытка правящего класса формировать элиту только из своих рядов приводит к се вырождению и застою в общественном развитии.

Роберт Михельс - утверждал, что любая социальная организация подвергается господству олигархии. Власть элит зависит от организованности, а сама организация общества требует элитарности руководства и неизбежно воспроизводит ее. В ходе формирования элит в организации (обществе) происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно выходят из-под контроля рядовых членов. Р. Михельс считал, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она сводится к соперничеству двух олигархических групп.

В современной политологии и социологии существуют и многие другие теории элит. Например, ценностная теория исходит из того, что элита является наиболее ценным элементом общества и се господствующее положение отвечает интересам всего общества, потому что это наиболее продуктивная часть общества.

Согласно плюралистическим концепциям в обществе существует множество элит в различных сферах жизнедеятельности. Конкуренция между элитами позволяет массам контролировать деятельность элит и не допускать складывания единой господствующей группы.


  1. ^ Политическое лидерство. Типологии политических лидеров в современной России.

Политическое лидерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-влаственных полномочий и прав.

В основу типологии М. Вебера положены типы общественного управления.

Виды:

  • традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),

  • рационально-легальное (лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному; лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур),

  • харизматическое (харизматический лидер наделён экстраординарными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей; как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды).

^ Виды лидеров согласно прочим классификациям: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и региональные.

Одной из проблем российского общества является выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень далеко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо зависит тот или иной объем властных полномочий.

В современной политологии нередко выделяют следующие образы лидера: "знаменосец", "служитель", "торговец", "марионетка" и "пожарник". Лидера-знаменосца (В.И.Ленин) отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, способный увлечь массы. Лидер-служитель (Л.И.Брежнев) всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца (В.В.Жириновский, Б.Е.Немцов, Г.А.Явлинский, другие лидеры современных политических партий) характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить "купить" эти идеи, привлечь массы к их осуществлению. Лидер-марионетка (К.У.Черненко) зависит от воли и интересов своего ближайшего окружения. Лидер-пожарный (Б.Н.Ельцин) ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни в чистом виде эти образы лидерства не встречаются, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

В настоящее время в России все чаще встречаются лидеры преобразующие, а не компромиссные. Компромиссный лидер осуществляет действия без изменения основ общества. Преобразующий лидер всегда нацелен на некую перемену формы организации общества; он предвосхищает, посредничает и подчиняет опыт средствам воображения и рассудка, пытается утвердить «моральное лидерство», которое всегда исходит из фундаментальных желаний, стремлений и ценностей последователей.

  1. ^ Политическая система общества. Типология политических систем. Особенности российской политической системы.

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Функции: Обеспечение политической власти; Управление различными сферами жизнедеятельности; Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач; Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений; Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений: Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры; Политическая социализация; Легитимация политической власти; Политическая социализация; Адаптация к внешней и внутренней среде; Экстракционная функция; Дистрибутивная функция; Регулирующая функция.

Типология.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

Суверенитет народа

Периодическая выборность основных органов государства

Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства

Равенство прав граждан на участие в управлении государством

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:

1) Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном

2) Правительство основано на согласии управляемых;

3) Правило большинства
  1   2   3   4   5

Похожие:

Предмет, методы и функции политологии. Этапы развития политической науки iconТема: предмет и назначение политологии история развития политической науки
Объект – политическая сфера общественной жизни – специфическая область функционирования общества, в которой реализуются интересы...
Предмет, методы и функции политологии. Этапы развития политической науки iconВопросы к экзаменационному зачету по дисциплине
Методы и функции политологии. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии
Предмет, методы и функции политологии. Этапы развития политической науки iconВопросы к экзамену по политологии. Теория политики
А определение политологии, политическая жизнь, субъект политики, объект политики, основные характеристики политической науки
Предмет, методы и функции политологии. Этапы развития политической науки iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
Предмет, методы и функции политологии. Этапы развития политической науки iconЭкзаменационные вопросы по «отечественная история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
Предмет, методы и функции политологии. Этапы развития политической науки iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «отечественная история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
Предмет, методы и функции политологии. Этапы развития политической науки iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «отечественная история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
Предмет, методы и функции политологии. Этапы развития политической науки iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «отечественная история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
Предмет, методы и функции политологии. Этапы развития политической науки icon2. Дайте определение понятия политическая сфера общества, функционирующая...
Предмет политологии. Охарактеризуйте содержание изучаемых ею основных закономерностей развития политической сферы общества. 2
Предмет, методы и функции политологии. Этапы развития политической науки icon2. Дайте определение понятия политическая сфера общества, функционирующая...
Предмет политологии. Охарактеризуйте содержание изучаемых ею основных закономерностей развития политической сферы общества. 2
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница