Первоначально термин православие возникает как обозначение «ортодоксального» учения Церкви, утвержденное на соответствующем Вселенском или поместном соборе


Скачать 75.78 Kb.
НазваниеПервоначально термин православие возникает как обозначение «ортодоксального» учения Церкви, утвержденное на соответствующем Вселенском или поместном соборе
Дата публикации17.05.2013
Размер75.78 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
Православие

Первоначально термин православие возникает как обозначение «ортодоксального» учения Церкви, утвержденное на соответствующем Вселенском или поместном соборе. Сразу после Великой схизмы (раскола между Западной и Восточной церковью – 1054 год) начинает употребляться в качестве названия существовавших близ Константинополя христианских общин. Следует отметить, что Католическая церковь, также как и остальные древние церкви, тоже называет себя «православной», соответственно Православная церковь именует себя «вселенской», т. е. католической. Таким образом, возникают понятия католицизм и православие, а от них с целью дополнительного уточнения – происходят понятия «римокатолицизм» и «восточное православие».
После схизмы делаются неоднократные попытки сближения и объединения западной и восточной церквей, которые по многим причинам оказываются безуспешными. После 17 века многие православные общины, однако, подписывают унию с Ватиканом, сохраняя свои обряды, но в большой степени принимают его вероучение – так называемые «церкви восточного обряда» или в разговорном языке – униаты. С течением времени разрыв между двумя церквями становится более глубоким и только со второй половины 20 века начинают предприниматься новые попытки если не объединения, то хотя бы сближения ради взаимовыгодных отношений.
Учение

Православное учение строится на основе Священного писания, Священного предания и решений Вселенского собора (таковыми оно признает первые семь). При толковании чьих-либо постулатов прежде всего учитываются учения так называемых «святых отцов» и учителей церкви. Основным вероучительным документом является Никейско-Цареградский символ веры.
Православие исповедует Единого Бога, Троичного в лицах (ипостасях – Отца, Сына и Святого Духа), являющимися единосущными. Второе лицо Святой Троицы – Бог Сын, или Слово, которое воплотилось и вочеловечилось в лице Иисуса Христа. Согласно учению православной церкви, исторический Иисус Христос является одновременно и Богом и Человеком, так как имеет две природы и две воли – Божественную и человеческую. Божья благодать дается людям от Святого Духа посредством таинств, которых в сегодняшней православной церкви семь. Исповедует эсхатологичное воскресение мертвых перед Страшным судом.
Сама церковь воспринимается как богочеловеческое тело, головой которого является Бог, а верующие люди – различные его члены.
Отдается особенное почтение святым, особенно Богородице, которая по своей святости превосходит даже самые высшие ангельские чины. С почитанием святых связано иконопочитание.
Православие и другие христианские конфессии

^ ПРАВОСЛАВИЕ И УЧЕНИЯ ДО СЕДЬМОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

Православная догматика (соответственно католическая) развивается и формируется в рамках борьбы с различными обвиненными в ереси учениями
Арианство и македонянство

Согласно учению ариан, Бог Сын не является Единосущным, а подобносущным Богу Отцу, т. е. в действительности не является Богом, а творением и имеет то же происхождение, что и у всех тварей. Вопреки вмешательству императора Константина I Великого, который симпатизировал арианству, это учение было осуждено Первым вселенским собором в Никее в 325 году. Как модифицированное арианство, македонянство выводит идею о тварном происхождении Святого Духа. Это учение отвергается на Втором вселенском соборе (385 год, Константинополь). В постановлениях этих двух соборов православные, католики и представители почти все конфессий, возникших на основе протестантизма, были в общих вопросах единодушны.
Несторианство

Несторианство возникает как реакция против арианства и отрицает основное божественное достоинство Слова. Поэтому несторианцы воспринимают исторического Иисуса как обыкновенного человека, который лишь мистическим путем связан со Вторым лицом Святой Троицы. В этой связи они называют Деву Марию (чья девственность не подлежит сомнению) „человекородица”. При обвинении несторианского учения в ереси, и возникает понятие Богородица. Таким образом, Третий вселенский собор в Эфесе (431 год) впервые формулирует культ матери Христа как догму. Сегодня понимание этого вопроса является общим у католиков и православных.
Монофизитство

Монофизитство, хотя и принимает Иисуса Христа за Богочеловека, но утверждает, что в нем выражена одна единственная природа – Божественная. Позже монотелитство выскажет предположение, отрицающее существование человеческой воли у Иисуса. Эти два учения осуждаются как „неправославные” на Четвертом вселенском соборе (Халкидон, 451 год) и на Шестом вселенском соборе (Константинополь, 680-681 год). В результате этого от православия отпадает ряд древних восточных церквей – таких как Армянская и Коптская, с которыми в наше время православные церкви поддерживают тесные и дружеские отношения.

Непринятие решений Халкидонского собора со стороны некоторых церквей произошло из-за нелепой ошибки перевода. Несмотря на это, в самостоятельном историческом развитии этих христианских общин появляются некоторые значительные различия с православием.
Иконоборчество

Иконоборчество на продолжении десятилетий было господствующей государственной и религиозной идеологией в Восточной римской империи (VIII век). Его сущность заключалась в отрицании почитания святых и соответственно их изображений (отсюда и название). Учение было определено как ересь во время Седьмого вселенского собора (Никея, 787 год) и вплоть до Реформации иконопочитание было общим для всех христиан.
Римокатолицизм

Римокатолическая церковь является единственным самым большим церковным организмом, которое включает западную церковь с латинскими обрядами и восточную католическую церковь — всего более одного миллиарда крещеных. Отдельным ответвлением являются старокатолики — католики, не признающие римского папу из-за доктринальных несогласий в католицизме.
Главные различия между православием и католицизмом проистекают от политических споров между христианским Западом и христианским Востоком. Формальным поводом для разделения двух самых крупных для своего времени церковных общин послужил так называемый спор о „филиокве” ( по-латински Filioque – И от Сына). В западной церкви на протяжении веков распространяется нововведение Символа веры, связанное с этим словом, в котором объясняется, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Эта поправка упоминается впервые в середине VI века Исидором Севильским, и долгое время она не являлась поводом для разногласий. Несмотря на более поздние интерпретации со стороны двух спорящих сторон, основной аргумент со стороны православия в рамках спора состоит в том, что Символ не может быть изменен без согласия Вселенского собора. Далее критика со стороны православия обвиняет католицизм в нарушении субординаций между ипостасями из-за принижения божественного достоинства Святого Духа. На это католики отвечают, что православие принижает роль Бога Сына. В наше время дискуссии по этой проблеме являются редкостью и ведутся исключительно в особой богословской среде.
Однако в богословской среде существует и разница в толковании первородного греха и связанная с этим проблематика таинств. Если в католицизме всякое таинство совершается de facto, то, согласно православной точке зрения, что человеческое усердие является главным фактором того, что совершенное таинство станет действенным.
Основными дискуссионными моментами между православием и католицизмом являются поздние нововведения Ватикана – догмат о непорочном зачатии Богородицы (т.е. о том, что она была зачата непорочно, подобно Иисусу Христу) и догмат о верховенстве и непогрешимости папы (когда говорится ex cathedra, означает «от имени церкви»). Последнее, в целом, является несовместимым с православной экклезиологией.
Различные внешние отклики о религии, календаре, богослужении, способе оформления церковной жизни и др. имеют формальный характер и не могут быть поводом для дискуссий на фундаментальном уровне.
Протестантство

Существует множество ответвлений таких, как: англикане (переход между католицизмом и традиционным протестантством, иногда рассматриваются как ответвление протестантства), лютеране, реформисты-пресвитериане, баптисты, методисты, адвентисты Седьмого дня, назаряне, анабаптисты и пятидесятники. Они являются самыми старыми церквями, которые отделились от римокатоликов в 16 веке после протестантской реформации, разделившись еще больше после ее проведения. Точное число протестантов не определено, отчасти по причине трудности, состоящей в том, какая деноминация попадает в эту категорию, но из этого следует неопровержимый вывод о том, что протестантизм является вторым по величине направлением по количеству его членов (после римокатолицизма) в мировом масштабе. По сравнению с католицизмом, протестантство стоит дальше от православия. Указанные особенности связаны с нововведениями в католической догматике (больше всего в плане непогрешимости папы). Православие отвергает реформаторские тенденции протестантства, связанные с отрицанием культа святых и икон, сокращению числа таинств (православные церкви не признают их совершение в некоторых протестантских общинах), идею о спасении только через верование, упрощение богослужения, непринятие авторитета древних церковных летописцев.
Вопреки этим различиям, православные церкви ведут диалог с основными протестантскими церквями в рамках Всемирного Совета Церквей.
Некоторые особенности религии

Православная иерархия состоит из трех ступеней священнослужителей – дьякона, пресвитера и епископа с их внутренними разновидностями. Характерно то, что епископ должен обязательно дать монашеский обет, в то время когда дьякон и священник могут стать светским лицом, отвечающим определенным требованиям.
Церковный календарь в различных православных церквях часто не совпадает, даже в случаях, когда речь идет об общинах, придерживающихся одного и того же календарного стиля.
Существует ряд региональных религиозных особенностей – например, из-за того, что православные народы находились продолжительное время под османским влиянием, существует так называемое хаджийство – поклонение Гробу Господню, которое заимствовано от исламских традиций (хадж), с которыми эти православные народы долгое время сожительствовали. Налицо различия в местных традициях относительно подобающего поведения в храме – например, в России женщины не имеют права входить в храм в брюках и с непокрытой головой.
Ереси, секты, расколы и учения, возникшие на основе православия

Основные ереси, некоторые из которых превратились в секты, возникают в 17 веке в России как реакция против церковных реформ, осуществленных патриархом Никоном. Появляется так называемое старообрядчество, которое имеет огромное число разновидностей.
На основе православия позднее зарождается и ряд учений, скорее философских, нежели религиозных, которые в том или ином периоде имеют сильное влияние, например, «толстовство».
Большую часть своей истории православная церковь терпит различные расколы и схизмы, во время которых, однако, сохраняется единство религиозных взглядов и прекращается только церковное общение. Причины этого обычно бывают политическими – например, учреждение Болгарского экзархата, отделение русской зарубежной церкви после 1918 года, церковные расколы в 90-е годы 20 века в Болгарии, Эстонии, Украине и др. Иногда по этим и по другим формальным причинам – появляются «старокалендарцы» – после возвращения старых дат в церковном календаре и т.д.

Похожие:

Первоначально термин православие возникает как обозначение «ортодоксального» учения Церкви, утвержденное на соответствующем Вселенском или поместном соборе iconИеромонах Серафим (Роуз)
Серафима (Роуза) относятся книги "Православие и религия будущего", и "Душа после смерти", посвященные критическому рассмотрению современного...
Первоначально термин православие возникает как обозначение «ортодоксального» учения Церкви, утвержденное на соответствующем Вселенском или поместном соборе iconПравославие и библия
Православие нельзя узнать по оставшимся теологическим трактатам; оно узнается в жизни Церкви и всего церковного народа, оно менее...
Первоначально термин православие возникает как обозначение «ортодоксального» учения Церкви, утвержденное на соответствующем Вселенском или поместном соборе iconРеализм XX века имеет дело с принципиально иной социальной действительностью,...
В современном значении этот термин скорее описательный, чем точный. Первоначально термин «магический реализм» использовался немецким...
Первоначально термин православие возникает как обозначение «ортодоксального» учения Церкви, утвержденное на соответствующем Вселенском или поместном соборе iconСвятейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу 119034, Москва,...
Открытое обращение православной общественности о нарушении основополагающих принципов «Основ учения Русской Православной Церкви о...
Первоначально термин православие возникает как обозначение «ортодоксального» учения Церкви, утвержденное на соответствующем Вселенском или поместном соборе iconВасильев Андрей. Не увеличивайте сущностей напрасно или еще раз о морфогенетических полях
Как они это ощущают, где в теле возникает это знание, в голове, в сердце, где то вовне тела? Ответы самые разные, кто-то считает,...
Первоначально термин православие возникает как обозначение «ортодоксального» учения Церкви, утвержденное на соответствующем Вселенском или поместном соборе iconОтличительные черты секты (от церкви)
Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение и свою практику, отличные...
Первоначально термин православие возникает как обозначение «ортодоксального» учения Церкви, утвержденное на соответствующем Вселенском или поместном соборе iconПасхальный Тур в Грузии 4 ночей / 5 дней
После не большова отдыха по желаню трансфер вечернею молитву в Соборе Святой Троицы (Цминда Самеба). Это — главный кафедральный собор...
Первоначально термин православие возникает как обозначение «ортодоксального» учения Церкви, утвержденное на соответствующем Вселенском или поместном соборе iconПравославная церковь документы
Настоящее официальное издание основных документов Апостольской Православной Церкви предназначено как для клириков и мирян нашей Церкви,...
Первоначально термин православие возникает как обозначение «ортодоксального» учения Церкви, утвержденное на соответствующем Вселенском или поместном соборе iconВ то же время характер гипотрофии во многих странах изменился. Как...
Как правило, она возникает не в результате алиментарного фактора — недостаточного питания здорового ребенка, а вследствие тяжелых,...
Первоначально термин православие возникает как обозначение «ортодоксального» учения Церкви, утвержденное на соответствующем Вселенском или поместном соборе iconМарии Магдалины «Код Марии Магдалины»
Во многих средневековых ересях фигура Марии Магдалины по своему масштабу затмевает апостолов и становится вровень с Иисусом Христом....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница