Система знаний о наиболее общих закономерностях гос-ва и права, о возникновении сущности, функционирование и развитие гос правовых явлений


НазваниеСистема знаний о наиболее общих закономерностях гос-ва и права, о возникновении сущности, функционирование и развитие гос правовых явлений
страница1/10
Дата публикации15.05.2013
Размер1.13 Mb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1.

ТГП – система знаний о наиболее общих закономерностях гос-ва и права, о возникновении сущности, функционирование и развитие гос.-правовых явлений. Объект ТГП - государство и право в целом. Предмет ТГП – наиболее общие закономерности гос-х и правовых явлений, независимо от того, в какой конкретной области общ. жизни они имеют место. Предмет ТГП: а)основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва и права; б) гос. – правовые категории и понятия общие для всех юр. наук (норма права, правоотношение, правонарушение и др.); в) юр. техника.

^ Структура ТГП: 1) предмет изучения: общая теория права; общая теория гос-ва. 2) метод изучения: философия ГиП; социология ГиП; институциональная ТГП (догма права). 3) элементы, составляющие науку: 1 уровень: факты действительности; 2 уровень: понятия и категории; 3 уровень: закономерности; 4 уровень: научные теории и концепции.

Функции ТГП: а) теоретико-познавательная (онтологическая) выражается в познании и объяснении явлений и процессов гос. и правовой жизни об-ва; б) эвристическая – открытие новых закономерностей развития гос-ва и права; в) прикладная - выработка рекомендации о применении знаний на практике; г) идеологическая – способствует утверждению принципов правового гос-ва, обеспечению правовой пропаганды и правового воспитания; д) прогностическая – позволяет выдвигать научные гипотезы дальнейшего развития права и гос-ва; е) методологическая – выработка новых способов познания гос.–правовых явлений.
2.

Методология ТГП – комплекс взаимосвязанных приемов и способов, при помощи которых осуществляется процесс изучения гос.-правовых явлений.

Методология ТГП: 1) всеобщий философский метод (гос.-правовые явления изучаются с различных философских позиций); 2) общие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирования и др.; 3) специальные методы: статистический, социологический, математический, структурно-функциональный и др.; 4) частные методы правовой науки: формально-юридический, сравнительного правоведения, технико-юридический и др.

Основные принципы общетеоретического исследования права и государства:

- историзм предполагает, что гос-во и право характеризуются как изменяющиеся в пространстве и времени категории и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития;

- объективность означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов, по возможности сводится к минимуму;

- универсализм заключается в том, что ТГП изучает общие закономерности развития ГиП, безотносительно к какой-либо конкретной гос.-правовой системе;

- плюрализма закрепляет «право на жизнь» различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ порою отстаивающих противоречивые точки зрения.
6.

Причины и пути возникновения государства

Все причины происхождения гос-ва можно разделить на: 1) Экономически причины: а) «неолитическая революция» - переход от собирательства к производящей экономике. б) три крупных общ. разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, отделение ремесла, появление купцов. в) рост производительности труда и появление излишков. г) появление частной соб-ти. 2) Социальные причины: а) разложение рода и возникновение семьи. б) появление антагонизма. в) раскол об-ва на классы.

Современная наука говорит о том, что происхождение гос-ва – это многофакторный, многоэтапный процесс. На разных этапах происхождения и развития гос-ва на этот процесс влияли различные факторы, т.е. различные причины.

Пути возникновения гос-ва: Европейский: «Собственность – власть». Особенности: 1) классовое разделение об-ва. 2) завоевание территорий и превращение населения в рабство. 3) утверждение эконом. гос-ва класса имущих. 4) экономическое неравенство. 5) образование отрядов вооруженных людей для охраны интересов эконом. и полит. господствующего класса.

Восточный: «Власть – собственность». Особенности: 1) политическое господство основывалось на отправлении какой либо общественной функции. 2) поливное земледелие. 3) утрата властных полномочий приводила к потери соб-ти, что вызывало стремление сделать свою должность собственной

7.

Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).
Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммураппи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.
Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.
Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.
Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

Первоначально существовало нормативное регулирование. Пути происхождения права: 1. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные с выше, правильные и справедливые и нередко назывались «право». Наиболее ценные из них были санкционированы гос-м и стали важными источниками права. Некоторые из обычаев обличаются в правовую норму. Источник – обычай. 2. Правотворческой деят-тью гос-ва. Источник – НПА – созданные юрид нормы. 3. С судебной деят-тью соответствующих органов. Источник – правовой прецедент – однажды вынесенное решение является однозначным и обязательным по другим аналогичным делам. 4. С внешне эконом. и полит. деятельностью гос-ва. Источник – нормативные договоры.

Особенности образования права: На востоке право возникло и развивалось по влиянием религии и нравственности, а основными его источниками стали религиозные положения. Коран, законы Ману. В европейских странах наряду с обычным правом развивались зак-во и прецедентное право.
8.
Теории происхождения государства

1)Божественная теория (Аристотель, Цицерон, Илларион). Государство – божественная установка, воплощение божественной воли. гос-во вечное, незыблемое, всякое посягательство на божественную волю обречены на неудачу. Существующее неравенство предопределено богом. Теория «двух мечей» - церковь имела 2 меча: одной при себе, другой у государя для решения гос дел. Сам царь – слуга церкви. Церковная власть выше светской.

2) договорная (Спиноза, Руссо): Люди в целях выживания, в условиях существования анархии для обеспечения жизни заключили договор, так появилось гос-во. Гос-ву было поручено выполнение некоторых функций для обеспечения общ. без-ти, порядка в об-ве, если гос-во не выполняло договор, люди имели право на вооруженное нападение.

3)психологическая (Фрейд): Правители обладают особым психологическим складом. Народ способен подражать и повиноваться, т.к. есть потребность внутренняя в подчинении.

4) классовая (Ленин, Маркс, Энгельс): Причина образования гос-ва – частная соб-ть, раскол об-ва на классы. Гос-во определялось чисто классовой позицией.. гос-во – диктатура экономически, политически господствующего класса. Хар-ся появлением ЧС, диктатура.

5)патриархальная (Конфуций, Михайловский): Гос-во происходит в рез-те развития и разрастания семей. Оно есть продолжение и развитие отцовской власти. Все должны подчиняться правителю, т.к. власть в руках одного человека. Забота о подданных как о детях, правителя нужно беречь и любить.

6) насилия (Шань Янь): Гос-во возникает в связи с применением внутреннего (эконом. или полит. господство одних по отношению к другим) и внешнего (завоевания) насилия.

7) Органическая теория: Из предположений о том, что гос-во рассматривалось подобно человеческому организму. Аристотель, Платон сравнивали структуру и функции гос-ва со способностями человеческой души. Оно напоминало живой человеческий организм. Оказало влияние учение Дарвина. Гос-во единый организм. Функции мозга – правительство. Внутренних органы – низшие слои населения. Внешние функции – привилегии госп-их классов.

8)Патримониальная теория: Гальнер. Гос-ва созданы той фактической силой, кот имеет соб-ть. Правители госп-ют на территории в силу своего прав на соб-ть. Народ – арендаторы земли.

^ 9.

Теории происхождения права:

1. Теория естественного права (Локк, Руссо, Монтескье)-кроме позитивного права кот. создается государством, существуют стоящие над ним естеств. права, принадлежащие чел. от рождения. 2. Реалистическая (Иеринг)-право есть защищенный гос-вом интерес, оно ничто без гос. власти.

3. Теория солидаризма (Дюги)- объективное право составляют правила солидарности.

^ 4. Психологическая (Петражицкий)- существует подлинное право, кот. представляет собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях.

5. Историческая(Гуго,Савиньи)- право- выражение духа народа, народного правового убеждения, формирующегося постепенно, независимо от гос-ва.

^ 6.Социологическая( Эрлих, Муромцев) –право- система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое правом.

7. Нормативная (Штамлер)- право- совокупность норм исходящих от гос-ва .

^ 8. Классовая (Маркс, Энгельс, Ленин)- право- есть возведенная в закон воля господствующего класса, содержание кот. определяется материальными условиями жизни об-ва.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.
Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что прайо — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.
Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.
Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.
В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.
Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф.
Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из
«национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».
Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.
Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально- интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».
Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.
Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

10.

^ Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны.
^ Правовая система-это вся «правовая действительность» данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это - собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках :

-правовая идеология - активная сторона правосознания

-судебная (юридическая) практика
Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т. д.
Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в «семьи».

Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.

Заслуживает подход западных компаративистов, отрицающих типологию правовых систем единственно по признаку их классовой сущности. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций.

Одна из самых популярных - классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев:

-идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры

-и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.

Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название «религиозные и традиционные системы».

^ Другая классификация была предложена К. Цвайгертом иГ. Котцем в книге «Введение в правовые сравнения в частном праве», вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий «правового стиля».

«^ Стиль права» по мнению авторов, складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы.

На основе этого различаются следующие «правовые круги»: романский, германский, скандинавский, англо - американский, социалистический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р. Давида.

При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско - ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право). А. Х. Саидов полает, что только единство глобальной марксистско - ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо - германскую, скандинавскую, латино-американскую, правовую семью «общего права», и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы соцстран Европы, правовые системы соцстран Азии, и правовая система республики Куба.

Таким образом, существует несколько точек на классификацию правовых систем настоящего и недалекого прошлого. Правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:

1) право (законодательство);

2) юридическая практика;

3) господствующая правовая идеология.

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных. формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Система знаний о наиболее общих закономерностях гос-ва и права, о возникновении сущности, функционирование и развитие гос правовых явлений icon1. Теория государства и права это система объективных знаний об общих...
Теория государства и права – это система объективных знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых...
Система знаний о наиболее общих закономерностях гос-ва и права, о возникновении сущности, функционирование и развитие гос правовых явлений icon1) исторических источников права, 2) законодательных памятников (изданных...
При изучении выделяют: 1) историю гос-ва (устройство, гос органы, механизмы управления); 2) историю права (процесс возникновения...
Система знаний о наиболее общих закономерностях гос-ва и права, о возникновении сущности, функционирование и развитие гос правовых явлений iconМетодология теории гос-ва и права: понятие, классификация, хар-ка осн методов
Предмет это то, что изучает наука. Объект – это то, на что направлено исследование (человек, общество, гос-во, право). Предметом...
Система знаний о наиболее общих закономерностях гос-ва и права, о возникновении сущности, функционирование и развитие гос правовых явлений icon1. Предмет,метод и периодизация истории отеч гос-ва и права
Предметом истории отеч гос-ва и права явл-ся генезис гос-ва и права нашей страны,исторические типы и формы гос-ва и права,политические...
Система знаний о наиболее общих закономерностях гос-ва и права, о возникновении сущности, функционирование и развитие гос правовых явлений icon2. Нормы конституц права. Виды. Особенности. Классификации
Конституционное право — отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и гос-ва, конституц характеристики гос-ва,...
Система знаний о наиболее общих закономерностях гос-ва и права, о возникновении сущности, функционирование и развитие гос правовых явлений iconУтверждена на заседании кафедры Истории, теории и социологии права юридического факультета
Цель изучения дисциплины вооружить студентов системой знаний о Всеобщей истории государства и права, о возникновении государства...
Система знаний о наиболее общих закономерностях гос-ва и права, о возникновении сущности, функционирование и развитие гос правовых явлений iconНаправление политической мысли, рассматривающее государство как высший...
Конкуренция нарушается поддержкой нерентабельных производств/гос монополизмом. В основе этатизма лежит активное использование гос...
Система знаний о наиболее общих закономерностях гос-ва и права, о возникновении сущности, функционирование и развитие гос правовых явлений iconЗакономерности кот е описывает политология. Наука о полит отношениях...
Юриспруденция человеческая деятельность в сфере ф я различного рода гос но правовых систем
Система знаний о наиболее общих закономерностях гос-ва и права, о возникновении сущности, функционирование и развитие гос правовых явлений iconИстория гос-ва и права изучает 2крупных соц явления: гос-ва и права....
История гос-ва и права изучает 2крупных соц явления: гос-ва и права. Но данные явления изучаются и другими науками: философией, социологией...
Система знаний о наиболее общих закономерностях гос-ва и права, о возникновении сущности, функционирование и развитие гос правовых явлений iconВопросы на гос потгп
Действие нормативно-правовых актов (норм права) в пространстве, во времени и по кругу лиц. 
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница